Гимнастика для ума упражнения

Главная » Здоровье » Гимнастика для ума упражнения

Нейрогимнастика — гимнастика для мозга универсальная для детей и взрослых, а также ее теоретическое обоснование — образовательная кинезиология.

Образовательная Кинезиология – это учение о развитии человека через естественные, обычные для него физические движения. Она предлагает нам определенным образом организованные движения, направленные на оптимизацию деятельности мозга и тела.

Комплекс кинезиологических упражнений, которые объединяют тело и ум

Вся наша жизнь проходит в движении, и во время этого движения в течение всей своей жизни человек переживает множество различных проблем. Психологи долгое время пытались найти способ помочь людям, часто сталкивающимся с различными экстремальными ситуациями и испытывающими нервно-мышечные перегрузки. И решение было найдено после разработки образовательной кинезиологии, которая как раз и была направлена на изучение связей ум-тело.

Образовательной ее назвали потому, что в процессе занятий мы узнаем самих себя, получаем знания о собственных проблемах и о том, что же нам делать дальше, чтобы компенсировать перенесенный ранее стресс. С помощью специально подобранных упражнений наш организм балансирует процессы, происходящие в нем, координирует работу правого и левого полушарий, развивает взаимодействие тела и интеллекта.

Разработана нейрогимнастика была более сорока лет назад американским психологом Полом Деннисоном. А в начале 90-х годов прошлого века совместно с доктором Гейлом Деннисоном была создана программа «Гимнастика Мозга», посвященная естественному развитию человека и методике активации созданных природой механизмов работы мозга посредством физических движений тела.

Пол и Гейл Деннисоны увидели огромный потенциал, заложенный в физические движения и который можно использовать для развития человека. Ими были выявлены два типа движений:

Первый тип – это движение, пересекающее среднюю линию тела. Эти движения наиболее полно объединяют мысль и движение, активизируют естественные механизмы нашего тела и в десятки раз ускоряют передачу информации, способствуя оптимизации работы нервной системы, открывая возможность непроизвольности, непосредственности психофизических функций и обеспечивая легкость обучения.

Второй тип – это одностороннее движение тела. Эти движения наоборот способствуют разъединению мысли и движения. Они требуют напряженной работы ума, приложение значительных усилий и затрат энергии тела и мозга. Этот тип движения приводит к статическому поведению, требующему сосредоточения и концентрации сознания, а также к стрессу.

Нам необходимы оба вида движения, поскольку обеспечивают механизмы, стоящие в основе познавательной деятельности мозга. Механизм, направленный на разъединение мысли и движения, используется на начальном этапе создания любого навыка. Затем, когда наступает этап автоматизации, он уступает место механизму объединения мысли и движения. К сожалению, сейчас чаще всего практикуется обучение, ориентированное на обездвиженность и линейную абстрактную логику. Мы забываем о природных способах формирования навыка  и  чаще всего используем механизм разъединения движения и мысли.

Исследования, проведенные авторами, позволили им создать программу «Гимнастика Мозга», в которой они представили ряд упражнений, направленных на активацию механизма объединения движения и мысли.

Каждое из упражнений для мозга, способствует возбуждению определенного его участка и механизма объединения мысли и движения. В результате этого, новое учение становится более естественным и лучше запоминаемым. Помимо этого, упражнения для мозга способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

Упражнения для мозга собраны в группы.

Первая группа объединяет движения, которые пересекают среднюю линию тела. Они оказывают стимулирующее действие на крупную и мелкую моторику. Механизм, объединяющий движение и мысль, заложенный в основу этих движений, способствует повышению эффективности связей между правым и левым полушариями мозга, качества восприятия материала.

Вторая группа движений – это упражнения, направленные на растягивание мышц тела. Эти упражнения способствуют снятию напряжения с мышц и сухожилий. В результате применения этих упражнений мышцы принимают нормальное состояние и посылают в мозг сигнал о том, что они находятся в спокойном расслабленном состоянии и человек готов к познавательной работе. Если рассматривать это с точки зрения работы мозга, это означает возможность свободного перехода информации из задних отделов мозга (зон выживания) в передние (причинно-обусловливающие) через лимбическую систему, пропускающую знание в высшие отделы мозга.

Третья группа – это группа упражнений, направленных на энергетизацию тела, то есть обеспечивающих нужную интенсивность и скорость протекания процессов между нервными клетками головного мозга.

Четвертая группа представляет собой позовые упражнения, которые оказывают влияние на лимбическую и эмоциональную системы мозга. Они оказывают ритмическое и стабилизирующее действие на нервные процессы, способствуя эффективному обучению.

Каждое упражнение выполняется не более 2-х минут. Их можно делать в различных сочетаниях.

Упражнения для мозга универсальны для детей и взрослых. Они просты и не требует какой-либо специальной физической подготовки. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность.

Комплекс кинезиологических упражнений, которые объединяют тело и ум

Первая группа упражнений для мозга – движения, пересекающие среднюю линию тела

1. Перекрестные шаги

Шагайте на месте касаясь правым предплечье левого бедра и наоборот. При этом стараемся нести плечо к бедру, а не локоть к коленке, а голова немного поворачивается по ходу движения. При выполнении упражнения не зажимаем рот, губы должны быть свободны и расслаблены.

Для детей скорость выполнения упражнения не важна. Взрослым на первых порах необходимо делать упражнение медленно, чтобы хорошо прочувствовать и услышать свое тело.

2. Ленивые восьмерки

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельны. Вытяните перед собой правую руку сжатую в кулак с выпрямленным большим пальцем. Взгляд направлен на кончик пальца. Начиная движение вправо-вверх рисуем перед собой в воздухе ленивую (горизонтальную) восьмерку. Середина восьмерки должна быть на одном уровне с срединной линией вашего тела. Старайтесь рисовать максимально круглую восьмерку. Неважно будет ли она у вас большой или маленькой, главное чтобы она была круглой. Взгляд все время направлен на кончик большого пальца. Выполнив упражнение несколько раз меняем руки. Левая рука начинает движение влево-вверх. Также делаем несколько раз. После этого сцепляем две руки вместе в замок, большие пальцы перекрещены и делаем ленивую восьмерку двумя руками. Взгляд не отрываем от перекрестья больших пальцев. Головой не вертим, следим только глазами.

Дети могут тоже упражнение рисуя карандашом на бумаге или доске.

3. Слон

Встаньте прямо, немного согните ноги в коленях, прижмите правое ухо к правому плечу и вытяните правую руку вперед. Вытянутой рукой рисуем в воздухе горизонтальную восьмерку начиная от центра и вправо-вверх. Глаза следят за кончиками пальцев. Двигается только верхняя часть туловища. Выполнив упражнение несколько раз меняем руки.

4. Колпак для думания

Берем себя за уши. Большой палец сзади, а указательный впереди. Массируем себя как бы слегка растягивая уши и выворачивая их назад, каждую точку на кромке ушной раковины. Затем поворачиваем голову максимально вправо, снова берем себя за уши и продолжаем массировать позволяя своей голове поворачиваться все дальше и дальше вправо. Как только голова остановиться, поворачиваем ее до упора влево и снова массируем уши позволяя голове поворачиваться, но на этот раз уже влево.

5. Рокер

Это упражнение нейрогимнастики является вариантом ленивых восьмерок, но выполняется на полу и ногами. Для выполнения упражнения необходимо сесть на пол или на коврик. Откиньтесь назад и обопритесь на руки. Ноги согните в коленях. Коленями выполняйте движение по восьмерке, рисуя ее в горизонтальной плоскости.

6.Энергизатор

Последнее в этой группе упражнение для мозга хорошо выполнять в конце рабочего дня для расслабления. Сядьте и положите руки на стол ладонями вниз. Опустите голову между вашими руками, коснувшись стола лбом. Сделайте выдох, а затем глубокий вдох, наполняя воздухом всю грудную клетку. Затем, легко не напрягаясь, поднимите голову, начиная со лба, шею и верхнюю часть туловища. Плечи и нижнюю часть туловища держите расслабленными. Выдохните и опустите подбородок на грудь, стараясь максимально расслабить и как бы удлинить задние мышцы шеи и спины. Оставайтесь расслабленными и дышите ровно и спокойно.

Время выполнения каждого упражнения не более минуты.

Вторая группа упражнений для мозга – движения, направленные на растягивание мышц тела

1. Сова

Это упражнение хорошо расслабляет мышцы плеч, которое возникает при длительном сидении. Левой рукой сожмите мышцы правого плеча. Поверните голову вправо, широко раскройте (вытаращите) глаза и смотрите прямо. Затем, сделав вдох начинайте поворачивать голову влево и одновременно вытягивайте шею вперед ухая как сова. За время поворота сделайте несколько таких движений. Затем поворачивайте также голову обратно. Пальцами левой руки сжимайте в это время плечо. Сжимаете на выдохе, отпускаете на вдохе.

Повторите упражнение, сжав правой рукой левое плечо.

2. Активизация руки

Хорошо выполнять, перед тем как вам предстоит много писать. Поднимите вверх вытянутую правую руку, прижав ее к уху. Вдохните через сомкнутые губы и схватите правую руку за головой согнутой левой. Двигайте правую руку левой к себе  — от себя и вперед – назад.

3.Сгибание стопы

Способствует быстрому включению языковых функций мозга. Упражнение выполняется сидя на стуле. Положите правую стопу на левое колено. Массируйте места напряжений мышц в лодыжке, икре под коленом оттягивая их, одновременно с массажем сгибайте ступню к себе и от себя. Повторите с другой ногой.

4.Помпа

Встаньте прямо, держась за спинку стула. Левую ногу выставите вперед, а правой отступите назад. У вас должен получиться выпад на левую ногу. Тело не наклоняйте. Пятка правой ноги плотно прижата к полу. Глубоко вдохните и поднимите пятку, на выдохе вновь прижмите ее к полу. Повторите несколько раз для каждой ноги.

5.Гравитационное скольжение

Особенно эффективно это упражнение после длительного сидения за столом или долгой езды в автомобиле. Сядьте, скрестив вытянутые ноги в лодыжках. Выдыхая, наклонитесь вперед, опуская вытянутые руки плавно вниз. На вдохе выпрямитесь, поднимая руки вверх. Повторите несколько раз, делая наклоны вперед, вправо и влево. Поменяйте местами лодыжки и повторите упражнение.

6.Заземлитель

Это упражнение нейрогимнастики хорошо помогает сосредоточится на выполняемой работе. Поставьте ноги намного шире плеч, так чтобы левая ступня смотрела вперед, а правая была повернута вправо. Руки на поясе. На выдохе согните правое колено, на вдохе распрямите. Повторите три раза. Затем поверните правую ступню вперед, а левую влево и повторите упражнение для левой ноги.

Третья группа упражнений для мозга – движения, направленные на повышение энергии тела

1. Кнопки мозга

Пальцы правой руки – большой и указательный, положите под ключицы, там, где ямочки. Левая рука – ладонью на пупок. Круговыми движениями массируйте точки под ключицами. Затем поменяйте руки и помассируйте подключичные области уже пальцами левой руки.

2. Кнопки Земли

Перед выполнением упражнения прикоснитесь двумя пальцами правой руки к точкам, находящимся под нижней губой. А левая рука должна коснуться верхнего края лобовой кости. Сделай те вдох, и постарайтесь ощутить, как энергия проникает в центр вашего тела. Дышите ровно и глубоко, продолжая удерживать руки на точках.

3.Кнопки Баланса

Левую руку положите в область пупка. Пальцем правой руки надавите на углубление за правым ухом в основании черепа. Сделайте медленный глубокий вдох, чувствуя, как наполняетесь энергией. Затем надавите на углубление за левым ухом и сделайте медленный выдох.

4. Кнопки космоса

Пальцем правой руки коснитесь точки над верхней губой. Ладонь левой руки положите на крестец сзади. Делай глубокий вдох представляйте, как энергия поднимается по позвоночнику, расслабляя каждый позвонок.

Сделайте 5-6 циклов вдох-выдох. Затем поменяйте руки и повторите весь цикл.

5. Энергетическая зевота

Примите удобную для вас позу, положите ладони на щеки. Откройте и закройте рот имитируя зевоту. Найдите под руками точки соединения верхней и нижней челюсти. Поместите пальцы рук на эти точки. Теперь вновь откройте рот имитирую зевок и когда рот будет максимально открыт помассируйте пальцами найденные точки. Постарайтесь одновременно с эти мпроизнести длинный звук «а-а-а-а-у-у-у». Повторить упражнение 4-6 раз.

Четвертая группа упражнений – упражнения, повышающие настроение

Крюки Деннисона

Встаньте прямо, ноги скрещены. Руки вытяните перед собой, перекрестите и соедините ладони в замок. Согните локти, вывернув кисти вовнутрь и прижав их к груди таким образом, чтобы ваши локти были направлены вниз. Язык прижмите к небу за верхними зубами. Взгляд направлен вверх. Дышим ровно, спокойно. Тело расслаблено. Стойте так столько, сколько сочтете нужным.

Затем, расставляете ноги на ширину плеч. Голову немного наклонили вперед, глаза опустили, язык там же за верхними зубами. Руки лодочкой внизу. Пальцы рук касаются друг друга. Потояли так немного полностью отпуская напряжение.

Время выполнения каждого упражнения, также не более 1 минуты. Опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Кинезиология — гимнастика для ума

Светлана Георгиевна Максимова
Кинезиология — гимнастика для ума

Образовательная кинезиология подразумевает под собой стимуляцию работы мозга с помощью определённых физических движений. Кинезиологические упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, улучшить внимание, речь, память, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.

По исследованиям ученых правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий.

Основная цель кинезиологии - развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

Виды кинезиологических упражнений:

• Растяжки

• Дыхательные упражнения

• Глазодвигательные упражнения

• Телесные движения

• Упражнения для релаксации

Прежде, чем обучать ребенка, педагог должен сам сначала освоить все упражнения, а затем уже выполнять их с детьми, постепенно увеличивая время и сложность от занятия к занятию. Занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку.

1. Растяжки

/нормализуют гипертонус и гипотонус/

“Тряпичная кукла и солдат”

Исходное положение – стоя.

«Солдат» - полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку. Застыньте в этой позе и не двигайтесь.

«Тряпичная кукла» - наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

“Снеговик”

Исходное положение – стоя.

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды.

“Дерево”

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

2. Дыхательные упражнения

/улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность/

«Аромат цветов»

Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».

Повторить 3-4 раза.

«Воздушный шар»

Ты, как шарик, полети,

Сверху землю огляди.

И. п. – о. с.: одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и на плечах.

1 – поднять плечи и ключицы (вдох);

2 – опустить плечи и ключицы (выдох).

“Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

“Дышим носом”

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

Исходное положение – о. с.

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

“Ныряльщик”

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

«Ветер»

Сильный ветер вдруг подул,

Слезки с ваших щек сдул.

И. п. – о. с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.

1 – сделать полный вдох, впячивая живот и ребра грудной клетки;

2 – задержать дыхание на 3-4 сек;

3 – сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

3. Телесные упражнения

/развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы/

“Перекрестное марширование”

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге.

«Ухо—нос

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Колено – локоть».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

“Яйцо”

Спрячемся от всех забот,

только мама нас найдет.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

4. Упражнения на релаксацию

/способствуют расслаблению, снятию напряжения/

“Дирижер”

Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром. Вслушивайтесь и двигайте в такт музыки кистями рук. Энергия музыки проходит через все ваше тело, вы слышите все инструменты оркестра, звуки которых сливаются в единой гармонии. Добавляем теперь движение локтей. Все ваше тело наполняетесь жизненной силой музыки. Продолжаем движение рук с помощью всего плечевого сустава.

А теперь дирижируем всем своим телом. Почувствуйте эту жизнерадостную силу энергии. Музыка заканчивается. Откройте глаза.

“Путешествие на облаке”

Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как вы удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

5. Глазодвигательные упражнения

/позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма/

“Горизонтальная восьмерка”

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т. е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

«Слон».

Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

“Глазки”

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

Предложите вашему малышу чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев.

maam.ru

Нейробика - гимнастика для ума

Мозг человека, в основном, состоит из серого вещества, которое образуется скоплениями нервных клеток- нейронов. Нейрон состоит из тела, дендритов (коротких ветвящихся отростков), количество которых может быть различным, и аксона (длинного отростка).
3720816_neirobika8 (639x451, 40Kb)
Передача импульсов по нейронам происходит всегда в определенном направлении - по дендритам к клетке, а по аксону - от клетки.

Нервные клетки, вопреки расхожему убеждению, умеют восстанавливаться. Умственные способности ухудшаются не из-за отмирания нервных клеток, а по причине истощения дендритов, через которые проходят импульсы от клетки к клетке, убеждены ученые. Если связи между клетками периодически не включать, дендриты атрофируются, совсем как мышцы без физической нагрузки.

Раньше считали, что новые дендриты вырастают только у детей. Но сейчас стало известно, что нейроны могут выращивать дендриты, чтобы компенсировать потерю старых. Наш мозг может приспосабливаться к переменам и менять структуру связей. На основании этих выводов и придумана нейробика - аэробика для мозга. Она задействует разные участки головного мозга, чтобы те работали быстро и слаженно. Упражнения нейробики нацелены на широкое использование всех органов чувств в неожиданных комбинациях, нервные клетки и дендриты становятся сильнее и лучше сопротивляются старению. Упражнения построены так, чтобы создать в голове новые ассоциации. Они заставляют нас увидеть мир по-новому.

3720816_neirobika6 (640x396, 145Kb)

Когда-то в детстве мы уже изучали все, что нас окружает, включая все органы чувств на максимальную активность. Как ребенок знакомится с погремушкой? Он ее трогает, сжимает, трясет, подносит к носу, пробует на вкус. Что делает взрослый человек, увидев на полу погремушку? В лучшем случае автоматически отметит про себя: "Погремушка" - и пройдет мимо. Но даже в том, что для нас важно, мы умудряемся задействовать мозг как можно меньше. Как вы собираетесь утром на работу? Всегда одинаково: автоматически одеваетесь, чистите зубы, включаете чайник, завтракаете. Структуры головного мозга бездействуют, связи между его участками медленно, но верно дряхлеют. Самое замечательное в нейробике то, что она позволяет тренировать мозг, не требуя для этого особого времени и места. События повседней жизни становятся спортзалом для занятий аэробикой.
Для того, чтобы любое действие, даже самое привычное, превратилось в нейробическое упражнение, нужно, чтобы оно соответствовало некоторым условиям. Предположим, вы - правша, и каждый день вам приходится писать ручкой. Чтобы включились новые связи между участками мозга, нужно сменить руку, которой вы пишете. Неудобно? Зато какая польза для головы!

3720816_20110504_154118 (669x688, 188Kb)

Нейробика для всех

Итак, основных условий, которым должны соответствовать нейробические упражнения, три:
1. В новой ситуации необходимо задействовать несколько органов чувств. Например, попробуйте одеться на работу с закрытыми глазами. При помощи осязания. Возможно, и обоняния тоже.
2. Для нейробики важно вовлекать в работу внимание. Если над вашим рабочим столом висят какие-нибудь картинки, переверните их вверх ногами.
3. Полезно сломать привычный ход событий. Например, поехать на работу каким-нибудь совершенно новым маршрутом.
Не стремитесь каждое свое действие сделать нейробическим. Достаточно одного - двух упражнений из одного раздела. Но не забывайте и про традиционную тренировку ума: кроссворды, чтение, изучение иностранных языков, путешествия, общение.

Лучшее начало дня

Попробуйте заменить обычный утренний ритуал, совершаемый на автопилоте, упражнениями из нейробики. Начнем с того, как мы просыпаемся. Вас будит звонок будильника? Запах кофе? Попробуйте положить вечером рядом с кроватью плотно запечатанный пакет с каким-нибудь приятным ароматом. Как только проснетесь, откройте его. Пусть утро всю неделю ассоциируется у вас с этим запахом.

3720816_neirobika4 (640x467, 99Kb)

Теперь направляемся в ванную. Попробуйте принять душ с закрытыми глазами. Прочувствуйте поверхность и запах каждого предмета, которым пользуетесь: мыла, мочалки, шампуня, полотенца...
Или оденьтесь с закрытыми глазами. Приготовьте с вечера одежду, которую будете надевать. Можно также на ощупь выбрать одежду из шкафа. Как вы смотрите на то, чтобы определить нужные вам предметы не только руками, но губами, щеками, носом, даже ногами? Дальше завтрак. Кофе и бутерброд? Возьмем лучше ромашковый чай и какие-нибудь хрустящие вафли с молоком.

Вечерний звон

В конце дня создайте для себя приятные ассоциации. Устройте в ванной музыку, фруктовый чай, свечи, курильницы с ароматными маслами. Одним словом, все, что вовлекает в работу разные органы чувств. Чтобы, скажем, мытье мочалкой для вас с сегодняшнего дня ассоциировалось с запахом лаванды, а теплые струи душа - с джазовой музыкой. Вариантов масса, импровизируйте на здоровье.

3720816_neirobika5 (640x433, 81Kb)

После ванны не помешает почитать. Причем не про себя, а вслух. Почитайте друг другу с вашими домашними. Вы проведете вечер вместе и с огромной пользой. Активизируется столько участков коры головного мозга, сколько никогда не работает при чтении про себя. Все мы ежедневно добираемся на работу и с работы на машине, в общественном транспорте и пешком. В нашей голове зафиксирована точная карта привычного маршрута.
В голове каждого человека за жизнь откладывается десятки и сотни мысленных схем - карт: расположение комнат в квартире, улиц - в городе, автотрасс, стран и материков. Попробуйте сломать дорожные стереотипы. Если вы едете на работе на машине, постарайтесь сесть в нее, завести, пристегнуть ремни безопасности с закрытыми глазами. Езжайте по непривычному маршруту. Пусть новый путь будет чуть длиннее, зато ваши органы чувств заработают на полную мощность. И откройте окно. Целая гамма звуков и запахов принесет вашему мозгу массу новой информации. Наденьте на руки перчатки. Притупленное чувство осязания даст возможность активнее включиться другим органам чувств.
Попробуйте эти простые упражнения дял мозгов. Фантазируйте и претворяйте в жизнь свои фантазии. Немножко почудите и посмешите своих близких. И тогда ваша память будет крепкой, как гранит, советы молодым - мудрыми и своевременными, а зубы белыми и блестящими.

Чем пахнет небо?

Наполните свой маршрут различными запахами.
3720816_neirobika3 (640x467, 140Kb)

Для этого приготовьте заранее несколько разных ароматов. Нарежьте губку на кубики примерно 1,5 см. В контейнеры от обычной кинопленки положите по 3-4 кубика, предварительно капнув на них по 2-3 капли какого-нибудь ароматического масла или духов, закройте поплотнее и возьмите с собой в дорогу. Когда будете проезжать мимо какого-либо здания, откройте один и понюхайте. Это будет выглядеть примерно так: старинное красное здание - запах мандарина, белый забор - жасмина, небо - незабудки.
В автобусе перебирайте монеты в кармане, стараясь определить их на ощупь. Полистайте какой-нибудь журнал из тех, которые вы обычно не читаете. И главное - не замыкайтесь в себе. Обменяйтесь парой реплик с соседом в автобусе, улыбнитесь ребенку, возьмите с собой (если вы на машине) попутчиков и беседуйте с ними на разные темы. Помните, что без общения не может быть здорового мозга и здоровой психики.

Поменяйте все местами... на работе

Больше всего нас страшит потеря памяти или сообразительности в связи с нашей работой. Но как вы проводите свой рабочий день? Отчет, подсчет, совещание... Ассоциативные связи не работают, множество действий выполняется на автопилоте. Нейробика довольно органично вписывается в любое рабочее расписание, не нарушая дисциплины и не отвлекая окружающих. Мы обычно создаем на своем рабочем столе привычный и удобный порядок. Рука сама находит нужный предмет. А вы помейте все местами: мышку компьютера, телефон, стреплер, мусорную корзину. Можно поменять последовательность ежедневных занятий, сместить обед на полчасика. Контейнеры с запахами пригодятся и на рабочем месте. Соединяйте разные запахи с разными видами деятельности. В Японии, например, считается, что мускат и корица увеличивают производительность труда. Мандарин и лимон бодрят.

3720816_neirobika2 (640x425, 79Kb)

...и дома

Орган вкуса удивительным образом связан у нас с общением. Все мы собираемся за столом в Новый год, на день рождения, на званый вечер. Вино, фрукты, деликатесы и прочие вкусности появляются каждый раз, когда мы собираемся с друзьями, родными, коллегами. За столом наши органы чувств - зрение, осязание, обоняние, вкус - задействованы на все сто, подпитывая не только желудок, но и кору головного мозга ассоциативными связями. Но это только при соблюдении определенных правил застолья. Если вы едите в одиночестве и при этом смотрите в телевизор, вряд ли вашему мозгу станет от этого хорошо. Попробуйте оздоровить свой мозг за завтраком, обедом или ужином, не меняя кулинарных пристастий. Для начала уберите газету из-под носа, выключите телевизор. Пусть все ваше внимание будет безраздельно отдано трапезе и тем, кто разделил ее с вами. Наслаждайтесь вкусом еды, прочувствуйте ее аромат, консистенцию. Обычно в доме за столом каждый занимает свое место. Это папино, это мамино, а здесь сидит наш младшенький. Поменяйтесь местами! Это заставит вас по-новому взглянуть на каждого члена семьи, вы по-новому увидите комнату, даже по-другому будете тянуться за солью или перцем.

Учитесь отдыхать

В конце дня, недели, раз в месяц, раз в год всем нам нужно отдыхать.
3720816_neirobika1 (640x395, 77Kb)

Но не каждый вид отдыха полезен для мозга. Взять хотя бы телевизор. Исследования показали, что если смотреть его часами, то от этого функции мозга притупляются. Во время просморта телевизионных программ мозг менее активен, чем во время сна! Выключите телевизор. Поезжайте туда, где ни разу не были. В каждом новом месте вас ждут новые краски, запахи, новые лица. Выбирайте вид отдыха, который не свойственен вашему характеру. Если вам по душе валяться на пляже, поезжайте в поход на велосипеде, а если вы активный человек, выбирайте отдых поспокойнее. Если вы занимаетесь спортом в тренажерном зале, выходите время от времени на открытый воздух. Отдыхая на природе, не включайте музыку, а послушайте окружающие звуки. Попытайтесь определить, какая птица поет, как называется дерево на пригорке и цветок на поляне. Просто сядьте на берегу и закройте глаза. Послушайте и почувствуйте, что происходит вокруг вас. Позвольте мозгу свободно выстраивать ассоциации.

Дача тренирует не только мышцы

Работа на даче весьма способствует тренировке мозга, а не только мышц. Копание в земле с целью вырастить дерево или корнеплод прекрасно вписывается в систему нейробики. Вы вдыхаете запахи земли, трав, цветов, касаетесь листьев, таких разных на ощупь. Вы определяете, какой овощ и куда надо посадить, наблюдаете за положением солнца, решаете, нужно ли сейчас полоть или уже пора собирать урожай. И множество новых связей устанавливается между клетками головного мозга, нуждающегося в ремонте. Вот такие простые упражнения. Попробуйте эти, придумайте и свои.

Валентина Богомолова
Из газеты "Исцеление"

Читайте также:

Молоко убивает мозг?

Как улучшить свою память

liveinternet.ru

Смотрите также