Цель утренней гимнастики

Главная » Здоровье » Цель утренней гимнастики

Конспект утренней гимнастики в старшей группе

Светлана Шарик
Конспект утренней гимнастики в старшей группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №5 «Звёздочка» городского округа Лосино-Петровский

Конспект открытого показа утренней гимнастики в старшей группе

(с использованием элементов ритмической гимнастики и танцевальных движений)

Разработала и провела

Шарик С. М.

Воспитатель 2 категории

2012 год

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.

Задачи:

- создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка, настроить на действенный лад

- воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям

- развивать все группы мышц, координацию движений. Силу и выносливость

-воспитывать умение одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнения под музыку

Конспект утренней гимнастики в старшей группе

Вводная часть. Песня гр. Барбарики- «Бананамама»

-Построение и ходьба обычная в колонне по одному

-Корригирующая ходьба с различным положением рук: ходьба на носках - руки вверх, ходьба на пятках- руки в стороны, ходьба на внешней стороне стопы- руки на поясе.

-Подскоки

-Бег в умеренном темпе

-Ходьба с высоким подниманием коленей

-Ходьба обычная с перестроением в 3 звена

Основная часть песня «Забавы» из м /ф «Летучий корабль»

в исп. Златы Анисимовой.

1. И. п -О. с

1-наклон головы вправо, плечи поднять

2- И. п

3- наклон головы влево, плечи опустить

4- И. п

Повторить 6 раз

2. И. п- О. с

1-2- правую руку отвести в сторону

3-4- вернуться в И. п

Тоже влево

И. п- О. с

1-2- руки вверх, ноги на носки

3-4- И. п- О. с

И. п- О. с

1-2- наклон туловища вниз, руки вниз

3-4- И. п- О. с

Повторить 2 раза. Прыжком поставить ноги врозь

3. И. п- ноги на ширине плеч, руки перед грудью, правая перед левой, взмахи над головой – 4 раза

И. п- ноги на ширине плеч. Руки в стороны

1-согнуть руки в локтях перед грудью

2-И. п -2 раза

Повторить 2 раза

4. 1-8- ходьба обычная на месте

5. И. п- О. с

1-2- приставной шаг вправо, руки полукруг внизу

3-4- приставной шаг вправо, руки целый круг вправо

Тоже влево

Повторить 2 раза

6. И. п- ноги на ширине плеч, руки отвести назад

1-наклон корпуса вправо- вниз

2-наклон корпуса прямо- вниз

3- наклон корпуса влево- вниз

Повторить 3 раза

7. И. п- О. с

1-3- шаг правой ногой вправо, руки перед грудью, взмах

4- И. п

Тоже влево

Повторить 3 раза

8. И. п- О. с. Ходьба на месте не отрывая ног от пола со взмахами рук вверх-вниз

9. И. п- руки в стороны

1-2- присесть, обнять колени руками

3-4- И. п

Повторить 2 раза

10. И. п- ноги на ширине плеч

1-2- поднять правое колено, руки вниз

3-4- И. п

Тоже слева

Повторить 8 раз

11. И. п- О. с

Прыжки

1-ноги в стороны, руки в стороны

2- И. п

Повторить 8 раз

Заключительная часть песня гр. Барбарики - «Бананамама»

-Перестроение в колонну по одному, обычная ходьба, с выполнением задания для рук: руки вперёд, руки вверх. Руки в стороны, руки вниз

- боковой галоп, руки на поясе

- ходьба широким шагом

- ходьба обычная с перестроение в круг

Дыхательное упражнение: дет. песня «Ах, какая осень»

И. п. Сидя на пятках. Руки свободные

1-2- встать на колени, руки вверх, посмотреть на руки. Прогнуться

Повтор 3 раза

Массаж

И. п. Сидя на пятках, руки свободные

«Вот у нас игра какая:

Хлоп, ладошка (хлопки в ладоши)

Хлоп другая!

Правой, правою ладошкой (похлопывания по левой руке от плеча к кисти)

Мы пошлёпаем немножко

А потом ладошкой левой (похлопывания по правой руке)

Ты хлопки погромче делай

А потом, потом, потом (лёгкое похлопывание по щекам)

Даже щёчки мы побьём.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (хлопки над головой)

По коленкам! Шлёп! Шлёп! (хлопки по коленям)

По плечам себя похлопай (хлопки по плечам)

По бокам себя пошлёпай (хлопки по бокам)

Можем хлопнуть за спиной (хлопок за спиной)

Хлопаем перед собой! (хлопок перед грудью)

Справа –можем! Слева- можем!

И крест-накрест руки сложим! (поколачивание по груди справа, слева)

И погладим мы себя.

Вот какая красота (поглаживание по рука, груди, бокам, спине, ногам).

Солнце встало над страной

С добрым утром край родной!

maam.ru

Утренняя гимнастика: "Мы - здоровячки!"

Тема: «Мы - Здоровячки!»

Программное содержание:

Продолжать укреплять костно – мышечный аппарат; формировать правильную осанку. Создать бодрое настроение у детей; воспитывая привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Развивать ловкость, подвижность, координацию движений рук и ног.

Подготовка к утренней гимнастике:

  1. Проветрить музыкальный зал; сделать влажную уборку.
  2. Одеть спортивную облегчённую одежду, чешки.

Материал и оборудование: бубен, флажки (30 шт.).

Ход утренней гимнастики:

1 часть: Вводная

Под бодрую музыку дети входят в музыкальный зал и маршируют в колонне по  одному

( 20 секунд). Далее выполняют различные виды ходьбы: на носках (10 секунд), на пятках (10 секунд).

Воспитатель обращает внимание детей па осанку, соблюдение дистанции.

Далее дети бегут в колонне по одному (40 секунд).

Воспитатель обращает внимание на то, чтобы дети бежали легко, дышали носом, энергично работали согнутыми локтями.

2 часть: Основная

( упражнения выполняются с флажками).

  1. «Сильнее». И.п. ноги слегка расставить, один флажок вниз – назад, другой – вверх. Быстро менять положение флажков. Через 4-5 взмахов – отдых, флажки вниз – пауза. Д: 5 раз.
  2. «Потянись». И.п. ноги врозь, флажки вниз. 1 –2 – наклон вперёд, не сгибая ноги, флажки в стороны, голову прямо – выдох; 3 – 4 – и.п. Д: 5 раз.
  3. «Подними пятки». И.п. о.с. флажки в стороны. 1 – 2 – приподнять пятки, присесть. Колени врозь; 3 – 4 – и.п. Д: 6 раз.
  4. «Поворот». И.п. сидя, ноги врозь, флажки в стороны вертикально. 1 – поворот вправо, голова прямо; 2 – и.п. То же в другую сторону. Д: 5 раз.
  5. «Ноги вместе». И.п. лёжа, флажки в стороны. 1 – 2- согнуть ноги, колени ближе к себе, флажки к коленям вертикально; 3 – 4 – и.п. Сгибая ноги, сказать «вместе», голову слегка приподнять. Д: 5 раз.
  6. «Подпрыгивание». И.п. ноги слегка расставить, флажки вниз. 8 –10 подпрыгиваний, меняя положение ног врозь – вместе, 8 – 10 шагов с взмахами флажками. Д: 2 раза (20 секунд).

3 часть: Заключительная

Перестроение в одну колонну. Спокойная ходьба по кругу.

Выполняется  речёвка:

 «По утрам зарядку делай – будешь сильным, будешь смелым!»

Примечание: Длительность выполнения гимнастики: 6 –8 минут.

nsportal.ru

Конспект утренней гимнастики в старшей группе «На корабле»

Надежда Загороднева
Конспект утренней гимнастики в старшей группе «На корабле»

Цель: создание условий для оздоровления детского организма посредством выполнения комплекса физических упражнений; поднятие эмоционального фона.

Задачи:

1. Развивать координационные способности, скорость.

2. Способствовать к созданию бодрого и жизнерадостного настроения.

3. Воспитывать дисциплину.

4. Способствовать формированию правильной осанки.

Вводная часть

В скобках дана дозировка

«Построение» - построение в шеренгу, повороты направо, налево, кругом (1 мин)

«Идем на пристань» - Ходьба на носках (1 круг, на пятках (1 круг, спиной вперед (1 круг, в полуприсяде (1/2 круга).

«Преодолевая препятствия» - прыжки вперед на двух ногах.

«Слушай команду» по сигналу (1 свисток) бег по часовой стрелки;

(2 свистка) бег против часовой стрелки (1 мин).

Построение в 2 – е колонны через середину зала

Основная часть

ОРУ

1. «Где корабль?»

И. п. – стойка руки на поясе.

1 – поворот головы вправо;

2 – И. п;

3 – 4 в другую сторону. (4 раза).

2. «Багаж»

И. п. – стойка ноги врозь, руки внизу

1 – кисти рук сжать в кулаки;

2 – руки в стороны;

3 – руки вниз;

4 – И. п. (6 раз)

3. «Волны бьются о борт корабля»

И. п. - стойка ноги врозь, руки вперед.

1-2 круговые движения правой рукой вперед;

3-4 тоже левой рукой. (6 раз)

4. «Мачта»

И. п. – узкая стойка, руки на пояс

1 – наклон вправо, левая рука вверху;

2 – И. п.

3-4 в другую сторону (6 раз)

5. «Драим палубу»

И. п. – стойка ноги врозь, руки за головой

1-3 наклон вперед, взмахи прямыми опущенными руками вправо-влево;

4 – И. п. (6 раз)

6. «А когда на море качка»

И. п. – широкая стойка.

1-2 – выпад правой вправо, руки в стороны;

3-4 - в другую сторону (6 раз)

7. «Маяк»

И. п. – О. С

1- прыжком ноги врозь, хлопок над головой;

2 – И. п. (6 раз)

Заключительная часть

Перестроение в колонну по одному.

Обычная ходьба, руки через стороны – вдох носом, выдох через рот – руки вниз.

Подвижная игра «Рыбаки и рыбки». Считалочкой выбираются 2 водящих – рыбаков, остальные дети - рыбки. Рыбаки, крепко держась за руки, двигаются по залу и стараются окружить любую рыбку и поймать ее. Рыбки убегают, «уплывают» от них. Кого поймали становиться рыбаком. Кого не поймают, то будет самой быстрой и ловкой рыбкой. (2мин)

Обычная ходьба, руки через стороны – вдох носом, выдох через рот – руки вниз.

maam.ru

Значение утренней гимнастики для детей раннего возраста (1 годо до 3 лет)

Махида касенова назировна
Значение утренней гимнастики для детей раннего возраста (1 годо до 3 лет)

Касенова Махида Назировна –

воспитатель КГУ «Дом ребенка»

г. Петропавловск, Казахстан

Значение утренней гимнастики для детей раннего возраста

(от 1года до 3 лет)

Здоровье в порядке спасибо зарядке!

Утренняя-зарядка самый простой и доступный способ поддержать и

сохранить свое здоровье.

В дошкольных учреждениях обычного типа утренняя зарядка проводится ежедневно перед завтраком, а в домах ребенка с круглосуточным пребыванием детей – сразу же после ночного сна.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, и правильно подобранные комплексы физических упражнений способствуют укреплению костно - мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем активизируют деятельность всех внутренних органов, увеличивают возбудимость коры головного мозга, создает бодрое жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Сочетание утренней зарядки с водными процедурами очень полезно для закаливания детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Тем самым утренняя зарядка является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, оздоравливающий детский организм. -

Кроме оздоровительного процесса зарядка имеет и воспитательное значение. Постоянное ее проведение воспитывает у детей привычку делать физические упражнения, приучает их организованно начать свой день в дошкольном учреждении, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. В домах ребенка утренняя гимнастика (зарядка) проводится сразу после ночного сна, помогает «пробудить ребенка». Длительность утренней зарядки в первой младшей группе составляет 4- 5 минут, во второй младшей группе 6 -7 минут. Содержание зарядки составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног и др). Постоянное повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Целесообразно в начале и в конце утренней зарядки для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, ходьба по дорожкам, на носках, на пятках, краях стоп. Такое сочетание повторяется 5 - 7 раз

Рис. 1 Ходьба по ребристой доске

Утренняя гимнастика условно делится на три части; вводная, основная, заключительная.

В вводной части идет организация внимания детей и обучение их согласованным действиям, вырабатывают правильную осанку и готовят организм к выполнению более сложных упражнений. В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят; они ходят и бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика в этой группе начинается с построения в колонну, по одному или в одну шеренгу, повороты, в круг, бег. Бег на утренней гимнастике в младших группах с начало проводится стайкой, врассыпную, а потом и в колонне по одному как на месте, так и с продвижением в разных направлениях. На вводную часть отводится от 1 до 2 минут.

Во второй основной части укрепление мышечных групп, формирование правильно осанки и здесь выполняются общеразвивающие упражнения для пояса и рук. Упражнения для пояса и рук расширяют грудную клетку, выпрямляют позвоночник, развивают дыхательные мыщцы. После идут упражнения для мыщц туловища и ног. Упражнения в основной части нужно сочетать с различными пособиями, чтобы детям было интересно каждый раз. Например:

В понедельник – упражнения с цветными шарами (диаметр 20)

Во вторник – упражнения с флажками,

В среду – упражнения с кубиками,

В четверг - упражнения с султанчиками,

В пятницу – гимнастическими небольшими палочками.

Можно использовать другие пособия, что имеется в наличии шишки, мешочки с горохом изготовленные воспитателем размер 5 х 10 см, резиновые мячики, обручи и другие.

Рис. 2 Упражнение с обручем.

В основной части не обязательно, чтобы все упражнения соответствовали строго по требованиям можно включить интересные упражнения в игровой форме. Например: движение по комнате «Паровоз» - дети становятся друг за другом руки согнуты в локтях. Воспитатель – паровоз, а дети – вагончики, паровоз дает гудок- чу-у –у –у –у и начинает двигаться сначала медленно, чих- чих- чих –чих затем быстрее, дети за воспитателем в колонне, свободно двигают руками, воспитатель повернув голову наблюдает за детьми хвалит, поощряет их, дается гудок паровоз останавливается. При частом повторении игры дети сами строятся и могут сами быть и «паровозом» и «вагончиками» а воспитатель направляет и помогает им.

Также интересно детям делать упражнения, сидя на ковре. Например: Дается команда: Дети сели в большой круг (расстояние друг от друга на метр чтобы не мешались) раздаются цветные палочки (длина от 55 до 60 см диаметр толщины 2 или 3см). Держа двумя руками, повторяют упражнения вслед за воспитателем вверх, вперед, назад на плечи – повторяется 2-3 раза. Палочки собираются дети по команде встают и идут по кругу за воспитателем широко поднимая ноги и размахивая руками - раз- раз- раз- два-три повторяем - 2 раза. После этого дети вместе с воспитателем останавливаются и выполняются упражнения на восстановления пульса и дыхания в правую руку раздаем султанчики, (султанчики я сделала из разных ярких ленточек прикрепленных к палочке) медленно поднимаем султанчики вверх, опускаем их на уровне груди и дуем на них повторяем 3 раза. Подбор количества видов упражнений и видов подвижных игр зависит от возраста детей их индивидуальных особенностей, воспитатель следит за каждым ребенком и, если возникает необходимость оказывает физическую, словесную помощь подбадривает, их делает указания. Для того чтобы дети с радостью выполняли зарядку предлагаю 10 веселых упражнений:

Рис. №3 Упражнения с гимнастическими палочками.

1 упр. «Обезьянки рвут бананки» - ручки вверх пальцы растопырены сгибаем их и рвем бананки.

2 упр. «Тикают часики» - ручки на поясе наклоны головы направо, налево тик- так тик-так тик-так

3 упр. «Медведи едут на велосипеде» - ложимся на ковер поднимаем ноги и делаем движения едем на велосипеде.

4 упр. «Обними себя» - разводим руки в стороны-раз, обняли себя-два.

5 упр. «Жуки барахтаются» - лежим на коврике подняли ручки и ножки делаем произвольные движения.

6 упр. «Я большой» - руки вверх над головой поднимаемся на цыпочки вот какой я большой.

7 упр. «Тихо мышки идут» - полусогнувшись (кто может) идут тихо тихо за воспитателем оглядываясь по сторонам.

8 упр. «Гуси летели на головку сели» - машем руками в стороны гуси летят затем ладошки ложим на головку гуси сели.

9 упр. «Курочка клюет» - пальчиками стучим по коленочкам.

10 упр. «Зайка ушами шевелит» - ладони поднимаем к ушам и шевелим вверх вниз.

Веселая утренняя зарядка помогает детям развиваться не только физически, но и способствуют развитию воображения и интереса.

Рис №4 Упражнения с обручами

А также утренняя зарядка в музыкальном сопровождении очень интересны для детей добрые веселые песни превращают зарядку в игру, дети пускаются в пляс, даже самые спокойные. И так, даже самая простая для детей утренняя зарядка играет большое значение, дает возможность ребенку быстрее проснуться, развивает у него двигательную координацию, обеспечивает детям хорошее настроение на весь день.

Это статья представляет ценность для воспитателей работающих в домах ребенка с круглосуточным пребыванием и для воспитателей работающих в детских садах которые интересуются физическим воспитанием детей.

На основе всего описанного сделаем выводы чтобы привить интерес к выполнению утренней зарядки нужно:

1. проводить каждый день после сна это делает ребенка в течении дня собранным организованным заряжает его бодростью на целый день улучшает деятельность сердечно сосудистой дыхательной нервной системы.

2. выполнение зарядки в музыкальном сопровождении повышает у детей активность внимание.

Рекомендации воспитателям:

1. Все делается постепенно - не надо требовать от детей точного выполнения, нужно терпение и все получится.

2. Стараться проводить зарядку ежедневно и тогда результат будет на лицо.

Литература

1. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. – М.: Просвещение, 1978

2. Шишкина В. А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.

3. Бопем журнал №6 май 2012.

4. Осокина Е. И. Игры и развлечения детей на воздухе. - М.: Просвещение, 1982

5. Отбасы жне балабаша журнал №6 ноябрь декабрь 2009.

maam.ru

Утренняя гимнастика как физкультурно — оздоровительное воспитание детей в детском саду.

Инна Кузнецова
Утренняя гимнастика как физкультурно — оздоровительное воспитание детей в детском саду.

Утренняя гимнастика

как физкультурно – оздоровительное

воспитание детей в детском саду.

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У детей систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъём, повышается работоспособность. Необходимо после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений, а это воспитывает волевое усилие, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.

Перед утренней гимнастикой я ставлю целью совершенно особые задачи: «разбудить» организм ребёнка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но уверенно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

Утренняя гимнастика ценна тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.

Утренняя гимнастика, или как её называют, зарядка, в дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей я провожу по режиму дня до завтрака, после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях на гимнастике я преследую ещё и цели организации детского коллектива, переключение детей от свободных индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.

Вследствие одновременной совместной двигательной деятельности более возбуждённые дети, которые уже успели побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Всё это создает равное, бодро настроение у всех детей, и готовлю их к последующим занятиям. Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при поведении её не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определённой дисциплине, порядку.

В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное проделывание физических упражнений благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребёнка. Содержание своей гимнастики составляю из упражнений для разнообразных групп мышц. Систематическое их повторение укрепляет двигательный аппарат ребенка. Систематически включаю упражнения для профилактики нарушений осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки ещё более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физические функции. Всё это благоприятствует жизнедеятельности организма, повышая его работоспособность.

В своей работе я систематически использовать разнообразные формы организации утренней гимнастики.

Традиционная с использованием общеразвивающих упражнений.

Во вводной части мною организовывается непродолжительная ходьба и лёгкий бег, после чего детей строю для выполнения общеразвивающих упражнений.

В основную часть включаю общеразвивающие упражнения или другие виды физических упражнений: Танцевально-ритмические, хороводные и подвижные игры. В конце основной части даю интенсивные упражнения для нагрузки (прыжки, бег).

В заключительной части провожу ходьбу или малоподвижные игры.

Игрового характера.

В такую гимнастику я включаю 2 – 3 игры разной степени интенсивности или 5 – 7 общеразвивающих упражнений имитирующего характера типа «снежинки кружатся», «бабочки летают». Иногда даже, получается, создать целый сюжет из имитационных движений.

С использование полосы препятствий.

Использование полосы препятствий позволяет мне предлагать упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включаю разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа, чередую физкультурные пособия. Можно создавать различные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей.

С включение оздоровительных пробежек.

Провожу обязательно на воздухе, небольшими подгруппами по 5 –7 человек. Вначале я предлагаю детям короткую разминку, которая состоит из 3 – 4 упражнений общеразвивающего воздействия. Затем даю пробежку со средней скоростью (один – два раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени года. В конце обязательно провожу упражнения на дыхание.

Дыхательная гимнастика.

Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулировать его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д. Процесс дыхания, осуществляется дыхательными центрами нервной системы, состоит из трёх фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Существует также особое ритмическое дыхание. Оно выполняется во время ходьбы, при этом идти нужно спокойно, равномерным шагом, расслабившись, опустив плечи, а дышать, следует равномерно, но произвольно, получая удовольствие. Это означает, что делать вдох и выдох надо на равное количество шагов (например, два шага – вдох, два шага – выдох, но выбирать это количество следует исходя из собственного удобства.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:

1) дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;

2) необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие;

3) дыша надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом;

4) выполнять каждое упражнение нужно не дольше, чем оно доставляет удовольствие;

5) дышать надо носом.

Заниматься надо в удобной спортивной форме.

Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо:

- все упражнения выполнять легко, естественно, без усилий и напряжения;

- находятся в состоянии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении);

- следить за тем, чтобы воздух входил и выходил из лёгких одной непрерывной струёй, а вдох и выдох были равны по силе, и длительности и плавно переходили друг в друга.

Каждое дыхательное упражнение состоит из шести последовательных этапов:

1) принять позу и зафиксировать её;

2) расслабиться;

3) сосредоточиться на предстоящем упражнении, обдумать его основные элементы;

4) сделать глубокий вход;

5) выполнить дыхательное упражнение;

6) отдохнуть после упражнения, сменить позу.

Основная поза дыхательной гимнастки: встать прямо, поставить ноги чуть уже плеч, стопы – паралельно; найти удобное положение головы и туловища; руки вдоль туловища или левая рука на нижней части живота, а правая сбоку охватывает грудную клетку, приблизительно на уровне локтя (для контроля за дыханием).

Дыхательная гимнастика в моей работе выполняет следующие задачи:

1) повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;

2) развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.

Занятия провожу 2 – 3 раза в неделю, в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха не выше 17 градусов, в утренние часы (не ранее чем через час после приёма пищи). Продолжительность занятий – 10 – 12 до 30 минут в зависимости от возраста детей и периодичности занятий.

В основу моей работы на занятии положено применение специальных статистических и динамических дыхательных упражнений на фоне общеукрепляющих физических упражнений. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с длительным выдохом. Этого можно достичь произнесением звуков (ааа, ооо, ууу, шипящих согласных (ж, ш) и сочетаний звуков (ах, ух, ох). Эти дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолёт, стучат колёса поезда и т. д.). Соотношение общеукрепляющих и дыхательных упражнений составляет 2: 1.

Нагрузка постепенно увеличивается за счёт увеличения числа повторений и усложнения упражнений. В комплексе упражнений обязательно должны быть элементы надувания резиновых мячей, игрушек (в заключительной части занятия). Надувание игрушек и ячей следует начинать с 3 – 4 выдохов, постепенно увеличивая их количество на 2 – 3 выдоха за каждое занятие, доводя до полного заполнения игрушки воздухом. При этом необходимо контролировать, чтобы ребёнок вдыхал только через нос.

Для достижения наиболее полного эффекта рекомендуется обучать родителей методике проведения дыхательной гимнастики. Чтобы они могли заниматься с детьми в домашних условиях.

Массаж.

Что такое массаж? По этим термином понимается система дозированных механических воздействий на человеческое тело, выполняемых в виде специальных приёмов. Цели этих воздействий могут быть разными, и в зависимости от них различаются и разные виды массажа: лечебный, гигиенический, спортивный, косметический. В зависимости же от средств воздействия массаж условно можно подразделить на классический, точечный и массаж рефлексогенных зон.

Кроме дыхательной гимнастики в детском саду мои дети хорошо принемают и точечный массаж, который повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием точечного массажа организм начинает сам вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Для повышения сопротивляемости организма к простуде и заболеваниям верхних дыхательных путей рекомендуется проводить точечный массаж особых зон грудной клети и лица, которые являются важными регуляторами деятельности внутренних органов.

Пальчиковая гимнастика.

Очень важной частью моей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой й деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмований историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук. Что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети от года до двух лет хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.

Трёхлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая – кошку, вбегающую в этот домик.

Четырёхлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более страшим детям, можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Ритмическая гимнастика.

Упражнения ритмической гимнастики по своей двигательной структуре просты и доступны для детей. Сюда включаю общеразвивающие упражнения, бег, прыжки, элементы танца. Но выполняются более разнообразно и эмоционально.

На мой взгляд, одним из самых важных моментов при занятии ритмической гимнастикой являются положительные эмоции детей.

Перечисленные мною виды гимнастик, я использую в своей работе так как это помогает укреплять и сохранять здоровье своих детей.

Ведь здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.

Комплекс

утренней гимнастики «Зима».

№ п/п Содержание упражнений ДТД Метод.

рекомендации

Построение в шеренгу.

Сообщение задач.

Ходьба обычным шагом в колонне

Широкий бег

Ходьба обычным шагом в колонне

Ходьба обычным шагом с перестроением в пары 35-40 сек

1,5 мин Во время ходьбы энергично делаем взмахи руками

1 «Согрей плечи»

И. п: ноги-пятки вместе, носки врозь, руки внизу.

В:1-развести руки в стороны

2- хлопнуть по противоположным плечам

3-развести руки в стороны

4- вернуться в и. п. 7 раз Руки в локтях не сгибаем, держим на уровне плеч

2 «Стряхни снег»

И. п ноги на ширине плеч, руки внизу.

В:1- наклон вперед

2- вернуться в и. п. 7 раз Похлопать по коленам «отряхнуть снег»

3 «Согрей ноги»

И. п. сидя, руки внизу, ноги вместе

В:1-развести руки в стороны

2-согнуть ноги в коленях

3- вернуться в и. п. 7 раз Обхватить ноги руками, ноги опускаем тихо

4 «Лепка снежков»

И. п: ноги-пятки вместе, носки врозь, руки внизу.

В:1-поднять руки вперед, хлопок

2- подняться на носки

3- вернуться в и. п. 7 раз Во время хлопка, руки не сгибаем

5 «Бросание снежков»

И. п ноги на ширине плеч, руки внизу.

В:1-отвести правую /левую/ руку вперед - в сторону,

2- резким движением перевести руку вперед

3- вернуться в и. п. 7 раз Смотрим вперед, голову не опускаем

«бросить снежок»

6 «Снеговик»

И. п ноги на ширине плеч, руки на поясе

В:1-поворот вправо /влево/

2- вернуться в и. п. 6 раз Голову поворачиваем вместе с туловищем

7 «Прыжки с хлопками»

И. п: ноги-пятки вместе, носки врозь, руки внизу.

В: 8 прыжков чередуется с ходьбой 8х4 раза Дышим носом. Прыгаем легко, на носочках

Перестроение из звеньев в колонну

Ходьба в колонне обычным шагом

«По утрам зарядку делай - будешь сильным, будешь смелым!» 1,5 мин Во время ходьбы не отстаем и не наталкиваемся на товарищей

Комплекс фольклорной утренней гимнастики для детей подготовительной к школе группы

Тема: В гостях у бабушки-загадушки

Рано утром бабушка Обычная ходьба.

Делает зарядку. Ходьба с высоким

Делает зарядку, Подниманием колена.

Учит всех порядку.

По утрам зарядку делай, Обычный бег.

Будешь сильным, Бег змейкой.

Будешь смелым.

Бегать быстро,

Прыгать ловко,

Для всего нужна сноровка. Ходьба с восстановлением дыхания.

Построение врассыпную.

Воспитатель Я вам загадаю, а вы мне покажете отгадку.

Комплекс ОРУ без предметов.

1. Два конца, два кольца,

А посередине гвоздик. (Ножницы.)

«Ножницы». И. п. - узкая стойка, руки вдоль туловища: скрестные движения рук.

Повторить 8-10 раз.

2. Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер.)

«Ветер». И. п. - то же: руки прямые поднять вверх, наклоны влево-вправо.

Повторить 8-10 раз.

3. Сидит в траве Аленка в красной рубашонке, Кто мимо идет, всякий поклонится. (Земляника.)

«Земляника». И. п. - стойка на коленях, руки на поясе: повороты с разведением рук, кивок головой. Повторить 8-10 раз.

4. С хозяйкой дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, хвост колечком. (Собака.)

«Собака». И. п. - упор на коленях и предплечьях: энергичные повороты туловища и головы. Повторить 8-10 раз.

5. Из меня куличик печь удобно,

Только есть его нельзя, дружок.

Я, сыпучий, желтый, несъедобный.

Догадался, кто я -. (Я - песок.)

«Песок». И. п. - лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища: перекаты со спины на живот и обратно. Повторить 8 раз.

6. Что за птица?

Песен не поет,

Гнездо не вьет,

Людей и груз везет. (Самолет.)

«Самолет». И. п. - лежа на животе: приподнять верхнюю часть туловища, вдох, звукоподражание «р-р-р», вернуться в и. п., выдох. Повторить 6 раз.

7. Меня частенько просят, ждут,

А только покажусь, как

Прятаться начнут. (Дождик.)

«Дождик». И. п. - о. е., приседания, руки за голову. Повторить 8 раз.

8. Он упрямый и пузатый,

Больно бьют его ребята.

Отчего беднягу бьют?

Оттого, что он надут. (Мяч.)

«Мяч». И. п. - узкая стойка: подскоки на двух ногах, чередовать 3 раза с упражнением «гармошка» (перекаты с пяток на носки).

Бег врассыпную.

Летят, кружатся, на землю ложатся.

С земли не встают и тут пропадут. (Листья.)

Игровое упражнение «Эхо».

Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал.

Без тела, а живет.

Без языка, а кричит. (Эхо.)

maam.ru

Утренняя гимнастика в детском саду

Светлана Горичева
Утренняя гимнастика в детском саду

Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных, настроить, "зарядить", человека на весь предстоящий день. Ее оздоровительная польза заключается в воздействии на организм с учетом анатомо - физиологических и психических особенностей детей. Во время утренней гимнастики решаются задачи физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания, формируются необходимые двигательные навыки, красота точность движений, развиваются быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, укрепляется здоровье.

Утренняя гимнастика в детском саду важна не как средство пробуждения, а как организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. При этом повышается эмоциональный тонус, являясь результатом "мышечной" радости от движений в коллективе сверстников, снимается психологическое напряжение от расставания с родителями, собирается внимание, дисциплинируется поведение.

Варианты проведения утренней гимнастики.

- Традиционная гимнастика с ОРУ.

- Гимнастика игрового характера.

- С использованием полосы препятствий.

- С использованием простейших тренажеров.

- С включением оздоровительных пробежек.

- Ритмическая гимнастика.

Структура утренней гимнастики.

Вступительная часть:

- построение;

- два - три вида ходьбы;

- один вид бега.

В заключение - обычная ходьба,построение для выполнения ОРУ.

Основная часть:

- дыхательные упражнения и упражнения мышц рук и плечевого пояса;

- мышц туловища;

- брюшного пресса и ног.

Заключительная часть:

- ходьба, хороводы и т. д.

Планирование утренней гимнастики.

Оно тесно связано с планированием всего материала по развитию движений на физкультурных занятиях. комплексы упражнений утренней гимнастики составляют на две недели с учетом возрастных особенностей детей, требований "Программы воспитания в детском саду", уровня физического развития и подготовленности каждого ребенка, а также с учетом места проведения (в помещении или на участке детского сада, сезонности, наличия физкультурных пособий и инвентаря.

Новый комплекс лучше начинать с понедельника. В плане воспитательной работы он описывается подробно:

- название упражнений;

- исходное положение;

- число повторений каждого упражнения,слова и звукосочетания, используемые для регулирования дыхания при выполнении упражнения.

Комплексы упражнений для утренней гимнастики без пособий чередуются с комплексами с использованием мелких физкультурных пособий (флажков, кубиков, обручей, мячей, палок и т. д.). Их применение делает занятие интересным и улучшает качество выполнения упражнений.

Комплексы составляются из упражнений,освоенных детьми на физкультурных занятиях, так как уже знакомые упражнения выполняются правильно, а это повышает эффективность их влияния на детский организм и сокращает время на объяснения и показ.

Более сложные комплексы могут быть использованы во время спортивных праздников и вечеров развлечений.

Условия проведения утренней гимнастики.

Утренняя гимнастика проводится в зале, групповой комнате. Весной и летом - на участке (с детьми всех возрастных групп). Инструктор по физкультуре в зависимости от погоды подбирает упражнения и регулирует физическую нагрузку: в прохладную погоду увеличивает ее (изменяет темп, количество повторов и т. д., в теплую погоду - снижает, чтобы избежать перегревания организма.

Методика проведения утренней гимнастики.

В методику проведения входят:

- организация детей (построение их для выполнения упражнений);

- подготовка, раздача пособий;

- методы и приемы обучения движениям.

Расстановка, раздача, сбор предметов.

Все это не должно занимать много времени. В ДОУ применяются следующие приемы раздачи предметов:

- инструктор сам походит к ребенку и дает ему предмет (до или после построения, стоя в кругу, он бросает или катит мячик каждому воспитаннику;

- инструктор расставляет предметы (кубики и др.) на полу, дети строятся около них;

- инструктор выставляет корзины, ящики с мячами, кубиками и другими предметами, дети по сигналу разбирают их;

- дети берут предметы, разложенные на стульях или скамейках;

- дежурные или направляющие колонн раздают предметы детям своей колонны;

- дети самостоятельно достают их из стойки (корзины, подставок, стеллажей, сеток);

- предметы разбираются во время ходьбы в колонне по одному.

Эти приемы могут быть использованы и при сборе инвентаря после выполнения упражнений.

Выбор приемов раздачи и сбора предметов зависит от возраста и подготовленности детей.

Требования к физкультурному оборудованию.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Оборудование подбирается в соответствии с программными задачами всестороннего воспитания детей. Количество инвентаря определяется по числу занимающихся детей, его размеры и масса - согласно возрасту дошкольников. При оформлении мест занятий физическими упражнениями необходимо учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине.

Для хранения физкультурного инвентаря в групповых комнатах и зале используется встроенная или секционная мебель с выдвижными ящиками-тележками для мелких пособий. Они не нарушают эстетику интерьера,удобны для использования в работе с детьми. Важнейшее требование - безопасность физкультурного оборудования. Качество снарядов,устойчивость, прочность проверяются инструктором перед занятиями.

Места для занятий физическими упражнениями должны содержаться в чистоте. Для этого проводится регулярная уборка помещений и площадок, чистка инвентаря.

Во время утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Физическая нагрузка должна возрастать постепенно (за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между ними, общей продолжительности гимнастики, достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу занятий.

Важно обеспечить высокую моторную плотность, поэтому на объяснения и показ упражнений, раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время.

Моторная плотность на утренней гимнастике достигается:

- специальным подбором упражнений;

- их повтором, дозировкой;

- темпом;

- использованием подвижных игр,физкультурных пособий;

-правильной организацией детей;

- местом проведения (на воздухе);

- музыкальным сопровождением.

Методы обучения физическим упражнениям.

Практические:

* повторение упражнений без изменений;

* с изменениями;

* обучение в игровой форме;

* в соревновательной форме.

Словесные:

* название упражнения;

* его описание;

* объяснение, как правильно его выполнить;

* указания, распоряжения, команды;

* вопросы к детям;

* рассказ, беседа.

Наглядные:

* показ;

* использование наглядных пособий;

* имитация;

* звуковые сигналы;

* зрительные ориентиры.

Важнейшие элементы подготовки утренней гимнастики.

- Выполнение гигиенических условий и время проведения.

- Наличие трех частей утренней гимнастики.

- Соответствие ОРУ возрасту детей.

- Продолжительность утренней гимнастики.

- Использование физкультурного инвентаря.

- Дозировка упражнений.

- Приемы регулирования дыхания.

- Совершенствование ОРУ на второй неделе освоения детьми комплекса.

- Использование музыкального сопровождения.

- Самочувствие детей и их настроение.

maam.ru

Значение утренней гимнастики.

Значение утренней гимнастики, ее задачи.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.

 Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.

 Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

 Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.

Таким образом, перед  утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

 Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.

 Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.

 Утренняя гигиеническая гимнастика, или, как ее называют, зарядка, должна выполнятся непосредственно после сна. Но это можно осуществить только в детских садах имеющих ночные группы. В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.

 Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям. Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.

 В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног и др.). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.

Структура и содержание утренней гимнастики

 Любое физкультурное мероприятие, в том числе и утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна (5 – 12 минут) и физические нагрузки в ней не велики, это требование соблюдается как общий принцип.

 В дневных группах детского сада утренняя гимнастика как обязательная часть режима дня проводится ежедневно перед завтраком.

 С летом  утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на площадке, а в дождливую погоду – на террасе.  В зимнее время для проведения утренней гимнастики используют физкультурный зал или групповую комнату, температура воздуха которой не должна превышать 16 градусов С. Перед занятиями помещение хорошо проветривают и проводят влажную уборку.

 Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части: вводную, основную и заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание. В первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке правильной осанке и подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений. С этой целью включают: построения (в колонну, в шеренгу); строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом); перестроения из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону; непродолжительную ходьбу, чередующуюся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, скрестным шагом); бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками. Продолжительность вводной части в среднем длиться от 1 до 2 минут.

 Во второй, основной части ставят задачи укрепления основных мышечных групп, формирования правильной осанки. Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности. Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.

 После выполнения всех обще развивающих упражнений дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу. Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий. В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.

Подбор упражнений, составление комплексов

 В содержание утренней гимнастики вводятся, как правило, упражнения, предварительно разученные с детьми на занятиях, или несложные упражнения, не требующие продолжительного разучивания. На утренней гимнастике дети упражняются в движениях. Но для того чтобы упражнения оказали на ребенка желаемое влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их достаточной интенсивности.

 Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет так называемый комплекс. Один и тот же комплекс повторяется в течение недели. Если отдельные упражнения комплекса не приводят к желаемым результатам, оказываются слишком просты, неинтересны или наскучивают детям, они могут по усмотрению воспитателя заменяться другими однотипными или усложняться за счет введения новых исходных положений. Изменение темпа и увеличение количества повторений упражнений внутри комплекса так же допустимо. Проведение комплексов необходимо чередовать с пособиями и без пособий. Детям первой и второй младших групп дают упражнения с флажками, погремушками, кубиками. В средней группе – с флажками, кубиками, ленточками, обручами малого размера, палками, круговой веревкой. Дети старшего возраста должны уметь проделывать упражнения с разными пособиями: с обручами, гимнастическими палками, мячами разного размера, скакалками, круговой веревкой, ленточками.

 Выполнение упражнений с пособиями повышает у детей интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, приучает владеть предметами, способствует формированию правильной осанки.

 Включение упражнений для формирования осанки детей и укрепления стопы обязательно. Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берется из физкультурных занятий, упражнения подбираются из числа рекомендованных программой и методическими пособиями. Продолжительность, характер, содержание утренней гимнастики, дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп.

 Таким образом, при подборе общеразвивающих упражнений необходимо руководствоваться следующими требованиями: упражнения должны быть для всех групп мышц, из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа; с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением, в различных построениях и обязательно интересными для детей.

 Используются различные формы проведения утренней гимнастики:

 – традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;

 – обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др.;

 – игрового характера (из 3-4 подвижных игр);

 – с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;

 – оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);

 – с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей);

– с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и т.д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля», «Беговая дорожка», «Батут» и др.) [4]

Условия проведения утренней гимнастики.

 Утренняя гимнастика может проводиться на воздухе (на участке детского сада, на спортивной площадке) или в хорошо проветриваемом помещении (физкультурном, музыкальном залах, групповых комнатах). Необходимо соблюдать гигиенические требования к одежде, обуви, месту проведения, оборудованию. Для ритмического сопровождения используются бубен, счет, хлопки, звукозапись, музыкальное сопровождение (пианино, баян, аккордеон).

 Так как утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей, велико также ее организационное значение. И все-таки не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, но причину такого поведения следует понять. Вот несколько советов по проведению утренней гимнастики с детьми:

* Никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины! Следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений.

 *Помнить, что гимнастика – это не только и не столько физкультурное мероприятие, сколько специально предусмотренный режимный момент, где сосредоточен целый комплекс воздействий на разнообразное развитие детей (движение, музыка, ритмы, эстетика окружения, пособий, общения, игра).

*Использовать разные формы проведения гимнастики.

nsportal.ru

Смотрите также