Фитбол гимнастика

Главная » Здоровье » Фитбол гимнастика

Упражнения на фитболе

Упражнения на фитболе

Фитбол или гимнастический мяч — это неизменный спортивный инвентарь каждого тренажерного зала, в котором проходят занятия по фитнесу. Его еще называют швейцарским или фитнес-мячом. Этот большой надувной шар не просто так занимает место в спортзале, а представляет собой отличный тренажер для развития силы, удержания равновесия, выносливости сердечно-сосудистой системы.

Упругие и большие фитболы отлично подходят для выполнения самых различных упражнений, восстановления формы после получения травмы за счет способности снижать напряжения в мышцах и позвоночнике. Все зависит от того, как именно пользоваться таким спортивным снарядом. Особой популярностью фитнес-мячи пользуются среди желающих похудеть, поддерживать себя в отличной форме. Упражняться со швейцарским мячом можно как в гимнастическом зале, так и дома.

Каким должен быть фитбол?

Этот снаряд максимально эффективен при правильном выборе размера. Выпускают гимнастические мячи в трех вариациях диаметра:

  • маленькие в 55 см;
  • средние в 65 см;
  • большие в 75 см.

Первые предназначены для людей, чей рост составляет 149-164, вторые — 164-171, а третьи — 180 сантиметров и выше.

Чтобы правильно подобрать швейцарский мяч, нужно сесть на него сверху. Если бедра с коленями образуют прямой угол по отношению к поверхности пола, то снаряд идеально подходит по размеру.

Как правильно заниматься с фитболом?

Существует множество упражнений, позволяющих худеть и поддерживать мышцы в тонусе. Главное, учитывать то, что некоторые из них требуют использования фитбола с разным диаметром — большим либо меньшим. Чтобы получить максимальную отдачу, нужно подбирать мячи соответствующего размера.

Уровень физической подготовки напрямую влияет на количество подходов и повторений. Оптимальным вариантом считается выполнение на каждое упражнение 3-5 сетов из 10-20 повторов для каждого. Увеличивать нагрузку можно уже через несколько тренировок. Если никаких проблем с выполнением тренинга не возникает, то темп выбран правильно.

Комплекс упражнений на фитболе

Предлагаемая программа составлена таким образом, что позволяет прорабатывать все группы мышц тела.

Упражнения на гимнастическом мяче для нижней части тела

1 — Приседания с гимнастическим мячом над головой

Приседания с гимнастическим мячом над головой

Простое и знакомое многим упражнение, эффективность которого повышается за счет применения фитнес-мяча. Оно отлично прорабатывает мускулатуру ног и рук.

Делайте обычное приседание, но поднимая руки вверх с зажатым между ладонями фитболом. Обязательно вовлекайте в работу дельтовидную группу мышц, плечи. Следите за туловищем. Оно должно располагаться вертикально.

Делайте не менее 10-15 отжиманий.

2 — Приседания с упором о стену

Приседания с упором фитбола в стену

Эффективное силовое упражнение на четырехглавую мышцу, заключаемое в создании сопротивления посредством фитбола.

Встаньте спиной к стене на расстоянии одного метра, ступни расставьте по уровню плеч. Между стеной и нижней частью спины расположите мяч, а затем плавно опуститесь. В нижней позиции колени должны быть согнуты под прямым углом. Присев, поднимитесь обратно верх.

Повторите аналогичное действие 10-15 раз.

Следите за положением фитбола. Он во время приседания переносится к лопаткам, что позволяет обеспечить поддержку спины.

3 — Приседания с фитнес-мячом между колен

Приседания с фитболом между колен

Предназначены для проработки нижней части спины, внутренней поверхности бедер, которая является одной из наиболее проблемных зон.

Стоя прямо, между ног поместите фитбол. Его центр должен быть в области коленей. Мяч не должен касаться поверхности пола. Опускайтесь вниз до образования коленями прямого угла, одновременно сжимая и удерживая фитбол. Задержитесь в крайней точке секунд на 30-45.

Рекомендация: Максимальную эффективность от таких приседаний позволяет получить фитбол большего диаметра, то есть тот, размеры которого больше, чем у идеально подходящего мяча. Только такой снаряд даст необходимую нагрузку на бедра. Если сложно удержать баланс, в первое время допустимо использовать опору в качестве стены либо стула.

4 — Упражнение с фитболом для бедер

Упражнение с фитболом для бедер

Упражнение работает сразу в трех направлениях.

Лягте на поверхность пола, вытянув руки вдоль туловища, положив пятки с икрами на фитбол. Поднимите вверх бедра, приподнявшись от пола с помощью брюшного пресса и ягодичных мышц. Чтобы удержать равновесие, используйте руки.

Сделав выдох, не убирая ступней с фитбола, подтяните коленки по направлению к бедрам. Задержитесь в принятом положении на пару секунд, вдохните и выпрямите ноги.

Следите за тем, чтобы ягодицы были наверху и работали по максимуму.

Количество повторов должно быть доведено до 10-12.

5 — Медленные и глубокие приседания

Медленные и глубокие приседания

Способствуют укреплению и поддержанию тонуса ног, пресса, рук.

Вытяните обе руки с фитболом перед лицом. Опуститесь вниз, делая приседание, одновременно перенося надувной мяч влево, держа его немного выше над левой ногой. Трижды медленно вдохните, поднимитесь вверх.

Чтобы упражнение было максимально эффективным, руки удерживайте строго перед туловищем, а приседайте так низко, насколько это только возможно.

Оптимальным количеством повторов, выполняемым за один подход, считается не менее 10-15 приседаний.

6 — Выпады с фитболом

Выпады с фитболом

Тренируют способность удерживать равновесие.

Встаньте спиной к мячу, положите на него ногу, чтобы подошва смотрела вверх. Свободной ногой шагните на 15 сантиметров вперед, согните оба колена. Контролируйте положение передней ноги. Она должна полностью опираться на стопу, а не только на пальцы. Если достичь нужного результата сразу сложно, можно воспользоваться поддержкой в виде перил либо стула.

Повторять такие глубокие выпады следует 8-10 раз на каждую ногу. Когда физическая подготовка позволяет, то можно делать и больше.

7 — Обратная гиперэкстензия

Обратная гиперэкстензия

Выполнение этого упражнения позволяет придать мышцам ягодиц тонус.

Лягте на фитбол грудной клеткой. Пальцы ног и рук при этом упираются в пол. Прокатитесь немного вперед, пока руки не окажутся на одном уровне с плечевым поясом, а бедра не коснутся поверхности мяча.

Задействуйте брюшные мышцы и сомкнутые ноги. Для этого поднимите прямые ноги, чтобы они оказались на одном уровне с телом. Постарайтесь задержаться в крайней точке как можно дольше.

Число повторов, равное 12-15 раз, необходимо сделать за один подход, не поднимаясь с мяча.

Упражнения на гимнастическом мяче для верхней части тела

Эта часть комплекса отлично дополняет собой первые семь упражнений, помогает поддерживать форму верхней части туловища.

8 — Отжимания с фитболом

Отжимание на фитболе

Гораздо сложнее обычных, но и намного эффективнее. Главное, освоить технику выполнения.

Разместите фитбол перед собой, лягте на него сверху, чтобы мышцы кора находились на верхней части мяча, а руки и ноги касались поверхности пола. Переставляя руки, продвигайтесь вперед до тех пор, пока голени не лягут на шар. Туловище при этом не должно прогибаться, а оставаться прямым. Зафиксировав это положение, сделайте отжимание, опускаясь так, чтобы предплечья были параллельно полу. Поднимитесь.

Нужно постараться сделать не меньше 8-10 отжиманий. Если подготовка позволяет, можно выполнить и большое.

9 — Стойка «лежа на гимнастическом мяче»

Стойка «лежа на гимнастическом мяче»

Прекрасное упражнение, позволяющее превратить обычную стойку за счет умения удерживать положение на нестабильном фитболе в настоящую тренировку для мышц рук и плеч.

Легкий вариант предполагает упор локтей с предплечьями на гимнастический мяч, а усложненный выполняется с выпрямленными руками. Сначала позади находится одна вытянутая нога, а затем делают шаг назад, чтобы поставить вторую.

Достичь максимального результата позволяет удерживание позиции до 30 секунд в каждом подходе.

10 — Выкатывание гимнастического мяча

Выкатывание фитбола

Выполнение этого упражнения задействует как мышцы кора, так и руки.

Расположите фитбол на полу, а сами встаньте сзади него на колени, положив ладони на верхнюю часть мяча. Толкайте снаряд впереди себя. Остановитесь тогда, когда трицепсы окажутся на надувном шару, а ноги раздвинутся в коленях. Движение осуществляется за счет плотных мышц кора, «выталкивающих» тело вперед.

Не нужно стараться сделать много повторов сразу же. Главное, соблюдать правильную технику. Для первого раза хватит и 10 повторений.

Если на колени оказывается чрезмерное давление, пользуйтесь ковриком для йоги либо постелите обычное полотенце.

11 — Гиперэкстензия

Гиперэкстензия на фитболе

Это упражнение направлено на укрепление спинных мышц.

Живот и бедра находятся на фитболе, а прямые ноги позади снаряда. Для удержания баланса возьмитесь руками за шар. Если ноги скользят, можно упереться ими о стену. Поднимите грудную клетку максимально высоко, ладони положите на затылок. Задержитесь в этом положении и вернитесь в исходное.

Такие подъемы необходимо повторять 12-15 раз.

12 — Отжимания на трицепс

Отжимания на трицепс

Позволяют укреплять и поддерживать в тонусе трицепсы.

Сидя сверху на фитболе, ноги, расставленные по ширине плеч, согните под прямым углом в коленях. Поставьте руки на мячик и медленно подвиньте их так, чтобы они выступали на несколько сантиметров вперед. О правильности положения свидетельствует то, что руки поддерживают тело, а пятки расположены на полу. Задействовав трицепсы, опустите руки на несколько сантиметров вниз, вернитесь в исходную точку.

Выполните от 10 и до 15 отжиманий, держа спину прямо, вовлекая в работу мускулатуру пресса.

13 — «Клин»

Достаточно сложное и продвинутое упражнение для проработки пресса. Оно не только укрепляется мускулатуру на животе, но и заставляет изрядно попотеть.

Клин выполняется из похожего на упражнение восемь положения, то есть как для отжимания, но на фитбол кладут голени, а не пальцы. Ноги обязательно выпрямляют. Само выполнение заключается в подтягивании ног к грудной клетки с перенесением упора с голеней на пальцы. Результатом является образование своеобразного клина.

Правильность исполнения контролируется отсутствием каких-либо прогибов в области спины, выгнутостью пальцев ног относительно фитбола. Общее положение тела аналогично тому, которое принимают при выполнении отжимания.

Упражнение достаточно трудное, но дает прекрасный результат. Главное, постараться не только освоить его, но и выполнять не менее 5-8 повторов за подход.

Упражнения на фитболе для спины и пресса

14 — Уголок

Уголок

Направлен на проработку брюшного пресса.

Лежа на спине, положите на фитбол лодыжки. Потянитесь руками к ногам, одновременно поднимая туловище вверх, но не отрывая бедер от пола. Правильное исполнение предполагает образование подобия латинской буквы «V» или символа «галочка». Достигнув конечной точки, досчитайте про себя до пяти, а затем медленно опуститесь.

Оптимальное число повторов такого уголка равно 6-10.

15 — Прыжки

Прыжки

Дарят энергетический заряд бодрости!

Сядьте сверху на мячик, напрягите мышцы пресса, поставьте ноги на пол. Поднимая колени вверх, а потом снова вниз, старайтесь подпрыгнуть максимально высоко.

Оптимальной продолжительностью прыжков считается от двух и до пяти минут. Это позволяет поддерживать частотность сокращения сердечной мышцы как минимум до середины тренинга, что делает прыжки идеальными для разминки.

16 — На пресс

Упражнение с фитболом для пресса

Отлично укрепляет брюшные мышцы.

Примите положение лежа. Руки и ноги вытянуты. Руками возьмите фитбол, поднимите его над головой, а затем, плавно поднимая конечности, перенесите мячик к ногам, расположив его между щиколотками. Лишь бедра и ягодицы должны касаться пола. Медленно опустите руки с ногами, не выпуская мяча.

Оптимальное число повторов составляет 6-10 раз.

17 — Сгибание коленей

Сгибание колен с фитболом

Примите позицию аналогично той, из которой выполняют отжимание. Выпрямите руки. Следите, чтобы ладони были под плечами, а пальцы ног упирались в поверхность мяча. Подтягивайте колени к грудной клетке до того момента, когда они окажутся на уровне бедер, а затем возвращайтесь в начальное положение.

Повторите от 10 и до 15 сгибаний.

18 — Поднятия коленей

Поднятия коленей

Отлично прорабатывают проблемные зоны.

Расположите мячик напротив какого-нибудь предмета, который невозможно сдвинуть, или силового тренажера, если занимаетесь в спортзале. Лягте на фитнес-мяч так, чтобы спина и плечи его касались. Возьмитесь за тренажер либо другой какой-либо предмет, ноги прижмите друг к другу. Согните мускулатуру пресса, подведите колени к грудной клетке, помогая руками удержать равновесие. Сделайте не менее 10-15 повторов, чтобы хорошенько разработать пресс.

Когда упражнение уже будет освоено можно переходить к использованию свободного веса.

19 — Шаг в небо

Шаг в небо

Прорабатывает косые мышцы пресса.

Нужно сесть на фитбол, ноги свести вместе, а затем плавно перенести их направо, а руки — налево. Далее, возвращайтесь в исходную позицию.

Выполните не менее 12-15 поворотов на каждую сторону. Техника не имеет особого значения. Главное, выкладываться по максимуму.

20 — Наклоны на растяжку

Наклоны на растяжку

Станут отличным завершением тренинга.

Встаньте, ноги расставлены на ширину плеч, фитбол в руках над головой. Спина должна быть прямой, а мускулатура пресса напряжена. Мяч перенесите на внешнюю сторону сначала одной, а потом другой ноги.

Выполните не менее 10-15 наклонов на каждую сторону. Главное, помните, что между наклонами обязательно нужно возвращаться в центральную позицию.

builderbody.ru

Фитбол - гимнастика для дошкольников

Фитбол – гимнастика для дошкольников

Двигательная активность мощный биологический стимулятор жизненных функций растущего организма. Составляя одну из основных физиологических особенностей ребенка, она является условием его нормального формирования и развития. В работе с детьми, должны применяются такие методы и приемы, в которых учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Именно этим критериям отвечает методика работы с фитболами.

Фитбол – гимнастика является новой формой работы по физическому воспитанию. В переводе с английского языка, фитбол означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях.

Уникальное сочетание ритмических движений на фитболах с музыкой, речевыми, пальчиковыми, подвижными играми, дыхательными  и оздоровительными упражнениями  развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.

Вибрация, вызываемая в положении сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию сходна с верховой ездой. В специальной медицинской литературе верховая езда описывается как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, ишемической болезни сердца, ожирения, неврастении. Объединяет верховую езду и фитбол-гимнастику физиологический механизм сохранения равновесия, который заключается в необходимости постоянного совмещения центров тяжести подвижной опоры с центром тяжести человека.

Мягкие природные спектры вибрации, реализуемые на занятиях фитбол-гимнастикой, аккумулируют в себе практически все известные положительные лечебные и оздоравливающие эффекты низкочастотных механических колебаний, проявляющихся на уровне всего организма и отдельных его систем.

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол - гимнастики как предмет, снаряд или опора. Овладение упражнениями фитбол – гимнастики позволяет укрепить здоровье и физическую подготовленность детей.

 Музыкально – ритмические движения на фитболах с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, можно осваивать как индивидуально, так и подгруппой. Они просты и безопасны при правильной организации и проведении. Время проведения одного занятия 15-20 минут.

Таким образом, музыкально – ритмические движения с использованием фитболов, являются на данный момент инновационным направлением физического воспитания и оздоровления детей, сочетая в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.

Методические рекомендации для проведения занятий

фитбол-гимнастикой

На занятиях с детьми дошкольного возраста педагогу необходимо:

Избегать методических шаблонов, разнообразить содержание и методику проведения занятий. На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. Одним из эффективных средств, для создания положительного настроения является музыкальное сопровождение. Кроме того, необходимо обращать внимание на эстетику выполнения упражнений, демонстрируя для примера детей, правильно выполняющих упражнения.

Ставить и решать конкретные цели и задачи, имеющие общее и специфическое воздействие на организм ребенка.

Соблюдать структуру каждого занятия, методически правильно организуя начальную, основную и заключительную части.

 В подготовительной части занятия (10-15% продолжительности всего занятия) надо создать положительный эмоциональный фон, психологическую установку, функционально подготовить организм к предстоящей нагрузке, способствовать формированию правильной осанки и правильной установке стоп. В основной части (70-80% времени) решаются задачи развития двигательных навыков и умений, формирования физических качеств, коррекции имеющихся деформаций опорно-двигательного аппарата, воспитания воли, решительности, дисциплинированности, активности. В заключительной части занятия (10-15% времени) необходимо обеспечить постепенное снижение функциональной активности организма, подготовиться к переключению на последующую деятельность.

Рационально регулировать нагрузку. Дозировка объема и интенсивности физических упражнений достигается определенным числом повторений, темпом выполнения, изменением площади опоры, использованием длинных и коротких рычагов, сменой исходных положений и способов выполнения упражнений, рациональным чередованием времени нагрузки и отдыха, применением различных предметов и снарядов, использованием музыки, слова, средств наглядного воздействия на детей.

Правильно и своевременно использовать страховку и помощь для профилактики травматизма, что достигается соблюдением принципов обучения и воспитания (сознательности, активности занимающихся, систематичности, доступности занятий, прочности овладения необходимыми умениями и навыками). Профилактика травматизма заключается также в тщательной дозировке физических упражнений, дисциплине занимающихся, обеспечении санитарно-гигиенических условий. Кроме того, необходима предварительная проверка инвентаря, безопасное размещение детей при выполнений упражнений.

 Использовать упругие свойства фитбола в качестве сопротивления для развития силы; масса фитбола позволяет применять его для отягощения. Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растягивание и на расслабление.

С целью формирования коммуникативных умений у детей упражнения могут выполняться в парных ОРУ, подвижных играх, командных соревнованиях.

С детьми дошкольного возраста использовать упражнения для самопознания, уточнения представлений детей о строении своего тела (называть части тела и их движения, проводить игры «Запрещенное движение», «Коснись названной части тела» и др.).

Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.

Обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка и создавать оптимальные условия для развития его организма. Ни один метод обучения, воспитания и лечебной коррекции не даст положительных результатов, если он применяется без индивидуального подхода.

 Фитбол-гимнастика, как современная форма корригирующей гимнастики, имеет преимущество перед традиционными методиками, поскольку позволяет решать оздоровительные, лечебные, воспитательные и образовательные задачи:

Знакомит детей с разными видами фитболов.

Учит правильно сидеть на фитболах.

Учит покачиваться и подпрыгивать на фитболах.

Учит выполнять упражнения из различных И.п.: сидя на фитболе; лежа на фитболе на спине; лежа на фитболе на груди; лежа на спине на полу, ноги на фитболе и т.д.

Учит выполнять упражнения, укрепляющие мышцы, формирующие и поддерживающие правильную осанку.

Формирует и закрепляет навык правильной осанки.

Тренирует способность удерживать равновесие, развивать мелкую моторику, проприоцептивную чувствительность.

Учит выполнять упражнения в паре со сверстниками, танцевальные упражнения с использованием фитболов.

Поддерживает интерес к упражнениям и играм с фитболами, учит детей оценивать свои движения и ошибки других.

Побуждает детей к проявлению самостоятельности, творчества, инициативы, активности, формирует привычку к здоровому образу жизни.

Для решения этих задач инструктор ЛФК или педагог, проводящий занятия фитбол-гимнастикой, должен выполнять следующие рекомендации.

Залогом успеха оздоровительных программ  с использованием    гимнастических мячей является безопасность и эффективность.

Размер подходящего мяча определяется пропорциями тела занимающегося. Для обеспечения максимальной стабильности и правильной осанки, в положении сидя на мяче тазобедренные и коленные суставы ребенка, должны быть согнуты под прямым или чуть большим углом, ступни должны располагаться на ширине плеч, и смотреть вперед.                         При сидении на мяче основные амортизационные функции выполняет мяч, то есть вся нескомпенсированная им вертикальная нагрузка воздействует на позвоночник. При правильном положении тела это не является опасным. Но поскольку поверхность мяча представляет собой подвижную сферу, на которой необходимо удерживать равновесие, осанка занимающихся (особенно в начинающих группах) может быть неправильной.         При выполнении подскоков на мяче необходимо следить за осанкой детей!  Нельзя совмещать подпрыгивание со сгибанием, скручиванием или поворотом позвоночника.                                                                         Для каждого ребенка следует организовать место для занятий, поскольку для ребенка естественным является желание придвинуться к партнеру или группе. Наилучшим образом для организации пространства подходят резиновые коврики, паласные квадраты, или любой другой вариант зрительного ограничения пространства, позволяющий оставаться в его пределах во время занятия на гимнастических мячах.

Для занятий с профилактической и лечебной целью, а также для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть менее упругим.

Независимо от возраста и физического состояния детей необходимо поэтапное освоение упражнений с мячом.

Вводные упражнения с использованием мячей создают новую эмоциональную окраску двигательной деятельности, что облегчает задачу научить детей новым движениям. За несколько занятий (по 15 минут) можно предложить детям большое число разнообразных упражнений. Затем усложняя их в течение года, можно интегрировать упражнения с  фитболами в отработку комбинированных навыков.

Рекомендуется следующий порядок разучивания упражнений начального уровня:

Обучение правильному положению сидя на мяче

Обучение сохранению осанки при движение бедер

Обучение поддержанию равновесия при движении рук

Обучение базовому качанию

Обучение контрольной остановке

Упражнения с покачиванием чередуются с упражнениями на баланс, поскольку сидеть на мяче неподвижно для детей практически невозможно. Главное научить детей делать контрольную остановку сразу после обучения базовому качанию.

Освоение музыкально – ритмических движений на фитболе  детьми младшего и среднего дошкольного возраста

(из опыта работы).

Начальный этап обучения детей музыкально- ритмическим движениям на фитболах я разделила на три  последовательных раздела.

Обучение правильной посадке с помощью движений имитирующих движения и повадки животных и птиц, а также неодушевленных предметов. Чтобы научить малышей правильно и безопасно сидеть и подпрыгивать на мяче мы использовали игровые приемы. Например: расставив мячи по залу в малые плоские обручи, я говорю  ребятам, что они сегодня не мальчики и девочки, а они сегодня белочки. Предлагая детям погулять по лесу вокруг мячей. Вот устали белочки и сели все по веточкам (мячи). Поясняю, как правильно сидеть на мяче (веточке), чтобы не упасть,  держать руки по бокам мяча, придерживаясь ладонями.  Посидели, отдохнули, поиграли, поскакали (подскоки на мяче).  После того как дети научаться сохранять равновесие и правильную посадку на мяче, дополняли посадку на мяче движениями рук, ног, корпуса усложняя движения с имитацией.

    «Белочка» В: сидя на мяче, руки по бокам, легкие подскоки.

    «Зайка»  В: сидя на мяче, руки перед собой (лапки), подскоки.

    «Мишка» В: сидя на мяче, наклоны в стороны, руки на мяче.

    «Лошадка» В: сидя на мяче, держа руки перед собой (поводья).

    «Петушок» В: сидя на мяче, выполнять махи руками.

     В процессе обучения мы обыграли с детьми практически всех домашних и диких животных, знакомых детям в этом возрасте, многие неодушевленные предметы и игрушки, соединяя имитационные движения на мячах с речевыми и пальчиковыми играми.

     Для обучения мы привлекли детей старшего возраста, что способствовало более эмоциональному настрою  и поведению детей.

Разучивание музыкально- ритмических движений без использования фитбола (движения разучивались в исходных положениях сидя на табурете  или стоя). Фитболы использовались в вводной части занятия или в заключительной, в подвижных, речевых, пальчиковых играх или игровых упражнениях с бегом и ходьбой.

Музыкально – ритмические движения на фитболах, показывали подготовленные дети старшего дошкольного возраста. Руководитель физического воспитания и воспитатель при необходимости осуществляли страховку и тактильную помощь, что повысило безопасность и качество, сократило время обучения.

     За основу я взяла музыкально – ритмические движения 1 уровня сложности из программы А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», адаптировав и изменив их в соответствии с поставленными задачами.

Обучение проходило по принципу от простого к более сложному. Элементы начального этапа обучения представлены в презентации.

nsportal.ru

Фитбол гимнастика

Фитбол - гимнастика

      Как средство развивающе-оздоровительно-коррекционной работы очень эффективно использовать гимнастические мячи (фитболы). Фитбол имеет определенные свойства, используемые для оздоровительной, воспитательной и образовательной целей. Это и форма, и цвет, и запах, и его особая упругость.

      Упругая, неустойчивая среда необходима для формирования вестибулярного аппарата, чувства равновесия, ритма движений. Неоценима работа на мячах в плане стимуляции всех опорно-статических систем тела. Активная динамическая позиция «сидя» мобилизирует структуры позвоночника, мышцы груди и живота в формировании осанки. На мяче имитируются и тренируются плавание, ползание и лазанье как необходимые для развития этапы формирования опорно-двигательной системы и локомоций. В упражнениях прорабатываются сенсомоторные координации (зрительно-, ритме-, тактильно-моторные и др.), реализующие базальные факторы развития нервной системы. Вестибулярная тренировка жизненно необходима для развития и нормального функционирования центров регуляции сердечно-сосудистой системы.

        Кроме специфического воздействия мячей на мышцы и связки ребенка, немаловажную роль играет эмоциональный фактор, создающий наилучшие условия для физическою развития детей и реализации основных факторов развития: ориентации в пространстве, межполушарного взаимодействия, кинетического и др. Это нестабильная опора, постоянно вынуждающая ребенка, в целях сохранения равновесия, уже в позиции «сидя па мяче» включать в работу те или иные группы мышц. Сознательно включать в работу нужные мышцы ребенок, в силу своих возрастных особенностей, пока не может. Все требуемые движения он выполняет непроизвольно, на невключенных мышцах, используя махи, силу инерции и другие компенсаторные возможности. Работа же на подвижном, постоянно «желающем» его уронить мяче усложняется тем, что ребенок вынужден балансировать, играть с мячом, пытаясь на нем удержаться. Немаловажную роль здесь играет и эмоциональный компонент: мяч — это игрушка, он партнер, он красив и, главное, подвижен, взаимодействует с ребенком.

      Проведенная на экспериментальных площадках работа по внедрению коррекционно-развивающих программ показала, что (по данным специалистов-кинезиологов) способность мышц, несущих ответственность за статику (осанку) ребенка, произвольно напрягаться значительно возрастает после растягивающих упражнений. Именно на растягивание мышц (помимо укрепления) направлена большая часть упражнений на мячах.

      Мячи могут быть не только разного диаметра, и но разного цвета. Различные цвета по разному воздействуют на эмоциональное и физиологическое состояния человека. Помимо цветового влияния на организм человека фитболы оказывают также вибрационное воздействие в области низкозвукового спектра частот. Известно, что механическая вибрация, будучи одним из самых древних онтогенетических стимулов, оказывает как специфическое, так и неспецифическое воздействие практически на все органы и системы человека.

Например, непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая вибрация - возбуждающе.

      При занятиях на фитболе с детьми используется преимущественно легкая вибрация в спокойном темпе (сидя, не отрывая ягодиц от мяча), в то время как в фитбол-аэробике применяется ударная вибрация в быстром темпе. Вибрация активизирует регенеративные процессы, что позволяет использовать мячи в период реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Вибрация вместе с движением усиливает импульсацию из проприорецепторов, возбуждая двигательную зону коры головного мозга.

      Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром и т. д. Лечебный эффект обусловлен биомеханическими факторами - это прежде всего воздействие колебаний мяча на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие их ткани. Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, конкретно корригировать имеющиеся нарушения осанки без использования специальных валиков и приспособлений под области кифоза или лордоза. Правильная посадка на мяче предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела, при этом происходит наиболее экономная работа постуральных мышц по удержанию позы в правильном статическом положении. Упражнения па мяче могут выполняться в разных исходных положениях. Условия выполнения упражнений лежа на мяче гораздо тяжелее, чем на полу — жесткой устойчивой опоре, так как необходима постоянная балансировка, при этом работают самые мелкие и глубокие мышцы, необходимые для удержания туловища в заданном положении.

      Упражнения в исходном положении сидя на мяче, тренируют мышцы тазового дна, выравнивают «косое» положение таза, что также важно для коррекции сколиотических отклонений позвоночника в грудо-поясничном отделе. Покачивания в положении сидя на мяче, как верховая езда, благотворно влияют на межпозвонковые диски, центрируя их и нормализуя в них обменные процессы, а также улучшая кровообращение, лимфоотток и ликвородинамику позвоночного столба. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное — формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

     Приступая к занятиям, необходимо соблюдать «золотые правила» фитбол-гимнастики.

      1.Подбирать мяч каждому ребенку надо по росту, так чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная осанка предусматривает также приподнятую голову опущенные и разведенные плечи (для этого руки поддерживают мяч сзади ягодиц), ровное положение позвоночника, подтянутый живот. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами па полу расположены на ширине плеч.

      2.Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие-либо острые предметы, которые могут повредить мяч.

      3. Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь.

      4. Начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений, постепенно переходя к более сложным.

      5. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.

      6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, нагрузка по оси могут повредить межпозвонковые диски, играющие роль буферов.

      7. При выполнении упражнений лежа на мяче не задерживать дыхание.

      8. Выполняя на мяче упражнения лежа на животе и лежа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию. Не допускается запрокидывание головы вперед-назад, что связано с частой у детей проблемой нестабильности шейного отдела позвоночника. По этой же причине нельзя «увлекаться» прыжками на мячах.

      9. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.

      10. Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.

       11. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить самостраховке на занятиях с мячами.

      12. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. В связи с этим одним из эффективных средств является музыкальное сопровождение.

      13. Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение и выполняю» другие логопедические задания.

       14. Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.

Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях. За последнее время число здоровых детей уменьшилось в пять раз и составляет 10% от общего количества (Горькова Л. Г., Обухова Л. А., 2005). В связи с этим одним из путей в решении проблем оздоровления детей и профилактики различных заболеваний являются занятия фитбол-гимнастикой.

Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи (Казанская А. В., Пикалева Е. Ю., 2001):

Развитие двигательных качеств;

Обучение основным двигательным действиям;

Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;

Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;

Улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;

Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;

Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;

Стимуляция развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности;

Развитие мелкой моторики и речи;

Адаптация организма к физической нагрузке.

Занятия фитбол-гимнастикой должны проходить не менее двух раз в неделю по 30 минут. Группы подбираться с учетом возрастных, двигательных и индивидуальных особенностей детей. Занятие подразделяется на 3 части: подготовительную, основную и заключительную. В подготовительной части происходит настрой детей на работу и подготовка организма к основной части тренировки. В основной части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей. В связи с этим во время занятия должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей. Заключительная часть способствует улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма. Всё занятие проходит под музыкальное сопровождение.

Начинать лучше с веселой и задорной игры. Это сразу поднимает настроение у малышей и настраивает их на веселое занятие. Начинается разминка с игровой гимнастики под музыку Екатерины Железновой (“Аэробика для малышей”). Все движения выполняются по тексту песен, только сидя на мяче. Далее занятие проходит под любую музыку (лучше в обработке для детей). Темп мелодий может меняться. В начале, лучше использовать мелодии медленного или среднего темпа, чтобы организм постепенно входил в работу. Если ребёнок пришел в первый раз, то надо дать ему время привыкнуть к мячу, помочь правильно принять нужное положение для выполнения упражнений.

Содержание занятия (30 минут)

Оборудование: мячи по количеству человек в группе (мяч подбирается с учетом ростовых параметров), коврики по количеству детей, магнитофон, диски, кассеты с музыкой.

Подготовительная часть (10 минут)

Выполняется сидя на мяче с пружинящими движениями. Разминка проводится под веселую детскую музыку. Во время разминки выполняются упражнения для всех основных групп мышц, начиная с головы и заканчивая ногами.

Упражнения:

Игра под музыку (“Аэробика для малышей”).

Наклоны головой вперед-назад и вправо-влево. Темп медленный.

Повороты головой направо-налево. Темп медленный.

Круговые вращения руками вперед и назад. Темп средний.

Наклоны туловища вправо-влево. Темп средний.

Повороты туловища направо-налево. Темп средний.

“Лестница” – поднимать руки поочередно на пояс, на плечи, вверх, два хлопка руками и обратно поочередно так же (плечи, пояс, два хлопка внизу по мячу). Постепенно темп упражнений можно увеличивать.

Ходьба сидя на мяче вперед-назад (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая.

Ходьба сидя на мяче вправо-влево (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая.

Прыжки на мяче как можно выше отрываясь от пола .

Прыжки сидя на мяче вокруг себя (подпрыгиваем, постепенно переставляя ноги и двигаемся по кругу).

Основная часть (15 минут)

Выполняется в положении сидя на мяче, стоя, лёжа на мяче (на спине и животе), лёжа на коврике (на спине и животе).

Упражнения стоя:

Стоя на коврике, мяч в руках. Поднимание прямых рук с мячом вверх-вниз (5-10 раз) .

Стоя на коврике мяч в руках. Повороты туловища вправо-влево (руки с мячом на уровне груди) “Маятник”. Руки с мячом справа сверху, опускаем их вниз и поднимаем влево вверх .

Ходьба по кругу, держа мяч над головой (руки прямые). Можно ходить по кругу, а можно “змейкой”, постепенно, то увеличивая, то уменьшая темп.

Отбивание мяча одной рукой, двумя и поочередно на месте и в движении.

Бросание мяча вверх и ловля его. Также упражнение можно выполнять в парах.

Катание мяча друг другу.

Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Удержание равновесия. Ноги прямые. Руки в стороны

Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Катание мяча вперед-назад и (или) вправо-влево.

Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Приседания 5 раз. Руки в стороны. Ноги в коленях прямые

Стоя, ноги на ширине плеч, руки касаются мяча. Прокатывание мяча вперед и назад, не отрывая ноги от пола (колени прямые). Нужно прокатить мяч как можно дальше

Упражнения, сидя на мяче:

Перекаты с носочков на пятки. Руки в стороны.

Сидя на мяче (пятки и голень как можно ближе к мячу), ноги оторвать от пола и удерживать равновесие как можно дольше. Руки в стороны

Ходьба вперед, не отрывая ягодицы от пола, постепенно опуская спину на мяч . Лежа на мяче удерживать равновесие (руки в стороны), затем постепенно поднимаясь идти назад.

Упражнения, лежа на коврике, на спине:

Лежа на коврике, на спине мяч под ногами. Катание мяча, вперед-назад сгибая и выпрямляя ноги .

Лежа на коврике, на спине мяч под ногами . Поднимание и опускание ног поочередно. Ноги прямые.

Лежа на коврике, на спине, мяч обхватить ногами с двух сторон. Поднимание и опускание прямых ног. Руками можно держаться за коврик.

Лежа на коврике, на спине мяч под ногами, руками держаться за пол. Поднимание и опускание таза.

Упражнения, лежа на коврике, на животе:

Лежа на коврике, на животе руки впереди с мячом. Поднимание и опускание туловища (по возможности подниматься как можно выше). Можно удерживать положение наверху несколько секунд.

Упражнения, лёжа на мяче, на животе:

“Качалочка”. Стоя на коленях, перекат на мяче вперед на прямые руки и вернуться обратно на колени .

Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, ноги прямые не касаются пола. Туловище параллельно полу. Удерживать равновесие несколько секунд.

Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, сгибать и выпрямлять ноги поочередно и одновременно. Ноги не касаются пола .

Лёжа на животе, на мяче, ходьба на прямых руках вперед и назад. Ноги прямые параллельно полу.

“Самолёт”. Лёжа на животе, прямыми ногами упереться в пол, спину поднять как можно выше, руки в стороны. Удерживать позу несколько секунд .

Упражнения, лёжа на спине, на мяче:

“Звёздочка”. Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Удерживать положение несколько секунд .

Перекаты на спине вперед-назад. Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Выполнять сгибание и разгибание ног.

“Мостик” на мяче выполняется с помощью педагога, который поддерживает и страхует ребёнка . Во время выполнения упражнения нужно оттолкнуться ногами от пола, выполнить перекат назад на мяче и поставить руки на пол . Вначале можно выполнять только перекаты на руки и обратно, отталкиваясь от пола то руками, то ногами.

 Заключительная часть (5 минут)

В заключительной части выполняются дыхательные упражнения стоя, сидя на мяче, лёжа на мяче и подвижные игры с фитболом.

 Примерные дыхательные упражнения (Казьмин В. Д., 2000)

Дышите тихо, спокойно и плавно

И.п.: стоя, сидя, лёжа (глаза лучше закрыть). Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто сколько сможет), затем плавный выдох через нос (5-10 раз).

Подышите одной ноздрёй

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки, через правую ноздрю сделать тихий выдох (3-6 раз).

“Воздушный шар”

И.п.: лежа на спине, туловище расслаблено, глаза закрыты, ладони на животе. Сделать медленный плавный вдох без каких-либо усилий; живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Сделать медленный плавный выдох; живот медленно втягивается (4-10 раз).

“Воздушный шар” в грудной клетке

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный ровный выдох. Медленно выполнять вдох через нос, руки должны ощущать распирание грудной клетки. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными (6-10 раз).

“Воздушный шар” поднимается вверх

И.п.: лежа, сидя, стоя. Руки положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием плеч (4-8 раз).

“Ветер”

И.п.: лежа, сидя, стоя, туловище расслаблено. Сделать полный вдох, выпячивая живот и грудную клетку; задержать дыхание на 3-4 секунды; сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

“Радуга, обними меня”

И.п.: стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны; задержать дыхание на 3-4 с; растягивая губы в улыбке, произносить звук “с”, выдыхая воздух и втягивая в себя живот. Руки сначала вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи (3-4 раза).

Повторить 3-5 раз упражнение “Дышим тихо, спокойно и плавно”.

 Подвижные игры с фитболом.

“Паровозик”

Дети садятся на фитболы друг за другом и первый ребёнок или педагог исполняет роль машиниста. Он “везёт” ребят по залу в разных направлениях. Дети, подпрыгивая, передвигаются друг за другом, подталкивая свой мяч руками .

“Гусеница”

Дети садятся на фитболы друг за другом и представляют, что руки – это ножки гусеницы, которая лежит на спине. Первому ребенку дают в руки фитбол и он, прогнувшись назад, передаёт мяч следующему ребенку. Когда мяч дойдет до последнего игрока его начинают передавать обратно

“Быстрый и ловкий”

Фитболы (на один меньше чем детей) лежат по кругу. Под весёлую мелодию дети ходят вокруг мячей. Как только прекратится музыка, нужно быстро сесть на мяч. Кому не хватило мяча, выбывает из игры. Один мяч убирается, и игра продолжается, так происходит до тех пор, пока не останется один игрок (победитель).

Также можно использовать и другие подвижные игры, в которых возможно применение фитболов.

 Заключение

Не все упражнения и игры, приведенные выше, могут быть использованы во время одного занятия. Лучше делать тренировки разнообразными, включая в них то одни, то другие упражнения. Начинать следует с более простых упражнений и постепенно переходить к более сложным. Занятие может быть направленно на развитие одного или нескольких качеств.

Важно следить за правильным положением тела на фитболе, за правильностью выполнения упражнений. Кроме того, следует принимать меры для предотвращения травматизма.

В занятия можно включать дополнительные пособия, такие как гантели , мячи, гимнастические палки, что также разнообразит занятие и помогает решать дополнительные задачи. Важно следить за нагрузкой постепенно увеличивая её и учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Для самых маленьких ребят занятия можно проводить с участием родителей, которым будет интересно провести время с ребёнком, посмотреть чему он научился и помочь ему в выполнении сложных упражнений . Побывав на тренировках, родители смогут помочь детям продолжать заниматься в домашних условиях. И самое главное это положительные эмоции, радость и удовольствие от занятий фитбол-гимнастикой.

nsportal.ru

Из опыта работы «Фитбол-гимнастика»

Екатерина Кузнецова
Из опыта работы «Фитбол-гимнастика»

Выступление на педсовете:

«Фитбол – гимнастика»

В настоящее время ученые и практики констатируют возникающие противоречия между декларируемыми ценностями здоровья, здорового образа в психофизическом развитии. Происходит понимание того, что здоровье – это не просто отсутствие болезни, а полнота жизненных сил, гармоничное развитие личности и ее взаимосвязи с окружающим миром.

Статистика говорит о том, что количество детей с первой группой здоровья катастрафически снижается. Причинами являются ухудшение экологии, невысокий уровень материального благосостояния, уменьшение двигательной активности. Проблемой является и то, что детям с речевыми нарушениями присуще отставание в формировании двигательной сферы. Это характеризуется плохой координацией движения, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений, низкой моторной обучаемостью. Для решения этой проблемы недостаточно традиционных форм и методов работы по физическому развитию дошкольников.

Одной из таких технологий является использование фитбол-гимнастики. Это новое современное направление оздоровительной работы. Фитбол в переводе с английского означает «мяч для опоры». Эффективность занятий с использованием мячей больших размеров подтверждено опытом коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. Первую попытку использования гимнастического мяча в системе оздоровительных занятий предприняли в США в 1992 г. Майк и Стефания Моррис. В эти годы и в нашей стране стали активно развиваться фитбол-гимнастика и фитбол-аэробика. В 1997 году в Москве начал свою работу учебно-оздоровительный центр «Фитбол» под руководством Т. В. Левченковой. Базируясь на научных данных, полученных в результате развития фитбол-гимнастики, многое, в том числе и наш детский сад, дошкольные образовательные учреждения внедряют в практику оздоровительной работы упражнения на фитболе.

Фитбол - гимнастика, как современная форма корригирующей гимнастики, имеет преимущество перед традиционными методиками, поскольку позволяет решать оздоровительные, лечебные, воспитательные и образовательные задачи. Программа занятий на таких мячах уникальна по своему воздействию на организм занимающихся. Главная цель упражнений – укрепление опорно-двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижности в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. При выполнении физических упражнений на мячах одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий.

Комплексы фитбол-гимнатскики применяются на занятиях оздоровительного кружка «Волшебный мяч».

Целью работы кружка является повышение уровня физической подготовленности детей и укрепление их здоровья.

В соответствии с этой целью поставлены задачи:

• Развитие двигательных качеств;

• Обучение основным двигательным действиям;

• Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;

• Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;

• Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;

• Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;

• Развитие мелкой моторики и речи;

Адаптация организма к физической нагрузке.

Занятие кружка проводится один раз в две недели. Занятие подразделяется на 3 части: подготовительную, основную и заключительную. В подготовительной части происходит настрой детей на работу и подготовка организма к основной части тренировки. В основной части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей. В связи с этим во время занятия должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей. Заключительная часть способствует улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма.

Целенаправленная работа с использованием фитбол-гимнастики позволила достичь следующих результатов, прослеживается положительная динамика.

Система мониторинга

Мониторинг детского развития 2015 – 2016 учебный год.

Ф. И. ребенка Проявляет интерес к фитболу и желание работать с ним самостоятельно Владеет комплексом упражнений с фитболом Итоговый результат

Оценка уровня развития:1 – низкий 2 – средний 3 - высокий

maam.ru

«Веселая физкультура — фитбол-гимнастика.»

галина сычикова
«Веселая физкультура — фитбол-гимнастика.»

Цель: оздоровление и физическое развитие детей средствами фитбол- гимнастики.

Задачи:

• развивать физические качества: силу, выносливость, координацию;

• накапливать и обогащать двигательный опыт детей: правильно выполняя, упражнения с фитболами из разных исходных положений;

• формировать потребность в двигательной активности физическом

совершенствовании.

Оборудование: фитболы (гимнастические мячи) по количеству детей, музыкальный центр.

Место проведения: спортивный зал

Длительность: 20-25 минут.

Ход образовательной деятельности

Вводная часть

Инструктор: Добрый день. Сегодня к нам пришли гости, которые очень хотят посмотреть, как вы занимаетесь на фитболах. Давайте с ними поздороваемся.

Дети. Здравствуйте!

Инструктор: Ну, что начинаем наше занятие, налево и под музыку шагом марш.

Под музыкальное сопровождение дети идут по спортивному залу, ходьба (обычная; на носках; на пятках; по- медвежьи); подскоки по кругу, бег змейкой, подскоки возле мяча.

Основная часть.

Сесть на фитбол, проверить правильность постановки стоп (должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу).

1упр. И. п. сидя на фитболе, руки на коленях. 1-наклон головы вперед, 2- и. п., 3-наклон головы назад, 4-и. п. 5- наклон к левому плечу, 6-и. п., 7- наклон к правому плечу, 8-и. п.

2упр. И. п. сидя на мяче, руки согнуты в локтях, ладони на плечах: 1-2-3-4- вращение согнутыми руками вперед, 5-6-7-8- вращение согнутыми руками назад.

Зупр. И. п. — сидя на мяче, стопы, на полу, руки на бедрах, спина прямая; 1-2 — перекаты на стопах с пятки на носок и обратно.

4упр. И. п. сидя на мяче, руки, на поясе. 1-2- выставить правую ногу вперед на пятку, наклон вперед руки назад, 3-4- и. п.

5упр. И. п. сидя на мяче, руки, на мяче сбоку. Перекаты на мяче вправо - влево, по кругу в правую - левую сторону.

6упр. И. п. сидя на мяче. В медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть па полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться в и. п.

7упр. И. п. — упор, стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе. На счет 1 -присесть на пятки, фитбол прижать к коленям; на счет 2 — вернуться и. п.

8упр. И. п. — упор, стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе. На счет 1 —прокатиться вперед, руки в упоре на полу, ноги прямые в упоре.

9упр. И. п. лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги выпрямлены на мяче, 1-2 поднять правую руку вперед - вверх, 3-4 -и. п. и т. д.

10упр. И. п. присев, руки на мяче, 1-2-3-4-прокатиться вперед на мяче вперед, 5-6-7-8- вернуться и. п.

11упр. И. п. лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в стартовом положении. Поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях.

12упр. И. п. сидя на мяче, руки, на мяче. 1-2-3-4-5-6-7-8- пружинок на мяче, встать и обежать вокруг мяча ит. д.

13упр. И. п. сидя на фитболе. В медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны стоять на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Оттолкнуться ногами, выпрямить их в коленях я прокатиться по спине, согнуть ноги в коленях и вернуться в и. п. Потянуться руками вверх.

14упр. И. п. лежа на спине, на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой фитбол — в руках. Поднять одновременно прямые ноги и руки с мячом, ноги встречаются с мячом.

15упр. И. п. лежа на спине, на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол — в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот.

16упр. И. п. лежа на спине, на полу, ноги на мяче, наклонять ноги вправо – влево, подкатить мяч к ягодицам и обратно.

17упр. И. п. сидя на мяче, руки, на поясе. 1-наклон вправо, левая рука вверх, правая касается пола, 2- и. п. и т. д.

ИГРА «ПОЕЗД»

Дыхательное упражнение. Вдох – руки вверх, выдох наклон вперед к вытянутым ногам.

Видео можно посмотреть https://youtu.be/5tKrR2w4tpM

«Веселая физкультура — фитбол-гимнастика.»

maam.ru

Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Алена Шкарупа
Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Фитбол- гимнастика способствует развитию двигательных качеств (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата)у детей дошкольного возраста ;укреплению и оздоровлению всего организма;развитию двигательных умений и навыков;  укреплению мышечного корсета, формированию навыка правильной осанки;развитию музыкально – ритмических, и творческих способностей; воспитанию интереса и потребности в физических упражнениях и играх. Представляю мастер-класс для педагогов по использованию фитбол-мячей в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Материал содержит теоретический аспект использования фитбол-мячей в работе с детьми старшего дошкольного возраста. А также в презентации рассматривается практическое применение фитбол- мячей в организации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста (в общеразвивающих упражнениях, в подвижных играх, основных движениях) .Информация полезна для инструкторов по физической культуре, воспитателей ДОУ.

Игры и развлечения непременные спутники жизни детей и особое место в них можно отвести именно играм с мячом. Что мы знаем про мяч? С мячом можно играть, катать, отбивать, подбрасывать, ловить. Он может быть разного цвета, размера, чем привлекает к себе внимание. Но сегодня я бы хотела познакомить Вас содним из видов мячей- фитбол и простыми двигательными упражнениями, которые могут выполнять дети и взрослые.

Тема нашего мастер- класса: «Фитбол-гимнастика, как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста».

Цель: формирование и расширение представлений педагогов об основных правилах организации двигательных упражнений на фитболах с детьми дошкольного возраста и практическом их выполнении.

Задачи:

• Расширять представления педагогов о фитболах и видах упражнений на фитболах, используемых для развития двигательной активности детей дошкольного возраста.

• Расширять представления педагогов о различных формах использования фитбол-мяча.

• Формировать навык правильной посадки на фитболе.

• Формировать умения технически правильно выполнять простые двигательные упражнения на фитболах.

Что такое фитбол?Фитбол (fit - оздоровление, ball-мяч) - гимнастический мяч, используемый в оздоровительных целях. Этот чудо-тренажер был придуман швейцарским врачом физиотерапевтом Сюзан Кляйнфогельбах в 50-х годах прошлого столетия. Отсюда и второе название – швейцарский мяч. Поначалу его использовали исключительно в лечебных целях – для реабилитации больных с нарушениями в центральной нервной системе, после травм позвоночника. В наше время мяч одинаково верно служит и больным и здоровым, как детям, так и взрослым.

Какая польза от использования фитбола в двигательной деятельности?

Как он действует на организм ребенка?

Фитбол-гимнастика – это почти единственный вид аэробики, где в выполнении физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.

Фитбол-гимнастика, как нетрадиционная форма работы с детьми,

способствует:

развитию двигательных качеств (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата);

укреплению и оздоровлению всего организма;

развитию двигательных умений и навыков;

укреплению мышечного корсета, формированию навыка правильной осанки;

развитию музыкально – ритмических, и творческих способностей.

воспитанию интереса и потребности в физических упражнениях и играх.

Как правильно организовать двигательную деятельность детей дошкольного возраста на фитболах?

Ответить на этот вопрос нам помогут «Золотые правила» организации двигательных упражнений на фитболах с детьми дошкольного возраста.

• Подбирать фитбол каждому ребенку по росту так, чтобы обеспечить при посадке угол в 90° между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами на полу расположены на ширине плеч.

• Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.

• Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.

• Исключить во время занятий быстрые и резкие движения, скручивания в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивное напряжение мышц шеи и спины.

• При выполнении упражнений в положении лежа на животе и лежа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию. Не допускаются наклон и запрокидывание головы вперед-назад, к появлению симптомов нестабильности шейного отдела позвоночника, часто встречающегося у детей. По этой же причине нельзя увлекаться прыжками на фитболах.

• При выполнении упражнений фитбол не должен двигаться, за исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением.

• Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту занимающихся.

• Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить детей самостраховке.

• Время упражнений с фитболами недолжно превышать 40-60% общей длительности занятия.

• Для постепенного правильного освоения упражнений рекомендуется организовать обучение детей по этапам, т. е. от облегченных и. п. и простых упражнений на 1-м-2-м этапах перейти к сложно-координационным заданиям на З-м-4-м этапах.

• Каждое упражнение повторять сначала 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7 раз. Упражнения выполнять последовательно, с чередованием нагрузки на разные группы мышц из различных и. п.

• В основной части занятия целесообразно использовать 5 мин. для выполнения специальных корригирующих упражнений индивидуально. В заключтельный период занятия целесообразно включить игры и упражнения на восстановление дыхания и расслабление.

• При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

• С фитбол-мячами можно заниматься индивидуально или в подгруппах. Время проведения одного занятия с детьми 3-4 лет – 15-20 мин., с детьми 5-7 лет – 25-30 мин.

• Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале.

• Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении, дети занимаются на ковриках.

Какие формы использования мяча существуют? Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол - гимнастики по-разному:

- как препятствие

-как массажер

-как амортизатор, тренажер

-как ориентир

- как предмет

- как опора

- как отягощение

Фитбол- универсальный мяч.

Виды упражнений на фитболах, используемые на занятиях:

• гимнастические упражнения, в сочетании с разновидностями ходьбы, бега и прыжков, которые можно выполнять на месте и в движении, с мячом в руках и ногах, а также сидя на мяче, ОРУ;

• коррекционно – профилактические упражнения, направленные на профилактику и коррекцию различных заболеваний внутренних органов, опорно - двигательного аппарата;

• подвижные игры и эстафеты, включающие игры и эстафеты как с мячом, так и сидя на мяче;

• музыкально – ритмические упражнения, которые можно выполнять сидя на мяче, стоя с мячом и с различными передвижениями.

В каких моментах и кто может использовать фитбол?

Можно использовать в:

- совместной деятельности;

- в НОД;

- в спортивных развлечениях;

- как дополнительное образование (кружковая работа);

- в комплексах ОРУ

- в основных движениях

- подвижных и музыкально- ритмических играх

Могут использовать:

- инструктор по физической культуре

- воспитатель

- музыкальный руководитель

- педагог- психолог

-медицинский работник

- учитель-логопед

- родители

Могут участвовать:

- люди разного возраста (с младенческого возраста до пенсионного)

- дети только под контролем взрослых.

Предлагаю воспитателям подборку подвижных игр и эстафет с фитбол-мячом, которые можно использовать в нод. Фитболы должны быть соответствующего размера. Фитбол подбирается каждому ребёнку индивидуально по росту так, чтобы обеспечить при посадке угол в 90° между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой. Оптимальные размеры мяча: для детей 3-4 лет – 45см; для детей 5-6 лет – 50см; для детей 6-7 лет – 55см.

Дети должны знать технику безопасности при занятиях с фитболом.

Дети должны знать правильную посадку на фитболе.

1. Подвижная игра «Быстрая гусеница»

Задачи: Развитие ловкости, координационных способностей, воспитание ответственности, чувства коллектива, повышение эмоционального тонуса.

Описание игры: Играют две команды детей. Каждая команда — это «гусеница», где все участники соединяются друг с другом с помощью фитболов, которые они удерживают между собой туловищем. По команде дети начинают движение гусеницы по направлению к финишу. Выигрывает самая быстрая команда, не разорвавшая «гусеницу» и не уронившая мяч. Игра повторяется 2-3 раза.

Правила игры: Во время передвижения фитбол руками не трогать.

2. Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Задачи: Развитие ловкости, внимания, воспитание чувства товарищества, повышение эмоционального тонуса.

Описание игры: Дети становятся друг за другом, приняв правильную осанку, и крепко держатся за впередистоящего ребенка. В руках первого ребенка мяч-«голова дракона», последний ребенок — «хвост». «Голова» должна поймать свой «хвост», дотронувшись до него мячом. Игра проходит гораздо интереснее, если в ней участвуют две команды, то есть «два дракона».

Правила игры: Во время движения «головы» к «хвосту» «тело дракона» не разрывать.

3. Подвижная игра «Горячий мяч»

Задачи: Формирование вертикальной позы в положении сидя, развитие равновесия, координации движений, внимания.

Описание игры: Дети сидят в кругу в и. п. – сед на пятках, приняв правильную осанку. По команде начинают передавать фитбол из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо играющем, который выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок — победитель.

Варианты:

1) По команде ведущего меняется направление передачи фитбола.

2) При большом количестве играющих в игре используются два фитбола.

4. Эстафета с фитболами

Задачи: Развитие быстроты реакции, быстроты передвижения, внимания, координации движений, воспитание ответственности и чувства товарищества.

Описание игры: Игра проводится в виде эстафеты. У стартовой линии все играющие строятся в две колонны. По команде первые начинают передвигаться вперед, отбивая от пола фитбол. Добегают до стены (стойки, ловят мяч, возвращаются назад, передают его следующему в команде, встают в конец колонны и принимают правильную осанку. Выигрывает команда, финишировавшая первой.

Варианты игры:

1) Ведение футбола осуществляется правой рукой, на обратном пути - левой.

2) В каждой команде стартуют по два человека и во время передвижения передают фитбол (мяч) друг другу.

5. Игра – эстафета «Колобок»

Задачи: Развитие ловкости, координационных способностей, внимания, памяти, воспитание командного духа, повышение эмоционального тонуса.

Описание игры: Играющие делятся на две команды и строятся в колонны перед линией старта. У капитанов команд в руках фитболы (колобки).

Хором дети проговаривают:

Наш весёлый колобок

Покатился на лужок.

Кто быстрей его вернёт,

Приз команде принесёт.

После этих слов инструктор подаёт команду, и капитаны команд начинают движение:

1) Первые участники начинают продвижение вперёд, прокатывая «колобок» по полу, огибают стойку и тем же способом возвращаются обратно, передают «колобок» следующему игроку, а сами встают в конец своей колонны. Когда первые игроки вновь

окажутся впереди и последний игрок передаст им мяч, они поднимают его вверх, этим они показывают, что их команда выполнила задание.

2) Первые участники поднимают фитбол над головой и прогибаясь назад, предают его следующему игроку. Игроки команд, стоящие последними, получив «колобок» бегут с ним вперёд и встают впереди своей команды. Игра продолжается до тех пор, пока капитаны не окажутся вновь впереди.

6. Подвижная игра «Два барана»

Цель: развитие равновесия, координации движений, формирование мышечного корсета.

Описание игры. Играют по два человека. Педагог обозначает чертой «мост», на котором происходит битва «двух баранов». Два ребенка сидят на фитболах и пытаются столкнуть партнера с мяча или с «моста». Выигрывает сильнейший, а на «мост» приглашаются следующие участники.

Ведущий стоит рядом с играющими, страхуя их от падения с фитбола.

7. Подвижная игра «Веселый мяч»

Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, навыка правильной осанки, пространственного ориентирования, речи.

Описание игры. Играют 5—6 человек в исходном положении сидя по-турецки в кругу. Дети, проговаривая стихи про мяч, перекатывают фитбол от одного к другому в произвольном направлении:

Ты катись, веселый мяч,

Быстро-быстро по рукам,

У кого веселый мяч,

Тот исполнит песню нам.

Ведущий должен следить за правильной осанкой детей.

«У кого есть здоровье- у того есть надежда. У кого есть надежда –у того есть все.» Я Вас призываю прислушаться к этой восточной мудрости и обратить внимание на свое здоровье. Восточная мудрость.

Список литературы:

Потапчук А. А., Овчинникова Т. С. «Двигательный игротренинг для дошкольников». РЕЧЬ, С. -П. 2002.

Фирилёва Ж. Е., Сайкина Е. Г. "Фитнес-данс". С. -П. 2007.

Потапчук А. А. «Как сформировать правильную осанку у ребёнка» РЕЧЬ, С. -П. 2009.

Сайкина Е. Г., Кузьмина С. В. Фитбол - аэробика для детей «Танцы на мячах» изд. РГПУ им. Герцена С-П. 2008.

Потапчук А. А., Лукина Г. Г. «Фитбол – гимнастика в дошкольном возрасте» изд. СПГАФК им. Лесгафта, С-П. 1999.

Евдокимова Т. А., Клубкова Е. Ю., Дидур М. Д. «Фитбол- гимнастика в оздоровлении организма». Изд. СПГМУ им. И. П. Павлова, С. -П. 2000.

Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. «Ритмика и подвижные игры с мячами в логопедическом детском саду» ЛГОУ им. А. С. Пушкина, С. -П. 2001.

maam.ru

Смотрите также