Пальчиковая гимнастика для малышей 2 3 лет

Главная » Здоровье » Пальчиковая гимнастика для малышей 2 3 лет

Пальчиковая гимнастика для детей 2 - 3 лет

Пальчик, мальчик

ИП: все пальцы, кроме  большого, зажаты в кулак. Большой палец оттопырен.

      -  Пальчик, мальчик,

      Где ты был?

      -  С этим братцем – в лес ходил.

(Показать указательный палец.)

      -  С этим братцем -  щи варил.

(Показать средний палец.)

      -  С этим братцем -  кашу ел.

 (Показать безымянный палец.)

      -  С этим братцем -  песни пел.

(Показать мизинец.)

Наши пальчики устали

ИП: сидя за столом.

      Наши пальчики устали.

(Пошевелить всеми пальцами.)

       Долго, долго рисовали.

(Постучать пальчиками друг о друга (мизинец правой руки о мизинец левой, безымянный о безымянный и т.д.).)

            Мы немного отдохнём (Поглаживание ладошкой правой руки по левой руке и  

            И рисовать опять начнём. (Подуть на пальчики.)

В гости к пальчику большому

ИП: все пальцы сжаты в кулак.

     В гости к пальчику большому

 (оттопырить большой палец)

      Приходили прямо к дому:

       Указательный

 (показать указательный палец)

       И средний,

 (показать средний палец)

       Безымянный

 (показать безымянный палец)

       И последний

       Сам мизинчик-малышок

       Постучался на порог. (Показать мизинчик. Затем все пальцы сжать в кулачки и постучать кулачками перед собой.)

        Пальцы все друзья, (сжать обе руки в замок)

        Друг без друга им нельзя. (Имитация мытья рук.)

Солнце

      Солнце  утром  рано  встало,

      Всех  детишек  приласкало.

(Ладошки  скрестить.  Пальцы  широко  раздвинуть,  образуя  «солнышко  с  лучами».)  

Дождик

ИП:  сидя  за  столом,  кисти  рук  лежат  на  столе.

        Дождик – дождик,

        Полно  лить,

        Малых  детушек

        Мочить.

(Постукивать  по  поверхности  стола  подушечками  пальцев  обеих  рук:  сначала  большим  пальцем,  потом  указательным  и  т.д.)

Народная  потешка

Пальчики

ИП: стоя или сидя, руки согнуты в локтях, подняты, пальцы сжаты в кулаки.

      Раз-два-три-четыре-пять!

       Вышли пальчики гулять. (Поочерёдно, начиная с большого пальца, разогнуть все пальчики.)

       Раз-два-три-четыре-пять!

       В домик спрятались опять. (Поочерёдно, начиная с большого пальца, согнуть все пальчики. Поднять прямые руки и немного потрясти ими.)

Куд-куда? Куд-куда?

         Куд-куда?

(Указательным пальцем правой руки загибать пальцы на левой руке, начиная с мизинца.)

         Ну-ка, ну-ка

         Все сюда.

(Поглаживать ладошкой правой руки согнутые пальцы левой руки.)

         Ну-ка к маме под крыло!

         Куд-куда вас понесло?

                     В. Берестов

Наш малыш

       Этот пальчик — дедушка,

       Этот пальчик — бабушка,

       Этот пальчик — папочка,

       Этот пальчик — мамочка,

       Этот пальчик — наш малыш.

(Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.)

Рисунок

ИП: стоя или сидя.

       Киска кисточку взяла. (Поднять к плечу согнутую в локте руку.)

       Что рисует нам она? (Имитировать рисование, поднимая и опуская руку.)

        Это дом с высокой крышей. (Соединить руки над головой – «крыша».)

         На крыльцо котёнок вышел.

(Вытянуть ладони перед собой.)

         Побежит он по дорожке

         К полосатой маме-кошке. («Пробежать» пальчиками по бёдрам.)

         Вот зелёная трава. (Пошевелить перед собой пальцами.)

         Вот скамейка у пруда. (Положить ладони одну на другую – «скамейка».)

         В небе круглая луна. (Поднять руки, соединив указательные и большие пальцы – «луна».)

         Видно Кисе спать пора. (Положить ладони под щёчку.)

           М. Картушина

 Я слепил пять караваев

       Я слепил пять караваев  (растопырить пальцы на обеих руках и помахать ими перед грудью.)

       И несу домой.

       Этот – папе,

(указательным пальцем правой руки загнуть мизинец на левой руке.)

       Этот – маме,

(указательным пальцем правой руки загнуть безымянный палец на левой руке)

       Этот – деду,

(указательным пальцем правой руки загнуть средний палец на левой руке)

       Этот – бабе,

(указательным пальцем правой руки загнуть указательный палец на левой руке)

       Ну а этот – мой. (Указательным пальцем правой руки загнуть большой палец на левой руке.)

Деревья

      Здравствуй,  лес,  дремучий  лес,

      Полный  сказок  и  чудес!

(Поднять  обе  руки  ладонями  к  себе,  широко  расставить  пальцы.)

С.Погореловский

Вышли мыши как-то раз

(английская песенка)

ИП: сидя за столом.

       Вышли мыши как-то раз (походить всеми пальчиками по столу)

       Поглядеть, который час. (Пальчики соединить, приставить к глазам, посмотреть словно в бинокль.)

       Раз-два-три-четыре -  (загибать пальчики на руках, начиная с мизинцев до указательных одновременно на обеих руках)

       Мыши дёрнули за гири. (Кулачками стукнуть по столу.)

       Вдруг раздался страшный звон –  

(хлопнуть в ладоши перед собой)

       Убежали мышки вон. (Пробежаться пальчиками по столу.)

Моя семья

     Вот дедушка,

     Вот бабушка,

     Вот папочка,

     Вот мамочка,

     Вот деточка моя,

     А вот и вся семья.

 (Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.)

Ф. Фребель

Качели

       Задрожали ветви елей.

       Мы в восторге от качелей.

       Мы летаем вверх и вниз,

       Вместе с нами веселись.

(Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.)

Т. Сикачева

Шалун

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

       Этому дала,

       Этому дала,

       А этому не дала.

       Он много шалил.

       Свою тарелку разбил.

(На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с  приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.)

Кисточка

      Мягкой кисточкой покрашу

      Стульчик, стол и кошку Машу.

(Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.)

Веер

       Солнце светит очень ярко,

(Помахать  руками  над  головой.)

       И ребятам очень  жарко.

(Погладить  пальчиками  обеих  рук  своё  лицо.)

       Достаем красивый веер ,

(Согнуть  руки  в  локтях,  поднять  ладошки  перед  лицом,  пальцы  на  каждой  руке  раздвинуты.)

       Пусть прохладою повеет.

(Помахать  руками  на  лицо.)

Т. Сикачева

Сидит  белка  на  тележке

       Сидит белка на тележке,

       Продает она орешки:

       Лисичке-сестричке,

       Воробью, синичке,

       Мишке толстопятому,

       Заиньке усатому...

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.)

Народная песенка

Раз-два-три-четыре-пять!

     Будем пальчики считать.

(Под  счёт  педагога  загибать  пальчики  на  правой  руке,  начиная  с  мизинца.)

     Крепкие, дружные,

     Все такие нужные.

(Соединить  руки  в  замок  перед  грудью,  надавить  ладонью  правой  на  ладонь  левой  руки.)

      На  другой  руке  опять:

      Раз-два-три-четыре-пять!

(Под  счёт  загибать  пальчики  на  левой  руке,  начиная  с  мизинца.)

       Пальчики  быстрые,

       Хоть  не  очень  чистые…

(Пошевелить  пальчиками  в  воздухе.)

        Пальчики  дружные,

        Все  такие  нужные.

(Хлопать  в  ладоши  перед  грудью.)

З.Александрова

Детки

        Тише, тише, не шумите,

        Наших деток не будите!

        Птички станут щебетать,

        Будут пальчики вставать.

(Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. )

  Упражнение выполнять вначале одной рукой, затем — второй, а в заключение — двумя руками.

Встали пальчики

     Этот пальчик хочет спать,

     Этот пальчик — прыг в кровать,

     Этот пальчик прикорнул,

     Этот пальчик уж заснул.

     Встали пальчики : «Ура!»

     В детский сад идти пора!

(Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.)

М.Кальцов

На работу

       Большой палец встал один.

       Указательный — за ним.

       Средний будит безымянный.

       Тот поднял мизинчик малый.

       Встали братцы все — «Ура!»

       На работу им пора.

 (Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» — широко расставить пальцы в стороны.)

За работу

      Ну-ка, братцы, за работу.

      Покажи свою охоту.

      Большаку дрова рубить,

      Печи все тебе топить,

      А тебе воду носить,

      А тебе обед варить,

      А тебе посуду мыть.

      А потом всем песни петь,

      Песни петь да плясать,

      Наших деток забавлять.

(Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» — энергично шевелить ими.)

Шарик

     Надувайся, шарик,  больше!

     Лучше  щёчки  раздувай!

     Поиграй  ты  с  нами  дольше:

     Катись,  прыгай  и  летай!

(Кончики  пальцев  обеих  рук  прижать  друг  к  другу,  ладошками  образовать  маленький,  а  затем – большой  «шарик».  Когда  воздух  «выходит»,  принять  ладонями  исходное  положение.)

Утята

      Раз-два — шли утята.

      Три-четыре — за водой.

      А за ними плелся пятый,

      Позади  бежал шестой.

      А седьмой от них отстал.

      А восьмой уже устал.

      А девятый всех догнал.

      А десятый испугался —

      Громко-громко запищал:

      — Пи-пи-пи — не пищи!

      — Мы тут рядом, поищи!

(Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с  большого, а со звуков «Пи-пи-пи...» — ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.)

Пальчики здороваются

      Я здороваюсь везде —

      Дома и на улице.

      Даже «здравствуй!» говорю

      Я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.)

Здравствуй

      Здравствуй, солнце золотое!

      Здравствуй, небо голубое!

      Здравствуй, вольный ветерок,

      Здравствуй, маленький дубок!

      Мы живем в одном краю —

      Всех я вас приветствую!

(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.)

Т. Сикачева

Воздушные щелчки

    Во дворе у брата

    Бегали котята.

    Испугавшись щелчка,

    Разбежались кто куда.

(Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (3 раза). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.)

Коготочки

     У кошкиной дочки

     На лапках коготочки.

     Ты их прятать не спеши,

     Пусть посмотрят малыши!

(Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз.)

  Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.)

Жук

      Я веселый Майский жук.

      Знаю все

      Сады вокруг,

      Над лужайками

      Кружу,

      А зовут меня

      Жу-жу...

(Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».)

А. Береснев

Комарик

      Не кусай, комарик злой!

      Я уже бегу домой.

 (Сжать кулачок.

 Указательный палец выдвинуть вперед (это — «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это — «лапки»).)

Оса

      Оса села на цветок.

      Пьет она душистый сок.

(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое — пальцем левой руки.)

       Большой братец

       Покажи уменье другу,

       Покружись-ка ты по кругу!

(Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.)

Вертолет

        Быстро лопасти крути!

        Вертолет, лети, лети! (Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) — в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это — «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.)

Идёт  коза  рогатая

ИП:  сидя  за  столом.

        Идёт  коза  рогатая,

(Выставить  вперёд  указательный  палец,  остальные  пальцы  соединить,  приставить  ко  лбу – «рожки».  Покачать  головой.)

        Идёт  коза  бодатая.

(Выставить  вперёд  указательный  и  средний  пальцы,  остальные  пальцы  соединить.  Поиграть  пальчиками  перед  собой.)

        Ножками  топ-топ,

(Сложить  все  пальцы  в  кулак,  постучать  по  столу.)

        Глазками  хлоп-хлоп.

(Поморгать.)

        Кто  каши  не  ест,

(Погрозить  указательным  пальчиком  правой  руки.)

        Молока  не  пьёт – (Погрозить  указательным  пальчиком  левой  руки.)

        Забодает,  забодает.

(Выставить  вперёд  указательный  и  средний  пальцы,  остальные  пальцы  соединить.  Поиграть  пальчиками  перед  собой.)

Народная  потешка

Улитка,  улитка

ИП:  сидя  за  столом.

        Улитка,  улитка,

        Покажи  свои  рога,

(Кулаки  положить  на  стол.  Выставить  одновременно  на  обеих  раках  указательные  и  средние  пальцы.)

         Дам  кусок  пирога,

(Соединить  пальцы  вместе  на  каждой  руке,  положить  на  стол,  ладошками  вверх.)

         Пышки  и  ватрушки,

         Сдобной  лепёшки.

(Имитация  лепки  пирожков.)

         Высуни  рожки!

(Кулаки  положить  на  стол.  Выставить  одновременно  на  обеих  руках  указательные  и  средние  пальцы.)

Народная  потешка

Улиточка

      У улитки-крошки

      Подрастают рожки.

      Научу ее ходить,

      Если будут ножки.

(Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».)

Кольцо

     Выйду на крылечко,

     Вынесу колечко.

     Я его вместо игрушки

     Подарить хочу Валюшке.

(Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.)

Зайчик-кольцо

      Прыгнул заинька с крылечка

      И в траве нашел колечко.

      А колечко непростое —

      Блестит, словно золотое.

(Упражнение основано на  переходе из одной позиции в другую:

а)  пальцы — в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;

б)   большой   и  указательный   пальцы  соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.)

Мизинчик

      Маленький  Мизинчик

      Плачет,  плачет,  плачет.

      Безымянный  не  поймёт:

      Что  всё  это  значит?

      Средний  пальчик  очень  важный,

      Не  желает  слушать.

      Указательный  спросил:

      - Может  хочет  кушать?

      А  большой  бежит  за  рисом,  

      Тащит  рису  ложку,

      Говорит: - Не надо  плакать,

      На,  поешь  немножко!

(Кисть  руки  сжать  в  кулачок.  Поочерёдно  разгибать  пальцы,  начиная  с  мизинца.  С  последней  фразой  большим  пальцем  и  мизинцем  касаться  друг  друга.)

Перевод  И.Токмаковой

Очки

      — Что стряслось у тети Вали?

      — У нее очки пропали!

      Нет очков у тети Вали —

      Очевидно, их украли!

(Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.)

С.Михалков

Стульчик

    «Стульчик» ты из рук сложи

    И детишкам покажи.

(Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе. Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно па счет «раз», «два».)

Флажок

      Горит на солнышке

      Флажок,

      Как будто я Огонь зажег.

(Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.)

А. Барто

Домик

      Дом мы строим

      Выше, выше!

      Есть окошки в нем

      И крыша.

(Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».)

Зайка

     Зайка, зайка, где твой хвост?

(хлопки)

     — Вот, вот, вот!

(руки за спиной, показать)

     Зайка, зайка, где твой нос?

(хлопки)

     — Вот, вот, вот!

(показать нос)

     Зайка, зайка, лапы где?

(хлопки)

     — Вот, вот, вот!

(показать руки)

     Зайка, зайка, ушки где?

(хлопки)

    — Вот, вот, вот!

(показать ушки)

Ворона

       У вороны голова,

(руки на голове)

       ва-ва-ва-ва

(4 хлопка)

      Клюв и крылья,

(руки у носа, «крылья»)

      Хвостик, ноги,

(руки за спиной, топать)

      оги-оги-оги-оги

(4 хлопка)

Раз,  два,  три,  четыре,  пять

ИП:  стоя,  руки  согнуты  в  локтях  перед  грудью.  Пальцы  сжаты  в  кулаки.

      Раз,  два,  три,  четыре,  пять.

(Под  счёт  педагога  раскрывать  пальчики  по  одному,  начиная  с  большого.)

      Будем  в  пальчики  играть.

(Постучать  пальчиками  одной  руки  по  пальчикам  другой  руки.)

      Закрываем  и  молчок.

(Сжимать  пальчики  по  одному,  начиная  с  мизинцев.)

      Сжали  пальцы  в  кулачок.

(Покрутить  в  воздухе  кулачками.)

Ладушки,  ладушки

    - Ладушки,  ладушки!

(Хлопать  в  ладоши.)

    - У  бабушки.

    - Что  вы  ели?

    - Кашку.

(Указательным  пальцем  правой  руки  делать  круговые  движения  по  ладошке  левой  руки,  затем  наоборот.)

     Пили простоквашку.

     Простоквашка  вкусненька,

(Хлопать  в  ладоши.)

     Кашка  сладенька.

(Указательным  пальцем  правой  руки  делать  круговые  движения  по  ладошке  левой  руки.)

      Бабушка  добренька.

(Указательным  пальцем  левой  руки  делать  круговые  движения  по  ладошке  правой  руки

Народная  потешка

Зайчик

      Зайка серый скачет ловко

      В лапке у него морковка. (Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.)

Самолёты

       Мы сегодня самолеты,

(ИП: сидя на пятках, «мотор» (вращение руками))

       Мы не дети, мы пилоты.

(4 хлопка)

       Руки – нос, и руки – крылья («нос», «крылья») 

       Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки – крылья)

Кошки – мышки

        Вот кулак,

(показать кулак левой руки)

        А вот – ладошка,

(раскрыть пальцы, ладонь  вверх)

        На ладошку села кошка. («когти» правой руки водят по ладошке левой) 

        Села мышек посчитать,

        Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой) 

        Мышки очень испугались, (вращать кулаком) 

        В норки быстро разбежались.

(спрятать кулак под правую подмышку)

Маленькие  ножки  идут  по  дорожке

ИП:  сидя  за  столом,  руки  лежат  на  столе.

     Маленькие  ножки  

     Идут  по  дорожке.

(Ходьба  пальчиками  по  столу  вперёд  и  обратно.)

     Большие  ножки

     Бегут  по  дорожке.

(Бег  пальчиками  по  столу  вперёд  и  обратно.)

Мы  умеем  быстро  бегать

ИП:  сидя  за  столом,  руки  лежат  на  столе.

      Мы  умеем  быстро  бегать,

      Песни  петь  и  танцевать.

(Пробежаться  пальцами  по  столу  вперёд  и  обратно.  Темп  умеренный,  затем  быстрый.)

       А  ещё  мы  можем  очень,

       Очень  ловко  постучать.

(Запястья  лежат  на  столе.  Пальчиками  постучать  по  столу:  каждым  пальцем,  затем  всеми  пальцами  вместе.)

Моя  семья

ИП:  стоя  или  сидя.

       Вот  мой  папа,

(Все  пальцы  сжаты  в  кулак.  Показать  большой  палец.)

       Рядом  мама,

(Показать  указательный  палец.)

       Брат,

(Показать  средний  палец.)

       Сестра,

(Показать  безымянный  палец.)

       А  это  я.

(Показать  мизинчик.  Похлопать  в  ладоши.)

       Вот  и  вся  моя  семья!

Мы  играем  на  рояле

ИП:  сидя  за  столом,  кисти  рук  на  столе.

        Мы  играем  на  рояле,

        Посмотрите  все  на  нас.

        Ловко  двигаются  пальцы,

        Играть  научим  мы  и  вас.

Предложите  детям  «поиграть  на  рояле»  (имитация).  Меняйте  темп  игры:  «играйте»  медленное  произведение,  затем  быстрое.

Зайки,  зайки – молодцы

ИП:  сидя  за  столом.  Руки  лежат  на  столе.  Все  пальцы  сжаты  в  кулаки.

       Зайки,  зайки – молодцы,

       Вышли  на  зарядку

       Раз-два,  раз-два,

       Вышли  на  зарядку.

(Выдвигать  одновременно  вперёд  указательный  и  средний  пальцы.  Спрятать  пальцы  в  кулак.  И  так  далее.)

       Зайки – зайки,  молодцы,

       Делают  зарядку.

       Раз-два,  раз-два,

       Делают  зарядку.

(Положить  кулаки  на  стол.  Выставить  указательные  пальцы  обеих  рук,  убрать;  затем  средние,  затем  безымянные  пальцы  и  т.д.)

Машинка

     Заведу мою машину

(«мотор»)

     — Би-би-би, налью бензину.

(3 хлопка, топать) 

     Крепко-крепко руль держу

(«держать руль»)

     На педаль ногою жму.

(топать правой ногой)

Дождик,  дождик,  веселей

ИП:  сидя  или  стоя.

     Дождик,  дождик,  веселей!

(Указательным  пальцем  правой  руки  стучать  по  ладошке  левой  руки.)

     Капли,  капли  не  жалей.

(Стучать  указательным  пальцем  по  каждому  пальцу  левой  руки,  начиная  с мизинца  и  обратно.)

     Только  нас  не  замочи,

(Указательным  пальцем  левой  руки  стучать  по  ладошке  правой  руки.)

     Зря  в  окошко  не  стучи.

(Стучать  указательным  пальцем  по  каждому  пальцу  правой  руки,  начиная  с  мизинца  и  обратно.)

Народная  потешка

Человечек

    «Топ-топ-топ!» — топают ножки.

    Мальчик ходит по дорожке.

(Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу.)

Сорока – белобока

        Кашу  варила,

(Пальцы  левой  руки  соединить  вместе.  Указательным  пальцем  правой  руки  «мешать  кашу»  в  центре  ладошки  левой  руки.)

         Деток  кормила.

         Этому  дала,

(Указательным  и  большим  пальцами  правой  руки  загибать  к  центру  ладошки  большой  палец  левой  руки.)

          Этому  дала,

(Загибать указательный  палец.)

          Этому  дала,

(Загибать  средний  палец.)

          Этому  дала,

(Загибать  безымянный  палец.)

          А  этому  не  дала.

(Подёргать  мизинчик.)

          Ты  воды  не  носил,

          Дров  не  рубил,

          Каши  не  варил –

          Тебе  нет  ничего.  

        Народная  потешка

Братцы

      Пошли  два  братца

      Вместе  прогуляться,

      А  за  ними  ещё  два  братца.

      Ну  а  старший - не  гулял,

      Очень  громко  их  позвал.

      Он  за  стол  их  посадил,

      Вкусной  кашей  накормил.

(Ладонь  положить  на  стол.  Прямые  пальцы  соединить.  Раздвинуть  в  стороны  поочерёдно  две  пары  пальцев:  сначала  мизинец  и  безымянный,  затем – средний  и  указательный.  Большим  пальцем  «звать»  братьев  и  «кормить»  их  кашей.)

Паровоз

        Ехал, ехал паровоз

(руки в «замок», большие пальцы вращаются)

        Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы)

        Ехал, ехал паровоз

        Прицепил вагон, повез…

Кораблик

       Вот плывет кораблик мой, (руки – «полочка» покачиваются)

       Он плывет ко мне домой. (руки вперед, ладони сомкнуть углом)

       Крепко я держу штурвал -  («держать штурвал»)

       Я ведь главный капитан

(4 хлопка) 

Бабочка

       Бабочка – коробочка,

       Улетай  под  облачко.

       Там  твои  детки

       На  берёзовой  ветке.

(Скрестить  запястья  обеих  рук  и  прижать  ладони  тыльной  стороной  друг  к  другу.  Пальцы  прямые.  «Бабочка  сидит».  

Ладони  прямые  и  напряжены.  Пальцы  не  сгибать.  Лёгким,  но  резким  движением  рук  в  запястьях  имитировать  полёт  бабочки.)

Разминка

    Ты, утенок, не пищи!

    Лучше маму поищи.

(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно использовать резиновые игрушки.)

Цветок

     Набухай  скорей,  бутон,

     Распусти  цветок – пион!

(Подушечки  пальцев  обеих  рук  сомкнуть.  Ладошки  немного  округлые.  Получается  «бутон».

Нижние  части  ладоней  прижать  друг  к  другу,  а  пальцы  широко  раздвинуть  по  кругу  и  немного  прогнуть.  Получается  большой,  раскрытый  «цветок».)

Погладим котенка

    — Киса, кисонька, кисуля! -              

    Позвала котенка Юля.

    — Не спеши домой, постой! -

    И погладила рукой.

(Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.)

Птенчики  в  гнезде

     Улетела  птица-мать

     Малышам  жучков  искать.

     Ждут  малютки-птицы

     Мамины  гостинцы.

(Все  пальцы  правой  руки  обхватить  левой  ладонью.  Получается  «гнездо».  Шевеление  пальцами  правой  руки  создаёт  впечатление  живых  птенцов  в  гнезде.)

nsportal.ru

Пальчиковые игры для детей 2–3 лет

Виктория Лазарева
Пальчиковые игры для детей 2–3 лет

Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)

Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)

Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)

Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,

Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)

У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)

У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)

Но страшны им только кошки,

Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)

Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)

Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)

А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)

И кокосовою кpошкой

Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)

А потом заваpим чай —

В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Братья (загибаем поочередно пальчики малыша, если может — сам)

Этот братик в лес пошел

Этот братик гриб нашел

Этот братик гриб варил

Этот братик посолил

Толстый братик только ел, оттого и потолстел.

Зайчик

Зайчик прыгал и скакал, (пальчиками имитируем прыганье- по ладони или столу)

Заинька еду искал. (указательным и большим пальцами собираем «еду в корзинку-ладошку»)

Тут у зайки на макушке

Поднялись от страха ушки. (изобразим ушки ручками на голове)

Шорохи вдруг раздаются:

Волки к зайчику крадутся. (пальчиками очень тихо идем по столу)

Зайка замел все следы,

Чтоб сберечься от беды. (пальчиками заметем следы и убегаем)

Улитка

Рожками скребет улитка (показываем двумя пальцами рожки улитки)

Муравей закрыл калитку (второй рукой имитируем калитку)

Ты открой скорей калитку (откроем ладошку-дверь)

Говорит ему улитка (показываем улитку)

Паучок

Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,

Действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

"Паучки" ползают по голове.

ЧЕРВЯЧКИ

Ладони лежат на коленях лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).

Раз, два, три,четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает

Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)

Головой она кивает,

Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз

Каркает: "Вот и обед!"

Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные ввер

Глядь -

разводим руками

а червячков уж нет!

Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.

maam.ru

Картотека пальчиковых игр для детей 2 - 3 лет

Картотека пальчиковой гимнастики

в младшей группе

Пальчиковые игры - это не только забавно, но и очень полезно. Играя, малыши развивают речь, общую координацию, совершенствуют мелкую моторику пальцев и кистей рук, подготавливая их к письму, рисованию и игре на музыкальных инструментах. 

Пальчиковые игры также способствуют своевременному и гармоничному умственному развитию дошкольников и детей младшего школьного возраста.     «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих     рук.)

Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,   (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга                несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой              руки – катаем   машинку»).

Пальчиковая гимнастика «Мяч».

 Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь!      (Смена рук.)

Я тебя поймаю,              (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы,   показываем мяч.)

В ручках покатаю!               (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

 Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

 Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 C ветки ягодки снимаю,        (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика будто снимая с него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю.          (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко,        (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенно  ладошкой.)

Я попробую немножко.        (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой)

Я поем ещё чуть-чуть,          (Достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь!  (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)

  Пальчиковая гимнастика «Грибы»

 Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Красный-красный мухомор-     (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор.             (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём!      (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!          (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

 Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 Вышла осень погулять,   («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать.   (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

 Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 Здравствуй, лес,                  (Поднять обе руки ладонями к себе, широко   расставить пальцы.)

Дремучий лес,                   (Поворачивать кисти рук вправо – влево)

Полный сказок и чудес!

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

 Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 Я – зелёная капуста,              (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто.  (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня,         (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

 Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 Жёлтый-жёлтый наш лимон,  (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.    (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим                  (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей.         (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)

 Пальчиковая гимнастика «Овощи - фрукты»

 Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 В огороде много гряд,          (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,               (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

 Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 Я надену сапоги,       (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.  

И на руку каждую     (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру  ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку.      (Смена рук.)

 Пальчиковая гимнастика «Обувь»

 Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 Обуваем ножки бегать по дорожке.  (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова:                    (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два!(Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают                       (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –                         (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья.                      («Шагают» пальцами по столу.)

 Пальчиковая гимнастика «Посуда»

 Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 Из тарелок, как один,            (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим.         (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты,      (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец  придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты.    («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

Пальчиковая гимнастика «Продукты питания»

 Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 Муку в тесто замесили,      (Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили       (Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки,          (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –            (Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!                    (Гладят животы.)

Пальчиковая гимнастика «Зима»

 Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 Снег ложится на дома,     (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.               (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,      (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим…         (Рука за ухом.)

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

 Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 Что зимой мы любим делать?      (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»

 Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 - Здравствуй, Дедушка Мороз!   (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?         (Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки,                   (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки.                     (Вертим кистями.)

  Пальчиковая гимнастика «Части тела»

 Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 У меня есть голова,              (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 Вот, убрав царапки,     («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки        (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке.      (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами– показываем, как кошка моет ушки.)

nsportal.ru

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Картотека

пальчиковых игр

для детей

второй младшей группы

автор Дробович Н.А.

воспитатель

Пальчиковые игры.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.

Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

ПРЯТКИ

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

УЛЕЙ

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять! Ззззз!

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

КАПУСТКА

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем,

Мы капустку жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

МЫ РИСОВАЛИ

Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Ррр!"

Два быка: "Муу!".

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

ЛОДОЧКА

Две ладошки прижму И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

РЫБКИ

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

ДРУЖБА

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.

Обхватить правой ладонью левую и, покачивать в ритме стихотворения,

Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.

Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения

Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один.

Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.

МЫ ПИСАЛИ

Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали.

ритмично сжимать и разжимать кулаки.

Вы скачите, пальчики,

пальчики " скачут" по столу

Как солнечные зайчики.

указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить.

Прыг скок, прыг скок, Прискакали на лужок.

пальчики "скачут" по столу.

Ветер травушку качает, Влево-вправо наклоняет.

- легкие движения кистями рук вправо влево

Вы не бойтесь ветра, зайки,

погрозить пальчиком.

Веселитесь на лужайке.

На последнюю помахать пальцами обеих рук

ЗАМОК

На дверях висит замок.

Пальцы в замочек, слегка покачивать

Кто его открыть бы смог?

"замочком" вперед-назад

Мы замочком повертели,

Повертеть "замочком"

Мы замочком покрутили

Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.

Мы замочком постучали,

Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.

Постучали, и открыли!

Показать ладошки.

ЗАЙЦЫ

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.

НА ПОСТОЙ

Русская игра

Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы - дети (говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы - мама (говорит обычным голосом). Средние пальцы - папа (говорит низким голосом). Указательные пальцы - солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы - порог избы.

Ночь, в избе все спят.

Раздается стук.

Солдаты: Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.

Дети: Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы

Солдаты: Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы

Дети: Спросим у мамы. Мама! Постукивают мизинцы

Мама: Что дети? Постукивают безымянные

Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

Мама: Спросите у папы. Постукивают безымянные

Дети: Папа! Постукивают мизинцы

Папа: Что, дети? Постукивают средние пальцы

Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

Папа: Впустите! Постукивают средние пальцы

Дети: Входите! Постукивают мизинцы

Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения

Солдаты: Войдем! Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.

Руки вытягиваются вперед.

С ДОБРЫМ УТРОМ!

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

Указательными пальцами поглаживать глаза
Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него

С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?

Ладонями поглаживать уши
Приложить ладони к ушам "Чебурашка"

С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?

Поглаживать то одну, то другую ручки
Хлопки в ладоши

С добрым утром, ножки!
Вы проснулись?

Поглаживание коленок
Потопать ногами

С добрым утром, солнце!
Я - проснулся!
(проснулась)

Поднять руки вверх, посмотреть на солнце
(посмотреть вверх)

МАЛАНЬЯ

У Маланьи у старушки

Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Жили в маленькой Избушке

Сложить руки углом, показать избушку.

Семь сыновей,

Показать семь пальцев.

Все без бровей,

Очертить брови пальцами.

Вот с такими ушами,

Растопыренные ладони поднести к ушам.

Вот с такими носами

Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.

Вот с такими усами,

Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.

Вот с такой головой,

Очертить большой круг вокруг головы.

Вот с такой бородой!

Показать руками большую окладистую бороду

Они не пили, не ели,

Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".

На Маланью все глядели,

Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.

И все делали вот так. ..

Дети показывают загаданные действия

БРАТЦЫ

Засиделись в избушке братцы.

Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.

Захотел меньшой прогуляться

Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.

Да скучно ему гулять одному.

Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.

Зовет он братца вдвоем прогуляться.

Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.

Да скучно им гулять двоим.

Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию.

Зовут братца втроем прогуляться.

Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.

Грустно старшим сидеть в избе.

Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.

Зовут они братцев домой к себе.

Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.

При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.

ЛАДУШКИ ЛАДОШКИ

Мыли мылом ручки.

Мыли мылом ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Наварили кашки

Помешали ложкой.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Строили ладошки

Домик для матрешки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке

Накрошили крошек.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки

Танцевали ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Движения выполняются в соответствии с текстом, как подскажет фантазия.

nsportal.ru

Пальчиковые игры для малышей от 1 до 3 лет.

Александра Стефанко
Пальчиковые игры для малышей от 1 до 3 лет.

Хочу представить вам картотеку пальчиковых игр для малышей. Так как семь лет проработала на ясельной группе, это было для меня незаменимым помощником в работе с детьми. Я взяла всеми нами знакомые пальчиковые игры, в просторах нашего интернета подобрала картинки и фон к ним, с помощью фотошопа создала такую яркую, красочную картотеку - книжку. Распечатала эти картинки на принтере, потом заломинировала их, соединила между собой. Сначала мы с детьми её просто читали и рассматривали картинки, потом проигрывали несколько игр в неделю. Дети очень полюбили эту книжку. И когда они уже знали все игры наизусть, они открывали её и, смотря на картинку сами начинали проигрывать каждую игру. Вообщем дети в ясельной группе до сих пор занимаются по ней.

Пальчиковые игры для малышей от 1 до 3 лет.

Есть ещё картинки. Если кого то заинтересовала эта книжка и пригодится для работы, могу скинуть. Спасибо за внимание!

maam.ru

пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

Суть пальчиковой гимнастики состоит в обыгрывании какой-либо ситуации с помощью массажа или гимнастики для пальцев. Чаще всего все истории, используемые в гимнастике для малышей, написаны в стихах, рифмовка которых очень нравится детям, вызывает живой интерес к игре и поощряет желание скорейшего заучивания полюбившейся истории. Даже малыши отлично воспринимают рассказ-демонстрацию мамы и охотно агукают и улыбаются в ответ. Дети 2-3 лет, даже если не могут еще самостоятельно озвучить игру, очень точно и правильно способны показывать все элементы без подсказок взрослых, для этого достаточно несколько раз повторить рассказ. Благодаря такому роду игр ребенок всячески развивает сенсорные впечатления, внимательность и учится сосредоточиваться.

Основное предназначение пальчиковой гимнастики — переключение внимания и развитие мелкой моторики, которое осуществляется на начальных этапах путем подражания действиям взрослых. Движение пальцев рук имеет тесную взаимосвязь с речевой функцией, поэтому правильная координация движений оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка. При сопровождении движений пальцев повторением рифмованных строчек занятных потешек у детей формируется правильное произношение звуков, совершенствуется память, вырабатывается умение говорить четко и быстро, согласовывая речь и движения.

Особой популярностью пользуется пальчиковая гимнастика для детей, сопровождаемая стихами или пением, что позволяет проводить занятия эффективнее и интереснее, побуждая тем самым детей к творчеству и придумыванию своих новых движений, за которые обязательно следует хвалить ребенка. Для развития фантазии у малышей можно надеть на пальчики различные колпачки или разрисовать подушечки пальцев смешными рожицами, обыгрывая ситуацию. Главное, чтобы детям нравилось и они получали максимум пользы, а занятия были для них в радость, потому что гармоничное психологическое развитие — прежде всего.

Регулярные занятия делают пальчики малыша более гибкими и послушными, постепенно подготавливая руку ребенка к держанию бутылочки, ложки, рисованию, а позже и к письму. Учат ориентироваться в пространстве и различать вправо/влево, вперед/назад, вверх/вниз. На сегодняшний день научно обоснован тот факт, что речевое развитие детей необходимо стимулировать через тренировку пальцев рук.

Тренировать пальцы необходимо с самого раннего возраста. Наиболее простым вариантом тренировки-гимнастики для малышей могут служить всевозможные поглаживающие движения, постукивания подушечками пальцев, круговые движения по ладони, растирания. Воздействуя на кисти рук ребенка, вы массируете огромное количество точек, отвечающих за различные органы человека, делая тем самым вашего малыша более здоровым.

У грудничков с самых первых дней жизни руки постоянно сжаты в кулачки, но если их разжать и поместить туда свой палец, можно почувствовать, с какой силой малыш его сожмет — срабатывает хватательный рефлекс. Стимулируя частое действие этого рефлекса, взрослые способствуют скорейшему эффективному эмоциональному и интеллектуальному развитию малыша.

По мере взросления ребенка усложняется и характер игр. Так, с 6-7 месяцев малышей начинают знакомить с потешками : небольшими рифмованными стишками. При этом дети воспринимают игру с одной рукой, а вот к 3 годам формируется умение играть двумя руками. Наиболее популярные и хорошо известные каждому из нас народные игры - потешки для самых маленьких — «Сорока -белобока», «Ладушки».

Детям 2-3 лет можно предложить в виде гимнастики застегивать и расстегивать пуговицы, замки, переливать воду из одной емкости в другую, завязывать и развязывать узелки. Для лучшего развития тактильных ощущений можно высыпать в емкость крупу и спрятать в ней разные игрушки: пуговицы, колпачки от ручек, крышки. Ребенок с удовольствием будет пересыпать крупу между пальцами и отыскивать спрятанные в ней вещи.

Для детей 3-5 лет время длительности гимнастики следует увеличить до 10 минут, стараясь при этом организовать процесс так, чтобы массаж ребенок делал уже самостоятельно.

Для детей дошкольного возраста отличным вариантом пальчиковой гимнастики будет выполнение всевозможных фигурок из пальцев. Это может быть просто выполнение фигур или игра в театр теней, а если позволяет фантазия взрослого, то можно рассказать целую историю, сопровождая ее демонстрацией фигур из пальцев. Интерес детей гарантирован, ведь это так увлекательно — самому придумывать, экспериментировать и показывать разные интересные рассказы. Играя таким образом, ребенок проводит время интересно и с огромной пользой для себя, здесь уже присутствует развитие не только мелкой моторики, речи, но и воображения, а это весьма важный момент развития дошкольников.

Пальчиковая гимнастика для дошкольников имеет огромное значение, поскольку призвана повысить двигательную и координаторную активность детской руки, подготовив ее тем самым к письму. Чем регулярнее будут занятия, тем легче и успешнее ваш ребенок научится писать. Некоторые ученые отмечают, что занятия пальчиковой гимнастикой оказывают влияние даже на почерк ребенка.

nsportal.ru

Смотрите также