Артикуляционная гимнастика в старшей группе

Главная » Здоровье » Артикуляционная гимнастика в старшей группе

КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

«Дудочка»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой. Упражнение вырабатывает движение гууб вперед, укрепляет мышцы, способствует подвижности губ.

«Киска лакает молоко»

Дети открывают рот, губы в улыбке, и широким кончиком языка гладят небо, делая движение назад – вперед. Гимнастика развивает подвижность языка.

«Пыхтелка»

На щетку колючую очень похож

В клубочек свернувшийся маленький (еж) .

Дети произносят на активном выдохе слог «пых». Упражнение способствует укреплению губ и обучают равномерному выдоху.

«Зверек»

Словно рыженькая стрелка,

По деревьям скачет (белка) .

Поднимают верхнюю губу и опускают нижнюю, обнажая сомкнутые зубы, опускают губы обратно. Упражнениие развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.

«Мишка вытягивает губы».

Не умеет песни петь,

Любит мед. Кто он? (Медведь) .

Вытягивают вперед сомкнутые губы, удерживают их в таком положении 5-10 секунд и возвращают обратно. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляюет мышцы губ вперед, укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность.

«Зайчик»

Зубы сомкнуты. Верхнюю губу приподнимают, обнажая верхние резцы. Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх и вниз, развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.

«Подуем на горячий чай»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.

«Очень вкусно»

Дети приоткрывают рот и облизывают язычком сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Упражнение развивает подвижность языка.

«Откусим пирожок»

Улыбнуться, приоткрыв рот, и покусывать язык. Упражнение усиливает кровоснабжение ммышц языка.

«Птенчик»

Открывают широко рот, язык спокойно лежит в ротовой полости. Удерживают рот в таком положении 5 – 10 секунд. Упражнение учит детей спокойно открывать и закрывать рот, удерживать губы и язык в заданном положении.

«Пила»

Запилила пила,

Зажужжала, как пчела.

Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого неба и образует с ними щель. Произносят на ровном, продолжительном выдохе звук ж. Упражнение способствует равномерности и продолжительности выдоха.

«Топор»

Что за шум? Что за гром?

Я ударил топором.

Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постукивают о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д. Упражнение развивает подвижность языка.

«Молоток»

Застучали молоточки,

Ударяют по гвоздочкам.

Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние резцы. Барабанят напряженным широким кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося «т-т-т». Упражнение способствует подвижности языка.

«Погреем руки»

Дети приоткрывают рот, положив широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты. А посередине образовался небольшой желобок. Подставляют ко рту ладошки и плавно дуют на них. Упражнение учит выпускать длительнрую направленную воздушную струю.

«Рычание»

Дети приподнимают верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и произносят звук р. Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх, развивает ее подвижностть.

«Вой»

Вытягивают губы вперед трубочкой и произносят на продолжительном выдохе звук у. Упражнение способствует выработке равномерного продолжительного выдлоха, укрепляет мышцы губ.

Артикуляционная гимнастика для укрепления мышц языка

1. Слегка улыбаются, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на верхнюю губу. Держат язык в таком положении 3-5 секунд и убирают в рот.

2. Слегка улыбаются, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на нижнюю губу. Держат язык в таком положении 3-5 секунд и убирают в рот.

3. Открывают рот. Широким языком облизывают верхнюю губу и убирают язык в глубь рта.

«Трубочка»

Дети вытягивают губы вперед трубочкой. Упражнение вырабатывает умение вытягивать губы вперед, укрепляет мышцы языка.

«Улыбка»

Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.

«Улыбка – трубочка»

Чередуют положение губ. Упражнение развивает подвижность губ.

Артикуляционная гимнастика.

Дети покусывают нижнюю губу верхними зубами, приподняв верхнюю губу. Упражнение стимулирует движения верхней челюсти.

Дети покусывают верхнюю губу нижними зубами. Упражнение стимулирует движения нижней челюсти.

Артикуляционная гимнастика.

Широко открывают рот, как при звуке а и производят длительный выдох.

Растягивают губы в улыбку, как при звуке и, и производдят длительный выдох.

Округляют губы, как при звуке о, и производят длительный выдох. Упражнения способствуют укреплению жевательно-артикуляторных мышц.

Артикуляционная гимнастика

Дети беззвучно произносят гласные А, Э, И, О, У, держа кончик языка у нижних зубов. Упражнение укрепляет жевательно – артикуляторные мышцы.

«Белка грызет орешки»

Двигают челюстями вправо – влево при закрытом и открытом рте. Упражнение стимулирует движения нижней челюсти.

«Орешек»

Язык поочередно упирают то в оддну, то в другую щеку, задерживаясь в каждом положении на 3 – 5 секунд. Упражнение развивает произвольные движения языка, укрепляет мускулатуру языка и щек.

Артикуляционная гимнастика

Дети произносят шепотом звук о. Упражнение укрепляет мышцы губ и вырабатывает продолжительный равномерный выдох.

«Чашечка»

Рот широко открыт. Передней и боковой края широкого языка подняты, но зубов не касаются. Упражнение учит удерживать губы и язык в заданном положении.

«Конфетка»

Рот закрыт, Напряженным языком упираются то в одну, то в другую щеку. Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щек.

«Самовар»

Иван Иваныч Самовар надувают обе щеки и удерживают в таком

Был пузатый самовар, положении 3 -5 с.

Трехведерный самовар.

В нем качался кипяток, Поочередно надувают правую и левую щеки,

Пыхтел паром кипяток, как бы перегоняя воздух из одной щеки в

Разъяренный кипяток, другую.

Лился в чашку через кран, Сжимают губы, надувают щеки, удержи-

Через дырку прямо в кран, вают воздух 2 – 3 с и выпускают через губы,

Прямо в чашку через кран. произнося «Пых! »

Артикуляционная гимнастика.

Слегка улыбнувшись, медленно открывают рот (как для пропевания звука а, держат в таком положении 5 – 10 с и медленно закрывают рот. Упражнение учит детей спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка.

«Ветерок»

Упражнение для формирования ровного продолжительного выдоха. Дети округляют губы, как для произнесения звука у, и спокойно выдыхают воздух на свою ладошку.

«Индюк»

Упражнение для обучения подъему языка и подвижности его кончика. Дети приоткрывают рот, кладут язык на верхнюю губу и производят движения кончиком языка по вепрхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп движений постепенно убыстряется. Добавляется голос, пока не послышится «бл – бл». Обращать внимание на то, что кончик языка должен загибаться кверху.

«Теленок пьет молоко»

Дети открывают рот, губы в улыбке. Широким передним краем облизывают верхнюю губу сверху вниз, а затем втягивают язык в рот до середины неба. Упражнение укрепляет мышцы языка, развивает его подвижность, способствует растяжке подъязычной связки.

«Теленок улыбается»

Дети улыбаются так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживают губы в таком положении под счет от 1 до 5. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, укрепляет мышцы губ и развивает их подвижностть.

«Теленок вытягивает язычок»

Дети улябаются, приоткрывают рот и широким языком стараются дотянуться до подбородка, затем убирают язык в рот. Упражнение повторяется 3-5 разз. Оно отрабатывает движение языка вниз, растягивает подъязычную связку, укрепляет мышцы языка.

Артикуляционная гимнастика

Упражнение для укрепления мимико-артикуляторных мышц. Дети опускают вниз уголки губ, затем сморщивают все лицо, потом открывают рот и поднимают вверх брови.

Артикуляционная гимнастика

Упражнение для расслабления мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). Дети улыбаются, приоткрыв рот, покусывают язык, продвигая его постепенно вперед – назад.

«Иголочка»

Дети открывают рот, высовывая язык как можно дальше, напрягая его, стараясь делать узким, и у держивают в таком положении под счет от 1 до 5. Упражнение учит делать язык узким и удерживать его в таком положении.

«Катушка»

Дети улыбаются, открывают рот, кончик языка упирают в нижние зубы. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Повторять 5-8 раз в спокойном темпе. Упражнение развивает подвижность языка и укрепляет его мускулатуру.

«Хобот»

Упражнение отрабатывает движение губ вперед и развивает подвижность губ и языка. Дети открывают рот, вытягивают губы и язык вперед, загнув вверх боковые края языка.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение укрепляет жевательно-артикуляторные мышцы. Дети беззвучно произносят звук а, открывая и закрывая рот, держа кончик языка у нижних резцов.

«Любопытный язычок»

Дети слегка приоткрывают рот, кладут язык на нижнюю губу и производят им движение вперед – назад. Затем язык убирают в рот. Выполняют 5-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы языка и развивает его подвижность.

«Язык здоровается с верхней губой».

Дети, слегка улыбнувшись, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на верхнюю губу, держат его в таком положении 3-5 с и убирают в рот. Нужно обратить внимание на то, чтобы двигался только язык, а нижняя губа «не помогала» ему. Упражнение отрабатывает движение языка вверх, укрепляет его мышцы.

nsportal.ru

Картотека артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика в картинках.

По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками своего родного языка к 6-7 годам. Однако, статистика показывает, что далеко не все  дошкольники  к этому возрасту успешно овладевает правильным произношением звуков.

Нарушение произношения может быть вызвано следующими причинами:

1. Дефектами строения артикуляционного аппарата.

2. Недостаточной  сформированностью артикуляционных движений.

3. Недостатками в развитии фонематического слуха.

Недостаток звукопроизношения оказывает негативное влияние на эмоционально-психическое состояние ребенка и мешает не только его развитию, но и общению со сверстниками, полноценной социализации.

Поэтому необходимо как можно раньше начать работу по устранению имеющихся речевых нарушений. Успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики. Артикуляционную гимнастику проводят как специалисты, так и родители ребенка.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно. А чтобы этот процесс не наскучил малышу, нужен творческий подход и разнообразие со стороны взрослого. Я предлагаю вам использовать артикуляционную гимнастику в картинках. Сначала мы просто знакомим ребенка с картинкой и упражнением, затем взрослый придумывает историю к картинкам, тем самым связывает несколько картинок одним сюжетом. После того как ребенок точно начинает соотносить упражнение с картинкой и правильно его выполняет, ребенку предлагается самому придумать историю. Такой прием позволяет сохранять интерес ребенка на более длительное время, а занятия сделать интересными, увлекательными и продуктивными.

Источник: из опыта работы учителя-логопеда Пиньковой А.В.     Учитель – логопед  Пинькова А. В.

«Бегемотики»

«Змея»

«Часики»

«Месим тесто»

«Чистим зубы»

«Блинчики»

«Лошадка»

«Маляр»

«Парус»

«Фокус»

«Грибок»

«Вкусное варенье»

«Чашка»

«Дятел»

«Комарик»

«Заведи мотор»

«Лягушка слоник»

«Снежинка»

«Иголочка»        

«Лягушка»

«Слоненок»

«Заборчик»

«Согрей ладошки»

«Качели»

«Катушка»

«Окно»

«Орешек»

«Огурцы- помидоры»

«Кошка сердится»

«Рупор»

«Кошки мышки»

«Обезьянки»

«Прятки»

«Пирожок»

«Санки»

«Гармошка»

«Пулемет»

«Лодочка»

«Кашель»

«Храп»

«Огурцы»

«Помидор»

«Шарик»

«Индюк»

    Бегемотики.

 Давай покажем, как бегемотики рот широко открывают. Открой рот как можно шире и удерживай его в таком положении на счёт от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори три-четыре раза.

Лягушка и слоник.

Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, не показывая зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» — вытягивай сомкнутые губки вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка — слоник» пять-шесть раз на счёт «раз-два».

        Змея.

   Давай изобразим змею. Улыбнись, открой рот, сильно высуни язычок изо рта и спрячь (рот не закрывать). Повтори три-четыре раза.

Часики.

Давай покажем, как работают часики: улыбнись, открой рот, тянись попеременно, то к левому углу рта, то к правому. Повтори пять-десять раз.

Месим тесто.

      Давай покажем, как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА ..., пошлёпай язык губами: ПЯ—ПЯ—ПЯ ... .

Блинчики

Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счёт взрослого до пяти - десяти.

Чистим зубки.

1.Покажи, как язычок чистит зубки: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево - вправо) за нижними зубами под счёт (семь-восемь раз).

2.Теперь почисти за верхними зубами (рот широко открыт). Не спеши, «чисти» под счёт взрослого.

Киска сердится.

1. Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку. Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубы, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счёт до восьми - десяти.

2. Погладь киску.

    Покажи, как сердилась киска, прижми язык верхними зубами и        «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

Лошадка.

Изобрази, как лошадка стучит копытами: улыбнись, открой рот, щёлкай языком громко и энергично. Старайся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Парус.

Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язычок в таком положении на счет восемь-десять. Повтори два- три раза.

Маляр.

Покажи, как маляр красит крышу. Улыбнись, открой рот, язык подними вверх и кончиком языка проводи по нёбу от верхних зубов к горлышку и обратно. Выполняй медленно, под счёт до восьми.

Качели.

Давай покачаем язычок на качелях: улыбнись, открой рот, на счёт «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» — подними язычок за верхние зубы. Повтори пять-шесть раз.

Вкусное варенье

1. Представь, что ты ешь варенье и испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. Улыбнись, открой рот, не закрывая рот, «слизывай» варенье с верхней губы. Старайся не поддерживать язык нижней губой.

2. Улыбнись, открой рот, не закрывая рот, «оближи»  губы по кругу( верхние и нижние).

Чашка.

Давай превратим язычок в чашку. Улыбнись, открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживай его верхней губой. Удерживай язычок в таком положении под счёт до пяти - десяти. Повтори три-четыре раза.

Грибок.

Давай сделаем «грибок». Улыбнись, открой рот, «приклей» (присоси) язык к нёбу, удерживай язык в таком положении на счёт до пяти-десяти (рот всё время широко открыт). Если «грибок» не получается, щёлкай медленно язычком, как лошадка, почувствуй, как язычок «присасывается» к нёбу.

Дятел.

Давай изобразим, как дятел стучит клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д... Старайся стучать сильно, следи, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал. Стучи 10-20 секунд. А теперь постучи вот так: Д-дд, Д-ДД ... (выделенный звук произноси как можно энергичнее)

Комарик.

Ты слышал, как звенит комар? Давай изобразим: улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и упри его в бугорки за верхними зубами. Произноси ДЖЖЖ энергично и протяжно, в течение 10-15 секунд, очень сильно при этом упираясь кончиком языка в бугорки.

Сдуй снежинку.

Чтобы хорошо произносить звуки, надо правильно и сильно дуть. Давай потренируемся. Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик — «снежинку» с ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная)

Фокус.

Чтобы фокус получился, надо: 1. Открыть рот;

  1. Сделать «чашку» (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остаётся желобок);
  2. Положить маленький кусочек ватки нанос;
  3. Сделать вдох через нос;
  4. Сильно дунуть на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх
    (должен получиться звук, похожий на [Ф], но не на [X]).

Индюк

Открой рот. Положи широкий язык на верхнюю губу. Медленно заводим язык на бугорки при этом стараемся произнести Б-Л. ( рот не закрываем) Повтори три- четыре раза.

Прятки

Поднимаем язык за верхние резцы. Удерживай язычок в таком положении под счёт до 2-3.Затем опускаем за нижние, удерживаем в таком положении под счет до 2-3.  Повторить  три- четыре раза.

Лягушка

 Улыбнись не показывая зубки и удерживай губы в улыбке. Повтори три-четыре раза.

Заборчик

Улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. Повтори три-четыре раза.

Иголочка

Улыбнись, открой рот, сильно высуни острый язычок изо рта и спрячь (рот не закрывать). Повтори три-четыре раза.

Пулемет

 Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося Т-Т-Т-Т… на одном выдохе. Повторяй  в течение 10-15 секунд.

Гармошка

Давай сделаем «грибок». Улыбнись, открой рот, «приклей» (присоси) язык к нёбу, открывай и закрывай рот удерживая язык в таком положении на счёт до пяти-десяти (рот  шири открывай). 

Кошки-мышки

Давай поиграем. Язычок будет  мышка, а зубки кошка. Она гуляет когда кошка спит. По сигналу – кошка, язычок- мышка прочится в домик ,а кошка -зубки ее ловят.

Катушка

Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» прикуси его зубами. Удерживай язычок в таком положении на счет восемь-десять. Повтори два- три раза.

Обезьянка

Спрячь кончик языка за нижнюю губу. ( рот закрыт, язык напряжен) ).   Повтори  три-четыре раза.

Окошечко

Вытяни губы вперед и сделай их похожими на квадратик. Углы губ не должны соприкасаться

     Орешек

Кончик язычка упирается то в левую, то в правую щеку. (Рот закрыт, я зык напряжен) Повтори три-четыре раза.

       Огурцы

Втягиваем щеки, губ не разжимаем. Повтори три-четыре раза.

       Помидоры

Изобразим толстые помидорчики, надуваем щечки. Удерживай щеки в таком положении на счет восемь-десять. Повтори два- три раза.

      Согрей ладошки

Открой широко рот,  дуй на руку себе или маме, горячим воздухом. Выполни 3-4 раза и отдохни.

  Лодочка

Отправляемся в плаванье. Открой широко рот, высуни язык и подними боковые кроя так чтобы получилась лодочка. Удерживай язык в таком положении на счет пять-десять. Повтори два- три раза.

   Пирожок

Сейчас мы напечем пирожки. Открой широко рот, высуни язык и соедини боковые кроя языка, так чтобы получилась пирожок. Удерживай язык в таком положении на счет пять-десять. Повтори два- три раза.

       Санки

Давай кататься. Открой широко рот, высуни язык и подними боковые кроя языка, так чтобы получилась саночки. Удерживая язык в таком положении не закрывая рот прячем его ( при этом боковые стенки языка касаются верхних зубов).   Повтори два- три раза.

nsportal.ru

картотека артикуляционной гимнастики в стихах

Картотека

артикуляционной гимнастики в стихах

для подготовительной группы

 Общий комплекс упражнений                                     

1.  «Улыбка», «Заборчик»                 Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

 2.  «Трубочка»                                В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.

 3.   «Улыбка» /  «Трубочка»              Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы  играть на дудочке

4.  «Часики»                                     Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.

5.   «Маятник»                                Ходит мятник в часах:
Влево - тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?

6.   «Качели»                                    На веселые качели 
Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх  взлетели. 
Вместе с птицами, наверно,
Улететь они  хотели.

II. Комплекс упражнений для свистящих звуков

1.  « Накажи  непослушный язычок»      Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

2.    «Блинчик»                                        Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.

3.  «Чистим зубки»                                 Мягкой щеткою с утра
Чистит зубки детвора.
Будут зубки сильные,
Белые, красивые!

4.  «Киска сердится»                               Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!

5.   «Горка»                                         Язычок за зубки опускается, 
Его кончик  к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!

6.  «Загони мяч в ворота»                            Мы в футбол с тобой играем,
Мяч в ворота загоняем.
Дуй на ватку сильней,
Гол забей поскорей!

IV. Комплекс для сонорных звуков

 1.   «Грибок»                                                 Под высокою сосной
Мы грибок нашли с тобой.
Чтобы рос боровичок,
Подними вверх язычок.

2.    «Маляр»                                                 Стал язычок твой маляром,
Он будет красить старый дом:
Вперед-назад, вперед-назад…
Ремонту каждый будет рад.

3.   «Назойливая муха»                               Вот назойливая муха
Все жужжит, жужжит над ухом.
Попробуй муху напугать
И точно также пожужжать!

4.   «Лошадка»                                              Цок-цок-цок по мостовой-
Идет лошадка к нам  с тобой.
Щелкай язычком быстрее, 
Чтоб она пришла скорее.

                                       
5.   «Барабанщик»                                        В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.

6.     «Пароход»                                             Пароходик небольшой,
Зато смелый какой:
Ему волны не страшны,
Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы»!

III. Комплекс для шипящих звуков

                                        
1.   «Чашечка»                                                Будешь пить с друзьями чай
Ты из  чашки новой.
Эту чашку показать
Ты сейчас пробуй!

2.  «Вкусное варенье»                             Каждый раз по  воскресеньям                        
Мы едим с тобой варенье.
Верхнюю губу вареньем
Мы намажем, а потом
Язычком широким сразу
Мы варенье облизнем.

nsportal.ru

Комплексы артикуляционной гимнастики

Первый комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков с, з, ц.

-  Загнать мяч в ворота

 1.Вытянуть губы вперед трубочкой

 2.Длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками

           -  Месим тесто

 1.Улыбнуться

 2.Немного приоткрыть рот

 3.Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…»

   4.Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5

               -  Блинчик

 1.Улыбнуться

 2.Приоткрыть рот

 3.Положить широкий язык на нижнюю губу

 4.Удерживать под счет от 5 до 10

-  Остудим блинчик.

1.Улыбнуться

2.Положить широкий язык на нижнюю губу

3.Произнести звук Ф, воздух должен быть холодным. Щеки не надувать.

-  Чистим зубки

1.Улыбнуться 

2.Показать зубы, приоткрыть рот

3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы

-  Заборчик

1. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

-  Дудочка

1. С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

2. Выполнить динамические упражнения заборчик-дудочка 10-15 раз

-  Киска сердится

1. Губы в улыбке, рот открыт

2. Кончик языка упирается в нижние зубы

3. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

4. Покатили верхние зубки с горки «гладим киску» со звуком «ссс», зубки закрыли в красивый забор «ссс…»

Второй комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков ш, ж, щ, ч.

-  Вкусное варенье

 1.Слегка приоткрыть рот

 2.Улыбнуться

 3.Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).

           -  Месим тесто

 1.Улыбнуться

 2.Немного приоткрыть рот

 3.Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…»

 4.Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5

               -  Блинчик

 1.Улыбнуться

 2.Приоткрыть рот

 3.Положить широкий язык на нижнюю губу

 4.Удерживать под счет от 5 до 10

-  Остудим блинчик.

1.Улыбнуться

2.Положить широкий язык на нижнюю губу

3.Произнести звук Ф, воздух должен быть холодным. Щеки не надувать.

-  Заборчик

1. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

-  Дудочка

1. С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

2. Выполнить динамические упражнения заборчик-дудочка 10-15 раз

- Лошадка

1. Вытянуть губы

2. Приоткрыть рот

3. Поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

4. Лошадка спотыкается: губы-«заборчик»  -  губы-«Дудочка» продолжаем цокать.

-  Чашечка

1. Улыбнуться

2. Широко открыть рот

3. Высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

Третий комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л

           -  Месим тесто

 1.Улыбнуться

 2.Немного приоткрыть рот

 3.Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…»

   4.Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5

-  Вкусное варенье

 1.Слегка приоткрыть рот

 2.Улыбнуться

 3.Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).

-  Качели

 1.Улыбнуться

 2.Приоткрыть рот, показать зубы

 3.Кончик языка упереть за верхние зубы (удерживать под счет)

 4.Кончик языка упереть за нижние зубы (удерживать под счет). Поочередно менять положение

-  Часики

1. Улыбнуться, открыть рот 

2. Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

-  Орешки

1. Рот закрыт

2. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки 

3. На щеках образуются твердые шарики - "орешки"        

-  Пароход гудит

 1.Губы в улыбке

 2.Рот приоткрыт

 3.Длительно произнести звук «ы-ы-ы»

-  Индюки болтают

 1.Приоткрыть рот

 2.Положить язык на верхнюю губу

 3.Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл»

 Четвертый комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р

-  Чистим зубки

1.Улыбнуться 

2.Показать зубы, приоткрыть рот

3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы

-  Маляр

 1.Губы в улыбке

 2.Приоткрыть рот

 3.Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая  движения языком вперед-назад

               -  Блинчик

 1.Улыбнуться

 2.Приоткрыть рот

 3.Положить широкий язык на нижнюю губу

 4.Удерживать под счет от 5 до 10

-  Остудим блинчик.

1.Улыбнуться

2.Положить широкий язык на нижнюю губу

3.Произнести звук Ф, воздух должен быть холодным. Щеки не надувать.

-  Часики

1. Улыбнуться, открыть рот 

2. Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

-  Вкусное варенье

 1.Слегка приоткрыть рот

 2.Улыбнуться

 3.Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).

-  Индюки болтают

 1.Приоткрыть рот

 2.Положить язык на верхнюю губу

 3.Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл»

-  Барабанщик

 1.Улыбнуться

 2.Открыть рот

 3.Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять  темп). Нижняя челюсть неподвижна. (Можно попытаться ватной палочкой под языком во время частого произнесения д-д-д создать искусственную вибрацию языка).

Пятый комплекс артикуляционной гимнастики

-  Чистим зубки

1.Улыбнуться 

2.Показать зубы, приоткрыть рот

3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы

-  Маляр

 1.Губы в улыбке

 2.Приоткрыть рот

 3.Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая  движения языком вперед-назад

-  Часики

1. Улыбнуться, открыть рот 

2. Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

-  Вкусное варенье

 1.Слегка приоткрыть рот

 2.Улыбнуться

 3.Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).

-  Качели

 1.Улыбнуться

 2.Приоткрыть рот, показать зубы

 3.Кончик языка упереть за верхние зубы (удерживать под счет)

 4.Кончик языка упереть за нижние зубы (удерживать под счет). Поочередно менять положение

-  Чашечка

1. Улыбнуться

2. Широко открыть рот

3. Высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

- Лошадка

1. Вытянуть губы

2. Приоткрыть рот

3. Поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

4. Лошадка спотыкается: губы-«заборчик»  -  губы-«Дудочка» продолжаем цокать.

-  Грибочек

 1.Улыбнуться

 2.Показать зубы, приоткрыть рот

 3.Поцокать языком, будто едешь на лошадке

 4.Присосать широкий язык к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать шляпку грибка, растянутая подъязычная связка – его ножку).

-  Заборчик

1. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Шестой комплекс артикуляционной гимнастики для растягивания уздечки языка

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

 «Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

«Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

«Дотянись до носа»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Футбол»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

nsportal.ru

Комплекс артикуляционной гимнастики «Ребятки и зверятки» для детей старшей и подготовительной групп.

Хозяинова Татьяна Геннадьевна
Комплекс артикуляционной гимнастики «Ребятки и зверятки» для детей старшей и подготовительной групп.

Комплекс артикуляционной гимнастики

«Ребятки и зверятки»

(для детей старшей и подготовительной групп).

Цель: выработка качественных, полноценных движений и определённых положений органов артикуляции, умение синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка и хорошей артикуляции во время пения.

Задачи:

- укреплять мышцы речевого аппарата детей;

- развивать умение контролировать свою речь и артикуляцию;

Результат:

- повышаются показатели уровня развития речи детей;

- развиваются певческие навыки;

- дети начинают петь осмысленно, правильно, красиво.

Область применения:

- в свободное время (индивидуально или подгруппой детей);

- во время НОД «Музыка» перед пением в процессе работы над дикцией и артикуляцией (группа детей).

Примечание: комплекс можно использовать частями, постепенно вводя новые упражнения.

Ход занятия:

М. Р. Здравствуйте, ребята! Вы все знаете, какую пользу нашему организму приносит гимнастика. Мы становимся красивее, выносливее, меньше болеем. Мышцы нашего тела благодаря гимнастике становятся крепкими и сильными. Но ведь гимнастика нужна не только мышцам нашего тела. Сегодня я хочу провести с вами гимнастику не совсем обычную. И для этого я пригласила помощников.

Послушайте и посмотрите, кто мне сегодня будет помогать.

1 слайд. Описание движений (слайд предназначен для ознакомления с комплексом, для детей нужно его пропустить).

Описание движений:

«Рыбка» - смыкать и размыкать губки, немного вытягивая вперёд и

беззвучно пошлёпывая ими.

«Слоник» - активно вытягивать губы вперёд «хоботком».

«Лягушка» - широкая улыбка, уголки губ тянутся в стороны ушей.

«Тигр» - показать верхние и нижние зубы, постукивая ими.

«Кошка» - вытягивать широкий язычок вперёд и обратно, складывая его ложбинкой.

«Лошадка» - «прищёлкивать» язычком.

«Жираф» - язычком тянуться к верхнему нёбу.

«Ёжик» - язычком касаться внутренних сторон обеих щёк.

«Лосёнок» - расслабить язычок, сложив на нижнюю губу, активно подышать.

«Мартышка» - погримасничать (задействованы все мыщцы лица).

«Бегемотик» - широко открывать и закрывать рот, не сдерживая ощущение зевка.

2 слайд. Начиная со второго слайда, презентация предназначена для просмотра детьми.

Чтобы речь была красивой, чтобы песни петь на «пять»,

Надо ротик сделать сильным, надо ротик укреплять.

А помогут мне, ребятки, ваши младшие друзья:

Кошки, слоники, тигрята – подражать им буду я.

Вы, ребята, не зевайте и за нами повторяйте!

3 слайд.

Открывает рыбка рот, молча песенку поёт.

Мы, как рыбки, сами шлёпаем губами.

4 слайд. Губки вытянем вперёд, будто слоник - хоботок.

5 слайд. Губки тянем мы до ушка, улыбнёмся, как лягушка.

6 слайд. Грозный тигр оскалил зубы, он шутить – то ведь не любит.

Зубки тоже мы покажем. «Не боимся!» - тигру скажем.

7 слайд. Любит киска молоко, хоть лакать ей нелегко.

Молочко полезно очень, и лакать мы будем тоже.

8 слайд. Будем щёлкать язычками, на лошадке едем к маме.

9 слайд. Язычок поднимем вверх – ведь жирафик выше всех!

10 слайд. А у ёжика иголки очень колки, очень колки.

Влево, вправо язычком щёчки изнутри проткнём.

11 слайд. Наш лосёнок бегал долго, и теперь язык – метёлкой.

Отдышаться лось не может, ждёт он, кто ему поможет.

12 слайд. Эй, девчонки и мальчишки, покривляйтесь, как мартышки.

13 слайд. Широко откроем ротики, подражаем бегемотику.

14 слайд. Ротик потрудился славно, занимался он на «пять».

Ротик мы закроем плавно – мышцам надо отдыхать

(в случае, если это занятие проводится в свободное время и дальнейшего пения не предполагается).

Вариант для последующего пения:

Ротик потрудился славно, занимался он на «пять».

Будем говорить красиво, сможем песни петь опять!

Скажем, ребятки «Спасибо!» зверяткам!

maam.ru

Артикуляционная и дыхательная гимнастика «Весёлый язычок» на музыкальных занятиях для детей старшей группы

Коляда Наталья
Артикуляционная и дыхательная гимнастика «Весёлый язычок» на музыкальных занятиях для детей старшей группы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развитию воспитанников №242 «Островок детства»

Конспект музыкального занятия «Артикуляционная и дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях ДОУ: «Весёлый язычок»»

для детей старшей группы.

Подготовила:

музыкальный руководитель МАДОУ№242

Наталья Александровна Коляда

г. Кемерово, 2015

Цель: Вырабатывать у воспитанников технику правильного произношения звуков в пении и выразительной декламации стихотворного текста.

Задачи:

• разрабатывать в игровой форме артикуляционный аппарат;

• закреплять навыки певческого дыхания;

• закреплять понятие высокого, среднего и низкого регистров в слуховом анализе и пении;

• в игровой форме закреплять понятия: время года, месяц;

• учить детей выразительному прочтению текста, в соответствии с образом, персонажем сказки;

• закреплять навыки детей в игровом творчестве.

Ход занятия:

В зал под музыку входят дети («Военный марш» Г. Свиридов).

При смене динамики и штрихов, дети меняют направление движений. Встают полукругом, здороваются с гостями.

Музыкальный руководитель: Вы проснулись, потянулись, встали на ножки… и улыбнулись.

Давайте поздороваемся!

Валеологическая песня-распевка «Доброе утро».

Доброе утро! - поворачиваются друг к другу.

Улыбнись скорее! - разводят руки в стороны.

И сегодня весь день - хлопают в ладоши.

Будет веселее!

Мы погладим лобик, носик и щёчки - выполняют движения по тексту.

Будем мы красивыми, как в саду цветочки - постепенно поднимая руки вверх «фонарики»

Разотрём ладошки сильнее, сильнее - движения по тексту

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрём! выполняют движения по тексту.

Улыбнёмся снова, И ещё похлопаем, будем мы здоровы.

А теперь давайте распоёмся!

Распевки:

1) ели-ели-е, ёли-ёли-ё, яли-яли-я (с колючим мячиком в руках);

2)Тары – бары – растабары,

У Варвары куры стары,

Куры старенькие,

Растабаренькие (распев на кварту).

Муз. рук.: Молодцы какие, ваши ротики проснулись?

А теперь, ребята, давайте представим с вами, что мы в волшебном лесу, идём по тропинке, а перед нами «Теремок», который огорожен плетенью. А вы умеете плести плетень? Ну тогда давайте с вами поплетём.

Начинается пальчиковая гимнастика «Плетень» (со шнурком):

Вверх шнурок,

И вниз шнурок,

И ещё – ещё разок,

Пальчик вверх

И пальчик вниз,

Наш заборчик появись.

А я ключик свой возьму,

Ваш заборчик отварю.

(С каждым словом наматываем на соседний пальчик шнурок в круговом движении, до тех пор, пока все пальчики не будут опоясаны шнурком. В конце, на слова «Ваш заборчик отварю…» муз. рук. должна открыть воображаемым замочком заборчик каждого ребёнка, снимая с его пальчиков шнурок).

Муз. рук.: Ну вот, мы и открыли наш заборчик, а теперь мы видим Теремок.

Начинаетя артикуляционная игра-сказка «Теремок» (автор: Т. Овчинникова. Сборник: «Артикуляционная и пльчиковая гимнастика).

1. В лесу стоит маленький домик -

Настоящий теремок.

2. У домика красивая черепичная крыша

(поднять руки над головой в форме "крыши")

3. И большая кирпичная труба

(сложить губы «трубочкой»)

4. В доме три маленьких резных окошка,

(руки над головой в форме окошка, рот открыть)

5. И большая дубовая дверь

(ладошки перед лицом, показываем зубки)

6. Стены в домике покрашены

(опустить руки на колени)

Красивой розовой краской

(языком внутри гладить щеки)

7. Вдруг подул сильный ветер

(дети поднимаю руки вверх, голосом имитируют звук ветра)

8. Дверь открывалась и закрывалась

(открывают и закрывают рот)

9. Даже стены в домике закачались

(поочередно надувают щечки: правую, левую)

10. Вдруг домик затрещал и рассыпался

(губами издают звук "пф-р-р", руками изображают падение домика)

11. Прибежала мышка-норушка

(сжимают кисти рук в кулаки мизинцами показывают хвостик)

12. Увидела, что домик рассыпался

(жуют губки)

И расплакалась (изображают плачущую мышку)

13. Прискакала лягушка-квакушка

(кисти рук сжимаются и разжимаются с силой «ква-ква»)

14. Увидела, что мышка плачет

И сказала:

15. «Не плачь, мышка, пойдем ко мне жить.»

(кистями рук показывают говорящую лягушку)

16. Обрадовалась мышка, улыбнулась

(широко улыбаются губами)

И побежала с лягушкой.

(мизинцами показывают хвостик).

Муз. рук.: Ну вот, а чтобы больше никто не расстраивался, давайте с вами построим дом, крепкий и устойчивый!

Проводится образно – игровое упражнение под музыку «Строим дом» (журнал «Музыкательный руководитель. - 2012. - №1. - С. 9):

Молоточком стучу, стучу (кулачками стучат перед собой, один кулачёк сверху, другой снизу,

Сто гвоздей заколочу! (стучат, меняя положение кулачков,

Буду строить дом, дом (правую руку отводят в сторону, сгибают, затем выполняют те же движения левой рукой,

Будем жить мы в нём, в нём! (Поднимают руку над головой «Крышей», покачивают головой.)

Муз. рук.: Ну а теперь давайте давайте сами поиграем с вами в игру «Теремок».

Проводится театрализованная игра теремок:

Прошу вас, ребята, посмотрите, что я вам приготовила, и догадайтесь, чем мы займёмся? (муз. рук. достаёт маски и теремок)

А теперь выберем артистов (по желанию или рекомендации воспитателя, или считалочкой).

Итак, сказка начинается! А сказку рассказать нам поможет песенка «Теремок»

Дети и муз. рук. поют:

(во время пения выбегает на носочках мышка)

1. Стоит в поле теремок-теремок

Он не низок, не высок, не высок

Вот по полю, полю мышка бежит

У дверей остановилась и пищит

Мышка: Кто-кто… .(и далее по тексту сказки, детям разрешается импровизировать, говорить свои слова, но смысл должен оставаться)

Муз. рук. Зашла мышка в дом и стала в нём жить.

Дети и м. р. поют (скачет лягушка):

2. Стоит в поле….

Вот по полю лягушка бежит

У дверей остановилась и стучит.

Лягушка: Кто-кто…. (далее по тексту сказки)

Муз. рук. И стали они жить вдвоём.

Дети и м. р. поют (скачет зайчик):

3. Стоит в поле ….

Вот по полю, полю зайчик бежит

У дверей остановился и стучит.

Зайчик. Кто-кто…. (далее по тексту сказки)

Муз. рук. И стали они жить втроём.

Дети и м. р. поют (бежит лисичка):

2. Стоит в поле…

Вот по полю лисичка бежит

У дверей остановилась и стучит.

Лисичка. Кто-кто…. (по тексту сказки)

Муз. рук. И стали они жить вчетвером.

Дети и м. р. поют (бежит волк):

2. Стоит в поле …

Вот по полю, полю волк бежит

У дверей остановился и стучит.

Волк. Кто-кто…. (по тексту сказки)

Муз. рук. И стали они жить впятером.

Дети и м. р. поют (идет мишка):

2. Стоит в поле.

Вот по полю, полю мишка идёт

У дверей остановился и ревёт.

Мишка. Кто-кто в теремочке живёт…. (далее по тексту сказки)

Я- мышка-норушка

Я – лягушка-квакушка

Я – зайчик – побегайчик

Я – лисичка-сестричка

Я – волчок- серый бочок

А ты кто?

Варианты ответов медведя:

1. А я Мишка - всех давишка.

2. А я Мишенька - медведь, могу громко я реветь!

3. Я медведь с давних пор удивительный танцор!

(исходя из того, что выберет ребёнок, играющий роль медведя, можно завершить сказку по-разному).

Муз. рук.: Вот как здорово у нас получилось, все радуются, поют песни, веселятся, играют на музыкальных инструментах. Давайте и мы с вами поиграем.

Игра на ложках (журнал «Музыкательный руководитель. - 2012. - №1. - С. 36).

Муз. рук.: Молодцы, садитесь на свои стульчики, а ложечки положите под стульчик.

Ребята, а вы знаете, что у язычка тоже есть свой теремок? Давайте мы с ним познакомимся! (в руках муз. руководителя кубик с изображениями (ротик – дом, щёки, нёбо – потолок, зубы, губы – дверь, болтливый язычок).

Знакомство с веселым язычком

Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок.

Он удобно в доме лёг.

Широко открывать рот.

В этом доме две стены.

Это щеки нам видны.

Могут стены в дом втянуться,

А потом, как шар, раздуться.

Надувать и втягивать щеки.

Пол есть тоже в доме нашем.

Челюсть нижнюю покажем.

Эта челюсть нижняя

В домике подвижная.

Вращать нижней челюстью.

Потолок вверху, внутри.

Это нёбо. Посмотри.

Можно к нёбу прикасаться,

Постучать и там остаться.

Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.

Вход в дом двери запирают.

Двери разные бывают.

Двери-зубы. Осторожно.

Закрываются надежно.

Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.

Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку»

Язычок наш не скучает.

В доме сказки сочиняет.

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, как-бы произнося: была-была-была.

Муз. рук.: (фоном включается звук метели) Ребята, а какое же сейчас время года? (Зима) (Показывает изображение зимы).

А какая она? (холодная, снежная, ветреная, ясная, красивая, вьюжная).

А послушайте, что же ветер делает? (дует)

Давайте и мы с вами, как ветер подуем!

Проводится дыхательная гимнастика. (На выдохе произнести прилагательные о зиме). Детям предлагается изобразить метель.

Муз. рук.: Ребята, а кто из вас знает, год какого животного у нас сейчас наступил? (Козы) (Показывает изображение козы).

Правильно. Давайте с вами споём песенку про козлика.

Песня «Серенький козлик»:

1. Жил-был у бабушки серенький козлик,

Жил-был у бабушки серенький козлик.

Сан – дили – муни,

Динь – дили – баба – ясень – (хлопок) – ясень,

Сан – дили – муни,

Дюленьки, серенький козлик.

2. Бабушка козлика очень любила,

Бабушка козлика очень любила.

Сан – дили – муни,

Динь – дили – баба – ясень – (хлопок) – ясень,

Сан – дили – муни,

Дюленьки, очень любила.

3. Вздумалось козлику в лес погуляти,

Вздумалось козлику в лес погуляти.

Сан – дили – муни,

Динь – дили – баба – ясень – (хлопок) – ясень,

Сан – дили – муни,

Дюленьки, в лес погуляти.

4. Напали на козлика серые волки,

Напали на козлика серые волки.

Сан – дили – муни,

Динь – дили – баба – ясень – (хлопок) – ясень,

Сан – дили – муни,

Дюленьки, серые волки.

5. Остались от козлика рожки да ножки,

Остались от козлика рожки да ножки.

Сан – дили – муни,

Динь – дили – баба – ясень – (хлопок) – ясень,

Сан – дили – муни,

Дюленьки, рожки, да ножки.

Муз. рук.: Хорошо спели. Молодцы. А наше занятие подошло к концу. Скажите, вам понравилось? А что мы сегодня делали? А что нового и интересного вы узнали?

Теперь давайте попрощаемся с нашими гостями. (дети прощаются).

Ну а теперь повернитесь ко мне и мы с вами попрощаемся (музыкальное прощание).

Дети друг за другом выходят из зала.

maam.ru

Конспект проведения артикуляционной гимнастики в старшей логопедической группе

Бардышева Наташа
Конспект проведения артикуляционной гимнастики в старшей логопедической группе

Старшая логопедическая группа

Цель: Вырабатывать полноценные движения губ, языка. Добиваться гибкости. Развивать мелкую моторику. Воспитывать внимание.

Ход занятия.

I. Организационный момент «Хлопки».

II. Упражнения с массажерами (колючие шарики).

У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки

Но еще больней, чем ельник

Вас уколет можжевельник.

III. Беседа о строении артикуляционного аппарата.

Загадка.

В домике этом красные двери

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

(Рот)

IV. Выставляю таблицу.

Вопросы:

Что это? - рот

Первая дверца – губы

Вторая дверца – зубы

Кто живет в домике? – язычок

Что есть в домике? – стены- щёки, потолок – нёбо

Как называется маленький язычок? – увуля.

Есть голосовые связки – голосок.

В этом домике дружок

Живет веселый язычок

Ох, и шустрый он мальчишка

И конечно шалунишка.

Упражнения

1. «Лопаточка»

Язычок на нижней губе (3 раза)

Раз, два, три, четыре, пять

Язычок надо расслаблять.

2. «Улыбка – хоботок» (4 раза)

Удерживание губ в улыбке, зубы не видны. Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. Чередование положений губ.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

3. «Часики» (4+4 раза)

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Тик – так, тик – так

4. «Качели» (4+4 раза)

Вырабатывать умения быстро менять положение языка, губы неподвижны.

На крылечке полежал

На качели побежал

5. «Лошадка»

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Сильно тянуть подъязычную связку.

Солнце скрылось за горой

Язычок пошел домой

Дверь он запер на замок

Лег в кроватку и умолк.

Материал: массажеры, таблица – артикуляционного аппарата, карточки «Лягушка», «Слоник», «Часики».

Итог.

maam.ru

Смотрите также