Гимнастика для дошкольников

Главная » Здоровье » Гимнастика для дошкольников

Детская гимнастика для дошкольников.

Родителям стоит помнить, что физкультура и физическая нагрузка нужно не только взрослому человеку, но и для ребенка. Ведь физические упражнения формируют мышечный корсет, который держит позвоночник, а также поднимает иммунитет и выносливость ребенка.

Поэтому приучать к спорту следует начинать уже с детства. Однако, важно помнить, что надо давать соответствующие возрасту ребенка нагрузки. Ведь, в случае нарушения этого правила, скелет ребенка может начать неправильно формироваться и от занятий спортом будет обратный эффект.

Гимнастика для дошкольников.

Следует помнить несколько общих правил:

- Продолжительность занятий с младшими дошкольниками должна составлять около 5 минут, а со старшими детьми- около 10-12 минут.

- Не перегружайте ребенка - достаточно будет сделать до восьми упражнений.

- Упражнения следует делать в просторном проветриваемом помещении.

- Не начинайте утреннюю зарядку сразу после того как ребенок проснулся, а тяжесть самих упражнений должна быть нарастающей.

- Физическая нагрузка должна быть систематической, а не время от времени.

- Следите за дыханием ребенка. Нельзя, чтобы он задерживал дыхание.

- Не стоит нагружать ребенка физическими упражнениями, если ребенок заболел.

Рекомендации по выполнению физических упражнений с детьми:

Для начала лучше начинать с одного упражнения для рук и плечевого пояса. Затем сделать 2-3 упражнения для туловища и закончить 2-3 упражнениями для ног.

Упражнения должны быть простыми и не должны требовать от ребенка напряженного внимания.

Тяжесть упражнений должно быть возрастающей. То есть нужно начинать с простых и с каждым упражнением увеличивать нагрузку.

Силовые нагрузки для маленького ребенка следует проводить в форме игры, тогда ему будет интересно.

Придумывайте для упражнений веселые названия, например: «Уточка прыгает», «Мишка лапками отгоняет пчел» и т.д.

Упражнения следует делать вместе с ребенком, стоя лицом к лицу. Так вы будете смотреть, ребенок правильно делает упражнения. И ребенку легче будет повторять за вами.

Со временем у ребенка появятся «любимые» и «не любимые» упражнения. Поэтому тщательно следите, чтобы количество «любимых» упражнений не превосходило, ведь надо, чтобы мышцы развивались равномерно.

Какие упражнения можно делать с ребенком дошкольного возраста?

Сначала, для разминки, выполняется непродолжительная ходьба

(30-50 с) в бодром темпе.

Для профилактики плоскостопия нужно походить на носках, как мышка, (лисичка, котик и т.д.), на внутренней и внешней стороне стопы

(как косолапый мишка). Длится 20-30 секунд, чередуясь с обычной.

Бег в медленном или среднем темпе. Длится 30-40 секунд.

Приседания, держа руки на коленях. Повторить 4-6 раз.

Мах руками вверх, поднимаясь на цыпочки, и мах руками, опускаясь на всю стопу. Повторить 10-12 раз.

Наклоны вперед-назад, влево-вправо. Повторить 3-5 раз в каждую сторону

Махи ногами в сторону, не сгибая колени. Повторить 3-5 раз каждой ногой.

Прыжки по комнате сначала двумя ногами, потом на одной и другой ноге. Все упражнения выполняются 30-50 сек.

Заминка - ходьба по комнате, хлопая в ладоши впереди себя, сверху и сзади.

nsportal.ru

Дыхательная гимнастика для дошкольников

«Дыхательная гимнастика  для дошкольников»

Упражнение № 1 «Душистая роза» 

Исходное положение – стоя, внимание сосредоточено на ребрах. Положить ладони на ребра по обе стороны грудной клетки. Представить, что вы нюхаете душистую розу. Медленно вдохните через нос – заметим, как ребра грудной клетки раздвинулись. Вы это почувствовали ладонями, а теперь выдохните ребра опустились и ладони тоже. Живот и плечи при этом остаются неподвижными. Помните, что все внимание – только на ребрах, так как вы хотите натренировать межреберные мышцы. Вдохи должны быть неглубокими, но полными. Повторите 3-4 раза.

Упражнение № 2 «Выдох – вдох» 

Исходное положение – стоя или сидя на стуле. После энергичного выдоха на «п-ффф…» поднять руки, завести их за голову и отклониться назад, делая вдох, затем, делая наклон вперед, достать пол и считать до 15 – это вдох.

Упражнение № 3 «Поющие звуки»

Таблица: и, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю. Повторять эту таблицу несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух, но на силу голоса не нажимать.

Упражнение № 4 «Птица»

Исходное положение - стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет раз поднять руки через стороны вверх – вдох, задержать дыхание на один счет, после этого медленно опустить руки через стороны – выдох на протяжном звуке «п-ф-ф-ф».  Повторение 2 раза.

Упражнение № 5 «Весёлые шаги» 

Ходьба по комнате или на свежем воздухе. Делаем на один шаг вдох, задержка на один счет, на 4 шага выдох. Через каждые 2-3 дня увеличивайте продолжительность выдоха на 1 счет.

Упражнение № 6  «Трубочка»

Пьем коктейль через трубочку. Выдох носом.

Упражнение № 7. Дуем на горячий чай. 

Вдох носом. Вытянуть губы узкой « воронкой ». (Выдох.)

Упражнение № 8 «Надуй шар»

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.

Упражнение № 9 «Насос» 

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища.

Глубоко вдохнуть и на выдохе медленно наклониться вправо (правая рука скользит вдоль туловища к колену, левая - вверх до уровня груди).

На вдохе ввернуться в и.п.; то же влево. 4-5 раз в каждую сторону.

Упражнение № 10  «Подыши одной ноздрёй»

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».Повторить 3-6 раз.

Упражнение № 11  «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

Упражнение №12 «Обнимашки»

Исходное положение: стоя, руки перед собой
На счет 1 – руки — в стороны, вдох; 2 – ребенок обхватывает свои плечи руками, выдох

Упражнение №13  «Хомячок»

Предложите ребенку изобразить хомячка, надув щечки и пройтись так 10 шагов. После чего, повернуться и хлопнуть себя по щечкам, таки образом выпустив воздух. А потом пройти еще несколько шагов, дыша носом, как бы   вынюхивая новую еду для наполненных щечек. Повторите несколько раз. Смех и веселье – гарантировано. 

Упражнение № 14 «Пружинка»

И П – лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

Упражнение № 15 «Аист»

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторить  шесть-семь раз.

Упражнение № 16  «Бегемотик»

 ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение № 17  «Курочка»

Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

Упражнение №18  «Жук»

Ребенок стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Упражнение №19  «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки—вдох, опустить руки-вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4—5 раз.

Упражнение №20  «ЛЫЖНИК»

Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5—2 минут. На выдохе произносить «м-м-м-м-м»

Упражнение №21  «МАЯТНИК»

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне—выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Повторить 3—4 наклона в каждую сторону.

 Упражнение №22  «ГУСИ ЛЕТЯТ»

Медленная ходьба в течение 1—2 минут. Поднимать руки в стороны — вдох, руки вниз—выдох, произносить «г-у-у у-у».

 Упражнение №23  «СЕМАФОР»

Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны—вдох, медленно опускать вниз—длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3—4 раза.

Упражнение №24  «Фокус» 

На кончик носа положить ватку широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх:

С вами в цирке побывали,

За фокусами наблюдали,

Но и сами мы с усами,

Фокусы покажем маме.

Упражнение №25  «Насосик»

Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение №26  «Паровоз»

Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

Упражнение № 27  «Шарик»

Представить себя воздушными шариками; на счет 1,2,3,4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.

Упражнение № 28 «Лес шумит»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе

Выполнение: наклон вправо - вдох. В и.п. - выдох, наклон влево - вдох, в и.п. -

выдох. 5 - 6 раз.

 Упражнение № 29 «Травушка колышется»

И.п.: основная стойка, руки опущены вниз.

Выполнение: поднять руки вверх, плавно, покачать кистями рук — вдох, опустить руки вниз — выдох. 4-5 раз.

nsportal.ru

Гимнастика для дошкольников

Елена Золотых
Гимнастика для дошкольников

Гимнастика (от греч. "гимнос" - обнаженный) - система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка.

Гимнастика позволяет подобрать упражнения, избирательно влияющие на развитие любых групп мышц, суставов, органов и их систем. Занятия гимнастикой содействуют образованию навыков различной сложности и тем самым предъявляют высокие требования к нервной системе и функциям анализаторов. Для гимнастики характерна точная, дозированная нагрузка, определяемая характером упражнений, темпом их выполнения, анализом и числом движений, особенностями исходных положений.

В системе физического воспитания ребенка дошкольного возраста выделяются различные виды гимнастики:

1. общеразвивающая (к ней относятся — основная гимнастика, гигиеническая и др. ,

2. гимнастика со спортивной направленностью, включающая в себя элементы, доступные детям и направленные на повышение их общей физической подготовленности (к ней относятся художественная гимнастика, атлетическая, бодрящая, фитбол-гимнастика, пальчиковая).

3. прикладная (лечебная).

4. речевая.

Так как в данное время у меня 2 младшая группа, то я хочу остановиться на таких видах, как:

1) Пальчиковая гимнастика - занятие для улучшения мелкой моторики у ребятишек. Такой процесс комплексных упражнений для пальцев рук оказывает положительное действие на развитие головного мозга. Я предлагаю малышам стихи, которые наиболее легкие для запоминания., например:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики - "Ура!"

В детский сад идти пора!

2) Следующий вид гимнастики, наиболее интересный для меня (т. к. я логопед по образованию) – речевая гимнастика. (это гимнастика, в которую включены: речевые правила, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика,голосовая гимнастика,скороговорки). Например, упражнения такие как:

"Окошко"

широко открыть рот — "жарко"

закрыть рот — "холодно"

"Чистим, зубки"

улыбнуться, открыть рот

кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

"Месим тесто"

улыбнуться

пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя. "

покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).

3) И хочу познакомить с таким видом гимнастики, как фитбол-гимнастика. (гимнастика с помошь большого мяча – фитбола). Фитболы в детских садах называют коррекционными мячами, поскольку именно с их помощью делают коррекцию фигуры. Но не только искривление позвоночника становится стимулом к занятиям с швейцарским мячом, как еще его называют. Дети же этот мяч называют лошадкой, так как любят скакать на нем, словно верхом на коне. Например такие комплексы упражнений, как:

«Ловим Колобка» Стойка с фитболом на вытянутых руках. Далее подбрасываем мяч вверх и ловим. 5-10 раз

«Баскетбол» Держим мяч в руках, отбиваем мяч об пол и ловим обратно. 5-10 раз

maam.ru

Корригирующая гимнастика для дошкольников

Алена Мингалева
Корригирующая гимнастика для дошкольников

Из опыта работы

инструктора по физической культуре

МБДОУ «Детский сад № 20 присмотра

и оздоровления» г. Сыктывкара

Мингалевой Алены Николаевны,

высшая категория

Корригирующая гимнастика

для детей старшего дошкольного возраста

Наш детский сад «МБДОУ № 20 присмотра и оздоровления» г. Сыктывкара посещают дети ослабленные, с бронхолегочной патологией и поэтому оздоровление детей является нашей приоритетной задачей.

Предлагаем опыт работы корригирующей гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, способность без напряжения держать прямо туловище и голову (с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах — вперед, в грудном и крестцовом — назад). При неправильной осанке естественные изгибы позвоночника заметно увеличены. Кроме того, могут развиваться боковые искривления позвоночника — сколиозы.

Нарушение осанки нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: уменьшаются экскурсия грудной клетки и диафрагмы, колебания внутригрудного давления, понижается жизненная емкость легких. Эти изменения неблагоприятно влияют на сердечнососудистую и дыхательную системы, приводя к снижению физиологических резервов детского организма.

Осанка зависит от общего состояния скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития мышечной системы.

Задачами корригирующей гимнастики являются:

выработка правильной осанки

постановка правильного дыхания

улучшение координации движений

увеличение подвижности суставов

улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной системы

укрепление мышечного аппарата

коррекция осанки

развитие волевых качеств

эмоциональная разрядка

Корригирующую гимнастику проводим курсами 2 раза в год – в начале и конце учебного года, по 2 месяца с перерывом в 2 месяца (всего 4 месяца - 32 занятия). Дети занимаются 2 раза в неделю по 25-30минут. Один комплекс рассчитан на 2 недели.

Диагностируем детей 2 раза в год, в начале года и конце курса. Проверяем силовую выносливость мышц живота и спины, и гибкость позвоночника по методике А. А. Потапчук, С. В. Матвеев, М. Д. Дидур.

К ритмической гимнастике подбираем минусовки (желательно, не быстрого темпа, так как основная часть упражнений выполняется из положения лежа. Можно использовать на каждую часть разные музыкальные композиции. Предлагаем подборку следующих композиторов:

Виктор Оншин «Лягушка»,

В. Шаинский «Улыбки», «В траве сидел кузнечик», «Вместе весело шагать», «Голубой вагон», «Облака»,

Б. Савельев «Если добрый ты»,

И. Николаев «Маленькая страна»,

Ю. Чичиков «Песня о волшебном цветке»,

Любаша, В. Осошников «Гимн барбариков»,

Гершон Кингсли «Воздушная кукуруза».

В нашей работе активно привлекаем родителей, так как формировать и воспитать навык правильной осанки возможно только обоюдными усилиями. Использую такие формы работы, как папки-ширмы, папки –передвижки, совместные занятия, открытые занятия, консультации, индивидуальные беседы и др.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование тем Всего

• Ритмическая гимнастика.

• Силовая гимнастика (гимнастика с палками, мешочками, с гантелями)

Фитболгимнастика 8 занятий

16 занятий

8 занятий

ВСЕГО

32 занятия

Работу по корригирующей гимнастике строем с учетом усложнения. Сначала без предметов – ритмическая гимнастика, затем с предметами (скакалка, палка, гантели) – силовая гимнастика и заканчиваем фитболгимнастикой.

Группы/месяцы октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май

Вид гимнастики Ритмическая гимнастика Силовая гимнастика Ритмическая гимнастика Силовая гимнастика Силовая гимнастика Фитбол

гимнастика Силовая гимнастика Фитбол

гимнастика

Старшая

группа/

Подготовит.

группа 1 подгруппа 1 подгруппа 2 подгруппа 2 подгруппа 1 подгруппа 1 подгруппа 2 подгруппа 2 подгруппа

Методические рекомендации:

Перед началом выполнения комплекса и после окончания упражнений — ходьба 1-2 мин. Дыхание произвольное, равномерное.

Заниматься можно за час до и спустя 45 — 60 мин после еды. Лучше выполнять упражнения босиком или в носках.

Комплексы начинать из положения стоя, затем сидя на полу и только затем лежа. Упражнения лежа на полу, считаются максимальной разгрузкой для позвоночника. Для фитболгимнастики соблюдается та же этапность: из положения стоя с мячом, сидя на мяче, лежа на полу с мячом и заключение из положения лежа на мяче. Обязательно каждое занятие заканчивается игрой, чтоб дать ребенку эмоциональную разрядку.

Методика оценки уровня сформированности мышечного корсета детей старшего дошкольного возраста

№ Исследуемый параметр Единица измерения Порядок проведения

1. Определение уровня сформированности силовой выносливости мышц живота. Кол-во раз Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях под углом 90 градусов. Партнёр держит ноги. Пятки находятся на расстоянии не более 30 см от таза, спина плотно прижата к полу. Руки над головой, сжаты в «замок». Фиксируется количество выполненных сгибаний до касания руками пола в одной попытке за 30 сек

2. Определение уровня сформированности силовой выносливости мышц спины. Сек. Ребенок лежит на скамейке, руки в упоре на полу (на скамейке только ноги). Взрослый держит ребенка за голени. По сигналу ребенок поднимает верхнюю часть туловища вверх, подняв руки назад. Фиксируется время удержания туловища.

3. Определение уровня сформированности гибкости.

См Инструктор предлагает ребенку встать на гимнастическую скамейку так, чтобы носки ног касались ее края, и, не сгибая колени, попытаться взять флажок. Во время выполнения задания воспитатель поддерживает ребенка за колени, а инструктор измеряет величину наклона от края скамейки до третьего пальца опущенных рук. Ребенок делает две попытки.

Количественные показатели

Возраст Список детей сила мышц живота

(кол-во раз) сила мышц спины

(в сек.) Гибкость

(см)

н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г.

6-7 лет мальчики 12-16 16-19 50-60 90 3-6 6-и больше

5-6 лет мальчики 9-12 12-16 20-30 50-60 2-7 3-6

6-7 лет девочки 10-13 13-16 40-50 90 4-8 8-и больше

5-6 лет девочки 7-10 10-13 15-25 40-50 4-8 4-8

Литература

1. Епифанов В. А.: «Лечебная физическая культура» Москва 2006».

2. Жданкина, Н. В. Корригирующая гимнастика в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Жданкина // Методические указания. – Екатеринбург.: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.

3. Кенеман А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1985.

4. Кудрявцев В. Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-метод. пособие. М.: Линка-пресс,2000.

5. Моргунова, О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ / О. Н. Моргунова. – Воронеж.: ТЦ «Учитель», 2005.

6. Потапчук А. А, Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб: «Речь», 2002

7. Потапчук, А. А. Лечебная физическая культура в детском возрасте/ А. А. Потапчук, С. В. Матвеев, М. Д. Дидур. – СПб.: «Речь», 2007.

8. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.:Академия, 2001.

9. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003 г.

maam.ru

Смотрите также