Пальчиковая гимнастика 2 младшая группа

Главная » Здоровье » Пальчиковая гимнастика 2 младшая группа

Картотека пальчиковой гимнастики (вторая младшая группа)

Алла Красильникова
Картотека пальчиковой гимнастики (вторая младшая группа)

№1 «Овощи»

(«Шагают» пальчиками)

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

(Загибают по одному пальчику и хлопок.)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох.

(Закрывают и открывают одновременно две ладошки)

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

(Загибают пальчики по одному и хлопок)

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!

(Ладони складывают крест- накрест – «варят»)

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке.

(Загибают пальцы по одному и хлопок)

Картошка, капуста морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох.

(«Едят» суп)

И суп овощной оказался неплох!

№2 «Осень»

(Плавные движения ладонями в стороны)

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой.

Вот последний лист с осинки

(Укладывают ладони на колени)

Ветер бросил на тропинку.

№3 «Птички»

(Загибают по одному пальчику одновременно на обеих руках)

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

(Машут, сложенными крест-накрест ладонями, соединенными большими пальцами)

Ну, а это – злой орлан.

(Машут обеими руками, как крыльями)

Птички, птички, по домам!

№4 «Вышел дождик погулять»

(Удары по порядку пальцами обеих рук по коленям)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Беспорядочные удары)

Вышел дождик погулять.

(«Шагают» средним и указательными пальцами)

Шел неспешно по привычке,

А куда ему спешить?

(Ритмично ударяют, то ладонями, то кулачками)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(Часто и ритмично бьют в ладоши)

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»

(Ритмичные хлопки по коленям)

И ушел.

Газон засох.

№5 «Новые кроссовки»

(хлопки в ладоши)

Как у нашей кошки

(«Шагают» горизонтальными кулачками по столу)

На ногах сапожки.

(Хлопки. «Шагают» вертикальными кулачками)

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

(Хлопки. «Шагают» ладошками.)

А у пса на лапках

Голубые тапки.

(Хлопки. «Шагают» ребром ладони)

А козленок маленький

Обувает валенки.

(Хлопки. «Шагают» пальчиками)

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки!

Вот так, вот так

Новые кроссовки!

№6 «Снежок»

(Загибают пальчики)

Раз, два, три, четыре

(«Лепят» снежок)

Мы с тобой снежок лепили.

(Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной рукой другую. Грозят пальчиком.)

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

(«Подбрасывают». Приседают «ловят». Встают «роняют». Топают.)

Раз – подбросим.

Два – поймаем.

Три – уроним.

И… сломаем.

№7 «Снеговик»

(«лепят снежок»)

Давай, дружок, смелей, дружок,

(катят снежок)

Кати по снегу свой снежок –

(показывают шар руками)

Он превратится в толстый ком,

(«рисуют» руками снеговика)

И станет ком снеговиком!

(показывают улыбку)

Его улыбка так светла!

(показывают)

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(Рука у лба – смотрят на солнце)

Но солнце припечет слегка –

(пожимают плечами руки в стороны)

Увы – и нет снеговика.

№8 «Снегопад»

(Вращают кисть руки)

Белых хлопьев белый пух

Плавно и спокойно

(Руки вверх)

Над деревьями кружит

И над колокольней.

(показывают крышу дома)

Каждый дом и каждый куст

Греют, одевают

(показывают шубку и шапку)

Снеговая шубка,

Шапка снеговая.

(Показывают, как падает снег)

Белых хлопьев белый пух

С неба валит валом,

(Поглаживают одну ладонь другой)

Укрывая белый свет

Белым одеялом.

(показывают направления)

Чтобы слева, впереди,

Позади и справа

(показывают, как спят)

Сладко спали до весны

Дерева и травы.

(Руки у щек, покачивают головой)

Это сколько ж наметет снега за ночь-то?

(левой ладонью проводят сверху вниз по правой руке)

Это как же полетят с горки саночки!

№9 «Кормушка»

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем!

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых крылышках…

Всем хватило зернышек!

№10 «Осенние листья»

(загибают пальчики, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять,

(сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать

(загибают пальчики)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем,

(«шагают» пальчиками)

Маме осенний букет отнесем!

№11 «Игрушки»

(хлопают в ладоши и ударяют кулачком одновременно)

Есть игрушки у меня:

(загибают по одному пальчику)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран –

Настоящий великан!

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками)

Сколько вместе? Как узнать?

Помогите сосчитать?

№12 «Пирог»

(опускают ладони медленно)

Падал снег на порог

(лепят пирог)

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пек,

(пальчики «бегут»)

Ручейком пирог утек.

(«пекут» пирожки)

Пирожки себе пеки

Не из снега – из муки!

№13 «Капель»

(каждый слог отстукивает)

Отшумели все метели

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Кап, кап, кап – звенит капель!

Приближается апрель!

№14 «Ласточка»

(На каждую строчку большой пальчик «здоровается» дважды с каждым пальчиком, начиная с указательного - сначала на правой, потом на левой руке)

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала,

Несу-несу

Весну-красну!

№15 «Венок»

(показать руками цветок)

Вырос высокий цветок на поляне,

(развести пальцы рук)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(движения пальцами вместе – врозь)

Всем лепесткам красоту и питание

(ладони вниз, тыльной стороной прижать дуг к другу и развести)

Дружно дают под землей корешки!

№16 «Прогулка»

(«шагают» пальчиками)

Вышли пальчики гулять,

(вращают кисти рук)

Стали весело плясать!

Вот так, вот так,

Стали весело плясать!

(соединяют с большим)

Пальчики играли

(показывают собаку)

Собаку увидали.

Она громко лает,

Пальчики пугает.

Пальчики сбежались,

(сжимают кулачки)

В кулачок все сжались.

(Правой рукой показывают собаку, левую сжимают в кулачок)

А собака ходит,

Пальцы не находит.

(кулачки стучат друг о друга)

Кулачки стучали,

(«шагают» пальчиками)

Собаку испугали.

(вращают кисти рук)

Ну а пальчики опять

Стали дружно танцевать.

Поплясали, поплясали!

(показывают лапки зайца)

Ой, как быстро мы устали!

№17 «Кулачки – ладошки»

(показывают кулачки)

Есть у любого два кулачка.

(одним кулачком стукнуть по другому)

Хлопнул один по другому слегка.

(хлопают в ладоши)

Ну, а ладошки не отстают,

Следом за ними весело бьют.

Кулачки быстрее бьют

До чего стараются.

А ладошки тут как тут,

Так и рассыпаются.

Кулачки давай сердиться,

Громко хлопать стали,

А ладошки-баловницы,

Тоже не отстали!

№18 «По грибы»

(разгибают по очереди все пальцы, сжатые в кулак)

Раз, два, три, четыре, пять,

(пальчики «шагают»)

Вышли пальчики гулять

(разгибают по очереди, начиная с мизинца)

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Ну, а этот, только ел,

От того и потолстел.

№19 «За ягодами»

(пальчики обеих рук «здороваются»)

Раз, два, три, четыре,

Пять.

(пальчики «шагают»)

В лес идем мы погулять.

(загибают по одному)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной,

Землянику мы найдем

И братишке принесем!

maam.ru

КАРТОТЕКА «Пальчиковая гимнастика» (2-я младшая группа)

КАРТОТЕКА

«Пальчиковая гимнастика»

(2-я младшая группа)

Пальчиковая гимнастика «Ягодки»

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают

вниз.

- С ветки ягодки снимаю (Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

- И в лукошко собираю. (Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.)

- Будет полное лукошко. (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.)

- Я попробую немножко.

- Я поем еще чуть-чуть. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.)

- Легким будет к дому путь!  Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

- Этот пальчик - дедушка,

- этот пальчик - бабушка,

- этот пальчик - мама,

- этот пальчик - папа,

- Ну а этот пальчик - я.

- Вот и вся моя семья.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

- Этот пальчик хочет спать.

- Этот пальчик — прыг в кровать!

- Этот пальчик прикорнул.

- Этот пальчик уж заснул.

- Встали пальчики. Ура!

- В детский сад идти пора.

Пальчиковая гимнастика «Мишка»

- Мишка топает ногой,

- Мишка топает другой,

- Ух, как веселится

- В доме половица!   Топаем "ножками" - пальчиками.

- А пока танцует Мишка,

- Мы похлопаем в ладоши.

- Вместе с лисонькой-плутишкой

- Будем зрителями тоже.   Хлопаем в ладоши.

Пальчиковая гимнастика «Дом»

- Молоточком я стучу  постукивать кулачками друг о друга

- Дом построить я хочу. соединить кончики пальцев обеих рук

- Строю я высокий дом, поднять выпрямленные ладони вверх

- Буду жить я в доме том. похлопать ладонями

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

 Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,   (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь!      (Смена рук.)

Я тебя поймаю,                     (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю!               (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Красный-красный мухомор-  (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор.             (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки  показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём!      (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!          (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вышла осень погулять,   («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать.   (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Здравствуй, лес, (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Пальчиковая гимнастика «Овощи» («Капуста»)

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я – зелёная капуста,              (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто.  (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня,         (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Жёлтый-жёлтый наш лимон,  (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.    (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим                  (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и  «опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей.         (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –  «помешиваем чай».)

Пальчиковая гимнастика «Овощи - фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

В огороде много гряд,          (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,               (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я надену сапоги,       (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.  

И на руку каждую     (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку.      (Смена рук.)

Пальчиковая гимнастика «Обувь»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Обуваем ножки бегать по дорожке.  (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова:                    (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два!                  (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают                          (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –                         (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья.                      («Шагают» пальцами по столу.)

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Из тарелок, как один,            (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим.         (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты,      (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец

                                                         придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты.    («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

Пальчиковая гимнастика «Продукты питания»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Муку в тесто замесили,      (Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили       (Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки,          (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –            (Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!                    (Гладят животы.)

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Снег ложится на дома,     (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.               (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,      (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим…         (Рука за ухом.)

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Что зимой мы любим делать?      (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

- Здравствуй, Дедушка Мороз!   (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?         (Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки,                   (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки.                     (Вертим кистями.)

Пальчиковая гимнастика «Части тела»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

У меня есть голова,              (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вот, убрав царапки,     («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки        (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке.      (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)

Пальчиковая гимнастика «Детёныши домашних животных»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Побежали вдоль реки     (Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз.)

Котята наперегонки.

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные наших лесов»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Заяц и ёжик навстречу друг другу     (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они.      (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони!          (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

Пальчиковая гимнастика «Детёныши диких животных»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Это зайчонок, это бельчонок,                (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок      (Вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

Пальчиковая гимнастика «Домашние и дикие животные»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Зайка – ушки на макушке –     (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке.      (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик,    (Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса –             (Плавные движения руками перед собой.)

Рыжехвостая лиса.

Пальчиковая гимнастика «День Защитника Отечества»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Илья Муромец –         (Приосаниться.)

Добрый молодец.       (Показать бицепсы.)

Зорко в даль глядит   (Рука козырьком.)

Да врагов разит.         («Бросить копьё».)

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные жарких стран»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Хобот носит только он –      (Рукой плавно двигаем перед собой – изображаем хобот.)

Лопоухий серый слон.          (Приставляем руки к ушам.)

Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мамочка хорошая,     (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая!    (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю,     (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю!      (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Зёрна курочка клюёт,        (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут.   (Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт,      (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут.    (Погрозили пальчиком.)

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы и их детёныши»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Есть у курицы цыплёнок,      (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши –    (Перебирают пальцы по очереди.)

Все красивы, хороши.

Пальчиковая гимнастика «Дикие птицы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Дятел дерево долбит:           (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком

                                                       стучите о неё.)

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит     (Смена рук.)

Стук-стук-стук.

nsportal.ru

Картотека "Пальчиковые гимнастики во второй младшей группе"

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»                        Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение                                          «Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты

«Ичöт школа-челядьöс 1 №-а видзанін» Воркута карса

муниципальнöйвелöдан учреждение

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ГИМНАСТИК

ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Овдусенко Елена Сергеевна,

воспитатель

г. Воркута

2016 год

Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

С ветки ягодки снимаю,    (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко,   (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)

Я попробую немножко.  (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь!  (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Осень, осень листопад, листья жёлтые летят (Дети изображают, как падают листочки)

Ветер дует, задувает (Дети дуют)

Дождик капает с утра.

Осень грустная пора (Дети изображают грустное настроение)

Листья берёзы, листья осины, листья тополя, листья рябины (Дети поочерёдно загибают пальцы).

В вазу осенний букет соберём, листья поставим на праздничный стол.

Пальчиковая гимнастика «Зайка»

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)

Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)

Заяц путает следы, убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)

Много нас, (пальцы растопыриваем)

А он один. (показываем только один палец)

Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)

Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)

Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)

Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)

Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)

А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)

Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)

Разбегайтесь, кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Пальчиковая гимнастика «Маленькие гномики»

Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.

(загибать пальчики, начиная с мизинца)

Раз, два,три, четыре, пять (разгибать пальчики)

Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)

Таки – рубашки, (загибать пальчики, начиная с большого)

Тики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На дверях висит замок (пальцы в замочек, слегка покачивать)

Кто его открыть бы смог? ("замочком" вперед-назад).

Мы замочком повертели (повертеть "замочком"),

Мы замочком покрутили (пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга).

Мы замочком постучали (пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга).

Постучали, и открыли (показать ладошки)!

Пальчиковая гимнастика «Маленькая черепаха»

Маленькая черепаха (руку сжать в кулак)

Путешествует без страха (кулак перемещать вдоль любой поверхности, показывая, как

В твёрдом панцире живёт,  (ползёт черепаха)

На спине его везёт.

Нас она не испугалась (Выставить большой палец вперёд)

И наружу показалась.

А когда захочет спать (спрятать большой палец внутрь кулака),

В панцирь спрячется опять.

Пальчиковая гимнастика «Мышиная семья»

Раз гостила у меня  (Руку поднять вверх ладонью к себе, пальцы выпрямить)

Вся мышиная семья:

Папа – мышка,   (Согнуть большой палец)

Мама – мышка,  (Согнуть указательный палец)

Мышь – дочурка,  (Согнуть средний палец)

Мышь – сынишка.  (Согнуть безымянный палец).

И ещё сынок мышонок  -    (Согнуть мизинец)

Самый маленький ребёнок.

Вот такая у меня   (Пальцы сжать в кулак, а затем выпрямить)

Раз в гостях была семья!

Пальчиковая гимнастика «Снеговик»

Давай, дружок, смелей дружок (лепят снежок,

Кати по снегу свой снежок (катят).

Он превратится в толстый ком (показывают шар руками,

И станет ком снеговиком (рисуют руками снеговика).

Его улыбка так светла! (Показывают улыбку.)

Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают).

На солнце припечет слегка – (рука у лба, смотрят солнце)

Увы – и нет снеговика.

(Пожимают плечами, руки в сторону).

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Мы ладошки протянули.

И на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперёд и ритмично поворачивают их вверх – вниз)

Дай нам, солнышко, тепла,

Чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе.)

Наши пальчики – малютки

Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)

Тук – тук, молоточками, (Наклоняются и поочерёдно ритмично стучат кулачками по коленям.)

Хлоп – хлоп, лапоточками, (Ритмично хлопают по коленям.)

Прыг – прыг, словно зайки,

Скачут на лужайке (стучат полусогнутыми пальцами по коленям).

Пальчиковая гимнастика «Домик»

Стук, стук, постук, раздаётся где – то стук. (Стучим кулачками друг о друга.)

Молоточками стучат, строят домик для зайчат

Вот с такою крышей (Ладошки над головой)

Вот с такими стенами, (Ладошки около щёчек)

Вот с такими окнами, (Ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью (Одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком. (Сцепляем ручки)

Пальчиковая гимнастика «Игрушки» 

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,   (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки)

nsportal.ru

Пальчиковая гимнастика для 2 младшей группы

«Ой, бычок, мой бычок»

Ой, бычок, мой бычок,

(показываем рожки)

Золотистый бочок,

(наклон вправо-влево)

Рога твои бодливые,

(бодаемся указательными пальцами)

Копытца топотливые.

(топаем ножками)

Ты иди, не топочи,

Не бодайся (показываем рожки), не мычи:

Спят еще ребятки,

Утром спится сладко!

(ладошки вместе, кладем под щечку)

«Митя, Митенька, проснись»

Митя, Митенька, проснись!

(потягиваемся)

Да с полатцев - то спустись!

(приседаем, руки на поясе)

Слышишь, крикнул петушок,

(указательные и большие пальцы вместе, 3, 4, 5 пальцы поднимают вверх)

За селом поет рожок,

(имитируем игру на дудочке)

На крылечке дверь скрипит,

У колодца гусь трубит,

(большой палец соединяем с остальными и опять отодвигаем вниз)

Журавли в бору курлычут.

А с реки утята кличут:

«Митя, Митенька, вставай,

(потягиваемся)

Светлый день не прозевай!»

«Травка-муравка»

Травка-муравка

Со сна поднялась,

(пальцами совершаем хаотичные движения)

Птица-синица

За зерно взялась,

(взмахиваем кистями рук)

Зайки – за капустку,

(указательным и средним пальцами показываем ушки)

Мышки – за корку,

(двигаем пальцем как хвостиком)

Детки – за молоко.

(кисти рук образуют чашечку)

«Сорока – сорока»

Сорока – сорока

(взмахиваем кистями рук)

Кашу варила,

(указательным пальцем рисуем круг на ладони другой руки)

Деток кормила, -

Этому дала, этому дала,

(загибаем по одному пальцу поочередно, кроме мизинца)

А этому не дала:

(двигаем мизинцем из стороны в сторону)

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего!

(грозим указательным пальцем).

«Барашеньки»

Барашеньки

Крутороженьки

(пальцами показываем рожки)

По горам ходят,

(топаем ножками)

В дудочку играют,

(имитируем игру на дудочке)

Васю потешают.

А сорока-белобока

(машем руками как крыльями)

Стала примечати,

А совища из лесища

Глазами – то хлоп, хлоп!

(держим пальцы возле глаз)

А козлище из хлевища

(пальцами рук показываем рожки)

Ногами – то топ, топ!

«Ходит гусь босой»

Ходит гусь босой,

(руку изгибаем, словно шею гуся)

Студит лапы росой,

(большие пальцы сцепляем, остальные расставляем в стороны, машем ими)

А ястреб летит –

(машем кистями рук)

Сапожка не запылит!

(топаем ножками)

Ласточка в небе

(двигаем кистями рук вправо и влево)

Милей ястребка,

(машем кистями рук)

Краше гусака.

(руку изгибаем, словно шею гуся).

А индюк чем гордится?

(ладони прижимаем друг к другу, пальцы – один к другому, наклоняем ладони)

Ни с кем во дворе

Не желает водиться,

(двигаем пальчиком)

Кричит – бренчит:

(соединяем большой и указательный пальцы)

- У меня гребень набекрень,

(хлопаем ладошками)

У меня гребень набекрень!

(соединяем ладошки, пальцы переплетаем).

«Гуси, вы, гуси»

Гуси, вы, гуси, красные лапки!

(руку изгибаем, словно шею гуся)

Где вы бывали? Что вы слыхали?

Где вы видали Ванюшину мать?

(разводим руками, плечи приподнимаем – 2 раза)

А Ванюшина мать в поле гуляет, -

(«идем» по поверхности стола)

Цветы собирает,

(крутим кистями рук)

Венок завивает

(запястья соединяем, пальцами изображаем бутон цветка)

Ванюше своему.

«Белые гуси»

Белые гуси

(соединяем большой палец с остальными прямыми пальцами)

К ручейку идут, -

(ладошками «шагаем» по столу)

Гусяток ведут.

(большой палец соединяем с остальными чуть согнутыми)

Белые гуси

 (соединяем большой палец с остальными прямыми пальцами)

Вышли на луга,

(крутим кистями рук)

Крикнули гуси,

Белые гуси:

(соединяем большой палец с остальными прямыми пальцами)

- Га! Га! Га!

(раскрываем «клюв»).

«Идет коза рогатая»

Идет коза рогатая,

(пальцами бежим по столу)

Идет коза бодатая.

(изображаем рожки)

Ножками топ-топ,

(топаем ножками)

Глазками хлоп-хлоп.

(соединяем 3 раза большой палец с остальными)

Кто каши не ест,

Молока не пьет –

Забодает!

Забодает!

(бодаемся рожками).

«Курочка – тараторочка»

Курочка – тараторочка

(указательный и большой пальцы соединяем, 3-5 пальцы сгибаем)

По двору ходит,

(пальцами бежим по столу)

Цыплят водит,

(2-5 пальцы вместе и чуть согнуты, соединяем с большим)

Хохолок раздувает,

(разводим пальчики)

Малых деток потешает.

(крутим кистями рук).

«Николенька – гусачок»

Николенька – гусачок

(руки упираем в боки)

По бережку скачет,

(одну ладонь опускаем, сгибая в запястье, а другую в это время поднимаем)

Белу рыбку ловит,

(2-5 пальцы одной руки берем в кулачок другой)

Бабушку кормит.

(соединяем ладошки, сделав тарелочку)

Бабушка старенька,

Николеньку любит,

Все внучка голубит.

(гладим себя по голове ладошкой).

«Во реченьке-речке»

Во реченьке-речке

Купался бобер, -

(волнообразные движения руками)

Купался, купался,

Не выкупался,

На горку взошел, -

Весь вымарался,

(одну ладонь опускаем, сгибая в запястье, а другую в это время поднимаем)

Под горку сошел, - отряхивался.

(пальчиками бежим по поверхности)

Лисица добра будила бобра:

(сжимаем кулаки; прижимаем 2-5 пальцы большим и разжимаем все пальцы)

- Ты вставай, бобер,

Ты, вставай, молодой!

Охотники свищут, -

Тебя, бобра, ищут.

(хлопаем в ладоши).

 «Длинноногий журавель»

Длинноногий журавель

(одну руку поднимаем вверх)

На мельницу ездил.

(свободно вращаем руки вокруг туловища)

На мельницу ездил,

(свободно вращаем руки вокруг туловища)

Диковинку видел:

(поворачиваемся вправо-влево)

Коза муку мелет,

(показываем рожки указательным и безымянным пальцами)

Козел засыпает,

(показываем рожки)

А маленькие козленочки

(показываем рожки над головой)

Муку выгребают,

(пальчики разводим и сгибаем)

Сова из-за угла смотрит,

(показываем кружки у глаз)

Ногами топочет,

(топаем ногами)

Головою вертит.

(поворачиваем голову вправо-влево).

«Божья коровка»

Божья коровка,

(2-5 пальцы складываем в замочек, большие пальцы вверх)

Черная головка,

Улети на небо,

(машем руками)

Принеси нам хлеба,

(ладошки складываем тарелочкой)

Черного и белого,

(делаем волнообразные движения)

Только не горелого.

(грозим пальчиком).

«Петушок, петушок»

- Петушок, петушок,

(соединяем большой и указательный пальцы – «клюв»)

Золотой гребешок,

(ладони прижимаем друг к другу, пальцы одной руки – между пальцами другой руки)

Масляна головушка,

(проводим рукой сверху вниз по голове)

Шелкова бородушка,

(проводим рукой по подбородку)

Что ты рано встаешь,

Голосисито поешь,

Деткам спать не даешь?

(кладем ладошки под щечку).

«Свинка Ненила»

Свинка Ненила

Сыночка хвалила:

- то-то хорошенький,

(ладошки под щеками; наклоняем голову вправо-влево)

То-то пригоженький;

(поворот туловища вправо-влево)

Ходит бочком,

(ходим бочком; руки прижимаем к телу)

Уши торчком,

(ладошки с сомкнутыми пальцами на голове)

Нос пятачком!

(пальцами дотрагиваемся до носа).

«Водичка-водиченька»

Водичка-водиченька,

(пальцами дотрагиваемся до поверхности, двигаем ими из стороны в сторону)

Умой мое личико!

(делаем движения рукой около лица)

Чтобы щечки алели,

(пальцами показываем на щеки)

Чтобы глазки блестели,

(пальцы у глаз)

Чтоб смеялся роток,

(пальцы у уголков рта)

Чтоб кусался зубок!

«Аленка-маленка»

Аленка-маленка

Шустра, быстра:

Воды наносила,

(складываем пальцы ковшиком)

Сарафан дошила,

(указательным пальцем «шьем» иголкой)

Носок довязала,

(пальцы сжимаем в кулаки, указательные вращаем вокруг друг друга)

Ягод насобирала.

(делаем широкое движение руками от боков к центру)

Везде поспела –

В охотку ей дело.

(руки вверху: движения рук вправо-влево).

«Во саду, садочке»

Во саду, садочке

Выросла малинка.

(потягиваемся)

Солнце ее греет,

(руки вытягиваем, пальцы сжимаем в кулаки)

Дождичек лелеет.

(руки опускаем и поднимаем вверх-вниз)

В светлом теремочке

(руки складываем «домиком» над головой)

Выросла Лизуша!

Люди ее любят,

Все ее голубят.

(поглаживаем себя по голове).

«Дождик, дождик»

Дождик, дождик, веселей

(руки вверху: прижимаем 2-5 пальцы большим и быстро разжимаем - «сбрызгиваем»)

Капай, капай, не жалей!

(грозим пальчиком)

Только нас не замочи!

(складываем ладошки над головой)

Зря в окошко не стучи –

Брызни в поле пуще:

(прижимаем 2-5 пальцы большим и быстро разжимаем - «сбрызгиваем»)

Станет травка гуще!

(держим ладошки вертикально перед собой, двигаем ими в разные стороны).

«Солнышко-ведрышко»

- Солнышко-ведрышко!

(поднимаем руки вверх, пальцы размыкаем)

Взойди поскорей,

(руки держим вверху)

Освети, обогрей

(опускаем руки, ладони раскрываем перед собой)

Телят да ягнят,

(показываем рожки)

Еще маленьких ребят.

(ладошки держим перед собой, большой и указательный пальцы наклонены друг к другу).

«Поет рожок»

Поет рожок, поет рожок!

(изображаем игру на дудочке)

Мы гоним стадо на лужок.

(топаем ногами)

Пасем коров мы целый день

Лишь станет жарко, гоним в тень.

(ладошкой проводим по лбу)

К студеной речке водим пить,

(ладони держим ковшиком)

А к вечеру спешим доить.

Поет рожок, поет рожок!

Неси-ка кружку, мой дружок!

(упираем руки в боки).

«Ножки, ножки, где вы были»

- Ножки, ножки, где вы были?

(топаем ногами)

- За грибами в лес ходили.

- Что вы, ручки, работали?

- Мы грибочки собирали.

(ладони сжимаем в кулаки)

- А вы глазки помогали?

- Мы искали да смотрели –

(руками дотрагиваемся до глаз)

Все пенечки оглядели.

(приседаем, руку держим ладошкой вниз)

Вот и Ванюшка с грибком,

(одна ладошка в кулаке, изображает ножку гриба, другая накрывает ее)

С подосиновичком!

«Бежала лесочком»

Бежала лесочком

(«бежим» пальчиками по столу)

Лиса (ладошки над головой как ушки)  с кузовочком.

(руки опускаем вниз, держим перед собой)

- А что в кузовочке?

- Лесные грибочки,

(одна ладошка в кулачке как ножка гриба, другая накрывает ее ладошкой)

Грибочки-груздочки

Для сына, для дочки.

(два раза показываем на себя).

«Котя, котенька»

Котя, котенька, коток,

(ладошки над головой как ушки)

Котя – серенький лобок,

Приди, котя, ночевать,

(ладошки кладем под щечку)

Мою детку покачать.

(пальцы в «замочек»; делаем движения руками как на качелях)

А как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

(показываем ладошками кусочек пирога)

И кувшин молока.

(ладошки держим перед собой, показываем кувшин).

«Ночь пришла»

Ночь пришла,

(тихонько изображаем шаги)

Темноту привела;

(закрываем глаза)

Задремал петушок,

(ладони прижимаем друг к другу, пальцы растопырены)

Запел сверчок.

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочок,

(ладони под щекой)

Баю-бай,

Засыпай…

(движение, будто «укачиваем» ребенка).

«Богат Ермошка»

Богат Ермошка –

У него собака да кошка,

(большой палец выставляем вверх, указательный сгибаем; другой рукой – средний и безымянный прижимаем большим, указательный и мизинец чуть сгибаем)

Петушок да курочка,

(изображаем клюв)

Селезень да уточка.

(соединяем пальцы с большим)

Вот как кошка

На окошке

Шьет рубашку

(водим указательным пальцем)

Для Ермошки!

Собачка – пустолайка

Лепешки печет.

(«лепим» пирожок)

Кот в уголке

Сухари толчет.

(бьем кулачком одной руки по ладошке)

Утка в юбке

Холсты тачет.

(сжимаем и разжимаем кулачки)

Селезень – пирожник

Пироги печет.

(лепим «пирожок»)

Петушок в сапожках

Песни поет.

(соединяем и разъединяем пальцы)

Курочка в сережках

Избушку метет.

(«метем» ладошкой по столу)

Вымела избушку,

Положила голичок:

- Ляг, голичок,

Под порог на бочок!

«Улитка, улитка»

Улитка, улитка!

(кулачок одной руки обхватываем ладошкой другой)

Покажи рога,

(показываем «рожки»)

Дам кусок пирога,

(показываем «пирожок»)

Пышки, ватрушки,

Сдобной лепешки, -

(лепим «пирожок»)

Высуни рожки!

(показываем «рожки»).

«В нашей избушке»

В нашей избушке петух поет,

(руки складываем «домиком»)

Мышка – норушка избушку метет,

(«метем» ладошкой по столу)

Кошка на окошке штанишки шьет,

(указательным пальцем «шьем» иголкой)

Курочка на печке горшки скребет.

(ладошками сделать горшок, поскрести «коготками»).

«Воробей живет под крышей»

Воробей живет под крышей.

(помахать скрещенными кистями рук)

В теплой норке домик мыши.

(показать ушки мыши)

У лягушки дом в пруду,

(сделать руками круг перед собой)

Домик пеночки в саду.

(помахать «крыльями»)

- Эй, цыпленок, где твой дом?

- Он у мамы под крылом.

(помахать «крыльями»).

«Сел на ветку снегирек»

Сел на ветку снегирек.

(руки в стороны, потом помахать «крыльями»)

Брызнул дождик – он промок.

(руки вверх, соединить кончики пальцев, потом «сбрызнуть»)

Ветерок, подуй слегка,

(помахать руками над головой)

Обсуши нам снегирька.

(помахать «крыльями»).

«Жили – были зайчики»

Жили – были зайчики

(показать «ушки»)

На лесной опушке.

(ладошки положить на стол)

Жили – были зайчики

(показать «ушки»)

В беленькой избушке.

(ладошки сложить «домиком»)

Мыли свои ушки,

(потереть ладошки и пальчики)

Мыли свои лапочки.

(погладить ручки)

Наряжались зайчики,

(показать «ушки»)

Надевали тапочки.

(сложить ладошки).

«Вдоль по реченьке»

Вдоль по реченьке лебедушка плывет.

(«волны» руками, походить, плавно вытянув руки)

Выше бережка головушку несет.

(руки к щекам, наклон головы вправо-влево)

Белым крылышком помахивает,

(взмахи «крыльев»)

На цветы водичку стряхивает.

(кисти вместе, пальцы развести; стряхнуть кисти рук 2 раза).

nsportal.ru

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Картотека

пальчиковых игр

для детей

второй младшей группы

автор Дробович Н.А.

воспитатель

Пальчиковые игры.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.

Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

ПРЯТКИ

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

УЛЕЙ

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять! Ззззз!

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

КАПУСТКА

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем,

Мы капустку жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

МЫ РИСОВАЛИ

Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Ррр!"

Два быка: "Муу!".

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

ЛОДОЧКА

Две ладошки прижму И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

РЫБКИ

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

ДРУЖБА

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.

Обхватить правой ладонью левую и, покачивать в ритме стихотворения,

Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.

Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения

Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один.

Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.

МЫ ПИСАЛИ

Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали.

ритмично сжимать и разжимать кулаки.

Вы скачите, пальчики,

пальчики " скачут" по столу

Как солнечные зайчики.

указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить.

Прыг скок, прыг скок, Прискакали на лужок.

пальчики "скачут" по столу.

Ветер травушку качает, Влево-вправо наклоняет.

- легкие движения кистями рук вправо влево

Вы не бойтесь ветра, зайки,

погрозить пальчиком.

Веселитесь на лужайке.

На последнюю помахать пальцами обеих рук

ЗАМОК

На дверях висит замок.

Пальцы в замочек, слегка покачивать

Кто его открыть бы смог?

"замочком" вперед-назад

Мы замочком повертели,

Повертеть "замочком"

Мы замочком покрутили

Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.

Мы замочком постучали,

Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.

Постучали, и открыли!

Показать ладошки.

ЗАЙЦЫ

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.

НА ПОСТОЙ

Русская игра

Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы - дети (говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы - мама (говорит обычным голосом). Средние пальцы - папа (говорит низким голосом). Указательные пальцы - солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы - порог избы.

Ночь, в избе все спят.

Раздается стук.

Солдаты: Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.

Дети: Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы

Солдаты: Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы

Дети: Спросим у мамы. Мама! Постукивают мизинцы

Мама: Что дети? Постукивают безымянные

Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

Мама: Спросите у папы. Постукивают безымянные

Дети: Папа! Постукивают мизинцы

Папа: Что, дети? Постукивают средние пальцы

Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

Папа: Впустите! Постукивают средние пальцы

Дети: Входите! Постукивают мизинцы

Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения

Солдаты: Войдем! Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.

Руки вытягиваются вперед.

С ДОБРЫМ УТРОМ!

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

Указательными пальцами поглаживать глаза
Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него

С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?

Ладонями поглаживать уши
Приложить ладони к ушам "Чебурашка"

С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?

Поглаживать то одну, то другую ручки
Хлопки в ладоши

С добрым утром, ножки!
Вы проснулись?

Поглаживание коленок
Потопать ногами

С добрым утром, солнце!
Я - проснулся!
(проснулась)

Поднять руки вверх, посмотреть на солнце
(посмотреть вверх)

МАЛАНЬЯ

У Маланьи у старушки

Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Жили в маленькой Избушке

Сложить руки углом, показать избушку.

Семь сыновей,

Показать семь пальцев.

Все без бровей,

Очертить брови пальцами.

Вот с такими ушами,

Растопыренные ладони поднести к ушам.

Вот с такими носами

Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.

Вот с такими усами,

Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.

Вот с такой головой,

Очертить большой круг вокруг головы.

Вот с такой бородой!

Показать руками большую окладистую бороду

Они не пили, не ели,

Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".

На Маланью все глядели,

Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.

И все делали вот так. ..

Дети показывают загаданные действия

БРАТЦЫ

Засиделись в избушке братцы.

Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.

Захотел меньшой прогуляться

Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.

Да скучно ему гулять одному.

Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.

Зовет он братца вдвоем прогуляться.

Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.

Да скучно им гулять двоим.

Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию.

Зовут братца втроем прогуляться.

Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.

Грустно старшим сидеть в избе.

Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.

Зовут они братцев домой к себе.

Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.

При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.

ЛАДУШКИ ЛАДОШКИ

Мыли мылом ручки.

Мыли мылом ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Наварили кашки

Помешали ложкой.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Строили ладошки

Домик для матрешки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке

Накрошили крошек.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки

Танцевали ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Движения выполняются в соответствии с текстом, как подскажет фантазия.

nsportal.ru

Пальчиковая гимнастика для второй младшей группы для проекта «Животные Южного Урала»

Ваулина Анна
Пальчиковая гимнастика для второй младшей группы для проекта «Животные Южного Урала»

Реализовывая региональный компонент я создала проект «Животные Южного – Урала»

Так же в мой проект входит картотека пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика для второй младшей группы «Животные Южного - Урала»

Жил-был зайчик

Жил был зайчик (хлопают в ладоши)

Длинные ушки (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).

Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Носик на опушке (трут нос).

Отморозил носик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук,

Отморозил хвостик (гладят кобчик)

И поехал греться (крутят руль)

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо (разжимают кулаки обеих рук,

Волка нет (хлопают в ладоши,

И дают морковку на обед (поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке).

Ёжик

Руки сложены в замок

Ежик, ежик колкий

Покажи иголки (Поднимаем пальчики не расцепляя руки)

Вот они! Вот они!

Ежик, ежик колкий,

Спрячь свои иголки! (Пальчики опускаем)

Маленький колючий еж,

До чего же ты хорош!

Вот свернулся еж в клубок (пальцы рук сомкнуть в "замок")

Потому что еж продрог (сильно напрячь пальцы и кисти рук)

Лучик ежика коснулся (ослабить напряжение)

Ежик к солнцу потянулся (пальцы выпрямить, ладони сомкнуты, локти разведены в стороны)

Затем можно попросить детей самим сладко-сладко потянуться.

«Мальчик с пальчик»

1. Мальчик с пальчик

Где ты был?

(Большой палец левой руки четыре раза сгибается).

2.-Долго по лесу бродил!

(Большой палец правой руки четыре раза сгибается).

3. Встретил медведя

4. волка

5. зайку

6.ёжика в иголках.

(Большой палец правой руки поочерёдно соприкасается с остальными).

7. Встретил белочку

8. синичку

9. встретил лося

10. и лисичку.

(Большой палец левой руки поочерёдно соприкасается с остальными).

«Жуки»

(букву "ж" произносить акцентированно - "жжж")

Все жуки живут жужжа, не жужжать жукам нельзя.

Лежат жужжат (ладони рук лежат на коленях, шевелим пальцами,

Кружат жужжат (делаем круговые движения руками, вытянутыми перед собой, продолжаем шевелить пальцами) .

Жуют жужжат (сжимаем-разжимаем кисти рук, имитируя жевательные движения) .

Без жужжания жуки засыпают от тоски (кладем ладони в исходное положение - на колени) .

«Заяц и олень»

У оленя (руки с растопыренными пальцами приставить к голове – рога)

Дом (руками изобразить крышу над головой)

Большой. (раздвинуть руки в стороны, показывая, насколько большой)

Он глядит в свое окно.

(одна рука на уровне груди горизонтально, локоть второй на этой руке, подпираем голову ладонью)

Зайка по лесу бежит (имитировать бег пальцами)

В дверь к нему стучит:

“Тук-тук, дверь открой, (имитируем стук в дверь)

Там в лесу (кулаком с отогнутым большим пальцем машем через плечо, указывая назад)

Охотник злой (имитировать прицеливание из ружья)

- Поскорее забегай, (имитировать открывание двери)

Лапку мне давай. (протягиваем руку для рукопожатия)

Домашние птицы

Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)

«Домашние животные»

Довольна корова своими телятами, (показывают поочерёдно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших)

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами! (показывают на себя и разводят ладони в стороны)

«Дикие животные»

(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

Это зайчонок,

Это бельчонок,

Это лисёнок,

Это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем)

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

«Лягушки»

Две весёлые лягушки (дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз)

Ни минуты не сидят. (резко распрямляют пальцы, рука как бы подпрыгивают над столом)

Ловко прыгают подружки. (кладут ладони на стол)

Только брызги вверх летят. (затем тут же резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол)

maam.ru

Смотрите также