Артикуляционная гимнастика в стихах

Главная » Здоровье » Артикуляционная гимнастика в стихах

Артикуляционная гимнастика в стихах

Лариса Васильевна Стоцкая
Артикуляционная гимнастика в стихах

Артикуляционная гимнастика в стихах.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Основным фундаментом при подготовке к постановке звуков является артикуляционная гимнастика.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, на начальном этапе, проводится в форме артикуляционной гимнастики для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать перед завтраком в течении 3 – 5 минут.

Статические упражнения.

Упражнение «Улыбка».

1. Мы хотим сейчас признаться,

Все мы любим улыбаться.

Растягиваем губки,

За ними прячем зубки.

Методические рекомендации.

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

Удерживать данную артикуляционную позу под счёт до 15.

Упражнение «Блинчик».

2. Блинчик вкусный и румяный

Испечёт на завтрак мама.

Раньше встанем мы с Серёжей,

Маме печь блины поможем.

Методические рекомендации.

Язык должен в течении всего упражнения оставаться широким и не дёргаться. Под счёт до 15.

Упражнение «Киска сердится».

3. Выгнув спинку, злится киска,

Очень киске нужен «Вискас».

Выгнем язычок мы тоже,

Чтоб на киску был похож он.

Методические рекомендации.

Губы в улыбке, зубы видны.

Не выкатывать спинку языка наружу, держать язык в заданной позе в полости рта.

Упражнение «Горка».

4. Во дворе Егорка

Из снега строит горку.

Мы конечно, тоже,

Все ему поможем. (Аналогично упражнению «Киска сердится».)

Упражнение «Оскал».

5. Грозный тигр сердиться стал.

Показал он свой оскал.

Сделать все оскал мы сможем,

Чтоб на тигра быть похожим.

Методические рекомендации

Сильно растянуть губы в улыбке и обнажить

сомкнутые зубы (верхние и нижние).

Упражнение «Птенчики».

6. Птенчики в гнезде сидят,

Очень громко все галдят.

Скоро мать, наверняка,

Принесёт им червяка.

Методические рекомендации.

Широко открыть рот, как можно дальше растянуть уголки губ.

Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.

Упражнение «Дудочка».

7. Губки каждый пусть сожмёт

И потянет их вперёд.

Получилась дудочка,

Дудочка – погудочка.

Следить, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперед.

Упражнение «Чашечка».

8. Взялся язычок за дело,

«Чашечку» он сделал смело

Ловко вверх подняться смог

Наш широкий язычок.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал язык, чтобы нижняя челюсть не помогала и не "не подсаживала" язык вверх, она должна быть неподвижной.

Упражнение «Грибок»

9. Под осиной, под осиной

В красной шапке гриб красивый.

Подосиновик – грибок,

Полезай в наш кузовок.

Методические указания.

1. Когда открывается рот, следить, чтобы губы были не подвижны.

2. Открывать и закрывать рот, удерживая в верхнем положении под счет от 3-10.

Динамические упражнения

Упражнение «Часики»

1. На стене часы у нас,

Скажут всем, который час.

Когда вставать, когда гулять

И когда ложиться спать.

Методические рекомендации

1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2. Язык при движении не должен задевать зубы.

3. Нижняя челюсть неподвижна.

Упражнение «Качели».

2. Сделал дедушка качели,

На качели внуки сели.

Вверх – ух! Вниз – ух!

У всех захватывает дух!

Методические указания.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Упражнение «Вкусное варенье».

3. Очень вкусное отличное

Съем варенье земляничное,

И широким язычком

Губку оближу потом.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал язык, чтобы нижняя челюсть не помогала и не "не подсаживала" язык вверх, она должна быть неподвижной.

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

Упражнение «Спрячь конфетку».

4. Я конфетку за щеку

Спрятать быстренько смогу.

Угадайте, детки,

Где сейчас конфетка?

Методические рекомендации.

Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Следите, чтобы язык максимально выталкивал щеки.

Нижняя челюсть неподвижна.

Упражнение «Индюк».

5. Во дворе индюк болбочет,

Испугать детей он хочет.

Хоть его боимся, всё же

Сделать так сумеем тоже.

Методические указания.

1. Следить, чтобы кончик языка был широким, не сужался.

2. Чтобы движения языком вперед были вперед - назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед.

Методические указания.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Упражнение «Лошадка».

6. Что за цокот раздаётся?

То лошадка к нам несётся.

На лошадку мы глядим,

Так же цокать все хотим:

- Цок - цок – цок, цок – цок – цок.

Наш зацокал язычок.

Методические указания.

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.

3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Упражнение «Дятел».

7. Дятел на сосне сидит.

Клювом дерево долбит.

Он найдёт, наверняка,

И жука, и червяка:

Д – Д – Д – Д – Д…

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой ударять по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами, произнося звуки: «д-д-д-д).

Методические указания.

1. Рот должен быть все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык

2. Следить, чтобы звук Д носил характер четкого удара, а не хлюпал.

3. Кончик языка не должен подворачиваться.

4. Звук Д нужно производить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Упражнение «Почистим зубки».

8. Мы по зубкам язычком

Влево, вправо проведём.

Мы с зубною щёткой дружим,

Стоматолог нам не нужен.

Методические указания.

1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

maam.ru

Артикуляционная гимнастика в стихах

                                                    (авторские стихи)

      Не подлежит сомнению тот факт, что неправильное звукопроизношение является одним из самых частых проявлений речевой патологии. Дефекты произношения звуков в различных вариантах и степени выраженности встречаются почти при любом нарушении речи. К тому же они наиболее слышимы, их нередко в состоянии заметить

даже не специалисты. Следовательно, формирование правильного произношения – одна из важнейших целей коррекционной работы учителя-логопеда.

       Система логопедической работы над правильным произношением включает в себя два этапа.

       Задачей первого (подготовительного) этапа наряду с развитием слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия является устранение неточности развития речевой моторики, проведение подготовительных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

      Для выработки полноценных движений губ, языка,  нижней челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Ее целесообразно проводить пред зеркалом, повторяя каждое упражнение 5-6 раз. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны ему.

       Как показывает опыт, дети старшего дошкольного возраста выполняют артикуляционную гимнастику с большим желанием и интересом, если данные упражнения предваряют небольшие стихотворные заставки.

       Основные упражнения, необходимые для выработки правильных артикуляционных укладов, способствующие развитию подвижности губ, языка, объединены одним героем – Дениской и представлены в виде «Денискиной зарядки».

      Примечание. Описание способа выполнения упражнений можно найти в литературе по логопедии.

                                                 «Денискина зарядка»

1. « Улыбка»                    Наш  Дениска – озорник

  Тянет губки к ушкам.

                                           - Посмотрите, - говорит,

    - Я теперь - лягушка!

2. «Трубочка»                 Кто играет на гитаре,

                                           А Денис на дудочке,

                                           Губы вытянул вперед

 Узкой-узкой трубочкой

   3. «Горка»                    Кончик языка в зубки упирается,

                                          Спинку выгибаем - горка получается.

                                          Быстро- быстро с горки вниз

                                          На санках катится Денис.        

 4. «Часики»                   У Дениса есть часы –

                                          Удивительной красы!

                                          Ходят стрелочки по кругу

                                          И хотят догнать друг друга.

5. «Вкусное варенье»       Если у Дениса плохое настроение,

                                             Ест Дениска наш вкусное варенье.

                                             Надо верхнюю губу вареньицем намазать,

                                             И широким язычком облизнуть все сразу.

6. «Качели»                       Язычок – вверх и вниз –

                                             На качели сел Денис.

                                             Вот качели высоко,

                                             Вот качели низко.

                                            До чего же хорошо,

                                                        Весело Дениске!

7. «Грибок»                       Наш Дениска в лес пошел,

                                            Под сосною гриб нашел.

                                            Подними вверх язычок-

                                            Покажи, как рос грибок.

8. «Барабанщик»              Недавно бабушка Анфиса

                                             Купила барабан Денису.

                                             И теперь он делом занят:

                                             Громко – громко барабанит.                                                            

9. «Пароход гудит»           Вот Денискин пароход

                                             Смело по морю плывёт.

                                             Не боясь крутой волны,

                                             Весело гудит он: «ы – ы –ы» .

        Стихотворные тексты «Денискиной зарядки» можно использовать с детьми подготовительной  к школе группы. Для проведения артикуляционной гимнастики с детьми старшей группы и более младшими дошкольниками предлагаем следующие тексты.

 I. Общий комплекс упражнений                                    

 1.  «Улыбка», «Заборчик»                 Наши губки улыбнулись,
                                                                Прямо к ушкам потянулись.

                                                                 Ты попробуй «И-и-и» скажи,

                                                                 Свой заборчик покажи.

 2.  «Трубочка»                                     В гости к нам пришел слоненок,

                                                                 Удивительный ребенок.

                                                                 На слоненка посмотри,

                                                                 Губки хоботком тяни.

 3.   «Улыбка» /  «Трубочка»              Если наши губки улыбаются,

                                                                 Посмотри – заборчик появляется.

                                                                 Ну, а если губки узкой трубочкой,

                                                                 Значит, можем мы играть на дудочке.                                                 

4.  «Часики»                                          Друг за другом, друг за другом

                                                                 Ходят стрелочки по кругу.

                                                                 Ты обе губки оближи,

                                                                 Как стрелки ходят, покажи.

5.   «Маятник»                                      Ходит мятник в часах:

                                                                 Влево - тик, а вправо – так.
                                                                Ты сумеешь сделать так:

                                                                 Тик и так, тик и так?

6.   «Качели»                                          На веселые качели

                                                                 Таня и Никита сели.

                                                                 Опустились вниз качели,

                                                                 А потом наверх  взлетели.

                                                                 Вместе с птицами, наверно,

                                                                 Улететь они  хотели.

II. Комплекс упражнений для свистящих звуков

1.  « Накажи  непослушный язычок»      Язычок твой – озорник,

                                                                         Он не слушает тебя.

                                                                         Накажи его скорее:

                                                                        «Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

2.    «Блинчик»                                             Утром рано мы встаем,

                                                                         Вкусные блины печем.

                                                                         Ручейком по сковородке

                                                                         Тесто растекается…

                                                                         Посмотри, какой красивый

                                                                         Блинчик получается.

3.  «Чистим зубки»                                        Мягкой щеткою с утра

                                                                          Чистит зубки детвора.

                                                                          Будут зубки сильные,

                                                                          Белые, красивые!

4.  «Киска сердится»                                     Рассердилась наша киска:

                                                                          Ей забыли вымыть миску.

                                                                          Ты не подходи к ней близко-

                                                                          Поцарапать может киска!

5.   «Горка»                                                     Язычок за зубки опускается,

                                                                          Его кончик  к зубкам прижимается.

                                                                          Спинка сильно-сильно выгибается-

                                                                          Вот какая горка получается!

 6.  «Загони мяч в ворота»                            Мы в футбол с тобой играем,

                                                                           Мяч в ворота загоняем.

                                                                           Дуй на ватку сильней,

                                                                           Гол забей поскорей!

III. Комплекс для шипящих звуков

1.   «Чашечка»                                                Будешь пить с друзьями чай

                                                                          Ты из  чашки новой.

                                                                          Эту чашку показать

                                                                          Ты сейчас пробуй!

2.  «Вкусное варенье»                                   Каждый раз по  воскресеньям

                                                                          Мы едим с тобой варенье.

                                                                          Верхнюю губу вареньем

                                                                          Мы намажем, а потом

                                                                          Язычком широким сразу

                                                                          Мы варенье облизнем.

IV. Комплекс для сонорных звуков

 1.   «Грибок»                                                 Под высокою сосной

                                                                         Мы грибок нашли с тобой.

                                                                         Чтобы рос боровичок,

                                                                         Подними вверх язычок.

2.    «Маляр»                                                 Стал язычок твой маляром,

                                                                         Он будет красить старый дом:

                                                                         Вперед-назад, вперед-назад…
                                                                        Ремонту каждый будет рад.

3.   «Назойливая муха»                               Вот назойливая муха

                                                                         Все жужжит, жужжит над ухом.

                                                                         Попробуй муху напугать

                                                                         И точно также пожужжать!

4.   «Лошадка»                                              Цок-цок-цок по мостовой-

                                                                         Идет лошадка к нам  с тобой.

                                                                         Щелкай язычком быстрее,

                                                                         Чтоб она пришла скорее.

5.   «Барабанщик»                                        В руки барабан возьмем

                                                                         И играть на нем начнем.

                                                                         Язычок наверх подняли,

                                                                         «Д-д-д-д» застучали.

6.     «Пароход»                                             Пароходик небольшой,

                                                                        Зато смелый какой:

                                                                        Ему волны не страшны,

                                                                        Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы»!

nsportal.ru

картотека артикуляционной гимнастики в стихах

Картотека

артикуляционной гимнастики в стихах

для подготовительной группы

 Общий комплекс упражнений                                     

1.  «Улыбка», «Заборчик»                 Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

 2.  «Трубочка»                                В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.

 3.   «Улыбка» /  «Трубочка»              Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы  играть на дудочке

4.  «Часики»                                     Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.

5.   «Маятник»                                Ходит мятник в часах:
Влево - тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?

6.   «Качели»                                    На веселые качели 
Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх  взлетели. 
Вместе с птицами, наверно,
Улететь они  хотели.

II. Комплекс упражнений для свистящих звуков

1.  « Накажи  непослушный язычок»      Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

2.    «Блинчик»                                        Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.

3.  «Чистим зубки»                                 Мягкой щеткою с утра
Чистит зубки детвора.
Будут зубки сильные,
Белые, красивые!

4.  «Киска сердится»                               Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!

5.   «Горка»                                         Язычок за зубки опускается, 
Его кончик  к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!

6.  «Загони мяч в ворота»                            Мы в футбол с тобой играем,
Мяч в ворота загоняем.
Дуй на ватку сильней,
Гол забей поскорей!

IV. Комплекс для сонорных звуков

 1.   «Грибок»                                                 Под высокою сосной
Мы грибок нашли с тобой.
Чтобы рос боровичок,
Подними вверх язычок.

2.    «Маляр»                                                 Стал язычок твой маляром,
Он будет красить старый дом:
Вперед-назад, вперед-назад…
Ремонту каждый будет рад.

3.   «Назойливая муха»                               Вот назойливая муха
Все жужжит, жужжит над ухом.
Попробуй муху напугать
И точно также пожужжать!

4.   «Лошадка»                                              Цок-цок-цок по мостовой-
Идет лошадка к нам  с тобой.
Щелкай язычком быстрее, 
Чтоб она пришла скорее.

                                       
5.   «Барабанщик»                                        В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.

6.     «Пароход»                                             Пароходик небольшой,
Зато смелый какой:
Ему волны не страшны,
Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы»!

III. Комплекс для шипящих звуков

                                        
1.   «Чашечка»                                                Будешь пить с друзьями чай
Ты из  чашки новой.
Эту чашку показать
Ты сейчас пробуй!

2.  «Вкусное варенье»                             Каждый раз по  воскресеньям                        
Мы едим с тобой варенье.
Верхнюю губу вареньем
Мы намажем, а потом
Язычком широким сразу
Мы варенье облизнем.

nsportal.ru

Артикуляционная гимнастика в стихах

Статические подготовительные упражнения для языка:

«Показать язык»

Язык наш нужно показать,

Сначала зубкам волю дать.

Та-Та-Та

(покусать кончить языка)

Заморились уже зубы,

Пусть язык покажут губы.

Пя-Пя-Пя

(пошлепать кончик языка).

«Лопатка»

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает.

(счет до 10, язык расслаблен)

Статические подготовительные упражнения для языка

«Ковшик»

Широко рот открываем,

Краешки приподнимаем,

Язычок – баловничок,

Спинку низко опускает.

Очень он на ковш похож,

В него воду вылить можно,

Держи воду, не спеши,

Ковшик всем свой покажи.

Динамические упражнения для языка

«Часики»

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

«Почистим зубы»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

«Гармошка»

На гармошке чтоб сыграть,

Нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем,

Очень здорово играем.

Динамические упражнения для языка:

«Побелим потолок»

Будем наводить порядок,

Маляров возьмем бригаду,

Язычок вверх поднимаем,

И побелке помогаем.

«Вкусное варенье»

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

«Лошадка»

Будто в цирке выступает,

Конь подковами играет,

Ты не бойся и смелей,

Запрягай его скорей.

Упражнения для развития мышц губ:

«Жабка»

Тянет губы до ушей,

Хоть завязочки пришей,

У нее смешнючий вид,

Всех лягушка веселит.

«Дудочка»

На дудочку губы положим,

И даже сыграть на ней сможем.

Ду-Ду-Ду.

Динамические упражнения для языка

«Хобот»

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

«Обезьянка»

Обезьянка корчит рожи,

То губы трубочкою сложит,

То в улыбке их растянет,

То клыки свои оскалит.

Давайте мы с ней поиграем,

Все за ней поповторяем.

Как чудесно мы играли,

И в игре тренировали,

Мышцы губ и языка,

Щек и подбородка.

nsportal.ru

Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.

Дубяга Ирина Алексеевна

Опубликовано 19.01.2014 - 21:46 - Дубяга Ирина Алексеевна

        В работу логопеда детского сада входит ведение документации, в том числе и оформление тетрадей детей для домашних занятий с родителями. Эта работа отнимает у специалиста достаточно много времени, которого все время так не хватает. Так у меня возник вопрос о создании карточек для артикуляционной гимнастики. Подобрав яркие привлекательные картинки, символизирующие то или иное артикуляционное упражнение, стихи (авторы некоторых из них всем известны, а некоторые являются авторскими), подробно описав методику выполнения каждого упражнения, я оформила подобранный материал для удобства в табличном варианте. Осталось только распечатать карточки в необходимом количестве, разрезать их и вклеивать в тетрадь ребенка. Сохранив работу в электроном виде, я всегда могу внести изменения в карточки, дополнить или наоборот удалить что-либо. Так уже не раз мне приходилось менять картинки, потому что находила более яркие, более привлекательные, чем предыдущие. Красочное оформление артикуляционных упражнений нравится, в первую очередь, детям, оно дает возможность ребятам узнавать все упражнения, заучивать наизусть стихи. И конечно же родителям, так как печатный текст воспринимается ими гораздо легче. Время отведенное на оформление тетрадей у меня сократилось и я могу использовать его на изготовление игр, пособий и т.д. Буду рада, если мой материал пригодится моим коллегам, например, начинающим специалистам.

artikulyatsionnaya_gimnastika_v_stikhakh_i_kartinkakh.docx 1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

nsportal.ru

Артикуляционная гимнастика для малышей. Артикуляционная гимнастика в стихах

Несмотря на свое сложное название, артикуляционная гимнастика для малышей представляет собой всего-навсего тренировку органов речи и развитие координации движений. Однако, несмотря на простоту, эта гимнастика может значительно повлиять не только на «чистоту» произношения звуков, но и на понимание ребенком речи, и на будущее умение правильно записывать слова, и на чтение, и, как следствие, на его интеллектуальное развитие. Артикуляционная гимнастика в стихах, помимо этого, еще и развивает чувство ритма.

Произношение и речевой слух

Наше понимание звучащей речи зависит от умения различать звуки языка. Различать – значит отделять один звук от другого, не путать похожие, понимать различия между ними. Так, например, вьетнамцу, скорее всего, будет сложно определить, в чем разница между словами «шина» и «сына», так как его речевой слух «не настроен» определять звуки «с» и «ш» как разные, они сливаются для него в один шипяще-свистящий. Научиться слышать два разных звука для него может оказаться довольно трудной задачей.

То же самое на самых ранних стадиях происходит с самыми маленькими носителями русского языка. Из слышимого потока родной речи ребенку только предстоит научиться «вылавливать» звуки, и многие из них на первых порах будут для него абсолютно неразличимыми.

артикуляционная гимнастика для 3 лет

Ма-ла, чи-щи, ци-си, ди-ти, ку-ху, ша-са – вот только краткий список пар слогов, которые малыш может слышать как абсолютно одинаковые. Артикуляционные упражнения помогут ребенку быстрее «присмотреться» к звукам, понять и почувствовать между ними разницу, так как различать их малыш одновременно учится и слушая, и артикулируя.

Произношение и письмо

Как известно, у детей часто возникают проблемы с правильным написанием слов. Ребятишки могут постоянно путать буквы, менять одну букву на другую, казалось бы, совершенно не похожую, делая это с завидным упорством, несмотря на порицание со стороны взрослых. Опытные учителя и наставники, видя регулярные подмены букв на письме, посоветуют родителям обратить внимание не на прилежание ребенка, а на его логопедические проблемы. Ребенок может не до конца различать звуки на слух, и именно поэтому в его тетрадках появляется «мяцо» вместо «мясо», «герево» вместо «дерево», «курма» вместо «хурма» и даже «коска» вместо «кошка».

артикуляционный комплекс

При произношении эти логопедические проблемы могут быть скрыты. Во-первых, речь дошкольников и младших школьников может быть недостаточно четко артикулирована, а во-вторых, например, «ку» и «ху» могут восприниматься ребенком как варианты одного и того же.

Почувствовать разницу звуков и таким образом избавиться от проблем с путаницей и подменой букв также помогут артикуляционные упражнения, которые направлены именно на то, чтобы сформировать устойчивый артикуляционный комплекс.

Произношение и чтение

Во многих случаях артикуляционная гимнастика для дошкольников может способствовать динамичному развитию беглого чтения – по той же причине, по которой она влияет на коррекцию письма. Как известно, при «взрослом» – беглом – чтении лишь некоторые слова читаются линейно, по слогам, от первого к последнему. Это касается необычных имен, названий городов, лекарств, а также незнакомых терминов. Именно в этих случаях взрослый, как ребенок, может запинаться, путаться и ошибаться. В стандартных же ситуациях лексема узнается в целом, а ее форма уточняется. Именно поэтому дети с большим запасом слов читают быстрее, а дети с бедным лексиконом читают, постоянно запинаясь.

артикуляционные упражнения

Однако причиной проблемного чтения может быть и недостаточная сформированность речевого слуха. Ребенку трудно соотносить то, что он видит, с тем, что он слышит, так как звуковой состав слова для него не совсем ясен. Чтение для него наполнено неожиданностями и удивлением, так как он постоянно наталкивается на несовпадения внутреннего речевого слуха с написанным словом. Дети с устойчивыми серьезными недостатками произношения постепенно учатся соотносить написанное и произносимое, у них формируются свои, индивидуальные артикуляционно-графические комплексы. Но речь сейчас не о них, а о тех детях, у которых к моменту попыток чтения речевой слух и артикуляция развиты недостаточно. Предупредить возникновение этих проблем также поможет артикуляционная гимнастика для малышей.

Обратная связь

Так как связь между слухом, произношением, письмом и чтением неразрывна, упражнения для развития речи могут быть не только артикуляционные. Звуки речи часто начинают правильно артикулироваться и после упражнений на умение различать их на слух, и после освоения грамоты, и тогда, когда ребенку часто читают вслух, оставляя ему возможность следить глазами за читаемым текстом. Поэтому артикуляционная гимнастика для дошкольников не сводится лишь к укреплению органов речи. Это более сложный и разносторонний процесс.

На что направлены упражнения

Итак, артикуляционная гимнастика для детей подразумевает несколько целей.

  • Первая – самая прозаическая и очевидная – это развитие органов речи: укрепление мышц языка, губ, нижней челюсти и щек.
  • Вторая цель – постановка речевого дыхания. Произносимый звук – это выдох. Не случайно нам сложно разговаривать во время бега, плавания, кашля. Не случайно, что о том, кто не может сказать ни слова от волнения, говорят: «У него перехватило дыхание». Основа произносимой речи – это чистый выдох, поэтому при говорении очень важно правильно вдыхать и выдыхать.
  • Третья цель – это формирование контроля над органами речи. Ребенку могут быть физически доступны движения языком, но этого мало: нужно, чтобы язык его «слушался». Это хорошо видно на примере многих полуторагодовалых детей, у которых некоторое время можно наблюдать так называемую эхолалическую речь. Малыш может совершенно чисто, «по-взрослому», говорить «газета», «собака», «вода», «упала», «мыло», однако эти «слова» представляют собой единые звукокомплексы. В норме такая эхолалия быстро проходит, и ребенок заново учится говорить эти слова, и часто они становятся доступными для артикуляции очень не скоро. Это очень любопытное явление, но, видимо, можно утверждать, что как таковые органы речи физически готовы произносить звуки и их сочетания очень рано. Произнесение слов недоступно ребенку по другой причине: из-за отсутствия контроля над органами. И именно в этом смысле артикуляционная гимнастика для детей влияет не только на чистоту дикции, но и на развитие речи в целом.

Когда делать упражнения

Для упражнений можно не выделять специального времени. Любая игра в конечном итоге направлена на обучение или формирование какого-либо навыка, в том числе игра может быть и артикуляционная. Речь ребенка развивается постоянно, и, как правило, он очень заинтересован в том, чтобы учиться говорить. Заниматься можно ненавязчиво и непрерывно. Помимо постоянной помощи ребенку в виде «ответной реакции» на его произношение, можно играть с малышом, целенаправленно развивая его органы речи и слух.

Например, артикуляционной зарядкой можно заполнять время одевания. Многие дети не любят одеваться, и такая игра будет не только отвлекать их от капризов, но и развивать. Подобных моментов, требующих активного общения с родителями, в расписании ребенка отнюдь не мало, и если многие из них заполнять развитием речи, это будет очень плодотворно.

Инструменты для занятий

Основной инструмент для артикуляционной гимнастики – это зеркало. Малышу чаще, чем взрослому, требуется смотреть на себя в зеркало, чтобы понять, правильно ли он что-то делает. Необязательно использовать зеркало постоянно. Достаточно обращаться к нему, когда что-то не получается или, напротив, когда что-то начало получаться.

Другим инструментом для домашних занятий артикуляцией может быть любая мягкая игрушка или кукла. Она может потребоваться на тот случай, если малыш будет по каким-то причинам отказываться заниматься. Ребенка нельзя заставлять делать упражнения – это может негативно сказаться на желании говорить вообще. Как и в других случаях, игрушка может помочь малышу, составив ему пару на занятии.

Особым инструментом, помогающим родителям, могут стать артикуляционные стихи, примеры которых будут приведены ниже.

Что представляют собой упражнения

Артикуляционная гимнастика для малышей представляет собой повторение за взрослым нехитрых движений органов речи. Если речь малыша развивается более или менее нормально и требует не консультации специалиста, и лишь родительской поддержки, совсем не обязательно следовать каким-то специальным рецептам, достаточно понять суть упражнений.

Выглядеть такие занятия могут по-разному, тут все зависит от родителей и их стереотипа общения с малышом. Например: «А давай вот так делать!.. Ух ты!.. Вон как у тебя получается! А вот так ты умеешь?» Обычно это доставляет детям удовольствие. Продолжительность занятий каждый родитель регулирует исходя из заинтересованности малыша, однако лучше делать эти занятия короткими, начиная с простых для малыша движений и заканчивая более сложными. Конечно же, если у ребенка что-то не получается, не нужно настаивать и «учить» ребенка: главные его учителя в данном случае – регулярность занятий, время и удовольствие.

Упражнения для языка

Гимнастика должна преследовать несколько целей.

  • Укрепление мышц языка. Это, прежде всего, движения высунутым языком из стороны в сторону, вверх-вниз. Удерживание языка в определенном положении в течение 3-5 секунд.
  • Развитие гибкости. Для этого можно поглаживать языком нёбо, губы и зубы, дотрагиваться языком до самой дальней части нёба, ну и, конечно, попытки дотронуться языком до кончика носа или подбородка – это прекрасная артикуляционная гимнастика. Для 3 лет, в общем-то, нет занятия более азартного, чем соревнование с родителями, и игра в «у кого язык длиннее» очень любима детьми, она не только развивает артикуляцию, но и сближает родителей и детей, позволяя весело проводить время.

Артикуляционная гимнастика для детей

  • Формирование навыка точных движений языком. В этом случае взрослый показывает, как он дотрагивается до угла губ, до зубов, до кончика пальца, находящегося чуть в стороне ото рта.
  • Умение напрягать и расслаблять язык. Это касается, прежде всего, умения высовывать язык «змейкой», когда он напряжен и вытянут, и «лопаткой», когда он расслаблен.

Упражнения для губ, нижней челюсти

Артикуляционная гимнастика для малышей, ориентированная на развитие мышц губ и нижней челюсти, строится на тех же принципах. Взрослый показывает ребенку всевозможные движения, касающиеся растягивания губ, вытягивания в трубочку, складывание их «кружочком» при закрытом или широко открытом рте, а также в сочетании с активными движениями нижней челюстью.

артикуляционная гимнастика для дошкольников

Упражнения для щек

Они представляют собой надувание и всасывание щек - поочередное то одной, то другой, имитацию полоскания рта, попытки вытянуть губы трубочкой при надутых щеках. Хорошее упражнение одновременно для мышц щек и языка, развивающее координацию движений, – растягивание щеки напряженным языком (когда кончик языка упирается в щеку изнутри и давит на нее).

Упражнения для развития речевого дыхания

В общем-то, сложно представить себе лучшее упражнение для развития речевого дыхания, чем пение. Совсем маленьким малышам трудно выпевать целые строки, поэтому их можно заменить на выпевание слов, повторение мелодичных вздохов, состоящих из разных звуков или их сочетаний.

артикуляционная гимнастика в стихах

Кроме того, нужно помнить, что развитию органов дыхания способствует выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, говорение шепотом, громкий крик, регулярные занятия физкультурой.

Артикуляционные стихи

А теперь рассмотрим упражнение, которое доставит удовольствие не только малышам, но и их родителям. Артикуляционная гимнастика в стихах позволяет организовать занятия, помогая ребенку действовать «на опережение», делая упражнения почти самостоятельно. Примеров таких стихов очень много, каждое из них рассчитано на выполнение определенного элемента гимнастики.

  • Язычок наш потянулся,
    Вправо, влево повернулся.
    Пригодится нам для дела
    И сейчас, и на потом:
    Вправо-влево, вправо-влево
    Поводили язычком.
  • Чтобы был язык слуга,
    А не забияка,
    Ты скажи, как гусь: «Га-га!»
    И еще погакай.
  • Вырос в ротике грибок,
    На минутку все – молчок.
  • Чтобы речь пошла вперед,
    Дома, не на улице,
    Открывай пошире рот,
    Пусть он тренируется.
  • Ну-ка, показать сумей-ка,
    Как язык дрожит, как змейка.
  • Чтобы был послушным рот,
    Губы трубочкой вперед.
  • Ну-ка, маме покажи
    Это упражнение:
    Губы быстро оближи,
    Словно съел варение.
  • Чтоб ты умным стал, дружок,
    Был умелым чтобы,
    Подними-ка язычок,
    Пусть погладит нёбо.
  • Покажи-ка маме, как
    Сделать вздох глубокий,
    Покажи-ка, как хомяк
    Надувает щеки.
  • Не стесняйся, не стесняйся,
    Язычком потрогай зубки.
    Папе с мамой улыбайся,
    Растяни в улыбке губки.

артикуляционная гимнастика для малышей

Занятия с ребенком развитием его артикуляционных навыков помогут родителям не только повлиять на развитие речи, но и вовремя увидеть проблемы, которые требуют вмешательства специалиста.

syl.ru

Смотрите также