Гимнастика пробуждения

Главная » Здоровье » Гимнастика пробуждения

Гимнастика пробуждения после дневного сна

       Комплексы упражнений для детей среднего дошкольного возраста            

                                   Сентябрь

              Комплекс № 1 «Веселый котенок»

1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.

2. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.

3. И.П.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» — выдох, И.П., вдох (через нос).

4. И.П.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.

5. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши — выдох; развести ладони в стороны — вдох. 6. И.П.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.

                                        Сентябрь

Комплекс №2 «Прогулка по морю»

1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и.п.

2. «Горка». И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и.п.

3. «Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища), держать, вернуться в и.п.

4. «Волна». И.п.: стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток, руки влево, И.П., сесть слева от пяток, руки вправо, и.п.                                                      5. «Мячик». И.П.: о.с., прыжки на двух ногах с подбрасыванием мяча перед собой.                                                                                                                                        6. «Послушаем свое дыхание». И.п.: о.с., мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумное.

 Комплексы упражнений для гимнастики пробуждения

                                 Октябрь

          Комплекс №1 «Прогулка по морю»

1. «Потягушки». И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.

2. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех). И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и.п.

3. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки». И.П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и.п., выдох, наклон.

4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И.п.: о.с. вдох, руки в стороны, выдох, наклон туловища вправо, вдох, выдох, наклон туловища влево.

5. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди). И.П.: о.с., руки за голову, вдох — подняться на носки, выдох — присесть.

6. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза).

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох, и.п.

Октябрь                                                                                       Комплекс №2 «Дождик»

1. И.п. Сидя, ноги скрестить «по-турецки». Сверху пальцем правой руки показать траекторию ее движения, следить глазами. Капля первая упала — кап! То же проделать другой рукой. И вторая прибежала — кап!                                      2. И.П. то же. Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы. Мы на небо посмотрели,                                                                                                           Капельки«кап-кап» запели, Намочились лица.                                                                            3. И.п. то же. Вытереть лицо руками, встать на ноги. Мы их вытирали.                            4. И.П.: о.с. Показать руками, посмотреть вниз. Туфли, посмотрите, мокрыми стали.                                                                                                                                     5. И.П.: о.с. Поднять и опустить плечи. Плечами дружно поведем и все капельки стряхнем.                                                                                                              6. И.П.: о.с. Бег на месте. Повторить 3-4 раза От дождя убежим.                                        7. И. .П.: о.с. Приседания. Под кусточком посидим.

Комплексы упражнений для гимнастики пробуждения

                                           Ноябрь

Комплекс №1  «Прогулка»

1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперед, и.п.

2. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и.п.

3. И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и.п.

4. «Пешеход». И.П. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.

5. «Молоточки». И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.

6. И.П.: О.с., руки на пояс, перекат с носков на пятки.

Ноябрь                                                                                        Комплекс №2 «Неболейка»

1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянyтьcя, и.п.

2. И.П.: сидя, ноги скрестно (поза лотоса), массаж больших пальцев ног, начиная от подушечки до основания.

3. И.П. то же, массаж пальцев рук — от ногтей до основания с надавливанием (внутреннее и внешнее).

4. И.П. то же, руки вперед, массаж-поглаживание рук — от пальцев до плеча.

5. И.П. то же, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть, повторить 5-6 раз.

6. И.П: о.с., ходьба на месте с высоким подниманием колена.

Комплексы упражнений для гимнастики пробуждения

                                        Декабрь

Комплекс №1 «Я на солнышке лежу»

Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку,

Мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите.

1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.

2. И.П.: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох.

3. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и.п. (одновременно опустить).

4. И.П.: лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек.), вернуться в и.п.

5. И.П.: лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на полу, держать, и.п.

6. И.П.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута — вдох, выдох.

                                                        Декабрь                                                                                                                                      К                            Комплекс №2 «Поездка»

1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять правую ногу (прямую), и.п., поднять левую ногу (прямую), и.п.

2. И.П.: лежа на спине, руки перед собой «держат руль», «езда на велосипеде», и.п.

3. И.П.: лежа на спине, руки вверху, поворот туловища вправо, не отрывая ступни от пола, и.п., поворот туловища влево, и.п.

4. И.П.: лежа на спине, руки за головой, свести локти впереди (локти каcaютcя друг друга) — выдох, и.п., локти касаются пола — вдох.

5. И.П.: сидя, ноги скрестно, руки на поясе, руки через стороны вверх вдох, выдох.

6. И.П.: о.с., принять правильную осанку без зрительного контроля (глаза закрыты), повторить 3-4 раза.

Комплексы упражнений для гимнастики пробуждения

Январь                                                                                       Комплекс №1 «Самолет»

1 И.П.: сидя, ноги скрестно. Смотреть вверх, не поднимая головы, и водить пальцем за пролетающим самолетом (сопровождение глазами). Пролетает самолет, С ним собрался я в полет.

2. И.П. то же. Отвести правую руку в сторону (следить взглядом), то же выполняется в левую сторону. Правое крыло отвел, Посмотрел.

Левое крыло отвел, Поглядел.

3. И.п. то же. Выполнять вращательные движения перед грудью и следить взглядом. Я мотор завожу И внимательно гляжу.

4. И.П.: о.с. встать на носочки и выполнять летательные движения.

Поднимаюсь ввысь, Лечу. Возвращаться не хочу.

5. И.П.: о.с., крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз).

6. И.П.: о.с., быстро моргать глазами 1-2 мин.

Январь

Комплекс №2 «Два брата, через дорогу живут...»

1. И.П.: сидя, ноги скрестно, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз).

2. И.П. то же, быстро моргать глазами 1-2 мин.

3. И.П. то же, массировать глаза через закрытые веки круговыми движениями указательных пальцев в течение 1 мин.

4. И.П. то же, тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек. Снять пальцы с века, повторить 3-7 раз.

5. И.п. то же, отвести глаза вправо, влево.

6. И.П. то же, отвести глаза вверх, вниз.

Комплексы упражнений для гимнастики пробуждения

Февраль

Комплекс №1 «Жук»

Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж!» (отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки, то же в другую сторону)

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел (указательным пальцем правой руки совершить движения к носу)

Жук на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть (направление рукой вниз сопровождают глазами)

Жук наш приземлился.

5. И.п.: стоя, ноги врозь. Делать вращательные движения руками «волчок» и встать.

Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» ( Отвести руку в правую сторону, проследить глазами, то же в другую сторону)

Жук, вот правая ладошка, Посиди на ней немножко,

Жук, вот левая ладошка, Посиди на ней немножко.

7. Поднять руки вверх, посмотреть вверх. Жук наверх полетел

И на потолок присел.

8. Подняться на носки, смотреть вверх На носочки мы привстали,

Но жучка мы не достали.

9. Хлопать в ладоши. Хлопнем дружно,

Хлоп-хлоп-хлоп.

10. Имитировать полет жука. Чтобы улететь не смог,

«Ж-ж- ж-ж-ж-ж-ж-ж- ж-ж-ж-ж».

Февраль

Комплекс №2 «Уголек»

1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять прямые ноги вверх, и.п.

2. «Бревнышко». И.П.: лежа на спине, руки вверху, перекат со спины на живот, перекат с живота на спину.

3. «Лодочка». И.П. лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, руки к плечам — вдох, и.п — выдох.

4. «Шлагбаум». И.П.: лежа на животе, руки вдоль туловища, поднять правую ногу, и.п, поднять левую ногу, и.п.

5. «Божья коровка».И.П: сидя на пятках, выпрямиться, потянуться вверх, сесть на пятки, наклон вперед, носом коснуться колен, руки отвести назад, и.п.

6. Ходьба на месте.

Комплексы упражнений для гимнастики пробуждения

                                                         Март

Комплекс №1 «Шалтай-болтай»

1. И. П.. Лежа на спине; ноги прямые. Согнуть ноги в коленях, выпрямить.

2. И. П. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Потянуться, выполняя непроизвольные движения тела.

3. И.П. Лежа на животе, руки под подбородком. Поочередно положить голову на правое, потом на левое плечо.

4. И. П. Лежа на животе, руки под подбородком. Поднять ноги, поболтать ими.

5. И. П. Сидя. Поднять ноги, согнутые в коленях, покачать ими.

6. И. П. Сидя, руки на коленях. Вдохнуть, задержать дыхание, выдохнут

Март

Комплекс №2 «Весёлые жуки»

1. И. П. Лежа на спине, руки, согнутые в локтях перед собой. Поочередное сгибание и разгибание ног, касаясь локтями коленей.

2. И. П. Лежа на спине, руки согнуты в локтях, ноги — в коленях. Побарахтаться, как жучок

3. И. П.. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Надуть живот, как мячик, удержать положение, не дыша, 2-3 секунды.

4. И. П. Сидя, скрестив ноги, руки на коленях. Наклоны к коленям — поочередно к правому, левому.

5. И.П. Лежа на животе, руки под подбородком. Поочередно положить голову на правое, потом на левое плечо.

6. И. П. Сидя, руки на коленях. Вдохнуть, задержать дыхание, выдохнуть.

Комплексы упражнений для гимнастики пробуждения  А                                                      А                                                    Апрель                                                               К                                  Комплекс №1 «Медвежонок»

Медвежонок косолапый спал в берлоге рядом с мамой

А когда весна наступила,

Медведица сына будила:

- Медвежонок, ты вставай

И зарядку выполняй!

Дети лежат на боку, свернувшись калачиком.

С боку на бок повернись,

И на спинку ты ложись.

Переворачиваются на другой бок, затем ложатся на спину.

Глазки сонные протри

И головку подними.

Кулачками протирают глазки, чуть – чуть запрокидывают голову назад, поднимая подбородок кверху.

Влево, вправо посмотри,

Лапки к солнышку тяни.

Повороты головы в стороны, руки поднять вверх.

А теперь скорей садись

И вперед ты наклонись.

Сели на кровати, наклонились, достали ступни ног руками.

Нужно лапки разминать,

Чтобы бегать и скакать.

Разминаем подошвы и пальчики ног.

А теперь пора вставать,

Из берлоги вылезать!

Встают, идут одеваться.

Апрель

Комплекс №2 «Солнышко»

Встало солнышко с утра

Соединяем кончики пальцев рук, изображая шар, поднимаем руки вверх.

Детям тоже встать пора!

Разводим руки в стороны.

Ручки к солнышку протянем,

С лучиками поиграем.

Руки поднимаем вверх, вращаем кистями «фонарики», смотрим на руки.

Вдруг сквозь наши пальчики

К нам прискачут зайчики.

Смотрим сквозь пальцы, слегка касаясь ладошками лица.

Солнечные, не простые,

Зато скачут как живые:

Изображаем зайчиков: руки в кулачки, указательный и средний пальцы вверх — ушки, пошевелим «ушками».

По лобику к височкам,

По носику, по щечкам

По плечикам, по шейке,

И даже по коленкам!

Легко постукиваем кончиками пальцев

Ладошками мы хлопали

И зайчиков хватали,

Хлопаем в ладошки,

Хватательные движения

Но к солнышку лучистому

Зайчишки ускакали!

Руки поднимаем вверх, пальчики «растопыриваем», вращаем кистями.

Комплексы упражнений для гимнастики пробуждения

Май

Комплекс №1 «Мы проснулиссь»

Наконец – то мы проснулись,

Протирают глаза кулачками.

Сладко, сладко потянулись,

Потягиваются.

Чтобы сон ушел, зевнули,

Зевают.

Головой слегка тряхнули.

Покачивают головой из стороны в сторону.

Плечи поднимали,

Поднимают плечи.

Ручками махали,

Руки перед грудью, «ножницы».

Коленки сгибали,

Согнуть ноги в коленях.

К груди прижимали.

Обхватить руками ноги, прижать.

Носочками подвигали,

Носки на себя, от себя поочередно.

Ножками подрыгали.

Вытянуть ноги, потрясти ими.

Не хотим мы больше спать

Пальчиками или ладошками показать.

Будем весело играть

Хлопки в ладоши.

Май

Комплекс №2 «Потягушечки»

1. «Потягушечки».

Вот почти мы все проснулись

И в кроватке потянулись.

И. п. - лежа на спине, руки поднять вверх и опустить за головой, глаза закрыты. 1-2 - потянуться одновременно ногами и руками, растягивая

позвоночник; 3-4 - и. п. Повторить 6 раз 

2. «Проснулись».

Вот проснулись ручки,

Вот проснулись ножки

И хотят скорей бежать

К маме по дорожке.                                                                                                             И. п. - лежа на спине, руки поднять вверх, за головой, глаза закрыты.

1-4 - поочередно тянуть от себя правую и левую руку; 5-8 - правую и левую ногу (носком, затем пяткой).   Повторить 6 раз.

3. «Клубочек».

Не хотим мы простывать,

Хоть и начали дрожать.

Мы совсем уже проснулись,

К солнышку мы потянулись.

И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - свернуться в клубок, дрожать, изображая, что холодно; 3-4 - раскрыться, расслабиться и потянуться, показывая, что наступило тепло, улыбнуться. Повторить 6 раз.

4.        «Пальчики».                                                                                                           Пальчики хотят проснуться,

Чтоб в водичку окунуться.

И. п. - сидя в постели, ноги скрестно. Растирать ладони до появления тепла.

5.        «Умоемся».

А теперь лицо умоем,

Глазки широко раскроем.

И. п. - сидя в постели, ноги скрестно. 1-4 - «умыть» лицо теплыми руками. Повторить 2 раза.

Вот готовы мы вставать,

Бегать, прыгать и играть!

nsportal.ru

гимнастика пробуждения

Гимнастика пробуждения.

БТИ «Осень золотая»

СМИ «Бабочкино утро»

Жила-была бабочка. Маленькая,  красивая, она все лето порхала по цветам, собирая пыльцу. Веселилась со своими подругами-бабочками и не подозревала, что скоро наступят холода.

              Как-то утром бабочка спала на лепестках большого цветка:

Упр.№1 «Бабочка спит» 

И.п.- в «позе эмбриона», лежа на боку – повороты с одного бока на другой.

       Вдруг бабочка проснулась от того, что услышала какой-то еле слышимый шум. Оказалось, что это падали с деревьев листья.

Упр.№2 «Падающий лист» 

И.п. - лежа на животе, руки и ноги в стороны – одновременное поднимание рук и ног вверх и раскачивание из стороны в сторону.

      Поползла бабочка к краю.

Упр.№3 «Бабочка ползет» 

И.п. - лежа на животе, ползание по-пластунски по горизонтальной поверхности.

     Подползла бабочка к краю цветка, посмотрела вниз и увидела, что за ночь многие листья с деревьев упали.

Упр.№4 «Бабочка смотрит вниз»

И.п. - лежа на животе с опорой на предплечье согнутых в локтях рук – «выглядывание» головой.

      Увидела бабочка, что трава, вечером еще зеленая и красивая, немного повяла.

Упр.№5 «Трава повяла» 

И.п. - лежа на спине, руки и ноги вверху выпрямлены – одновременное сгибание ног в коленях, рук в локтевых суставах.

       Бабочка продрогла и решила сделать зарядку для крылышек.

Упр.№6 «Зарядка для крылышек»

И.п. - на «низких четвереньках» – поочередные одновременные маховые движения руками.

       Потом бабочка решила немного свои лапки-ножки.

Упр.№7 «Бабочка разминает свои лапки»

И.п. - на «низких четвереньках» – различные движения ногами.

      Вдруг подул ветер и закачал бабочку вместе с цветком.

Упр.№8 «Цветок качается»

И.п. - «средние четвереньки» – раскачивание вперед-назад.

      У бабочки закружилась голова.

      Упр. №9 «Голова кружится»

      И.п.  - «средние четвереньки» – круговые движения головой.

     Бабочка почувствовала, что у нее нет сил, чтобы взлететь, ведь ее крылышки намокли от росы. Она позвала на помощь. Тут она увидела большого жука-носорога. Он проползал мимо цветка.

Упр. № 10 «Жук-носорог» 

И.п. – «высокие четвереньки» – ходьба.

    Жук услышал голос, но он был старый и не мог понять, откуда его зовут, сел он и стал осматриваться.

Упр.№11 «Жук осматривается» 

И.п. - сидя «задние четвереньки», упор руками сзади - различные движения головой, плечевым поясом, туловищем.

       Так резко жук крутил головой, что она у него закружилась, он упал на спину и не может подняться.

Упр.№12 «Жук упал» 

И.п. - поза «задние четвереньки» -  раскачивание вперед-назад.

      Кое-как жук-носорог стал на ноги. Увидел, что это бабочка его зовет и попытался взлететь к ней на цветок.

Упр.№13 «Жук взлетает» 

И.п. - сидя «по-турецки» - маховые движения руками.

    Жук был уже стар. Он  не заметил на каком цветке сидела бабочка и пролетел мимо. Бабочка поняла, что только солнышко сможет ей помочь: согреет ее, просушит крылышки, и она сможет взлететь. Стала бабочка ходить по цветку и искать солнечный лучик.

Упр.№14 «Бабочка ищет солнечный лучик» 

И.п.- передвижение на «высоких коленях».

     Нашла бабочка лучик, расправила крылышки и стала их сушить.

Упр.№15 «Бабочка сушит крылышки» 

И.п.- «высокие колени» – наклоны туловища вперед-назад с касанием ладонями пола.

     Стала бабочка на край цветка, взмахнула крылышками и полетела навстречу солнышку и новому дню.

Упр.№16 «Бабочка полетела» 

И.п. - стоя, руки в стороны – махи руками вверх-вниз.

nsportal.ru

Гимнастика пробуждения после дневного сна. Планирование занятий с детьми 6–7 лет

Ольга Перницкая
Гимнастика пробуждения после дневного сна. Планирование занятий с детьми 6–7 лет

СЕНТЯБРЬ

1. Пробуждение детей.

Мы проснулись, потянулись

И друг другу улыбнулись.

2. Упражнения лежа на кровати.

а) Потягивание. «Веселые ручки, резвые ножки». И. п. -лежа на спине, руки вдоль туловища поочередно поднимать (правую) левую руку вверх, тянуться, опустить. То же самое (правой) левой ногой. Затем одновременно поднять руки и ноги, потянуться, опустить.

б) «Жучки» - И. п. лежа перекаты на правый, затем на левый бок. Повторить 4-6 раз.

3. Дыхательная гимнастика.

«Садимся в луноход». И. п. узкая стойка, руки вдоль толовища. Вдох – И. п; выдох- полный присед, руки вперед, произнести «Ух!» Повторить 4-6 раз.

4. Самомассаж головы.

«Помоем голову». И. п. сидя на корточках. Педагог дает указания «Включите воду в душе. Потрогайте. Ой, горячая! Добавьте холодной. Намочите волосы. Налейте шампунь в ладошку, намыливайте волосы, хорошо мойте со всех сторон. Берите полотенце. Промокните волосы. Возьмите расческу и хорошо расчешите волосы. Какие вы красивые!

5. Профилактика плоскостопия.

Ходьба босиком по массажным коврикам.

6. Водные процедуры.

ОКТЯБРЬ

1. Пробуждение детей.

Дети глазки открывают,

День с зарядки начинают.

2. Упражнения лежа на кровати.

а) Потягивание. «Выгнулись как котенок». И. п. из позиции «лежа на спине» в кровати.

б) «Жучки барахтаются» - И. п. лежа на спине. Поднять руки и ноги вверх, потрясти

3. Дыхательная гимнастика (Оздоровительная гимнастика для горла).

а) «Ворона» Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимаем голову, то в сторону поворачивает и всюду слышно веселое карканье. Дети протяжно произносят «Ка-а-а-аар» Повторить 4-5 раз.

б) «Змеиный язычок». Представляем как длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка. Повторить 6 раз.

4. Массаж рук.

Раскатывание орехов между ладонями.

5. Профилактика осанки.

«Веселая физкультура» И. п. – стоя между кроватями.

Состязание ребятки, мы начнем сейчас с зарядки.

(ходьба с резким движением рук в стороны)

Для чего нужна зарядка (встать на носки, руки вверх потянуться).

Это вовсе не зарядка – чтобы силу развивать (присесть встать, держать осанку)

И весь день не уставать (наклон назад – выпрямиться)

НОЯБРЬ

1. Пробуждение детей.

Кто спит в постели сладко?

Давно пора вставать.

Спешите на зарядку!

Мы вас не будем ждать!

2. Упражнения лежа на кровати.

а) «Веселые ручки» - И. п. лежа на спине, поднимать руки в стороны и опускать вниз. Повторить 4раза.

б) «Гром» - И. п. лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги к груди обхватить руками. Перейти в И. п.

3. Дыхательная гимнастика.

Игра «Шарик». Надувают шары широко разводя руки в стороны и глубоко вдохнув, выдыхают воздух в «шарик» - «ф-ф-ф», медленно хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух «ш-ш-ш», произносят дети, делая губы хоботком, складывая руки на коленях. Повторить 2-3 раза.

4. Су – Джок терапия.

Я мячом круги катаю

Взад вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко.

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

5. Профилактика плоскостопия.

ДЕКАБРЬ

1. Пробуждение детей.

Улетели сны в окошко,

Убежали по дорожке.

Ну, а мы с тобой проснулись,

И проснувшись улыбнулись.

2. Упражнения лежа на кровати.

а) Потягивание. «Снежная королева» -И. п. лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой).

3. Дыхательная гимнастика.

а) Дышать только через нос. Встать ноги на ширине плеч. Руки поднять вверх ладонями внутрь – вдох, опустить руки вниз – выдох. Медленно 5 раз.

б) Вдох через нос, рот закрыт на удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м» Медленно 6 раз.

4. Самомассаж стоп ног.

«Сапожки». Растирающими движениями помассировать стопу пятки, пальцы. Щиколотку, колени.

5. Профилактика плоскостопия.

Ходьба по массажным коврикам.

6. Водные процедуры.

ЯНВАРЬ

1. Пробуждение детей.

С кроваток быстро поднимайтесь,

На зарядку собирайтесь!

Будем с вами мы играть.

Бегать, прыгать и скакать.

2. Упражнения лежа на кровати.

а) Спокойно сделать вдох, выдох – полным дыханием.

б) Пошевелить пальцами рук и ног.

3. Дыхательная гимнастика.

«Смолой пахнет елочка» - И. п. ноги врозь, руки на пояс. Руки в стороны, глубокий вдох на выдох вернуться в И. п., на выдохе произнести «а-а-ах» 5 раз.

4. Самомассаж ушей.

Уши ты свои найди, и скорее покажи.

А потом, а потом покрутили козелком.

Уши, кажется,замерзли, отогреть их так можно!

А теперь все тянем вниз, ушко ты не отвались!

Раз, два, раз, два вот и кончилась игра!

5. Ходьба скользящим шагом (ЛЫЖНИКИ).

6. Водные процедуры.

ФЕВРАЛЬ

1. Пробуждение детей.

Мы проснулись, потянулись

И друг другу улыбнулись.

2. Упражнения лежа на кровати.

а) Потягивание. И. п- лежа на спине. Упражнение имитирует потягивание кошки, потянуться руками, ногами, наискосок рука- нога.

б) «Велосипед» И. п. - лежа на спине. Потянуто голову и бедра к груди («калачик»)

3. Упражнения для глаз.

а) «Часики» - И. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. На раз – глаз вправо, на два – И. п., на три глаз влево, на четыре – И. п. Повторить 8-10 раз.

б) «Жмурки» -И. п. тоже. На раз – глаза закрыть, на два – И. п., на три – подмигнули одним глазом, на четыре – другим глазом. Повторить 8-10 раз.

4. Самомассаж: «Лепим красивое лицо».

Поглаживаем лоб, щёки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукиваем по коже, словно уплотняет её, чтобы была упругой. (3 раза) .

5. Профилактика плоскостопия.

Ходьба по массажным коврикам.

6. Водные процедуры

МАРТ

1. Пробуждение детей.

Сон прошел и мы проснулись.

Улыбнулись потянулись.

2. Упражнения лежа на кровати.

а) «Потянулись как кошечки» - И. п лежа на спине, произвольное потягивание.

б) «Кошечка на дереве». И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять одну ногу вверх, крепко взять двумя руками за бедро и перебирая руками подняться. Повторить 3 раза.

3. Дыхательная гимнастика.

«Партизаны»- И. п. стоя, палка «ружье» в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На два шага –вдох, на 6-8 выдох с произнесением слова «ти-ш-ш-ш-ина». Повторить 4 раза.

4. Самомассаж лица.

Гномик в пальчиках живет, он здоровье нам несет.

Раз- два- три четыре- пять начал гномик наш играть.

Кулачком у носа кружочки рисовать.

А потом поднялся выше и спустился прямо вниз,

Гном в окошко посмотрел засмеялся, улетел.

Гном нашел у глаза точку вправо, влево покрутил,

На другую надавил, за ушами прятался смеялся надо мной

И хотел играть со мной.

5. Упражнение с бросовым материалом.

«Собери крышки» Собрать пальцами ног крышки в корзину.

6. Водные процедуры.

АПРЕЛЬ

1. Пробуждение детей.

Светит солнце ярко

Стало жарко- жарко

Бабочки проснулись

Дети улыбнулись.

2. Упражнения лежа на кровати.

а) Потягивание. И. п. лежа на спине в кровати. На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по кровати, а левая рука – вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается на выдохе, расслабляясь, ребенок произносит «ид –д- да-а-а-а».

б) Правая нога тянется пяточкой вперед по кровати, правая рука – вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается на выдохе, расслабляясь, ребенок произносит «пин –гал- ла-а-а».

3. Дыхательная гимнастика.

Игра «Шарик». Надувают шары широко разводя руки в стороны и глубоко вдохнув, выдыхают воздух в «шарик» - «ф-ф-ф», медленно хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух «ш-ш-ш», произносят дети, делая губы хоботком, складывая руки на коленях. Повторить 2-3 раза.

4. Массаж головы.

Подушечками пальцев помассировать волосистую часть головы со сдвиганием кожи.

5. Профилактика плоскостопия.

а) сокращение стоп

б) перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку.

в) присед на носки.

МАЙ

1. Пробуждение детей.

Чтоб сосем проснуться,

Нужно потянуться!

2. Упражнения лежа на кровати.

1. Спокойно сделать вдох, выдох – полным дыханием.

2. Пошевелить пальцами рук и ног.

3. Сжать пальцы в кулаки.

4. Согнуть руки в локтях и, подняв их над головой, соединить в замок.

5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.

3. Дыхательная гимнастика. Профилактика осанки.

«Стрекоза». И. п. – стоя между кроватями.

Вот такая стрекоза, (встать на носки, руки вверх через стороны)

Как горошины, глаза. (соединить указательный и большой пальцы обеих рук в круг,

приставить к глазам («очки», повороты в стороны)

А сама, как вертолет, (вращения предплечьями назад-вперед с полу поворотом

Влево, вправо, назад, вперед. налево-направо; наклоны в стороны)

И на травушке – роса, (присед)

И на кустиках роса. (наклоны вперед, прогнувшись)

Мы ладошки отряхнули, (хлопки перед собой, руки поочередно вверх-вниз)

Улетела стрекоза. (мелкие частые движения кистями, руки в стороны)

Попрыгунья испугалась, (руки за голову, наклоны влево-вправо, ладони Только песенка осталась. сложить рупором и «петь»: «Д-з-з-з, д-з-з»).

4. Водные процедуры.

maam.ru

Гимнастика пробуждения после дневного сна для второй младшей группы

Комплекс № 1

«Мы проснулись»

1. «Веселые ручки» - и. п.: лежа на спине. Поднимать руки в стороны и опускать вниз. (4 раза)

2. «Резвые ножки» - и. п.: то же. Поочередно поднимать то одну, то другую ногу. (4 раза)

3. «Жучки» - и. п.: то же. Перекаты на правый, затем на левый бок. (4-6 раз)

4. «Кошечки» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Двигаться вперед-назад, наклоняться вниз, сгибая локти, возвращаясь в и.п. (4 раза)

Ходьба на месте обычная, выходят из спальни на носках.

Комплекс № 2

«Пробуждение солнышка» (первая часть)

1. «Солнышко просыпается» - И. п.: лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево-вправо. (4 раза)

2. «Солнышко купается» - и. п.: то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок. (4 раза)

3. «Солнечная зарядка» - и. п.: то же, руки вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх-вперед. (4 раза)

4. «Солнышко поднимается» - и. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати. (4-5 раз)

5. «Солнышко высоко» - и. п.: сидя на коленях, упор руками спереди. Приподняться на руки и прямые ноги. (4 раза)

6. «Я – большое солнышко» - и. п.: стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться, встать на носки. (4 раза)

Обычная ходьба босиком.

Комплекс № 3

«Пробуждение солнышка» (вторая часть)

1. «Вот как солнышко встает» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Медленно вставать, руки вперед-вверх на каждое слово.

2. «Выше, выше, выше» - и. п.: стоя в вверху разведены в стороны. Наклоны туловища вниз, руки на колени, вернуться в и. п.

3. «К ночи солнышко зайдет» - и. п.: то же. Присесть на корточки, руки опустить.

4. «Ниже, ниже, ниже» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Наклоны головы вниз- вверх-вниз.

5. «Хорошо, хорошо» - и. п.: стоя. Хлопки в ладоши.

6. «Солнышко смеется» - и.п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.

7. «А под солнышком таким веселей живется» - и. п.: то же. Кружение на месте в одну, а затем в другую сторону. (Повторить 2 раза)

Комплекс № 4

«Заинька – зайчишка»

1. «Заинька, подбодрись,        И. п.: стоя, руки вдоль

    серенький, потянись»        туловища. Приподняться

                                                  на носки, руки через

                                                  стороны вверх.

2. «Заинька, повернись,         И. п.: стоя, руки на поясе.

    серенький, повернись»       Повороты туловища

                                                  вправо-влево, затем в и. п.

3. «Заинька, попляши,           И. п.: то же. Мягкая

    серенький, попляши»         пружинка.

4. «Заинька, поклонись,         И. п.: то же. Наклоны

    серенький, поклонись»       туловища вперед.

5. «Заинька, походи,            И. п.: то же. Ходьба на

    серенький, походи»          месте.

6. «Пошел зайка                 Ходьба по ребристой

    по мосточку»                доске.

7. «Да по кочкам,               Ходьба по резиновым

    да по кочкам»               коврикам. 3 притопа.

Комплекс № 5

«Ветерок»

1. «Ветерок» - и. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо, опустить правую щеку на подушку, затем тоже влево. Звукоподражание «фу-у-у».

2. «Полет ветерка» - и. п.: то же. Развести руки в стороны.

3. «Ветерок играет» - и. п.: то же, упор руками на локти.

4. «Ветерок гонит тучи» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Движения туловища вперед-назад, не отрывая ног и рук от кроватки.

5. «Большие серые тучи» - и. п.: то же. Подняться на высокие четвереньки.

6. «Ветер дует на полями, над лесами и садами» - обычная ходьба переходящая в легкий бег.

Комплекс № 6

«Лесные приключения» (часть первая)

1. «Медведь в берлоге» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.

2. «Зайчики – побегайчики» - и. п.: то же. Поочередное поднимание ног в быстром темпе.

3. «Зайчишки – трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались»; вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».

4. «Любопытные вороны» - и. п.: сидя на коленях. Встать на колени, руки развести в стороны и делать взмахи, сказать «кар-р».

5. «Белочки на веточках» - и. п.: стоя возле кровати, руки на поясе. Повороты с пружинкой.

6. «Благородные олени» - и. п.: то же. Ходьба на месте высоко поднимая колени.

Комплекс № 7

«Лесные приключения» (часть вторая)

1. «Медведь в берлоге» - и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.

2. «Зайчишки-трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались», вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».

3. «Волчек-серый бочок» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Поочередное вытягивание ног вверх.

4. «Лисички-сестрички» - и. п.: стоя возле кровати. Имитация движений лисички на месте.

5. «Елочки большие и маленькие» - и. п.: то же, руки на поясе. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову; затем выпрямиться, встать на носки, потянуться, руки вверх.

Комплекс № 8

«Путешествие снежинки» (часть первая)

1. «Снежинки просыпаются» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево-вправо.

2. «Снежинки-пушинки» - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и.п.

3. «Снежинки-балеринки» - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Повороты туловища с вращением кистей.

4. «Снегопад» - и. п.: то же. Медленные приседания с опусканием рук вниз.

5. «Танец снежинок» - и. п. то же. Кружение на месте на носках.

Комплекс № 9

«Путешествие снежинки» (часть вторая)

1. «Снежинки просыпаются» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево вправо.

2. «Снежинки-пушинки» - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и. п.

3. «Клубок снежинок» - и. п.: сидя на кроватке. Колени согнуть и обхватить руками, голову опустить; затем выпрямиться, руки назад, ноги вытянуть, голову вверх.

4. «Снежинки-самолетики» - и. п.: сидя на коленях, руки опущены. Приподняться на коленях, руки в стороны.

5. «Метель заметает снежинки» - и. п.: стоя возле кровати. Наклоны туловища вперед, взмахи руками – «метель».

6. «Снегопад» - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Мелкие приседания с опусканием рук вниз.

Ходьба по ворсистому коврику с притопом и поглаживанием ступни о коврик.

nsportal.ru

Гимнастика пробуждения

Ирина Кузнецова
Гимнастика пробуждения

Гимнастика пробуждения у нас в «Рябинушке»

Цель: обеспечить постепенное пробуждение организма ребенка, подготовку его функциональных систем к более интенсивным нагрузкам.

Ход занятия

Пробуждение детей под звуки тихой музыки, с постепенным нарастанием громкости.

Воспитатель:

Солнышко проснулось,

Всех детишек разбудило.

И дети стали расти (потягивание)

Гимнастика пробуждения

(И. п. - лежа на спине руки, поднимают в верх и опускают на кровать. Поочередно тянут то правую, то левую руку, то правую, то левую ногу. Одновременно руки и ноги, потягиваемся).

Воспитатель: - Вот проснулись наши ручки и ножки. "Разбудим" наши ладошки, ушки, щечки. Солнышко проснулось и детишек приласкало. Гладим наши ручки (поглаживание рук). Солнышко согрело наши ладошки, они стали теплые. Гладитм наши щечки. (имитация движений умывания. Элементы самомассаж).

Воспитатель: - Пробудились наши щечки, наши ручки, а теперь наши ножки зашагают по дорожкам.

(Дети становятся на индивидуальные массажные коврики).

Комплекс упражнений:

"Потягивание"

И. П. - стоя, пятки вмести, носки врозь, руки вдоль туловища.

1, 2 - руки через стороны вверх - вдох.

3, 4 - руки через стороны вниз - выдох. (Повтор 3 раза).

"Часики" (Наклоны головы вперед, назад)

И. П. - пятки вмести, носочки врозь. Животики втянуть, руки на поясе.

Тик - так, тик - так,

Я умею делать так.

Тик - так, тик - так,

Все часы идут вот так. (Наклоны головы вправо, влево. 3 р.)

"Плечики"

И. П. - пятки вмести, носочки врозь.

Животики втянуть, руки на поясе.

Плечи вверх, плечи вниз.

Птичка села на карниз. (Повтор 3 р.)

"Веселые клоуны"

И. П. - ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Я на право наклонюсь.

Я на лево наклонюсь. (2р)

До носочков дотянусь.

До носочков дотянусь. (2р)

(Повтор упр. 3р)

"Мячики" (прыжки на мести).

И. П. - ноги вместе, руки на поясе.

Врозь - вмести,

Мячик не стоит на месте.

Восстановительные упражнения, с элементами дыхательной гимнастики.

1,2,3,4,5, - все умеем мы шагать.

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

Ходьба босиком по корригирующим дорожкам.

Профилактика плоскостопия. Мы шагаем по дорожкам укрепляем наши ножки:

Упражнения с массажными мячиками:

Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)

Помассируем бока. (катаем между ладошек)

«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)

Комплекс упражнений, проводимых в положении сидя на стульчиках («согреем замерзшие ножки после прогулки по снегу»): ноги вытянуть вперед, сжимать и разжимать пальцы на ногах; ноги вытянуть вперед, тянуть ноги то носками, то пятками; ноги вытянуть вперед и соединить, «рисовать» ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); ноги поставить всей ступней на пол, поднимать ноги на носки, максимально отрывая пятки от пола; из того же и. п. поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола. Каждое упражнение повторить шесть- восемь раз.

После упражнений проводятся закаливающие процедуры с учетом индивидуальных особенностей детей.

Самомассаж по профилактике простудных заболеваний:

Самомассаж “Неболейка” [4]

Слова Действия

Знаем, знаем – да, да, да,

Нам простуда не страшна. потирать ладони друг о друга.

Чтобы горло не болело,

Мы его погладим смело. Погладить ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать. Указательными пальцами растираем крылья носа.

Лоб мы тоже разотрём,

Ладошку держим козырьком. Прикладывать ко лбу ладони “козырьком” и растирать лоб движениями в разные стороны.

“Вилку” пальчиками сделай,

Массируй ушки ты умело. Раздвинуть указательный и средний пальцы. растирать точки за и перед ушами.

maam.ru

гимнастика пробуждения

    Гимнастика пробуждения в игровой форме.

Цель: Формировать у детей привычки к здоровому      

            образу жизни. Обеспечить постепенное

            пробуждение организма ребёнка, подготовку

            его функциональных систем к более

            интенсивным нагрузкам. Воспитывать

            физическую культуру(соблюдение гигиены

            тела, умение делать точечный массаж),

            правильно пробуждаться после сна.

Ход: Ребята, вставать пора

          Просыпайтесь детвора.

          Улетели сны в окошко

          Убежали по дорожке

          Одеяла в сторону, пусть вам не мешают

          Ведь гимнастика всем вам расти помогает.

          Ну а мы с тобой проснулись

          И проснувшись, улыбнулись

          Посильнее потянулись

          Первый разик на спине

          А потом на животе

         На бочок перевернулись

         И ещё раз потянулись

         Ноги вверх мы поднимаем

         И тихонько опускаем

         А теперь мы с вами дети

         Поедем на велосипеде

         Подбородком грудь достанем

         К потолку глаза подняли

         Влево – вправо посмотрели

         На кроватку тихо сели

         Руки в стороны подняли

         Крепко так себя обняли

         Наклонились, потянулись

         До носочков дотянулись

         Распрямились и опять

         Будем ноги поднимать

         А теперь на ноги встанем

         И большими станем.

(Поднимаем сцепленные руки вверх – вдох, опускаем вниз-выдох «ух-ух»).

( Идём по массажным дорожкам для плоскостопия):

        Босиком проходим дружно

        Спинка ровная прямая

        Улыбайтесь наступая

        Чтобы вырасти здоровым

        Нужно помнить, нужно знать

        И зарядку пробужденья

        Ежедневно выполнять.

nsportal.ru

Оздоровительная гимнастика пробуждения после сна

Наталия Андреевна Полякова
Оздоровительная гимнастика пробуждения после сна

Цель: укрепление здоровья.

Задачи: формировать умение выполнять упражнения, формирование правильной осанки, воспитание у ребенка сознательной потребности ЗОЖ.

Материалы и оборудование: тактильные дорожки, звездочки на пол, аудиозапись, иллюстрации

Ход занятия

1. Вступление. Пробуждение под музыку

Стало солнце подниматься

Стали детки просыпаться.

Солнце лучики пустило,

И ребяток разбудило.

Им вставать уже пора,

Ждет их новая игра.

2. Упражнение в кровати:

Все проснулись? Потянулись!

С боку на бок повернулись, -

И на спинку все легли,

Расшатались как могли.

Ручки вверх и ножки вверх,

Пошалить сейчас не грех. Лежа на спине

Упражнение «жучок»

3. Упражнение на кровати:

Сели! Посидели!

Головой повертели.

Вправо, влево, вбок, вперед,

А потом наоборот.

Руки вверх подняли

Ими помахали

Солнце ласковое встало

Всех детишек приласкало….

4. Закаливание:

А теперь скорее встали

И все дружно пошагали.

По дорожке, по песочку,

По камушкам, по кочкам.

Ножки закаляются,

Детки не пугаются.

Ходьба по резиновым коврикам, камушкам, массажным дорожкам под музыкальное сопровождение

5 Упражнение на дыхание:

Дыхательное упражнение «Снежинки»

На полянку мы пришли

Сколько снега посмотри

Упражнение «Снежок»

Из снежинок ком слепили

И снежочек получили

Мы снежок зажмем в руке

Зажимаю в кулаке

Зажимаю, разжимаю.

Руки смело поменяю

Раз, два, три, 4,5

Будем мы с снежком играть.

Будем мы снежки катать

Наши ножки разминать (катают ногами)

Ногу смело поменяю

Раз, два, три, 4,5

Будем мы с снежком играть.

6 Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).

Вос-ль: Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы щёчки краснели, чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!

Воспитатель: Закаляйтесь, дети,

Всем желаю от души,

Закалённым быть, здоровым,

К жизни быть всегда готовым!

Здоровье в порядке,

Спасибо зарядке!

МБДОУ "Детский сад "Солнышко"

Оздоровительная гимнастика пробуждения после сна

Инновационная форма проведения гимнастики пробуждения

Подготовил:

Воспитатель группы №5

Полякова Н. А

Тамбов 2016

Комплекс гимнастики пробуждения:

1 младшая группа 4-5 минут

2 младшая группа 5-6 минут

Средняя группа 6-8 минут

Старшая группа 8-10 минут

Подготовительная группа 10-12 минут

Целью гимнастики пробуждения является создание таких двигательно-игровых условий, при которых дети смогли бы естественным образом перейти из состояния сна, покоя - состояние оптимальной психофизической готовности.

После пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна, а также от степени утомления организма в целом. Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма. Ведь во второй половине дня дети участвуют в непосредственно-образовательной деятельности, которая требует от них определённых волевых усилий для общения. Однако нервная система еще не готова это воспринять.

Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя комплекс упражнений на кровати, дети постепенно переходят из фазы расслабления в фазу напряжения, что соответствует естественной биологической последовательности развития человека

Задачи:

1. Обучающие задачи. Учить выполнять упражнения из разных исходных положений, добиваясь естественности, лёгкости.

2. Развивающие задачи. Развивать координацию движений рук и ног, ловкость, умение ориентироваться в пространстве. Закреплять двигательные навыки (в ходьбе, в прыжках, в перешагивании). Активизировать двигательную деятельность, используя игровой сюжет.

3. Воспитывающие задачи. Воспитывать осознанное отношение детей к своему здоровью

Литература

Ефименко Н. Н. «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». Авторская программа. - г. Таганрог, 2013.- 68 с.

2. Ефименко Н. Н. Малый театр физического воспитания и оздоровления детей первых трех лет жизни. - г. Таганрог, 2005.-73 с.

3. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.

4. Оськина Т. В. Современные физкультурно-оздоровительные технологии как средство здоровьесбережения в ДОУ / Т. В. Оськина // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 47-49.

maam.ru

Гимнастика пробуждения в детском саду.

«Гимнастика пробуждения в детском саду».

            Звери птицы всегда отдыхают, когда устают, так они накапливают силы. Так же и людям, а особенно детям необходим отдых.

 Мозг – самый большой труженик в человеческом организме, чтобы не привести к перегрузке центральную нервную систему, следует соблюдать режим, обеспечивающий чередование периодов большей и меньшей активности мозга. Так как клетки головного мозга утомляются пропорционально времени непрерывного бодрствования, то дневной сон по-прежнему необходим, он является своеобразной передышкой. Во сне восстанавливается затраченная детским организмом энергия, нормализуется деятельность нервных клеток головного мозга, создаются условия для дальнейшего развития ребёнка. Во время сна интенсивно работают железы внутренней секреции, в кровь активно поступает гормон роста, и дети во сне растут.

  Согласно представлениям физиолога И.П.Павлова, сон - это процесс торможения, который распространяется на кору и подкорковые центры головного мозга человека. Во время сна снижается обмен веществ, дыхание становится поверхностным и редким. Температура тела снижается, снижается объём циркулирующей крови, все крупные мышцы расслабляются. Чередование сна и бодрствования – необходимое условие нормального функционирования человеческого организма. Между сном и бодрствованием есть ещё и промежуточное, так называемое «просоночное» состояние. Специалисты объясняют это эффектом инерции сна, т.е. после сна человеческому мозгу требуется время для полного пробуждения и включения в работу. В этом состоянии человек уже может слышать некоторые негромкие звуки, однако снижен объём кратковременной памяти и человек ещё не может активно действовать.

 Поэтому пробуждение должно быть медленным и спокойным, все действия воспитателей и родителей, звуки – мягкими и ласковыми. Можно включить негромкую музыку (мелодичную), вызывающую положительные эмоции. Для пробуждения желательно использовать произведения композиторов – классиков (Моцарта, Чайковского, Шопена и др.), а также музыку имитирующую звуки природы. Под музыку дети просыпаются, некоторое время слушают её, кто хочет идёт в туалет, а потом выполняют упражнения в постели.

 Чтобы пробуждение прошло удачно и ребёнок чувствовал себя бодро, полезно научить его сделать ещё в постели несколько упражнений и потягиваний. Ведь сон суть и длительная разгрузка позвоночника, и когда после сна мы вскакиваем с кровати, этот орган испытывает неожиданные резкие перегрузки. Это может привести к смещению межпозвонкового диска с нарушением функции позвоночника и других органов. Поэтому просыпаться надо правильно. Потянитесь сначала руками, потом ногами (причём тянемся не носком, а пяткой!). Теперь поворачиваемся на живот, встаём на колени и снова вытягиваемся на кровати, растягивая позвоночник по всей его длине.

 Ещё для растягивания позвоночника, лёжа на боку, левую руку вытянуть вперёд и одновременно левую ногу назад. То же самое повторить с правыми конечностями. После этого не надо сразу же вскакивать с постели, а немножко спокойно посидеть.

 Для активизации сердечно - сосудистой и дыхательной системы надо лёжа на спине сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, при этом, напрягая живот и выпячивая его при вдохе, а при выдохе – втягивая его в себя.

 Хорошо действует легкий массаж или самомассаж тела и стоп малыша. Ещё одно хорошее упражнение для пробуждения – большим и указательным пальцами помассировать рефлексогенные зоны уха, расположенные на мочке, что будет способствовать циркуляции крови и приливу энергии.

 Так как же не надо будить ребёнка?

- Резкое пробуждение может напугать ребёнка и нанести ему психологическую травму, поэтому неприемлемо:

1) будить ребёнка резким командным голосом или криком;

2) включать громкую музыку;

3) включать яркий свет;

4) будить в спешке и торопить ребёнка.

 Гимнастика пробуждения проводится после (утреннего) дневного сна. Её цель – сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. Она может состоять из 4-6 упражнений, которые дети выполняют лёжа или сидя в постели поверх одеяла. Можно заменить комплекс гимнастики пробуждения самомассажем или речевыми упражнениями с движениями. Всё это создаёт определённый ритуал пробуждения, что способствует у ребёнка выработке рефлекса приятного пробуждения.

Для того чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, а также желание выполнять упражнения вместе с воспитателем используются игровые упражнения, сопровождаемые различными стихами.

Комплекс № 1. "Медвежата".

Проснись дружок, и улыбнись.
С боку на бок повернись
И в медвежонка превратись
(поворачиваются направо, затем налево).
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили!
Вот так. Вот так
Головой своей крутили
(повороты головой).
Вот мишутка наш идет,
Никогда не упадет.
Топ-топ, топ-топ,
Топ-топ, топ-топ.
(имитация ходьбы).

Мед медведь в лесу нашел –
Мало меду, много пчел
(махи руками).
Мишка по лесу гулял,
Музыканта повстречал.
И теперь в лесу густом
Он поет под кустом.
Дыхательная гимнастика.
Глубокий вдох,
На выдох: «М-М-М».
Были медвежатами,
Станьте же ребятами.

Комплекс № 2. "Я на солнышке лежу".

Солнышко проснулось
И нам всем улыбнулось
(дети улыбаются).
Вспомним солнечное лето,
Вспомним вольную пору.
Вспомним речку голубую
И песок на берегу

(Воспитатель говорит: «Повернитесь на живот, пусть ваши спинки погреются на солнышке»).

Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу.
Только я все лежу, 
И на солнышко гляжу
(лежа на животе, движения ногами).
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно
(движения руками).
Вышли на берег крутой,
И отправились домой
(имитация ходьбы).

Дыхательная гимнастика:
«Гребля на лодке» (сидя, ноги врозь)

Вдох – живот втянуть (руки вперед), 
Выдох – живот выпятить (руки в стороны), (5-6 раз).

А теперь гуськом, гуськом
К умывальнику бегом.

Комплекс № 3. "Дождь".

Что такое, что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней,
И по крыше бьет быстрей
(ударяют подушечками пальцев одной руки по ладошке другой).
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки
(поднимают руки вверх, потягиваются)
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас, детей
(машут руками)

Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло
(поворачивают голову направо, налево).
А теперь на ножки встанем,
И большими станем
(И.п. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произношением слова Ух-х-х).

Комплекс № 4.

Тили-тили-тили-дон,
Что за странный перезвон.
То будильник наш звенит,
Просыпаться нам велит.

Прогоню остатки сна 
Одеяло в сторону.
Нам гимнастика нужна
Помогает здорово.

Мы проснулись, потянулись.
С боку набок повернулись,
И обратно потянулись.
И еще один разок,
С боку набок повернулись,
И обратно потянулись.

Ножки мы подняли,
На педали встали.
Быстрей педали я кручу,
И качу, качу, качу.
Очутились на лугу.
Крылья пестрые порхают,
Это бабочки летают.

Встанем у кроватки дружно.
И посмотрим мы в окно.
Шел петух по двору,
Крикнул нам «Ку-ка-ре-ку!»
Крыльями похлопал,
Ножками потопал.

Ну и мы в ответ ему
Крикнем все «Ку-ка-ре-ку!»
Наши ножки, наши ножки
Побежали по дорожке.

(Движения выполняются в соответствии со словами).

Комплекс №5.

Проснись дружок, и улыбнись.
С боку на бок повернись
И в зайчишку превратись
(поворачиваются направо, затем налево).

Чтобы прыгнуть дальше всех, 
Зайка лапки поднял вверх.
Потянулся и ….  прыжок
(тянутся, лежа на спине,
опускают руки вниз).
На спине лежат зайчишки, 
Все зайчишки шалунишки:
Ножки дружно все сгибают,
По коленкам ударяют.

Вот увидел он лисичку,
Испугался и затих
(прижать руки к груди,
затаить дыхание).

Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим
(лежа на спине, движение ногами,
имитирующие бег).

Были вы зайчишками,
Станьте ребятишками.

В результате такого подхода к этому режимному моменту видим:

– пробуждение проходит безболезненно для ребенка;
– он легко включается в игровые упражнения;
– получает положительный эмоциональный настрой;
– легко переходит к игровой деятельности.

nsportal.ru

Смотрите также