Веселая артикуляционная гимнастика нищева

Главная » Здоровье » Веселая артикуляционная гимнастика нищева

Веселая артикуляционная гимнастика (автор Н.В.Нищева)

Ермакова Александра Сергеевна

Опубликовано 09.12.2012 - 19:56 - Ермакова Александра Сергеевна

Эта занимательная гимнастика поможет Вам подготовить артикуляционный аппарат ребенка к овладению сложными звуками русского языка. Вы можете заниматься с ребенком и когда его речевое развитие соответствует норме, и в том случае, если у малыша есть задержка в речевом развитии.
artikulyacionnaya_gimnastika.ppt 1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

nsportal.ru

Артикуляционная гимнастика (автор Н В. Нищева)

Проскурякова Наталья Николаевна

Опубликовано 25.11.2015 - 14:58 - Проскурякова Наталья Николаевна

Артикуляционная гимнастика — это  комплекс упражнений, направленный на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

artikulyatsionnaya_gimnastika.docx 2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

nsportal.ru

Веселая артикуляционная гимнастика

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное   учреждение детский сад комбинированного вида № 14 «Солнышко»

«Веселая артикуляционная гимнастика»

(СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ)

Серия  дидактических игр и методических пособий по совершенствованию артикуляционной моторики детей

Возраст:  от 4 до 7 лет

Автор пособия:  

учитель – логопед Бунецкая Наталья Викторовна

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация

  • Формирование языковых умений и навыков (развитие  артикуляционной моторики, используя артикуляционную гимнастику,   умений чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного слово произношения);
  • Практическое овладение  нормами речи;
  • Совершенствование коммуникативных умений (стимулирование развития инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, воспитание  желания использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми).

Познание

  • Расширение кругозора;  
  • Развитие познавательной активности ребенка (формирование умения использовать знания в продуктивной деятельности), любознательности;
  • Воспитание бережного отношения к окружающим ребенка предметам.

Социализация

  • Воспитание  желания говорить правильно и красиво;
  • Развитие положительного отношения ребёнка к себе, к сверстникам, взрослым людям и окружающему миру;
  • Создание условий для формирования у ребёнка уверенности в себе, в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят;
  • Формирование социальных навыков: умений договориться, соблюдать правила игры и очерёдность.

Художественное творчество

  • Формирование эстетического вкуса, чувства прекрасного.

Описание  дидактических игр

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно.  Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий.  Ребенок вовлекается  в активный процесс, создается соответствующий эмоциональный настрой,  вызывается  живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения.

         Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а, следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. В игре обязательно  присутствует ь элемент соревнования, награды за успешное выполнение упражнений. Для  красочного и забавного оформления игры-занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.        

Перечень игр:

  • «Волшебные кубики»
  • « Разноцветные кнопочки»
  • «Королевское чаепитии»
  • « Поле чудес»
  • « Загадочные пазлы»
  • « Артикуляционное лото»
  • « Кто быстрее»
  • « Веселый поход»

Описание  методического пособия        

В методической части раскрыта значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения, даны краткие описания и методические указания по выполнению комплексов упражнений.

Перечень   методических пособий:

  • Картотека артикуляционных упражнений

При составлении дидактических игр и методических пособий использовались методическое пособие Т.В.Буденной «Логопедическая гимнастика» (С-Пб;  «Детство – Пресс» 2003).

Детям  четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.

Дети пяти – семи  лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

(игра для индивидуально – подгрупповой  деятельности с детьми)

Цель игры: развитие мышц органов артикуляционного аппарата, их подвижности; воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать  активность, самостоятельность, инициативность, поддерживать повышать  мотивационную потребность ребёнка к коррекционной непосредственно образовательной деятельности.

Описание игры:  дидактическая игра состоит из 6 цветных кубиков и  34 карточек - символов. В набор входит   картотека, с руководством по выполнению артикуляционных упражнений (для взрослого). На гранях кубиков  и с обратной стороны картинок  наклеена  текстильная застёжка (липучка). Она  позволяет производить смену картинок на кубиках.

Взрослый отбирает и закрепляет на гранях кубика картинки, с изображением различных артикуляционных упражнений (необходимых для совершенствования артикуляционного аппарата или для постановки звука).

Ход игры:

В игре принимают участие от 1 до 3 человек.

Перед началом игры взрослый размещает на гранях кубика необходимые картинки (упражнения для губ, щек, языка). В нале игры  ребенку  предлагают выбрать любой из кубиков.  Ребенок бросает кубик и выполняет  артикуляционное упражнение в соответствии с картинкой, выпавшей на верхней горизонтальной грани кубика.

Остальные  участники игры следят за правильностью выполнения упражнения, исправляют допущенные ошибки и производят оценку выполненного упражнения.

(игра для индивидуальной деятельности с ребенком)

Цель игры: развитие мышц органов артикуляционного аппарата, их подвижности; воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность, поддерживать повышать  мотивационную потребность ребёнка к коррекционной непосредственно  образовательной деятельности.

Описание игры:  дидактическая игра состоит из 10 цветных крышек и  34 карточек - символов. В  набор входит   картотека, с руководством по выполнению артикуляционных упражнений (для взрослого). С внутренней стороны крышек  и с обратной стороны картинок  наклеена  текстильная застёжка (липучка). Она  позволяет производить смену картинок на крышках.

Взрослый отбирает и закрепляет на  крышках картинки, с изображением различных артикуляционных упражнений (необходимых для совершенствования артикуляционного аппарата или для постановки звука).

Ход игры:

В игре принимает участие 1 ребенок.  

Перед началом игры взрослый размещает на крышечках необходимые картинки (упражнения для губ, щек, языка).

Далее крышки раскладываются в произвольном порядке  так, чтобы картинка была спрятана внутри.  Ребенку  предлагают выбрать любую «разноцветную кнопочку» и рассмотреть спрятавшуюся картинку.

Ребенок переворачивает кнопочку  и выполняет  артикуляционное упражнение в соответствии с картинкой.

Взрослый следит за правильностью выполнения упражнения, исправляет допущенные ошибки и производит оценку выполненного упражнения.

(игра для индивидуально – подгрупповой  деятельности с детьми)

Цель игры: развитие мышц органов артикуляционного аппарата, их подвижности;  воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать  активность, самостоятельность, инициативность, поддерживать повышать  мотивационную потребность ребёнка к коррекционной непосредственно – образовательной деятельности.

Описание игры:  дидактическая игра состоит из  большой поля (в виде скатерти), набора картинок (20 штук) и  34 карточек – символов. В набор входит   картотека с руководством по выполнению артикуляционных упражнений (для взрослого).  С внутренней стороны картинок  карточек   наклеена  текстильная застёжка (липучка). Она  позволяет производить смену картинок на картинках.

Взрослый отбирает и закрепляет на   картинках карточки, с изображением различных артикуляционных упражнений (необходимых для совершенствования артикуляционного аппарата или для постановки звука).

Ход игры:

В игре принимают участие от 1 до 3 человек.  

Перед началом игры взрослый размещает на картинках необходимые карточки (упражнения для губ, щек, языка).

Далее картинки раскладываются  на игровом  поле в произвольном порядке  так, чтобы картинка была спрятана.  

Взрослый объясняет детям, что один из них может устроить королевское чаепитие. Картинки со сладостям  находятся уже на столе. Но ребенок сможет их получить только тогда, когда правильно выполнит артикуляционное упражнение в соответствии с картинкой.

Остальные  участники игры следят за правильностью выполнения упражнения, исправляют допущенные ошибки и производят оценку выполненного упражнения.

Если упражнение выполнено правильно, то картинка остается у ребенка. Если допущена ошибка, то картинку забирает взрослый.

В конце игры подсчетом картинок определяется победитель – организатор «королевского чаепития». Он называет картинки со сладостями, которые сумел   выиграть.

(игра для индивидуальной деятельности с ребенком)

Цель игры: развитие мышц органов артикуляционного аппарата, их подвижности;  воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать  активность, самостоятельность, инициативность, поддерживать повышать  мотивационную потребность ребёнка к коррекционной непосредственно образовательной деятельности.

Описание игры:  дидактическая игра состоит из  большой поля (в виде круга, разделенного на 12 цветных секторов), набора  из 34 карточек – символов  и волчка.  В набор входит   картотека с руководством по выполнению артикуляционных упражнений

(для взрослого).  

Ход игры:

В игре принимают участие  1 ребенок.  

В начале игры взрослый раскладывает карточки с изображением различных артикуляционных упражнений (необходимых для совершенствования артикуляционного аппарата или для постановки звука).

Взрослый объясняет ребенку, что он попал на поле чудес. На этом поле располагаются картинки – задания. Выполнить можно только то упражнение, на которое укажет волчок.

Ребенок раскручивает волчок и выполняет упражнения. Взрослый  следит за правильностью выполнения упражнения, исправляет допущенные ошибки и производит оценку выполненного упражнения.

Если упражнение выполнено правильно, то картинка остается у ребенка. Если допущена ошибка, то картинку забирает взрослый.

В ходе игры, на  освободившиеся места (по мере необходимости)  взрослый может докладывать карточки.

(игра для индивидуальной деятельности с ребенком)

Цель игры: развитие мышц органов артикуляционного аппарата, их подвижности;  воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать  активность, самостоятельность, инициативность, поддерживать повышать  мотивационную потребность ребёнка к коррекционной непосредственно образовательной деятельности, развитие мышления, внимания.

Описание игры:  дидактическая игра состоит из набора 4 пазлов, 34 карточек - символов.  В набор входит   картотека с руководством по выполнению артикуляционных упражнений (для взрослого).  На обратную стороне частей пазлов   наклеена  текстильная застёжка (липучка). Она  позволяет производить смену картинок на пазлах.

Перед игрой взрослый отбирает и закрепляет на   пазлах карточки, с изображением различных артикуляционных упражнений (необходимых для совершенствования артикуляционного аппарата или для постановки звука).

Ход игры:

В игре принимают участие 1 ребенок.  

В начале игры взрослый раскладывает карточки с изображением различных артикуляционных упражнений (необходимых для совершенствования артикуляционного аппарата или для постановки звука) в произвольном порядке на столе перед ребенком.

Перед выполнением упражнения взрослый объясняет ребенку, что если он выполнит все упражнения гимнастики правильно, то сможет собрать все кусочки  и сложить  пазл (демонстрируется картинка).

Ребенок выбирает карточку и выполняет упражнение. Взрослый следит за правильностью выполнения, добивается четкого и правильного выполнения упражнения.

После выполнения  упражнения ребенок собирает пазл.

(игра для индивидуально – подгрупповой  деятельности с детьми)

Цель игры: развитие мышц органов артикуляционного аппарата, их подвижности;  воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать  активность, самостоятельность, инициативность, поддерживать повышать  мотивационную потребность ребёнка к коррекционной непосредственно  образовательной деятельности, развитие мышления, внимания.

Описание игры:  дидактическая игра состоит из 6 больших карт, 34 карточек - символов и 34 черно-белых карточек – символов.  В набор входит   картотека с руководством по выполнению артикуляционных упражнений (для взрослого).

На больших картах и на цветных карточках наклеена  текстильная застёжка (липучка). Она  позволяет производить смену картинок на игровом поле.

Перед игрой взрослый отбирает и закрепляет на   игровом поле картинки, с изображением различных артикуляционных упражнений (необходимых для совершенствования артикуляционного аппарата или для постановки звука).

Игра позволяет объединить детей  с разным уровнем развития артикуляционной моторики и с  нарушениями разных групп звуков.

Ход игры:

В игре принимают участие от 1 до 5 детей.  

        Взрослый раздает детям большие карты. Далее детям демонстрируется черно-белое изображение картинок. Взрослый спрашивает: «У кого есть такая картинка?». Ребенок отыскивает картинку у себя на карточке и выполняет соответствующее артикуляционное упражнение. После правильно выполнения упражнения картинка закрывается.

        Выигрывает тот ребенок, кто быстрее всех правильно выполнит все упражнения.

Остальные  участники игры следят за правильностью выполнения упражнения, исправляют допущенные ошибки и производят оценку выполненного упражнения.

(игра для индивидуально – подгрупповой  деятельности с детьми)

Цель игры: развитие мышц органов артикуляционного аппарата, их подвижности; воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность, поддерживать повышать мотивационную потребность ребёнка к коррекционной непосредственно  образовательной деятельности.

Описание игры:  дидактическая игра состоит из  большого  поля (в виде тропинки), набора  карточек соответствующие цвету игрового поля (по количеству отрабатываемых упражнений) и  34 карточек - символов, мелких игрушек (по количеству играющих детей). В набор входит   картотека с руководством по выполнению артикуляционных упражнений ( для взрослого).  

С внутренней стороны картинок и  карточек   наклеена  текстильная застёжка (липучка). Она  позволяет производить смену картинок на карточках.

Взрослый отбирает и закрепляет на   картинках карточки, с изображением различных артикуляционных упражнений (необходимых для совершенствования артикуляционного аппарата или для постановки звука).

В игре можно объединять детей, с разным уровнем развития артикуляционной моторики и с  нарушениями разных групп звуков.

Ход игры:

В игре принимают участие от 1 до 3 человек.  

Перед началом игры взрослый размещает на игровом поле (в виде дорожки) картинки с изображением необходимых артикуляционных упражнений.

Взрослый объясняет детям, что сегодня организуются соревнования кто быстрее пройдет  свою  дорожку.

Но вперед можно двигаться только тогда, когда правильно выполнится артикуляционной упражнение, изображенное на картинке.

Если ребенок выполняет упражнение правильно, то картинка переворачивается тыльной стороной вверх, и  дорожка не прерывается. Игрушка продвигается на один ход вперед. В случае неправильного выполнения упражнения картинка не переворачивается. Ребенок делает ход вперед игрушкой.

Участники игры следят за правильностью выполнения упражнения, исправляют допущенные ошибки и производят оценку выполненного упражнения.

Выигрывает тот ребенок, чья игрушка быстрее доберется до конца дорожки и у кого будет меньше всего неперевернутых картинок.  

(игра для индивидуально – подгрупповой  деятельности с детьми)

Цель игры: Цель игры: развитие мышц органов артикуляционного аппарата, их подвижности, формирование произносительных умений и навыков у детей; воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность, поддерживать интерес ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребность в логопедических занятиях.

Описание игры:  дидактическая игра состоит из  игрового  поля (в виде тропинки), 34 карточек - символов, мелких игрушек (по количеству играющих детей), и 19 подставок для карточек, кубик. В набор входит   картотека с руководством по выполнению артикуляционных упражнений ( для взрослого).  

Взрослый отбирает и закрепляет на  подставках картинки, с изображением различных артикуляционных упражнений (необходимых для совершенствования артикуляционного аппарата или для постановки звука).

Ход игры:

В игре принимают участие от 1 до 3 человек.  

Перед началом игры взрослый размещает на игровом поле (на дорожке) картинки с изображением необходимых артикуляционных упражнений.

Взрослый объясняет детям, что сегодня отправляемся в поход.

Ребенок бросает кубик и «ходит» своей игрушкой по игровому полю в соответствии с числом, выпавшем на кубике. Затем игрок выполняет определенное артикуляционное упражнение.

Остальные участники игры следят за правильностью выполнения упражнения, исправляют допущенные ошибки и производят оценку выполненного упражнения.

Выигрывает тот ребенок, чья игрушка быстрее доберется до  финиша.

nsportal.ru

Веселая артикуляционная гимнастика н.В.Нищева


Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.
Вот простые упражнения которые вы с ребенком можtте начать делать уже сейчас, а на следующей неделе, я покажу вам новые упражнения.

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза. Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка».
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Учимся делать упражнение «Хоботок».
Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем. Учимся делать упражнение «Хомячок».
Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит. Учимся делать упражнение «Лопата».
Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Котенок любит молоко:
Нальешь — и нет ни капли вмиг.
Лакает быстро и легко,
«Лопаткой» высунув язык. Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко». Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение Язычка загнем края,
Делай так же, как и я.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий. Учимся делать упражнение «Чашечка».
Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»? Учимся делать упражнение «Качели».
Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. У птички клювик очень колкий
И тонкий, острый, как иголка.
Взгляни-ка рядом на страницу:
Мой язычок — как клюв у птицы. Учимся делать упражнение «Иголочка».
Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается. Учимся делать упражнение «Маятник».
Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Знает это весь народ:
Любит мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет
И подсядет к меду ближе. Учимся делать упражнение «Вкусный мед».
Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Выгни язычок, как спинку
Выгнул этот рыжий кот.
Ну-ка, рассмотри картинку:
Он по мостику идет. Учимся делать упражнение «Мостик».
Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Белка щелкает орешки
Обстоятельно, без спешки.
Упираем язычок
Влево-вправо, на бочок. Учимся делать упражнение «Орешек».
При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Купить книгу можно здесь

liveinternet.ru

Веселая артикуляционная гимнастика н.В.Нищева


Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.
Вот простые упражнения которые вы с ребенком можtте начать делать уже сейчас, а на следующей неделе, я покажу вам новые упражнения.

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза. Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка».
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Учимся делать упражнение «Хоботок».
Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем. Учимся делать упражнение «Хомячок».
Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит. Учимся делать упражнение «Лопата».
Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Котенок любит молоко:
Нальешь — и нет ни капли вмиг.
Лакает быстро и легко,
«Лопаткой» высунув язык. Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко». Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение Язычка загнем края,
Делай так же, как и я.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий. Учимся делать упражнение «Чашечка».
Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»? Учимся делать упражнение «Качели».
Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. У птички клювик очень колкий
И тонкий, острый, как иголка.
Взгляни-ка рядом на страницу:
Мой язычок — как клюв у птицы. Учимся делать упражнение «Иголочка».
Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается. Учимся делать упражнение «Маятник».
Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Знает это весь народ:
Любит мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет
И подсядет к меду ближе. Учимся делать упражнение «Вкусный мед».
Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Выгни язычок, как спинку
Выгнул этот рыжий кот.
Ну-ка, рассмотри картинку:
Он по мостику идет. Учимся делать упражнение «Мостик».
Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Белка щелкает орешки
Обстоятельно, без спешки.
Упираем язычок
Влево-вправо, на бочок. Учимся делать упражнение «Орешек».
При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Купить книгу можно здесь

liveinternet.ru

Смотрите также