Веселая артикуляционная гимнастика

Главная » Здоровье » Веселая артикуляционная гимнастика

Веселая артикуляционная гимнастика (автор Н.В.Нищева)

Ермакова Александра Сергеевна

Опубликовано 09.12.2012 - 19:56 - Ермакова Александра Сергеевна

Эта занимательная гимнастика поможет Вам подготовить артикуляционный аппарат ребенка к овладению сложными звуками русского языка. Вы можете заниматься с ребенком и когда его речевое развитие соответствует норме, и в том случае, если у малыша есть задержка в речевом развитии.
artikulyacionnaya_gimnastika.ppt 1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

nsportal.ru

Веселая артикуляционная гимнастика

Миркасимова Рамиля Ринатовна

Опубликовано 16.11.2012 - 20:19 - Миркасимова Рамиля Ринатовна

Веселая артикуляционная гимнастика

Веселая артикуляционная гимнастика 1 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

nsportal.ru

Весёлая артикуляционная гимнастика

Сафонова Ирина Эдуардовна

Опубликовано 23.09.2013 - 14:25 - Сафонова Ирина Эдуардовна

Презентация "Веселая артикуляционная гимнастика" предназначена для детей дошкольного возраста. Артикуляционные упражнения выполняются с использованием ярких, красочных картинок под музыку. В качестве музыкального сопровождения предлагаются известные песенки, подходящие по содержанию к названиям артикуляционных упражнений («Улыбка», «Слон», «Иголка», «Лопата», «Футбол», «Качели», «Кошечка», «Варенье», «Чашка», «Индюк», «Барабан», «Лошадки», «Гриб», «Гармошка», «Маляры»). При этом каждая мелодия звучит 25-35 секунд, что позволяет точно дозировать все упражнения. Может быть использована логопедами, воспитателями и родителями.

Презентация "Веселая артикуляционная гимнастика" предназначена для детей дошкольного возраста. 2.67 МБ

nsportal.ru

Проект "Веселая артикуляционная гимнастика"

 Проект «Веселая артикуляционная гимнастика»

в подготовительной логопедической группе

Тема: «Веселая артикуляционная гимнастика».

Автор проекта: Учитель-логопед  Макарова Виктория Юрьевна

Время проведения проекта: среднесрочный проект с 15 сентября - 28 ноября 2014г Цели и задачи.

Цели проекта: 

  • сформировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для постановки отсутствующих звуков;
  • сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.

Гипотеза:

Занятия по артикуляционной гимнастке сами по себе не интересны, не понятны детям, проходят без желания детей выполнять какие – либо упражнения. Поэтому, если в системе коррекционно - педагогической работы направленной на формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста, активно использовать артикуляционную гимнастику в игровых и нетрадиционных методах и приемах, то это более эффективно скажется на воспитании правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы.

Задачи проекта:

1.В доступной форме познакомить детей логопедической группы с органами речи, их назначением.

2. Научить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои действия.

3.Апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.

4. Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.

Предполагаемые результаты.

- четкое представление детей об органах речи: строении, назначении.

- умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные  упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;

- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;

- осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.

Актуальность проблемы.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше.

Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений  артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоение тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия.

Артикуляционная гимнастика – метод воспитания звукопроизношения признанный целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева и др.).

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Воспитателей общеобразовательных групп так же необходимо просвещать в коррекционно-логопедическом направлении с целью профилактики речевых нарушений воспитанников.

Этапы реализации :

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Заключительный этап.

Содержание и структура проекта.

1 этап: подготовительный.

Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения.

Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.

Подготовка дидактических пособий и презентаций.

2 этап: основной.

1 Работа с родителями:

1. Сообщение в рамках родительского собрания «Артикуляционная гимнастика и ее влияние на формирование правильного  звукопроизношения».

2. Консультация «Формирование правильного звукопроизношения у детей. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?».

3. Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков.

4. Создание  буклета "Артикуляционная гимнастика - помощник в постановке звуков»

5 Задание родителям  подобрать картинки для знакомства с артикуляционными упражнениями и придумать артикуляционные сказки.

2 Работа с педагогами:

1. Консультация «Нарушения звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика и ее значение в развитии речи детей»

2. Изучение основного комплекса артикуляционной гимнастики и комплексов упражнений для правильного произнесения  конкретных групп звуков».

3. Составление сборника артикуляционных сказок

4. Изготовление «книжек – самоделок» по артикуляционной гимнастике

5. Изготовление  дидактического  материала  для проведения артикуляционной гимнастики.

6 Изготовление картотеки артикуляционных упражнений

3 Работа с детьми: 

1 Знакомство с органами речи с использованием артикуляционных профилей звуков.

2. Изучение общего комплекса артикуляционной гимнастики и комплекса артикуляционной гимнастики для постановки конкретного звука.

3.Использование артикуляционных кукол «Лягушка», «Утенок», «Змейка» для изучения артикуляционных упражнений

4 Рассказывание и показ артикуляционных сказок: «Сказки о веселом язычке», «Веселые истории для артикуляционной гимнастики», «Веселая артикуляционная гимнастика», «Артикуляционная гимнастика в стихах»

5. Сочинение артикуляционных историй со Смешариками.

6. Подбор картинок для знакомства с артикуляционными упражнениями

7. Изготовление артикуляционных кубиков

8 Просмотр презентаций по артикуляционной гимнастике

3 этап: заключительный.

Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей дошкольного возраста.

Обобщение опыта  работы по проекту и его представление.

nsportal.ru

Веселая артикуляционная гимнастика н.В.Нищева


Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.
Вот простые упражнения которые вы с ребенком можtте начать делать уже сейчас, а на следующей неделе, я покажу вам новые упражнения.

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза. Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка».
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Учимся делать упражнение «Хоботок».
Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем. Учимся делать упражнение «Хомячок».
Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит. Учимся делать упражнение «Лопата».
Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Котенок любит молоко:
Нальешь — и нет ни капли вмиг.
Лакает быстро и легко,
«Лопаткой» высунув язык. Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко». Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение Язычка загнем края,
Делай так же, как и я.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий. Учимся делать упражнение «Чашечка».
Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»? Учимся делать упражнение «Качели».
Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. У птички клювик очень колкий
И тонкий, острый, как иголка.
Взгляни-ка рядом на страницу:
Мой язычок — как клюв у птицы. Учимся делать упражнение «Иголочка».
Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается. Учимся делать упражнение «Маятник».
Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Знает это весь народ:
Любит мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет
И подсядет к меду ближе. Учимся делать упражнение «Вкусный мед».
Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Выгни язычок, как спинку
Выгнул этот рыжий кот.
Ну-ка, рассмотри картинку:
Он по мостику идет. Учимся делать упражнение «Мостик».
Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Белка щелкает орешки
Обстоятельно, без спешки.
Упираем язычок
Влево-вправо, на бочок. Учимся делать упражнение «Орешек».
При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Купить книгу можно здесь

liveinternet.ru

Смотрите также