Пальчиковая гимнастика картотека

Главная » Здоровье » Пальчиковая гимнастика картотека

Тематическая картотека пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,   (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем

                                              машинку».)

Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

С ветки ягодки снимаю,        (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить

                                                         каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с

                                                         него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю.          (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко,        (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной

                                                        ладошкой.)

Я попробую немножко.        (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть,          достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь!  (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках

                                                        «убегают» как можно дальше.)

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Красный-красный мухомор-  (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор.             (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки  

                                                           показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём!      (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!          (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вышла осень погулять,   («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать.   (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Здравствуй, лес,                  (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я – зелёная капуста,              (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто.  (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня,         (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Жёлтый-жёлтый наш лимон,  (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.    (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим                  (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и

                                                           «опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей.         (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –

                                                          «помешиваем чай».)

Пальчиковая гимнастика «Овощи - фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

В огороде много гряд,          (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,               (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я надену сапоги,       (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.  

И на руку каждую     (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру

                                          ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку.      (Смена рук.)

Пальчиковая гимнастика «Обувь»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Обуваем ножки бегать по дорожке.  (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова:                    (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два!                  (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают                          (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –                         (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья.                      («Шагают» пальцами по столу.)

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Из тарелок, как один,            (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим.         (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты,      (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец

                                                         придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты.    («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

Пальчиковая гимнастика «Продукты питания»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Муку в тесто замесили,      (Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили       (Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки,          (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –            (Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!                    (Гладят животы.)

Пальчиковая гимнастика «Зима» 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Снег ложится на дома,     (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.               (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,      (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим…         (Рука за ухом.)

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Что зимой мы любим делать?      (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

- Здравствуй, Дедушка Мороз!   (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?         (Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки,                   (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки.                     (Вертим кистями.)

Пальчиковая гимнастика «Части тела»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

У меня есть голова,              (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вот, убрав царапки,     («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки        (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке.      (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет

                                             ушки.)

Пальчиковая гимнастика «Детёныши домашних животных»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Побежали вдоль реки     (Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от

                                                 себя к краю. Повторяют несколько раз.)

Котята наперегонки.

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные наших лесов»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Заяц и ёжик навстречу друг другу     (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу

                                                                         друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они.      (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони!          (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

Пальчиковая гимнастика «Детёныши диких животных»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Это зайчонок, это бельчонок,                (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок      (Вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

Пальчиковая гимнастика «Домашние и дикие животные»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Зайка – ушки на макушке –     (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке.      (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик,    (Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса –             (Плавные движения руками перед собой.)

Рыжехвостая лиса.

Пальчиковая гимнастика «День Защитника Отечества»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Илья Муромец –         (Приосаниться.)

Добрый молодец.       (Показать бицепсы.)

Зорко в даль глядит   (Рука козырьком.)

Да врагов разит.         («Бросить копьё».)

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные жарких стран»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Хобот носит только он –      (Рукой плавно двигаем перед собой – изображаем хобот.)

Лопоухий серый слон.          (Приставляем руки к ушам.)

Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мамочка хорошая,     (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая!    (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю,     (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю!      (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Зёрна курочка клюёт,        (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут.   (Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт,      (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут.    (Погрозили пальчиком.)

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы и их детёныши»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Есть у курицы цыплёнок,      (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши –    (Перебирают пальцы по очереди.)

Все красивы, хороши.

Пальчиковая гимнастика «Дикие птицы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Дятел дерево долбит:           (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком

                                                       стучите о неё.)

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит     (Смена рук.)

Стук-стук-стук.

Пальчиковая гимнастика «Наш дом»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Этот дом – одноэтажный.              (Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.)

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

Пальчиковая гимнастика «Мебель»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

На кроватке мы поспали,          (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали.        (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели              (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели.                (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

По шоссе идут машины,       (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины.      (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги,                (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би».        (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

Пальчиковая гимнастика «Весна»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вот уж две недели        (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Капают капели.        

Снег на солнце тает      (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает.         (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мы пошли гулять на луг,      («Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.)

А по лугу ползал жук!           (Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)

Пальчиковая гимнастика «Лето»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Солнцем ласковым согрето,    («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять               («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)

И цветочки собирать.               («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Ромашки белые цветки –                (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки                    (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Считать ромашки лепестки.

Пальчиковая гимнастика «Космос»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Утро – солнце всходит.       (Поднимаем растопыренную ладошку.)

Ночь – луна приходит.        (Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».)

nsportal.ru

Пальчиковая гимнастика

Картотека комплексов пальчиковой гимнастики

В. А. Сухомлинский писал:

 "Чем больше уверенности в движении детской руки,

 тем ярче речь ребенка,

 чем больше мастерства в детской руке,

 тем ребенок умнее".

 Нельзя не согласиться с этим высказыванием.

 В своей работе я часто использую различные стихотворные комплексы для развития мелкой моторики. Выполняя задания с детьми, стараюсь всегда помнить о том, что лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться ощутимого результата, чем "пробежаться" по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне.

Комплекс пальчиковой гимнастики №1

«МАШИНА»

 Би - би - би - гудит машина.

 (дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

 Тук - тук - тук - мотор стучит.

 (ритмично хлопают руками)

 - Едем, едем, едем, едем, -

 Он так громко говорит.

 (ритмично потопывают ногами)

 Шины трутся о дорогу.

 Шу - шу - шу - они шуршат.

 (потирают ладони)

 Быстро катятся колеса.

 Та - та - та - вперед спешат.

 (делают ритмичную «вертушку» руками)

Комплекс пальчиковой гимнастики №2

«КАКАЯ У КОГО ПЕСЕНКА» 

 У ходиков песня такая:

 - Тик. Тик. Тик.

 (руки - «стрелочки»)

 У птички - синички - такая:

 - Пик. Пик. Пик.

 (руки - «клювики»)

 У поросенка - такая:

 - Рюх. Рюх. Рюх.

 (ладошки - «пятачки»)

 У ежика песня такая:

 - Плюх. Плюх. Плюх.

 (пальчики - «колючки»)

 У кисоньки песня такая:

 - Мяу. Мяу.

 (ладошки гладят шерстку) .

 - А у рыбешки - какая?

 - Пы. Пы. Пы.

 (руки движутся сверху вниз) .

Комплекс пальчиковой гимнастики №3

«СЛОВА»

 Раз и два, раз и два!

 (сжимают и разжимают пальцы)

 Сложим мы из букв слова.

 Солнце - слово лучистое.

 (раздвигают пальцы и кладут тыльную сторону ладони одной руки на ладонь другой так, чтобы пальцы образовали лучики)

 Кошка - слово пушистое.

 (придерживают большим пальцем ср. и безым. ; слегка приподнимая согнутые указ. и мизинец - «ушки»)

 Корова - слово рогатое.

 (выпрямляют указ. палец и мизинец - «рога»)

 А слово «арбуз» - полосатое.

 (соединяют подушечки пальцев, округляя свод кисти - «арбуз»)

Комплекс пальчиковой гимнастики №4

«МЫШКА И КОШКА»

 - Пи - пи - пи, - пищала мышка

 (ритмично щелкают пальцами рук)

 - Кошка на охоту вышла!

 Мне так страшно, трепещу.

 Щу - щу - щу, щу - щу - щу.

 (ритмично постукивают по плечам скрещенными на груди руками)

 Норку я свою ищу.

 Щу - щу, щу - щу, щу - щу - щу.

 (ритмично притоптывают ногами)

 Кошка притворилась доброй:

 - Мур - мур - мур, - она поет.

 (ритмично поглаживают одной рукой другую)

 - Нет - нет - нет, - пищит мышонок.

 (ритмично покачивают головой)

 К кошке в лапы не пойдет.

Комплекс пальчиковой гимнастики №5

«КОТЕНОК-ШАЛУН»

 Котенок мамочку зовет:

 - Мяу - мяу, мяу - мяу!

 (дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук)

 Он не напился молока:

 - Мало - мало, мало - мало.

 (скрещив. пальцы рук, ритмично опсукают и поднимают пальцы)

 Покормит мама молочком:

 - Мур - мур - мур (2 раза)

 (ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой)

 Свернется маленьким клубком:

 - Ур - ур - ур, ур - ур - ур.

 (ритмично потрирают кулачок о кулачок)

 Потом с клубочком поиграет:

 - Цап - цап - цап, цап - цап - цап.

 (ритмично сжимают и разжимают пальцы рук)

 И нитку быстро размотает:

 - Ап - ап - ап, ап - ап - ап.

 (Делают ритмичные круговые движения указательными пальцами вокруг друг друга)

Комплекс пальчиковой гимнастики №6

«УТЯТА»

 Раз - два - шли утята.

 Три - четыре - за водой.

 А за ними плелся пятый,

 Позади бежал шестой.

 А седьмой от них отстал.

 А восьмой уже устал.

 А девятый всех догнал.

 А десятый испугался -

 Громко - громко запищал:

 - Пи - пи - пи - не пищи!

 - Мы тут рядом, поищи!

 (поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого, а со звуков: «Пи - пи - пи… » - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

Комплекс пальчиковой гимнастики №7

«КОШКИ-МЫШКИ»

 Кошка мышку цап - царап

 (пальцы обеих рук сжимаются в кулаки)

 Подержала, подержала - отпустила

 (кулаки одновременно разжимаются)

 Мышка побежала, побежала

 (одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук)

 Хвостиком завиляла, завиляла

 (указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону)

 До свидания, мышка, до свидания!

 (одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз)

Комплекс пальчиковой гимнастики №8

«ЛОДОЧКА»

 Две ладони я прижму

 И по речке поплыву

 (ладони соединить лодочкой)

 Две ладони, друзья, -

 Это лодочка моя.

 (выполнять волнообразные движения руками)

 Паруса я подниму,

 Синим морем поплыву.

 (поднять выпрямленные ладони вверх, над головой)

 А со мною по волнам

 Плывут рыбки тут и там.

 (волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн)

Комплекс пальчиковой гимнастики №9

«ИГРУШКИ»

 На большом диване в ряд

 Куклы Катины сидят:

 (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

 Два медведя, Буратино,

 И веселый Чиполлино,

 И котенок, и слоненок.

 (загибают поочередно все пальчики)

 1, 2, 3, 4, 5

 (разгибают поочередно пальчики)

 Помогаем нашей Кате

 Мы игрушки сосчитать.

 (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Комплекс пальчиковой гимнастики №10

«НА КАЧЕЛЯХ»

 Кач - кач - кач - летят качели,

 Так захватывает дух!

 (дети ритмично покачивают руками из стороны в сторону)

 Все сильнее бьется сердце:

 Тук - тук - тук, тук - тук - тук!

 Вверх и вниз, и снова к солнцу

 Словно птица ты летишь.

 (ритмично постукивают кулачками друг о друга)

 - Выше, выше, выше, выше! -

 Вновь товарищам кричишь.

 (ритмично поднимают перед собой руки вверх)

Комплекс пальчиковой гимнастики №11

«НАСЕКОМЫЕ НАД ЛУГОМ»

 - Жу - жу - жу, - жужжит пчела:

 - Я лечу издалека.

 (дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)

 - Зу - зу - зу, - комар пищит.

 (ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)

 - Уф - уф - уф, - как паровоз

 Шмель пыхтит, пыльцу повез.

 (ритмично притоптывают ногами)

 Жук гудит: «Гу - жу, гу - жу,

 Я любого разбужу»

 (ритмично хлопают в ладоши)

Комплекс пальчиковой гимнастики №12

«ЕЖИК»

 Ежик топал по дорожке

 И грибочки нес в лукошке.

 (растопыренными пальцами рук совершаем шагающие движения)

 Чтоб грибочки сосчитать,

 Нужно пальцы загибать.

 (дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке;в конце упражнения руки должны быть сжаты в кулаки)

Комплекс пальчиковой гимнастики №13

«ГРИБЫ»

 (массаж пальцев)

 Топ - топ - пять шагов,

 (идут на месте)

 В туесочке пять грибов.

 (переплетают пальцы «корзиночкой», показывают 5 пальцев; поочередно массируют каждый палец, начиная с большого)

 Мухомор красный -

 Гриб опасный.

 А второй - лисичка -

 рыжая косичка.

 Третий гриб - волнушка,

 Розовое ушко.

 А четвертый гриб - сморчок,

 Бородатый старичок.

 Пятый гриб - белый,

 Ешь его смело.

Комплекс пальчиковой гимнастики №14

«УМЫВАНИЕ»

 (массаж пальцев)

 Знаем, знаем - да - да - да,

 Где ты прячешься, вода!

 (поочередно массируют каждый палец)

 Выходи, водица,

 Мы пришли умыться!

 Лейся на ладошку

 По - нем - нож - ку.

 Нет, не понемножку -

 Посмелей!

 Будет умываться веселей!

 (энергично растирают ладони и кисти рук)

Комплекс пальчиковой гимнастики №15

«ЛАСТОЧКА»

 Ласточка, ласточка,

 Милая касаточка,

 Ты где была,

 Ты с чем пришла?

 - За морем бывала,

 Весну добывала.

 Несу, несу

 Весну - красну.

 (на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке)

Комплекс пальчиковой гимнастики №16

«ПОКАЖИТЕ ПАЛЬЦЕМ»

 Покажите пальцем

 (дети сжимают правую руку в кулак)

 Зайца,

 (вытягивают средний и указательный пальцы)

 Книжку,

 (две раскрытые ладони складывают рядом)

 Мышку и

 (ладони прикладывают к макушке)

 Орех

 (сжимают кулак)

 Указательному пальцу

 Все известно лучше всех.

 (вытягиваем вверх указательный палец, сгибают и разгибают его)

Комплекс пальчиковой гимнастики №17

«МЫШКИ-ШАЛУНИШКИ»

 В комнате часы висели

 И стучали: бом - бом - бом.

 (дети ритмично хлопают в ладошки)

 Мышки каждый раз пугались,

 Слушая ужасный звон.

 Потянулись гири вниз -

 Так - так - так (2 раза)

 (поднимают руки и ритмично хлопают, опуская руки вниз)

 Быстро стрелки завелись -

 Тик - тик - так (2 раза)

 (ритмично отклоняют в сторону указательные пальцы)

 Стрелки мышек испугали,

 В норку мышки убежали.

Комплекс пальчиковой гимнастики №18

«КОМПОТ»

 Будем мы варить компот,

 Фруктов нужно много. Вот:

 (левую ладошку держат «ковшиком», указат. пальцем правой руки «мешают»)

 Будем яблоки крошить,

 Будем грушу мы рубить;

 Отожмем лимонный сок,

 Слив положим и песок.

 (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

 Варим, варим мы компот.

 Угостим честной народ.

 (опять «варят» и «мешают»)

Комплекс пальчиковой гимнастики №19

«ПОМОЩНИКИ»

 1, 2, 3, 4,

 (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)

 Мы посуду перемыли:

 (одна ладонь скользит по другой по кругу)

 Чайник, чашку, ковшик, ложку

 (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

 И большую поварешку.

 Мы посуду перемыли,

 (одна ладонь скользит по другой)

 Только чашку мы разбили,

 (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

 Ковшик тоже развалился,

 Нос у чайника отбился.

 Ложку мы чуть - чуть - сломали,

 Так мы маме помогали.

 (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)

Комплекс пальчиковой гимнастики №20

«СМЕЛЫЕ ГИСИ»

 Шли на речку важно гуси:

 Говорили: «Га - га - га».

 (дети тесно смыкают 4 - ре пальца одной руки и ритмично соединяют их с большим пальцем «клюв»)

 Кто захочет нас обидеть,

 Не забудет никогда.

 Ш - ш - ш, - шипим мы грозно, -

 (ритмично вытягиваем шею)

 Больно щиплемся. Беги!

 (ритмично прищипывать пальцами одной руки каждый палец другой)

 Крыльями захлопать можем.

 (ритмично похлопывают руками по бокам)

 Мимо нас ты не ходи!

 (ритмично потопывают)

Комплекс пальчиковой гимнастики №21

«ПИРОГИ»

 Мы печем отличные

 Пироги пшеничные.

 («пекут» пироги - одна ладошка сверху, другая - снизу)

 Кто придет к нам покупать

 Пироги отличные?

 (трут ладони друг о друга)

 Папа, мама, брат, сестра,

 Пес лохматый со двора.

 И другие все, кто может,

 (сжимают и разжимают пальцы)

 Пусть приходят с ними тоже.

 (при повторении массируют пальцы на другой руке)

Комплекс пальчиковой гимнастики №22

«БУТОНЧИК»

 К ночи бутончик собрал лепестки

 (пальцы правой и левой рук собраны в «горстку»)

 Солнце свои посылает лучи.

 Утром под солнцем

 Цветы раскрываются

 (одновременно медленно развести пальцы обеих рук)

 Солнышко село, и

 сумрак сгустился,

 И до утра мой цветочек закрылся.

 (одновременно соединяются пальцы правой и левой рук)

Комплекс пальчиковой гимнастики №23

«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

 Раз, два, три, четыре, пять

 (загибать пальчики, начиная с большого)

 Будем листья собирать.

 (сжимать и разжимать кулачки)

 Листья березы,

 Листья рябины,

 Листики тополя,

 Листья осины,

 (загибать пальчики, начиная с большого)

 Листики дуба мы соберем,

 Маме осенний букет отнесем.

 («шагают» по столу средним и указательным пальчиками)

Комплекс пальчиковой гимнастики №24

«ЗАБОТЛИВОЕ СОЛНЫШКО»

 Солнце с неба посылает

 Лучик, лучик, лучик.

 (дети ритмично скрещивают руки над головой)

 И им смело разгоняет

 Тучи, тучи, тучи.

 (плавно покачивают руки вверху)

 Летом нежно согревает

 Щечки, щечки, щечки.

 (ритмично потирают щеки)

 А весной на носик ставит

 Точки - точки - точки.

 Золотят веснушки деток.

 Очень нравится им это!

 (ритмично постукивают пальцем по носу)

Комплекс пальчиковой гимнастики №25

«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

 Есть игрушки у меня:

 (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

 Паровоз и два коня,

 Серебристый самолет,

 Три ракеты, вездеход,

 Самосвал, подъемный кран -

 Настоящий великан.

 (загибают пальчики на обеих руках)

 Сколько вместе? Как узнать?

 Помогите сосчитать?

 (хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга)

Комплекс пальчиковой гимнастики №26

«У ЛАРИСКИ ДВЕ РЕДИСКИ»

 У Лариски - две редиски.

 У Алешки - две картошки.

 У Сережки - сорванца -

 два зеленых огурца.

 А у Вовки - две морковки.

 Да еще у Петьки - две хвостатых редьки.

 (по очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого; на одной или обеих руках)

Комплекс пальчиковой гимнастики №27

«ЗА ЯГОДАМИ»

 1, 2, 3, 4, 5,

 (пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

 В лес идем мы погулять.

 (обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)

 За черникой,

 За малиной,

 За брусникой,

 За калиной.

 Землянику мы найдем

 И братишке отнесем.

 (загибают пальчики, начиная с большого)

Комплекс пальчиковой гимнастики №28

«КОРАБЛИК»

 По реке плывет кораблик,

 (ладони соединить лодочкой)

 Он плывет издалека.

 (выполнять волнообразные движения руками)

 На кораблике четыре

 Очень храбрых моряка.

 (показать одновременно по 4 - ре пальца на каждой руке)

 У них ушки на макушке

 (сложить обе ладони к макушке)

 У них длинные хвосты.

 (пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны)

 И страшны им только кошки,

 Только кошки и коты.

 (растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения)

Комплекс пальчиковой гимнастики №29

«КОРМУШКА»

 Сколько птиц к кормушке нашей

 Прилетело? Мы расскажем.

 (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

 Две синицы, воробей,

 Шесть щеглов и голубей,

 Дятел в пестрых перышках

 (на каждое название птицы загибают по одному пальчику)

 Всем хватило зернышек.

 (опять сжимают и разжимают кулачки)

Комплекс пальчиковой гимнастики №30

«ЧТО ПРИНЕС НАМ ПОЧТАЛЬОН»

 Что принес нам почтальон?

 (сжимают и разжимают кулачки)

 С толстой сумкой ходит он.

 («шагают» пальчиками по столу)

 Перевод, журнал, газету,

 в бандероли - две кассеты

 И письмо от тети Вали,

 Чтоб ее приезда ждали.

 (на каждое название загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Список литературы  при составлении картотеки:

 1.Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие. - М. : Айрис - пресс, 2005. - 144с. - (Дошкольное воспитание и развитие) .

 2.Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 384с. (Программа развития) .

 3.Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. - СПб. : Издательский Дом «Литера», 2003.

 4.Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда. - М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 224с. : ил.

 5.Логопедическая работа с дошкольниками. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М. : 2003.

 6.Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) : Учебное пособие. - СПб: Изд - во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд - во «СОЮЗ», 2001. - 191с.

 7.Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) : Методика планирования и содержания занятий (из опыта работы) / Е. И. Тимонен, Е. Т. Туюлайнен. Петрозаводск: Изд - во Петр ГУ, 1999. 64с.

 8.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003. - 528с.

 9.Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов /Л. П. Савина - М. : ООО «Издательство АСТ», 2001. - 48с. : ил.

 10.Узорова О. В. Игры с пальчиками /О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М. :»Издательство АСТ», 2004. - 124, /4/с.

 11.Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика/ О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М. :»Издательство АСТ», 2004. - 124, /4/с.

nsportal.ru

Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей.

                                                                                     Приложение № 4.

Пальчиковая гимнастика

***

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!

(Пальчики разгибаем по очереди).

***
(Держим руку вертикально и как-бы шагаем по пальцам).

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

***
Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,

Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.

(Пальчики загибаем по очереди).

Десять внучат.

(Шевелим одновременно пальцами на двух руках).

У нашей бабушки
Десять внучат:
Две Акульки сопят в люльке,
Две Аринки спят на перинке,
Две Аленки глядят из пеленки,
Два Ивана на лавках сидят,
Два Степана учиться хотят.

«Кукла».

Кукла первая толста,

(Дети крутят большой палец в кулаке.)

А внутри она пуста.

(Кисти рук смыкаются в «замок»)

Разнимается она

(Кисти разводятся в стороны)

На две половинки.

Половинку отвинти,

(Ставится кулачок над кулачком и крутятся)

И на кукол посмотри.

(Энергично сжимаются и разжимаются пальцы)

Девочки и мальчики.

(Пальчики разгибаем по очереди).

Девочки и мальчики, разомнем-ка пальчики.

Первый палец – боковой – называется большой.

Палец второй – указательный, очень он старательный.

Третий палец посредине,

Поэтому средний дано ему имя.

Палец четвертый зовут безымянный,

Неповоротливый и очень упрямый.

Совсем как в семье, братец младший любимец,

По счету он пятый, зовется мизинец.

Стайка птиц.

(Пальчики обеих рук загибаем по очереди).

Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка,

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – скворушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка

Серенькое перышко.

Это зяблик, это чиж,

Это развеселый стриж.

(Сжимают руки в кулачки).

Ну а это злой орлан

Налетел, как ураган.

Птички, птички, по домам.

***

(Имитация движений руками).

Две сестрицы, две руки рубят, строят, роют.

Дружно полют сорняки, и друг дружку моют.

Месят тесто две руки – левая и правая.

Воду моря и реки загребают, плавая.

Дождик.

Дождик, дождик, не дожди.

(Шевелим одновременно пальцами на двух руках).

Дождик, дождик, подожди.

Дай дойти до дому дедушке седому.

(Пальчики шагают друг по другу).

Дятел на дубу сидит

(Руки разводим в стороны и растопыриваем пальцы).

И в дубу дупло долбит.

(Стучим «клювиками» из пальцев рук друг о друга).

Дятел дерево долбил,

Деда стуком разбудил.

(Потянуться).

Осень.

Шуршат осенние кусты, шуршат на дереве листы.

(Поднимаем руки вверх, размахиваем из стороны в сторону).

(Вращая кисти, опускаем руки вниз).

Шуршит камыш, и дождь шуршит,

(Шевелим одновременно пальцами на двух руках).

И мышь, шурша, в нору спешит.

(Чешем пальчиками ладонь, меняя руки по очереди).

А там тихонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат,

Но все вокруг возмущены:

- Как расшуршались шалуны.

(Энергично сжимаются и разжимаются пальцы)

Утро.

(Пальчики обеих рук загибаем по очереди).
Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик лег в кровать.

Этот пальчик чуть вздремнул.

Этот крепко-крепко спит

И тихонечко сопит.

Солнце красное взойдет,

(Поднимаем руки вверх и растопыриваем пальцы).

Утро красное придет,

Будут птички щебетать,

(Имитируем махи крыльев птиц).

Будут пальчики вставать.

(Растопыриваем пальцы).

Наши алые цветки…

Наши алые цветки раскрывают лепестки.

(Поднимают руки в кулачках и плавно разжимают пальцы).

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(Машут руками перед собой).

Наши алые цветки закрывают лепестки,

(Плавно сжимают пальцы).

Головками кивают и тихо засыпают.

(Плавно опускают руки).

Облако.

Беленькое облако

(Округленные руки перед собой, пальцы в замок)

Поднялось над крышей.

 (Не расцепляя рук, поднять их над головой)

Устремилось облако

 (Выпрямить руки)

Выше, выше, выше.

(Потянуться руками вверх)

Ветер -  это облако

 (Плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)

Зацепил за кручу.

(Сцепить руки кончиками пальцев над головой)

Превратилось облако

 (Руками описать через стороны вниз большой круг)

В дождевую тучу.

 (Сесть).

Пальчиковые кинезиологические упражнения

(«гимнастика мозга»).

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

 «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во - время «рисования» на свою руку).

«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

 В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

 Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Театр в руке.

 Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Физкультурные минутки.

Веснянка.

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

(Идут по кругу.)

Побежал в саду ручей,

(Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей,

(Машут руками.)

А сугробы тают, тают,

(Приседают.)

А цветочки подрастают.

(Поднимают руки вверх.)

 Бабочка.

Спал цветок и вдруг проснулся,

(Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел,

(Туловище в перед, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел,

(Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется.

(Покружиться)

Раз, два, три...

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на стульчик сесть опять.

(Соответствующие движения)

Снегирек.

Сел на ветку снегирек.

Брызнул дождик - он промок.

Ветерок подул слегка,

Обсушил нам снегирька.

(Соответствующие движения)

Руки подняли и помахали.

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

(Дети выполняют движения по тексту)

Отдых нам…

Отдых нам - физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз - присели, два - привстали,

Сели-встали, сели-встали –

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

(Соответствующие движения)

Мы шагаем друг за другом.

Мы шагаем друг за другом;

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре –

Полетели, закружили...

(Имитация движений.)

Солнечные зайчики.

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Поманю их пальчиком –

Пусть бегут ко мне!

Ну, лови, лови скорей –

Вот, вот, вот - левей, левей!

Прыг-скок, прыг-скок –

Убежал на потолок!

(Воспитатель с помощью зеркальца пускает солнечных зайчиков на стене, дети стараются их поймать).

Быстро встаньте…

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

(Движения по тексту).

Дождик.

Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап!

(Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

(Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз)

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

(Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)

Кто нашел его, друзья?

(Дети стоят прямо, пожимая плечами)

Это я, это я, это я!

(Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.)

В небе жаворонок пел.

(Дети выполняют маховые движения руками. Вращают кистями поднятых рук)

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве.

(Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)

Тот, кто песенку найдет,

(Дети приседают, руками обхватывают колени)

Будет весел целый год.

(Дети стоя весело хлопают в ладоши)

Выпал беленький снежок 

(Дети стоят в кругу, держась за руки).

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок.

Мы потопаем, мы потопаем!

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать.

(Дети топают ногами)

Мы похлопаем, мы похлопаем!

(Хлопают в ладоши.)

Будем прыгать веселей,

Чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем!

(Прыгают на месте)

На дворе мороз и ветер.

(Ребенок выполняет движения, о которых говориться в тексте).

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети,

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают.

(Дети потирают одну ладонь о другую)

Не замерзнут ручки-крошки –

Мы похлопаем в ладошки.

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем!

(Хлопают в ладоши)

Чтоб не зябли наши ножки,

Мы потопаем немножко.

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем!

(Топают ногами в такт ).

Мы маленькие зерна.

Мы маленькие зерна,

(Присесть)

Сидим пока в земле.

(Коснуться руками пола)

Вот солнце пригревает –

(Встаем)

И мы растем в тепле.

(Тянемся на носочках)

Боимся непогоды мы:

(Наклоны)

Грозы, дождя и вьюг.

(Рывки руками).

Из этих зернышек растут

(Прыжки)

Цветы

(Поднимаем руки),

Морковь

(Опускаем руки)

И лук

(Идем на место).

Божьи коровки.

Мы божьи коровки -

(Прыжки)

Быстрые и ловкие!

(Бег на месте)

По травке сочной мы ползем,

(Волнообразные движения руками)

А после в лес гулять пойдем.

(Идем по кругу)

В лесу черника

(Тянемся вверх)

И грибы…

(Приседаем)

Устали ноги от ходьбы!

(Наклоны)

И кушать мы давно хотим…

(Гладим животик)

Домой скорее полетим!

(«Летим» нас свои места).

Желтый подсолнух.

Желтое солнце на землю глядит

(Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх)

Желтый подсолнух за солнцем следит

(С поворотом справа налево нарисовать поднятыми руками дугу)

Только желтые лучи у него не горячи.

(Наклоны головы к правому и левому плечу).

Он растёт на длинной ножке

(Руки на поясе, подняться на носки).

С лепесточками, как рожки

(Развести руки в стороны и немного вверх).

Голова его крупна, черных семечек полна

(Соединить над головой округленные руки).

Снежинки.

Закружились, завертелись

(Покружиться на месте)

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей

(Поднять руки)

Легкие пушинки.

(Покружиться на носках)

Чуть затихла злая вьюга –

(Опустить руки, встать прямо)

Улеглись повсюду.

(Присесть, руки к полу)

Заблистали, словно жемчуг,

(Встать, руки вперёд)

Все дивятся чуду.

(Развести руки в стороны)

Заискрились, засверкали

(Руками выполнить движение «ножницы»)

Белые подружки.

Заспешили на прогулку

(Шаги на месте)

Дети и старушки.

Мы по улице гуляем, за природой наблюдаем

(Ходьба на месте, с поворотами головы вправо, влево)

Вверх на солнце посмотрели и нас лучики согрели.

(Поднимают голову вверх)

Птички в гнёздышках сидят.

 (Приседают)

Птички по небу летят

 (Взмахи руками)

И по кочкам скачут

 (Прыжки на месте)

И никто не плачет!

 (Улыбаются)

nsportal.ru

Картотека пальчиковой гимнастики

                                          Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

                                         «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

 Раз, два, три, четыре, пять,               (Загибают пальчики, начиная

                                                                                     с большого)                                                                                         

   Будем листья собирать.                    (Сжимают и разжимают кулачки.)

   Листья березы,                                  (Загибают пальчики, начиная 

   Листья рябины,                                           с большого) 

   Листики тополя,

   Листья осины,

   Листики дуба мы соберем,

   Маме осенний букет отнесем.            («Шагают» по столу пальчиками.)

                                          Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

  У Лариски —                                 (По очереди разгибают пальчики из

  Две редиски.                            кулачка, начиная с большого, на одной

  У Алешки —                                                                  или обеих руках.)

  Две картошки.

  У Сережки-сорванца —

  Два зеленых огурца.

  А у Вовки —

  Две морковки.

  Да еще у Петьки

  Две хвостатых редьки.

                                         Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

«КОМПОТ»

Будем мы варить компот,            (Левую ладошку держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот:                  указательным пальцем правой

                                                                                      руки «мешают».)

Будем яблоки крошить,                      (Загибают пальчики по одному,

Грушу будем мы рубить.                                      начиная с большого.)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.                    (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ.

                          Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

Раз, два, три, четыре, пять,                                 (Пальчики   обеих  рук  

                                                      «здороваются», начиная с больших.)

В лес идем мы погулять.      (Обе   руки   «идут» пальцами по столу.)

За черникой,                       (Загибают пальчики, начиная с большого.)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

                           Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа 

«ИГРУШКИ»

На большом диване в ряд        (Попеременно   хлопают   в  ладоши   и

Куклы Танины сидят:                                                 стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино,             (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.           (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Тане                 (Попеременно   хлопают   в  ладоши

Мы игрушки сосчитать.                                         и стучат  кулачками.)

                           Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

Посчитаем в первый раз,           (Попеременные   хлопки   ладонями   и

Сколько обуви у нас.                                    удары кулачками по столу.)

Туфли, тапочки, сапожки             (На каждое название обуви загибают

Для Наташки и Сережки,                           по одному пальчику, начиная

Да еще ботинки                                                                      с большого.)

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

                           Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

Раз, два, три, четыре,                        (Загибают пальчики по одному)     

Много мебели в квартире.             (Сжимают и разжимают кулачки.)

В шкаф повесим мы рубашку,                             (Загибают пальчики)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидит чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.          (Попеременно хлопают в ладоши

Много мебели в квартире.                                    и стучат кулачками.)

                           Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

Раз, два, три, четыре,                            (Удар кулачками друг о друга.)

Мы посуду перемыли:                      (Одна ладонь скользит по другой

                                                                                                    по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку            (Загибают пальчики по одному)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                    (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,                 (Загибают пальчики по одному)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.                        (Удар кулачками друг о друга.)

                         Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа 

«СНЕЖОК»

Раз, два, три, четыре,       (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили.     («Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий,                 (Показывают   круг,   сжимают   ладони,

                       очень гладкий.               гладят одной ладонью другую.)

И совсем-совсем не сладкий.                                 (Грозят пальчиком.)

Раз — подбросим.                 (Подбрасывают воображаемый снежок.)

Два — поймаем.                                   (Ловят воображаемый снежок.)

Три — уроним                                  (Роняют  воображаемый  снежок.)

И... сломаем.                                                                             (Топают.)

                         Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

«СНЕЖОК»

Раз, два, три, четыре, пять,               (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.                                 («Идут» пальчиками.)

Бабу снежную лепили,                («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили,   (Крошащие движения всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались,               (Ведут указательным  пальцем  

                                                         правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.             (Кладут ладошки на стол то одной,

                                                                                то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли.                             (Отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли.                 (Движения воображаемой ложкой;

                                                                                              руки под щеку.)

                           Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

Сколько птиц к.кормушке нашей                        (Ритмично сжимают и

                                                                               разжимают   кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,                                (На каждое название птицы

Шесть щеглов и голубей,                      загибают по одному пальчику.)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.                (Опять   сжимают   и   разжимают  

                                                                                                       кулачки.)

                           Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

Сидит белка на тележке,             (Хлопки ладонями и удары кулачками

Продает она орешки.                                   друг о друга попеременно.)

Лисичке-сестричке,                               (Загибают по одному пальчику)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,                                         (Ритмичные хлопки ладонями

Кому в зобок,                                                             и удары кулачками.)

Кому в лапочку.

Т                         Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

«ПОЧТАЛЬОН»

Что принес нам почтальон?             (Сжимают и разжимают кулачки.)

С толстой сумкой ходит он.             («Шагают» пальчиками по столу.)

Перевод, журнал, газету,                      (Загибают по одному пальчику) 

В бандероли — две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

                          Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

«ИГРУШКИ»

Есть игрушки у меня:                  (Хлопают  попеременно  в  ладоши)

Паровоз и два коня,                  (Загибают пальчики на обеих руках.)

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран —

Настоящий великан.

Сколько вместе?                    (Хлопают  попеременно  в  ладоши   и

Как узнать?                                    ударяют кулачками друг о друга.)

Помогите сосчитать!

             Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа 

«ПЧЕЛА»

Прилетела к нам вчера                                           (Машут ладошками.)

Полосатая пчела.  

А за нею шмель-шмелек                     (На каждое название насекомого

И веселый мотылек,                                          загибают один пальчик.)

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                       (Делают   кружочки   из   пальчиков  

                                                                                 и подносят к глазам.)

Пожужжали, полетали,                                            (Машут ладошками.)

От усталости упали.                                       (Роняют ладони на стол.)

                           Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

Жил да был один налим,            (Ладони сложены, плавные движения

                                              ими, имитирующие движения плавников.)

Два ерша дружили с ним.        (Ладони раздвинуты; движения двумя

                                                                                     ладонями порознь.)

Прилетали к ним три утки                  (Руки сложены накрест,

По четыре раза в сутки                                              взмахи ладонями.)

И учили их считать:                           (Сжимать и разжимать кулачки.)

Раз, два, три, четыре, пять.              (Загибать пальчики,  

                                                                                начиная с большого.)

nsportal.ru

Смотрите также