Пальчиковая гимнастика в подготовительной группе картотека

Главная » Здоровье » Пальчиковая гимнастика в подготовительной группе картотека

Картотека пальчиковых игр (подготовительная)

Картотека пальчиковых игр для подготовительной группы

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики,

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

(руки виз, встряхнуть кистями)

«Овощи»

Мы капустку рубим – рубим,

Мы капустку солим – солим,

Мы капустку трем – трем,

Мы капустку жмем – жмем.

(Имитация движений)

«У Лариски – две редиски»

У Лариски – две редиски.

(по очереди разгибать пальчики)

У Алешки – две картошки.

У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

«Компот»

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот:

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим, сахарок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальца)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

«Зайцы»

Десять серых зайцев

Дремали под кустом,

(руки свободно лежат на столе)

И двое вдруг сказали:

«Вон человек с ружьем»

(поднять вверх большие пальцы обеих рук)

Двое закричали:«Д авайте убежим!»,

(поднять вверх указательные пальцы обеих рук)

Двое прошептали

«Давайте помолчим!»,

(поднять вверх средние пальцы обеих рук)

Двое предложили:

«Мы спрячемся в кустах!»

(поднять вверх безымянные пальцы обеих рук)

А двое вдруг спросили:

«Он может сделать «Бах»?»

(поднять вверх мизинцы обеих рук)

«Бах» - выстрелил охотник,

(хлопнуть в ладоши)

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев

Пустились наутек.

(бежим всеми пальчиками по столу.)

«На базар мы ходили»

На базар ходили мы,

(соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую

стихотворную строчку)

Много груш там и хурмы,

Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины,

Но купили мы арбуз –

Это самый вкусный груз!

«Тараканы»

За буфетом под пакетом десять тараканов (2 раза)

(ладони раскрываем, прижимаем к боковой поверхности стола, пальцы рук («тараканы»)

растопырены, шевелим ими)

Самый храбрый таракан побежал к тебе в карман.

(бежим пальцами рук по туловищу, имитируем заползание «за шиворот»)

За буфетом под пакетом девять тараканов.

(загибаем один из пальцев, крутим остальными, показывая, что теперь осталось девять

тараканов)

За буфетом под пакетом девять тараканов (2 раза)

(движения повторяются аналогично первому куплету, только теперь пальцев (тараканов) не

десять, а девять)

И так далее.

«Веселая мышка»

Веселая мышка

Перчатку нашла,

(пальцы в стороны, покрутить ладошкой)

Гнездо в ней устроив,

(сложить ладоши ковшом)

Мышат позвала.

(поманить, сгибая и разгибая пальцы)

Им корочку хлеба

Дала покусать,

(кончиком большого пальца поочередно стучим по кончикам остальных пальчиков)

Погладила всех

(одна ручка гладит другую и наоборот)

И отправила спать.

(сложенные ладони кладем под щечку)

«Котенок»

Шел один я по дорожке,

(показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки,

(показываем два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка,

(показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка!

(качаем головой)

У него четыре лапки,

(показываем четыре пальчика)

На лапках – острые царапки,

(царапаем ноготками по столу или по коленкам)

Один, два, три, четыре, пять,

(на каждый счет показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать!

(убегаем указательным и средним пальчиками).

«Дружные пальчики»

Эти пальчики щипают,

(большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь))

Эти пальчики гуляют,

(указательный и средний «идут» по другой руке)

Эти – любят поболтать,

(средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша))

Эти – тихо подремать,

(безымянный и мизинец прижимаем к ладони)

А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться.

(крутим большим пальцем вокруг мизинца)

«Кролик»

Маленький кролик с большими ушами,

(кисти прижать к голове, как ушки)

Розовым носом,

(указательными пальцами дотронуться до носа)

Смешными усами

(указательные пальцы прижаты к губам)

Норку глубокую роет себе

Сильными лапками в мягкой земле.

(роем норку (колени).

Чистит он шерстку себе

(«чистим шерстку»)

Или спит.

(руки складываем, кладем под щеку)

Кролик ушами всегда шевелит.

(шевелим «ушами»)

Слышит шаги и лисиц, и волков,

Прячется в норку свою от врагов.

(сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки)

«Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас – а он – один!

(левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)

Эта долька – для ежа,

(правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика)

Эта долька – для чижа,

Эта долька – для котят,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для бобра,

А для волка – кожура!

(встряхиваем обе кисти)

«Зимующие птички»

Прилетайте, птички!

(«зовущие» движения пальцев 4 раза)

Сала дам синичке.

(«режущие» движения одной ладони по другой)

Приготовлю крошки хлебушка немножко.

(пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

(вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью то же – левой)

Галки да вороны, ешьте макароны!

(тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)

«Домик»

Под грибом – шалашик-домик,

(соедините ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним.

(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и

слегка качается).

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,

(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)

А на нем – дубовый стол.

(левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)

Рядом – стул с высокой спинкой.

(направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки

большим пальцем к себе)

На столе – тарелка с вилкой.

(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука

изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в

стороны, а большой прижат к ладони)

И блины горой стоят -

Угощенье для ребят.

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.

(имитировать лепку комков)

Птичек крошками кормили,

(крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались.

(вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись.

(класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли,

(отряхивать ладошки)

Съели суп, и спать легли.

(производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку).

«Снежки»

Лепим мы из снега ком,

(дети сжимают и разжимают кисти рук)

Из комочков слепим дом.

(соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)

Звери будут в доме жить,

(хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить

(соединяют руки в «замок»)

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики)

Мы с тобой снежок слепили.

(дети «лепят»)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.

(грозят пальчиком)

Раз – подбросим,

(«подбрасывают»)

Два – поймаем,

(«ловят»)

Три – уроним

(«роняют»)

И... сломаем (топают)

«Новый год»

Перед нами елочка:

(показывают «елочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие

пальцы, поднятые вверх, - верхушка «елочки»)

Шишечки, иголочки,

(показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы)

Шарики, фонарики,

(показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена

вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз)

Зайчики и свечки,

(показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» -

сложенные ладони со сведенными пальцами)

Звезды, человечки.

(показывают «звезды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» -

положение «ушки» вниз).

«Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок!

(дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком.

(рисуют в воздухе круг)

И станет ком снеговиком.

(дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)

Его улыбка так светла!

(прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла...

(дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и

воображаемую метлу)

Но солнце припечет слегка –

(дети поднимают руки вверх)

Увы! И нет снеговика!

(поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову

руками)

«Раз, два, три, четыре, пять»

Раз, два, три, четыре, пять!

(по очереди загибать пальцы на правой руке)

Будем пальчики считать: крепкие, дружные, все такие нужные.

(ритмично сжимать и разжимать кулачки)

На другой руке опять: раз, два, три, четыре, пять!

(по очереди загибать пальцы на левой руке)

Пальчики быстрые, хотя не очень... чистые.

(помахать пальцами обеих рук)

«Дом»

На поляне дом стоит,

(«дом» изобразить двумя руками, крышу дома – пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с

другом)

Ну, а к дому путь закрыт.

(правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом,

большие пальцы – вверх («ворота»))

Мы ворота открываем,

(ладони разворачиваются параллельно друг другу)

В этот домик приглашаем.,

«Матрешка»

У Матрешиной сестрицы

(ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони)

По деревне небылиц

(ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони)

Ходит утка в юбке,

(на каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших)

В теплом полушубке,

Курочка – в жилете,

Петушок – в берете,

Коза – в сарафане,

Заинька – в кафтане,

А всех их пригоже

(ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками)

Корова в рогоже.

«Потешка»

- Солнышко-ведрышко!

(развести руки в стороны и раздвинуть пальцы)

Взойди поскорей,

 (поднять руки вверх)

Освети, обогрей

(сделать «фонарики» перед собой)

Телят да ягнят,

(показать « рожки» на голове)

Еще маленьких (не до конца соединить, указательный палец и большой) ребят - (приложить

ладони к груди).

«Сосульки»

Шаловливые сосульки

(собрать пальчики вместе (щепоткой))

Сели на карниз.

(положить руки на колени)

Шаловливые сосульки

(покрутить кистями рук)

Посмотрели вниз.

(опустить голову вниз)

Посмотрели, чем заняться?

(пожать плечами)

Стали каплями кидаться.

(руками соответствующие движения)

Две сосульки вниз смотрели,

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь,

(в такт наклонять голову вправо – влево)

Кап-кап, дзинь – дзинь.

«Тише, тише не шумите»

Этот пальчик хочет спать,

(загнуть большой палец)

Этот пальчик лег в кровать,

(загнуть указательный палец)

Этот пальчик чуть вздремнул,

(загнуть средний палец)

Этот пальчик уж уснул

(загнуть безымянный палец)

Этот крепко-крепко спит

(загнуть мизинец)

Тише, тише, не шумите…

(погрозить пальцем)

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птицы щебетать,

Будут пальчики вставать!

(разогнуть кулачек).

«Начало весны»

Снова солнце в небе улыбается,

(соединять пальцы правой руки с большим)

Снег растаял, ручейки звенят.

(соединять пальцы левой руки с большим)

И подснежник первый распускается,

(ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять

пальцы, постепенно отводя их друг от друга)

С юга птицы с песнями летят.

(ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать

колебательные движения – «птичка»)

«Мамочка»

Мамочка, мамочка

(поочередно загибаем пальчики правой руки, начиная с большого)

Любимая моя,

Ведь ты знаешь, мамочка,

(затем то же на левой руке)

Как я люблю тебя.

(правую руку сжать в кулак, ладошкой левой крепко его обхватить)

«Мамины помощники»

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

(движения по тексту)

Мы белье теперь стираем

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом –

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем».

«Жучки»

Прилетела к нам вчера

(машут ладошками)

Полосатая пчела.

(на каждое название насекомого загибают пальчик)

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(делают кружочки из пальчиков подносят к глазам)

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

(роняют ладони на стол)

«Рисуем»

Я взял бумагу, карандаш,

(«рисуют» карандашом)

Нарисовал дорогу.

(сжимают, разжимают кулачки)

На ней быка изобразил,

А рядом с ним корову.

(показывают рога)

Направо дом, налево сад…

(показывают крышу дома)

В лесу двенадцать кочек.

На ветках яблочки висят,

(«рисуют» кочки и яблочки)

И дождичек их мочит.

Потом поставил стул на стол,

Тянусь как можно выше.

(тянут руки как можно выше)

Уф! Свой рисунок приколол

Совсем неплохо вышел!

«Весна идет»

Иди, весна, иди, красна,

(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

(загибают по одному пальчику с мизинца)

«Кап, кап, кап»

Кап, кап, кап – звенит капель.

Приближается апрель.

(ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)

«Космос»

Раз, два, три, четыре, пять

(по одному загибают пальчики на обеих руках)

В космос полетел отряд.

(соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)

Командир в бинокль глядит,

(пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»)

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы,

(загибают пальчики обеих рук)

Большую желтую луну.

«Здравствуй!»

Здравствуй, Солнце золотое!

(пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга)

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю – кончиками.

Всех я вас приветствую!

«Аты-баты»

Аты – баты, аты – баты!

(поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота –

Рота за ротой.

«Швея»

Вышивает, шьет иголка,

(в правой руке воображаемая иголка)

Пальцу больно,

(«шьет» и задевает указательный пальчик на левой руке)

Пальцу колко.

А наперсток

(надевают наперсток, в тот же миг «шьют»)

К девочке на пальчик

Прыг!

Говорит иголке: Грозят пальчиком.

- Шей,а колоться ты не смей!

«Профессии»

Много есть профессий знатных,

(соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтер, строитель…

(последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(вытянуть руки вперед ладонями вверх)

nsportal.ru

Пальчиковая гимнастика для детей подготовительной группы

                         Пальчиковая гимнастика                 Подготовительная группа

«ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал,                                         (Плавные, волнообразные

Ветер листики считал:                                               движения ладонями.)

Вот дубовый,                                             (Загибают по одному пальчику

Вот кленовый                                                                      на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.     (Спокойно укладывают ладони на стол.)

                         Пальчиковая гимнастика                 Подготовительная группа

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин.                      (Дети «разламывают» апельсин.)

Много нас,                                                      (Показывают 10 пальцев.)

А он один.                                                            (Показывают 1 палец.)

Эта долька — для ежа.                        (Загибают пальцы левой руки.)

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура.          (Бросательное движение правой рукой.)

Он сердит на нас —                             (Сжимают кулаки и прижимают

Беда!!!                                                                                      их к груди.)

Разбегайтесь —                                      («Бегут» пальцами по столу.)

Кто куда!

                        Пальчиковая гимнастика                 Подготовительная группа

«ПТИЧКИ»

Эта птичка – соловей,                      (Загибают пальцы на обеих руках.)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан.       (Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам.         (Машут обеими руками, как крыльями.)

                         Пальчиковая гимнастика                 Подготовительная группа

«ГРИБЫ»

Топ-топ — пять шагов,                              (Дети «шагают» пальчиками)

В кузовочке пять грибов.                    (Показали 5 пальцев правой руки.)

Мухомор красный —                          (Загибают пальцы на одной руке.)

Гриб опасный.

А второй — лисичка,        

Рыжая косичка.        

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело!

                        Пальчиковая гимнастика                 Подготовительная группа

«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»

У лисы в лесу глухом                   (Дети загибают пальцы на обеих руках.)

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,          (Удары ладонями и кулачками поочередно.)

Всем тепло, уютно в нем.

                         Пальчиковая гимнастика                 Подготовительная группа

«БОТИНКИ»

Всюду, всюду мы вдвоем               (Средний и указательный пальчики

Неразлучные идем.                                                «шагают» по столу.)

Мы гуляем по лугам,                                    (Дети загибают по одному

По зеленым берегам,                             пальчику, начиная с большого.)

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать.                        (Укладывают ладони на стол.)

                       Пальчиковая гимнастика                 Подготовительная группа

«НАША КВАРТИРА»

В нашей комнате — столовой —          (На каждое название предмета

Есть отличный СТОЛ ДУБОВЫЙ,                      мебели дети загибают

СТУЛЬЯ — спинки все резные,                                по одному пальчику.)

Ножки гнутые, витые.

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате доя взрослых — спальне —

Есть для платьев ШКАФ ЗЕРКАЛЬНЫЙ,

Две ШИРОКИЕ КРОВАТИ

С одеялами на вате

И березовый КОМОД,

Мама там белье берет.

А в гостиной КРЕСЛА есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ — центр музыкальный.

                        Пальчиковая гимнастика                 Подготовительная группа

«МАШИНА КАША»

Маша каши наварила,                          (Указательным пальцем правой

Маша кашей всех кормила.        руки дети мешают в левой ладошке.)

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку,                                  (Загибают пальцы левой руки.)

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                                                (Разжимают кулачок.)

Все до крошки раздала.                        (Сдувают «крошку» с ладошки.)

                        Пальчиковая гимнастика                 Подготовительная группа

«ПОДАРКИ»

Дед Мороз принес подарки:    (Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Буквари, альбомы, марки,                      (Загибают пальцы левой руки.)

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка!

Гав! Гав!

                         Пальчиковая гимнастика                 Подготовительная группа

«ПОВАР»

Повар готовил обед,               (Ребром ладони дети стучат по столу.)

А тут отключили свет.

Повар леща берет                             (Загибают пальцы на левой руке.) 

И опускает в компот

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

И очень доволен он!                                                     (Разводят руками.)

                         Пальчиковая гимнастика                 Подготовительная группа

«АКУЛА»

Приплывали две севрюги,             (Двумя ладонями дети изображают,

                                                                                   как плывут севрюги.)

У них спины словно дуги.                           (Выгибают ладони тыльной

                                                                                          стороной вверх.)

Налетали с двух сторон.                                (Изображают, как севрюги

                                                                   плывут навстречу друг другу.)

Ты, акула, выйди вон.                  (Делают толчок ладонями от груди.)

                         Пальчиковая гимнастика                 Подготовительная группа

«ДРОЗД - ДРОЗДОК»

Дружок ты мой, дрозд,                                   (Дети машут сложенными

В крапинку хвост,                                                ладонями как крыльями.)

Носик — остренький,                              (Загибают по одному пальчику

Бочок — пестренький,                         обеих руках, начиная с большого.)

Перья — тонкие,

Песни — звонкие.

Весной распеваются,                    (Снова машут, сложенными накрест                 Зимой забываются.                                                                    ладонями.)

                        Пальчиковая гимнастика                 Подготовительная группа

«ВЕСНА»

Иди, весна, иди, красна,               (Дети пальчиками «идут» по столу.)

Принеси ржаной колосок,                  (Загибают по одному пальчику на

Овсяный снопок,                                    обеих руках, начиная с мизинца).                       

Яблоки душистые,                              

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

                        Пальчиковая гимнастика                 Подготовительная группа

«ШКОЛА»

В школу осенью пойду.           (Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Там друзей себе найду,                        (Загибают по одному пальчику.)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким учёным буду!

Но свой садик не забуду.                                      (Грозят указательным

                                                                               пальчиком правой руки.)

                        Пальчиковая гимнастика                 Подготовительная группа

«ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»

- Где обедал, воробей?                                  (Дети машут ладошками.)

- В зоопарке у зверей.                                      (Ладошками изображают

                                                                            раскрывающуюся пасть.)

Пообедал я сперва                              (На каждое название животного

За решеткою у льва.                                 загибают по одному пальчику

Подкрепился у лисицы,                                          поочередно  на левой,

У моржа попил водицы.                                        затем на правой руке.)

 Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.                                          (Опять изображают

                                                         раскрывающуюся пасть животного.)

nsportal.ru

Картотека «Пальчиковая гимнастика для детей 6-7 лет»

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Для развития мелкой моторики существует направление - пальчиковая гимнастика. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.
Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.
Задачи:
1.Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.
2.Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.
3.Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной.
4.Совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи.
5.Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

Пальчиковая гимнастика

Методические указания

1

«Налим»
Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки,
И учили их считать
Раз, два, три, четыре, пять.

Медленные движения соединенными ладонями, имитирующие плавание.
Движения ладонями с двух сторон.
Взмахи ладонями.
Согнуть кулачки.
Разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших.

2

«Дудочка»
Ой, ду-ду, ой, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
- Ну-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок,
Там Буренка лежит,
На теляток глядит,
А домой не идет,
Молочка не несет.
Надо кашу варить,
Сашу кашей кормить.

Ладони сложены колечком на некотором расстоянии друг от друга.
«Колечко» одной руки поднесено ко рту, дети крутят ладонями, как будто играют на дудочке.
Наклон вперед за воображаемой дудочкой.
Протянуть руки вперед, как бы отдавая дудочку.
«Идти» пальцем по столу.
Показывая «рожки» из пальчиков.
Ладони открыть и закрыть, изображая глаза.
Отталкивающие движения двумя ладонями.

«Варят» кашу указательным пальцем.
Подносят ко рту воображаемую ложку.

3

«Дай молочка, Буренушка!»
Дай молочка, Буренушка,
Хоть капельку на донышке.
Ждут меня котятки,
Малые ребятки,
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем дает здоровье
Молоко коровье.

Имитировать, как доят корову.
Ладошки складываются в щепотку, как бы открывается рот.
Разгибают пальцы из кулаков на обеих руках.
Опять показывают, как доят коров.
Показывают поднятые вверх большие пальцы.

4

«Козлик»
Вышел козлик из дверей,
Выгнул шею:
«Дай хлеба скорей!»
«Дай пирожок!»
Протянул копытце:
«Дай воды напиться!»

Левая рука изображает козлика: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены, такое положение сохраняется всю игру.
Правая рука сжимается в кулак, сгибается в запястье, выставить рога.
Правая рука сжата в кулак, средний палец выпрямлен.
Правая рука складывается лодочкой.

5

«Перчатки и мышата»
Шустрая мышка
Перчатку нашла.
Гнездо в ней устроив,
Мышат позвала,
Им корочку хлеба
Дала покусать,
Погладила всех
И отправила спать.

Раскрыть ладошки, пальцы растопырены, поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Сложить ладони «ковшиком».
Сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест.
Кончиком большого пальца поочередно постучать по кончикам остальных пальцев.
Большим пальцем

  гладить остальные пальцы скользящим движением от мизинца к указательному.
Ладони прижать друг к другу, положить их под щеку.

6

«Жирафы и слоны»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носах.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носах.

Ребенок хлопает ладошками по всему телу.
Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела.
Ребенок аккуратно щипает себя, как бы собирая складки.
Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела.

7

«Бабушкин кисель»
Бабушка кисель варила
На горушечке
Для Андрюшечки.
Вдруг летел соколок
Через бабушкин порог.
Вдруг он крыльями забил,
Бабушкин кисель разлил.
Вот и нету киселька для Андрюшечки.

Правая рука «помешивает кисель».
Кончики пальцев правой и левой руки соединяются в горку, руки расходятся под углом.
Ладонь правой руки ложится на грудь.
Ладони рук скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга.
Скрещенными ладонями помахивают, словно крыльями.

8

«Зайки-побегайки»
По лесной лужайке
Разбежались зайки.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки,
Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.

Круговые движения пальцами рук, ладони при этом смотрят вниз.
Ребенок «бежит» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.
Руки перед грудью (лапки зайца).
Руки на голове (уши зайца).
Нарисовать в воздухе круг обеими ладонями.
Ладони вниз, сгибать и разгибать пальчики.

9

«Веселая старушка»
У веселенькой старушки
Жили в маленькой избушке
Десять сыновей.
Все без бровей
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой!
Они не пили, не ели,
На старушку все глядели,
И все делали вот так…

Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
Сложить руки углом и показать избушку.
Показать десять пальцев.
Очертить брови пальцами.
Растопыренные ладони поднесены к ушам.
Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.
Очертить пальцами длинные «гусарские» усы.
Очертить большой круг вокруг головы.
Показать руками большую бороду.
Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку».
Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно ресницами.
Ребенок показывает любые загаданные им действия.

10

«Как мы маме помогали»
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду маме мыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду маме мыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Носик чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Вот как маме помогали!

Ребенок сжимает и разжимает кулачки.
Потереть одной ладошкой о другую.
Ребенок загибает пальчики, начиная с большого.
Потереть одной ладошкой о другую.
Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.
Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

11

«Юля и варежка»
Юля варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В домик свой он не попал».
Юля варежку сняла:
«Посмотрите, я нашла!
Ищешь, ищешь – не найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?»

Ребенок сжимает пальчики в кулак.
Ребенок разжимает все пальчики, кроме большого.
Ребенок разгибает большой палец.
Ребенок сжимает все пальчики в кулачок.

12

«Улей»
- Это что за чудо-дом?
Чудо дом-кубышка?
- Кто живет там? Мышка?
- Что вы, что вы!
- Нет, нет, нет!
Живут в доме только пчелы!
Пчелы там летают,
Детей своих считают:
Один, два, три, четыре, пять.
Мы не будем им мешать.
Пчелки мед соберут…
И (имя ребенка) принесут.

Ребенок сжимает кулачки и делает удивленное выражение лица.

  Ребенок с интересом рассматривает свой кулачок.
Возмущенно машет руками.
Ребенок трясет кулачком, подносит его к уху и имитирует жужжание пчел.
Ребенок скрещивает ладони у запястья и машет обеими кистями, как крыльями, жужжит.
Ребенок снова сжимает кулачки.
Ребенок разгибает пальчики на двух руках одновременно, начиная с мизинца.
Ребенок заводит обе руки за спину.
Ребенок указательным пальцем левой руки проводит по каждому пальчику правой руки от основания до кончика.

13

«Пять рыбок»
Пять маленьких рыбок играли в реке,
Лежало большое бревно на песке.
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!»
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
Четвертая стала чуть-чуть замерзать,
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
Плывите скорее, чтоб не проглотил!»

Ладони сомкнуты и чуть округлены. Ребенок выполняет волнообразные движения в воздухе.
Ладони прижаты друг к другу, ребенок переворачивает ладошки с боку на бок.
Ладони ребенка сомкнуты и чуть округлены, он выполняет ими волнообразные движения.
Ребенок качает сомкнутыми ладонями из стороны в сторону.
Ребенок поворачивает ладони на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.
Ребенок быстро качает ладонями, имитируя дрожь.
Запястья ребенка соединены, ладони раскрываются и соединяются – рот.
Ребенок выполняет быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают.

14

«Десять котят»
У Мурочки нашей есть десять котят,
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.

Ребенок складывает ладошки, пальцы прижимает друг к другу. Локти должны опираться на стол.
Ребенок покачивает из стороны в сторону, не разъединяя пальцев.
Ребенок постукивает соответствующими пальцами друг о другу – от большого к мизинцу.

15

«Осень»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать,
Листья березы, листья рябины,
Листья у тополя
И у осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет соберем.

Ребенок по очереди загибает пальчики, начиная с большого.
Ребенок сжимает и разжимает кулачки.
Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.

16

«Мышка и часы»
Мышь полезла как-то раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»
Мышь скатилась кувырком,
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»
Мышь скатилась кувырком.

Ребенок сидит на полу на коленях и пальчиками «Бежит» от пола по телу до макушки.
Ребенок хлопает в ладоши над головой.
Ребенок «скатывает» руки на пол.
Ребенок хлопает в ладоши над головой два раза.
Ребенок «скатывает» руки на пол.
Ребенок «скатывает» руки на пол.

17

«Гном»
Жил да был веселый гном
С огромными ушами.
Он на сахарной горе
Спал под воротами.
Вдруг, откуда ни возьмись,
Великан подкрался,
Скушать гору захотел,
Но только подавился!
Ну а что ж веселый гном?
Гном все спит глубоким сном!

Ребенок поднимает руки над головой и изображает колпачок гнома.
Ребенок описывает руками большие круги вокруг ушей.
Ребенок ставит локти на стол, руки прямо, ладони ребенок складывает так, чтобы получился треугольник.
Ребенок пальцами изображает ворота.
Ребенок поднимает руки высоко над головой.
Ребенок громко смеется, держась за живот!
Ребенок изображает спящего гнома.

18

«Белки-непоседы»
Раз, два, три, четыре, пять,
Пришли к нам белки поиграть.
Одна куда-то ускакала,
Четыре белочки осталось,
А теперь скорей смотри:
Их уже осталось три.
Ну и ну, какая жалость,
Только две у нас осталось.
Эта новость так грустна,
Осталась белочка одна,
А пока мы их считали,
Белочки от нас сбежали.

Ребенок показывает пять пальчиков.
Ребенок прячет руку за спину.
Ребенок показывает четыре пальчика.
Ребенок прячет руку за спину.

  Ребенок показывает три пальчика.
Ребенок прячет руку за спину.
Ребенок показывает два пальчика.
Ребенок прячет руку за спину.
Ребенок показывает один палец.

19

«Шла кукушка»
Шла кукушка мимо рынка,
У нее была корзинка.
Вдруг корзинка на пол – бух,
Полетело десять мух!

Ребенок «идет» по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, остальные пальчики поджаты.
Ребенок соединяет ладошки «ковшиком».
Ребенок ударяет сомкнутыми ладошками по коленям и разъединяет руки.
Ребенок разводит руки в стороны и шевелит пальчиками.

20

«Маша-хозяйка»
Наша-то Маша
Сметлива была,
Всем она в доме
Работу нашла.
Мисочку собачка
Моет язычком,
Мышка подбирает
Крошки под столом,
Кошка под окошком
Когтями скребет,
Курочка в сережках
Избушку метет.

Ребенок на каждую строчку хлопает в ладоши: то правая, то левая рука сверху.
Большой палец правой руки ребенка оттопырен – «ухо», указательный согнут, остальные выпрямлены. «Собачка» наклоняется к «миске» — округленной левой рукой, «моет» ее (движения мизинца в сторону и обратно.)
Согнутые мизинец и указательный палец правой руки ребенка – «ушки», сомкнутые и прогнутые средний, безымянный и большой – «мордочка». «Мышка» пощипывает выпрямленную левую ладонь.
Пальцы правой руки ребенка собраны, как при фигуре «мышка», но пальцы, которые изображают мордочку, не прогнуты, а округлены.
Пальцы правой руки скребут ладонь левой.
Правая рука ребенка «подметает» выпрямленную левую.

nsportal.ru

Пальчиковые игры по лексическим темам

1                                                                                            Тема:  «Хлеб»

                                               Хлеб

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начиная

с мизинца.

Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

2                                                                                         Тема:  «Осень»

Осень

ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ,

Дети делают кистями плавные

движения вперед – к груди.

ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ:

ВОТ ДУБОВЫЙ,

Поочередно загибают пальцы на руке.

ВОТ КЛЕНОВЫЙ,

ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ,

ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ,

ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ

ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ.

3                                                                                         Тема:  «Овощи»

Овощи

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Наша Зина - молодец!

Показывают большой палец.

4                                                                                     Тема:  «Фрукты»

Фруктовая ладошка

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка,

начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас.

                Показывают ладошками вокруг и на себя.

5                                                                                        Тема:  «Грибы»      

По грибы
(потешка)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца

6                                                                                     Тема:  «Игрушки»

Игрушки

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

            Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.

7                                                                 Тема:  «Перелетные птицы»

Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв –

«птицы поют».                                                  

8                                                                                         Тема:  «Обувь»

Обувь

Всюду, всюду мы вдвоем неразлучные идем.

Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.

Мы гуляем по лугам, по зеленым берегам,

Вниз по лестнице сбегали, вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать

Дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Будем там тихонько спать.

Укладывают ладони на стол.

9                                                                                    Тема:  «Одежда»

Стирка

Постираю чисто, с толком

Рубашку, кофту и футболку,

Свитерок и брюки -

Делают движения кулачками, имитирующие стирку.

 Пальцами

 правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки.

(При повторе то же с другой рукой.)

Устали мои руки!

10                                                                                        Тема «Посуда»

                                               Посуда

Девочка Иринка порядок наводила.

Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в  хлебнице,

А соль? Ну, конечно,в солонке!»

11                                                                Тема:  Зимующие птицы»

Птички зимой

Прилетайте, птички!

(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)

Сала дам синичке.

(«Режущие движения» одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,

(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)

12                                                         Тема:  «Домашние животные»

Домашние животные

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с большихОй, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)                                                                    

13                                                               Тема:  «Дикие животные»

Дикие животные

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок,

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

А это спешит, ковыляет  спросонок

Бурый, мохнатый, смешной  медвежонок.

Вращают большим пальцем.

14                                                                   Тема:  «Новый год»

Новый год

Наступает Новый год        (хлопаем в ладоши)

Дети водят хоровод.

кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу

Висят на елке шарики,  светятся фонарики.

поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар

Вот сверкают льдинки,

сжимать и резко разжимать кулаки по очереди

Кружатся снежинки.     легко и плавно двигать кистями

В гости дед Мороз идет,

пальцы шагают по коленям или по полу

Всем подарки он несет. трем друг об друга ладони

Чтоб подарки посчитать, будем пальцы загибать:

хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.  поочереди массажируем каждый палец

15                                                                        Тема:  «Зимние забавы»

Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Новогодние игрушки

Праздник приближается,

Елка наряжается.

По            Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят      

 в стороны.

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».                                                      

16                                                                              Тема:  «Транспорт»

Транспорт

Будем пальчики сгибать -

Сжимают и разжимают пальчики.

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.

17                                                                             Тема:  «Профессии»

                                        Профессии

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

18                                                               Тема:  «Человек и его тело»

                                        Пальчики

Четыре пальца сложены в кулак. Большой палец, обращаясь с просьбой, дотрагивается до каждого поочередно. Отвечая, каждый из пальцев распрямляется и вновь сгибается.

— Братец, принеси дрова!

— Заболела голова!

— Средний, ты наколешь дров?

— Я сегодня не здоров!

— Ну, а ты натопишь печку?

— Ох, болит мое сердечко!

— Ты, меньшой, свари обед!

— У меня силенок нет!

— Что же, сделаю все сам, Но обеда вам не дам!

Голодать готовы?

— Мы уже здоровы!               

19                                                                                 Тема:  «Семья»

                                  Тема:  «Семья»

Этот пальчик

  Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Я,

               Вот и вся моя семья.

20                                                                          Тема:  «Наша армия»     

Наша армия

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой!

Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами

правой и левой руки.

21                                                                                   Тема : «Весна»

                                         Времена года

Снова солнце в небе улыбается,

Соединять пальцы правой руки с большим.

Снег растаял, ручейки звенят.

Соединять пальцы левой руки с большим.

И подснежник первый распускается,

Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга.

С юга птицы с песнями летят.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка».

22                                                 Тема : «Животные жарких стран»

                                   Животные жарких стран

Если в жаркую страну я случайно попаду, (Сжимать – разжимать пальцы в кулаки.)

То увижу там шакала,  (Соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль», поднести к глазам.)

Кенгуру, гиппопотама, (Разогнуть большой и указательный пальцы правой руки.)

Обезьяну, тигра, льва, (Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец правой руки.)

Крокодила и слона. (Разогнуть большой и указательный пальцы левой руки.)

Хорошо живется им – (Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец левой руки.)

Не бывает снежных зим. (Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны.)

23                                                                                        Тема:  «Рыбы»

Подводный мир

Посмотри скорей вокруг!

Делают ладошку у лба «козырьком».

Что ты видишь, милый друг?

Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

24                                                                              Тема:  «Мой город»

                Мой город

Город – это улицы, проспекты и дома,

Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.

Площади, музеи, парков тишина,

Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.

Блеск огромных стекол,

Праздничных витрин,

Разводить пальцы в стороны и соединять.

Быстрое движенье

Круговые движения руками, согнутыми в локтях.

Прохожих и машин

Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.

25                                                                Тема:  «Весна, времена года»

                                        Времена года

Круглый год

Круглый год, круглый год!

Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают

 большим пальцем.

За зимой весна идет,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим -

Идет за летом осень.

А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

Поочередно соединяют большой палец с остальными

(на каждое время года). Повторяют другой рукой

  26                                                                                   Тема:  «Космос»

Космос

Раз, два, три, четыре, пять –

По одному загибают пальчики на обеих руках.

В космос полетел отряд.

Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?

         Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Загибают пальчики обеих рук

Большую желтую луну.

27                                                       Тема:  «Комнатные растения»

Комнатные растения

                              На окно скорее глянь:

Здесь у нас цветет герань.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония -

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Мы все названья помним!

Раскрывают ладошку.

Мы взрыхлим цветы, польем,

Пошевеливают опущенными вниз пальцами.

Пусть подрастают день за днем!

О           Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и        

раскрывают «цветком»

28                                                               Тема:  «Электроприборы»

                                               Электроприборы

Что за шум на кухне этой?  (сгибание мизинцев)

Будем жарить мы котлеты. (сгибание безымянных пальцев)

Мясорубку мы возьмем (вращение средних пальцев вокруг друг друга)

Быстро мясо провернем. (вращение указательных пальцев вокруг друг друга)

Миксером взбиваем дружно (вращение больших пальцев)

Все, что нам для торта нужно, (соединение мизинцев)

Чтобы торт скорей испечь, (соединение безымянных пальцев)

Включим мы электропечь. (соединение средних пальцев)

Электроприборы – это чудо! (движение указательными пальцами)

Жить без них нам было б худо. (пожимаем плечами)

29                                           Тема:  «Правила дорожного движения»

                                Правила дорожного движения

Две педали крутят ноги, (раскрытыми ладонями выполняем круговые движения)

Мчат колеса по дороге (вращаем согнутыми в локтях руками)

Я рулю, куда хочу - влево, (имитируем, что держим руль и поворачиваем в лево )   Вправо покачу (вправо)

то в перед,  (кулачками обеих рук совершаем круговые движения)

А то назад (назад), нажимаю тормоза (обеими ладонями жмем на стол)

Дорожных правил очень много. Раз - Внимание дорога!

Показать указательный палец

Два - сигналы светофора,(показать два пальца)

Три – смотри дорожный знак, (показать три  пальца)

А четыре – «переход». (показать четыре пальца)

Правила все надо знать и всегда их выполнять.

(грозить указательным пальцем)

30                                                                             Тема:  «Насекомые»

Насекомые

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

 31                                                                       Тема:  «Лето, цветы»

Цветы

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают.

32                                 Тема:  «Школа, школьные принадлежности»

Школа, школьные принадлежности

В школу осенью пойду, там друзей себе найду,

Дети «шагают» пальчиками по столу.

Научусь писать, читать, быстро, правильно считать.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Я таким ученым буду! Но свой садик не забуду!

Грозят указательным пальчиком правой руки.

Пенал, учебники, тетрадки с собою в школу я возьму.

Последовательно загибать пальцы правой руки, начиная с большого

А мяч, ведерко и лопатки

Последовательно загибать пальцы левой руки, начиная с большого

Ребятам в садик отнесу.

Показать «домик»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 3 «Морозко»».

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам

для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с ОНР

группы компенсирующей направленности

                                                                                                                                            Разработала учитель-логопед:

                                                                                                                                            Юлия Александровна Беданова

                                                                            г. Северодвинск 2016г.

nsportal.ru

Смотрите также