Гимнастика лфк

Главная » Здоровье » Гимнастика лфк

ЛФК - это что за метод? Комплекс упражнений ЛФК после переломов

Лечебная физическая культура (ЛФК) – это неспецифический метод реабилитации и тренирующей терапии с помощью спорта и физической культуры. ЛФК имеет лечебно-профилактическую цель для ускорения процесса восстановления здоровья человека и является самостоятельной медицинской дисциплиной.ЛФК это

Лечение с помощью ЛФК

ЛФК – это обязательный элемент в лечении пациентов, которые имеют повреждения или заболевания костно-мышечной системы, так как без применения лечебной физкультуры нарушенная функция опоры и движения практически не восстанавливается.

Даная методика применяется не только для исключения заболевания или повреждения, но и для профилактики некоторых заболеваний, чтобы избежать осложнений и обострений, а также ЛФК является действующим средством восстановления трудоспособности.

Физические упражнения являются стимуляторами всех жизненных функций в организме человека, поэтому, ЛФК – это основное средство для восстановления трудоспособности.

Лечебная физкультура является одним из самых важных элементов комплексного лечения в современном мире. Комплекс ЛФК несет в себе идеально подобранные упражнения для каждого человека индивидуально. Главным достоинством комплексного лечения является то, что оно оказывает действие не только на патологически измененные системы органов, органы или ткани, но и в целом на весь организм.

Действие ЛФК

Если четко выполнять правила лечебной физкультуры, можно:

- улучшить показатель физической работоспособности больного;

- восстановить показатель физической работоспособности;

- улучшить и восстановить общий обмен веществ;

- восстановить психо-эмоциональный тонус больного;

- улучшить действие кардиореспираторной функции организма;комплекс лфк

- расширить функциональные возможности кардиореспираторной системы;

- улучшить и восстановить равновесие пациента;

- улучшить и восстановить координацию движения;

- укрепить мышцы;

- восстановить физическую активность;

- улучшить кровообращение;

- улучшить лимфообращение;

- улучшить иммунитет;

- создать профилактическое действие;

- предотвратить болевой синдром;

- добиться эффекта закаливания.

А также, используя ЛФК-упражнения, можно добиться:

- уменьшения болезненных ощущений;

- укрепления мышц и связок;

- ускорения роста здоровой ткани, как хрящевой, так и костной;

- очищения тканей от токсинов и шлаков, чему способствует усиленный кровоток.

Упражнения лечебной физической культуры для позвоночника

Для восстановления отдельных частей опорно-двигательной системы прилагаются разные ЛФК–упражнения. Например, для декомпрессии позвоночника понадобится выполнение ряда специфических упражнений, о которых расскажем далее.

Вис-упражнения

1. Вис на перекладине. Во времлфк упражненияя данного упражнения следует постараться полностью расслабить все спинные мышцы, сосредоточившись на позвоночнике.

2. Полувис на перекладине. Во время данного упражнения ноги должны находиться на полу, это упрощает выполнение задачи. Принцип остается тот же, нужно полностью расслабить мышцы.

3. Вис на шведской стенке. Движение выполняется лицом к стенке. Следует отогнуть ноги назад и постараться прогнуться. Данное упражнение стимулирует растяжение всего позвоночника.

Упражнения лежа

1. Упор на стол. Следует упереться кистями в письменный стол, держа при этом руки под реберными дугами. Далее следует наклонять туловище вперед, не отрывая ноги от пола. Нужно сконцентрироваться на позвоночнике и постараться прочувствовать, как он растягивается.

2. Упражнение в положении лежа. Следует лечь на живот, вытянув руки вперед, потянуться. Упражнение стимулирует растяжение грудного отдела позвоночника.

3. В положение лежа. Нужно лечь на спину, руки при этом отвести за голову, потянуться. Данное движение стимулирует растяжение поясничного отдела позвоночника.

Упражнения лечебной физкультуры для шейного отдела

1. Для выполнения данного упражнения следует надавить на ладонь лбом, напрягая при этом шейные мышцы. Длится упражнение 5-7 секунд, повторяется 3 раза. После этого следует надавить на ладонь затылком, повторить 3 раза по 5-7 секунд.

2. Следует напрягать мышцы шеи, надавливая на левую ладонь левым виском, а также на правую ладонь правым виском. Выполнять упражнение следует по 5-7 секунд, повторить 3 раза.

3. Сначала нужно слегка запрокинуть голову назад, а затем медленно нагнуть вперед, прижимая к яремной ямке подбородок. Повторить упражнение следует не менее 5 раз.

4. В исходном положении следует держать плечи и голову прямо. Затем повернуть голову вправо, насколько это будет возможно. Проделать движение более 5 раз. Повторить повороты в другую сторону.

5. В исходном положении следует прижать подбородок к шее. В таком положении повернуть голову сначала вправо более 5 раз, затем влево такое же количество раз.

6. Выполняя последнее движение, голову нужно запрокинуть назад. А затем постараться правым ухом коснуться правого плеча, а левым ухом – левого плеча. Проделать упражнения более 5 раз на каждую сторону.

Лечебная физическая культура для поясничного отдела

Обеспечить правильное лечение можно в случае, если с пациентом работает инструктор ЛФК. Но в случае профилактических действий заниматься лечебной физкультурой можно и самостоятельно.инструктор лфк

1. Вис или полувис. Это упражнение выполняется на перекладине, либо касаясь ногами пола, либо нет. В любом случае эффект от упражнения будет положительным. Висеть, расслабив мышцы, следует несколько подходов по 1 минуте.

2. В исходном положении человек стоит, держа руки на бедрах. Следует выполнить по десять наклонов вперед и назад, влево и вправо.

3. Стоя и держа руки на бедрах, следует выполнить движения тазом влево и вправо, вперед и назад, в каждую сторону по 10 раз.

Упражнения на полу

1. Нужно встать на колени и упереться в пол руками, затем сложиться в виде перочинного ножа и вернуться в исходное положение. Повторить данное движение следует 15-25 раз.упражнения лфк

2. Упражнение лежа на животе. Следует согнутыми руками упереться в пол, затем выпрямить руки и, не отрывая ног от пола, отжаться. Упражнение следует повторить 10-20 раз.

3. Следует встать на колени, упираясь в пол прямыми руками. Затем нужно прогнуть спину вверх как можно больше и вернуться в исходное положение. Также повторить 10-20 раз.

4. Упражнение лежа на спине. Следует прижать колени согнутых ног к груди и вернуться в исходное положение. Так продолжать 10-20 раз.

Обычно инструктор ЛФК советует проделывать все движения мягко и не торопясь. Ждать, как позвоночник будет хрустеть, становясь на место, не нужно, так как данные движения годятся лишь для профилактического, домашнего использования.

ЛФК при переломахлфк при переломах

Лечебная физкультура просто необходима при восстановлении организма после перелома. Для этого используют подобранный комплекс упражнений.

1. Чтобы вернуть поврежденному суставу подвижность, нужно выполнять вращение поврежденной рукой или ногой, повторяя движение около 10 раз. Следует учитывать тот факт, что нельзя применять данное движение в несколько первых дней после того, как сняли гипс.

2. Привести мышцы в тонус поможет такое упражнение. Пострадавшую ногу или руку необходимо поднять под углом приблизительно в 30 градусов по направлению вперед и задержать так несколько секунд. Несколько раз повторить движение.

3. Чтобы привести в тонус мышцы боковой и задней поверхности бедер, следует выполнить движения с использованием опоры. Нужно выполнить махи правой и левой ногами вперед и вбок по 10 раз, при этом следует держаться за опору.лфк после перелома

4. Применяется это упражнение ЛФК после перелома ноги и создает неплохой эффект для укрепления икроножной мышцы. Также понадобится опора. Стоя лицом к опоре, нужно взяться за нее руками, а затем медленно приподняться на носочки и также медленно спуститься на стопу. При необходимости увеличения нагрузки можно выполнять движения на одной ноге.

Массаж

Массаж ЛФК способствует снятию боли и напряжения мышц. Исследователи подтвердили, что во время массажа, мышца растягивается и благодаря этому уменьшается воспалительная реакция клеток. Это доказывает, что массаж будет очень полезным для восстановления организма после травм.

С помощью вибрации, давления и трения можно оказывать воздействие на органы и ткани организма человека. Чтобы достигнуть лечебного эффекта, массаж следует делать специальными аппаратами, но в профилактических целях его можно сделать и руками.массаж лфк

Можно сделать вывод, что ЛФК – это очень удобная, в большинстве случаев безболезненная терапия, с помощью которой можно не только вылечить больного, но и предотвратить некоторые заболевания абсолютно здорового человека.

fb.ru

Комплекс лечебной физкультуры - упражнения, польза при заболеваниях позвоночника и суставов

От профессиональных занятий физкультурой лечебная гимнастика отличается тем, что ее упражнения не настолько интенсивны и направлены на реабилитацию больного. Она помогает развить выносливость, повысить силу, закалить организм. Это важно для выздоровления и ведения правильного образа жизни в будущем. Преимуществом лечебной физкультуры, или ЛФК, является отсутствие побочных эффектов. Оздоровительная гимнастика, наоборот, восстанавливает пострадавший орган.

Что такое лечебная гимнастика

Это физическая нагрузка, состоящая из комплекса упражнений, направленных на восстановление состояния здоровья взрослого или ребенка с неврологическими, кардиологическими, ревматологическими, травматологическими и другими проблемами. Лечебная физкультура необходима для избавления от болей, увеличения двигательной активности и улучшения координаций движений. Помимо реабилитации, используется в медицине для восстановления эмоционального и психического состояния, а также в качестве профилактики многих заболеваний.

Лечебная гимнастику под присмотром врача

Особенности

Основным отличием гимнастики является статичность упражнений. Они выполняются медленно, чтобы под напряжением достичь нужного оздоровительного эффекта. Упражнения имеют точечный характер, т.е. направлены на восстановление жизнедеятельности определенного органа. При серьезном заболевании гимнастика проводится под контролем инструктора ЛФК в специальном кабинете. Для некоторых упражнений может использоваться спортивный инвентарь: доски для вытяжения, кушетки, скамейки для пресса, фитбол.

Что является основным терапевтическим методом ЛФК

Главными методами ЛФК выступают специально подобранные физические упражнения, с помощью которых лечат определенное заболевание. По сути, это основная задача оздоровительной программы. Наименование конкретной методики ЛФК включает патологическое состояние или заболевание, при котором она показана. Артроз тазобедренного сустава, например, рекомендуют лечить утренней гимнастикой.

Показания

Список показаний к применению лечебной физкультуры включает большое количество заболеваний опорно-двигательного аппарата, нервной, сердечно-сосудистой и других систем. В каждом случае подбирается индивидуальная программа, которая позволит воздействовать на больной орган. В целом, лечебная физическая культура показана при:
  • искривлении позвоночника;
  • параличе;
  • реабилитации после операции;
  • ортопедических заболеваниях;
  • посттравматическом восстановлении;
  • неврологических заболеваниях;
  • парезах, проявляющихся ослаблением органов;
  • болезнях сердца и сосудов.

Восстановительная программа

Средства и формы ЛФК

Под средством ЛФК понимают действующие лечебные факторы, которые используются для реабилитации больного. В этот список входят:

  • ходьба;
  • гимнастика в воде;
  • плавание;
  • занятия на тренажерах;
  • восхождения;
  • щадящая акробатика.

Форма лечебной физкультуры – это тип организации тренировок, в рамках которой осуществляются методы и применяются средства ЛФК. Они используются не по одному, а в комплексе для достижения большего эффекта. Основными формами лечебной физкультуры выступают:

  • гидрокинезитерапия;
  • утренняя гигиеническая гимнастика;
  • спортивно-прикладные упражнения;
  • ближний туризм;
  • подвижные и спортивные игры;
  • производственная гимнастика;
  • прогулки;
  • оздоровительный бег;
  • трудотерапия;
  • обучение бытовым навыкам и ходьбе;
  • терренкур;

Виды лечебной гимнастики

Упражнения гимнастики разделяются на виды по разным критериям. По методу проведения они могут быть индивидуальными или групповыми, а по степени активности – пассивными и активными. В первом случае, при выполнении больной практически не испытывает напряжения, а сами движения выполняются инструктором. Активные движения могут делаться самим пациентом. По другим критериям выделяются следующие виды гимнастики:

  1. Статические и динамические. Первые заключаются в удерживании положения в течение определенного количества времени. Динамические – предполагают выполнение ряда движений.
  2. На растяжку и расслабление. Они помогают снять утомление с мышц.
  3. Дыхательные. Показаны при заболеваниях в органах дыхания. Такие упражнения благотворно влияют на все ткани и системы. Одной из известных систем дыхательной гимнастики является комплекс, разработанный певицей А.Н. Стрельниковой.
  4. Корригирующие – их задачей является коррекция нарушений осанки и оздоровление позвоночника.

Женщина выполняет дыхательную практику

Комплексы ЛФК при различных заболеваниях

Определенная система упражнений зависит от того, какое заболевание у пациента и что требуется восстановить. Гимнастика должна задействовать тот орган, который является причиной патологического состояния и неприятных ощущений. Лечение часто проводят с включением разных форм и средств лечебной физкультуры. Например, при остеохондрозе поясничного, грудного или шейного отдела позвоночника показана утренняя и производственная гимнастика.

При остеохондрозе позвоночника

Упор при лечении остеохондроза позвоночника делают на укрепление всего мышечного корсета спины. В этом помогут всего несколько простых, но эффективных упражнений из гимнастики доктора Бубновского:

  1. Лежа спиной кверху, ладони положить сбоку на бедра. Далее верхнюю часть тела приподнять и стараться удерживать несколько секунд. Сделать пять раз.
  2. Повторить предыдущее движение, но уже с руками на затылке, а затем с разведенными в стороны (по 5 р.).
  3. Далее в том же положении стараться поднимать ноги как можно выше, зафиксировав при этом в верхней точке (8 р.).
  4. Выполнить предыдущий пункт, но наверху ступни развести, а затем свести обратно.

При грыже позвоночника

Даже в острый период при грыже межпозвоночных дисков можно выполнять несколько несложных движений. Комплекс поможет уменьшить интенсивность болей и улучшить состояние. Сами движения не вызывают никаких неприятных ощущений. Если они возникли, то стоит обратиться за консультацией к врачу, а до этого времени прекратить занятия. При хорошем самочувствии можно выполнять следующие нагрузки:

  1. Лечь на спину, ноги выпрямить. Далее одновременно прижать подбородок к груди, а носки потянуть на себя (до 10 повторений).
  2. Встать на четвереньки и походить так примерно 3-4 минуты.
  3. В том же положении постараться вытянуть одновременно правую руку и левую ногу, задержав их на пару секунд, а затем все то же, но для противоположных конечностей (по десятку раз для каждой ноги).
  4. Опять на четвереньках выгнуть спину, а коленом дотянуться до головы. Повторить то же на другую ногу 8-10 раз.

При сколиозе

Гимнастика полезна при искривленной осанке. Она помогает в некоторой степени выпрямить позвоночник и не дать ему еще больше деформироваться. Комплекс лечебной гимнастики стоит выполнять ежедневно, используя медленный темп. Задержка же в крайнем положении не должна быть слишком продолжительной. По окончании стоит просто полежать на ватном валике около четверти часа. Сам комплекс упражнений ЛФК следующий:

  1. Лечь на спину, руки завести за затылок. Далее на вдохе разводить локти по сторонам, а на выдохе – сводить обратно. 10-12 раз.­
  2. В той же исходной позиции попеременно делать сгибание/разгибание ног, прижимая их к животу (повторить до 12 раз).
  3. Лечь на живот, одну руку разместить на затылке, а другую – на грудную клетку на выгнутой стороне искривления. Далее на вдохе разогнуть туловище, а на выдохе – принять исходную позу. Повторить до двух десятков раз.

Колени притянуты к груди

Для суставов

Чтобы избавиться от боли и вернуть суставам подвижность, можно регулярно выполнять комплекс. Наряду с правильным питанием, упражнения постепенно восстанавливают их функцию и не дают запустить состояние. Движения должны быть плавными. В перерывах можно даже помассировать суставы для лучшего кровообращения зоны. Комплекс включает упражнения для определенных суставов.

  1. Для локтей. Плечи расслабить, руки сжать в кулак, затем вращать предплечьями в разные стороны – от себя и на себя по пять повторений.
  2. Плечевые суставы. Руки выпрямить, вращать ими несколько раз вперед и назад одновременно или вразнобой.
  3. Тазобедренные суставы. Руки поместить на пояс, затем вращать бедрами в одну и другую стороны, стараясь задействовать только таз (по пять раз в каждую сторону).
  4. Колени. Слегка согнуть ноги, руки положить на бедра чуть выше коленных суставов. Совершать круговые движения коленями 8-10 раз.

При геморрое

Назначением физкультуры при внутреннем или внешнем геморрое является возвращение мышечного тонуса анальному сфинктеру и активизация кровотока в этой области. Это избавляет от запоров и устраняет венозный застой. Выполнять можно следующие упражнения:

  1. Ножницы. Принять положение лежа на спине, ноги приподнять до угла примерно 45 градусов. Далее развести конечности, а затем свести крест-накрест, выполняя движения по типу ножниц (начинать с 20 секунд, постепенно увеличивая).
  2. Приподнимание. Оставаться в том же положении, из него приподнять таз, задержать на пару секунд, опуститься. Сделать до 8 повторов.­
  3. Хождение на ягодицах. Сесть на пол, ноги вытянуть. Напрячь мышцы одной ягодицы, переместить ее вперед, повторить то же со второй. «Идти» сначала вперед, а затем тем же способом назад (10 + 10 движений).

При простатите

Для профилактики и улучшения состояния при простатите тоже помогает «ходьба на ягодицах». Из других простых упражнений вы можете выполнять следующие движения:

  1. Встать прямо, а на выдохе вынести одну ногу вперед, сгибая колено до угла в 90 градусов, чтобы бедро оказалось параллельным полу. Далее ногу отвести назад, сохраняя в колене все тот же угол. 8 повторов.­
  2. Лечь животом вниз, руки вытянуть вдоль туловища. Ноги слегка оторвать от пола, после чего выполнять ими скрещивающие движения, как при классических «ножницах». До 10 раз.
  3. Лежа на животе, ноги поднять и выполнять ими круговые движения подобно езде на велосипеде (не больше5 минут).

Мужчина выполняет упражнение на пресс

Дыхательная гимнастика при ВСД

Уменьшить проявление симптомов при ВСД (вегето-сосудистой дистонии) помогает дыхательная гимнастика. Ее упражнения очень простые и доступны каждому. Начинать стоит с небольшой нагрузки, а потом постепенно ее увеличивать. Они выполняются так:

  1. Ритмичное дыхание. Выполнять его нужно носом, вдыхая в обычном темпе воздух. Затем можно усложнить упражнение, делая вдох рывками, считая до трех. Выдох должен быть через рот.
  2. Грудное дыхание. Руки необходимо положить на талию. Далее максимально вдохнуть через нос, расширить грудь, после чего выдохнуть из себя весь воздух.
  3. Дыхание в бумажные пакет. Подходит при сильных приступах вегето-сосудистой дистонии. Для выполнения бумажный пакет плотно прижимают к носу и щекам, после чего в течение 2 минут ритмично дышат в него. Продолжают до прекращения приступа.

ЛФК при неврологических заболеваниях

Комплексное лечение неврологических заболеваний тоже не обходится без лечебной физкультуры. Регулярное выполнение специальных программ важно для ускорения восстановительных процессов. Техника их следующая:

  1. Начать с ходьбы по кругу в течение 1-2 минут, меняя периодически направление.
  2. Далее выполнить то же, но уже идти поочередно на носках и на пятках.
  3. Встать прямо, руки вытянуть вдоль тела, расслабиться. Затем попеременно поднимать правую и левую руки вверх со скоростью примерно 60-120 раз в минуту.
  4. Ноги расставить на ширину плеч. Руки вытянуть вперед, сжимать пальцы со скоростью до 120 раз в минуту.
  5. Ноги поставить чуть уже, на вдохе сделать приседание, на выдохе подняться. Сделать еще 4-5 повторений.
  6. Встать на носочки, затем опуститься на пятки, сделать еще 5-6 раз.

Послеоперационная гимнастика

Нельзя составить универсальный комплекс лечебных упражнений, который подходил бы после любой операции. Комплекс определяется врачом в зависимости от органа, подвергшегося хирургическому вмешательству. В целом, после операции показано делать упражнения, которые больной должен был освоить еще до процедуры. Начинать занятия лечебной физкультурой разрешается примерно спустя 1-2 часа после того, как пациент отойдет от наркоза. Они включают:

  1. Упражнения, помогающие обучить больного правильному дыханию.
  2. Режим легкой гимнастики, упражнения которой задействуют мелкие мышцы, продолжительностью 3-5 минут и частотой 3-4 раза в день.
  3. Более интенсивную двигательную активность со 2 дня после операции, представленную лечебными упражнениями, которые определяются исходя из заболевания.

Работа с лежачим больным

Противопоказания

Не во всех случаях физические нагрузки являются полезными. Выполнение упражнений строго запрещается при наличии:

  • признаков обострения заболеваний;
  • повышенной температуры;
  • беременности у женщин или недавно перенесенной операции – по показаниям;
  • заболеваний легких и сердца;
  • кровотечений;
  • онкологических заболеваний;
  • тяжелых психических расстройств;
  • тромбозов;
  • интоксикации, инфекционных и воспалительных процессов.

Видео

sovets.net

Лечебная физическая культура

Лечебная физическая культура (ЛФК) — медицинская дисциплина, применяющая средства физической культуры (в основном физические упражнения) с целью лечения и реабилитации больных и инвалидов, а также профилактики заболеваний[1]. Для увеличения эффективности упражнений, в задачи ЛФК входит использование педагогических средств воздействия: выработка у пациента уверенности в своих силах, сознательного отношения к проводимым занятиям и необходимости принимать в них активное участие[1].

История

История лечебной физкультуры — это история применения физических движений и природных факторов для лечения и профилактики болезней — это история цивилизации, история медицины и здравоохранения, история физической культуры и спорта.

Даже поверхностный взгляд на историю позволяет сделать вывод о существенном отличии двигательной деятельности различных народов в различные исторические отрезки времени. Одно дело китайский буддийский монах, который не имел необходимости работать, другое — русский крестьянин, добывающий хлеб насущный тяжелым физическим трудом в холодных климатических условиях. В первом случае дефицит движения восполнялся гимнастикой, которую китайцы довели до совершенства, а в другом — мышечная усталость устранялась русской баней. И китайская гимнастика, и русская баня, говоря современным языком, являлись средствами лечебной физкультуры. При травме или болезни человек инстинктивно ограничивает определенные движения и двигательную активность в целом. Первоочередная задача самых древних лекарей заключалась в том, чтобы определить, какие движения для пациента в настоящий момент вредны, а какие наоборот полезны. То есть двигательный режим необходимый на данном этапе лечения. Другая важная задача медицины определить полезные для больного естественные природные факторы. Этими вопросами занималась самая доступная и самая приближенная к простому человеку медицина — народная медицина. Вопросы реабилитации и лечебной физкультуры были длительное время в ведении именно народной медицины.

Древний Китай

Понимание того, что движения являются самым доступным и самым эффективным лекарством, сложилось в глубокой древности. Ещё в самые давние времена люди знали, что для того, чтобы лишить человека энергии, нужно лишить его двигательной активности. Например, в древнем Китае преступников помещали в маленькие камеры, где человек мог только сидеть или лежать. Через пару месяцев человек ослабевал настолько, что не смог бы бежать, даже если бы ему представилась такая возможность, так как в бездействии мышцы его конечностей атрофировались. В Древнем Китае гимнастика для лечения впервые упоминается в книге «Кунг-Фу», название которой можно перевести как «трудный путь к совершенству». Эта книга была составленной более 2500 лет до н. э. Она впервые была переведена с китайского языка в 1776 году. Практически все движения современных китайских гимнастик заимствованы из элементов боевых искусств. Упражнения, предназначенные для невооруженной борьбы, трансформировались в одну из совершеннейших систем психофизического воспитания. В Китае физические упражнения для здоровья использовались на протяжении многих тысячелетий. В Древнем Китае были врачебно-гимнастические школы, где обучали лечебной гимнастике и массажу, и применяли их в процессе лечения больных. В китайских врачебно-гимнастических школах лечили болезни сердца, легких, искривления позвоночника, переломы костей и вывихи. В VI в. н. э. впервые в мире в Китае был создан государственный медицинский институт, где уже тогда преподавали лечебный массаж и гимнастику как обязательную дисциплину. С тех пор различные гимнастики, приспособленные для индивидуальных оздоровительных занятий, в разных комбинациях широко применяют в китайских санаториях и домах отдыха как основную форму ЛФК.

Знаменитый древнекитайский медик Хуа То (второй век нашей эры), основатель китайской гигиенической гимнастики, утверждал: «Тело требует упражнений, но не до изнеможения, ибо упражнения предназначены для того, чтобы устранять дурной дух из организма, способствовать кровообращению и предотвращать недуги». «Если ручка двери часто движется, она не ржавеет. Так и человек, если он много движется, то не болеет». Со времени жизни врача прошло уже две тысячи лет, но принцип китайской физической культуры все тот же, — поиск здоровья в двигательной активности: от утренней гимнастики до боевого искусства.

Древняя Греция и Древний Рим

Древнегреческий философ Платон (около 428—347 гг. до н. э.) называл движение «целительной частью медицины», а писатель и историк Плутарх (127 г) — «кладовой жизни».

В Древней Греции первые сведения о медицинской гимнастике относят к 5 веку до нашей эры и связывают их с врачом по имени Геродик. Об этом замечательном враче мы можем узнать из историко-философских трактатов Платона. Он пишет: «Геродик был учителем гимнастики: когда он заболел, он применил для лечения гимнастические приемы; в начале он терзал этим главным образом самого себя, а затем впоследствии остальную часть человечества». Геродика считают основателем лечебной гимнастики, впервые больные стали обращаться за помощью не в храмы, а в гимназии — в учреждения, в которых преподавали гимнастику. Сам Геродик по свидетельству Платона страдал каким-то неизлечимым недугом (вероятно туберкулезом), однако, занимаясь гимнастикой, он прожил чуть ли не до ста лет, обучая своих пациентов лечебной гимнастике.

Позже Гиппократ, ученик Геродика, которого справедливо называют отцом медицины. (460—377 гг. до н. э.) привнес в греческую гимнастику определенные гигиенические знания и понимание «лечебной дозы» физических упражнений для больного человека.

Гиппократ считал физические упражнения одним из важнейших средств медицины. И заботясь о сохранении здоровья людей, он рекомендовал заниматься тем, что сегодня называется физкультурой — «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» — говорил он. Клавдий Гален (129—201 г. н. э.) — последователь и поклонник Гиппократа, анатом, физиолог и философ, первый известный нам спортивный врач, который в начале своей врачебной карьеры лечил гладиаторов в древнем Риме. Он создал основы медицинской гимнастики — гимнастики для восстановления здоровья и гармоничного развития человека.

Например, он пропагандировал оздоровительную гимнастику, осуждая бездумное увлечение спортом. При этом он выражался резко и образно. Гален писал, осуждая древнеримских атлетов: «Пренебрегая старинным правилом здоровья, которое предписывает умеренность во всем, они проводят свою жизнь в избыточных тренировках, много едят и много спят, подобно свиньям. Они не имеют ни здоровья, ни красоты. Даже те из них кто от природы хорошо сложен, в дальнейшем пополнеют и вздуются. Они могут валить и наносить раны, но не могут сражаться». В своих трудах Гален обобщил уникальный опыт лечения боевых травм, а также опыт последующей мирной врачебной практики. Он писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений».

Труды Галена были единственным авторитетным источником медицинских знаний вплоть до эпохи возрождения.

На протяжении всей своей жизни Гален проповедовал известный ещё при Геродике «закон здоровья» «дышите свежим воздухом, питайтесь надлежащими продуктами, пейте правильные напитки, занимайтесь гимнастикой, имейте здоровый сон, ежедневное отправление кишечника и управляйте эмоциями»

Европа

В средние века в Европе занятия физическими упражнениями, практически не применялись, хотя в эпоху возрождения (в XIV—XV веках) с появлением работ по анатомии, по физиологии и по медицине, интерес к физическим движениям для лечения болезней естественно повысился. Итальянский врач и ученый Меркуриалис (1530—1606), на основании анализа доступной литературы того времени написал известное сочинение «Искусство гимнастики» (De arte gymnastica, 1569), в котором он описал массаж, баню и телесные упражнения древних греков и римлян. Если бы не это произведение, то возможно в те годы в Европе так и не пробудился бы интерес к лечебной гимнастике древних целителей.

Клемент Тиссо (1747—1826) военный хирург в армии Наполеона разработал новую для того времени реабилитационную концепцию, которая включала гимнастику в постели, раннюю активизацию тяжелых больных, дозирование упражнений, применение трудотерапии для восстановления утраченных функций. Это позволило существенно повысить эффективность лечения раненых и больных и доказать практическую значимость разработанной Тиссо медицинской гимнастики. Его труд «Медицинская или хирургическая гимнастика», в котором обобщен клинический материал по лечению раненых, имел большое практическое значение и был тотчас же переведен на основные европейские языки. Собственно Тиссо и является автором самого термина — медицинская гимнастика. Его афоризм стал девизом лечебной физкультуры:

Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение.

.

Огромное влияние на современную лечебную физкультуру оказала шведская система гимнастики. Пэр-Генрих Линг (1776—1839 гг) — основатель шведской системы гимнастики, не имел медицинского образования. Однако именно он создал основы современной врачебной гимнастики, с его именем связано открытие в Стокгольме Государственного гимнастического института. Его работа «Общие основы гимнастики» и составленные его сыном «таблицы гимнастических упражнений» являются основой издаваемых пособий по шведской гимнастике.

Самостоятельно изучив анатомию и физиологию и распределив по группам древнегреческие и древнескандинавские упражнения, он создал стройную систему упражнений, главной целью которой является оздоровление и физическое совершенство человека. Существует мнение, что на создание Лингом гимнастики большое влияние оказала переведенная к тому времени книга Кунг-фу. Хотя сам Линг этого не упоминает.

«Каждое движение должно сообразовываться с человеческим организмом: все, что делается помимо — дурацкая игра, равно бесполезная и опасная»,

 — говорил Линг. «При выборе и применении движений следует брать лишь полезные и целесообразные для гармонического развития и здоровья человека» — говорил Линг. Шведская гимнастика не допускает никаких движений, кроме имеющих цель развития силы и здоровья человеческого тела, а также — выносливости, ловкости, гибкости и силы воли. Этот принцип подбора упражнений лежит и в основе современного ЛФК.

По словам Роберта Ноа Калверта, автора книги об истории массажа, систему Мецгера спутали с системой Линга, и так как Линг жил и работал раньше, чем Мецгер, его считают создателем "шведской массажной системы." В английском языке эту систему называют шведским массажем, а в других языках, в том числе русском, — классическим массажем.

Новое направление в медицинской гимнастике связано с именем Густава Цандера (1835—1920). Его метод основан на учении Линга, утверждавшего, что многие болезненные явления в человеческом теле могут быть устраняемы систематическим упражнением мускулов. Новый вид лечебной физкультуры осуществлялся с помощью разработанных Цандером специальных аппаратов, и был назван машинной гимнастикой. Аппараты Цандера позволяли дозировать физические упражнения без участия методиста. Особенное преимущество этой системы состоит в том, что аппараты не только дают точное изменение силы, но позволяют и очень точную дозировку сопротивления, соответственно силе данной мышечной группы. Наиболее применимы аппараты Цандера при гимнастике с врачебной целью.

Цандер добился практического применения медико-механической гимнастики и, достигнув значительного усовершенствования в техническом отношении, и в 1865 году открыл в Стокгольме первый институт врачебной гимнастики.

После Цандера над различными приспособлениями механотерапии работали много зарубежных и отечественных медиков. Волна увлечения механотерапией охватила в те годы Россию и многие страны Европы. Например, в Ессентуках Цандеровский механотерапевтический институт, основанный в 1897 году, до сих пор сохранил аппараты для механотерапии того времени — прототипы современных тренажеров.

Россия

Уклад жизни и мировоззрение русского народа создали своеобразную систему физической культуры, оптимальную для данного антропогенного типа и климатических условий. Русская физическая культура (спортивные игры и состязания, такие, городки, чиж, лапта), русская борьба, кулачные и палочные бои, стрельба из лука, бег взапуски, метание бревна или копья) была, как и у других народов, средством поддержания и совершенствования физической подготовки к предстоящим походам и сражениям. В древней русской культуре физическое здоровье считалось основой внешней красоты.

Известный путешественник, арабский купец Ибн-Фадлан писал о своих наблюдениях во время путешествия (908—932):

Я видел русов, — когда они пришли со своими товарами и расположились на Волге. Я не видел людей более совершенных по телосложению, — как будто это были пальмовые деревья.

Была у древних славян и своеобразная форма гигиены и лечебной физической культуры, существующая с начала нашей эры, — банный ритуал. В бане лечили и восстанавливали силы после тяжелых походов и болезней. Англичанин Вильям Тук, член императорской Академии наук в Петербурге, в 1799 г. писал о том, что русская баня предупреждает развитие многих заболеваний, и считал, что низкая заболеваемость, хорошее телесное и психическое здоровье, а также большая продолжительность жизни русских людей объясняются именно положительным влиянием русской бани.

Наука о лечебном применении физических упражнений стала развиваться в России со второй половины XVIII века после создания в 1755 году Михаилом Васильевичем Ломоносовым Московского университета, в составе которого был и медицинский факультет. Теперь — это Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова. Первые профессора медицины Московского университета были активными сторонниками физических упражнений и природных факторов для лечения и профилактики болезней.

Один из этих профессоров Нестор Максимович Амбодик-Максимович (1744—1812) писал:

Старайтесь, чтобы ни один день не был без телодвижения… Тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет, портится, гниет.

Он наставлял:

После ночного сна не залеживаться, а скорее прибегнуть к умыванию, телодвижениям, ибо утреннее время ко всяким трудам, подвигам и наукам есть наиспособнейшее.

Матвей Яковлевич Мудров (1776—1831), основоположник военной гигиены, настоятельно рекомендовал использовать водолечение, гимнастику и массаж. В своей книге «Наука сохранять здоровье военнослужащих», изданной в 1809 г. в Москве, он писал:

Для сохранения здоровья, наипаче для предупреждения повальных болезней, нет ничего лучше упражнений телесных или движений.

Прямым наследником традиций Мудрова стал Григорий Антонович Захарьин (1829—1897). Он одним из первых стал обучать студентов-медиков практическим навыкам водолечения (среди этих студентов был и Антон Павлович Чехов), подчеркивая, что, куда бы они ни приехали после окончания университета, в любую глухую деревушку, везде есть вода, и простые способы её применения могут дать для здоровья больше, чем самые модные лекарства. Выдающийся врач ценил русскую баню и говорил, что при разумном применении эта «народная лечебница» помогает избавиться от недугов.

Нельзя не упомянуть известных медиков, профессоров Медико-хирургической академии в Петербурге Пирогова, Боткина, Павлова и Сеченова. Профессор Медико-хирургической академии, знаменитый хирург Пирогов Николай Иванович (1810—1881) сформулировал основные принципы военной медицины: война — это травматическая эпидемия, а главной целью хирургической и административной деятельности на театре войны являются не спешные операции, а правильно организованный уход за ранеными и консервативное лечение. Он указывал на необходимость применения специальных упражнений для борьбы с атрофией мышц конечностей при ранениях.

Следует отметить, что в больших городах России в XIX веке существовали частные гимнастические заведения, исключительно для обслуживания немногочисленного образованного класса, в большинстве случаев с лечебной целью.

Один из владельцев такого заведения, доктор Берглинд, шведский терапевт, внёс существенный вклад в развитие лечебной гимнастики в России. Он делал многократные попытки привлечь внимание общества к гимнастике, — издавал популярные брошюры, например, «О применении врачебной гимнастики к различным болезням» (1876). Частное врачебно-гимнастическое заведение доктора Берглинда было одним из немногих, где на гимнастику смотрели как на отрасль врачебной науки и для правильного её проведения считали необходимым знание анатомии и физиологии человека. Берглинд считался опытным кинезотерапевтом, то есть врачом, который лечил движениями, и его врачебно-гимнастическое заведение пользовалось широкой популярностью.

Однако общественность того времени с непониманием и сарказмом относилась к гимнастике вообще и к лечебной гимнастике в частности. Даже такой просвещенный человек, как Чернышевский, в своём критическом отзыве на книгу немецкого врача и педагога Шребера «Врачебно-комнатная гимнастика», изданную в 1856, писал[2]:

Вообще довольно забавно видеть, до какой степени иногда человек может увлечься какой-нибудь idée fixe. Так, например, почтенный доктор говорит, что нужно с четырёхлетнего возраста заниматься гимнастикой и мальчикам и девочкам, и что отец, мать, учитель и гувернер должны сами делать движения для примера…

Далее публицист, литературный критик и философ продолжал:

учёный автор до того увлекается своей наукой, что даже не щадит и седовласой старости. Автор нападает на бедных старух свыше шестидесятилетнего возраста (кажется, их можно было бы пощадить) и советует им переминаться на одном месте …, вертеть ногами …, наклонять туловище вперед и назад… и приседать.

Такое мнение о пользе гимнастики можно нередко услышать и в наше время. Вместе с тем, за последние 100 лет лечебная физкультура, пройдя трудный путь, который можно разделить на несколько этапов, оформилась в самостоятельную лечебную и научную дисциплину.

Большой вклад в создание лечебной физкультуры внесли советские учёные Н. А. Семашко, В. В. Гориневский, В. Н. Мошков (1903—1997), В. В. Гориневская, Древинг, А. Ф. Каптелин, В. И. Дикуль и многие другие.

До революции 1917 года медицина России была неэффективной и речи не могло быть о массовом применении лечебной гимнастики, о научных разработках в этой области. Развитие системы здравоохранения, доступной медицины, так же, как и массового физического воспитания населения России, происходило в первые годы революции. Строительство советского здравоохранения осуществлялось под руководством Николая Александровича Семашко, наркома здравоохранения РСФСР. Уже в 1923—1924 гг. были видны успехи этой реформы, целью которой декларировалось оздоровление нации и массовая физкультура. Николай Семашко на 1-м всесоюзном совещании профсоюзов в октябре 1925 года впервые поставил вопрос о лечебной физкультуре, для того, чтобы бороться с профзаболеваниями, повышать работоспособность трудящихся.

Быстро развивается курортное дело и физическая культура как важная составная часть санаторно-курортного лечения. В 1925 году была создана комиссия по проведению физической культуры на курортах, которую возглавила профессор В. В. Гориневская, в то время первый руководитель кафедры врачебного контроля в Московском институте физкультуры. Комиссией было разработано положение, в котором впервые были указаны показания и противопоказания к применению физических упражнений у больных; средства, необходимые для использования в курортно-санаторной обстановке и в лечебных учреждениях (гимнастические упражнения, отдельные виды спорта, игры, терренкур, экскурсии и прогулки, естественные факторы природы, отдельные лечебные гимнастические системы и пр.).

В том же году при участии Н. А. Семашко начал издаваться журнал «Теория и практика физической культуры», на страницах которого большое внимание уделялось и уделяется сейчас медицинским проблемам физического воспитания.

В 1923 г. в Государственном институте физкультуры в Москве была открыта первая кафедра лечебной физкультуры и врачебного контроля, которой с 1926 по 1964 г. руководил известный профессор И. М. Саркизов-Серазини. Студентам читали лекции и проводили практические занятия по общей и частной патологии, по лечебной физкультуре, по спортивному массажу, по физиотерапии и спортивной травматологии[3].

В 1929 г. вышла в свет книга В. Н. Мошкова «Лечебная физкультура», после чего утвердилось название лечебного метода применения физических упражнений для лечения больных. В 1928 году был принят термин «Лечебная физическая культура» взамен терминов, употреблявшихся в то время: «кинезитерапия», «мототерапия», «врачебная гимнастика». В том же 1928 году в Государственном центральном институте физической культуры (ГЦИФК) начинают читать первые лекции по врачебной гимнастике, массажу, физиотерапии.

В 1931 году Наркомздравом РСФСР был впервые определён профиль врача — специалиста по лечебной физкультуре. В 1935 г. было издано первое руководство по ЛФК (коллектив авторов), которое затем неоднократно переиздавалось (1937, 1947, 1957 и 1963).

В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура быстро развивалась. Перед медиками встала проблема быстрого восстановления бойцов после травм и ранений, и ЛФК приобрела особое значение как один из мощных факторов восстановления труда и боеспособности раненых и больных. Знания и практический опыт, приобретённый в те годы, не потеряли своего значения до настоящего времени. Особенно широко лечебная физическая культура применялась при ранениях опорно-двигательного аппарата, грудной клетки, черепа, брюшной полости. Перед лечебной физической культурой ставилась задача не только восстановления нарушенных функций органов и систем, но и приобретения ими общей тренированности и выносливости.

Раздел клинической медицины

Термин «лечебная физкультура» прежде всего, обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем).

С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры, в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.

Вместе с тем лечебная физкультура — это самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную специальность «Лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии», имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Специалистом в области лечебной физкультуры может быть врач с дипломом лечебного или педиатрического факультета медицинского института. Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: и плавание, и ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в лечебных целях.

Лечебный массаж, который, по сути, является пассивным физическим упражнением, мы рассмотрим отдельно в силу специфики этого метода лечения, но в тесной связи с лечебной физкультурой. Лечебная физкультура назначается только врачом и проводится строго по назначению врача обычно в учреждениях здравоохранения — больницах, поликлиниках, санаториях, диспансерах. Это принципиально отличает ЛФК от оздоровительных систем и технологий, в которых заключение врача имеет рекомендательный характер или вовсе не требуется. Это вовсе не означает, что ЛФК только для больных и только для лечения. На практике лечебная физкультура не ограничивается только лечением. Лечебная физкультура — это также профилактическая и восстановительная физкультура, чем просто лечебная. Давнее и широкое применение физкультуры в форме ЛФК в системе здравоохранения только подчеркивает серьёзный подход к организации занятий и их безусловную оздоровительную направленность. Лечебной физкультурой можно заниматься самостоятельно вне стен учреждений здравоохранения. Но делать это нужно очень осторожно, не форсируя нагрузок, не превышая дозировок, четко по программе-рецепту, и не превращая лечебную физкультуру в спорт. Хотя возможен и даже желателен переход на более высокий уровень нагрузок по программе общей физической подготовки. Самостоятельные занятия проводятся по назначению врача и под контролем врача. Это понятно, речь идет о больном человеке, который не всегда может адекватно оценить свои возможности. От других видов физкультуры лечебная физическая культура отличается так же, как физкультура отличается от спорта — не содержанием, а целью и мерой. И лечебная физкультура, и физкультура, и спорт используют для достижения своих целей одни и те же средства — физические упражнения.

Однако цель применения этих средств — лечение или профилактика болезней. Цель физкультуры — воспитание здорового человека, а спорта — достижение результатов. Лечебная физкультура выполняет не только лечебную, но и воспитательную функцию. Она воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию организма естественными факторами природы[4]. В этом ЛФК тесно соприкасается с педагогикой и гигиеной. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее время никем не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, — обязательная и необходимая составная часть всех разделов современной практической медицины, особенно травматологии, ортопедии и неврологии. Однако так было не всегда, и лечебная физкультура прошла нелегкий путь, прежде чем занять своё место в современном здравоохранении.

Наука ЛФК как раздел медицины состоялась только в середине прошлого столетия, благодаря синтезу традиционных физкультурно-оздоровительных систем и достижений в области анатомии, физиологии и биомеханики при понимании врачами физического движения как лечебного фактора. Необходимым условием становления ЛФК была система здравоохранения с профилактическим направлением и доступностью.

Средства, формы и методики

Основной терапевтический метод ЛФК — это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное средство ЛФК — физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

Форма лечебной физической культуры — это та организационная форма, в рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК.

Методы (методики) ЛФК по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании методики ЛФК указывают то заболевание или патологическое состояние, при котором этот метод применяется. Например, «ЛФК при артрозе тазобедренного сустава в форме индивидуальных занятий утренней гимнастикой» или «ЛФК при хронической ишемической болезни сердца в форме группового занятия ЛФК», или «Обучение ходьбе с опорой на трость в форме индивидуального занятия ЛФК».

Средства ЛФК — это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба, занятия на тренажерах…

Таблица 1. Классификация средств, форм и методов ЛФК.

Формы ЛФК Средства ЛФК Методики ЛФК Способ проведения занятий ЛФК
  • Утренняя гимнастика
  • Лечебная гимнастика
  • Дозированная ходьба
  • Производственная гимнастика
  • Лечебное плавание.
  • Гидрокинезотерапия.
  • Механотерапия.
  • Трудотерапия, обучение бытовым навыкам и ходьбе.
  • Игры, спортивные игры.
  • Туризм.
  • Терренкур.
  • Физические упражнения.
  • Физические упражнения в воде.
  • Ходьба.
  • Восхождения
  • Занятия на тренажерах.
  • Плавание
  • при заболеваниях опорно-двигательной системы (ЛФК при коксартрозе, при нарушении осанки, при остеохондрозе, сколиозе…);
  • при заболеваниях сердечно-сосудистой системы;
  • при заболеваниях дыхательной системы;
  • при заболеваниях пищеварительной системы;
  • при нарушении осанки;
  • при травмах;
  • при операциях на грудной клетке;
  • при беременности;
  • обучение ходьбе с опорой на трость…
  • Занятия с инструктором ЛФК (индивидуальные занятия, малогрупповые [2-3 человека] и групповые [8-12чел])
  • Самостоятельные занятия — физические тренировки

Обычно для лечения какого-либо конкретного заболевания используют комбинацию самых различных форм и средств ЛФК. Например, для лечения остеохондроза шейного отдела позвоночника назначают ЛФК в форме ежедневной утренней гимнастики, в форме производственной гимнастики, форме занятий дозированной ходьбой, а для обучения корригирующим упражнениям и контроля правильности их выполнения применяется форма занятия ЛФК (например, в поликлинике) 1 раз в неделю. При функциональных нарушениях нервной системы назначают ЛФК в форме ближнего туризма (например, в условиях санатория), при этом применяют самые различные средства ЛФК: ходьба, плавание, занятия на тренажерах. Занятия на тренажерах могут быть и самостоятельной формой проведения ЛФК. Например, занятия на велотренажере при избыточном весе. Формы, средства и методы ЛФК представлены в табл. 1.

Основными формами ЛФК являются: утренняя гигиеническая гимнастика, процедура лечебной гимнастики, физические упражнения в воде (гидрокинезотерапия), прогулки, ближний туризм, оздоровительный бег, различные спортивно-прикладные упражнения, игры подвижные и спортивные. Лечебная физическая культура также применяется в форме производственной гимнастики. Каждый находит для себя наиболее удобную форму. Например в США остроумно применяют шейпинг в больших магазинах (супермаркетах) для лечебных целей, используя в качестве средства ЛФК (например ЛФК для лечения артроза голеностопного сустава — это методика) ходьбу с тележкой.

Для детей применяют ЛФК в форме игры, направляя двигательную активность детей в нужное русло. Например, игра в мяч на берегу реки связана с необходимостью ходьбы и бега по неровному грунту и песку. Это и есть лечебный фактор — средство ЛФК, который применяется в методике ЛФК при плоскостопии. В подростковом возрасте целесообразно привлечь детей к игровым видам спорта или к спортивным локомоциям. Пример, лечебное плавание при сколиозе, элементы легкой атлетики при нарушении осанки, или конный спорт для лечения детского церебрального паралича. Дозировать нагрузку и акцентировать внимание на движениях, которые определяют лечебный эффект, исключая ненужные и вредные, сложно, но при участии врача и специалиста в области физической культуры и спорта это вполне возможно.

ЛФК на дому.

В наше время актуальным стало и применение лечебной физической культуры на дому у больного.

Наиболее частой ошибкой родственников пациентов является затягивание периода между выпиской из стационара и началом курса реабилитации. Затягивание с началом курса ЛФК на дому становится губительным, когда выясняется, что попасть в реабилитационный центр не так просто : большая очередь, материальные сложности или общее тяжёлое состояние больного. Ни для кого не секрет, что большинство реабилитационных центров хотят видеть только говорящих, самостоятельно себя круглосуточно обслуживающих, щедро платящих пациентов.

Большинство пациентов при выписке из лечебного учреждения остаются один на один со своими проблемами и болезнью, ими овладевает апатия, нарастает потеря интереса к окружающему миру. Такие люди в основном лежат и, со временем, перестают двигаться даже в пределах кровати, оставаясь жить в своих мыслях и думах, как, например, после инсульта (ОНМК-острое нарушение мозгового кровообращения). Степень их страданий передать невозможно : неподвижность, беспомощность, тоска, зачастую 100 % зависимость от окружающих, кажущаяся безысходность.

Всё это приводит к:

1 снижению функциональных возможностей организма

2 застойным явлениям в легких

3 развитию контрактур и ограничению подвижности в суставах

4 мышечной дистрофии

5 мышечному дисбалансу, возникающему в результате вынужденного

положения тела

6 образованию пролежней

7 массивному тромбообразованию

8 психологическим и психическим дефектам личности

9 потере ранних, наиболее зффективных сроковреабилитации

Поиском квалифицированного инструктора — методиста по лечебной физической культуре на дому следует заняться заранее, по возможности не допуская длительных периодов бездействия.

Реабилитация больных должна начинаться как можно раньше, фактически восстановительное лечение должно проводиться начиная с момента возникновения болезни или травмы, вплоть до полного возвращения человека в общество или достижения оптимальной степени реабилитации. И здесь ЛФК на дому становится незаменимой.

Услуги инструктора — методиста ЛФК на дому востребованы пациентами детского и пожилого возраста, а также взрослыми, имеющими травмы и заболевания, ограничивающие возможность передвижения как по городу, так и внутри лечебного заведения, например, при инсульте. Выезд инструктора — методиста ЛФК на дом к больному решает основные организационные вопросы проведения занятия лечебной физкультурой, а большой и успешный опыт работы с травматологическими и неврологическими больными позволяет ожидать успешной реабилитации.

Опытный инструктор ЛФК на дому, учитывая специфику и стадию инсульта, строго дозирует нагрузку по интенсивности, степени сложности и продолжительности каждого занятия, объему и направлению движений, соотношению общеразвивающих и специальных упражнений, наблюдает за особенностями реакции организма на лечебную физкультуру, вносит изменения в программу в соответствии с функциональным и психологическим состоянием пациента. Средняя продолжительность занятия — около 1 часа. Цена процедуры зависит от уровня образования, опыта и квалификации специалиста, а также от удалённости места проведения занятий.

ЛФК на дому должна активно применяться в постгоспитальном восстановительном лечения периоде в следующих случаях : нарушение равновесия и координации движений, а также утрата навыка ходьбы вследствие любой патологии, травмы или заболевания опорно — двигательного аппарата (переломы костей, вывихи, повреждения суставов, связок и сухожилий, нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие); различные заболевания позвоночника, дефекты и травмы центральной нервной системы, повреждения периферической нервной системы, сопровождающиеся нарушением двигательной функции (паралич, парез), расстройством чувствительности, болями, снижением или исчезновением рефлексов, атрофией и нарушением тонуса мышц; при заболеваниях сердечно — сосудистой системы; заболеваниях дыхательной системы.[5]

См. также

  • Физическая реабилитация
  • Реабилитация в ревматологии
  • Адаптивная физическая культура
  • Кинезитерапия
  • Массаж

ru.wikipedia.org

ЛФК - это... ЛФК для детей: особенности, упражнения и рекомендации

К большому сожалению, даже маленькие дети не застрахованы от проблем с позвоночником, плохой осанки, потому что современные малыши все больше времени проводят с родителями дома у телевизора или с телефоном и планшетом в руках. А такой образ жизни непременно скажется на состоянии опорно-двигательного аппарата ребенка. Но если взрослым проблематично исправить искривления позвоночника, то у детей это все возможно при помощи ЛФК. Это лечебная физкультура, которая компенсирует недостаток двигательной активности. Какие особенности она имеет у детей и какую пользу приносит, разберем в нашей статье.

Что такое ЛФК

Это комплекс упражнений, который больше напоминает йогу, потому что выполняется плавно, не спеша. В основе лечебной физкультуры лежит использование основной функции нашего организма – это движение. Весь комплекс представляет собой подобранные упражнения в сочетании с правильным дыханием.лфк это

Как отдельный раздел медицины ЛФК выделили только в 20 веке, но еще Платон отмечал, что движение является такой же лечебной силой, как и лекарства. Лечебная физкультура – это не только упражнения, но и водные процедуры, обычная ходьба, игры на свежем воздухе.

Положительные стороны ЛФК

Чтобы организм нормально развивался, важно не только правильное питание, но и постоянная физическая активность. Часто взрослые забывают об этом, когда начинают ругать своих малышей за чрезмерную активность. ЛФК для детей – это не просто лечебная физкультура, она еще выполняет воспитательную роль:

  • Ребенок получает некоторые гигиенические знания.
  • Лучше узнает окружающий мир.
  • Учится соотносить себя с окружающим миром.

Что дает лечебная физкультура ребенку? Таким вопросом часто задаются родители, считая, что пользу могут принести только серьезные занятия спортом. Но это далеко не так. Упражнения ЛФК:

  • способствуют гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата;
  • правильно формируется осанка;
  • укрепляются мышцы спины;
  • при наличии асимметрии осанки происходит коррекция.

ЛФК – это комплекс, который может не допустить нарушения осанки. Лечебная физкультура развивает выносливость, силу, улучшает координацию движений.

упражнения лфк

Также благодаря ЛФК:

  • укрепляется иммунитет;
  • организм становится менее восприимчивым к различным возбудителям заболеваний;
  • ребенок лучше адаптируется к школе;
  • нормализуется работа всего организма;
  • улучшается сон и аппетит.

Особенно нуждаются дети в ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Но необходима предварительная консультация специалиста, чтобы подобрать эффективный комплекс.

Разновидности упражнений

Некоторые считают, что лечебная физкультура – это обычный комплекс гимнастики, но специалисты говорят, что к ЛФК можно отнести любой активный отдых. Часто с детьми занятия проходят в игровой форме, чтобы малышам было интересно.

Все упражнения, которые входят в комплекс, можно разделить на:

  1. Общие. Они используются для укрепления всего организма.
  2. Специальные упражнения направлены на определенную систему, например, ЛФК при переломах будет способствовать скорейшему заживлению и восстановлению подвижности поврежденной конечности. Если имеется сколиоз или плоскостопие, то упражнения подбираются для исправления этих патологий.

лфк для детей

Все упражнения также можно подразделить на группы:

  • Активные движения.
  • Статические на удержание позы.
  • Пассивные. Эти упражнения обычно включены в комплекс для грудничков, потому что малыш еще не может самостоятельно их проделать.

Отличается и характер упражнений, они бывают:

  • Дыхательные.
  • Расслабляющие.
  • Растягивающие.
  • Корригирующие.
  • Координационные.

лфк после

С учетом того, какие отклонения в опорно-двигательном аппарате у ребенка имеются, специалист подбирает комплекс упражнений.

Противопоказания для ЛФК

Несмотря на огромную пользу лечебной гимнастики, она показана не всем детям, к противопоказаниям можно отнести:

  • Наличие любых патологий в острой форме.
  • Злокачественные опухоли.
  • Частые кровотечения.
  • Порок сердца.
  • Нарушение ритма работы сердца.
  • Плохое самочувствие ребенка.
  • Высокая температура.

Даже при отсутствии противопоказаний, если ребенок заболел обычной простудой, то стоит на несколько дней прервать занятия ЛФК, после выздоровления вновь возобновить.

Особенности детской ЛФК

Так как занятия проводятся с детьми, то инструктор должен основательно подготовиться. Важно подобрать как можно больше упражнений в игровой форме. Но еще необходимо учитывать следующие моменты:

  • Возраст малышей.
  • Уровень физического развития.
  • Состояние психики.
  • Развитость мелкой моторики.

лфк отдела

Лечебная гимнастика способствует не только правильному формированию осанки у ребенка, укреплению организма, но и нормализации работы сердечнососудистой системы.

Некоторые правила при занятиях ЛФК

Это комплекс, который необходимо выполнять с соблюдением некоторых правил, способных сделать занятия более эффективными:

  • Перед первым занятием необходимо посетить врача, потому что при наличии серьезных патологий опорно-двигательного аппарата может потребоваться и медицинская помощь.
  • Проводиться занятия должны специалистами, которые могут адекватно оценить состояние ребенка.
  • Нагружать малыша необходимо постепенно.
  • Упражнения ЛФК не должны доставлять боль ребенку при выполнении.
  • Чтобы малышам было интереснее, необходимо подбирать разнообразные упражнения, включать игровые моменты.
  • Приступать к выполнению комплекса не стоит сразу после еды, должно пройти не менее 45 минут.

комплекс лфк

  • Заниматься необходимо в помещении, которое хорошо проветривается.
  • Если комплекс делается с грудничком, то начинаться и заканчиваться он должен приятным поглаживанием, а вот у более старших деток в начале комплекса и в конце делаются расслабляющие и дыхательные упражнения.
  • Некоторые считают, что комплекс ЛФК не требует разминки, но это не так. Он также делится на вводную часть, основную и заключительную.
  • Курс ЛФК обычно назначает врач, повторяться в течение года он может несколько раз.

Особенности ЛФК при сколиозе у ребенка

Учитывая, что наши дети сейчас гораздо больше времени проводят за мониторами компьютеров, чем в активном движении, не удивительно, что многие уже в начальной школе имеют неправильную осанку. Если все еще не так запущено, то есть все шансы вернуть прямую спинку ребенку.

Для этого важно подобрать правильные упражнения, а сделать это со знанием дела сможет только ортопед, которого необходимо посетить. В серьезных случаях может потребоваться не только гимнастика, но и использование специального корсета.

В зависимости от типа искривления позвоночника и подбираются упражнения:

  1. Если поставлен диагноз кифоз грудного отдела, то ЛФК для детей обязательно должна включать упражнения на укрепление мышц плечевого пояса, а также на растяжение мышц груди.
  2. При наличии плоской спины необходимо так подобрать упражнения, чтобы равномерно укреплялись мышцы спины, ног, плечевого пояса.
  3. Сколиоз требует выполнения упражнений на увеличение подвижности позвоночника, улучшение координации движений, растяжение позвоночного столба.

ЛФК отдела плечевого, поясничного - это не важно, требует, чтобы упражнения выполнялись регулярно. Если заниматься всего пару раз в неделю, то эффекта не будет.

Примерный комплекс для дошкольников

Уже отмечалось, что для малышей необходимо в комплекс включать много игровых моментов, но можно выделить основные упражнения:

  1. Начинать комплекс необходимо с разминки. Можно начать с ходьбы с высоким подниманием колен в течение нескольких секунд, на носочках, пяточках.
  2. Делая взмахи руками в стороны, одновременно подниматься на носочках.
  3. Упражнение с гимнастической палкой. Поднять ее с пола, поднять вверх на вытянутых руках и опять положить на пол.
  4. Махи ногами из положения лежа на животе, таз при этом не должен отрываться от пола.
  5. Упражнение "ласточка".
  6. Полуприсесть, согнув ноги в коленях, и отвести руки назад, вернуться в исходное положение. Спина во время выполнения упражнения должна быть прямой.
  7. Упражнение на координацию движений: по очереди стоять на одной ноге с разведенными в сторону руками.

Упражнения можно делать с использованием различных гимнастических снарядов, например, скакалок, мячей, обруча.

Примерный комплекс для школьников

После разминки можно приступить к выполнению следующих упражнений:

  1. Опускать и поднимать руки с мячом, при этом локти должны быть разведены в сторону.
  2. Держа спину прямо, необходимо опускать и поднимать мяч за голову.
  3. Одну руку завести за спину сверху, а другую снизу и попытаться скрепить их в замок.
  4. Наклоны в сторону с разведенными в сторону руками.
  5. Занять положение, лежа на полу, и прогибать спину, не отрывая таз.
  6. Из положения стоя на коленях с упором на руки прогибать и округлять спину.
  7. Лечь на живот и одновременно поднимать ноги и плечи, задерживаясь на несколько секунд.
  8. Упражнение "велосипед".

лфк при переломах

После окончания комплекса обязательно надо походить, выполнить дыхательные упражнения. Во время занятий тренер должен обязательно следить за правильностью выполнения упражнений, дыханием и положением спины ребенка.

Нарушение осанки – это еще не приговор. Если своевременно родители обратят на это внимание, то специальный комплекс не только быстро вернет ребенку ровную спинку, но и укрепит весь организм.

syl.ru

Смотрите также