Пальчиковая гимнастика насекомые

Главная » Здоровье » Пальчиковая гимнастика насекомые

Пальчиковые игры на тему: «Насекомые»

Татьяна Бурмистрова
Пальчиковые игры на тему: «Насекомые»

"НАСЕКОМЫЕ"

[/b]

***

Прилетела к нам вчера

(загибать пальцы по одному)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)

Пожужжали, полетали,

(машут ладошками)

От усталости упали.

(уронить ладони на стол)

***

На ромашке – две букашки,

(руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять пальцы рук)

А на лютике – жучок,

В колокольчике – кузнечик,

На гвоздике – паучок.

А на маке-то – пчела,

(пальцы одной руки в кулаке, круговые движения указат. пальца – пчела жужжит)

Собирает мед она.

***

Божья коровушка,

(пальцы в кулак, круговые движения большим пальцем)

Полети на облышко.

Принеси нам к осени,

Мы тебя попросим:

В огород – бобы,

(раскрывать пальцы, начиная с указательного)

В лес – ягоды, грибы,

В родник – водицу,

В поле – пшеницу.

***

В избушке из ватрушки

(поочередно соединяют пальцы с большим одновременно на двух руках – на каждые две строчки)

Живут подружки-мушки.

А в пряничном домишке —

Сластёны-муравьишки.

Оса ночует в хатке

Из сладкой мармеладки,

А паучок в холупке

Из треснутой скорлупки.

***

На полянке я сижу,

Во все стороны гляжу.

(Сидят на коврике, опираясь на руки, поворачивают голову сначала налево, затем направо.)

Сколько насекомых здесь!

(Руки через верх разводят в стороны.)

Всех, пожалуй, и не счесть.

Вот пчела, а вот оса,

(Поочерёдно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно.)

Это бабочка — краса.

Муравей и стрекоза,

Попрыгунья, егоза.

Все спешат, все трудятся,

(Поочерёдно ударяют кулаками и ладонями.)

А она красуется!

***

У тропинки под рябиной

(сжимают и разжимают пальцы)

Сеть раскинул паучок,

(стучат пальцами по столу)

Нить прозрачной паутины

(держат в пальцах воображаемую нить)

Намотал на кулачок.

(наматывают воображаемую нить на кулак)

***

Жук жужжит,

(дети загибают пальцы на правой руке, рассказывая)

Звенит комар,

Ищет бабочка нектар,

Муравей несет травинку,

А паук сплел паутинку.

(пальцы правой руки сжимают в кулак)

Стрекоза вокруг летает,

(делают небольшие круговые движения указательного пальца левой руки вокруг сжатых в кулак пальцев правой руки)

Насекомых всех хватает.

Разлетайтесь, разбегайтесь,

В лапки ей не попадайтесь!

(резко разжимают кулак)

***

(Перечисляя гостей мухи, дети загибают по очереди пальцы на правой и левой руке)

Муха всех на день рождения

Насекомых пригласила.

Передать им приглашение

Быстрым пчелам поручила.

Пригласила бабочку

Поплясать вприсядочку,

Чернокрылого жука,

Чтоб сплясал он гопака.

Длинноногого кузнечика –

На скрипочке играть.

А трудягу-муравьишку –

Громко песни распевать.

maam.ru

Пальчиковые игры на тему "Насекомые"

Меркушева Татьяна Викторовна

Опубликовано 24.11.2013 - 8:34 - Меркушева Татьяна Викторовна

Божья коровка, улей, бабочка, гусеница...

nsportal.ru

Конспект НОД во II младшей группе «На солнечной полянке» в рамках тематической недели «Насекомые»

Евгения Карташова
Конспект НОД во II младшей группе «На солнечной полянке» в рамках тематической недели «Насекомые»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во II младшей группе:

«На солнечной полянке»,

в рамках тематической недели «Насекомые»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическая культура.

Цель: Формировать умение ориентироваться в природном окружении.

Познавательные задачи:

- уточнять и обобщать знания воспитанников о насекомых;

- закреплять в речи названия насекомых,

- формировать представление о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания

- Различать и называть основные цвета: желтый, красный, синий, белый;

Коррекционно-развивающие задачи:

- расширять и активизировать словарный запас по теме «Насекомые»;

- закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках;

- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

- совершенствовать навыки связной речи;

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;

- активизировать и стимулировать цветоразличительные способности зрения.

- развивать выразительность речи и выразительность движений;

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение;

- развивать эмоциональный отклик.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

-воспитывать толерантное отношение к ответам воспитанников;

- формировать умение работать и играть в коллективе.

Словарная работа:

Предметы: жук, бабочка, кузнечик, муха, комар, гусеница, божья коровка.

Признаки: красная, желтая, синяя, белая, маленькая, красивая, разноцветная, лёгкая, быстрая. Действия: ползает, летает, прыгает.

Материал к занятию: фланелеграф, музыка для динамической паузы.

Демонстрационный материал: картинка «Весна», 5 изображений больших ромашек с прорезями для вставки вырезанных по контуру изображений бабочки, кузнечика, мухи, майского жука, комара, схема "Этапы развития бабочки, цветы (красные, желтые, синие, белые, картинки для демонстрации "Как насекомые спасаются от врагов", божья коровка, музыка для динамической паузы, зеркала по числу воспитанников.

Раздаточный материал: бабочки разного цвета (красные, желтые, синие, белые) на шнурках по числу детей.

Предполагаемый результат:

Углубить у детей знания о мире насекомых.

Предварительная работа:

1. Наблюдение за бабочкой и жуком.

2. Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток.

3. Разучивание пальчиковых игр.

Ход деятельности:

1. Организационный момент. Игра «Отгадай-ка».

ЛОГОПЕД: Здравствуйте, ребята. Наше занятие начнем с отгадывания загадки.

На фланелеграфе картинка «Весна».

Солнце пригревает,

Снег от солнца тает,

Травка вырастает.

Когда это бывает? (Весной)

2. Вводная беседа. Пальчиковая и дыхательная гимнастика

ЛОГОПЕД: Весной всё ярче светит солнышко. Все улыбнулись солнышку - и цветы, и птицы, и насекомые и мы! Улыбнитесь друг другу, гостям и мне!

Сегодня я приглашаю вас на солнечную полянку.

Маленькие ножки идут по дорожке (указательными и средними пальцами,

Большие ноги идут по дороге (Дети топают ногами, сидя на стульчиках).

Посреди поляны много цветов. Воздух наполнен сладким ароматом, вдохните его. (Дети поворачивают голову вправо-влево, вдох на каждое движение).

ЛОГОПЕД: Скажу вам по секрету, что жители полянки очень маленького роста и часто прячутся в траве. Хотите познакомиться с ними?

3. Упражнение «Кого ты видишь?». Перед воспитанниками 5 изображений больших ромашек с прорезями для вставки вырезанных по контуру изображений бабочки, кузнечика, мухи, коричневый майского жука, комара.

ЛОГОПЕД: Кого вы видите? (Я вижу муху. Я вижу жука. И т. д.)

Вот сколько маленьких жителей мы увидели! Как их можно назвать одним словом? (Насекомые).

Конспект НОД во II младшей группе «На солнечной полянке» в рамках тематической недели «Насекомые»

4. Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Дружно пальчики считаем – (сжимают и разжимают пальцы)

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха, (поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого) Это жук с зелёным брюхом.

Это кто же тут звенит? (вращают мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь! (прячут руки за спину)

5. Артикуляционная гимнастика (раздаю индивидуальные зеркала).

ЛОГОПЕД: Давайте изобразим насекомых.

«Комарик кусает» Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.

«Бабочка летает вокруг цветка» Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

«Кузнечик» Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.

6. Работа со схемой «Этапы развития бабочки»

ЛОГОПЕД: Ребята, а вам нравятся чудеса? Послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо — это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка.

Сначала бабочка откладывает яички. Из яичек вылупляются личинки-гусеницы. Они в большом количестве поедают листву растений. Наевшись, гусеница подрастает и из отверстия на брюшке начинает выделять тонкую нить. Этой нитью она обматывает себя, превращаясь в куколку. Куколка прикрепляется к коре дерева, прячется под листьями и замирает. Хотя куколка кажется совершенно неподвижной, внутри нее растет насекомое. Зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка. Появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Пошевелит она крылышками и улетит.

ЛОГОПЕД: А теперь давайте еще раз назовем этапы развития бабочки. Что сначала откладывает бабочка? (Яйца).

- Кто появляется из яйца? (Гусеница).

- В кого она превращается? (В куколку).

- Кто выходит из куколки? (Бабочка).

7. «Подбери словечко»

ЛОГОПЕД: Бабочка какая? – красивая, разноцветная, лёгкая, быстрая, маленькая.

8. Гимнастика для глаз «Бабочка» Логопед держит в руках игрушечную бабочку на палочке.

ЛОГОПЕД: А вот и бабочка полетела. Следите глазами за бабочкой. Бабочка летает повсюду: В одну сторону летит, в другую. Бабочка порхает по кругу, вверх, вниз и назад спешит.

Только грустно ей одной летать. Где же её подружки.

9. Дыхательная гимнастика «Бабочки летят». Воспитанники встали около стульчиков.

На весеннем на лугу

Бабочки летают.

Красные бабочки полетели (желтые, синие, белые и т. п.).

Воспитанники держат бабочек разного цвета на шнурке. Дуют, только те у кого бабочка названного цвета, чтобы бабочки отлетели как можно дальше (не поднимая плеч, вдох через нос, выдох через рот, не надувая щек).

ЛОГОПЕД: Посмотрите на полянке, сколько удивительных цветов. Давайте посадим бабочек на цветы такого же цвета.

10. Динамическая пауза «Бабочка», "Кузнечики" под музыку.

ЛОГОПЕД: А теперь и мы с вами в бабочек превратимся.

Вокруг себя повернитесь

В бабочек превратитесь

Утром бабочка проснулась. (Плавные взмахи руками)

Потянулась, улыбнулась. (Выполнять движения в соответствии с текстом)

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

Вокруг себя повернитесь

В кузнечиков превратитесь

Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок. Стоп.

Сели, посидели, травушки поели, тишину послушали.

Выше-выше веселей прыгай на носках скорей

А теперь все дружно сели,

На меня все посмотрели.

11. Беседа на тему «Враги насекомых»

ЛОГОПЕД: Ребята, есть ли у насекомых враги? (Есть).

ЛОГОПЕД: Кто? (Птицы, люди, животные).

Как насекомые спасаются от врагов? Обращает внимание на окраску насекомых. Почему кузнечик зеленый? Почему майский жук коричневый? (Кузнечик живет в траве, майский жук на ветках деревьев). Приложить к растению.

Зачем им нужна такая окраска? (Защищаться от врагов, прятаться).

ЛОГОПЕД: Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться?

Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которая очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно!

ЛОГОПЕД: Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых (Они живые).

ЛОГОПЕД: Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Наблюдать как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать как они жужжат.

12. Игра «Кого не стало». Воспитанникам предлагается запомнить насекомых, которые сидят на полянке, закрыть глаза (в этот момент убрать одно из насекомых, открыть глаза и припомнить кого не стало.

13. Итог. Оценка работы воспитанников.

ЛОГОПЕД: Вот наша прогулка закончилась. Где мы с вами были? Кого видели? Из кого появляется бабочка? Куда прячется божья коровка? Чем мы еще занимались? (Ответы).

ЛОГОПЕД: Мне очень понравилось, какими вы сегодня были дружными, старательными.

На волшебной полянке сегодня побывали,

Её жителей узнали.

Хоть и маленькие они, но нужные,

Обижать не нужно их.

В группу нам идти пора,

Сейчас идём все, не спеша.

maam.ru

Пальчиковая гимнастика к блоку лексических тем «Мир животных и растений».

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР К БЛОКУ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ

«МИР ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ»

ОВОЩИ

Репка

Репку мы сажали,

Репку поливали.

Вырастала репка

Хороша и крепка.

Тянем-потянем

Вытянуть не можем!

Кто же нам поможет?

Тянем-потянем, тянем-потянем!

Ух! Вытянули репку.

«Роют» пальчиками в  ладошке лунку.

Показывают пальчиками, как льется вода из лейки.

 Показывают, как растет, выпрямляя постепенно пальчики.

Оставляют ладони открытыми, а пальцы сгибают как крючочки.

«Крючочки» левой и правой руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону.

Потряхивают кистями рук.

Вспоминают по очереди всех  героев сказки, загибая пальчики друг за другом.

«Крючочки» левой и правой руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону.

Расцепляют руки, потряхивая кистями.

Огород.

Мы пришли в огород,

Что тут только не растет:

Тыква, репка и чеснок,

Лук, капуста кабачок,

Помидор и огурец.

Вот хозяин – молодец!

Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках.

Хлопнуть в ладони, развести руки в стороны.

Поочередно сгибать пальцы рук.

Руки сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх.

Созрели овощи на грядке:

Картошка, репка, кабачок,

Фасоль, капуста, перец сладкий,

Лук и гороховый стручок.

Сжимать и разжимать кисти рук.

Поочередно соединять пальцы правой, а затем левой  руки с большим.

У Лариски – две редиски.

У Алешки – две картошки.

У Сережки – сорванца –

              два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да ещё у Петьки –

          две хвостатых редьки.

По очереди разгибать пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.

ФРУКТЫ, ЯГОДЫ

Чудесный сад.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем фрукты собирать.

На деревьях мандарины,

Сливы, груши, апельсины,

Киви, яблоки, гранат, –

Ах, какой чудесный сад!

Сжимать – разжимать кулачки.

Имитировать сбор фруктов.

«Деревья», на слово «мандарины» - соединить указательный палец правой руки с большим.

Последовательно соединять остальные пальцы правой руки с большим.

Поочередно соединять пальцы левой руки с большим.

Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны; сжать кулаки, подняв большие пальцы вверх.

За ягодами.

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идем мы погулять.

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.

Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Компот.

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Опять «варят» и «мешают».

ДЕРЕВЬЯ

Букет из листьев.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Загибать пальцы, начиная с большого.

Сжимать и разжимать кулачки.

Загибать пальцы, начиная с большого.

«Шагать» по столу средним и указательным пальцами.

Деревья

Тили – тали, тили – тали,
Карандашик мы катали,
Карандашик мы катали
[И деревья]   называли:
Дуб, берёза, тополь, рябина,
Ива, клён, липа,  осина.

Дети  повторяют за взрослым по одной строчке стихотворения, перекатывая пальцами по столу карандаш вперёд – назад.

ХЛЕБ, ЗЛАКИ

Злаки.

Рожь, ячмень, овёс, пшеница,

Кукуруза пригодится.

Греча, рис и просо –

Больше нет вопросов.

Это злаки, все мы знаем,

В пищу их употребляем.

Разминают пальцы правой руки , начиная с большого от концевой фаланги к основанию.

Разминают пальцы левой  руки , начиная с большого от концевой фаланги к основанию.

Складывают ладошки «лодочкой».

Круговыми движениями поглаживают живот.

К завтраку Наташа 
Всем варила кашу:
Ячневой – цыплятам,
С молоком – котятам,
Курочкам – ячменной,
Необыкновенной.
Кролику – перловки,
С репой и морковкой.
Накормила всех зверят,
Куклы тоже есть хотят.
Сварим обезьянке
вкусную овсянку,
Серому слонёнку
Сварим кашу пшенку.
Для пушистой лисоньки
Мы наварим рисовой.
Гречневой – для мишки, 
С мясом – для волчишки.
А для куклы Даши –
С маслом манной каши.
Той, что любят дети
Больше всех на свете. 

 «Варят» кашу пальчиком в ладошке.

Разминают пальчики правой руки, начиная с мизинца, от концевой фаланги к основанию.

Делают «зайчиков» обеими руками.

Обхватывают щёки руками и качают головой.

Разминают пальчики левой  руки, начиная с мизинца, от концевой фаланги к основанию.

Шагают пальцами рук и выставляют ладошки вперед в приглашающем жесте.

Поглаживают живот круговыми движениями и выставляют вперёд большие пальцы рук.

Рожь, пшеница нам нужны:

Макароны, пироги,

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Сгибать и разгибать пальцы обеих рук

Загибать или разминать пальцы по одному, начиная с мизинчика.

Шагать пальцами по столу пальчиками.

Гладить тыльную сторону обеих ладоней.

Согнуть руки в локтях «силач», затем покачать пальцем из стороны в сторону.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Пёс и кошка.

Наша кошка из окошка

Наблюдает за дорожкой.

Там гуляет очень злой

Пес лохматый и большой.

Поочередно соединять пальцы правой руки с большим.

Поочередно соединять пальцы левой руки с большим.

Поочередно соединять пальцы обеих рук с большими.

Правой рукой изобразить «собаку».

В деревне.

Я в деревне отдыхаю,

Вам животных называю:

Кролик, лошадь и коза,

Кот, корова и свинья,

А ещё баран с овцой,

Да верный пес –

Помощник мой.

Сжимать и разжимать пальцы обеих рук в ритме стихотворения.

Загибать по – одному пальцы, начиная с большого пальцы правой руки.

Большой палец правой руки поднять наверх, указательные согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака».

Дудочка.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла.

Пастушку я отдала.

- Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок.

Там Буренка лежит,

На теленка глядит.

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашу варить,

Сашу кашей кормить.

«Играют на дудочке».

Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно.

«Идут» указательным и средним пальцами по столу.

Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно.

«Варят кашу» на ладошке.

Бурёнушка.

Дай молочка, Бурёнушка,

Хоть капельку – на   донышке.

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки,

Всем даёт здоровье

Молочко коровье.

«Доят корову».

«Кошка».

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

«Доят корову».

Машина каша.

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кашке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В маску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.

Загибают по одному пальчику на левой руке.

Разжимают кулачок.

Сдувают «крошку» с ладошки.

Котята.

У кошечки нашей есть десять котят,

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Ладошки складывают, пальцы прижимают друг к другу. Локти опираются о стол.

Покачивают руками, не разъединяя их.

Постукивают соответствующими пальцами друг о друга.

Кошка и мышка.

Мягко кошка, посмотри,

Разжимает коготки.

И легонько их сжимает –

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

Половиц не слышно скрипа,

Только мышка не зевает,

Вмиг от кошки удирает.

Пальцы обеих рук сжимаем в кулак и кладем на стол ладонями вниз; затем медленно разжимаем кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол.

Ладони обеих рук лежат на столе;

Локти разведены в разные стороны; кошка  (правая рука) крадется: все пальцы медленно шагают по столу вперед. «Мышка» (левая рука) убегает: пальцы другой руки быстро движутся назад.

Найди животных.

По деревне мы шагаем,

Видим будки и сараи.

Тики-ти, тики-ти,

Животных мы хотим найти.

Пальцы шагают по столу (коленям).

Одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем).

Два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками.

Одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот). Затем дети по очереди называют домашних животных.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

На лужок.

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зеленый,  на лужок

Приходи и ты дружок!

Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно.

Сидит белка на тележке.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки (можно чередовать хлопки и удары кулачками), на следующие четыре строчки – поочередное сгибание пальчиков, начиная с большого. Далее повторяем начальные движения.

Кто живёт в лесу?

Я сейчас вам назову,

Кто живет в густом лесу.

Зайцы, белки, барсуки,

Волк, медведи и ежи…

А теперь продолжи ты!

Сжимать и разжимать пальцы обеих рук в ритме стихотворения.

Загибать по – одному пальцы, начиная с большого пальцы левой руки.

Педагог указывает на какого-нибуль ребёнка и тот называет ещё одно дикое животное.

У нас в лесу.

Дикие животные

Есть у нас в лесу:

Здесь ты можешь встретить

Зайца и лису,

Белку и медведя,

Волка, кабана –

Прячет всех надежно

Лесная тишина.

Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.

Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.

Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.

Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.

Заяц и кочан капусты.

Встал зайчишка рано,

Вышел на поляну.

По опушке к лесу шел

И большой кочан нашел.

Стал зайчишка с хрустом

Грызть кочан капусты:

Хруст – хруст, хруст – хруст…

Съел, свалился под куст

И уснул.  Проснулся….

Сладко потянулся,

А домой добрался –

Долго отдувался!

«Заячья мордочка» правой рукой.

Шагают пальцами.

Показывают кулак левой рукой.

«Заяц» грызет кулак и причмокивает.

С усилием растопыривают все пальцы.

Бегут пальцами и опускают ладонь на  стол.

Зайцы.

Десять серых зайцев

Дремали под кустом.

И двое вдруг сказали:

«Вон человек с ружьем».

Двое закричали:

«Давайте убежим!»,

Двое прошептали:

«Давайте помолчим!»,

Двое предложили:

«Мы спрячемся в кустах!»

А двое вдруг спросили:

«Он может сделать «Бах»?»

«Бах» - выстрелил охотник,

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев

Пустились наутек.

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены.

В соответствии с текстом  дети приподнимают поочередно пару пальцев, начиная с больших.

Хлопают в ладоши.

Бегут пальчиками по столу.

Есть у каждого свой дом.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нём.

Загибать пальцы на правой руке по-одному.

«Домик» из пальцев.

Обнимают себя.

Белочки.                                      

Раз, два, три, четыре, пять

Пришли белки поиграть.

Одна куда-то подевалась,

Четыре белочки осталось.

А теперь скорей смотри,

Их уже осталось три.

Ну и ну, какая жалость

Только две у нас осталось.

Эта новость так грустна,

Осталась белочка одна.

Пока мы с тобой считали

Белочки от нас сбежали.

Выставляем пять пальцев.

Прячем руку за спину.

Выставляем четыре пальца.

Прячем руку за спину.

Выставляем три пальца.

Прячем руку за спину.

Выставляем два пальца.

Прячем руку за спину.

Выставляем один палец.

Прячем руку за спину.

Найти животных. 

Мы тихонько в лес зайдем.

Что же мы увидим в нем?

Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют.

Тики-ти, тики-ти,

Животных мы хотим найти.

Пальцы шагают по столу (коленям)

Одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем).

Одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)

Два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками. Одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот). Дети по очереди называют диких животных.

Найди животных.

В жарких странах оказались,

Очень долго удивлялись.

 Тики-ти, тики-ти,

Животных мы хотим найти.

Пальцы шагают по столу (коленям).

Одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем).

Два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками.

Одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот). Затем дети по очереди называют  животных жарких стран.

 ПТИЦЫ ПЕРЕЛЁТНЫЕ

Десять птичек.

Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка:

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка;

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка –  коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко;

Это  - зяблик,

Это стриж,

Это – развеселый чиж…

Ну, а это – злой орлан.

Птички, птички – по домам!

Сжать кулачок, на название каждой птички отгибать один пальчик.

Обе руки сжать в кулаки, пряча птичек.

Ласточка.

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,  

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну – красну.

На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке.

Птичьи стаи.

Снова осень наступает.

И доследующей весны

В птичьих стаях улетают

Ласточки, скворцы, грачи,

Лебеди и журавли.

Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого.

Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого.

«Птичка».

Загибать пальцы на обеих руках по одному.

Снегири и свиристели.

Зимой холодной, посмотри,

Вновь появились снегири.

А сними свиристели

К нам в гости прилетели.

Соединять последовательно пальцы обеих рук, начиная с больших.

Соединять пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.

Мы про птиц не забываем.    

Холодно на улице,

Замерзают птицы.

Чтобы не замерзнуть,

Надо подкрепиться.

Мы про них не забываем,

Корм в кормушку насыпаем.

На правой руке соединять все пальцы с большим.

На левой руке соединять все пальцы с большим.

На обеих руках соединять по очереди все пальцы с большим.

Журавли возвращаются.

Из дальних стран, спеша домой,

Летят, курлыча, журавли.

Их крик несется над землей,

Весну приветствуют они.

Постепенно соединять все пальцы обеих рук с большими.

Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямить и переплести – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения.

Постепенно соединять все пальцы обеих рук с большими.

Сжать руки в рукопожатии.

Шла кукушка…

Шла кукушка мимо рынка,

У нее была корзинка,

А корзинка на пол –  бух!

Полетело десять (девять, восемь) мух.

Шагаем по столу пальцами.

Соединяем ладони ковшом – «корзинка».

Ударяем сомкнутыми ладонями по столу, разъединяем руки.

Разводим руки в стороны, шевеля пальцами. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.

ПТИЦЫ ДОМАШНИЕ

Гусь.                                     

Есть  у нас драчливый гусь,

Очень я его боюсь.

Выгнет шею и гогочет.

Ущипнуть меня он хочет.

Поочередно прикоснуться большим пальцем ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам на правой руке.

Сжать руки в кулаки и прижать их к телу.

Правая рука поднята вверх, локоть касается стола, соединить все пальцы в щепотку.

Ритмично соединять кончики всех пальцев на правой руке с большим пальцем – «щипать».

Птичий двор.                        

Вдалеке стоит забор,

Окружая птичий двор.

Тут галдеж и суета

Начинаются с утра:

Кукарекают, гогочут,

Громко крякают, болбочут.

Гуси, утки, индюки,

Курицы и петухи.

Руки на столе, правая – ладошкой вниз, левая – сжата в кулак. Произнося текст поочередно менять положение рук.

Ударять правой рукой, сжатой в кулачок, по ладошке левой руки, а затем менять положение рук.

Последовательно соединять указательные и средние пальцы обеих рук с большими.

Последовательно соединять безымянные пальцы и мизинцы обеих рук с большими.

Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших.

РЫБЫ

Жил да был…

Жил да был один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки

И учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Плавные движения ладошками, имитирующие движения плавников.

Ладони раздвинуты; движения ладонями порознь.

Руки сложены накрест, взмахи ладонями.

Сжимать и разжимать кулачки.

Загибать пальчики, начиная с большого.

Рыбка.

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка-озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Сложенные вместе ладони изображают плывущую рыбку.

Грозят пальчиком.

Медленно сближают ладони.

«Рыбка».

Делают  хватательные движения руками.

 «Рыбка».

НАСЕКОМЫЕ

Насекомых надо знать.

Раз, два, три, четыре, пять –

Насекомых надо знать:

Муха, бабочка, пчела,

Муравей, комар, оса,

Шмель, кузнечик и сверчок –

И у  каждого шесть ног!

Сжимать – разжимать кулачки обеих рук.

Постепенно соединять  пальцы обеих рук с большими.

Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки.

Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв вверх большой палец – показать шесть пальцев.

Насекомые.

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

Машут ладошками.

На каждое название насекомого загибают один пальчик.

Делают кружочки из пальцев и подносят к глазам.

Машут ладошками.

Роняют ладони на стол.

Червячки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

Каркает: «Вот обед!»

Глядь –  

                а червячков уж нет.

Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).

Шагают по столу.

Складывают пальцы щепоткой, качают ими вверх и вниз.

Раскрывают «клюв» из пальцев.

Разводят руками.

Сжимают кулачки, прижимая их к груди.

Божья коровка.

На цветке сидит коровка,

Но молчит и не мычит,

И летает очень ловко,

Ярко красками горит….

Потому что не земная,

А небесная такая!

Сделать пальцами рук «цветок».

Одновременно соприкасаться кончиками одноименных пальцев рук, основания ладоней прижаты друг к другу.

Развести руки, легкими движениям пальцев изобразить взмахи крыльев.

Руки согнуты в локтях. Выпрямить пальцы правой руки, одновременно с этим пальцы левой сжать в щепоть. Затем выпрямить пальцы левой руки, а пальцы правой сжать в щепоть.

Соединить ладони.

Развести руки вверх и в стороны.

Литература.

  1. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – М, 2011.
  2. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М., 2011.
  3. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – М.,2008.
  4. Интернет – публикации.

nsportal.ru

Тематические пальчиковые игры

№ п/п

Тема

Содержание игры

1.

Осень: явления природы

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

1, 2, 3, 4, 5

Будем листья собирать.

(загибаем поочередно пальчики)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(«шагаем» пальчиками по коленям)

2.

Осень: явления природы

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Пошли пальчики гулять,

(пробежать пальчиками по коленкам)

Стали листья собирать:

Красный листик, желтый листик,

(поочередно прикасаемся подушечками пальцев, начиная с указательного, к большом пальцу)

А потом давай считать:

Один, два, три, четыре, пять!

(поочередно загибаем пальчики на руке)

Сколько листиков собрали?

Пять!

(поднять руку вверх, раздвинуть пальцы)

С листьями осенними будем мы играть,

С листьями осенними будем танцевать.

3.

Осень: листики осенние

Пальчиковая игра «Ветер по лесу летал»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал.

Вот-дубовый, вот – кленовый,

Вот – рябиновый, резной.

Вот – с березки, золотой.

Вот - последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(загибаем пальчики в соответствии с текстом)

4

Осень, запасы

Пальчиковая игра «Мы капусту рубим…)

Мы капусту рубим, рубим,

(машем руками, будто ножом)

Мы капусту жмем, жмем,

(кулачки сжимаем-разжимаем)
Мы капусту солим, солим,

(пальчики потираем друг о дружку - «солим»)

Мы морковку трем, трем.

(кулачком одной руки трем по ладони другой руки)

5

Овощи, зелень

Пальчиковая игра «Овощная зарядка»

Повторяй за мной зарядку.
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква - вот, а вот - томат.
Здесь - капуста, здесь - салат,
Тмин, картошка, артишок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы,
Будем есть мы до весны.
(на каждое слово загибаем пальчик)

6.

Фрукты

Пальчиковая игра «Фрукты»

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос.

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик-ананас,

Фрукт для вас и для нас.

( у каждого пальчика погладить подушечку)

7.

Фрукты и ягоды

Пальчиковая игра «Компот»

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.

(выполняем имитирующие движения пальцами)

8.

Семья, домашнее хозяйство

Пальчиковая гимнастика «Точим нож!»

Точим, точим,

Точим нож!

Будет очень он хорош.

(ребром ладони водим взад-вперед по ладони свободной руки)

Будет резать он припасы:

(«режем» каждым пальчиком руки)

Масло,

Сало,

Хлеб,

Колбасы,

Помидоры, огурцы…

Угощайтесь, молодцы!

9.

Семья

Пальчиковая игра «Приготовили обед»

Сели как-то мы обедать

И позвали в дом соседей.

(руками зазываем гостей)

Скатерть белую накрыли,

(руки перед собой, развести их в стороны)

Вилки ложки разложили,

Хлеб нарезали и сыр,

Приготовили гарнир.

(резкими движениями потереть ладонь о ладонь)

Помешали его в чашке

И добавили колбаски.

(вращательные движения кистями рук)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты.

(лепка котлет)

Посолили, поперчили,

Замесили (имитация движений)

Не забыли лук сердитый положить

И скорее все закрыть.

Наготовились, устали,

Печь пирожное не стали.

(вытереть лоб рукой)

10.

Семья

Пальчиковая гимнастика «Кто живет у нас в квартире?»

1, 2, 3, 4,

Кто живет у нас в квартире?

(хлопаем в ладоши)

1, 2, 3, 4, 5

Всех могу пересчитать:

(ритмично загибаем пальцы в кулачок и разгибаем)

Папа, мама, брат, сестра,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой сверчок, щегол и я -

(загибаем поочередно пальчики)

Вот и вся моя семья!

(показать все пальчики, растопырив их в стороны)

11.

Семья

Пальчиковая игра «Этот пальчик…»

Этот пальчик большой -

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой - брат старшой.

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.

(поглаживать пальчики от основания к подушечкам поочередно)

12.

Мой дом, комнатные растения

Пальчиковая гимнастика «Комнатные растения»

На окно скорее глянь:

Здесь у нас цветет герань.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония –

(считаем поочередно пальчики)

Мы все названья помним!

(раскрыть ладошку)

Мы взрыхлим цветы, польем,

(пальчики вниз, пошевелить ими)

Пусть подрастают день за днем!

(ладошки соединить в бутон и поднять над головой).

13.

Дом

Пальчиковая игра «Дом»

Я хочу построить дом,

(руки соединить над головой углом)

Чтоб окошко было в нем,

(руки сверху и снизу лица)

Чтоб у дома дверь была,

(ребра ладоней прижать друг другу)

Рядом чтоб сосна росла

(руки вверх, пальцы растопырить)

Чтоб вокруг забор стоял,

(пальцы рук касаются друг друга, образуя шарик)

Пес ворота охранял,

(ладошка выпрямлена, большой палец поднят вверх, мизинец согнут)

Солнце было,

(кисти рук скрещены, пальцы растопырены)

Дождик шел,

(потрясти кистями)

И тюльпан в саду расцвел.

(руки соединены в виде тюльпана)

14.

Дом

На дверях висит замок.

Кто его открыть бы смог?
Мы замочком повертели,
Мы замочком покрутили
Мы замочком постучали,

(пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга).
Постучали, и открыли!

(показать ладошки)

15.

Дом, мебель

Пальчиковая игра «Мебель»

Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом,
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире!

(на каждую строчку загибаем пальчики)

16.

Дом, посуда

Пальчиковая игра «Мы посуде перемыли»

1,2,3,4

Мы посуду перемыли.

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварешку,

(считаем и загибаем пальчики)

Мы посуду перемыли.

Только чашку мы разбили.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.

(круговые движения кулачком одной руки по ладони другой руки)

17.

Продукты питания

Пальчиковая игра «Гости»

Оля с Колей приглашали

На чаек к себе друзей.

Всем подарки раздавали

И гостей всех угощали:

Анечке – прянички,

Лене - варенье,

Свете – конфеты,

Сенечке – семечки.

Всех сначала накормили,

И домой всех проводили.

(на каждую строчку загибаем пальчики)

18.

Я - человек

Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои»

Вот помощники мои, их как хочешь - поверни:

Вот и эдак, и вот так,

Не обидятся никак.

(посмотреть на раскрытые ладони)

1, 2, 3, 4, 5

(похлопать в ладоши)

Не сидится им опять.

(встряхнуть кистями рук)

Постучали,

(постучать кулачком по ладони свободной руки)

Повертели

(круговые движения кистями рук)

И работать захотели.

(потереть ладонь о ладонь)

Поработают немножко,

(похлопать в ладоши)

Мы дадим им отдохнуть.

(сложить ладони вместе)

Постучали,

(постучать кулачком по ладони свободной руки)

Повертели

(круговые движения кистями рук)

И опять обратно в путь.

(похлопать в ладоши)

19.

Человек, эмоции

Пальчиковая игра «Шевеляк»

Я сидел, что было сил

Пальчиками шевелил,

(кисти руки поднять вверх, растопырить пальчики и шевелить ими)

А когда совсем устал,

«хватит» - строго я сказал.

(пальчиками не шевелить)

Не хотят они уняться,

Все быстрее шевелятся,

(быстро шевелить пальчиками)

Мы тогда поступим так:

Мы прогоним шевеляк.

(спрятать руки за спину)

20.

Новый год, ёлка

Игра «Новый год»

Наступает Новый год!

Дети водят хоровод.

(Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)

Висят на елке шарики,

Светятся фонарики.

(кисти сжимаем в кулачки)

Вот сверкают льдинки,

Кружатся снежинки.

(потирание кистей рук друг о дружку)

В гости дед Мороз идет,

Всем подарки он несет.

(пальчики бегают по коленям)

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать:

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.

21.

Зима

Игра с движениями пальцев и рук «Пришла зима»

Пришла зима,

Принесла мороз.

(погладить кисти рук друг о дружку)

Пришла зима,

Замерзает нос.

(массируем слегка кончик носа тремя пальцами)

Снег, (пальчики бегают в воздухе)

Сугробы, (показать рукой горы снега)

Гололед. (потереть ладошку о ладошку)

Все на улицу — вперед!

Теплые штаны наденем, (погладить руками колени)

Шапку, шубу, валенки. (погладить голову, живот, топнуть ногами)

Руки в варежках согреем (кисти рук приложить к губам и «согреть»)

И завяжем шарфики. (погладить шею)

Зимний месяц называй!

Декабрь, Январь, Февраль. (хлопки руками)

22.

Зимние забавы

Пальчиковая игра «Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

(большой палец соединяется сначала с указательным, затем со средним)

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

(большой палец соединяется с безымянным, затем с мизинцем, в конце – движение «съезжаем с горы» с криком «Ух!»).

23.

Зимние забавы

Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»

Мы во двор пошли гулять

1, 2, 3, 4, 5.

(загибать поочередно пальцы)

Бабу снежную слепили,

(имитировать лепку комков)

Птичек крошками кормили,

(покрошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(указательным пальцем вести по ладошке в одном направлении)

А ещё в снегу валялись.

(ладошки кладем на колени поочередно ладошками и тыльной стороной)

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

(имитировать еду ложкой, затем сложить руки под щечку – заснули)

24.

Зимние забавы

Пальчиковая гимнастика «Снежки»

(на каждую строчку стихотворения поочередно соединяем большие пальцы  обеих рук с другими пальчиками  и говорим текст)

Мы в снежки играем смело,

Лепим быстро и умело.

Мы научим всех играть:

Брать снежок, лепить, бросать.

25.

Зимние забавы

Игра с движениями «Снеговик»

Трата – та, трата-та        

хлопаем в ладоши)

Рада снегу детвора,

Трата – та, трата – та,                                                     Лепим мы снеговика,

(«лепить» снежки)

Мы на ком, поставим ком.    

(рисуем в воздухе два круга)                                            

Глазки подведем,  

(показываем глаза)                                                            

Нос – морковку вставим,  

 (показываем нос)                                                

Шапочку найдем.

(гладим голову)                                                  

Вот какой снеговичок,                                                      

Белый, снежный толстячок.

(покачивание туловищем вправо-влево)

26.

Профессии, труд людей

Гимнастика для рук и пальцев «Парикмахеры»

Расческу в руки мы возьмем

По волосам ей проведем,

(имитация причесывания волос)

Держим ножницы в руке,

Делаем стрижку на голове.

(имитация стрижки)

Волосы моем и украшаем,

Причесываем и завиваем.

(круговые движения кистями рук)

Чтобы стали люди красивее,

Красивее и милее.

Мы работали весь день,

Трудиться пальчикам не лень,

Сейчас немножко отдохнем

И снова работать мы начнем.

(сжимающие и разжимающие движения кистями рук)

27.

Профессии, труд людей

Пальчиковая гимнастика «Столяры»

(на каждую строчку стихотворения поочередно соединяем большие пальцы  обеих рук с другими пальчиками  и говорим текст)

Будем дружно мы играть,

Столяров изображать:

И пилить и строгать,

Крепко гвозди забивать.

28.

Профессии

Пальчиковая игра «Физкультурник»

Физкультурник по дорожке

Тренирует свои ножки.

Высоко их поднимает,

Бодро, весело шагает.

(пальчики ходят по коленям)

Руки в стороны развел

И тихонечко пошел.

(пальчики ходят по коленям медленно, делая широкий шаг)

Руки вниз, затем вперед.

(поднимаем вместе указательный палец и мизинец вперед)

Прыгнул, сделал поворот.

(пальчики подпрыгнули)

Физкультурой заниматься

Любит маленький народ.

(пальчики ходят по коленям)

29.

Транспорт

Пальчиковая игра «Веселая поездка

(поочередно загибаем пальчики в соответствии с текстом)

Мы с первым пальцем – малышом

В трамвайный парк пойдем пешком.

С другими – поедем на трамвае,

Тихонько песни напевая.

А с третьим – сядем мы в такси,

Попросим в порт нас отвезти!

С четвертым пальчиком в ракете

Мы полетим к другой планете.

Садись-ка пятый, в самолет,

С тобой отправимся в полет.

30.

Лодочка

Пальчиковая игра

Две ладошки прижму 
И по морю поплыву. 
Две ладошки, друзья, - 
Это лодочка моя. 
Паруса подниму, 
Синим морем поплыву. 
А по бурным волнам 
Плывут рыбки тут и там.

31.

Дикие звери

Кто в лесочке живет?

Под корягой – старый крот,

За горой лисенок,

В ельнике-лосенок.

Под кустом – лисичка,

На сосне – синичка.

Раз, два, три, четыре, пять.

Их не трудно сосчитать.

(загибать пальчики с каждым словом)

32.

Дикие звери

Игра с движениями пальцев, рук «Где же мёд?»

По полянке мишка шел

И в бочонке мед нашел.

(пальчики одной руки шагают по ладони другой руки)

Лапкой мед он доставал,

(«поцарапать» пальчиками ладонь)

Язычком его лизал.

(погладить пальчиками ладонь)

Нету меда!

Где же мед?

(приподнять плечи)

Ищет мишка — не найдет.

(погладить на одной руке каждый пальчик)

Hyжнo,  обязательно

Мишке быть внимательным.

33.

Домашние животные

Пальчиковая гимнастика «Котенок – шалун»

Котенок мамочку зовет:

-мяу, мяу, мяу, мяу.

(ритмично соединять пальцы одной руки с пальцами другой руки)

Он не напился молока:

-мало, мало, мало, мало.

(ритмично скрещиваем указательные пальцы)

Покормит мама молочком:

-мур, мур, мур, мур.

(ритмично погладить одну ладошку о другую)

Свернется маленьким клубком:

-ур, ур, ур, ур.

(ритмично потирать кулачок о кулачок)

Потом с клубочком поиграет –

Цап, цап, цап, цап.

(ритмично сжимать и разжимать кулачки)

И нитку быстро размотает.

(указательными пальцами показать спираль сверху вниз)

Ап, ап, ап, ап, ап, ап

(ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.)

34.

Домашние животные

Пальчиковая гимнастика «Веселая встреча»

(загибаем поочередно пальчики)

Здравствуй, котенок!

Здравствуй, козленок!

Здравствуй, щенок!

И здравствуй, утенок!

Здравствуй, веселый, смешной поросенок!

35.

Домашние животные

Пальчиковая игра «Кошка и котята»

У кошечки нашей есть 10 котят

Сейчас все котята по парам стоят:

(ладошки смотрят друг на друга)

Два толстых,

(соединить большие пальцы обеих рук и постучать ими друг о дружку)

Два ловких,

(соединить указательные пальцы и постучать ими друг о дружку)

Два длинных,

(соединить средние пальцы и постучать ими друг о дружку)

Два хитрых,

(соединить безымянные пальцы и постучать ими друг о дружку)

Два маленьких самых

И самых красивых.

(соединить мизинцы и постучать ими друг о дружку)

36.

Домашние животные

Пальчиковая игра «Кто в деревне живет?»

Кто в деревне живет?

Лежебока-рыжий кот.

Маленький теленок,

Желтенький цыпленок,

Белая овечка,

Мышка под крылечком.

Раз, два, три, четыре, пять.

Их не трудно сосчитать.

(считаем и загибаем пальчики)

37.

Домашние животные

Пальчиковая игра «Котята»

Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята -
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Раз - котёнок самый белый,
Два - котёнок самый смелый,
Три - котёнок самый умный,
А Четыре - самый шумный.
Пять похож на Три и Два -
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята -
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать

(загибаем пальчики, поглаживаем каждый)

38.

Домашние птицы

Пальчиковая игра «Цыплята»

Пять цыпляток, пять комочков

(пальчиками изобразить клювики)

Во дворе стоят у бочки.

(руки в кулачки)

Захотелось им напиться.

(открыть пальчики-клювики)

Из щелей течет водица.

(перебирать пальчиками, опуская руки сверху – вниз)

Вот попили, освежились,

Все их перья распушились.

(руки в кулачки, потрясти ими)

39.

Зоопарк

Пальчиковая игра «В зоопарке мы бродили…»

В зоопарке мы бродили

К каждой клетке подходили

И смотрели на  зверят  –

Медвежат, волчат, бобрят.

(на каждую строчку стиха, поочередно соединяем большой палец с другими пальцами руки)

40.

День Защитника Отечества

Пальчиковая гимнастика «Пальчики-солдатики»

Командир позвал солдат: 
«Становитесь дружно в ряд! 
Первый встал, за ним – второй, 
Безымянный, быстро в строй!» 
А мизинчик очень мал, 
Он чуть-чуть не опоздал. 
Встали пальчики – «УРА!» 
На парад идти пора.

(соответственно тексту поднимаем поочередно пальчики)

41.

Мамин праздник

Игра «Тесто ручками помнем»

Тесто ручками помнем

Сладкий тоpтик испечем

(Сжимают и разжимают пальчики на столе, как будто мнут тесто).

Серединку смажем джемом,

А верхушку сладким кремом

(Круговые движения указательным пальчиком одной руки по ладошке другой руки)

И кокосовою крошкой
Мы присыплем торт немножко.

(«присыпают» пальчиками)

А потом заварим чай,
В гости друга приглашай.

(хлопают в ладоши).

42.

Мамин праздник

Пальчиковая игра «Маму я свою люблю»

Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:

(сжать руки на груди)

Я стираю,

(потереть кулачок о кулачок)

Полоскаю,

(кулачки сжимать-разжимать)

Воду с ручек отряхаю,

(стряхиваем воду с пальчиков)

Пол я чисто подмету

(погладить одну ладошку другой)

И дрова ей наколю.

(постучать кулачком по ладони свободной руки)

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

(сложить ладошки вместе и положить под щечку)

Я на цыпочках хожу,

(указательный и средний пальцы ходят по ладони свободной руки)

И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.

(указательный палец к губам)

43.

Мамины помощники

Пальчиковая игра «Мамины помощники»

В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.

(на каждую строчку загибаем пальчики)

44.

Весна

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Здравствуй, солнце золотое!

(пальцы обеих рук в кулачках, разогнуть большие пальцы)
Здравствуй, небо голубое!

(разогнуть указательные пальцы)
Здравствуй, вольный ветерок!

(разогнуть средние пальцы)
Здравствуй, маленький дубок!

(разогнуть безымянные пальцы)

Здравствуй, ты – весна-красна

Долгожданная пора.

(разогнуть мизинцы)
Ты нам, солнце, посвети

Снег и лед растопи.

(пальчики раскрыты – изображают солнышко с лучиками).

45.

Весна

Пальчиковая гимнастика «Солнышко встало…»

(пальчики растопырены в разные стороны, большой палец касается каждого пальчика.)

Солнышко весеннее встало,

Здравствуй, сказало.

Эй! Братец, Федя, разбуди соседей!

Вставай Большак!
Вставай Указака!
Вставай Середка!
Всавай Сиротка!
И крошка-Митрошка!
Привет, ладошка!

46.

Перелетные птицы

Пальчиковая гимнастика «Маленькие птички»

Маленькие птички, 
Птички-невелички, 
По лесу летают, 
Песни распевают. 

(скрестить кисти обеих рук и показать,  как птички летают)

Буйный ветер налетел, 

(строим из пальчиков домик -  лодочку: соединить мизинцы обеих рук)
Птичек унести хотел. 

(соединить безымянные пальцы друг с другом)

Птичкам очень повезло

(соединить средние пальцы  друг с другом)
Они  спрятались в дупло –

(соединить указательные пальцы друг с другом) 
Там уютно и тепло.

 (спрятать «в домик» большие пальцы)

47.

Птицы

Пальчиковая игра «Птички»

Это птичка- соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка -  злой орлан.

Птички, птички по домам!

(на каждый слово разогнуть пальчик, в конце игры – спрятать в кулачок)

48.

Демисезонная одежда и обувь

Пальчиковая гимнастика «Башмачок»

Раз, два, три, четыре!

По дорожке  я скачу.

(пальчики рук, начиная с мизинцев, поочередно здороваются друг с другом  и затем постукивают друг о дружку)

Раз, два, три, четыре!

Башмачок скакать учу.

(пальчики рук, начиная с мизинцев, здороваются друг с другом, большие пальчики прижимаются и снова показываются)

Раз, два, три, четыре!

Обломился каблучок.

(пальчики рук здороваются поочередно друг с другом, затем большие пальцы прячутся во внутрь «домика»

Раз, два, три, четыре!

Заблудился башмачок.

49.

Космос

Пальчиковая игра «Планеты»

(считаем и загибаем пальчики)

На луне жил звездочет –

Он планетам вёл учёт:

Меркурий – раз,

Венера – два,

Три – Земля,

четыре – Марс,

Пять Юпитер,

шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

восемь – Нептун,

Девять – дальше всех – Плутон.

Кто не видит – выйди вон!

50.

День Победы

пальчиковая гимнастика «Пальцы эти все бойцы»

Пальцы эти все - бойцы,

Удалые молодцы (расставить пальцы обеих рук в стороны, затем сжать в кулак и положить на колени)

Два – больших и крепких малых (приподнять два больших пальца)

И солдат в боях бывалых.

Два – героя-храбреца, (приподнять указательные пальцы)

Два – сметливых молодца (приподнять два средних пальца).

Два – героя безымянных,

Но в работе очень рьяных! (приподнять безымянные пальцы)

Два мизинца-коротышки –

Очень славные мальчишки! (приподнять мизинцы)

51.

Цветы

Пальчиковая гимнастика «Желтые цветочки»

Наши желтые цветки

Распускают лепестки.

(соединить руки в виде тюльпана, медленно раскрыть пальцы)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(покачивание кистями из стороны в стороны)

Наши желтые цветки

Закрывают лепестки.

(Медленно закрыть ладони)

Тихо засыпают,

Головой качают.

(произвольно покачать «головкой тюльпана»).

52.

Насекомые

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Дружно пальчики считаем –

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха.

Это жук с зеленым брюхом.

Это кто же там звенит?

К нам сюда комар летит.

(на каждое насекомое сгибаем пальчик).

53.

Насекомые

Пальчиковая гимнастика «Кузнечик»

(поочередно соединяем большие пальцы обеих рук с другими пальчиками и говорим текст построчно, слова в строчках делим на слоги.

Наш кузнечик маленький.

Зелененький, удаленький,

Лапками стрекочет,

Бить он в бубен хочет.

54.

Рыбы

Пальчиковая игра «Жил да был один налим»

Жил да был один налим,

(руки сложить рыбкой, подвигать мизинцами)

Два ерша дружили с ним

(руки сцепить пальчиками)

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки

(руки сложить крыльями и помахать)

И учили их считать:

1, 2, 3, 4,5.

(загибать пальчики)

55.

Летний дождь

Пальчиковая игра «Массаж спины»

Дождик бегает по крыше                    

Похлопываем  ладошками по спине впередистоящему ребенку
Бом-бом-бом!
По веселой звонкой крыше
Бом-бом-бом!
Дома, дома посидите, –                        

постукивание пальцами рук
Бом-бом-бом!
Никуда не выходите, –
Бом-бом-бом!
Почитайте, поиграйте, –                        

постукивание кулачками
Бом-бом-бом!
Все по зонтику возьмем,

Всё равно гулять пойдем –

Бом-бом-бом!

56.

Огород

Пальчиковая игра «Сколько грядок в огороде?»
В огороде у Федоры растут на грядках помидоры.

(загнуть один палец)
А на грядке у Филата много разного салата.

(загнуть второй палец)
У бабушки Фёклы  четыре грядки свёклы.

(загнуть третий палец)
У дядюшки Бориса  очень много есть редиса.

(загнуть четвертый палец)
У Маши и Антошки  две гряды картошки.

(загнуть пятый палец)
Рад, два, три, четыре, пять – поможем урожай собрать.

(разогнуть все пальцы и посчитать)

57.

Ягоды

Пальчиковая игра «Ягодки»

С ветки ягодки снимаю

И в лукошко собираю.

Будет полное лукошко.

(кисть левой руки приподнять перед собой и опустить пальцами вниз, погладить пальчик руки от основания к подушечкам)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я попробую немножко.
Я поем совсем  чуть-чуть.

(погладить подушечку каждого пальчика по порядку)
Легким будет к дому путь!

nsportal.ru

Смотрите также