Пальчиковая гимнастика 5 6 лет

Главная » Здоровье » Пальчиковая гимнастика 5 6 лет

Картотека пальчиковых игр для детей 5–6 лет

Надежда Кондакова
Картотека пальчиковых игр для детей 5–6 лет

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

В старшей группе пальчиковая гимнастика — привычный элемент любого занятия, на котором дети показывают навыки координации движений рук и других частей тела. Что касается методической задачи педагога, то она предполагает не только выбор конкретных упражнений, подходящих под тему занятия, но ещё и грамотное вплетение пальчиковой игры в структуру работы по развитию мелкой моторики у ребят 5–6 лет. При этом нельзя забывать и о наглядных материалах, упрощающих малышам восприятие задания.

Картотека пальчиковых игр

«Белочка»

Скачет белка-шалунишка («бегают» пальчиками по столу,

Рвёт с сосновых веток шишки (сжимают поочерёдно кулачки на правой и левой руках).

Лапками сжимает ловко (сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)

И несёт в свою кладовку («бегают» пальчиками по столу).

«Мышка»

Мышка съела сыр и пышку,

Тыкву, рыбу, дыню, шишку,

Съела сливы и блины,

И сушёные грибы (загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя все, что съела мышка).

Целый день она жевала,

Но все мышке было мало (разводят руками)!

«Лиса»

Лиса, лисонька, красавица,

Всем она очень нравится (потирают руки).

Хвост пушистый, Мех золотистый (растопыривают пальчики, поворачивают и поглаживают их).

По лесу важно бродит («ходят» пальцами по столу),

Страх на зайцев наводит (стучат кулаками по столу).

«Гномики-прачки»

Жили были в домике

Маленькие гномики (дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять, (разгибают пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать (трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки, Чики – носочки,

Пики – платочки, Мики умница был,

Лики – штанишки, Всем водичку носил. (загибают пальчики, начиная с больших)

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница,

(грозят пальчиком)

Мы тебя хотим поймать.

(медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,

(сложенными вместе ладонями изображают, как плывёт рыбка)

Крошку хлебную взяла.

(делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(снова «плывут»)

«Птички»

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель. (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Эта птичка – злой орлан. (машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички, по домам. (машут обеими руками, как крыльями)

«Утка»

Утка плещется в пруду (Машем кистями от себя, пальцы выпрямлены)

У хозяйки на виду. (Приставить руку «козырьком» ко лбу)

Быстро к берегу плывет (Машем кистями, пальцы согнуты)

И с воды идет на взлет. (Машем руками - «крыльями»)

Во дворе — ее соседка - Это курочка-наседка. (руки полукругом перед собой — как наседка придерживает крыльями своих цыплят)

Под крылом — ее цыплята, очень дружные ребята. (Пальцы каждой руки собраны в щепоть, поочередно «клюют корм»)

«Мальчик с пальчик»

- Мальчик с пальчик, Где ты был? (4 раза сгибать большой палец левой руки.)

- Долго по лесу бродил! (4 раза сгибать большой палец правой руки.)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках. (Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил. (4 пальца последовательно сгибаются – кланяются.)

«ВОРОБЕЙ»

Скачет в парке воробей (Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу)

По правее, то левее, (Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу вправо-влево)

То назад, то вперед. (Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу назад-вперед)

Всюду зернышки клюет. (Все пальцы правой руки сложить щепоткой, постучать по столу)

А когда свой завтрак съел, Прочь из парка улетел.

«ПАУЧОК»

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки. (Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)

Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение)

Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу)

Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками)

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке. (Действия аналогичны первоначальным)

maam.ru

Картотека «Пальчиковая гимнастика для детей 6-7 лет»

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Для развития мелкой моторики существует направление - пальчиковая гимнастика. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.
Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.
Задачи:
1.Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.
2.Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.
3.Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной.
4.Совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи.
5.Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

Пальчиковая гимнастика

Методические указания

1

«Налим»
Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки,
И учили их считать
Раз, два, три, четыре, пять.

Медленные движения соединенными ладонями, имитирующие плавание.
Движения ладонями с двух сторон.
Взмахи ладонями.
Согнуть кулачки.
Разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших.

2

«Дудочка»
Ой, ду-ду, ой, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
- Ну-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок,
Там Буренка лежит,
На теляток глядит,
А домой не идет,
Молочка не несет.
Надо кашу варить,
Сашу кашей кормить.

Ладони сложены колечком на некотором расстоянии друг от друга.
«Колечко» одной руки поднесено ко рту, дети крутят ладонями, как будто играют на дудочке.
Наклон вперед за воображаемой дудочкой.
Протянуть руки вперед, как бы отдавая дудочку.
«Идти» пальцем по столу.
Показывая «рожки» из пальчиков.
Ладони открыть и закрыть, изображая глаза.
Отталкивающие движения двумя ладонями.

«Варят» кашу указательным пальцем.
Подносят ко рту воображаемую ложку.

3

«Дай молочка, Буренушка!»
Дай молочка, Буренушка,
Хоть капельку на донышке.
Ждут меня котятки,
Малые ребятки,
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем дает здоровье
Молоко коровье.

Имитировать, как доят корову.
Ладошки складываются в щепотку, как бы открывается рот.
Разгибают пальцы из кулаков на обеих руках.
Опять показывают, как доят коров.
Показывают поднятые вверх большие пальцы.

4

«Козлик»
Вышел козлик из дверей,
Выгнул шею:
«Дай хлеба скорей!»
«Дай пирожок!»
Протянул копытце:
«Дай воды напиться!»

Левая рука изображает козлика: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены, такое положение сохраняется всю игру.
Правая рука сжимается в кулак, сгибается в запястье, выставить рога.
Правая рука сжата в кулак, средний палец выпрямлен.
Правая рука складывается лодочкой.

5

«Перчатки и мышата»
Шустрая мышка
Перчатку нашла.
Гнездо в ней устроив,
Мышат позвала,
Им корочку хлеба
Дала покусать,
Погладила всех
И отправила спать.

Раскрыть ладошки, пальцы растопырены, поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Сложить ладони «ковшиком».
Сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест.
Кончиком большого пальца поочередно постучать по кончикам остальных пальцев.
Большим пальцем

  гладить остальные пальцы скользящим движением от мизинца к указательному.
Ладони прижать друг к другу, положить их под щеку.

6

«Жирафы и слоны»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носах.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носах.

Ребенок хлопает ладошками по всему телу.
Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела.
Ребенок аккуратно щипает себя, как бы собирая складки.
Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела.

7

«Бабушкин кисель»
Бабушка кисель варила
На горушечке
Для Андрюшечки.
Вдруг летел соколок
Через бабушкин порог.
Вдруг он крыльями забил,
Бабушкин кисель разлил.
Вот и нету киселька для Андрюшечки.

Правая рука «помешивает кисель».
Кончики пальцев правой и левой руки соединяются в горку, руки расходятся под углом.
Ладонь правой руки ложится на грудь.
Ладони рук скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга.
Скрещенными ладонями помахивают, словно крыльями.

8

«Зайки-побегайки»
По лесной лужайке
Разбежались зайки.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки,
Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.

Круговые движения пальцами рук, ладони при этом смотрят вниз.
Ребенок «бежит» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.
Руки перед грудью (лапки зайца).
Руки на голове (уши зайца).
Нарисовать в воздухе круг обеими ладонями.
Ладони вниз, сгибать и разгибать пальчики.

9

«Веселая старушка»
У веселенькой старушки
Жили в маленькой избушке
Десять сыновей.
Все без бровей
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой!
Они не пили, не ели,
На старушку все глядели,
И все делали вот так…

Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
Сложить руки углом и показать избушку.
Показать десять пальцев.
Очертить брови пальцами.
Растопыренные ладони поднесены к ушам.
Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.
Очертить пальцами длинные «гусарские» усы.
Очертить большой круг вокруг головы.
Показать руками большую бороду.
Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку».
Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно ресницами.
Ребенок показывает любые загаданные им действия.

10

«Как мы маме помогали»
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду маме мыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду маме мыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Носик чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Вот как маме помогали!

Ребенок сжимает и разжимает кулачки.
Потереть одной ладошкой о другую.
Ребенок загибает пальчики, начиная с большого.
Потереть одной ладошкой о другую.
Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.
Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

11

«Юля и варежка»
Юля варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В домик свой он не попал».
Юля варежку сняла:
«Посмотрите, я нашла!
Ищешь, ищешь – не найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?»

Ребенок сжимает пальчики в кулак.
Ребенок разжимает все пальчики, кроме большого.
Ребенок разгибает большой палец.
Ребенок сжимает все пальчики в кулачок.

12

«Улей»
- Это что за чудо-дом?
Чудо дом-кубышка?
- Кто живет там? Мышка?
- Что вы, что вы!
- Нет, нет, нет!
Живут в доме только пчелы!
Пчелы там летают,
Детей своих считают:
Один, два, три, четыре, пять.
Мы не будем им мешать.
Пчелки мед соберут…
И (имя ребенка) принесут.

Ребенок сжимает кулачки и делает удивленное выражение лица.

  Ребенок с интересом рассматривает свой кулачок.
Возмущенно машет руками.
Ребенок трясет кулачком, подносит его к уху и имитирует жужжание пчел.
Ребенок скрещивает ладони у запястья и машет обеими кистями, как крыльями, жужжит.
Ребенок снова сжимает кулачки.
Ребенок разгибает пальчики на двух руках одновременно, начиная с мизинца.
Ребенок заводит обе руки за спину.
Ребенок указательным пальцем левой руки проводит по каждому пальчику правой руки от основания до кончика.

13

«Пять рыбок»
Пять маленьких рыбок играли в реке,
Лежало большое бревно на песке.
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!»
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
Четвертая стала чуть-чуть замерзать,
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
Плывите скорее, чтоб не проглотил!»

Ладони сомкнуты и чуть округлены. Ребенок выполняет волнообразные движения в воздухе.
Ладони прижаты друг к другу, ребенок переворачивает ладошки с боку на бок.
Ладони ребенка сомкнуты и чуть округлены, он выполняет ими волнообразные движения.
Ребенок качает сомкнутыми ладонями из стороны в сторону.
Ребенок поворачивает ладони на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.
Ребенок быстро качает ладонями, имитируя дрожь.
Запястья ребенка соединены, ладони раскрываются и соединяются – рот.
Ребенок выполняет быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают.

14

«Десять котят»
У Мурочки нашей есть десять котят,
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.

Ребенок складывает ладошки, пальцы прижимает друг к другу. Локти должны опираться на стол.
Ребенок покачивает из стороны в сторону, не разъединяя пальцев.
Ребенок постукивает соответствующими пальцами друг о другу – от большого к мизинцу.

15

«Осень»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать,
Листья березы, листья рябины,
Листья у тополя
И у осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет соберем.

Ребенок по очереди загибает пальчики, начиная с большого.
Ребенок сжимает и разжимает кулачки.
Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.

16

«Мышка и часы»
Мышь полезла как-то раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»
Мышь скатилась кувырком,
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»
Мышь скатилась кувырком.

Ребенок сидит на полу на коленях и пальчиками «Бежит» от пола по телу до макушки.
Ребенок хлопает в ладоши над головой.
Ребенок «скатывает» руки на пол.
Ребенок хлопает в ладоши над головой два раза.
Ребенок «скатывает» руки на пол.
Ребенок «скатывает» руки на пол.

17

«Гном»
Жил да был веселый гном
С огромными ушами.
Он на сахарной горе
Спал под воротами.
Вдруг, откуда ни возьмись,
Великан подкрался,
Скушать гору захотел,
Но только подавился!
Ну а что ж веселый гном?
Гном все спит глубоким сном!

Ребенок поднимает руки над головой и изображает колпачок гнома.
Ребенок описывает руками большие круги вокруг ушей.
Ребенок ставит локти на стол, руки прямо, ладони ребенок складывает так, чтобы получился треугольник.
Ребенок пальцами изображает ворота.
Ребенок поднимает руки высоко над головой.
Ребенок громко смеется, держась за живот!
Ребенок изображает спящего гнома.

18

«Белки-непоседы»
Раз, два, три, четыре, пять,
Пришли к нам белки поиграть.
Одна куда-то ускакала,
Четыре белочки осталось,
А теперь скорей смотри:
Их уже осталось три.
Ну и ну, какая жалость,
Только две у нас осталось.
Эта новость так грустна,
Осталась белочка одна,
А пока мы их считали,
Белочки от нас сбежали.

Ребенок показывает пять пальчиков.
Ребенок прячет руку за спину.
Ребенок показывает четыре пальчика.
Ребенок прячет руку за спину.

  Ребенок показывает три пальчика.
Ребенок прячет руку за спину.
Ребенок показывает два пальчика.
Ребенок прячет руку за спину.
Ребенок показывает один палец.

19

«Шла кукушка»
Шла кукушка мимо рынка,
У нее была корзинка.
Вдруг корзинка на пол – бух,
Полетело десять мух!

Ребенок «идет» по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, остальные пальчики поджаты.
Ребенок соединяет ладошки «ковшиком».
Ребенок ударяет сомкнутыми ладошками по коленям и разъединяет руки.
Ребенок разводит руки в стороны и шевелит пальчиками.

20

«Маша-хозяйка»
Наша-то Маша
Сметлива была,
Всем она в доме
Работу нашла.
Мисочку собачка
Моет язычком,
Мышка подбирает
Крошки под столом,
Кошка под окошком
Когтями скребет,
Курочка в сережках
Избушку метет.

Ребенок на каждую строчку хлопает в ладоши: то правая, то левая рука сверху.
Большой палец правой руки ребенка оттопырен – «ухо», указательный согнут, остальные выпрямлены. «Собачка» наклоняется к «миске» — округленной левой рукой, «моет» ее (движения мизинца в сторону и обратно.)
Согнутые мизинец и указательный палец правой руки ребенка – «ушки», сомкнутые и прогнутые средний, безымянный и большой – «мордочка». «Мышка» пощипывает выпрямленную левую ладонь.
Пальцы правой руки ребенка собраны, как при фигуре «мышка», но пальцы, которые изображают мордочку, не прогнуты, а округлены.
Пальцы правой руки скребут ладонь левой.
Правая рука ребенка «подметает» выпрямленную левую.

nsportal.ru

Картотека комплексов пальчиковой гимнастики для детей 5-6 лет

ПАЛЬЧИКОВАЯ    ГИМНАСТИКА

1-й КОМПЛЕКС

1. Ладони на столе ( на счет «раз-два» пальцы врозь – вместе.)

2. Ладошка – кулачок – ребро ( на счет «1 – 2 – 3».)

3. Пальчики здороваются ( на счет «1 – 2 – 3 – 4  –  5»  соединяются  пальцы

  обеих рук : большой с большим, указательный с указательным...)

4. Человечек ( указательный и средний пальцы правой руки, потом  левой  руки

  бегают по столу.)

5. Дети бегут на перегонки ( движения как в 4 упражнении, но  выполняют  обе

  руки одновременно ).

ПОТЕШКА « ПАЛЬЧИК – МАЛЬЧИК »

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

      Логопед показывает большой палец и как бы  обращается  к  нему,  затем

прикасается его кончиком  к  кончикам  всех  остальных  пальцев,  начиная  с

указательного.

2-й КОМПЛЕКС

1. Коза ( вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, а  затем  левой

  руки )

2. Козлята ( то же упражнение, но выполняется  одновременно  пальцами  обеих

  рук ).

3. Очки ( образовать два кружка из большого и  указательного  пальцев  обеих

  рук, соединить их ).

4. Зайцы ( вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец  и

  средний соединить ).

5. Деревья ( поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы ).

ПОТЕШКА « БЕЛКА »

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки :

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

      Логопед и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой

руки, начиная с большого пальца.

 3-й КОМПЛЕКС

1. 1.Флажок (большой палец вытянуть вверх , остальные соединить вместе).

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).

4. Цветок (то же , но пальцы разъединены).

5. Корни растений (прижать руки тыльной стороной   друг  к  другу,  опустить

  пальцы вниз).

ИГРА - ПОТЕШКА « ЭТОТ ПАЛЬЧИК»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Я,

Вот и вся моя семья.

      Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем,

слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца.

4-й КОМПЛЕКС

1. Пчела  (указательным  пальцем  правой  руки,  затем  левой  руки  вращать

  вокруг).

2. Пчелы (то же упражнение выполняется 2-мя руками).

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать  руки  ладонями  друг  к

  другу, слегка приоткрыть их).

4.  Солнечные  лучи  (скрестить  пальцы,  поднять  руки  вверх,   расставить

  пальцы).

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены  вниз,  тыльные  стороны

  рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

ИГРА - ПОТЕШКА « ЭТОТ ПАЛЬЧИК»

       Поднять левую ладонь к себе  и  в  соответствии  с  текстом  загибать

правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать ,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди...

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

      Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

5-й КОМПЛЕКС

1. Замок (на счет «1» - ладони вместе, на счет «2» -  пальцы  соединяются  в

  «замок»).

2. Лиса и заяц ( лиса «крадется» - все пальцы  медленно  «шагают»  по  столу

  вперед, заяц «убегает», перебирая  пальцами, быстро двигается назад).

3. Паук (пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу).

4. Бабочка (ладони  соединить  тыльной  стороной,  махать  пальцами,  плотно

  сжатыми вместе, - «бабочка машет крыльями»).

5. Счет до 4-х ( большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

ИГРА - ПОТЕШКА «НУ-КА, БРАТЦЫ ЗА РАБОТУ»

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова нарубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить,

А тебе - обед варить,

А  малышке песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

      Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно  разгибают

все пальцы.

6-й КОМПЛЕКС

1. «Двое разговаривают» (согнуть обе руки в кулак, большие  пальцы  вытянуть

  вверх, приблизить их друг к другу).

2.  «Стол»  (правую  руку   согнуть  в  кулак,  на   нее   сверху   положить

  горизонтально левую руку).

3. «Кресло» ( правую  руку  согнуть  в  кулак,  а  левую  прислонить  к  ней

  вертикально).

4. «Ворота» ( соединить кончики средних  и  безымянных  пальцев  обеих  рук,

  большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь).

5. «Мост» (поднять руки вверх ладонями  друг  к  другу,  расположить  пальцы

  горизонтально, соединить кончики среднего  и  безымянного  пальцев  обеих

  рук).

ПОТЕШКА «ПО ГРИБЫ»

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца).

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик все съел.

От того и потолстел.

7-й КОМПЛЕКС

1. «Ромашка» (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).

2. «Тюльпан» (полусогнутые  пальцы  обеих  рук  соединить,  образуя  чашечку

  цветка).

3. Сжимание и разжимание  кистей рук на счет раз - два.

ПОТЕШКА «АЛЫЕ ЦВЕТЫ»

      Ладони соединены в  форме   тюльпана,  пальцы  медленно  раскрываются,

затем  производятся  плавные  покачивания  кистями   рук,   затем   медленно

закрываются, приобретая  форму  цветка,  производятся  покачивания  головкой

цветка.

Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышит.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

8-й КОМПЛЕКС

1. «Улитка с усиками» ( положить правую руку на стол,  поднять  указательный

  палец и средний, и расставить их).

2. «Раковина улитки» ( правая рука на столе, левую руку положить сверху).

3. «Ежик» ( ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).

4. «Кот» ( средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони  большим

  пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх).

5. «Волк» ( соединить большой, средний  и  безымянный  пальцы  правой  руки,

  указательный и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).

ПОТЕШКА «АПЕЛЬСИН»

(начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы).

Мы делили апельсин,

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура!

9-й КОМПЛЕКС

1. «Ножницы» (указательный  и  средний  пальцы  правой  руки  и  левой  руки

  имитируют стрижку ножницами).

2. «Колокол» (скрестить пальцы обеих рук, тыльные  стороны  обратить  вверх,

  опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать их).

3. «Дом» ( соединить наклонно кончики правой и левой руки ).

4. «Бочонок с водой» ( слегка согнуть пальцы левой руки в  кулак,  остальные

  сверху отверстия).

5. «Пожарник» (упражнение  с  предметом,  используется  игрушечная  лесенка,

  указательный и средний пальцы бегут по ней).

ПОТЕШКА «ПРЯТКИ»

(сжимание и разжимание пальцев рук)

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали.

10-й КОМПЛЕКС

1. «Птички летят» (пальцами обеих рук производить движения : вверх, вниз).

2. «Птички клюют» (большой палец  поочередно соединить с остальными).

3. «Гнездо» (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чашки).

4. «Скворечник» (ладошки поставлены «домиком», большие пальцы загнуты вовнутрь).

5. «Птички в гнезде» (обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить).

ПОТЕШКА «СОРОКА»

      ( При произнесении текста ребенок водит  указательным  пальцем  правой

руки по ладони левой руки, на словах «этому дала» сгибает поочередно  каждый

палец руки, кроме мизинца).

nsportal.ru

"Картотека пальчиковой и артикуляторной гимнастики для детей 5-6 лет"

Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет на учебный год.

Сентябрь

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Мебель

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал -

Десять пальчиков зажал!

Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.

Поднимают зажатые кулачки вверх.

Чашечка

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

    Учимся делать упражнение «Чашечка».

Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Маятник

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Котенок улыбается,

Он, как и ты, старается.

Учимся делать упражнение «Маятник».

Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Посуда

Девочка Иринка порядок наводила.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Показывают большой палец.

Поочередно соединяют

большой палец с остальными.

Портняжки

Привет, Николка!

Бери скорей иголку.

Будем шить Кате

Новое платье.

Руки сжаты в кулачки. На каждое слово поочередно разжимают пальцы, начиная с мизинца левой руки.

Дыхательная гимнастика

«Аромат цветов».

Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».

Повторить 3-4 раза.

Октябрь

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

«ДОЖДИК»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел дождик погулять.

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: 

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: 

— Ох!

И ушел. 

Газон засох.

Удары по столу пальчиками.(Левая начинает с мизинца, правая —с большого пальца.)

Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.)

«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.

Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.

(Часто и ритмично бьют в ладоши.) 

(Один хлопок.)

(Ритмичные хлопки по столу.)

«Овощи»        

Жил на свете бегемот,

Широко открывши рот,                                    открывать широко рот

Он ходил в свой огород,

Улыбался во весь рот.                                      «Улыбочка»

 Брал лопатку в руки                                        «Лопаточка»

И копал без скуки,

Вверх – вниз, вверх- вниз                                «Качели»

Наклонялся наш малыш.

 Вот зелёный удалец –                                      «Трубочка»

Это вкусный огурец,

Здесь не рыжая плутовка,

Это тонкая морковка.                                        Втянуть щёки

 Здесь пузатый кабачок                                     щёки надуть

Солнцу показал бочок.

Вот здесь горьки лук, чеснок,                          плевательные движения

Съесть он их уже не смог.

 Надо овощи сажать,

Чтоб здоровым, сильным стать.                      «Язычок силач»

"Трубочка"

с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

"Язычок силач"

губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

"Качели"

улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,

за нижние зубы.

«ОВОЩИ»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла    

Картошку,  капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу.

Ох!..

Вот овощи спор завели на столе —

Кто лучше, вкусней и нужней на земле,

Картошка? Капуста? Морковка?

Горох?  Петрушка иль свекла?

Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку, Капусту, Морковку,

Горох, Петрушку и свеклу.

Ох!

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, Капуста, Морковка,

Горох, Петрушка и свекла.

Ох!

И суп овощной оказался не плох!

(«Шагают» пальчиками по столу.)

(Загибают по одному пальчику.)

(Хлопок.)

(Попеременные удары кулачками и ладонями.)

(Загибают пальчики.)

(Хлопок.)

(Стучат ребром ладони по столу.)

Загибают по одному пальчику.)

(Хлопок.)

(Ладони складывают крест-накрест  на столе.)

(Загибают по одному пальчику.)

(Хлопок.)

(Показывают большой палец.)

Дыхательная гимнастика

«Дыхание»

Подыши одной ноздрей,

 И придет к тебе покой.

И.п. – о.с.

1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;

2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки.  Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх

Ноябрь

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

«ДОМИК»

Под грибом - шалашик-домик,

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

В колокольчик позвоним.

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,

А на нем - дубовый стол.

Рядом - стул с высокой спинкой

 На столе - тарелка с вилкой.

И блины горой стоят –

Угощенье для ребят.

(Ладони шалашиком)

(Постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

(«Звоним в колокольчик»)

(Ладони ребром прижаты друг к другу)

(Показываем стол)

(Показываем стул)

(Ладонь левой руки направлена
вверх (тарелка), правая рука (вилка):  ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

«МАШИНА»

Класс! Машину я веду("Улыбка")

На электрическом ходу.("Трубочка")

Батарейки, проводочки -("Иголка")

Так и скачет через кочки.("Бульдог + Обезьяна")

Рад машине несказанно,("Улыбка")

Не расстался с ней и в ванной.("Парус")

Кабы знать мне, что вода

Очень вредная среда.

От езды такой подводной(Надуть щёки)

Стала вдруг совсем негодной,("Лопатка")

И теперь обречена

На ручной режим она.

Е. Стеквашова

«УЛЫБКА». Удердивать губы в улябке, зубы при этом не видны.

«ТРУБОЧКА». Вытянуть губы вперед длинной трубочкой.

«ИГОЛОЧКА». Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«БУЛЬДОГ». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

«ОБЕЗЬЯНКА». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении не менее 5 секунд.

«ПАРУС». Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

«ЛОПАТОЧКА». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«ДОМ»

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нём,

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла,

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял.

Солнце было,

Дождик шёл,

И тюльпан в саду расцвёл.

(Руки над головой "домиком")

(Руки перед глазами "окошко»)

(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты)

(Пальцы растопырены, руки тянем вверх)

(Руки перед собой кольцом)

(Одна рука "пёс")

(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены)

("Стряхивающие" движения)

(Пальцы-лепестки смотрят вверх)

Дыхательная гимнастика

«РЕГУЛИРОВЩИК»

Верный путь он нам покажет,

 Повороты все укажет.

И.п. – ноги на ширине плеч.

1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос);

2 – левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением звука «р-р-р»)

Декабрь

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

«НА ЁЛКЕ»

Мы на елке веселились,

И плясали, и резвились,

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.        

Дал большущие пакеты,

В них же — вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, Яблоко, один

Золотистый мандарин.

(Ритмичные хлопки в ладоши.)

(Ритмичные удары кулачками.)

(Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.)

(«Рисуют» руками большой круг.)

(Делают ритмичные хлопки.)

(Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.)

«Зима»

Утром заинька проснулся,

Потянулся                                            (язык тянуть вверх),

улыбнулся                                            («Улыбка»)

Про зарядку не забыл,                        («Качели»)

Окна широко открыл.                         (открыть рот)

 Посмотрел он за окно

На земле белым-бело

Вьюга воет и метёт                             (языком по губам водить)

Ёлкам песенки поёт.                           (на выдохе У-У-У)

 Зайка чашечку достал                        («Чашечка»)

Чай с вареньем выпивал.                    («Вкусное варенье»)

И во двор собрался быстро

Всё лопаткой чистил чисто.               («Лопаточка»)

 А потом он шёл гулять,

Всех животных навещать.

Там в берлоге много храпу,

Мишка спит, сосёт он лапу.              (втягивать и отпускать щёки)

 Дятел по стволу стучит,                    («Дятел»)

А в дупле бельчонок спит.                 («Лопаточка»)

Навестил своих друзей

И домой бежит скорей.

«Улыбка». Удердивать губы в улябке, зубы при этом не видны.

«Качели».Улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы, за нижние зубы.

«Чашечка».Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

 «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.

«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

 «Дятел». Улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".

«ЗИМА» 

Пришла зима,

Принесла мороз.

Пришла зима,

Замерзает нос.

Снег,

Сугробы,

Гололед.

Все на улицу — вперед!

Теплые штаны наденем, шапку, шубу, валенки.

Руки в варежках согреем

И завяжем шарфики.

Зимний месяц называй! Декабрь, Январь, Февраль.

трем ладошки друг о друга

пальцами массажируем плечи, предплечья

трем ладошки друг о друга 

ладошкой массажируем кончик носа

плавные движения ладонями

кулаки стучат по коленям попеременно

ладони шоркают по коленям разнонаправлено

одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)

ладонями проводим по ногам

ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами

круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони

ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи

ладони стучат по коленям

кулак, ребро, ладонь

Дыхательная гимнастика

«ЗИМА»

"Греем наши ручки"

"Проверяем кончик носа"

"Сделаем носик тоненьким" "Примазываем ушки,  чтоб не отклеились"

"Сдуем снежинку с ладони"

Соединить ладони и потереть ими до нагрева

Слегка подергать кончик носа

Указательными пальцами массировать ноздри

Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами

Вдох через нос, выдох через рот

Январь

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

«КОТЯТА»

У кошечки нашей есть десять котят,

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых,

Два ловких.

Два длинных,

Два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу)

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу)

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗАЙКИ»

Жил на свете серый зайка

Всем кричал: «Со мной играй-ка»

Утром рано просыпался,

Чисто - чисто умывался.                    (Язычком облизывать губы)

 Открывал на окнах шторку,            (Открыть рот)

Делал влажную уборку.                   (Во рту водить языком)

Про зарядку не забыл,                      («Качели»)

Грызть морковку приступил.          (Изобразить как грызут)

 В лес отправился скорей.

Встретил много там друзей.

У пруда сидит лягушка                   («Улыбка»)

Села на язык ей мушка.

 Вот устал колючий ёж,

Гриб нашёл, не унесёшь.               («Грибочек»)

Вот хомяк спешит домой              (Надуть щёки)

Набил щёки он едой.

 Вот олень с рогами,

Цок, цок, цок ногами.                   («Лошадка»)

Он спешит, бежит рысцой.

И скорей, скорей домой.

Это друг любимый – мишка

Собирает в лесу шишки.

Ест малину, сладкий мёд

Зайку в гости он завёт.                (Жевательные движения, облизывать губы)

Зайка наш домой идёт,

Дома чай из чашки пьёт.             («Чашечка»)

Окна двери закрывает,                (Открытый рот закрыть)

И в кроватке засыпает.                 («Лопаточка»)

«Качели».Улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы, за нижние зубы.

«Улыбка». Удердивать губы в улябке, зубы при этом не видны.

«Грибочек». Улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке.

«Лошадка». Вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

«Чашечка».Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

присосать широкий язык к нёбу.

«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. 

«ПИРОГ»

Падал снег на порог.

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

Пирожки себе пеки

Не из снега — из муки.

(Дети два раза медленно опускают ладони на стол.)

(Показывают, как лепят пирог)

(«Бегут» пальчиками обеих рук по столу)

(Опять показывают, как пекут пирог)

Дыхательная гимнастика

«ВЕТЕР»

Сильный ветер вдруг подул,

 Слезки с ваших щек сдул.

И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.

1 – сделать полный вдох, впячивая живот и ребра грудной клетки;

2 – задержать дыхание на 3-4 сек;

3 – сквозь сжатые губы  с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Февраль

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

«ТРАНСПОРТ»

Будем пальчики сгибать -

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

(Сжимают и разжимают пальчики)

(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца)

(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого)

«ЗАБОРЧИК»
Зубы ровно мы смыкаем,
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.

«ГОРКА»

Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго.
Кончик в зубы упирается,
Бока к верху устремляются.

(Кончик языка находится за нижними зубами, спинка языка поднята)

«ПОСЧИТАЕМ»

Раз, два, три, четыре, пять -

Буду транспорт я считать.

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

(Сжимают и разжимают пальчики)

(Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки)

«КНИГИ»

Много книжек есть на свете,

Читать их очень любят дети.

Если книги мы прочтем,

То узнаем обо всем:

Про моря и океаны,

Удивительные страны.

Про животных прочитаем

И про космос мы узнаем.

(Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу»)

(Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев)

Дыхательная гимнастика

«Дом маленький, дом большой».

Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька».

Повторить 4-6 раз:

            У медведя дом большой,

            А у зайки – маленький.

           Мишка наш пошёл домой

           Да и крошка заинька ( Е Антоновой-Чалой ).

 «НАША АРМИЯ»

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой!

(Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)

Март

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

«ЦВЕТЫ»

Наши алые цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают

(Медленно разгибать пальцы из кулаков.)

(Покачивать кистями рук вправо-влево, медленно сжимать пальцы в кулаки.)

(Покачивать кулаки вперед-назад.)

«ГАРМОШКА».

На гармошке я играю, рот пошире открываю.

К нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу.

Сделать «Грибок», рот открывать и закрывать, не отрывая язык.

«ЦВЕТОК ПРОСНУЛСЯ»

Утром рано он закрыт,

 но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

красоту их вижу.

К вечеру цветок опять закрывает венчик.

И теперь он будет спать,

До утра как птенчик.

(Кисти рук –бутоны, соединены у основания рук.)

(Плавно распускаются.)

(Закрываются затем под щеку.)

(Имитация сна.)

Дыхательная гимнастика

«ЦВЕТЫ»

Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи:

                  Каждый бутончик склониться бы рад

                  Направо, налево, вперёд и назад.

                  От ветра и зноя бутончики эти

                  Спрятались живо в цветочном букете

( Е. Антоновой-Чалой).

По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались.

Упражнение повторить 6-8 раз.

«МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился.

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Пока маме помогали.

(Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.)

(Одна ладонь скользит по другой.)

(Загибают пальчики,  по одному,  на каждое название посуды.)

(Одна ладонь скользит по другой.)

(Загибают пальчики.)

Апрель

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

«ЛУНОХОД»

Посмотрите, луноход

По Луне легко идет.

Он шагает очень важно,

В нем сидит герой отважный.

(Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.)

«СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ»

Жил – был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик:

В домике этом красные двери,

Рядом с дверями белые звери.

Любят зверюшки конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике, то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаточкой» на нижней губе). Подул лёгкий ветерок, Язычок поёжился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д – д – д – д»). Язычок не скучал дома, напоил котёнка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губу сверху вниз, рот открыт), потом котёнок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик – так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком язычка дотрагиваемся до уголков рта). Котёнок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.

«КОСМОНАВТЫ»

Космонавтом хочешь стать? Сильным быть и ловким? Нужно обладать сноровкой. Научитесь понемножку поиграть в быстрые ладошки.

Надо пару подобрать да лицом друг к другу встать.

Если чистые ладошки значит, можно начинать.

 Важно строго по порядку все быстрее, без оглядки. Так в ладошки ударять!

( Дети встают парами, кладут ладошки на ладошки друг другу, ударяют по ладошкам,  кто сверху, затем меняются.)

Дыхательная гимнастика

«ВОЗДУШНЫЙ ШАР ПОДНИМАЕТСЯ ВВЕРХ»

Ты, как шарик, полети,

 Сверху землю огляди.

И.п. – о.с.: одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и на плечах.

1 – поднять плечи и ключицы (вдох);

2 – опустить плечи и ключицы (выдох).

«ВЕТЕР»

Сильный ветер вдруг подул,

 Слезки с ваших щек сдул.

И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.

1 – сделать полный вдох, впячивая живот и ребра грудной клетки;

2 – задержать дыхание на 3-4 сек;

3 – сквозь сжатые губы  с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

«ПОСЕВ ПШЕНИЦЫ»

Будем сеять мы пшеницу

В землю зернышки бросать.

И не пустим мы синицу

Наши всходы пеклевать.

Кыш-кыш.

(Пальцами делать движения  - крошим крошки, пальцы в щепоть - синица, наклонять кисть  клюет, махать руками –кыш-кыш.)

Май

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

«ВЕСЕЛАЯ ВСТРЕЧА»

Здравствуй, котенок!

Здравствуй, козленок!

Здравствуй, щенок!

И здравствуй, утенок!

Здравствуй, веселый, смешной

поросенок!

(Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.)

«ХОБОТОК». Сомкнутые губы вытянуть вперед.

«ШМЕЛЬ». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».

«КОМАРИК КУСАЕТ». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.

«БАБОЧКА ЛЕТАЕТ ВОКРУГ ЦВЕТКА». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

«КУЗНЕЧИК». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.

«ПЧЕЛА». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.

«КАКИЕ БЫВАЮТ РЫБЫ?»

Мы в подводном мире, друг,

Рыбы плавают вокруг:

Рыба-меч, рыба-молот

и рыба-пила,

Рыба-удильщик и рыба-игла.

(Выполняют движения руками, как будто плывут.)

(Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой.)

(Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Дыхательная гимнастика

«КРЫЛЬЯ»

Крылья вместо рук у нас,

 Так летим – мы высший класс.

И.п. – ноги слегка расставлены.

1 – руки через стороны поднять вверх (вдох);

 2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох).

«ПЧЕЛЫ»

Мы представим, что мы пчелы,

 Мы ведь в небе – новоселы.

И.п. – ноги слегка расставлены.

1 – развести руки в стороны (вдох);

2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох).

«НАСЕКОМЫЕ»

Дружно пальчики считаем -

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(Сжимают и разжимают пальцы.)

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)

(Вращают мизинцем.)

(Прячут руки за спину.)

nsportal.ru

Весна

Картотека пальчиковой гимнастики

для детей 6-7  лет с ЗПР на учебный год.

Сентябрь

Осень ,грибы

«ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал,                                        

Ветер листики считал:                                        Вот дубовый,    

Вот кленовый                                                  Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку

«ГРИБЫ»

Топ-топ — пять шагов,                             

В кузовочке пять грибов.                    Мухомор красный —                          

Гриб опасный.

А второй — лисичка,        

Рыжая косичка.        

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело!

( Руки вверх плавные,   волнообразные движения)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

(Спокойно укладывают ладони на стол.)

(Дети «шагают» пальчиками)

(Показали 5 пальцев правой руки.)                     

(Загибают пальцы на одной руке.)

Октябрь

Мой город, моя страна, моя планета

«Город. Страна»

«Дом»

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.

.

 «Строим дом»

Целый день тук да тук -
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).
Вот какой хороший дом,
Как мы славно заживем.

«Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ладони разворачиваются параллельно друг другу
Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).

Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.
Стучать кулаком о кулак.
Пальцы соединить, показать "крышу".

Сжимать-разжимать пальцы.
Вращать кисти рук.

Ноябрь

Мои права

«Семья»

Как у нас семья
Большая Да веселая
Два у лавки стоят,

Два учиться хотя

Два Степана сметаны объедаются.

Две Дашки у кашки питаются.

Две Ульки в люльке качаются.

Раз-два-три-четыре!

Кто живет в моей квартире?

Раз-два-три-четыре-пять!

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я - вот и  вся моя семья!  

(хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

(Загибают большие пальцы)
(Загибают указательные пальцы)
(Загибают средние пальцы)
(Загибают безымянные пальцы)
(Загибают мизинцы)

 (Хлопки на счет. Поочередное загибание пальцев).

Декабрь

Зима, Новый год

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались.

А еще в снегу валялись.

 Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли

 «НОВЫЙ ГОД»

«НА ЁЛКЕ»

Мы на елке веселились,

И плясали, и резвились,

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.        

Дал большущие пакеты,

В них же — вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, Яблоко, один

Золотистый мандарин.

 (Загибать пальчики по одному)

(Имитировать лепку комков)
(Крошить хлебушек всеми пальчиками)
(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
(Отряхивать ладошки)
. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

(Ритмичные хлопки в ладоши.)

(Ритмичные удары кулачками.)

(Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.)

(«Рисуют» руками большой круг.)

(Делают ритмичные хлопки.)

(Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.)

Январь

Зимние забавы

«ПИРОГ»

Падал снег на порог.

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

Пирожки себе пеки

Не из снега — из муки.

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,                                      
Мы с тобой снежок лепили.                          
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе

И совсем-совсем не сладкий.                          
Раз — подбросим.                                          
Два — поймаем.                                              
Три — уроним.                                                
И... сломаем.                                                    

(Дети два раза медленно опускают ладони на стол.)

(Показывают, как лепят пирог)

(«Бегут» пальчиками обеих рук по столу)

(Опять показывают, как пекут пирог)

(Загибают пальчики.) 

(Лепят снежок)
(Показывают круг, сжимают ладони гладят одной ладонью другую)

( Грозят пальником. )                                          ("Подбрасывают".)                      
(Приседают, "ловят".) 

(Встают, "роняют". )

(Топают. )

Февраль

День защитника Отечества

Эти пальцы – все бойцы

Удалые молодцы

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

Два гвардейца – храбреца

Два сметливых молодца

Два героя безымянных

Но в работе очень славных

Два мизинца - коротышки

Очень славные мальчишки.

Один, два, три, четыре, пять
Один, два, три, четыре, пять

Будем молодцев считать.

Пальцы встали дружно в ряд

Десять крепеньких солдат. Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в

(растопырить пальцы, потом сжать их в кулак)

(приподнять 2 больших пальца, другие прижать)

(приподнять 2 указательных  пальца)

(приподнять 2 средних  пальца)

(приподнять 2 безымянных пальца)

приподнять 2 мизинца)

( Поочередно считают пальцы на левой руке)
( начиная с мизинца, .затем на правой руке.)
(Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.)

(Показывают ладони, разводят стороны пальцы и сводят их.)
(Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в ладоши.)

Март  

Международный женский день   8 марта

«МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился.

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Пока маме помогали.

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.

(Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.)

(Одна ладонь скользит по другой.)

(Загибают пальчики,  по одному,  на каждое название посуды.)

(Одна ладонь скользит по другой.)

(Загибают пальчики.)

(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.)

(Развести пальцы рук.)
(Ритмично двигать пальцами вместе- врозь.)
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)

Апрель

Весна

«Весна»

Иди, весна, иди, красна,
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.

«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап – звенит капель.

Приближается апрель.
Снова солнце в небе улыбается,

 Снег растаял, ручейки звенят.

И подснежник первый распускается,
С юга птицы с песнями летят.

«Космос»

Раз, два, три, четыре, пять

В космос полетел отряд.

Командир в бинокль глядит

Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы,
Большую желтую луну.
В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его-полоска света,

А зовут объект комета

(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)

(загибают по одному пальчику с мизинца)

(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)

(Соединять пальцы правой руки с большим.)
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
(Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу;) (разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга.)

(Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка». )

(По одному загибают пальчики на обеих руках.)
(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)
(Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль.)
(Загибают пальчики обеих рук.)
(Сжимают и разжимают пальцы рук.)
(Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.)
(К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост»)
(Сжимают и разжимают пальцы рук.)

Май

День Победы

9 мая – праздник «День Победы»

Аты — баты, аты — баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.

«День победы» —

что такое день победы, это праздник, ордена, и награды боевые, и салюты золотые, и тюльпанчики цветные, и чистая земля.

(поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)

(рисуем вопрос пальцами в воздухе)

(кулачок прикладываем к груди)

(руки вверх, пальцы растопырив на обеих руках)

(покажу руками бутон)

(рисуем большой круг в воздухе).

nsportal.ru

Смотрите также