Артикуляционная гимнастика для звука л

Главная » Здоровье » Артикуляционная гимнастика для звука л

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков (Р, Рь, Л, ЛЬ).

1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой  и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

3. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

4. «Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения  надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

На гармошке мы играем.

Рот пошире открываем,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

5. «Качели» (отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных с гласными).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Внимание: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас.

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

6. «Чистим зубки » (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

7. «Индюк» (отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка).

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед  назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится  «бл-бл» (как индюк).

Внимание: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Движения языком должны быть вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад-вперед.

Лижет «чашечкой» губу

И болтает на бегу.

8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

10. «Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Внимание: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, но не высовывался изо рта.

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

11. «Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком  «Д-Д-Д». Стучать язычком  7 – 15 секунд (на весь выдох).

Внимание: Произносить «д-д-д» часто («как пулемет»), с усилием, напрягая мышцы не только языка, но и шеи, плеч.

В барабан мы бьем

Нашим язычком.

Громкий, громкий звук

Слышен звонкий стук.

12. «Комар»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).

nsportal.ru

Артикуляционная гимнастика для звуков Л, Л`

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Л], [Л`].

Наказать непослушный язычок. 
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. 
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…  Внимание! 1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Вкусное варенье. 
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки. 
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 
Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Пароход гудит. 
Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх. 
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход). 
Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Индюк. 
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. 
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). 
Внимание! 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3.Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Качели. 
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у. 
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. 
Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Лошадка. 
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. 
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). 
Внимание! 1.Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2.Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3.Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Дует ветерок. 
Цель. Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка. 
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой. 
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

Грибок. 
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. ( Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.) 
Внимание! 1.Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2.Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. 3.При повторении упражнения надо открывать рот шире.

nsportal.ru

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л] «Сказка про гномика»

Любовь Смирнова
Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л] «Сказка про гномика»

Слайд №1: Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л]

«Сказка про гномика»

Слайд №2: Самомассаж языка. Жил-был добрый гномик. Он очень любил петь песенки.

Улыбнись. Открой ротик. Положи широкий язык на нижнюю губу, покусывай его зубами и произноси слог «та-та-та» (5-10 сек.) Затем пошлёпай язык губами, произнося «пя-пя-пя».

Слайд №3: Почистим верхние зубы (динамическое артикуляционное упражнение). Гномик был большой чистюля и не забывал по утрам и вечерам чистить зубки.

Открой рот. Широким кончиком языка погладь верхние резцы с внутренней стороны. Движения языка совершай влево - вправо. (Выполнять 6-10 раз).

Слайд №4: Лопатка (статическое упражнение). Наш знакомый был очень трудолюбивый и многое умел делать. Гном копал огород лопатой.

Положи широкий расслабленный язык на нижнюю губу. (Удерживать язык 5-10 секунд, повторить 3-5 раз).

Слайд №5: Иголочка (статическое упражнение). Шил одежду иголкой.

Напряги язычок и, выдвинув вперёд, придай ему заострённую форму, напоминающую иголочку. (Удерживать язык 5-10 секунд, повторить 3-5 раз).

Слайд №6: Маляр (динамическое упражнение). Был умелым маляром и красил свой домик кисточкой.

Улыбнись, приоткрой ротик и погладь широким кончиком языка нёбо, выполняя движения вперёд-назад. (Выполнять под счёт «раз-два» 6-10 раз).

Слайд №7: Вкусное варенье (динамическое артикуляционное упражнение). Гномик был большим лакомкой и любил разные вкусности. Особенно он обожал сладкое варенье.

Язык высуни изо рта, широкий кончик языка подними к носу, а затем опусти к подбородку, облизав верхнюю губу. (Повторить 6-10 раз).

Слайд №8: Качели (динамическое упражнение). Любил наш знакомый отдохнуть после работы. Очень уж ему нравилось качаться на качелях.

Открой рот широко и широким кончиком языка по очереди дотрагивайся сначала до бугорков за верхними зубами, а затем - до основания нижних зубов. (В каждом положении язык удерживать 2-3 сек., выполнять 6-10 раз).

Слайд № 9: Лошадка (динамическое упражнение). Гном был очень любознательный и поэтому часто путешествовал. Ему нравилось скакать на лошадке. Изобрази, как скачет лошадка.

Открой широко рот, присоси широкий кончик языка к твёрдому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторви его. (Сначала цокать в медленном темпе, а затем постепенно ускорять его).

Слайд №10: Пароход (артикуляторно-голосовое упражнение). Любил плыть по морю пароходом.

Приоткрой рот и длительно, на одном дыхании произнеси звук «ы».(Кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине ротовой полости).

Слайд №11: Самолёт (артикуляторно-голосовое упражнение). Обожал путешествовать по воздуху самолётом.

Попробуй поймать свой язычок. Для этого во время произнесения звука «а» надо выдвинуть изо рта широкий кончик языка и слегка прикусить его зубами. (Повторить упр. несколько раз подряд. При постепенном ускорении темпа будет слышен звук «л»).

Слайд №12:Список источников.

maam.ru

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звука Л

Пономаренко Наталия Алексеевна

Опубликовано 23.06.2013 - 14:17 - Пономаренко Наталия Алексеевна

Описание упражнения, сопровождаемое фотографией

Комплекс упражнений для звука Л 2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

nsportal.ru

Смотрите также