Ритмическая гимнастика

Главная » Здоровье » Ритмическая гимнастика

Ритмическая гимнастика

У этого термина существуют и другие значения, см. Ритмическая гимнастика (значения).

Ритмическая гимнастика (ритмика) — система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом. Метод заключается в развитии чувства ритма — чувства времени, иными словами, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях. Система Далькроза способствует развитию и упражнению внимания и памяти. Работа над созданием и оформлением метода ритмического воспитания относится к 1900—1912 гг.; первоначальное название — faire les pas («делать шаги»), затем ритмическая гимнастика, но, поскольку из-за слова «гимнастика» метод начали путать с обыкновенной спортивной гимнастикой, Далькроз остановился на слове «ритмика». В настоящее время употребляются оба слова.

На идею создания системы Далькроза натолкнуло наблюдение над учениками, которым он преподавал сольфеджио: выяснилось, что даже самые неспособные запомнить и воспроизвести музыкальную фразу сразу понимали задание, как только начинали двигаться вместе с музыкой. В России самым ревностным и последовательным пропагандистом ритмической гимнастики был кн. С. М. Волконский.

История создания и концепция метода

Ганновер, занятие женской школы гимнастики Logis, июнь 1929 года

В то время, когда на сценах концертных зал мелькали босые ноги пластичек (основоположницей пластической школы танца была Айседора Дункан), в Женевской Консерватории профессор Эмиль Жак-Далькроз, отчаявшись научить своих учеников воспринимать ритмическую структуру музыкального произведения, предложил им на уроке сольфеджио пользоваться дирижерским жестом, что сразу помогло ученикам действенно ощутить ритм музыки, а позднее Далькроз присоединил к движениям рук шаги, бег и прыжки при выполнении ритмических рисунков. Именно сольфеджио навело его на мысль о воплощении музыкальных звучаний в движении.

Это и было началом системы, названной впоследствии «системой ритмической гимнастики», а ещё позднее — «ритмикой», а пока это называли «faire les pas» (делать шаги). Многие шутя говорили просто «pas Jaques» (рус. шаги Жака).

Так началась революция в деле музыкального воспитания. Далькроз чувствовал необходимость участия всего тела в интерпретации элементов музыкальной выразительности. Он искал связь между моторикой и слуховыми восприятиями и считал, что стоит на пороге нового вида искусства, к которому приближался с трепетом.

Далькроз признавал, что его система ещё не вполне оформлена и понимал, что упражнения, созданные им, не могут убедить всех в их значимости, тем более, что ритмическая гимнастика — дело личного опыта. Это подтверждает и один из его учеников — художник Поль Перреле. Он подтверждает, что нельзя судить о ритмике не принимая в ней участия, что вначале он критиковал её как художник, воспринимающий её чисто зрительным путём, пока не ознакомился с нею всем своим телом. Радость, которую он испытал при этом, оставила незабываемое воспоминание.

Требования, которые Далькроз первоначально предъявлял к целям и задачам своей системы, были очень скромными. Он хотел внести элемент художественности в существующие гимнастические системы, установить внутреннюю связь между психикой и физикой. Для достижения этих целей использовать музыку, в которой, считал он, все оттенки звукового движения во времени определены с безусловной точностью. Далькроз восставал против того, чтобы ему приписывали желание создавать новое танцевальное искусство или желание опрокинуть старые классические ритмы в музыке. Он категорически опровергал эти упреки. Он говорил, что хочет просто вернуться к естественности выражения чувств, уничтожить виртуозность музыкальную и физическую, преувеличенную лживую технику и возвратить, по возможности, психофизическому механизму простоту действия.

  • В 1905 году происходит открытие первого курса в стенах Женевской консерватории.
  • В 1911 году создается Институт музыки и ритма Эмиля Жак-Далькроза.
  • В 1912 году в России открываются Курсы ритмической гимнастики, задуманные как филиал Института, директором стал кн. С. М. Волконский.
  • Метод находит широкое признание, в первую очередь в школе классического балета.

Ритмическая гимнастика в советской массовой культуре

Телепередача «Ритмическая гимнастика» была крайне популярна в Советском Союзе в 1980-е годы. В 1984 году для музыкального сопровождения занятий гимнастикой фирмой «Мелодия» была выпущена грампластинка «Ритмическая гимнастика» тиражом 100 000 экземпляров.

Отличия ритмической гимнастики от аэробики

Planned section.svg Этот раздел статьи ещё не написан.Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года.

Ритмическая гимнастика как вид спорта

С 1963 года проводится чемпионат мира по ритмической гимнастике.

Литература

  • Жак-Далькроз, Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. — Пг, б/г.
  • E. Jaques-Dalcroze, Rhythm, Music & Education. — London, 1980
  • Кн. С. М. Волконский, «Психологически-воспитательное значение системы» и «Ритмическая гимнастика». — «Листки Курсов Ритмической гимнастики», СПб, № 1, март 1913
  • Он же, «Ритм в истории человечества» — в ж. «Ежегодник Императорских театров», СПб, № 3, 1912
  • Он же, «Ритм в сценических искусствах». Доклад на Всероссийском съезде художников. — «Аполлон», СПб, 1912, № 3-4,с.61
  • Далькроз. Музыка, ритмика и толпа. — «Жизнь искусства», 1924, № 1-13, с.12
  • C.-L.Dutoit, Music, Movement, Therapy. — London, 1977.
  • Евреинов Н. Н. Pro scena sua. — СПб, 1913
  • «Жак-Далькроз Эмиль». Ассоциация ритмистов. Москва, Сборник материалов для занятий по ритмике (система Жак-Далькроза). — М., 1930
  • «Листки Курсов Ритмической Гимнастики», СПб.
  • Римский-Корсаков. Далькроз и эстетика. — «Русская Мысль», 1915, № 5, с.67-81
  • Ритм — ежегодник Института Жак-Далькроза, 1 том, Берлин, 1912, с.86
  • Франк Мартэн a.o. Emile Jaques-Dalcroze. L’Homme. Le Compositeur. Le createur de la Rythmique [монография]. — Neuchatel (Suisse), 1965
  • Сосина В. Ю. Азбука ритмической гимнастики. — «Здоров’я», Киев, 1986.

См. также

  • Жак-Далькроз, Эмиль
  • Букреева, Елена Константиновна
  • Волконский, Сергей Михайлович
  • Гринер, Вера Александровна
  • Курсы ритмической гимнастики
  • Листки Курсов ритмической гимнастики
  • Ритмический институт
  • Институт музыки и ритма Эмиля Жак-Далькроза
  • Ритмическая гимнастика (альбом)
⛭Физические упражнения КлассификацияВиды упражнений
Акробатика • Бег трусцой • Гибкость человека • Гимнастика • Спорт • Тренинг • Физическая культура
Зарядка • Зимнее плавание • Культуризм • Пауэрлифтинг • Приседания • Опорный прыжок • Сальто • Тренинг • Тяга верхнего блока • Фитнес
⛭Гимнастика
  • Акробатика
  • Аэробика
  • Гимнастика
  • Прыжки на батуте
  • Ритмическая гимнастика‎
  • Спортивная гимнастика
  • Художественная гимнастика
Улучшение статьи Для улучшения этой статьи желательно:
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Викифицировать список литературы.

ru.wikipedia.org

Ритмическая гимнастика. Ритмическая гимнастика: упражнения

Ритмическая гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на укрепление здоровья и общее развитие тела человека.

История возникновения

ритмическая гимнастика

Система ритмической гимнастики впервые появилась в Женеве. Основателем считается профессор консерватории Эмиль Жак-Далькроз. Он чувствовал необходимость интерпретации музыки через участие всего тела. Далькроз считал, что моторика и слуховое восприятие тесно связаны между собой, он придумывал определенные упражнения в соответствии с музыкальными произведениями.

В 1905 году в Женевской консерватории появились курсы музыкальной ритмической гимнастики, которые пользовались большой популярностью у населения. Далее, в 1911 году, Эмиль Жак-Далькроз создал Институт, в котором преподавали ритмическую гимнастику, обучаться ей мог любой желающий. Уже в 1912 году занятия ритмической гимнастикой появились в России, директором филиала Института музыки и ритма был князь С. В. Волконский.

Ритмическая гимнастика 80-х годов была крайне популярна. Комплексы упражнений заранее продумывали для широкой аудитории. Телепередачи с занятиями транслировались по Центральному телевидению.

комплекс ритмической гимнастики

Концепция ритмической гимнастики

Комплекс ритмической гимнастики условно можно разделить на несколько частей. Первая – подготовительная: человеком выполняются упражнения, разогревающие мышцы. Вторая часть – основная: используются упражнения на все группы мышц. Третья – заключительная часть, которая направлена на восстановление дыхания и успокоение и расслабление организма.

Музыка для ритмической гимнастики является очень важной частью программы занятий. Она должна быть ритмичной, поднимать настроение и оказывать стимулирующее воздействие на человека. Музыкальный ритм представляет собой временное соотношение звуков, он должен быть четким и понятным. От темпа музыки зависит интенсивность физических упражнений.

Польза ритмической гимнастики для здоровья

Занятия гимнастикой – это, прежде всего, профилактика различных заболеваний, особенно гипертонии и ишемической болезни сердца.

Ритмическая гимнастика является прекрасным средством для похудения. Но, кроме занятий, необходимо также придерживаться диеты, ограничивать жирное и мучное. Физические упражнения в сочетании с правильным питанием непременно приведут к снижению веса, укреплению мышц.

детская ритмическая гимнастика

Нагрузка при занятиях гимнастикой

Для того чтобы занятия ритмической аэробикой были эффективными, нагрузка должна быть определенной, соответствовать нормам, стимулировать обменные процессы в организме и улучшать кровообращение.

Минимальная нагрузка в ритмической гимнастике должна соответствовать частоте сердечного ритма, то есть не ниже 130 ударов в минуту. Пульс является замечательным показателем интенсивности физических упражнений.

Как заниматься ритмической гимнастикой самостоятельно

Самый простой способ заниматься ритмической гимнастикой самостоятельно – использовать телевизионные комплексы. Также можно составить комплекс упражнений, идеально подходящий для вас, соответствующий вашим возможностям и задачам.

ритмическая гимнастика 80-х

Для того чтобы подготовить мышцы и суставы к физическим упражнениям, перед занятиями следует применять массаж. Очень важно в начале занятия провести тщательную разминку, разогреть мышцы, подготовить тело к основным упражнениям. Только после этого можно приступать к сложным элементам и увеличивать темп упражнений.

В упражнениях ритмической гимнастики участвуют все группы мышц, задействованы все суставы. Занимаясь самостоятельно, можно фантазировать под музыку, придумывать новые элементы. Главное правило – не останавливаться во время занятий: между упражнениями не должно быть долгих пауз.

Для того чтобы правильно подобрать нагрузку, необходимо учитывать возраст, состояние здоровья и подготовленность к занятиям.

Детская ритмическая гимнастика очень полезна для детей разного возраста. Комплекс упражнений должен учитывать возраст и физическое состояние ребенка.

Противопоказания

ритмическая гимнастика упражнения

Существует ряд противопоказаний к занятиям гимнастикой. К ним относятся в первую очередь хронические заболевания, такие как: сердечная недостаточность, порок сердца, высокое артериальное давление, заболевания почек и печени, нарушения ритма сердца и другие. При наличии этих заболеваний занятия физкультурой должны проходить под контролем врача.

Не следует заниматься гимнастикой и при инфекционных заболеваниях: ОРЗ, гриппе, простуде и других. Заниматься можно только после полного выздоровления во избежание неприятных последствий. При болях в суставах начинать занятия можно только после обследования и выяснения причин боли. Не следует заниматься гимнастикой во время обострений.

Ритмическая гимнастика: упражнения

Все упражнения должны выполняться с сохранением правильной осанки, это обязательное условие эффективности ритмической гимнастики. В подготовительной части комплекса используются следующие упражнения: ходьба на месте, приставной шаг, вращательные движения ногами и руками, скручивания, танцевальные движения. Танцевальные элементы в стиле диско, латино, брейк и другие улучшают координацию движений, развивают умение владеть своим телом.

Основная часть гимнастики включает упражнения на разные группы мышцы. Упражнения для шеи: повороты, наклоны, круговые движения. Необходимо контролировать правильность выполнения упражнений. Следующие элементы – упражнения для рук и плечевого пояса. К ним относятся круговые движения, сгибы, махи и т. д.

музыка для ритмической гимнастики

Следующие упражнения направлены на укрепление мышц туловища. К ним относятся наклоны вперед, назад и в стороны, круговые и полукруговые движения, отведения, прогибы, движения таза. В комплекс обязательно должны входить несколько видов упражнений.

Упражнения для ног включают полуприседы, приседы, отведения ног, подъемы, махи, круговые движения и т. д. Также в комплекс ритмической гимнастики входят прыжки, подскоки, бег, танцевальные элементы. Полезны для здоровья упражнения, выполняемые в положении сидя или лежа. В таком положении хорошо прорабатываются мышцы брюшного пресса, туловища и ног.

В заключительной части ритмической гимнастики должны быть упражнения на восстановление организма. Это могут быть медленные наклоны из положения сидя, приседы с расслаблением ног и рук, перенос тяжести с одной ноги на другую, перекаты в положении лежа и многие другие упражнения.

Ритмическая гимнастика оказывает положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную, пищеварительную системы организма, укрепляет мышцы и суставы, поднимает настроение и укрепляет нервную систему человека.

syl.ru

Ритмическая гимнастика - особенности, комплекс упражнений и рекомендации

Ритмическая гимнастика является одним из самых популярных спортивных направлений сегодня. Она укрепляет и развивает организм и показана людям практически в любом возрасте. Ее основу составляет подчинение движения определенному музыкальному ритму. Познакомимся с особенностями, комплексом упражнений и рекомендациями специалистов.

Немного истории

Исторически ритмическая гимнастика уходит корнями в Древнюю Грецию. Именно тогда разрозненные элементы начали соединять в комплексы и практиковать их под музыку. Целью всего этого было воспитание красивой походки, осанки, ловкости и пластичности движений.

В 19 веке французским психиатром Циналем было выдвинуто предположение, что танцевальные занятия способны излечить людей от некоторых заболеваний. А педагог Ф. Дельсарт разработал комплекс «выразительной гимнастики» для создания массовых выступлений. Она включала мимику, жесты, ходьбу, позы.

В Россию ритмическая гимнастика пришла только в начале 20-го века. Тогда был открыт Институт ритма, где готовили преподавателей для музыкальных классов и училищ. Наибольшую же популярность это направление приобрело лишь в 80-е годы, когда стали разрабатываться различные комплексы упражнений, выпускаться видеокассеты и шоу-программы, создаваться оздоровительные клубы и т. д.

занятия ритмической гимнастикой

Сегодня

В настоящее время ритмическая гимнастика известна нам под термином «аэробика». Она имеет определенные комплексы и правила выполнения упражнений и организацию занятий. Данное направление часто используют для проведения самостоятельных занятий, утренней зарядки или физкультурной паузы в крупных компаниях в течение рабочего дня.

Положительное воздействие

Упражнения ритмической гимнастики оказывают благоприятное, укрепляющее воздействие на организм человека. Они повышают его защитные функции от вирусных заболеваний, развивают костную и мышечную системы. В процессе аэробных нагрузок человек становится более выносливым, активизируется его кровообращение, происходит интенсивное насыщение организма кислородом и увеличивается жизненная энергия. Кроме того, ритмическая гимнастика – это великолепный способ справиться с плохим настроением, избавиться от стресса и скинуть лишние килограммы.

Особенности

Все формы данной гимнастики имеют свои особенности. Например, для утренней зарядки подбирают простые упражнения: шаг на месте, подскоки, полуприседания и полунаклоны, короткие связки из 4-5 элементов (или движений). Осуществляется утренняя ритмическая гимнастика под музыку среднего темпа для приятного, ненапряженного исполнения.

Наиболее эффективными для развития и укрепления организма считаются самостоятельные уроки. Ритмическая гимнастика (аэробика) включает три этапа: разминку, основную и заключительную части. На первом происходит подготовка (или разогрев) тела. Длительность этой части занятия составляет не более 5 минут. На основном этапе происходит проработка различных мышечных групп. Продолжительность его вариативна, зависит от поставленных задач. И наконец, заключительная часть направлена на расслабление, растягивание и восстановление ровного дыхания. Она длится примерно 5 минут.

музыка для ритмической гимнастики

Рекомендации

Вот некоторые из них:

  • Любое занятие ритмической гимнастикой следует проводить на пустой желудок либо спустя полтора часа после еды.
  • Тренировочная одежда должна быть максимально удобной, чтобы не стеснять движения.
  • Музыка для ритмической гимнастики имеет большое значение. Она должна задавать темп занятию и создавать хорошее настроение. Поэтому необходимо внимательно отнестись к этому «компоненту» и подбирать наиболее удобный для себя ритм, который не вызовет перенапряжения организма. Как правило, для каждого блока упражнений музыка записывается отдельно, затем все монтируется. И сопровождение идет без пауз, одним потоком.
  • При выполнении упражнений очень важно чередовать статические и динамические элементы. Акцент рекомендуется делать на более слабых частях тела.
  • Со временем нагрузку следует увеличивать, продолжая чередовать быстрый и медленный темп.
  • Перед занятиями аэробикой рекомендуется проконсультироваться с врачом. Травмы, дыхательные заболевания, болевые синдромы, перенесенные операции и высокое давление – далеко не полный список противопоказаний.

Комплекс

Комплексы ритмической гимнастики, как уже говорилось, многовариантны. Выбор их зависит от уровня физической подготовки человека и цели, которую он желает достичь в результате тренировок. В данной статье приведем стандартный комплекс. Он направлен на проработку всех групп мышц и имеет средний уровень нагрузки.

ритмическая гимнастика упражнения

Разминка

Разогревать следует все звенья тела, начиная с головы:

  • Займите исходное положение стоя. Ноги поставьте на ширине плеч, руки на талию. В активном ритме начните вращения головой сначала по часовой стрелке, затем против нее.
  • Не меняя положение и не сбавляя темп, совершите круговые движения плечами вперед-назад.
  • Разомните руки. Выполните махи, встряхните ими. Разомните кисти, взяв ладони в замок и совершив хаотичные вращения и волнообразные движения.
  • Теперь перейдем к пояснице. Выполните полунаклоны вперед-назад, вправо-влево. Руки при этом можно держать на талии либо вытягивать в сторону наклона.
  • Совершите вращения бедрами по кругу и восьмеркой и переходите к махам ногами. Неважно, какая у вас растяжка. Главное, не выпадать из музыкального ритма. Этот элемент можно заменить глубокими выпадами, которые также обеспечивают разогрев и растяжку тазобедренных мышц и связок.
  • И конечным звеном будет разминка стоп. Для этого приподнимите одну ногу на носок и покрутите ею. Выполните то же самое с другой ногой.

Как видно, подготовительные упражнения во многом совпадают с общеразвивающими. Однако в ритмической гимнастике различают четыре вида ходьбы, которые также следует выполнять на этапе разминки и в перерывах между динамическими упражнениями:

  • «Степ-тач» (или приставной шаг с касанием). Придерживаясь музыкального ритма, его можно выполнять с поворотами, прыжками и произвольными перемещениями.
  • «Марш». Или шаги на месте с подниманием колена на уровне талии.
  • «Кросс-степ». Или скрестный шаг с поворотами и произвольными перемещениями.
  • «Грейн-вайн». Или скрестный шаг с перемещением то вправо, то влево.

Счет рекомендуется вести на четыре или восемь единиц.

На этом подготовительную часть можно считать завершенной. Теперь следует перейти к основному этапу занятия.

ритмическая гимнастика под музыку

Основная часть

Упражнения здесь выполняются не только стоя, но и лежа, и сидя. Их можно разделить на аэробные и силовые. К первым относятся пружинистый шаг, прыжки, полуприседание, легкий бег и синхронные движения руками и ногами.

Силовые упражнения выполняются сидя и лежа. Это махи, повороты, глубокие наклоны, растягивание мышц и отжимания. Для их выполнения можно использовать гантели.

  1. Начните основную часть с шага на месте (24 счета), затем перейдите на носки (24 счета). Руки находятся свободно по бокам или на талии.
  2. Выполните шаги с продвижением. Один степ правой ногой, левую поставьте в сторону на носок. Спиной вернитесь в исходную позицию. То же сделайте с другой ногой. Упражнение идет на 8 счетов, руки при этом разведены в стороны и согнуты в локтях. Лопатки соединены.
  3. Сделайте 24 прыжка на месте (3 цикла по 8 или 6 циклов по 4). Руки держите согнутыми, ладони сжаты в кулаки. В ритм музыки выбрасывайте их по очереди вниз, вверх, вправо и влево.
  4. Из положения стоя сделайте полуприсед, руки при этом согните, ладони поверните к плечам. Вернитесь на исходную. Сделайте еще полуприсед, теперь руки разведите в стороны. Выполняйте упражнение с напряжением.
  5. Останьтесь в позиции стоя. Руки держите на талии. Сделайте приседание на правой ноге, левую поставьте на носок (4 счета). Затем опуститесь на двух ногах. Держите колени врозь (4 счета). И завершите упражнение приседанием на левую ногу, правую поставив на носок.
  6. Встаньте на левое колено, а правую держите прямой на носке. При этом левая рука опирается на пол, а правая находится на талии. Поднимите свободную ногу 8 раз. То же проделайте на другом колене.
  7. Выполните «степ-тач» в качестве отдыха. ритмическая гимнастика аэробика
  8. Теперь лягте на правый бок, соответствующую руку держите под головой. Совершите 8 махов левой ногой. Поменяйте сторону и повторите упражнение.
  9. Лягте на спину, ноги поднимите вверх. Руки разведите в стороны. Отведите левую ногу в сторону. Затем вернитесь на исходную. То же выполните правой ногой. В завершение упражнения разведите обе ноги. Для отдыха сгруппируйтесь, сядьте и наклонитесь вперед, потянитесь.
  10. Снова лягте на спину. Ноги согните, поставьте стопы на расстоянии 20 см от ягодиц. Руки держите на затылке или скрещенными на груди. Поднимите голову и плечи на 8 счетов либо делайте ритмичные рывки с выдохом (8-10 раз) под музыку. Спина при этом должна лежать на полу.
  11. Останьтесь в предыдущем положении, только правую ногу закиньте на левую. Поднимайте левое плечо и старайтесь при этом соответствующим локтем коснуться правого колена. Повторите 8 раз. Отдохните и поменяйте положение ног.
  12. Встаньте на колени. Примите упор лежа и выполните 10 отжиманий. На выдохе опуститесь, на вдохе вернитесь в исходную позицию. комплекс ритмической гимнастики

Заключительная часть

Здесь важной задачей является постепенное снижение скорости и нагрузки. Для этого этапа занятия подойдут волны (справа налево и снизу вверх), выпады в сторону с одновременными вращениями рук в локтевых суставах, круговые движения плечами.

Также поставьте ноги врозь, руки держите на коленях. На вдохе округлите спину, на выдохе – прогните.

И в завершение встаньте прямо. Руки поднимите вверх через стороны, при этом сделав глубокий вдох. Затем плавно опустите вниз – выдох. Повторите 4 раза.

Для детей

Детская ритмическая гимнастика выглядит немного по-другому. Чтобы удержать внимание малышей и вызвать у них интерес к занятиям, мало только зажигательной музыки. Необходимо все упражнения обставить в виде игры, используя реквизит.

ритмическая гимнастика для детей

Да и продолжительность комплекса рекомендуется значительно сократить без четкого разделения на разминку, основную часть и заключение:

  • Одним из любимых упражнений малышей является «ходьба гномов». Для его выполнения ребенку предлагают сделать шаги на слегка согнутых ногах. При этом он ставит стопы носками то наружу, то внутрь.
  • В «танце гномов» малышу необходимо немного согнуть ноги, руки держать на поясе. Из такого положения нужно сделать наклоны с синхронными кивками головой.
  • В упражнении «Белоснежка стирает» ребенок выполняет двойные и одинарные покачивания в стороны. При первых он должен изобразить, будто кулачками трет белье, при последних – полощет его.
  • Следующий элемент называется «гномы приветствуют Белоснежку». Во время его выполнения ноги необходимо малышу согнуть, а спину держать прямой. Сделать сначала хлопки по бедрам, затем поднять руки вверх и прыгнуть.
  • Для реализации упражнения «тюлененок» малышу необходимо лечь на живот, руки согнуть в локтях, одновременно поднять вверх голову, плечи и корпус. Затем «поскользить» ногами по коврику.
  • И завершает комплекс детской ритмической гимнастики веселый бег с подниманием колен к груди и прыжки на одной и двух ногах.

Отзывы

Отзывы о ритмической гимнастике говорят, что регулярная практика действительно поднимает настроение и повышает общий тонус. Особенно это актуально для людей, которые работают в офисах, и водителей. Большую часть дня они вынуждены проводить сидя.

Полезна и необходима ритмическая гимнастика для детей. В данном случае она не повышает активность, а корректирует ее. Мышечный скелет развивается гармонично. А тренировка ловкости и пластичности минимизирует возможность получения травм.

fb.ru

«Ритмическая гимнастика на уроках физкультуры»

Тема:

«Ритмическая гимнастика на уроках физкультуры»

                                                      Выполнила:   Анфимова Вера Викторовна        

учитель физической культуры, МБУ школа №40

2014г.

Оглавление.

1. Введение.

2. Оздоровительная гимнастика.

3. Ритмическая гимнастика.

4. Методические рекомендации для ритмической гимнастики.

5. Содержание упражнений ритмической гимнастики.

6. Комплекс по ритмической гимнастике.

7.Заключение.

8. Источники информации.

1.Введение.

В последние годы происходит бурное развитие оздоровительной физической культуры, которое становится одним из основных факторов здорового образа жизни. Принципы оздоровительной направленности физического воспитания, как правило, конкретизируются в физкультурно-оздоровительных технологиях. Современная система гимнастики представляет собой совокупность  различных видов, важнейшими из которых в связи с проблемой оздоровления нации становятся оздоровительные виды гимнастики.

2.Оздоровительная гимнастика.

Существует 31 вид оздоровительной гимнастики, исторически признанных традиционными или получивших распространение в последнее время. Они условно разделяются на три группы. В первую входят виды, включающие танцевальные движения. Это ритмическая гимнастика, женская гимнастика, аэробика и другие, содержащие в названии конкретный танцевальный стиль джаз-гимнастика, диско-гимнастика, модерн-гимнастика. Во вторую группу входят виды, предназначенные для целенаправленного развития форм тела или преимущественного развития определенных функций организма. Это атлетическая гимнастика, фитнесс, калланетика, шейпинг, стретчинг, различные дыхательные, косметические виды гимнастики. В третью группу объединяются виды гимнастики, образовавшиеся на основе восточных философских систем, важнейшей частью которых всегда было совершенствование тела посредством специальных гимнастических упражнений. Это йога, тайцзицуань, цигун и др.

Оздоровительная гимнастика включает в себя комплекс упражнений, относящихся к современным направлениям специальных физических нагрузок - Пилатес, Пауэрстрейч, Лоу импэкт, Чи йога, Стрейчинг, Каланетика, а так же работу с отягощениями. Она необходима для укрепления собственных мышц и мышечного корсета позвоночника, повышения эластичности связок, сокращающие способности мышц, общей и силовой выносливости. Так же для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Регулярные занятия оздоровительной гимнастикой позволяют провести профилактику многих заболеваний, реже обращаться к врачам, быстрее восстановить организм после травм и перенесенных заболеваний.

3. Ритмическая гимнастика.

 Красоту движений, оздоровительный эффект для тела и организма в целом развивает ритмическая гимнастика. Простые комплексы упражнений с предметами и без (махи, повороты, наклоны), выполняемые под мотивы современных песен, оказывают оздоровительный эффект на все органы и системы, развивают силу, ловкость, способствуют снижению веса, исправляют осанку, предупреждают развитие остеохондроза, повышают настроение. К таким видам ритмической гимнастики относятся аэробика и шейпинг, выгодно выделяясь среди всех современных видов спорта, составляя интерес как для только начинающих заниматься спортом, так и для тех, кто не представляет без него жизни.
Ритмическая гимнастика – это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, которые выполняются, как правило: без пауз для отдыха, в быстром темпе, определяемой современной музыкой. Главную притягательность ритмической гимнастики оставляет эта ее основная особенность — музыка, подчинение движений ее ритмам. Музыкальные ритмы облегают выполнение упражнений, подавляют утомление, усиливают удовольствие от игры мышц, создают особый, радостный настрой. 
Оздоровительные программы аэробики привлекают широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание уроков в зависимости от их интересов и подготовленности. Огромный эмоциональный заряд от занятий ритмической гимнастикой бесспорен, а оздоравливающее значение положительных эмоций само по себе очень существенно. Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они учатся сосредоточиваться в каждый момент времени на том, что им преподается, делают обычно это легко и весело, без большого напряжения. В упражнениях достигается четкая определенность, их нельзя «смазать», сделать поспешно. Каждый ребенок на виду, и каждое его нервное движение бросается в глаза и сразу корректируется. Так формируется способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важными предпосылками успешной учебной деятельности. Дети становятся ловкими, изящными, координированными и свободными в движениях, красиво сидят и ходят, их походка делается легкой и грациозной.

      Главный результат занятий ритмической гимнастикой - воспитание строгой внутренней дисциплины, причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей природной склонностям его к ритму, движению, красоте. Ритмическая гимнастика способствует не только физическому развитию детей, но и оказывает существенное влияние на общее развитие.

        Коллективная форма занятий ритмической гимнастикой отвечает особенностям детского возраста. В младшем школьном возрасте, когда начинает формироваться самооценка ребенка, в коллективной форме занятий детей привлекает возможность проявления их индивидуальных способностей. В этом возрасте происходит интенсивное развитие нравственных качеств, расширяется эмоциональный опыт ребенка, и в связи с этим коллективная форма занятий ценна.
Активная работа мышц брюшного пресса, танцевальные движения, подскоки воздействуют на работу желудочно-кишечного тракта, нормализуя его моторную (перистальтика) и секреторную функцию. Длительное систематическое выполнение упражнений (достаточной интенсивности) приводят к увеличению максимальных возможностей величин ударного объема сердца. Увеличивается диастола, время на определенное расслабление сердца; уменьшается пульсовая реакция на непредельные физические нагрузки. Улучшаются показатели общего самочувствия. Ритмическая гимнастика оказывает положительное воздействие на функции головного мозга. По воздействию на организм ее можно сравнить с такими циклическими упражнениями, как бег, бег на лыжах, езда на велосипеде, т.е. с видами физических упражнений, при занятиях которыми происходит заметный рост потребления мышцами кислорода. Именно отсюда происходит ее второе название – аэробика.

Упражнения ритмической гимнастики - это сбалансированная и исключительно эффективная программа тренировок. Эти упражнения тренируют силу, выносливость, гибкость, быстроту реакции и координацию движений. Упражнения гимнастики укрепляют определенные участки тела, например, поднимание туловища в сед из положения лежа укрепляет мышцы брюшного пресса, а отжимания укрепляют грудные мышцы. Всего несколько несложных упражнений помогают укрепить целую группу мышц.

4. Методические рекомендации для ритмической гимнастики.

Ритмической гимнастикой следует заниматься методично и регулярно. Между упражнения рекомендуется делать 3-минутный перерыв. В начале тренировок повторяйте каждое упражнение не менее пяти раз, постепенно увеличивая количество повторений по мере того, как вы привыкаете к программе занятий. Занятия всегда следует начинать с основных упражнений. Даже когда вы постепенно добавляете новые и более сложные упражнения, начинать нужно непременно с основных упражнений, и только потом переходить к упражнениям повышенной сложности. Занятия ритмической гимнастикой ускоряют обмен веществ, поэтому во время тренировки следует постепенно переходить от одного упражнения к другому. Занятия ритмической гимнастикой ни в коем случае нельзя резко прерывать или прекращать, не закончив упражнения. В начале занятий каждое упражнение рекомендуется повторять пять раз, однако по мере привыкания и улучшения физической подготовки упражнения можно повторять по 25-30 раз. Также рекомендуется начинать занятия ритмической гимнастикой после небольшой зарядки (предварительной подготовки). Музыкальное сопровождение занятий помогает увеличить их эффективность.

5.Содержание упражнений ритмической гимнастики.

В ритмической гимнастике применяется несколько групп упражнений:

1.   Строевые упражнения.

2.   Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.

3.  Ходьба, бег, прыжки.

4.   Общеразвивающие упражнения.

5.  Упражнения художественной гимнастики.

6.  Танцевальные упражнения.

7.  Акробатические упражнения.

1. СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

       Строевые упражнения являются средством организации занимающихся. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают глазомер, чувство ритма и темпа, формируют навыки коллективных действий, поднимают

эмоциональное состояние детей, могут служить средством снижения физической нагрузки.

2.  СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОГЛАСОВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ С МУЗЫКОЙ

        Каждое музыкальное произведение имеет свой характер. Он может быть различным как в целом, так и по частям. Характер произведения выражается всеми средствами музыкальной выразительности, в этой связи овладение ими дает возможность детям наиболее полно отразить характер музыки в движениях. Для закрепления навыка связи движений с музыкой можно применять танцевальные комбинации, пляски, музыкальные игры и ритмические танцы.

3. ХОДЬБА, БЕГ, ПРЫЖКИ

       Ходьба служит средством для решения ряда оздоровительно-гигиенических, образовательных и воспитательных задач. При ходьбе динамическая работа мышц исходит ритмично и без напряжений, что создает хорошие условия для улучшения кровообращения, дыхания и обмена веществ.

       На занятиях ритмической гимнастикой применяются следующие виды ходьбы: походный или строевой шаг, ходьба на носках, пятках, внутренних и наружных сводах стопы, в полуприседе и приседе, с высоким подниманием бедра, приставным и переменными шагами и различными видами сочетаний.

Бег - более динамичное упражнение по сравнению с ходьбой. В беге нагрузка на нервно-мышечную и, особенно, на сердечно-сосудистую и дыхательную систему человека значительно больше, чем при ходьбе. Нагрузка регулируется изменением темпа продолжительности и различными видами бега.

      На занятиях можно использовать различные виды бега на месте и в движении. Это может быть бег с высоким подниманием бедра, отведением голени назад, скрестным шагом в различных направлениях, с поворотами и другие виды бега.

      Прыжки являются самым нагрузочным видом упражнений в ритмической гимнастике. Они выполняются за счет быстрых и кратковременных мышечных сокращений и характеризуются фазой полета после толчка ногами. Прыжки можно выполнять одной или двумя ногами, в фазе полета сгибая одну или обе ноги вперед, назад, в сторону, разводя врозь, с поворотами и передвижениями в различном направлении.

      Все упражнения в ходьбе, беге, прыжках могут выполняться с дополнительными движениями головой, руками, туловищем, носить стилизованный и танцевальный характер, исполняется с различной амплитудой и темпом движений.

4. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

       Это движения отдельными звеньями тела или из сочетания. Они просты по своей структуре и не требуют продолжительного разучивания. С помощью общеразвивающих упражнений можно оказывать воздействие на отдельные группы    мышц,    регулировать    физическую    нагрузку.  Упражнения    могут

выполняться без предметов и с предметами (палки, гантели, набивные мячи, скакалки, обручи, мячи и др. предметы).

          В зависимости от педагогической направленности все упражнения подразделяются на упражнения для развития силы, гибкости, быстроты, выносливости, координации движений, способность напрягать и расслаблять отдельные группы мышц на формирование правильной осанки и дыхательные. В свою очередь упражнения определенной направленности можно применять по воздействию на отдельные группы мышц.

           Это упражнения:

   Для мышц рук и плечевого пояса,

   Для мышц шеи и туловища,

   Для мышц ног,

   Для мышц всего тела.

       Большинство упражнений в ритмической гимнастике носят танцевальный характер за счет дополнительных движений головой, руками, ногами и туловищем, что создает некоторую стилизацию движений. Это придает особый колорит данным упражнениям, делает их более эмоциональными.

        5. Большое место в ритмической гимнастике занимают

            УПРАЖНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

        Они характеризуются целостностью и динамичностью. Многие из них носят танцевальный характер. Это пружинные, плавные и волнообразные движения, взмах, «волны», ходьба, бег, прыжки, равновесия, повороты, упражнения с предметами и без них.

          6. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

В ритмической гимнастике имеют большое разнообразие. Они способствуют развитию координации и выразительности движений, чувства ритма и музыкального слуха детей, являются прекрасным средством формирования правильной осанки, физического развития и физической подготовленности детей любого возраста.

          Для успешного освоения танцевальных упражнений их предварительно разучивают по элементам, отдельным движениям и только после этого применяют в комбинациях, танцах, плясках.

6. Комплекс по ритмической гимнастике.

Разминка : на середине зала под музыку

маршировка на месте;

упражнения для улучшения гибкости шеи;

упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых

суставов;

упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц

плеча и предплечья;

упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития

эластичности мышц кисти и предплечья;

упражнения для улучшения подвижности гибкости суставов позвоночника;

упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;

упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;

упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени .

7.Заключение.

В настоящее время люди очень мало уделяют вниманию своему физическому телу, ее красоте. Хорошее, крепкое здоровье возможно только при развитии всех систем и органов, при всестороннем равномерном развитии организма.

Красивое телосложение – величайшая эстетическая ценность человека, которая неподвластна капризам моды. Как видим, аэробика общедоступна, высокоэффективна, эмоциональна, для любого возраста. Желаемый эффект от занятий достигается в том случае, если систематические уроки вписываются в правильно организованный режим дня и сочетаются с рациональным питанием.

Занятие аэробикой помогают обрести хорошую физическую форму, улучшает обмен веществ, повышает иммунитет к различным заболеваниям, укрепляет дыхательную, сердечно - сосудистую и другие системы организма, нормализуют вес, улучшает фигуру, осанку, самочувствие, сон, снимает нервное напряжение. Её задача сделать людей не просто здоровыми, но социально значимыми, т.е. трудоспособными.

Физические упражнения помогают улучшить психическое состояние, кровообращение и защитить организм от сердечных заболеваний. Двигательная активность - вот в чем нуждается современный человек для нормального функционирования, для укрепления здоровья и хорошего самочувствия.

8. Источники информации.

1. Бочкарев В.Ф., Балашова В.Ф. «Оздоровительные виды гимнастики».

2.  Крючек  Е.С."Аэробика, содержание и методика проведения  оздоровительных занятий".

3. Сосина В.Ю., Фабиан Э.М. «Ритмическая гимнастика» .

nsportal.ru

Ритмическая гимнастика

ритмическая гимнастика

В 80-х и 90-х большой популярностью пользовалась ритмическая гимнастика. Ежедневно по телевизору транслировались выпуски с упражнениями. Многие женщины перед телевизором вместе с ведущей повторяли несложные движения. Ритмическая гимнастика всегда сопровождается музыкой, поэтому главное в этом спорте – ритм, под который подстраивается весь комплекс упражнений. В 1988 году на экранах телевизоров появился необычный выпуск ритмической гимнастики, которую проводила Светлана Рожнова. Известная спортсменка демонстрировала упражнения на берегу моря. Ритмическая гимнастика, упражнения которой были очень интенсивны и проводились без перерывов, до сих пор очень популярна. В современном мире этот вид физических нагрузок называется аэробикой.

Танцевально-ритмическая гимнастика

  1. Встаньте прямо и сомкните колени. На вдохе немного согните колени, а руки разместите на затылке, на выдохе вернитесь в исходное положение. Повторите это упражнение 14 раз. Помните про ритм.
  2. В обычной стойке наклоняйте голову влево и вправо. Повторять нужно по 5 раз.
  3. В прямом положении вытяните руки в разные стороны и под музыку поочередно поднимайте колени. Делайте по 8 повторений.
  4. Встаньте прямо, руки разведите в стороны. Ноги зафиксируете, и поворачивайте туловище в обе стороны поочередно. Сделайте по 10 поворотов.
  5. Теперь сядьте на пол и расставьте широко ноги. Под музыку поворачивайте туловище то влево, то вправо. Сделайте по 8 поворотов.
  6. Лягте на спину и согните ноги в коленях. Поочередно подтягивайте ногу к груди. Повторите по 8 раз. Помните, что ритмическая гимнастика должна проходить без перерывов.
  7. Не меняя положение, поднимите ноги вверх и разведите их как можно шире в стороны. Начинайте сводить их накрест, это упражнение еще называют «ножницы». Сделайте 22 раза.
  8. Заканчивать лучше спокойными движениями, например, вальсом.

Сегодня очень популярна сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика, которой занимаются с детками. Таким образом, малыши при помощи танцев под ритмичную музыку демонстрируют постановки сказок или обыгрывают конкретные роли. Очень популярна ритмическая гимнастика в детском саду. Всем детям очень нравится танцевать и они с удовольствием ходят на такие занятия, где помимо развлечений они занимаются спортом. Ритмическая гимнастика для детей очень полезна, так как она развивает тело ребенка, укрепляет здоровье и развивает координацию движений. Танцуйте под ритмичную музыку и будьте здоровы.

Видеокурс ритмической гимнастики со Светланой Рожновой

womanadvice.ru

Смотрите также