Комплекс артикуляционной гимнастики

Главная » Здоровье » Комплекс артикуляционной гимнастики

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики

Первый комплекс упражнений

подготавливающих артикуляционный аппарат для

 правильного произнесения свистящих звуков с-с’, з-з’, ц

«Лопатка»

Цель: Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Описание: Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Указания: Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен накрывать только нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

 «Иголочка»

Цель: Вырабатывать умение удерживать вне рта узкий язык.

Описание: На счет «один» улыбнуться, открыть рот. Высунуть узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10. На счет «два» вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать до  5 секунд.

Указания: Следить за тем, чтобы язык вне рта был острым и слегка напряженным, недопустимо сильное напряжение.

«Наказать непослушный язычок»

Цель: Вырабатывать умение расслабить мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 10.

Указания: Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

 «Заборчик»

Цель: Укреплять круговую мышцу рта, развивать умение длительно удерживать сомкнутые челюсти.

Описание: На счет «один» улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под счет от 1 до 10. На счет «два» вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.

Указания: Следить, чтобы, на счет «один», зубы были сомкнуты и обнажены, губы неподвижны.

«Кто дальше загонит мяч?»

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф сдуть ватку на противоположный край стола.

Указания: Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щёки. Следить, чтобы дети произносили звук «ф», а не «х», т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

 «Почистим зубы»

Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, а потом снизу вверх.

Указания: Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Второй комплекс упражнений

подготавливающих артикуляционный аппарат для правильного произнесения шипящих звуков ш, ж, ч, щ.

«Наказать непослушный язычок»

Цель: Вырабатывать умение расслабить мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 10.

Указания: Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

 «Индюк»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл – бл.

Указания: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

 «Грибок»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот.

Указания: Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

«Кто дальше загонит мяч»

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф сдуть ватку на противоположный край стола.

Указания: Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щёки. Следить, чтобы дети произносили звук «ф», а не «х», т.е. чтобы воздушная петля была узкая, а не рассеянная.

 «Вкусное варенье»

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким, боковые края его касаются  углов рта.

«Гармошка»

Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении надо открывать рот шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Указания: Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были не подвижны. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 – 10. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

«Фокус»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Указания: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идёт воздушная струя. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

 «Иголочка»

Цель: Вырабатывать умение удерживать вне рта узкий язык.

Описание: На счет «один» улыбнуться, открыть рот. Высунуть узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10. На счет «два» вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.

Указания: Следить за тем, чтобы язык вне рта был острым и слегка напряженным, недопустимо сильное напряжение.

 «Чашечка»

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык с загнутыми вверх передним  и боковыми краями.

Описание: На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.

Указания: Следить, чтобы при выполнении упр-я язык сохранял форму ковшика и не прижимался зубами или верхней губой.

Третий комплекс упражнений

подготавливающих артикуляционный аппарат для правильного произнесения звука л-л’.

«Наказать непослушный язычок»

Цель: Вырабатывать умение расслабить мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 10.

Указания: Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

 «Вкусное варенье»

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким, боковые края его касаются  углов рта.

«Индюк»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл – бл.

Указания: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

 «Пароход гудит»

Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук -Ы-.

Указания: Следить, чтоб кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка языка была поднята к нёбу.

 «Качели»

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединение звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 – 5, потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от 1 – 5. Так, поочерёдно менять положение языка 4 – 6 раз. Когда будет хорошо получаться, можно убыстрить упр-е (на «один» — вверх, на «два» вниз, на счет от 1 до 10).

Указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

 «Пощёлкать кончиком языка»

Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка.

Указания: Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.  Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

«Блинчик»

Цель: Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Описание: Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Указания: Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку.

Четвёртый комплекс упражнений

подготавливающих артикуляционный аппарат для правильного произнесения звука р-р’.

«Почистим зубы»

Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, а потом снизу вверх.

Указания: Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

 «Маляр»

Цель: Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.

Указания: Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывается изо рта.

 «Кто дальше загонит мяч»

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф сдуть ватку на противоположный край стола.

Указания: Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щёки. Следить, чтобы дети произносили звук «ф», а не «х», т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Пощёлкать кончиком языка»

Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка.

Указания: Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

 «Вкусное варенье»

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем я зыка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким, боковые края его касаются  углов рта.

 «Индюк»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл – бл.

Указания: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

 «Грибок»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присосав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот.

Указания: Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

«Барабанщик»

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстряя темп.

Указания: Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

 «Качели»

Цель: Укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 – 5, потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от 1 – 5. Так, поочерёдно менять положение языка 5 – 6 раз. Когда будет хорошо получаться, можно убыстрить упражнение (на «один» — вверх, на «два» вниз, на счет от 1 до 10).

Указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. Язык должен упираться в альвеолы (бугорки за зубами). Следить чтобы язык не сужался.

nsportal.ru

Комплексы артикуляционной гимнастики для постановки звуков

Комплексы артикуляционной гимнастики

Артикуляционные упражнения: звуки С, З.

1. «Трубочка». Вытянуть губы трубочкой и удерживать позу 5-7 сек.

2. Дуть через вытянутые в трубочку губы. Струя воздуха должна быть холодной и прямой. Проконтролировать тактильно или с помощью ватки. Упражнение повторить 4-6 раз.

3. “Загони мяч в ворота”. Дуть через вытянутые в трубочку губы на ватный шарик, загоняя его в “ворота”.

4.      “Накажем непослушный язычок”. Положить язык на нижнюю губу и “пошлёпать” его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.

5.      “Лопаточка”. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.

6.      Дуть с языка в позе “лопаточки” на ватный шарик, вертушку.

7.      “Почисти зубки”. Улыбнуться, показать зубы, кончиком языка облизать нижние зубы сначала из стороны в сторону, затем снизу вверх.

8.      Высунуть язык вдоль языка положить палочку, губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуть. Вдохнув с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Упражнение повторить 4-6 раз.

9.      Повторить предыдущее упражнение, но уже без палочки. Упражнение повторить 4-6 раз.

10.  Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком языка упереться в нижние зубы. На кончик языка положить палочку так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуть в улыбку. Сомкнуть губы насколько позволяет спичка. С силой равномерно выдувать воздух. Контролировать струю воздуха тактильно или с помощью ватки. Упражнение повторить 4-6 раз.

11.  Проделать предыдущее упражнение медленно, вынимая палочку изо рта. Упражнение повторить 4-6 раз.

12.  Проделать предыдущее упражнение без палочки. Упражнение повторить 4-6 раз.  

Артикуляционные упражнения: звуки С', З'.

1.      Слегка улыбнувшись, смыкать и размыкать губы. Повторить упражнение 5-7 раз.

2.      “Накажем непослушный язычок”. Слегка улыбнувшись положить язык на нижнюю губу и “пошлёпать” его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.

3.      “Лопаточка”. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.

4.      Дуть с языка в позе “лопаточки” на ватный шарик, вертушку.

5.      “Почисти зубки”. Улыбнуться, показать зубы, кончиком языка облизать нижние зубы сначала из стороны в сторону, затем снизу вверх.

6.      Открыть рот. Широко улыбнуться распластать язык и напряжённым кончиком языка упереться в нижние зубы. На кончик языка положить палочку так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуть в улыбку. Сомкнуть губы насколько позволяет спичка. С силой равномерно выдувать воздух. Контролировать струю воздуха тактильно или с помощью ватки. Упражнение повторить 4-6 раз.

7.      Проделать предыдущее упражнение медленно, вынимая палочку изо рта. Упражнение повторить 4-6 раз.

8.      Проделать предыдущее упражнение без палочки. Упражнение повторить 4-6 раз.  

Артикуляционные упражнения: звук Ц.

1.      Раздвинуть губы в улыбке и быстро подвигать кончик языка к нижним резцам и обратно. Повторить упражнение 5-7 раз.

2.      Раздвинуть губы в улыбке и быстро “присосать” язык, находящийся между зубами. Повторить упр. 5-7 раз.

3.      Кончик языка просунуть между зубами и слегка прикусить. Быстро выдохнуть, оттянув язык назад. Выдох должен быть толчкообразным. Повторить упражнение 5-7 раз.

4.      Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние зубы) и сильно подуть через язык. Повторить упр 5-7 раз.

5.      Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние зубы) выгнуть спинку языка и коснуться ею верхних резцов. Боковые края языка зафиксировать зубами. Сделать выдох резким, коротким толчком. Повторить упражнение 5-7 раз.

6.      Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние зубы) выгнуть спинку языка и коснуться ею верхних резцов. Сделать выдох резким, коротким толчком. Повторить упражнение 5-7 раз.

7.      Открыть рот, кончиком языка упереться в нижние передние резцы, а его переднюю часть прижать твёрдому нёбу. Произнести звук Т. Губы, в этот момент растянуты в улыбке.  Проконтролировать произнесение, направляя воздушную струю на ладошку. 

Артикуляционные упражнения: звуки Ш, Ж, Ч, Щ.

1.      Накажем непослушный язычок”. Положить язык на нижнюю губу и “пошлёпать” его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.

2.      “Лопаточка”. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.

3.      Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый его край положить тонкий слой ириски. Ребёнок должен приклеить конфету  к нёбу за верхними зубами (работает только язык, нижняя челюсть остаётся неподвижной).

4.      “Грибок”. Присосать широкий язык к  нёбу и широко открыть рот. Губы – в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Удерживать позу под счет от одного до десяти.

5.      Язык поднять к верхней губе. Обхватить им верхнюю губу и удерживать позу 4-5 сек. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

6.      “Вкусное варенье”. Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

7.      “Гармоника”. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская его, открывать и закрывать рот. Рот открывать как можно шире и удерживать позу, как можно дольше.

8.      Улыбнуться, приоткрыть рот, приложить широкий передний край языка к верхний губе и сдуть с кончика языка приклеенную ватку. Края языка должны быть прижаты, а посередине должен образоваться желобок.

9.      “Чашечка”. Рот приоткрыть. Губы растянуть в полуулыбке. Язык сделать широким. Боковые края языка прижать к верхним зубам. Следить, чтобы кончик языка не заворачивался внутрь, и язык не отодвигался далеко внутрь. Удерживать позу 10 сек.

10.  “Паровозик”. Язык находится в позе “Чашечки” и начинает двигаться по коренным зубам вперёд – назад 5 раз. Упражнение повторить 4-6 раз.  

Артикуляционные упражнения: звук Л'.

1.      Широко открыть рот, как для произнесения звука А. Челюсти и губы остаются неподвижными. Расстояние между зубами около 1,5 см, при этом язык лежит внизу ротовой полости. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.

2.      Полуоткрыть рот, высунуть язык, кончик и боковые края языка загнуть “чашечкой”, при этом средняя часть языка лежит на нижней губе. Несколько раз высунуть язык и убрать в форме “чашечки”. Повторить упр. 3-4 раза.

3.      Язык “лопаточкой” лежит на нижней губе, губы слегка улыбаются. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.

4.      Высунуть язык зажать его зубами и протяжно произнести звуки А,  или  Ы. Повторить упр. 3-4 раза.   

5.      Полуоткрыть рот, достать кончиком загнутого языка до твёрдого нёба и быстро поводить кончиком языка, не отрывая его от нёба вперёд – назад, включив голос. Челюсти не должны двигаться, зубы обнажены в улыбке.  

Артикуляционные упражнения: звук Л.

1.      Широко открыть рот, как для произнесения звука А. Челюсти и губы остаются неподвижными. Расстояние между зубами около 1,5 см, при этом язык лежит внизу ротовой полости. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.

2.      Полуоткрыть рот, высунуть язык, кончик и боковые края языка загнуть “чашечкой”, при этом средняя часть языка лежит на нижней губе. Несколько раз высунуть язык и убрать в форме “чашечки”. Повторить упр. 3-4 раза.

3.      Язык “лопаточкой” лежит на нижней губе, губы слегка улыбаются. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.

4.      Высунуть язык, зажать его зубами и протяжно произнести звуки А,  или  Ы. Повторить упр. 3-4 раза.

5.      Полуоткрыть рот, достать кончиком загнутого языка до твёрдого нёба и быстро поводить кончиком языка, не отрывая его от нёба вперёд – назад, включив голос. Челюсти не должны двигаться, зубы обнажены в улыбке.  

Артикуляционные упражнения: звук Р.

1.      Сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5 – 7 раз

2.      “Накажем непослушный язычок”. Положить язык на нижнюю губу и “пошлёпать” его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.

3.      “Лопаточка”. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.

4.      Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый его край положить тонкий слой ириски. Ребёнок должен приклеить конфету  к нёбу за верхними зубами (работает только язык, нижняя челюсть остаётся неподвижной).

5.      “Грибок”. Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы – в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Удерживать позу под счет от одного до десяти.

6.      Язык поднять к верхней губе. Обхватить им верхнюю губу и удерживать позу 4-5 сек. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

7.      Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы – в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Открывать и закрывать рот  под счет от одного до десяти.

8.      Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы – в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты, закрывать рот. С силой выдохнуть воздух ртом.

9.      Рот открыт, язык у верхних альвеол. Произносить быстро Д-Д-Д-Д-Д  (Т-Т-Т-Т-Т), с силой выдыхая воздух.  

Артикуляционные упражнения : звук Р'.

1.      Слегка улыбнувшись, сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5 – 7 раз

2.      “Накажем непослушный язычок”. Положить язык на нижнюю губу и, слегка улыбнувшись, “пошлёпать” его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.

3.      “Лопаточка”. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.

4.      Слегка улыбнувшись, положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый его край положить тонкий слой ириски. Ребёнок должен приклеить конфету  к нёбу за верхними зубами (работает только язык, нижняя челюсть остаётся неподвижной).

5.      “Грибок”. Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы – в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Удерживать позу под счет от одного до десяти.

6.      Язык поднять к верхней губе. Обхватить им верхнюю губу и, слегка улыбнувшись, удерживать позу 4-5 сек. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

7.      Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы – в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Открывать и закрывать рот  под счет от одного до десяти.

8.      Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы – в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. закрывать рот. С силой выдохнуть воздух ртом.

9.      Рот открыт, язык у верхних альвеол. Произносить быстро ДЬ-ДЬ-ДЬ-ДЬ-ДЬ  (ТЬ-ТЬ-ТЬ-ТЬ-ТЬ), с силой выдыхая воздух.  

nsportal.ru

"Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников"

Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников

Артикуляционная гимнастика.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1.     Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

2.     Лучше выполнять упражнения3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

3.     Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

4.     Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положений).

5.     При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

6.     Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

7.     Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

8.     Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

9.     Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

1.     Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.     Показывает его выполнение.

3.     Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4.     Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему - шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.

5.     Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.  Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

  Упражнения для губ.

1.     "Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2.     "Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3.     "Хоботок" - Вытягивание сомкнутых губ вперед.

4.     "Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5.     "Трубочка", "Бублик", "Улыбка", "Хоботок" - Чередование положений губ.

6.     "Кролик" - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

   Упражнения для развития подвижности губ:

1.     Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2.     «Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3.     «Пятачок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4.     «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

5.     Сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

6.     Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».

7.     «Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

8.     «Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

9.     Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые.

  • Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.
  • Удерживать губами карандаш, пластмассовую трубочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат).
  • Удерживать губами марлевую салфетку – взрослый пытается ее выдернуть.

Упражнения для губ и щек:

1.     Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2.     «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3.     «Голодный хомячок».  Втянуть щеки.

4.     Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка:

1.     «Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2.     «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3.     «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4.     «Иголочка», («Стрелочка», «Жало»). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5.     «Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6.     «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

7.     «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка:

1.     «Часики», («Маятник»). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2.     «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

3.     «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4.     «Футбол», («Спрячь конфетку»). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5.     «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти:

1.     «Трусливый птенчик». Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок - «птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

2.     «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» - челюсть опущена на место, на «четыре» - челюсть двигается влево, на «пять» - челюсть опущена, на «шесть» - челюсть выдвигается вперед, на «семь» - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3.     Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

4.     «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

5.     «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба:

1.     Позевывать с открытым и закрытым ртом.

Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2.     Произвольно покашливать.  Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.  Покашливать с высунутым языком.

3.     Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

4.     Глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков).

Глотать капли воды, сока.

5.     Надувать щеки с зажатым носом.

6.     Медленно произносить звуки "к", "г", т, д.

7.     Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

8.     Произносить гласные звуки "а", "э", "и", "о", "у" на твердой атаке.

9. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, "и - а". Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.

10. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Если у ребенка нарушено произношение звуков, то необходимо выполнять только те упражнения, которые способствуют выработки правильного артикуляционного уклада для того или иного звука.

Проведение артикуляционной гимнастики в детском саду. 

Во всех группах можно использовать один комплекс упражнений, однако в каждой возрастной группе требования меняются от простого к более сложному.

Младшая группа.

Детям с трех лет проводят упражнения на тренировку основных, самых распространенных движений языка, а также губ, нижней челюсти. Для воспитанников этого возраста занятия должны проводиться в веселой, игровой форме. Малыши усваивают самые простые навыки, с помощью которых они будут совершенствовать движения своего артикуляционного аппарата дальше. В игровых упражнениях участвуют рот, губы, зубы, а также язык и его кончик.  

1. "Язычок силач" - губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы; выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

2."Окошко" - широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно".

3. "Чистим, зубки" - улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

Средняя группа.

Здесь также используют игровую форму занятий. Упражнения основаны на ранее приобретенных самых простых навыках. Продолжается совершенствование, развитие движений артикуляционного аппарата. Вводятся также новые понятия, тренируются движения губ, языка. Дети учатся придавать языку разные формы. 

1. Упражнение «Улыбочка».  Ц е л ь: Развивать круговые мышцы губ. Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с. 

2. Упражнение «Дудочка»  Ц е л ь: Развивать круговые мышцы губ. Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с.  Детям старших и подготовительных  групп уже проводят упражнения на дифференциацию самых разных звуков. В подготовительной к школе группе (и во второй половине года в старшей группе, когда у детей уже сформировано правильное звукопроизношение) для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков (с учетом последовательности развития ее у детей):

а) гласных: и — у, э — о, и — о, э — у, и — э, у — о;

б) длительных и взрывных согласных: м — б, н — г;

в) носовых и сонорных: м — л, н — л;

г) губных и язычных: б — д, ф — х;

д) взрывных и щелевых: б — в, к — х;

е) переднеязычных и заднеязычных: с — х, д — г.

Эта работа способствует развитию у ребенка фонематического слуха. Она проводится с использованием игровых приемов. Например, воспитатель говорит: «Попищим тоненько, как мышка: иии..., потом погудим, как паровоз: ууу...» При этом он показывает картинки с изображением мышки и паровоза.

Комплекс дыхательных упражнений.

Младшая группа.

Упражнение № 1. «Перекличка животных».

Между детьми распределяются роли различных животных и птиц. Дети должны, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Игра оживляется, если ведущий старается запутать играющих:  называет животное, а смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль. Внимание направлено на длительность и четкость звучания согласных и гласных звуков.

Упражнение № 2. «Топор».

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены “замком”. Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская “тяжелый топор”, произнести - ух! - на длительном выдохе.

Упражнение № 3. «Ворона».

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести: кар!

Средняя группа.

Упражнение № 1. «Поиграем животиками». Цель: формирование диафрагмального дыхания.

В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают - при этом животик надувается, затем выдыхают - животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз - как будто она качается на качелях. Второй вариант. В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.

Упражнение № 2. «Носик и ротик поучим дышать». Цель: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.

Ребенок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. Сначала ребенок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза), показывая указательным пальчиком до носа; а, вдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо рта воздушную струю. Второй вариант. Аналогично проводятся упражнения: вдох ртом - выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом - выдох носом (при вдохе ребенок открывает рот, а при выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком).

Упражнение № 5. «Погудим». Цель: выработка длительного плавного ротового выдоха.

Взрослый демонстрирует детям, как можно подуть в пузырек, чтобы он загудел. Для этого нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, а выдуваемая воздушная струя-“ветерок” быть достаточно сильной. Затем по очереди дети сами дуют в свои пузырьки, добиваясь возникновения гудящего звука. В заключение упражнения все дети дуют одновременно. При обыгрывании упражнения можно предложить малышам несколько вариантов, когда гудение может означать сигнал парохода, паровоза или завывание ветра. Можно использовать пузырек в качестве музыкального инструмента, заставляя его гудеть по сигналу педагога во время исполнения специально подобранной музыки.

Старшая группа.

Упражнение № 1. «Дышим по- разному».

  • Исходное положение - сидя на стуле прямо или стоя:
  • Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный).
  • Вдох через нос, выдох через рот.
  • Вдох через рот, выдох через нос.
  • Вдох и выдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
  • Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
  • Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.
  • Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
  • Вдох через нос, выдох через нос толчками.

          Упражнение №2. «Свеча».

  • Тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на “пламя”. Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.
  • Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2-3 см. и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя её как свечу, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы - левая ладонь во время выдоха как бы “медленно погружается”. Повторите 2-3 раза.

Подготовительная группа.

Упражнение № 1. «Выдох - вдох».

  • Исходное положение - стоя или сидя на стуле. Исполнение - после энергичного выдоха на п-ффф поднять руки, завести их за голову и отклониться назад, делая вдох, затем, делая наклон вперед, достать пол и мысленно считать до 15 - это вдох.

Упражнение № 2. «Поющие звуки».

  • Таблица. И, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю.
  • Произнесите эту таблицу несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух, но на силу голоса не нажимать.

Упражнение № 3. «Птица».

  • Исходное положение стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет раз поднять руки через стороны вверх - вдох, задержать дыхание на один счет, после этого медленно опустить руки через стороны - выдох на протяжном звуке п-ф-ф-ф,- сссс. Повторение 2 раза.

 На занятиях помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики используются  интерактивные, новейшие формы, в создании которых  участвуют  и дети:

- Биоэнергопластика;

- «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);

- Встречи с героями «Весёлых полянок»;

- Использование дидактической куклы Кваки;

- Артикуляционный комплекс  с  трафаретами «Весёлых Язычков»;

- Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация);

- Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов «Звукознайкин и все-все-все»;

- Выполнение артикуляционных упражнений с  применением  «волшебных  палочек – помогалочек»;

- Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики.

Таким образом, артикуляционные  упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

nsportal.ru

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

№1. «ОКОШКО»

ЦЕЛЬ: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

ОПИСАНИЕ: слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для ропевания звука  «А»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

 №8. «ТОЛСТЯЧКИ – ХУДЫШКИ»

ЦЕЛЬ: укремлять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

ОПИСАНИЕ: ребенок поочередно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе (губы сомкнуты), удерживая их в каждом положении 3-5секунд.

№2. «ЗАБОРЧИК»

ЦЕЛЬ: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

ОПИСАНИЕ: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

№9. «ГОРКА»

ЦЕЛЬ: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

ОПИСАНИЕ: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой».Удерживать в таком положениии под сче от1 до 5-10.

№3. «ЧИСТИМ ЗУБЫ»

ЦЕЛЬ: отрабатывать произвольные движения языка, Развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

ОПИСАНИЕ:улыбнуться показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов имитируя чистящее движение.Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

№10. « ЧАШЕЧКА»

ЦЕЛЬ: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

ОПИСАНИЕ: улыбнуться, приоткрыть рот и устано вить  язык на верху в форме чашечки.

№4. «БЛИНЧИК»

ЦЕЛЬ: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном подожении, лежащем на нижней губе.

ОПИСАНИЕ: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

№11. «ЛОШАДКА»

ЦЕЛЬ: отрабатывать подъем языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мыщцы языка.

ОПИСАНИЕ: улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка

(медленно - быстро, громко - тихо).

№5. «ПОКУСАЕМ БЛИНЧИК»

ЦЕЛЬ: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлепывания губами). Научиться удерживать язык распластанным широким.

ОПИСАНИЕ: улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлепывая его губами, произносить: «па-па-па». Произношение слогов (па-па-па) облегчает ребенку выполнение данного упражнения.

№12. «ГРИБОК»

ЦЕЛЬ: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении необходимом для звука «Р». Укреплять мышци языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

ОПИСАНИЕ: улыбнуться  широко открыть рот, присосать язык к небу, так чтобы подъязычная связка была натянута (ножка гриба). Удерживать в таком подложении 5-10 секунд.

№6. «КАЧЕЛИ»

ЦЕЛЬ: отрабатывать движение языка вниз и вверх, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связке – уздечке.

ОПИСАНИЕ: улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться в низ – к подбородку, затем вверх – к носу проделать упражнение 5-10 раз.

№13. «ГАРМОШКА»

ЦЕЛЬ: Укреплять мышци языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

ОПИСАНИЕ: улыбнуться,приоткрыть рот, присосать язык к небу,открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка.

№7. «ФУТБОЛ»

ЦЕЛЬ: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

ОПИСАНИЕ: язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

№14. «ИГОЛОЧКА»

ЦЕЛЬ: развивать подвижность языка.

ОПИСАНИЕ: открыть рот, выдвинуть узкий язык вперед, язык не касается нижней губы.

№15. «БОЛТУШКА»

ЦЕЛЬ:отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.

ОПИСАНИЕ: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить двтжения кончиком языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «БЛ-БЛ».

№.16 «ЧАСИКИ»

ЦЕЛЬ: укреплять мышцы языка отрабатывать его подвижность.

ОПИСАНИЕ: улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому (вправо-влево). Проделать упражнение 10-15 раз.

«ЗМЕЙКА»

Ш-Ш-Ш-Ш….

«ПЕСЕНКА ВОДИЧКИ»

С-С-С-С…

«ПЧЕЛКА»

З-З-З-З…

«ЖУК»

Ж-Ж-Ж-Ж…

«ПАРОВОЗИК»

Ч-Ч-Ч-Ч…

«ХОЛОДНО»

БР-Р-Р-Р…

«МАШИНА»

ДР-Р-Р-Р….

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НАЧИНАЕМ И ЗАКАНЧИВАЕМ УПРАЖНЕНИЕМ №1 «ОКОШКО».

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ И КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

ЗАНЯТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ ПОЗВОЛЯЮТ ВСЕМ – И ДЕТЯМ И ВЗРОСЛЫМ – НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО, ЧЕТКО и КРАСИВО!

nsportal.ru

Комплекс артикуляционной гимнастики

Елена Скоряк
Комплекс артикуляционной гимнастики

Упражнения выполнять, сидя перед зеркалом. Время занятий 5-7 минут

Основной комплекс артикуляционной гимнастики №1

1. «Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

2. «Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.

3. «Лягушка - хоботок». На счёт «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

4. «Окошко». На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто, на счет «два» закрыть poт (окошко закрыто).

5. «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

6. «Иголочка». Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

7. «Лопаточка - иголочка». На счёт «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».

8. «Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

9. «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

10. «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков (с-сь-з-зь-ц) №2

1. «Лягушка-хоботок».

2. «Лопаточка».

3. «Накажем непослушный язычок». Положить широкий язык между зубами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя». А потом прижать зубами: «та-та-та».

4. «Киска сердится». Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

5. «Упрямый ослик». Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить сочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

6. «Трубочка». Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

7. «Чистим нижние зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

8. «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счёт 1-2 поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

9. «Посчитай нижние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков (ш-ж-щ-ч) №3

1. «Лягушка - хоботок».

2. «Лопаточка».

3. «Накажем непослушный язычок». Положить широкий язык между зубами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя». А потом прижать зубами: «та-та-та».

4. «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

5. «Бублик». Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы гак, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удержать губы в таком положении на счёт до пяти.

6. «Фокус». Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки» плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

7. «Лошадка».

8. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу.

Нижняя челюсть не должна двигаться.

9 «Вкусное паренье». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз (можно помазать её вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы.

10. «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба. а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упр. «Лошадка».- В пощёлкивании улавливается нужное движение языка.

11. «Гармошка». Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков (л-ль) №4

1. «Лягушка - хоботок».

2. «Лопаточка».

3. «Накажем непослушный язычок». Положить широкий язык между зубами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя». А потом прижать зубами: «та-та-та».

4. «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю: губу сверху-вниз (можно помазать её вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы.

5. «Качели». •

6.. «Пароход». Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «Ы-Ы-Ы». Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находиться в глубине рта.

7. «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким. передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

8. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. | Нижняя челюсть не должна двигаться.

9. «Чистим верхние, зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

10. «Поймаем звук «л». Улыбнуться. Во время произнесения звука «л» широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук л.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков (р-рь) №5

1. «Качели».

2. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

3. «Чистим верхние зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

4. «Лошадка».

5. «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упр. «Лошадка». В пощёлкивании улавливается нужное движение языка.

6. «Гармошка». Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

7. «Барабан». Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. Язык; упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться, Очень часто при выполнении этого упражнении рот у ребенка закрывается. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка)

8. «Комарик». Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести: Звук з (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается реп при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как ив упражнении «Барабан».

9. «Моторчик». Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука д-д-д или з-з-з {за верхними зубами, см. упр. «Барабан», и «Комарик») быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или просто чистым прямым указательным пальцем самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

Упражнения для формирования напора выдыхаемой струн воздуха.

1. «Загони мяч в ворота». Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы на ватку, лежащую на столе, ладони.

2. «Болтушка». Набрать в легкие воздух. На длительном выдохе широким языком, подняты верхней губе производить движения вперед-назад, задевая при этом за губу. Выдыхать как можно дольше, можно с включением голоса.

3. «Сигнал». Набрав в легкие воздух, с силой дуть, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

maam.ru

Смотрите также