Пальчиковая гимнастика ежик

Главная » Здоровье » Пальчиковая гимнастика ежик

Игры с детьми

Нелля Сердюк
Игры с детьми

Подвижная игра «Ёж с Ежатами»

Движения выполняются в соответствии с текстом.

«Под высокою сосной, на полянке на лесной. Куча листьев где лежит. Еж с ежатами бежит. Фыр-фыр-фыр-фыр-фыр!» На пенёчках посидим и вокруг всё оглядим. А потом все дружно спляшем и колючки всем покажем. Показали, покружились и домой заторопились.

Подвижная игра «Ёжик» (считалкой выбирают ежа)

Ёжик, ёжик чудачек

Сшил колючий пиджачок

Хочет с нами поиграть

Всех ребят пересчитать.

Дети ходят по кругу и приговаривают:

Ежик, ежик, покажи

Нам свои иголки,

Говорят, что вы, ежи

Очень-очень колки.

Покажи, покажи

Нам свои иголки,

Говорят, что вы, ежи

Очень-очень колки.

Ежик внутри круга приговаривает

свои слова, после чего ловит ребят.

Я клубочком свернусь

По дорожке покачусь,

Кто дорожку перейдет,

На иголки попадет.

Пальчиковая игра “Ежик”.

Предложить детям сделать из

пальчиков ежика (сложить

ладони, пальцы выпрямлены).

Ежик маленький замерз

(прижать пальцы – ежик

убрал иголки)

И в клубок свернулся.

Солнце ежика согрело

(выпрямить пальцы –

ежик показал колючки)

Ежик развернулся.

Самомассаж «Ёжик»

Ёжик в бане вымыл ушки

Лоб потёр и нос помыл

Шею, кожицу на брюшке

И сказал еноту ёж:

Ты мне спинку не потрёшь?

Чистоговорка

ГИ-ГИ-ГИ – ножку ёж побереги.

ДИ-ДИ-ДИ – очень много не ходи.

РЕ-РЕ-РЕ – посиди пока в норе.

ГЕ-ГЕ-ГЕ – дай зажить больной ноге.

ЯТЬ-ЯТЬ-ЯТЬ – заживет –

пойдешь гулять.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик колкий»

Ежик, ежик колкий,

(Пальцы двух рук сплетены в замок.)

Покажи иголки.

(Движения кистями вправо-влево.)

Вот они. Вот они. Вот они.

(Пальцы выпрямляются, кисти

сложены в замок.)

Ежик, ежик колкий,

(Движения кистями вправо-влево

с выпрямленными пальцами.)

Спрячь свои иголки. Раз, и нет иголок

. (Пальцы складываются в замок.)

Ежик

Ёжик-Ёжик колкий, покажи иголки.

Руки складываем в замочек, качаем

«ёжика» вверх-вниз в такт.

Вот они, вот они, вот они!

Растопыриваем пальцы, опять прячем, так 3 раза.

Ёжик-Ёжик колкий, убери иголки. Качаем

раскрывшегося «ёжика» вверх-вниз в такт. АП!

Обратно пальцы в замочек, прижимая ежика к груди.

Ёжик

(у малыша в руках резиновый колючий ёжик)

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?

(малыш катает ёжика ладошками)

Надо бельчонку сшить распашонку

(малыш катает ёжика по животику)

Шалуну зайчишке починить

штанишки (катаем по ножкам)

Фыркнул ёжик - отойдите и не

плачьте, не просите (катаем по полу)

Если дам иголки - съедят меня

волки! (ёжик убегает в домик,

на место в коробку или на полку)

Ежик

По сухой лесной дорожке -

Топ - топ - топ - топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорржек

Весь в иголках серый ежик.

(Руки согнуты перед грудью, кисти

рук опущены вниз. Ноги слегка

согнуты в коленях, делает мелкие,

частые шажки)

Ищет ягодки, грибочк

Для сыночка или дочки.

Динамическая пауза «По лесу ёжика везем»

Дети встают, вытягивают руки вперед и переступают с ноги на ногу

(везут тележку). В углах групповой комнаты висят картинки с

изображением яблони, орехового куста, земляничной поляны и доктора Айболита. Соответственно тексту, дети ищут глазами эти картинки и разворачиваются в их сторону и выполняют имитацию действий (сбор яблок, орехов, земляники).

На тележке ежика к доктору везем,

Мимо дикой яблони тропинкой мы пройдем.

Но прежде спелых яблочек с веточек сорвем.

Дальше мы поехали, вдруг видим – куст ореховый.

Очень нужно есть орехи тем, кто болен. Что ж, нарвем!

Но пора нам в путь, ребята, ведь больного мы везем.

Вот лесная земляника на поляночке видна.

Эта ягода полезна, ароматна и вкусна.

Наберем ее в лукошко – много витаминов в ней.

Еж поест ее немного и поправится скорей.

А вот и доктор Айболит.

«Здравствуйте», – нам говорит.

И обрадовался ёжик:

«Добрый доктор мне поможет».

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

Динамическая пауза

Ежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так…

Головой своей крутили

И. п. ноги на ширине стопы, руки на поясе

1-4 повороты головы в стороныпо 3 в каждую сторону

Головой своей крутили

Гриб искали

Дружно ветки раздвигали

Вот так, вот так…

Дружно ветки раздвигали

И. п. ноги на ширине стопы, руки внизу, 1-2 – поднять руки вверх, помахать ими. 5-6 раз

Ну-ка ёжик повернись,

Ну-ка ёжик покажись,

Вот так, вот так …

Ну-ка, ёжик покажись

И. п. стоя на коленях, руки на поясе

1- поворот туловища в правую сторону, руки в стороны

2- и. п.

3- поворот туловища в левую сторону, руки в стороны 4- и. п. по 3 в каждую сторону

maam.ru

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры с СУ ДЖОК МАССАЖЕРАМИ

№ 1. Пальчиковая игра «Черепаха»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь

(дети катают Су Джок между ладоней).

№ 2. Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож.

(дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи(дети катают Су Джок между ладонями).

№ 3. Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,Где ты был?

(надеваем кольцо  Су Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец)

 -С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо  Су Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо  Су Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец).

№ 4. Пальчиковая игра «Мячик»

Описание: дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

№ 5. Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»

Описание: Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

№ 6. Пальчиковая игра «Малыши» [Ш]

Описание: 3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,    (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья.(мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

№ 7. Пальчиковая игра «Ёжик» [Ж]

Описание: Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

№ 8. Пальчиковая игра «Где мои  ладошки?»

Описание:  Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:  

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

№ 9. Пальчиковая игра «Зайки»

На поляне, на лужайке         /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.   /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,            /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,     /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали.      /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,       /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.   /гладить шаром каждый палец/

№ 10. Пальчиковая игра «Шла  медведица»

Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок.       /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки,   /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать      /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

nsportal.ru

Пальчиковая гимнастика. Практический материал к перспективному развернутому планированию

Ольга Николаевна Баева
Пальчиковая гимнастика. Практический материал к перспективному развернутому планированию

Приложение» 4. (часть третья)

НОВЫЕ КРОССОВКИ

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка —

Новые кроссовки. (Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших.)

Вот так,

Новые кроссовки. («Шагают» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.)

ЛЮБЛЮ ПО ГОРОДУ ГУЛЯТЬ

Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть, люблю считать. (Дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу.)

Невский — раз, Зимний — два,

Три — красавица Нева

А четыре — мост Дворцовый,

Пять — гуляю по Садовой,

Шесть — к Исаакию схожу

И на купол погляжу.

Семь — конечно, Летний сад.

Как красив его наряд!

Восемь — крепость у Невы,

Были там, наверно, вы.

Девять — повстречался мне

Медный всадник на коне.

Десять — из-за поворота

Вижу Нарвские ворота. (На каждое название загиба ют по одному пальцу.)

Пальчиковая гимнастика

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас. (Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки. (На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ

Раз, два, три, четыре, пять, (Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая — с большого пальца.)

Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу паль-

чиками обеих рук.)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить? («Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!» (Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.)

Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши.)

— Ох! (Один хлопок.)

И ушел

Газон засох. (Ритмичные хлопки по столу.)

ПТИЧКИ

Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей

Эта птичка — совушка,

сонная головушка

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель. (Дети загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Эта птичка — злой орлан (Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам (Машут обеими руками, как крыльями.)

СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.)

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)

Раз — подбросим. Смотрят вверх, подбрасывают вообра-жаемый снежок.)

Два — поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок.)

Три — уроним (Встают, роняют воображаемый снежок.)

И. сломаем. (Топают.)

МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять. («Идут» по столу указательным и сред-ним пальчиками.)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили, («Крошат хлебушек» всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)

Съели суп, и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)

КАК У НАС СЕМЬЯ БОЛЬШАЯ

Как у нас семья большая

Да веселая. (Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно.)

Два у лавки стоят, (Загнуть большие пальцы на обеих

руках.)

Два учиться хотят, (Загнуть указательные пальцы на

обеих руках.)

Два Степана у сметаны

Объедаются. (Загнуть средние пальцы.)

Две Дашки у кашки

Питаются. (Загнуть безымянные пальцы.)

Две Ульки в люльке

Качаются. (Загнуть мизинцы.)

РЫБКА

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла. (Снова «плывут».)

Кошка и горшок с молоком

В кухне нашей под столом

стоит крынка с молоком (складываем из пальцев левой руки кружок)

К крынке кошка подошла ("идем" указательным

и средним пальцами правой руки)

Сверху сливки попила (указательным пальцем делаем "лакающие" движения в кружке, изображающем горшок)

Глубже сунулась в горшок:

- Молочка напьюсь я впрок! (засовываем палец глубже в кружок-горшок)

Что случилось? Ой-ой-ой!

Кошка крутит головой (крутим головой)

Налакалась молочка -

не уйти ей из горшка! (пытаемся вытянуть палец из кружка)

С головы горшок не слез. С ним и убежала в лес! (топоча пальцами обеих рук по столу, показываем, как кошка убежала)

Погода

Холодно. Осень. Пальцы мои Дружно ругают холодны дни. Поднести сложенные руки ко рту и согревать их своим дыханием.

Пальчик-малыш жалуется:

«Ой-ой-ой!

Холод-то какой!» Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать мизинец (на обеих руках).

Указательный палец шепчет

тихонько:

«Эх-эх-эх!

А вдруг пойдет снег!» Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать указательный палец.

Средний палец ворчит:

«Ох-ох-ох!

От ветра я оглох!» Сгибать и разгибать средний палец.

Безымянный палец кричит:

«Ай-ай-ай!

Солнце вылезай!» Сгибать и разгибать безымянный палец.

Здоровяк большой палец

восклицает:

«Ах-ах-ах!

Жаль, я не в сапогах!

Ух-ух-ух!

Дайте мне кожух!» Сгибать и разгибать большой палец.

Эти упражнения можно выполнять сначала правой, а потом левой рукой.

Помиримся

Раз мизинчик после ссоры

помириться можно скоро.

Два,побольше-безымянный-

он мизинчику родня,

Для колечка он у мамы

и для счета у меня.

Три соседний - палец средний.

Четыре - указательный, а иногда -

лизательный-

Лизать с него варенье ну просто объедение.

Пять - большой. Он чем хорош?

Если спросят: "как живешь?"

Он нам нужен для того,

чтоб ответить людям: "ВО!"

А у нашего Алешки друг на друга все похожи.

Удивляюсь, что за брат-все мизинчики подряд.

Игра с ежиком

Ежик выбился из сил –

Яблоки, грибы носил. (гладим ежика, жалеем)

Мы потрем ему бока –

Надо их размять слегка. (трем, похлопываем по бокам)

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко, (гладим ножки)

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка. (по тексту)

Еж в лесочек убежал,

Нам «спасибо» пропищал. (давим на игрушку, чтоб запищал)

О левой и правой руке

Смотрите-ка, вот две руки:

Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить –

И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать –

И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть –И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать –

И правая, и левая! (показываем направление то правой, толевой рукой)

В носу умеют ковырять –

И правая, и левая! (хм. ковыряем в носу по очереди каждой рукой)

А если кто-то завопит,

И правая, и левая

Помогут уши мне заткнуть! (затыкаем уши)

С руками я всегда дружу-

И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)

И могут ласковыми быть

И правая, и левая!

Обнимут вас, ко мне прижмут –

И правая, и левая! (обхватываем себя руками -"обнимаем")

АКУЛА

Приплывали две севрюги, (Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги.)

У них спины словно дуги. (Выгибают ладони тыльной стороной вверх.)

Налетали с двух сторон, (Изображают, как севрюги плывут

навстречу друг другу.)

Ты, акула, выйди вон. (Делают толчок ладонями от груди.)

maam.ru

Развлечение с использованием технологии стимулирования и сохранения здоровья — пальчиковых игр «Путешествие в сказочный лес»

Кристина Родина
Развлечение с использованием технологии стимулирования и сохранения здоровья — пальчиковых игр «Путешествие в сказочный лес»

Задачи:

1. Формировать у детей творческую двигательную активность, воображение, осмысленную моторику.

2. Закреплять у детей умение использовать для оздоровления организма самомассаж, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, хождение по доске с ограниченной поверхностью

3. Развивать связную речь по средствам авторских и фольклорных текстов, используемых в пальчиковых играх.

4. Развивать общую, мелкую, речевую моторику, внимание.

5. Воспитывать культуру общения и эмоциональную отзывчивость.

Предварительная работа.

Рассматривание предметных и сюжетных картинок диких животных и птиц: зайца,ежа, сороки; чтение стихов, потешек, песенок, сказок о диких животных. Разучивание пальчиковых игр, танцев.

Работа в центре изобразительной деятельности по раскрашиванию картинок в книжках-раскрасках.

Материал: Домик для зверей, игрушки: гномик, 2 зайца,еж, тучка, плоскостные изображения коровы, козы, собаки и кошки,массажные мячики по количеству детей, прищепки разного цвета, картонные шаблоны ежат без иголок,раскраски «капуста», «морковка», доска для хождения по ограниченной поверхности «мостик», ткань голубого цвета («ручеек», аудиозаписи: «Виноватая тучка слова: Ю. Энтина, музыка: Д. Тухманова, «Найди меня!» Е. Попляновой.

Интеграция: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Художественное творчество».

Ход развлечения:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Давайте с вами поздороваемся ладошками.

Массаж «Ладошечка» на мелодию русской народной песни "Я на горку шла".

(Воспитатель поглаживает ладошки детей своими ладонями)

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

(Дети по очереди поглаживают своими ладонями ладошки воспитателя)

На — ладошечку, моя крошечка,

Ты погладь меня по ладошечке.

Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдем в сказочный лес,где живут разные животные. Но сначала разомнем наши пальчики, они нам понадобятся в нашем путешествии.

1 упражнение - поглаживание своих ладошек.

Упражнение – Фонарики (сжимать и разжимать пальцы рук)

Мы фонарики зажжем

А потом гулять пойдем

Нам фонарики мигают

Путь дорогу освещают!

Воспитатель: Наши пальчики проснулись, отправляемся!

Смотрите лесной ручеек, чтобы перебраться на другой берег, нам надо пройти по мостику, он как раз ведет в лес. (Дети идут по «мостику» (доска для хождения по ограниченной поверхности).

«Мы по мостику шагаем

Ножку к ножке приставляем

Шагали наши ножки по лесной дорожке.

Долго шагали и совсем не устали.

Вот и пришли мы в сказочный лес на волшебную поляну.

Воспитатель. Чей это домик? Интересно кто в нем живет?

Пальчиковая гимнастика «Гномик»

Под грибом - шалашик-домик,

(соединить ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним.

(Имитируя игру на колокольчике).

Двери нам откроет гномик, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)

Станет звать в шалашик-домик. (Поманить пальцем правой руки)

В доме том есть пол,

(ладони опустить вниз)

А на нем – стоит стол. (Левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)

Рядом - стул с высокой спинкой.

(Направить левую ладонь вертикально вверх,

к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)

На столе - тарелка с вилкой.

(Ладонь левой руки направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку:

ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямленные слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

И блины горой стоят – (ладошка на ладошке)

Угощенье для ребят.

Воспитатель:»Ребята, а пойдем дальше гулять по нашему волшебному лесу!»

Дети с воспитателем идут по залу, вдруг раздается звук “Фр-фр-фр”.

– Ребята, посмотрите, кто это за пенечком спрятался?Это – ежик.

(Дети рассматривают игрушечного ежа, пытаются погладить.)

– Что ж ты, еж, такой колючий?

Ежик.

– Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки да медведи.

– Ребята, ежик испугался. Давайте мы его успокоим: поиграем и споем песенку.

Педагог достает специальные резиновые “ежики” для массажа и катает их с детьми в соответствии с текстом:

Самомассаж «Ежик»

Катится колючий ежик,

Нет ни головы, ни ножек,

Мне по пальчикам (по ножке вниз/ по спинке вверх) бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда – сюда

Мне щекотно, да, да, да!

Уходи, колючий еж,

В темный лес, где ты живешь!

Воспитатель. Ребята,а давайте еще повеселим ежика. Покажем как наши язычки умеют жужжать!

Чистоговорка:

ЖА, ЖА, ЖА, ЖА, мы нашли в лесу ежа.

ЖУ, ЖУ, ЖУ, ЖУ, дали яблоко ежу.

ЖЕ, ЖЕ, ЖЕ, ЖЕ, ежик съел его уже.

ЖИ, ЖИ, ЖИ, ЖИ. Нам животик покажи.

Воспитатель: «Ежик, мы тебе и песенку спели и язычками пожжужали, почему же ты такой невеселый?

Ежик. – Мне-то хорошо, у меня есть иголки, чтобы защищаться, а у моих детенышей – нет. Помогите ежатам.

Игра “Колючки для ежат”.

(Высыпать разноцветные прищепки и раздать каждому ребенку по картонному ежику. Нужно раскрыть прищепку и прикрепить ее на спинку ежика.)

В конце игры ежик благодарит детей. Дети прощаются.

Воспитатель. Смотрите, на небе тучка появилась. Наверное, дождь будет.

Танец «Виноватая тучка». Слова: Ю. Энтина, музыка: Д. Тухманова

Злую тучку наказали (Руки на поясе,повороты вправо и влево)

Ты плохая, ей сказали. (Грозят пальчиком)

И она заплакала, (Кулачками трут глазки, имитируя плач)

Да кап-кап-кап закапала. (Указательным пальцем правой руки стучат по ладошке левой)

Припев:

Кап-кап-кап дождик пошел, (Указательным пальцем правой руки стучат по ладошке левой)

Кап-кап-кап дождик пошел

Мыши сразу задрожали. (Имитируют дрожание)

Мыши в норы побежали.

Полетели птицы вниз (Машут руками)

Да птицы сели на карниз. (Присаживаются на корточки)

Припев:

Кап-кап-кап дождик пошел (Указательным пальцем правой руки стучат по ладошке левой)

Кап-кап-кап дождик пошел

Пес по имени Барбос (Прикладывают ладошки к голове,показывая ушки)

Струсил не на шутку.

Еле ноги он унес (Имитация движений лап собаки)

В свою собачью будку. (Соединяют пальцы рук над головой,показывая домик)

Припев:

Кап-кап-кап дождик пошел, (Указательным пальцем правой руки стучат по ладошке левой)

Кап-кап-кап дождик пошел

Ну а мы с тобой не тужим (Бег по кругу друг за другом)

Босиком бежим по лужам.

Брызги прямо ввысь летят

С тучею встречаются.

А потом они назад

Да с неба возвращаются

Припев

Шлеп-шлеп-шлеп дождик идет, (Топают ногами)

Шлеп-шлеп-шлеп дождик идет,

Тучку бедную простили, (Машут рукой,прощаясь)

Тучку с миром отпустили.

Тучка плакать перестала, (Кулачками трут глазки, имитируя плач)

А потом совсем пропала. (Разводят руками)

Припев:

Кап-кап-кап дождик прошел, (Указательным пальцем правой руки стучат по ладошке левой)

Кап-кап-кап дождик прошел,

Кап-кап-кап!

Воспитатель. Ребята, дождик закончился, давайте сядем на полянку и отдохнем.

Что это за домик? Кто в нем живет? Давайте поиграем и узнаем!

Есть в лесу из бревен дом, («Крыша» руками)

Есть окошко в доме том (указательный и большой пальцы рук образуют окошко)

Посмотрите в то окно, (выглядываем в окошечко)

В доме тихо и темно.

Мы тихонько кулачком (стучим кулачком правой руки по ладони левой)

Постучимся в этот дом

Выглянет какой-то зверь (изображаем рукой собаку)

«Гав» сказал и запер дверь. (закрываемся ладошками)

Мы погромче кулачком (стучим кулачком правой руки по ладони левой)

Постучимся в этот дом

«Ме» сказал и запер дверь. (показываем «козу» указательным и средним пальцем)

Громко-громко кулачком (стучим кулачком правой руки по ладони левой)

Постучимся в этот дом,

Выглянет какой-тот зверь

«Му» сказал и запер дверь (показываем «корову» указательным и мизинцем)

Киска из окна глядит (прикладываем растопыренные пальцы к лицу – это усы)

«Мяу, Мяу» говорит

«Хватит в домик наш стучать, (грозим пальчиком)

Дайте хоть чуть-чуть поспать!» (кладём руки под щёчку)

Воспитатель: Давайте больше не будем будить жильцов этого домика и тихонечко пойдем дальше

Воспитатель. Ребята, вот и зайки обрадовались, что дождик закончился и выскочили на полянку.

Пальчиковая гимнастика «Жили-были зайчики»

Жили-были («фонарики») зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний-ушки)

На лесной (руки вверх с растопыренными пальцами) опушке.

Жили-были («фонарики») зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний-ушки)

В беленькой избушке (показывают домик)

Мыли свои ушки (трут пальчики)

Мыли свои лапочки (ладони моют)

Наряжались зайчики (движения сверху-вниз по туловищу)

Надевали тапочки (топают)

Воспитатель. Что любят кушать зайчики?

Дети. Морковку, капусту.

Воспитатель. Давайте мы поможем зайчатам сделать запасы на зиму-засолим капусту!

Пальчиковая игра «Засолка капусты»

Так капусту мы рубили (Попеременные удары ребрами ладоней по столу.)

И вот так ее солили. (Имитация посыпания солью из щепотки.)

Отжимали ручками (Интенсивное сжимание-разжимание кулачков.)

Собирали кучкою. (Ладошки ребрами скользят по столу к центру. _

В банку затолкали, (Попеременные удары кулачками друг о друга).

Крышкой закрывали. (Хлопок ладошки по кулачку.)

Воспитатель. Зайчата, капусту мы вам на зиму засолили. Но мы с ребятами хотим вам еще подарок хотим сделать. Мы вам подарим веселый танец. Выходите, ребята на полянку. Становитесь в пары. Будем танцевать.

Танец «Найди меня!» Е. Поплянова

аудиозапись песенки-игры Е. Попляновой «Найди меня!».

Воспитатель. Как хорошо в сказочном лесу. Ребята,смотрите,там за елочкой еще домик виднеется, пойдемте узнаем, кто же там живет!

Воспитатель. Что это за домик? Кто в нем живет?

Дети. Сорока-белобока.

Воспитатель. А что она делает?

Дети. Кашу варит.

Воспитатель. Для кого она варит кашу?

Дети. Для своих деток.

Воспитатель. Поможем Сороке-белобоке кашу сварить?

Пальчиковая игра «Сорока-белобока» (русская народная потешка)

Сорока – белобока,

Кашку варила,

Деток кормила,

(Загибание пальцев, начиная с мизинца):

Этому дала,

Этому дала,

(Показывая на большой палец):

А этому не дала.

(Поглаживая его, говорят):

Он дров не рубил,

Воду не носил,

Печку не топил,

Кашку не варил.

Ничего не получил!

(Двигая большим пальчиком вперёд назад, сгибая разгибая):

Вот он ходит – воду носит,

Дрова рубит,

Печку топит,

Кашу варит.

Вот какой молодец.

(Поглаживая большой палец).

Сорока: Ребята, я и мои детки хотим подарить вам подарки. Вот вам раскраски,когда вернетесь в детский сад, возьмите карандаши и раскрасте их.

Дети. Спасибо.

Воспитатель. Давайте попрощаемся с лесными зверями, нам пора возвращаться в детский сад, до свидания! Дети прощаются под музыку выходят из зала.

maam.ru

Картотека пальчиковой гимнастики. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковая гимнастика.

Ирина Назарова
Картотека пальчиковой гимнастики. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

«Цветок».

Наши красные цветки

(ладошки соединить в виде цветка)

Раскрывают лепестки.

(ладошка раскрывается)

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет

(движение пальцами)

Наши красные цветки

Закрывают лепестки

(ладошка закрывается)

Головой кивают

(закрытые ладошки влево, вправо)

И сладко засыпают.

(две ладошки приложить к щеке).

Пальчиковая гимнастика

«Пароход»

Две ладошки прижму,

(ладошки в виде кораблика)

И по морю поплыву.

(ладошки качаются на волнах)

Две ладошки друзья,

(ладошки в виде кораблика)

Друг без друга им нельзя.

(ладошки качаются на волнах)

Паруса подниму,

(поднять руки вверх)

И по морю поплыву.

(ладошки по волнам)

А по бурным волнам

Плывут рыбки

(вращение руками – мотор)

Тут и там.

(правая рука в сторону, левая в сторону).

Пальчиковая гимнастика

«Салат»

Мы капусту рубим,.

(ребром правой ладошки бьём по ладошки левой руки)

Мы морковку трём,

(кулачком правой руки трём о ладошку левой)

Мы капусту солим,

(кончиками пальцев солим)

Мы капусту мнём.

(левая рука жмёт правую).

Пальчиковая гимнастика

«Семья».

Этот пальчик – дедушка.

(показать большой палец)

Этот пальчик – бабушка.

(показать указательный)

Этот пальчик – папочка.

(средний палец)

Этот пальчик – мамочка.

(безымянный палец)

А этот пальчик – Я!

(показать мезинец)

Вместе – дружная семья!

(показать всю ладошку).

Пальчиковая гимнастика

«Как живёшь?»

- Как живёшь?

- Вот так!

(показать большой палец)

- А плывёшь?

- Вот так»!

(двумя руками плыть)

-Вдаль глядишь?

- Вот так!

(рука около лица)

- Ждёшь обед?

- Вот так!

(кулачок подпирает лицо)

- Машешь вслед?

-Вот так!

(помахать рукой)

-Утром спишь?

-Вот так!

(2 ладошки у щеки)

- А шалишь?

-Вот так!

(щёки надули и руками лопнули). Пальчиковая гимнастика

«Пять лунатиков».

Пять лунатиков спали на луне.

(рука – 5, руками – круг, 2 ладошки под щекой)

Пять лунатиков ворочались во сне.

(рука – 5, руками – круг, вращение туловищем)

Один лунатик упал во сне.

(рука – 1 палец, руками – круг, руки опускаем вниз)

Четыре лунатика осталось на луне.

(рука – 4 пальца, круг руками).

И так далее.

Пальчиковая гимнастика

«Пальчики в лесу».

Раз, два, три, четыре, пять.

(показ пальцев, начиная с мизинца)

Вышли пальчики гулять.

(пальцы шагают)

Этот пальчик в лес пошел.

(показываем мизинец)

Этот пальчик гриб нашёл.

(безымянный)

Этот пальчик чистить стал.

(средний)

Этот пальчик жарить стал.

(указательный)

Ну, а этот только ел,

Оттого и похудел!

(большой) Пальчиковая гимнастика

«Две сороконожки»

Две сороконожки бежали по дорожке

(две ладошки рядом шевелят пальцами).

Бежали – бежали,

Друг друга повстречали.

(две ладошки замерли)

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

(пальцы левой и правой рук обнимают друг друга)

Что мы еле их разняли.

(руки в замке рассоединяются)

Пальчиковая гимнастика

«Крокодил»

Заводила, заводила

Заводного крокодила.

Заводиться то и дело

Крокодилу надоело.

(вращение руками перед грудью –мотор)

Рассердился крокодил

Взял и ключик проглотил.

(зубы из пальцев)

Пальчиковая гимнастика

«Апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

(пальцы соединены широко, как будто

держат мяч)

Эта долька для ежа.

(скрестить мизинцы)

Эта долька для чижа.

(безымянные)

Эта долька для утят.

(средние)

Эта долька для котят.

(указательные)

Эта долька для бобра.

(большие)

А для волка кожура.

(запястья соединить, пальцы врозь)

Он сердит на нас, беда!

(зубы из пальцев)

Разбегайтесь кто куда!

(руки прижали к ушам)

Пальчиковая гимнастика

«Лесные звери»

Этот пальчик – белочка,

Рыженькая девочка.

Этот пальчик – зайчик,

Зайчик – попрыгайчик

Этот вот – лисичка,

Хитрая сестричка.

Этот – мишенька - медведь,

Любит громко пореветь.

Этот – серенький волчок –

Получился кулачок.

Разожми кулак скорей,

В лес всех выпусти зверей.

(загибают пальцы, начиная с мизинца).

Пальчиковая гимнастика

«Доброе утро»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

(загибают по очереди, начиная с мизинца)

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора!

(кулачок разжимается)

Пальчиковая гимнастика

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять –

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесем.

(шагают по столу средним и указательным пальцами).

Пальчиковая гимнастика

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять

В лес идем мы погулять.

(Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого).

За черникой,

За брусникой,

За калиной.

(загибают пальцы, начиная с большого)

Землянику мы найдем

И братишке принесем.

(Шагают пальцы по столу средний и указательный).

Пальчиковая гимнастика

«У Лариски – две редиски»

У Лариски – две редиски.

У Антошки – две картошки.

У Серёжки – сорванца –

два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да еще у Петьки – две хвостатые редьки.

(по очереди загибают пальцы из кулачка, начиная с большого)

Пальчиковая гимнастика

«Компот»

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот!

(Левую ладошку делают «ковшиком», указательным пальчиком правой руки в нем мешают)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибают пальчики, начиная с большого)

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

(Левую ладошку делают «ковшиком», указательным пальчиком правой руки в нем мешают). Пальчиковая гимнастика

«Куклы»

На большом диване в ряд

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Куклы танины сидят:

Два медведя, Буратино,

(загибают поочередно все пальчики)

и веселый Чипполино,

и котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.

(разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей Тане

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Мы игрушки сосчитать.

Пальчиковая гимнастика

«Обувь»

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и серёжки.

Да ещё ботинки для нашей Валентинки

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

(На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Пальчиковая гимнастика

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке

нашей прилетело?

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Мы расскажем.

Две синички, воробей,

Шесть ворон и голубей,

Дятел в ярких перышках.

Всем хватило зернышек.

(опять сжимают и разжимают кулачки). Пальчиковая гимнастика

«Домик»

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять.

(Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять.

(Поочередно загибают пальчики).

Пальчиковая гимнастика

«Помощники»

Раз, два, три, четыре –

(ударяет кулак о кулак)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь моет другую)

Чайник, чашку, вилку, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики)

Пальчиковая гимнастика

«Здравствуй, солнце!»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю –

Всех я вас приветствую!

(Пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, легко похлопывая друг о друга кончиками пальцев) Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика

maam.ru

пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,   (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю.(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем

машинку».)

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь!(Смена рук.)

Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю!(Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Цель:развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я – зелёная капуста,              (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто.  (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня,         (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Жёлтый-жёлтый наш лимон,  (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.(Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и

 опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей.(Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –

«помешиваем чай».)

Пальчиковая гимнастика «Овощи - фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

В огороде много гряд,          (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,               (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Пальчиковая гимнастика «Обувь»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Обуваем ножки бегать по дорожке.  (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова:      (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два!                  (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают     (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –     (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья.                      («Шагают» пальцами по столу

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я надену сапоги,       (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.  

И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку.(Смена рук.)

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Из тарелок, как один,(Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим.(Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты,(Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец

 придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши. (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам.«Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим…(Рука за ухом.)

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Что зимой мы любим делать?      (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Пальчиковая гимнастика «Продукты питания»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Муку в тесто замесили,      (Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили       (Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки,          (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –            (Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!                    (Гладят животы.)

Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

- Здравствуй, Дедушка Мороз!   (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?         (Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки,                   (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки.                     (Вертим кистями.)

Пальчиковая гимнастика «Части тела»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

У меня есть голова,              (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вот, убрав царапки,     («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки(Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет     ушки.)

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные наших лесов»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Заяц и ёжик навстречу друг другу     (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

Пальчиковая гимнастика «Детёныши диких животных»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Это зайчонок, это бельчонок,                (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок      (Вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

Пальчиковая гимнастика «Домашние и дикие животные»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Зайка – ушки на макушке –     (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке.      (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик,    (Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса –             (Плавные движения руками перед собой.)

Рыжехвостая лиса.

Пальчиковая гимнастика «День Защитника Отечества»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Илья Муромец –         (Приосаниться.)

Добрый молодец     . (Показать бицепсы.)

Зорко в даль глядит  (Рука козырьком.)

Да врагов разит       .(«Бросить копьё».)

Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мамочка хорошая,     (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая!    (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю,     (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю!      (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы и их детёныши»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Есть у курицы цыплёнок,      (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши –    (Перебирают пальцы по очереди.)

Все красивы, хороши.

Пальчиковая гимнастика «Дикие птицы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Дятел дерево долбит:           (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком     стучите о неё.)

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит     (Смена рук.)

Стук-стук-стук.

Пальчиковая гимнастика «Мебель»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

На кроватке мы поспали,          (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Пальчиковая гимнастика «Лето»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Солнцем ласковым согрето,    («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять               («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)

И цветочки собирать.               («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)

Пальчиковая гимнастика «Весна»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вот уж две недели        (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Капают капели.        

Снег на солнце тает      (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает.         (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

По шоссе идут машины,       (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Зёрна курочка клюёт,        (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт , (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.

Прятки

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

Засолка капусты

Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони, пальчики вместе - рубим капустку)

Мы капусту солим, солим, (пальчики щепоткой посыпают капустку)
Мы капусту трём, трём, (движения рук, сжатыми в кулачки-вперёд-назад)
Мы капусту жмём, жмём (кулачки сжимаем)
Хороша капуста!

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

-С этим братцем щи варил,

-С этим братцем кашу ел,

-С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

ЧАСТИ ЛИЦА

Стенка, стенка

(потрогать щечки)

Потолок

(потрогать лобик)

Две ступеньки

(прошагать пальцами по губам)

Дзинь - звонок!

(нажать на носик)

СОРОКА-ВОРОНА

(водим пальчиком по ладошке)

Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,

(загибаем по очереди пальчики)

Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил,
Он Машу не кормил.

ПАЛЬЧИКИ

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
Показать ладошку  и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.

НА ДВЕРИ ВИСИТ ЗАМОК

На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок)

Кто его открыть бы мог? (стучим о коленку « замочком»)

Мы замочек повертели  (движения сцепленными руками   в стороны)      

Мы замочек покрутили (круговые движения     сцепленными руками)

И открыли. (расцепляем «замочек» и разводим руки в стороны).

ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ.

Мыли мылом ушки, (изображаем, как мы моем ушки)

Мыли мылом ножки,(изображаем, как мы моем ножки)

Ах, какие ладушки, (ладошки поднимаем над головой)

Ладушки – ладошки.(крутим ладошками над головой)

Наварили кашки, Помешали ложкой,

(как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)

Ах, какие ладушки, Ладушки – ладошки.
Строили ладошки (ладошки изображают домик над головой)

Домик для матрешки. Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки. Прилегли ладошки

(ладошки ложатся спать под щеку)

Отдохнуть немножко. Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.

Пальчики.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

-Тише, пальчик, не шуми!

Братиков не разбуди.

Встали пальчики: Ура!

В детский сад идти пора!

(Загибание пальцев, начиная с мизинца.

Грозим указательным пальцем другой руки большому пальчику.

Разгибание всех пальцев, показываем их).

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

(На первые две строчки делаем «фонарики» перед собой; затем загибаем по одному пальчику. Тоже самое на другой руке).

Котятки

Все котятки мыли лапки.

Вот так! Вот так!

Мыли ушки. Мыли брюшки.

Вот так!  Вот так!

А потом они устали.

Вот так! Вот так!

Сладко-сладко засыпали.

Вот так! Вот так!

(Имитируем все указанные в стихотворении движения).

Ручки

Руки в стороны, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Руки вверх, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Руки вниз, в кулачок.

Разожми и на бочок.

Руки на коленочки, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Кто игрушки разбросал?

Кто с игрушками играл?             (грозят одним пальцем.)

Кто игрушки разбросал?

Куклу бросил под кровать          (сжимают и разжимают пальцы.)

И не хочет поднимать.

Мячик закатил под стол -            (соединяют кончики пальцев, имитируя мяч.)

Сам ко мне он не пришёл.           («шагают» пальцами по столу.)

Я игрушки собираю,                     (сжимают и разжимают пальцы.)

Больше их не разбросаю!              (хлопают в ладоши.)

Морковка

Раз – морковка,                      (показываем правую ладошку)

Два – морковка,                     (показываем левую ладошку)

Урожай разделим ловко.      (хлопаем в ладоши)

Эту мы подарим мишке,       (загибаем поочерёдно пальцы, начиная с мизинца на правой руке)

Эту серому зайчишке,          

Эту съест волчонок Федя,    

Не обидим и медведя.

А теперь ,дружок, давай – ка   (сжимаем и разжимаем пальчики).

Все морковки сосчитай – ка.

Игрушки.

У Антошки есть игрушки:              (поочерёдно сгибают пальцы  в кулак,

Вот весёлая лягушка. (начиная с большого.)

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрёшка

И с хвостом пушистым кошка.

Пальчики здороваются

Я здороваюсь везде-

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

(Кончиками большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Проделать тоже самое левой рукой).

Новый год

-Здравствуй, Дедушка Мороз!                (ладонь поглаживает подбородок - «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?                      (руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки,                                (хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки.                                  (вертим кистями.)

Новогодние игрушки

Праздник приближается,                 (поднимают руки вверх и, опуская вниз,

Ёлка наряжается. (разводят в стороны.)

Мы развесили игрушки:                  (хлопки ладошками.)

Бусы, шарики, хлопушки.                (сжимают и разжимают пальчики.)

А здесь фонарики висят,                  (ручки вверху - «фонарики».)

Блеском радуют ребят.

Ох, как холодно зимой!                   (сжимают и разжимают пальцы.)

Не хочу идти домой!

Нужно ручки мне согреть.               (делают повороты кистями рук.)

Подышать: «Х – Х – Х!» -               (дышат на руки.)

И потереть.                                        (хлопают в ладоши.)

Что зимой мы любим делать?           (поочерёдно соединяют большой  палец с остальными.)

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.        

Свинка Ненила      Хлопают в ладоши.

Сыночка хвалила:   Поглаживают себя по голове.

 - То-то хорошенький! Поглаживают кисти правой руки.

То-то пригоженький! Поглаживают кисти левой руки.

Ходит бочком,  Ребром ведущей руки ведут по столу.

Хвостик крючком, Показывают указательные пальцы обеих рук.

Нос пятачком.  Ставят кулачок на кулачок и на нос.

Зима

Снег ложится на дома,          (разводим руки в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.                    (руки «домиком».)

Тихо                                         (палец к губам)

к нам идёт зима,                      («идём» указательным и средним                                             пальцами одной руки.)

Мы её не слышим…                (Рука за ухом.)

«Растеряши»

Этот маленький котенок потерял свой свитерок.

Этот маленький котенок теплый потерял носок.

Этот маленький котенок мерзнет в стужу и мороз.

Этот маленький котенок отморозил себе нос.

Этот маленький котенок заболел: «Ап-чхи! Ап-чхи!

Лучше посижу я дома и свяжу себе носки».

Ребенок указательным пальцем левой руки по очереди дотрагивается до пальчиков правой руки.

Начинать лучше с мизинчика. 

«Летит комар»

 Летит муха вокруг уха, «ж-ж-ж». Водить пальцем вокруг ушка.

Летят осы вокруг носа, «с-с-с». Водить вокруг носа.

Летит комар, на лоб – оп! Дотронуться пальчиком до лба.

А мы его – хлоп!

Слегка шлепнуть ладошкой по лбу.

«Наша прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять, Ребенок загибает пальчики по одному, начиная с мизинчика.

Мы во двор вышли гулять. Ребенок «идет» по столу указательным и средним пальчиками, остальные пальчики поджаты.

 Бабу снежную лепили, Ребенок изображает лепку снежного комочка двумя руками.

 Птичек крошками кормили. Ребенок «крошит хлебушек» всеми пальчиками.

С горки мы потом катались. Ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли, Ребенок кладет ладошки на стол или на колени то одной, то другой стороны.

 Съели суп и спать легли.

«Потягушки»

Наши пальчики проснулись, Ребенок выполняет указанные движения.

Потянулись, потянулись

И встряхнулись…

По ладошке побежали, Ребенок пальчиками левой руки «бежит» по правой руке и наоборот  

Побежали, побежали, Ребенок выполняет указанные движения.

Поскакали, поскакали

И устали.

Сели отдыхать.

Ребенок трясет пальчиками и спокойно кладет руки на колени или на стол.

«Пирог»

 Тесто ручками помну, Ребенок сжимает и разжимает пальчики.

Пирог я сладкий испеку.

Серединку смажу джемом,  Ребенок выполняет круговые движения ладошками.

А верхушку сладким кремом, Ребенок водит ладошками по плоскости стола.

 И кокосовою крошкой

Я присыплю пирог немножко, Ребенок имитирует «посыпание крошки» пальчиками обеих рук.

А потом чай заварю,

В гости друга приглашу.

Мои пальчики расскажут, Хлопают в ладоши с растопыренными пальцами

Что умеют – все покажут. 

Одноименные пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом.

 Их пять на каждой руке. Показывают растопыренные пальцы.

 Все сделать смогут, всегда помогут. Хлопают в ладоши.

Они на дудочке играют,

Здесь и далее движения соответствуют тексту.

Мячик бросают, Белье стирают,

Пол подметают,

Щиплют, ласкают

– Пять и пять моих ловких пальчиков.

. Показывают пальцы обеих рук.

Пирожки»

Я купила масло, Ребенок загибает по одному пальчику на обеих руках, перечисляя продукты.

Сахар и муку,

Полкило изюма,

Пачку творогу.

 Пирожки пеку, пеку, Ребенок имитирует лепку пирожков.

Всех друзей я в гости жду.

Ребенок имитирует движения, созывающие гостей.

«Большая стирка»

С мамой мы белье стирали, 

Ребенок трет один кулачок о другой.

В речке вместе полоскали. Ребенок водит раскрытыми ладонями вправо-влево, имитируя полоскание белья.

Выжали, повесили Ребенок сжимает и разжимает кулачки, имитируя развешивание белья.

 – То-то стало весело! Ребенок выполняет круговые движения кистями рук, ладони вверх, пальцы разведены в стороны.

«Дом»

Я хочу построить дом, Кончики пальцев сомкнуты под углом,

Чтоб окошко было в нем, Одна ладошка смотрит горизонтально, другая – вертикально.

Чтоб у дома дверь была, Ребра ладоней прижаты друг к другу.

Рядом чтоб сосна росла, Пальчики растопырены и смотрят вверх.

Чтоб вокруг забор стоял, Ладошки смотрят внутрь, пальчики сцеплены в замок.

Пес ворота охранял, Ладошка выпрямлена, большой пальчик смотрит вверх, а мизинец – вниз.

Солнце было, Кисти рук скрещены, пальчики растопырены.

Дождик шел, Потрясти кистями.

И тюльпан в саду расцвел.

Предплечья крепко прижаты друг к другу, кисти разведены, пальчики растопырены и смотрят вверх.

Ручки

У меня пропали ручки. Убрать ручки за спину.

Где вы, рученьки мои? Оглядеться.

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять! Показать ручки

«Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла, Ребенок «шагает» пальчиками по столу

 Хозяйка с базара домой принесла: Ребенок загибает по одному пальчику на обеих руках на каждую строчку, начиная с большого.

 Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох.

 Петрушку

 И свеклу. Ох.

Ребенок поднимает руки над головой  и хлопает в ладоши.

«Мишка»

Мишка косолапый по лесу идет, Ручки на пояс и идти, переваливаясь из стороны в сторону.

 Шишки собирает Нагибаемся.

И в карман кладет. Ручку сжать в кулачок.  

Вдруг одна из шишек

Прямо мишке в лоб, Бить кулачком в лобик

Мишка рассердился Голову поднять вверх и погрозить пальчиком.

И ногою топ. 

Топнуть ногой.

«Две сороконожки»

 Две сороконожки бежали по дорожке. Перебирать пальчиками обеих рук, изображая бег. 

Бежали, бежали, друг друга повстречали,

Так друг друга обнимали,

Положить кисти рук на плечи крест-накрест.

Так друг друга обнимали,  

То же самое, только поменять ручки.

Так друг друга обнимали… Пальчики сцепить в замок.

 Еле-еле их разняли

Разомкнуть пальчики.

«На елке»

Мы на елке веселились,  Ребенок ритмично хлопает в ладоши.

 И плясали, и резвились.

 После добрый Дед Мороз

 Нам подарочки принес. Ребенок «шагает» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.  

Дал огромные пакеты, Ребенок ритмично хлопает в ладоши.

 В них же – вкусные предметы:

 Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними.

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

Ребенок на каждую строчку загибает пальцы на обеих руках, начиная с большого.

nsportal.ru

Смотрите также