Гимнастика для глаз в доу

Главная » Здоровье » Гимнастика для глаз в доу

Гимнастика для глаз.

Алла Мокрецова
Гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз.

Ежедневно, во время динамической паузы, я провожу с детьми гимнастику для глаз.

Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Зрительная гимнастика используется:

для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз;

для укрепления мышц глаз;

• для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению.

Как показали современные исследования, «гимнастика для глаз» улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления.

Первые упражнения для сохранения зрения были созданы задолго до нашей эры. Йоги, создавая комплексы для всего тела, не забыли и о наших глазах. Они точно знали, что для наилучшего результата нужна не только тренировка, но и полноценный отдых.

Гимнастика для глаз необходима даже людям, которые считают что их глаза в порядке. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. Для этого существует гимнастика для глаз. Но дети с гораздо большей охотой делают ее, когда гимнастика связана со стихотворным ритмом. Чтобы дети могли проявить свою активность, рекомендуем все занятия с ними проводить в игровой форме.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Я предлагаю Вашему вниманию несколько комплексов упражнений, которые я использую в своей работе.

«Тренировка».

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Движения глаз в соответствии с текстом.

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Быстро поморгать глазами.

«Наши глазки отдыхают».

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

Дети стоят с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о,

Получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Движения глаз в соответствии с текстом.

Заниматься вновь начнем.

Дети садятся на места.

«Весёлая неделька».

- Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх, опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

- По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

- В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять…

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

- Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый, перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый ; (совершенствует сложные движения глаз).

- В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот; (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

- Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

«Самолёт».

Пролетает самолёт,

С ним собрался я в полёт.

Дети смотрят вверх за «полётом» самолёта.

Правое крыло отвёл, посмотрел,

Левое крало отвёл, посмотрел.

Отводят в сторону правую (левую) руку, смотрят на них.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу.

Вращательные движения руками перед грудью, наблюдая за ними взглядом.

Поднимаюсь ввысь, лечу,

Возвращаться не хочу!

Встают на носочки и изображают полёт самолёта.

«Снежинки».

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Вытянуть снежинку вперёд, сфокусировать на ней взгляд.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Отводят снежинку вправо, следят взглядом.

Опять снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

Отводят снежинку влево, следят взглядом.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал.

Следить за снежинками движениями глаз вверх-вниз.

Летят снежинки вверх и вниз.

Всё! На землю улеглись.

Взгляд за снежинкой вверх и вниз, присесть, опустив снежинку на пол.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Дети закрывают глаза и спокойно отдыхают.

Подборку материала продолжу в следующем блоге.

maam.ru

Гимнастика для глаз — один из нетрадиционных приемов оздоровления детей в детском саду

Домашова Эльвира
Гимнастика для глаз — один из нетрадиционных приемов оздоровления детей в детском саду

Гимнастика для глаз – один из нетрадиционных приемов оздоровления детей в детском саду.

Гимнастика для глаз – это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи:

• Предупреждение утомления,

• Укрепление глазных мышц,

• Снятие напряжения.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Темы, освещаемые в методической разработке, представлены в виде текстовой таблицы.

План гимнастики для глаз в средней группе

на год (по тематическим неделям)

Месяц Тема недели Название упражнения

сентябрь Мой любимый детский сад «Волшебный сон»

«Глазки»

Мир игры «Ветер»

«Радуга»

Мой мир «Волшебный сон»

«Глазки»

Профессии «Солнышко и тучки»

«Радуга»

Осенняя пора «Дождик»

«Солнышко и тучки»

октябрь Дары осени «Дождик»

«Ёжик»

Мой город «Радуга»

«Волшебный сон»

Домашние животные «Радуга»

«Солнышко и тучки»

Дикие животные «Ёжик»

«Глазки»

ноябрь Моя Родина «Ёжик»

«Носик»

Поздняя осень «Ветер»

«Радуга»

Наши добрые дела «Ветер»

«Глазки»

Семья и семейные традиции «Волшебный сон»

«Ёжик»

декабрь Зимушка - зима «Елка»

«Чудеса»

Уроки вежливости и этикета «Глазки»

«Ветер»

Будь осторожен «Глазки»

«Снежинки»

Новогодние чудеса «Елка»

«Чудеса»

январь Культура и традиции «Чудеса»

«Волшебный сон»

Зимние забавы «Снежинки»

«Елка»

Я и мои друзья «Елка»

«Чудеса»

февраль Зимний спорт «Снежинки»

«Ветер»

Мое здоровье «Носик»

«Глазки»

Мир комнатных растений «Носик»

«Глазки»

Защитники отечества «Чудеса»

«Волшебный сон»

март Женский день «Подснежник»

«Ёжик»

Масленница «Подснежник»

«Солнышко и тучки»

Весна в окошко к нам стучится «Дождик»

«Носик»

Мир книг «Чудеса»

«Ёжик»

апрель Юмор в нашей жизни «Жук»

«Солнышко и тучки»

Космические просторы «Жук»

«Глазки»

Пернатые друзья «Лучик солнца»

«Волшебный сон»

Пасхальная неделя «Лучик солнца»

«Радуга»

май День победы «Солнечный зайчик»

«Солнышко и тучки»

Опыты и эксперименты «Солнечный зайчик»

«Глазки»

Экологическая тропа (насекомые) «Бабочка»

«Солнышко и тучки»

Скоро лето «Бабочка»

«Радуга»

«Волшебный сон»

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают… Засыпают…

Шея не напряжена

И рассла-бле-на…

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляется…

Дышится легко… ровно… глубоко… (Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем… (Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!

«Ветер»

Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.)

Закачалось дepевцо. (Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.)

Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше. (Встают и глаза поднимают вверх.)

«Солнышко и тучки»

Солнышко с тучками в прятки играло. (Посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз)

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки.

Легких - две штучки,

Тяжелых три тучки

Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе вовсю засияло. (Поморгать глазками)

«Дождик»

Дождик, дождик, пуще лей. (Смотрят вверх.)

Капай, капель не жалей. (Смотрят вниз.)

Только нас не замочи. (Делают круговые движения глазами.)

Зря в окошко не стучи

«Радуга»

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

«Ёжик»

Ходил ежик по полянке (Ходьба на месте)

Он искал грибы – опятки (Посмотреть вправо и влево, не поворачивая головы)

Глазки щурил и моргал, (Сильно прищуриться)

Но грибов не увидал. (широко открыть глаза, развести руки в стороны)

Вверх смотрел он, (посмотреть вверх голова неподвижна)

Вниз глядел, (посмотреть вниз)

Сам тихонечко пыхтел. (Произнести «пых», «пых», «пых».)

Смотрел влев, (Посмотреть влево, не поворачивая головы)

Смотрел вправо, (Посмотреть вправо, не поворачивая головы)

Вдруг увидел гриб на славу! (Плотно закрыть и широко открыть глаза.)

Оглянулся он еще (Движения по тексту)

Через левое плечо,

Через правое еще.

Еж затопал по тропинке

И грибок унес на спинке. (Ходьба на месте, топающим шагом.)

«Глазки»

Чтобы зоркими нам быть- (Вращать глазами по кругу по 2-3 сек.)

Нужно глазками крутить

Зорче глазки, чтоб глядели, (В течении минуты массажировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.)

Разотрем их еле – еле.

Нарисуем большой круг (Глазами рисовать круг)

И осмотрим все вокруг (влево, вправо)

Чтобы зоркими нам стать, (Тремя пальцами каждой руки, легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1-2 сек.)

Нужно на глаза нажать.

Глазки влево, глазки вправо, (Поднять глаза вверх, опустить, повернуть вправо, влево)

Вверх и вниз и все сначала.

Быстро, быстро поморгать, (Моргать в течение минуты)

Отдых глазкам потом дай.

Нужно глазки открывать, (Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 сек.)

Чудо, чтоб не прозевать.

Треугольник, круг, квадрат, (Нарисовать глазами геометрические фигуры по и против часовой стрелки)

Нарисуем мы подряд.

«Елка»

Вот стоит большая елка, (Выполняют круговые движения глазами.)

Вот такой высоты. (Посмотреть снизу вверх.)

У нее большие ветки.

Вот такой ширины. (Посмотреть слева направо.)

Есть на елке даже шишки, (Посмотреть вверх.)

А внизу – берлога мишки. (Посмотреть вниз.)

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу. (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.)

«Чудеса»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжают стоять с закрытыми глазами.)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)

Нарисуем букву о, получается легко (Глазами рисуют букву о.)

Вверх поднимем, глянем вниз, (Глаза поднимают вверх, опускают вниз.)

Вправо, влево повернем, (Глаза смотрят вправо-влево.)

Заниматься вновь начнем.

«Снежинки»

Мы снежинку увидали, -

со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд)

Снежинки вправо полетели, (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели (Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал… (Поднимать снежинки вверх и опускать вниз. Дети, смотрят вверх и вниз.)

Все! На землю улеглись. (присесть, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают. (Закрыть ладошками глаза.)

«Носик»

Смотрит носик вправо-влево (Резко переместить взгляд вправо и влево.)

Смотрит носик вверх и вниз (Резко перенести взгляд вверх и вниз.)

Что увидел хитрый носик? (Мягко провести указательными пальцами по векам.)

Ну, куда мы забрались?

«Подснежник»

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)

В руки вы цветы возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз цветы вы опустите,

И опять на них взгляните.

Цветок вправо,

Цветок влево.

“Нарисуйте” круг умело.

Цветок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас цветок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

«Жук»

В группу жук к нам залетел,

Зажужжал и запел – ЖЖЖ

Вот он вправо полетел, (Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки)

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел (тоже влево)

Жук на нос к нам хочет сесть, (Указательным пальцем правой руки совершить движение к носу)

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился, (Направление рукой вниз сопровождает глазами)

Зажужжал и закружился – ЖЖЖ. (Делать вращательные движения руками и встать)

Жук, вот правая ладошка, (Отвести руку в правую сторону, проследить глазами)

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко. (Отвести руку в левую сторону, проследить глазами)

Жук наверх полетел,

И на потолок присел (Поднять руки вверх, посмотреть вверх)

На носочки мы привстали, (Поднять руки вверх, посмотреть вверх)

Но жучка мы не достали.

Хлопнем дружно,

Хлоп-хлоп-хлоп.

Чтобы улететь он смог. (Хлопки в ладоши)

«Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной. (Моргают глазами.)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись (Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду. (Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо.)

«Солнечный зайчик»

Солнечный мой зайнька, (Дети вытягивают руку вперед)

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой зайнька, (Ставят на ладонь указательный палец.)

Маленький, как крошка.

Прыгни на носик, на плечо (Прослеживают взглядом движение пальца, который медленно касается носа)

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать. (Отвести вновь вперед, дотронуться до плеча, лба, другого плеча)

Вот закрыли мы глаза, (Закрывают глаза ладонями.)

А солнышко играет,

Щёчки теплыми лучами

«Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох, посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

maam.ru

"Гимнастика для глаз в детском саду"

Гимнастика для глаз в детском саду.

Неотъемлемой частью учебного процесса должна являться гимнастика для глаз. В детском саду подобная процедура проводится для того, чтобы снять усталость с глазных мышц, которая появляется у детей после рисования, занятий по окружающему миру, по развитию элементарных математических представлений. Подобный комплекс, как правило, содержит в себе несколько несложных упражнений и повторяется по нескольку раз на дню.

  Гимнастика для глаз в детском саду может проводиться самим воспитателем, если она предполагает исключительно выполнение упражнений. Бывает так, что разминочный комплекс содержит в себе растирания, массажи и прочие приемы, которые позволяют улучшить зрение. В таком случае все это должен выполнять профессионал – медсестра, которая разбирается в офтальмологии, или же лечащий врач-окулист. Сейчас я приведу пример, согласно которому может проходить гимнастика для глаз в детском саду. Он состоит из простеньких упражнений, в основном заимствованных у известного врача М. Норбекова.

Разминка

 Многие сложные упражнения, которые включают в себя смену фокусировки, сведения и разведения глаз мы упускаем. Детям выполнять их будет сложно, и не факт, что каждый ребенок научится правильно делать подобные приемы.

 Поэтому наш комплекс гимнастики для глаз начинается с релаксации. Каждый ребенок должен потереть свои ладошки друг о друга (заранее дети должны тщательно вымыть руки) и положить их на глаза. Желательно, чтобы и сами глаза были закрыты, так зрачки и мышцы лучше отдохнут от световых и других нагрузок.

Основной комплекс упражнений.

 Теперь переходим к подвижным упражнениям. Сначала дети должны совершать колебательные движения зрачками вверх-вниз. Выполняем его по 10 раз в каждую сторону, затем снова кладем руки на глаза, чтобы те отдохнули. После 10-ти секундного перерыва переходим ко второму упражнению – колебательные движения вправо-влево. Также выполняем его 10 раз, после чего отдыхаем. Последнее упражнение заключается в том, что глазами дети должны нарисовать букву «О». Сначала обводим круг зрачками по часовой стрелке, затем делаем это против ее движения. Особенности наших садов , как правило, гимнастика для глаз в ДОУ проходит в том случае, если это учреждение предназначено специально для слабовидящих детей. Нередко мы , воспитатели ,просто забывают о том, что детям, помимо разминок в спортзале, еще требуется тренинг для зрения.  Деткам, у которых плохое зрение от природы, они помогут в их проблемах. А тем, кто идеально все видит, будет полезно размяться, дабы в дальнейшем никаких недугов не возникло. Будьте уверены в том, что массаж и зарядка зрению малыша точно не повредят.

nsportal.ru

Картотека «Гимнастика для глаз»

Коваленко Марина Борисовна
Картотека «Гимнастика для глаз»

Картотека

«Гимнастика для глаз»

«Волшебный сон»

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают… Засыпают…

Шея не напряжена

И рассла-бле-на…

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляется…

Дышится легко… ровно… глубоко… (Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем… (Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!

«Ветер»

Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.)

Закачалось дepевцо. (Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.)

Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше. (Встают и глаза поднимают вверх.)

«Солнышко и тучки»

Солнышко с тучками в прятки играло. (Посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз)

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки.

Легких - две штучки,

Тяжелых три тучки

Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе вовсю засияло. (Поморгать глазками)

«Дождик»

Дождик, дождик, пуще лей. (Смотрят вверх.)

Капай, капель не жалей. (Смотрят вниз.)

Только нас не замочи. (Делают круговые движения глазами.)

Зря в окошко не стучи

«Радуга»

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

«Ёжик»

Ходил ежик по полянке (Ходьба на месте)

Он искал грибы – опятки (Посмотреть вправо и влево, не поворачивая головы)

Глазки щурил и моргал, (Сильно прищуриться)

Но грибов не увидал. (широко открыть глаза, развести руки в стороны)

Вверх смотрел он, (посмотреть вверх голова неподвижна)

Вниз глядел, (посмотреть вниз)

Сам тихонечко пыхтел. (Произнести «пых», «пых», «пых».)

Смотрел влев, (Посмотреть влево, не поворачивая головы)

Смотрел вправо, (Посмотреть вправо, не поворачивая головы)

Вдруг увидел гриб на славу! (Плотно закрыть и широко открыть глаза.)

Оглянулся он еще (Движения по тексту)

Через левое плечо,

Через правое еще.

Еж затопал по тропинке

И грибок унес на спинке. (Ходьба на месте, топающим шагом.)

«Глазки»

Чтобы зоркими нам быть- (Вращать глазами по кругу по 2-3 сек.)

Нужно глазками крутить

Зорче глазки, чтоб глядели, (В течении минуты массажировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.)

Разотрем их еле – еле.

Нарисуем большой круг (Глазами рисовать круг)

И осмотрим все вокруг (влево, вправо)

Чтобы зоркими нам стать, (Тремя пальцами каждой руки, легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1-2 сек.)

Нужно на глаза нажать.

Глазки влево, глазки вправо, (Поднять глаза вверх, опустить, повернуть вправо, влево)

Вверх и вниз и все сначала.

Быстро, быстро поморгать, (Моргать в течение минуты)

Отдых глазкам потом дай.

Нужно глазки открывать, (Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 сек.)

Чудо, чтоб не прозевать.

Треугольник, круг, квадрат, (Нарисовать глазами геометрические фигуры по и против часовой стрелки)

Нарисуем мы подряд.

«Елка»

Вот стоит большая елка, (Выполняют круговые движения глазами.)

Вот такой высоты. (Посмотреть снизу вверх.)

У нее большие ветки.

Вот такой ширины. (Посмотреть слева направо.)

Есть на елке даже шишки, (Посмотреть вверх.)

А внизу – берлога мишки. (Посмотреть вниз.)

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу. (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.)

«Чудеса»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжают стоять с закрытыми глазами.)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)

Нарисуем букву о, получается легко (Глазами рисуют букву о.)

Вверх поднимем, глянем вниз, (Глаза поднимают вверх, опускают вниз.)

Вправо, влево повернем, (Глаза смотрят вправо-влево.)

Заниматься вновь начнем.

«Снежинки»

Мы снежинку увидали, -

со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд)

Снежинки вправо полетели, (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели (Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал… (Поднимать снежинки вверх и опускать вниз. Дети, смотрят вверх и вниз.)

Все! На землю улеглись. (присесть, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают. (Закрыть ладошками глаза.)

«Носик»

Смотрит носик вправо-влево (Резко переместить взгляд вправо и влево.)

Смотрит носик вверх и вниз (Резко перенести взгляд вверх и вниз.)

Что увидел хитрый носик? (Мягко провести указательными пальцами по векам.)

Ну, куда мы забрались?

«Подснежник»

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)

В руки вы цветы возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз цветы вы опустите,

И опять на них взгляните.

Цветок вправо,

Цветок влево.

“Нарисуйте” круг умело.

Цветок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас цветок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

«Жук»

В группу жук к нам залетел,

Зажужжал и запел – ЖЖЖ

Вот он вправо полетел, (Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки)

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел (тоже влево)

Жук на нос к нам хочет сесть, (Указательным пальцем правой руки совершить движение к носу)

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился, (Направление рукой вниз сопровождает глазами)

Зажужжал и закружился – ЖЖЖ. (Делать вращательные движения руками и встать)

Жук, вот правая ладошка, (Отвести руку в правую сторону, проследить глазами)

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко. (Отвести руку в левую сторону, проследить глазами)

Жук наверх полетел,

И на потолок присел (Поднять руки вверх, посмотреть вверх)

На носочки мы привстали, (Поднять руки вверх, посмотреть вверх)

Но жучка мы не достали.

Хлопнем дружно,

Хлоп-хлоп-хлоп.

Чтобы улететь он смог. (Хлопки в ладоши)

«Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной. (Моргают глазами.)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись (Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду. (Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо.)

«Солнечный зайчик»

Солнечный мой зайнька, (Дети вытягивают руку вперед)

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой зайнька, (Ставят на ладонь указательный палец.)

Маленький, как крошка.

Прыгни на носик, на плечо (Прослеживают взглядом движение пальца, который медленно касается носа)

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать. (Отвести вновь вперед, дотронуться до плеча, лба, другого плеча)

Вот закрыли мы глаза, (Закрывают глаза ладонями.)

А солнышко играет,

Щёчки теплыми лучами

«Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох, посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

maam.ru

Гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз

        Исследования показывают, что 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью глаз. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно.

        Одно из самых распространённых заболеваний современности – близорукость. Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования в используется специальная гимнастика для глаз.        Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. В своей работе мы применяем ряд различных игровых упражнений.

1. Поднимать глаза вверх и опускать

вниз, как бы заглядывая в глазницу.

Перед началом упражнения объяснить

детям, что мы следим глазами за мячиком,

который подпрыгивает высоко

вверх и снова ударяется об пол:

Высоко-превысоко

Бросил я свой мяч легко.

Выше дома, выше крыши,

Облаков высоких выше.

Но упал мой мяч с небес,

Закатился в темный лес.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я иду его искать.

2. Посмотреть влево – вправо, так

же глубоко заглядывая в глазницу

(«часики»):

На столе часы стоят.

Целый день они стучат:

Тик – так, тик – так.

Не стучите громко так!

3. Хлопать ресницами часто-часто

(это «крылышки у бабочки»):

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

4. Слегка зажмуриться:

Анютины глазки

Зажмурили глазки.

Широко открыть глаза:

Анютины глазки

Открылись, как в сказке.

5. « Дождик»

Дождик, дождик, пуще лей.

Смотрят вверх.

Капай, капель не жалей.

Смотрят вниз.

Только нас не замочи.

Делают круговые движения глазами.

Зря в окошко не стучи

6. « Ветер»

Ветер дует нам в лицо.

Часто моргают веками.

Закачалось дepевцо.

Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.

Ветер тише, тише, тише...

Медленно приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все выше, выше.

Встают и глаза поднимают вверх.

7. « Рисование носом»

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

8. «Весёлая неделька» 

- Всю неделю по - порядку,
Глазкиделают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем,
Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять.
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

nsportal.ru

Гимнастика для глаз как здоровье сберегающая технология

Екатерина Буденкова
Гимнастика для глаз как здоровье сберегающая технология

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.

Сократ

В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего дошкольного возраста. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ.

Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.

Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.

Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи:

-предупреждение утомления,

-укрепление глазных мышц

- снятие напряжения.

- общее оздоровление зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Условия: Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя.

Время: Выполняются 2-4 мин.

Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).

Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

Прием проведения – наглядный показ действий педагога.

Общие рекомендации:

При планировании НОД с использованием ИКТ 1 раз в неделю мы рекомендуем за месяц разучивать и использовать 1 гимнастику для глаз в стихах (например, номер 15,16 и другие, а на 4 раз использовать гимнастику с предметами или без предметов, в виде комплексов движений (например, комплексы номер 1, 2, 3, 4, 7 и другие).

Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе здоровьесбережения ежедневно, то рекомендуется на неделю планировать для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме, совмещая его 1 или 2 раза с комплексами другого вида.

По названию гимнастики для глаз легко подобрать ее по теме НОД.

При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк, а затем переходить к более сложным и длинным.

Виды гимнастик.

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:

- с предметами (например, комплекс 4 или работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т. д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т. д.

- без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);

- с использованием специальных полей (комплекс 73,74 или изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т. д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие);

- с использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.

Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.

Картотека гимнастики для глаз

I Комплекс

1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

II Комплекс

1. На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.

III Комплекс

-Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.

-Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

-Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.

-Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

-Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

IV Комплекс

Выполняется стоя, у каждого ребенка в руках игрушка (рисунок).

1. «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2—-3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2—3 сек).

А теперь опять посмотрите на свою … (2—3 сек)». Повторить 4 раза.

2. «… у нас веселые, любят бегать, прыгать. Внимательно следите глазами: … подпрыгнула вверх, присела, побежала вправо, влево». Повторить 4 раза.

3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.

4. «Моя … очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раза

V Комплекс

"Дождик"

Дождик, дождик, пуще лей.

Смотрят вверх.

Капай, капель не жалей.

Смотрят вниз.

Только нас не замочи.

Делают круговые движения глазами.

Зря в окошко не стучи

VI Комплекс

"Ветер"

Ветер дует нам в лицо.

Часто моргают веками.

Закачалось дepевцо.

Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.

Ветер тише, тише, тише.

Медленно приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все выше, выше.

Встают и глаза поднимают вверх.

VII Комплекс

"Рисование носом"

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

VIII Комплекс

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Закрывают оба глаза,

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо-влево.

Заниматься вновь начнем.

IX Комплекс

"Снежинки"

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Дети влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Дети смотрят вверх и вниз.

Все на землю улеглись.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

X Комплекс

Лучик солнца

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

Моргают глазами.

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Делают круговые движения глазами.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

Отводят взгляд вправо.

XI Комплекс

Бег по дорожкам.

Выполняются движения по цветным полосам. На указку можно надеть любой предмет по теме и попросить детей следить глазами за ним. По черному кругу по часовой стрелке, по красному против часовой стрелки, по синей линии справа и влево, по желтой линии вверх вниз, а по зеленым кругам - движение «восьмерка». Каждое движение выполняется 4-6 раз.

XII Комплекс

Спектр.

Данное пособие помещается в групповой комнате или компьютерном классе. Глаза детей отдыхают при рассматривании цветового спектра.

ЛИТЕРАТУРА

1. Раскина И. И., Баракина Т. В. Как появился и из чего состоит компьютер? – Омск: ОмГПУ, 2005

2. Евсеев Ю. И. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

3. Анищенко В. С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебн. Пособие. М.: Изд-во РУДН, 1999.

4. Ковалько В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007

5. Демирчоглян Г. Г. Эффективные упражнения для зрения. – М.

maam.ru

«Подборка упражнений для глаз по тематике в целях профилактики и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста»

Венера Галимова
«Подборка упражнений для глаз по тематике в целях профилактики и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста»

Гимнастика для глаз (зрительная гимнастика) является одним из наиболее доступных видов деятельности. Она может быть использована в дошкольных учреждениях любой направленности.

Доказано положительное влияние упражнений для глаз на состояние органа зрения. Они способствуют активизации и восстановлению зрения.

Представленные зрительные гимнастики направлены на улучшение работы глазодвигательных мышц, снятие и предупреждение переутомления зрительного аппарата.

Основными принципами зрительных гимнастик являются:

- индивидуальный подход в зависимости от возраста;

- регулярность проведения;

- постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

- сочетание с двигательной активностью.

Тема Название гимнастики Текст рифмовки Описание действий и инструкций педагога

Овощи «Огуречик»

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет.

Тебе хвостик отгрызет.

Смотрят вправо, влево.

Моргают глазами.

(повторить 2 – 3 раза)

«Овощи»

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем овощи искать.

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий.

Там редиска, там салат.

Наша грядка просто клад.

Моргают глазами

Смотрят вниз.

Смотрят влево – вправо.

Моргают глазами.

(повторить 2 – 3 раза)

«Стручок гороха»

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались оттуда

Бусинки – дробинки.

Моргают глазами.

Смотрят вправо, влево.

Смотрят вверх, вниз.

(повторить 2 – 3 раза)

«Огород»

В огороде мы гуляем,

За овощами наблюдаем.

К солнцу тянется лучок

И горошка стручок.

Вот морковка красная,

Девица прекрасная.

Справа – баклажан, капуста

Разрослась на грядке густо.

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Смотрят влево.

Смотрят вниз.

Смотрят вправо.

Смотрят вверх.

Моргают глазами.

Закрывают глаза. (5- 10 секунд)

(повторить 2 – 3 раза)

Фрукты

«Фруктовая зарядка»

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем фрукты мы считать.

Перед нами лежит груша,

Сочная, но нельзя скушать.

Слева, на столе - лимон,

Фруктовый кисленький барон.

Справа – яблоко в корзине.

Его купили в магазине.

Ну, а снизу апельсин,

На полу лежит один.

Сколько фруктов, посчитали?

Четыре фрукта – угадали.

Моргают глазами.

Смотрят перед собой.

Смотрят влево.

Смотрят вправо.

Смотрят вниз.

Закрывают глаза.

Открывают глаза, отвечают – 4.

(повторить 2 – 3 раза)

«Фрукты»

Знают взрослые и дети:

Много фруктов есть на свете!

Яблоки и апельсины,

Абрикосы, мандарины,

И бананы, и гранаты

Витаминами богаты.

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Быстро моргают глазами.

Сильно зажмуривают глаза.

(повторить 2 – 3 раза)

«Компот»

Будем мы варить компот –

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ. Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Смотрят влево – вправо.

Смотрят вверх – вниз.

Зажмуривают глаза.

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз, затем вправо – вверх, влево – вниз.

Моргают глазами 8 раз.

(повторить 2 раза)

Деревья, кус-тарники

«Клён»

Ветер тихо клен качает.

Влево - вправо наклоняет,

Ветер дует, задувает,

Листья с дерева срывает.

Закрывают глаза.

Двигают глазами влево – вправо.

Двигают глазами вверх – вниз.

Быстро моргают глазами.

(повторить 2 – 3 раза)

«Ёлка»

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки

Вот такой ширины.

Есть над нашей ёлкой шишки,

Рядом есть – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Смотрят вверх.

Фиксируют взгляд наверху, затем смотрят вперёд.

Смотрят вправо.

Фиксируют взгляд справа, затем смотрят вперёд.

Смотрят влево.

Фиксируют взгляд слева, затем смотрят вперёд.

Смотрят вниз,

Фиксируют взгляд внизу, затем смотрят вперёд.

Зажмуривают глаза.

(повторить 2 раза)

«Тополь»

Может с крыши, может с неба

То ли вата, то ли пух,

Или, может хлопья снега

Появились летом вдруг?

Кто же их исподтишка

Сыплет, будто из мешка? Смотрят вверх, смотрят вниз.

Смотрят вправо, смотрят влево.

Моргают глазами.

Широко открывают глаза.

Отвечают – тополь.

(повторить 2 раза)

Грибы

«Опята»

Посмотри – ка вокруг, сколько опят!

Шляпки грибов, как монетки горят.

От шляпок рябит в глазах у ребят.

Выполняется с фиксацией взгляда на указательный палец (можно использовать элементы пальчикового театра – грибы, повторить 2 – 3 раза.

Смотрят влево – вправо. (2 раза)

Смотрят вдаль.

Быстро моргают глазами.

(повторить 2 – 3 раза)

«Подосиновик»

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я – подосиновик.

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Смотрят вдаль на точку фиксации (н-р: на окне или др.).

Закрывают глаза. (5- 10 секунд)

(повторить 2 – 3 раза)

«Грибы» На лесной полянке

Среди травы и пней

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных!

Растут грибы, грибочки.

Готовим кузовочки! Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Смотрят влево.

Смотрят вправо.

Смотрят вперёд, вдаль.

Моргают глазами.

(повторить 2 – 3 раза)

«Листочки»

Ах, листочки как летят,

Всеми красками горят.

Лист кленовый, лист резной,

Разноцветный, расписной.

Шу – шу – шу, шу – шу – шу,

Как я листьями шуршу.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш листок,

Полетел над головой

Красный, желтый, золотой!

Выполняется с реальным предметом или имитацией (лист клёна) в руке педагога.

Педагог выполняет действия с предметом, дети про-слеживают их взглядом.

Смотрят сверху вниз.

Смотрят снизу вверх.

Смотрят влево, вправо.

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Прослеживание траектории «полёта» листа.

(повторить 2 раза)

«Осень»

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью поводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены.

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите, осень в золото одета!

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз,

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Смотрят влево – вправо.

Смотрят вверх – вниз.

Зажмуривают глаза.

Открывают глаза.

(повторить 2 - 3 раза)

«Осенний лес» Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес.

Слева сосны, справа – дуб.

Дятел сверху тук да тук.

Глазки ты закрой, открой

И скорей бегом домой!

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз,

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Смотрят влево – вправо.

Моргают глазами.

Закрывают, открывают глаза.

(повторить 2 - 3 раза)

Наше тело «Глазки»

Живет мой братец за горой,

Не может встретиться со мной.

Смотрят вправо.

Смотрят влево.

Моргают глазками.

(повторить 2 - 3 раза)

«Ножки»

Нарядили ножки в новые сапожки.

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.

В грязь не заходите.

Сапожки не порвите.

Выполняется у окна с видом на дорожку к детскому саду.

Смотрят вниз на ноги.

Смотрят вдаль – прослеживают путь по дорожке от детского сада вдаль и обратно.

Моргают глазами.

(повторить 2 - 3 раза)

«Части тела» Глазки вправо, глазки влево.

И по кругу поведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко отдохнём.

Посмотри на кончик носа

И на лоб свой посмотри.

Вправо – влево ты на руки,

Вниз на ноги посмотри.

Молодцы!

Глазки закрываем.

Медленно вдыхаем,

А сейчас давай опять

Глазки заставляй моргать.

Смотрят вправо – влево.

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Моргают глазами.

Смотрят вперед.

Смотрят на «кончик носа» - вниз.

Смотрят на «лоб» - вверх.

Руки в стороны - вперёд: смотрят на кончики паль-цев правой, затем левой руки.

Смотрят вниз.

Смотрят на педагога.

Закрывают глаза, спокойно дышат.

Моргают глазами.

Предметы гигиены «Мочалка»

Мочалка у Иринки

Пошла гулять по спинке.

И пока она гуляла,

Спинка розовая стала.

Выполняется с реальным предметом или имитацией мочалки в руке.

Фиксируют взгляд на предмете в вытянутой вперёд руке, выполняют плавные движения – вверх - вниз, прослеживают их взглядом.

(повторить 2 - 3 раза)

«Полотенце»

Говорит дорожка – два вышитых конца.

Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в пол дня испачкаешь меня.

Смотрят влево, вправо.

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз

Моргают глазами.

(повторить 2 - 3 раза)

«Про зубную щетку»

Чтобы зубы были белыми

Нам зубную щетку сделали,

С выгнутою спинкой,

С твердою щетинкой.

Улыбайся во весь рот,

Пусть любуется народ.

Выполняется с реальным предметом или имитацией в руке педагога. Педагог выполняет действия с предметом, дети прослеживают их взглядом:

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Смотрят влево.

Смотрят вправо.

(Имитация чистки зубов)

Улыбнуться друг другу.

(повторить 2 - 3 раза)

Моя семья «Моя семья»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это – мама,

Это – я,

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

Моргают глазками.

Смотрят вправо.

Смотрят влево.

Смотрят вперёд.

Смотрят вправо.

Смотрят влево.

Смотрят вперёд.

(повторить 2 - 3 раза)

«Бабушка»

Бабушка очки надела,

У стола на стул присела.

Только в книжку заглянула,

Улыбнулась и … заснула.

Смотрят вперёд.

Смотрят вниз.

Смотрят вперёд.

Закрывают глаза на 5 – 10 сек.

(повторить 2 - 3 раза)

«Здесь живёт моя семья»

Стоит дом в два этажа,

Здесь живет моя семья.

Возле дома дивный сад.

Тут мы любим отдыхать.

Справа по дорожке мама с братиком любят гулять.

Слева – на скамеечке дедушка с бабушкой сидят.

Там вдали отец с сестрой я гляжу.

И с улыбкой с лавочки за всеми я слежу. Смотрят снизу вверх.

Смотрят сверху вниз.

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Смотрят вправо.

Смотрят влево.

Смотрят вперёд.

Улыбнуться.

(повторить 2 раза)

«Семья»

Один, два, три, четыре!

Кто живёт в моей квартире?

Один, два, три, четыре, пять!

Всех могу пересчитать.

Папа, мама, брат, сестрёнка

Мой щегол, сверчок и я.

Вот и вся моя семья! Моргают глазами.

Смотрят вправо, влево.

Моргают глазами.

Смотрят вправо, влево.

Смотрят вправо, влево, вверх, вниз.

Моргают глазами.

(повторить 2 раза)

maam.ru

«Берегите, дети, глазки». Гимнастика для глаз

Наталья Корнеенкова
«Берегите, дети, глазки». Гимнастика для глаз

Берегите Дети глазки.

выполнила: Корнеенкова Н. Г.

Гимнастика для глаз – это один из приёмов оздоровления детей,

она относится к здоровьесберегающим технологиям. Гимнастика для глаз является неотъемлемой частью учебного процесса. В детском саду подобная процедура

проводится для того, чтобы снять усталость с глазных мышц, которая появляется

у детей после рисования, рассматривания иллюстраций и при использовании икт.

Варианты использования

зрительных гимнастик.

- Со стихами

- Упражнения для глаз

- Настенные и потолочные офтальмотренажёры

- Электрофицированные офтальмотренажёры

- С предметами

- Индивидуальнве

- Авторские

- Релаксация

Длительность проведения

зрительной гимнастики.

2-3 минуты в младшей и средней группе

4-5 минут в старших группах

В результате подобных упражнений

развивается чувство общей и зрительной

координации,

Ориентации в пространстве, реакции

на экстремальные ситуации.

Ребёнок становится зорким,

Внимательным. Гимнастика для глаз

улучшает не только зрение, но и тренирует

мускулатуру лица, оказывает положительное

действие на артикуляционный аппарат.

Схема зрительно- двигательных траекторий В. Ф. Базарного

Технология сенсорно -координаторных тринажей (офтальмотренажёры)

В. Ф. Базарного

maam.ru

Смотрите также