Артикуляционная гимнастика для постановки звука с

Главная » Здоровье » Артикуляционная гимнастика для постановки звука с

Комплексы артикуляционной гимнастики для постановки звуков

Комплексы артикуляционной гимнастики

Артикуляционные упражнения: звуки С, З.

1. «Трубочка». Вытянуть губы трубочкой и удерживать позу 5-7 сек.

2. Дуть через вытянутые в трубочку губы. Струя воздуха должна быть холодной и прямой. Проконтролировать тактильно или с помощью ватки. Упражнение повторить 4-6 раз.

3. “Загони мяч в ворота”. Дуть через вытянутые в трубочку губы на ватный шарик, загоняя его в “ворота”.

4.      “Накажем непослушный язычок”. Положить язык на нижнюю губу и “пошлёпать” его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.

5.      “Лопаточка”. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.

6.      Дуть с языка в позе “лопаточки” на ватный шарик, вертушку.

7.      “Почисти зубки”. Улыбнуться, показать зубы, кончиком языка облизать нижние зубы сначала из стороны в сторону, затем снизу вверх.

8.      Высунуть язык вдоль языка положить палочку, губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуть. Вдохнув с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Упражнение повторить 4-6 раз.

9.      Повторить предыдущее упражнение, но уже без палочки. Упражнение повторить 4-6 раз.

10.  Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком языка упереться в нижние зубы. На кончик языка положить палочку так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуть в улыбку. Сомкнуть губы насколько позволяет спичка. С силой равномерно выдувать воздух. Контролировать струю воздуха тактильно или с помощью ватки. Упражнение повторить 4-6 раз.

11.  Проделать предыдущее упражнение медленно, вынимая палочку изо рта. Упражнение повторить 4-6 раз.

12.  Проделать предыдущее упражнение без палочки. Упражнение повторить 4-6 раз.  

Артикуляционные упражнения: звуки С', З'.

1.      Слегка улыбнувшись, смыкать и размыкать губы. Повторить упражнение 5-7 раз.

2.      “Накажем непослушный язычок”. Слегка улыбнувшись положить язык на нижнюю губу и “пошлёпать” его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.

3.      “Лопаточка”. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.

4.      Дуть с языка в позе “лопаточки” на ватный шарик, вертушку.

5.      “Почисти зубки”. Улыбнуться, показать зубы, кончиком языка облизать нижние зубы сначала из стороны в сторону, затем снизу вверх.

6.      Открыть рот. Широко улыбнуться распластать язык и напряжённым кончиком языка упереться в нижние зубы. На кончик языка положить палочку так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуть в улыбку. Сомкнуть губы насколько позволяет спичка. С силой равномерно выдувать воздух. Контролировать струю воздуха тактильно или с помощью ватки. Упражнение повторить 4-6 раз.

7.      Проделать предыдущее упражнение медленно, вынимая палочку изо рта. Упражнение повторить 4-6 раз.

8.      Проделать предыдущее упражнение без палочки. Упражнение повторить 4-6 раз.  

Артикуляционные упражнения: звук Ц.

1.      Раздвинуть губы в улыбке и быстро подвигать кончик языка к нижним резцам и обратно. Повторить упражнение 5-7 раз.

2.      Раздвинуть губы в улыбке и быстро “присосать” язык, находящийся между зубами. Повторить упр. 5-7 раз.

3.      Кончик языка просунуть между зубами и слегка прикусить. Быстро выдохнуть, оттянув язык назад. Выдох должен быть толчкообразным. Повторить упражнение 5-7 раз.

4.      Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние зубы) и сильно подуть через язык. Повторить упр 5-7 раз.

5.      Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние зубы) выгнуть спинку языка и коснуться ею верхних резцов. Боковые края языка зафиксировать зубами. Сделать выдох резким, коротким толчком. Повторить упражнение 5-7 раз.

6.      Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние зубы) выгнуть спинку языка и коснуться ею верхних резцов. Сделать выдох резким, коротким толчком. Повторить упражнение 5-7 раз.

7.      Открыть рот, кончиком языка упереться в нижние передние резцы, а его переднюю часть прижать твёрдому нёбу. Произнести звук Т. Губы, в этот момент растянуты в улыбке.  Проконтролировать произнесение, направляя воздушную струю на ладошку. 

Артикуляционные упражнения: звуки Ш, Ж, Ч, Щ.

1.      Накажем непослушный язычок”. Положить язык на нижнюю губу и “пошлёпать” его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.

2.      “Лопаточка”. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.

3.      Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый его край положить тонкий слой ириски. Ребёнок должен приклеить конфету  к нёбу за верхними зубами (работает только язык, нижняя челюсть остаётся неподвижной).

4.      “Грибок”. Присосать широкий язык к  нёбу и широко открыть рот. Губы – в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Удерживать позу под счет от одного до десяти.

5.      Язык поднять к верхней губе. Обхватить им верхнюю губу и удерживать позу 4-5 сек. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

6.      “Вкусное варенье”. Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

7.      “Гармоника”. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская его, открывать и закрывать рот. Рот открывать как можно шире и удерживать позу, как можно дольше.

8.      Улыбнуться, приоткрыть рот, приложить широкий передний край языка к верхний губе и сдуть с кончика языка приклеенную ватку. Края языка должны быть прижаты, а посередине должен образоваться желобок.

9.      “Чашечка”. Рот приоткрыть. Губы растянуть в полуулыбке. Язык сделать широким. Боковые края языка прижать к верхним зубам. Следить, чтобы кончик языка не заворачивался внутрь, и язык не отодвигался далеко внутрь. Удерживать позу 10 сек.

10.  “Паровозик”. Язык находится в позе “Чашечки” и начинает двигаться по коренным зубам вперёд – назад 5 раз. Упражнение повторить 4-6 раз.  

Артикуляционные упражнения: звук Л'.

1.      Широко открыть рот, как для произнесения звука А. Челюсти и губы остаются неподвижными. Расстояние между зубами около 1,5 см, при этом язык лежит внизу ротовой полости. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.

2.      Полуоткрыть рот, высунуть язык, кончик и боковые края языка загнуть “чашечкой”, при этом средняя часть языка лежит на нижней губе. Несколько раз высунуть язык и убрать в форме “чашечки”. Повторить упр. 3-4 раза.

3.      Язык “лопаточкой” лежит на нижней губе, губы слегка улыбаются. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.

4.      Высунуть язык зажать его зубами и протяжно произнести звуки А,  или  Ы. Повторить упр. 3-4 раза.   

5.      Полуоткрыть рот, достать кончиком загнутого языка до твёрдого нёба и быстро поводить кончиком языка, не отрывая его от нёба вперёд – назад, включив голос. Челюсти не должны двигаться, зубы обнажены в улыбке.  

Артикуляционные упражнения: звук Л.

1.      Широко открыть рот, как для произнесения звука А. Челюсти и губы остаются неподвижными. Расстояние между зубами около 1,5 см, при этом язык лежит внизу ротовой полости. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.

2.      Полуоткрыть рот, высунуть язык, кончик и боковые края языка загнуть “чашечкой”, при этом средняя часть языка лежит на нижней губе. Несколько раз высунуть язык и убрать в форме “чашечки”. Повторить упр. 3-4 раза.

3.      Язык “лопаточкой” лежит на нижней губе, губы слегка улыбаются. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.

4.      Высунуть язык, зажать его зубами и протяжно произнести звуки А,  или  Ы. Повторить упр. 3-4 раза.

5.      Полуоткрыть рот, достать кончиком загнутого языка до твёрдого нёба и быстро поводить кончиком языка, не отрывая его от нёба вперёд – назад, включив голос. Челюсти не должны двигаться, зубы обнажены в улыбке.  

Артикуляционные упражнения: звук Р.

1.      Сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5 – 7 раз

2.      “Накажем непослушный язычок”. Положить язык на нижнюю губу и “пошлёпать” его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.

3.      “Лопаточка”. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.

4.      Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый его край положить тонкий слой ириски. Ребёнок должен приклеить конфету  к нёбу за верхними зубами (работает только язык, нижняя челюсть остаётся неподвижной).

5.      “Грибок”. Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы – в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Удерживать позу под счет от одного до десяти.

6.      Язык поднять к верхней губе. Обхватить им верхнюю губу и удерживать позу 4-5 сек. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

7.      Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы – в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Открывать и закрывать рот  под счет от одного до десяти.

8.      Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы – в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты, закрывать рот. С силой выдохнуть воздух ртом.

9.      Рот открыт, язык у верхних альвеол. Произносить быстро Д-Д-Д-Д-Д  (Т-Т-Т-Т-Т), с силой выдыхая воздух.  

Артикуляционные упражнения : звук Р'.

1.      Слегка улыбнувшись, сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5 – 7 раз

2.      “Накажем непослушный язычок”. Положить язык на нижнюю губу и, слегка улыбнувшись, “пошлёпать” его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.

3.      “Лопаточка”. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.

4.      Слегка улыбнувшись, положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый его край положить тонкий слой ириски. Ребёнок должен приклеить конфету  к нёбу за верхними зубами (работает только язык, нижняя челюсть остаётся неподвижной).

5.      “Грибок”. Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы – в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Удерживать позу под счет от одного до десяти.

6.      Язык поднять к верхней губе. Обхватить им верхнюю губу и, слегка улыбнувшись, удерживать позу 4-5 сек. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

7.      Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы – в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Открывать и закрывать рот  под счет от одного до десяти.

8.      Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы – в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. закрывать рот. С силой выдохнуть воздух ртом.

9.      Рот открыт, язык у верхних альвеол. Произносить быстро ДЬ-ДЬ-ДЬ-ДЬ-ДЬ  (ТЬ-ТЬ-ТЬ-ТЬ-ТЬ), с силой выдыхая воздух.  

nsportal.ru

Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих звуков С, З, Ц)

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для группы свистящих звуков (С, З, Ц).

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.

3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

  1. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  2. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  3. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  4. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.

Правильная артикуляция звуков «С», «З»:

- зубы в улыбке

- губы сближены

- кончик языка упирается в нижние зубы

- воздушная струя холодная, направлена посередине языка

- звук «С» произносится без голоса – глухой

- звук «З» произносится с голосом – звонкий

«Заборчик »

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

«Трубочка»

Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Чередовать « Заборчик» - « Трубочка».

«Открыть – закрыть заборчик»

Улыбнуться, сделать «Заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик»

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.

«Остудим блинчик»

Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.

«Почистим нижние зубки»

Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается

( зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Горка»

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).

«Трубочка» из языка.

«Волшебная палочка»

Улыбнуться, открыть рот и напряженным кончиком языка упереться в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, положить палочку (счетную или спичку) и, сомкнув зубы с силой равномерно выдувать воздух. Должен слышаться длительный звук «С». Повторять упражнение с палочкой и без нее.

Уважаемые родители!

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.

Мы уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 17 «Искорка»

ЛОГОПЕД

СОВЕТУЕТ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

ГИМНАСТИКА

(комплекс для свистящих звуков С, З, Ц)

Южноуральск, 2012

nsportal.ru

Артикуляционные упражнения для постановки основных групп звуков.

Сердцева Татьяна Петровна

Опубликовано 03.12.2012 - 23:52 - Сердцева Татьяна Петровна

ПОСТАНОВКА ЗВУКА «С»  
  • Загнать мяч в ворота
  • Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе.
 
  • Наказать непослушный язычок
  • Широкий, спокойный язык положить между губами и пошлёпать, произнося при этом «пя-пя-пя».
 
  • Лопатка
  • Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий спокойный язык на нижнюю губу. Удерживать так под счёт от 5 до 10.
 
  • Кто дальше загонит мяч
  • Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий спокойный язык на нижнюю              губу, затем сдуть ватку со стола, как бы длительно произнося звук ф-ф-ф-ф-ф.
 
  • Киска сердится
  • Открыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы, и, не отрывая его от зубов, выгибать спинку языка вперёд, как кошка выгибает спину. Удерживать в таком положении на счёт от 5 до 10.
 
  • Желобок
  • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Завернуть боковые края языка вверх, язык принимает форму желобка, подуть в желобок. Удерживая в таком положении на счёт от 5 до 10.
 
  • Заборчик
  • Растянуть губы в улыбку, обнажая оба ряда зубов. Удерживать в таком положении на счёт от 5 до 10.
   Примечание: гимнастику языка необходимо делать три раза в день (утром, днём и вечером) по 15-20 минут ежедневно. Добиваться правильного выполнения всех упражнений. Больше внимания уделять тем упражнениям, которые получаются хуже.            ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Ш»  
  • Наказать непослушный язычок
  • Широкий спокойный язык положить между губами и пошлёпать, приговаривая при       этом: «пя-пя-пя».
 
  • Лопатка
  • Улыбнуться, приоткрыть рот, широкий спокойный язык положить на нижнюю губу, зафиксировать в таком положении и удерживать подсчёт от 5 до 10.
 
  • Кто дальше загонит мяч.
  • Улыбнуться, приоткрыть рот, широкий спокойный язык положить на нижнюю губу. Дуть, как бы длительно произнося звук «ф-ф-ф-ф-ф».
 
  • Вкусное варенье
  • Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать её вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).
 
  • Чашечка
  • Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края             языка и кончик загнуть вверх в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
       6.   ФокусПоложить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.       7.   МалярУлыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.   Примечание: гимнастику языка необходимо делать три раза в день (утром, днём и вечером) по 15-20 минут ежедневно. Добиваться правильного выполнения всех упражнений. Больше внимания уделять тем упражнениям, которые получаются хуже.             ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Л»  
  • Наказать непослушный язычок
  • Чтобы язык был широким и спокойным, пошлёпать его губами 8-10 раз, произнося при этом «пя-пя-пя». Затем удержать спокойный язык между губами (язык должен быть широкий) на счёт до 10. Проделать это упражнение 5-6 раз.
 
  • Лопатка
  • Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы). Удерживать в данном положении на счёт до 10 (5-10 раз).
       3.   Вкусное вареньеУлыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать её вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой). 
  • Индюки
  • При открытом рте производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперёд-назад  со звуком «бл-бл-бл», как индюк болбочет, стараясь не отрывать язык от  губы, как бы поглаживая губу (нижней губой не помогать) проделать 5-6 раз.
 
  • Качели
  • При открытом рте, губы растянуть в улыбку, положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в данном положении на счёт до 5, потом поднять широкий кончик языка за верхние зубы и удерживать в данном положении на счёт до 5. Так поочерёдно менять положение 5-6 раз. Следить, чтобы рот оставался открытым.
 
  • Щелчки
  • При открытом рте пощёлкать кончиком языка, сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык (5-6 раз).
 
  • Щелчки без звука
  • Производить те же движения языком. Что и в предыдущем упражнении только беззвучно. Следить, чтобы кончик языка упирался в верхние зубы, а не высовывался изо рта (8-10 раз).
 
  • Оскал
  • Растянуть губы в улыбке таким образом, чтобы хорошо были видны и верхние и нижние зубы.
    Удерживать губы в таком положении на счёт до10. Повторить 5-6 раз.
  Примечание: гимнастику языка необходимо делать три раза в день (утром, днём и вечером) по 15-20 минут ежедневно. Добиваться правильного выполнения всех упражнений. Больше внимания уделять тем упражнениям, которые получаются хуже.  ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Р» 
  • Лопатка
  • Широко распластанный язык положить на нижнюю губу, зафиксировать в таком положении и удерживать на счёт до 10.
 
  • Чашечка
  • Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края             языка и кончик загнуть вверх в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
 
  • Вкусное варенье
  • Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать её вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).
 
  • Индюки
  • При открытом рте производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперёд-назад  со звуком «бл-бл-бл», как индюк болбочет, стараясь не отрывать язык от  губы, как бы поглаживая губу (нижней губой не помогать) проделать 5-6 раз.
 
  • Барабанщик
  • Улыбнуться, приоткрыть рот и постучать кончиком языка по альвеолам выше верхних зубов, произнося звуки «т-т-т» и «д-д-д», сначала медленно, затем быстрее. Рот приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижная, работает только язык.
 
  • Кучер
  • Сомкнуть губы и сильно продуть воздух между сомкнутыми губами  - при этом получается кучерское «пр-р-р» (губы дрожат). Этот же звук издаётся губами с высунутым между ними широким кончиком языка. Губы дрожат и заставляют вибрировать кончик языка. Кончик языка должен дрожать обязательно.
 
  • Поехали на лошадках
  • При открытом рте пощёлкать языком сначала медленно, потом быстрее, затем постепенно замедляя, добиться, чтобы хорошо присасывался к нёбу, чтобы хорошо была видна уздечка языка.
 
  • Присоска
  • Присосать широкий язык к нёбу таким образом, чтобы хорошо была видна уздечка, потянуть вниз нижнюю челюсть, растягивая уздечку, язык остаётся притянутым к нёбу, затем отщёлкнуть язык.
   Примечание: гимнастику языка необходимо делать три раза в день (утром, днём и вечером) по 15-20 минут ежедневно. Добиваться правильного выполнения всех упражнений. Больше внимания уделять тем упражнениям, которые получаются хуже. 

nsportal.ru

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [к], [г], [х] «Играем с обезьянкой»

Любовь Смирнова
Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [к], [г], [х] «Играем с обезьянкой»

Слайд №1. Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [к], [г], [х] «Играем с обезьянкой».

Слайд №2. Рожицы (динамическое артикуляционное упражнение)

Обезьянка строит рожицы.

Сначала вытяни губы вперёд хоботком.

Затем растяни их в широкой улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы.

(Каждую позу удерживать по 2-3 секунды. Повторять6-10 раз в спокойном темпе под счёт: «Раз-два, раз-два…»)

Слайд №3. Обезьянка дразнится (статическое артикуляционное упражнение)

Смотри, как обезьянка дразнится - даже язык высовывает!

Открой рот, положи широкий, расслабленный язык на нижнюю губу. (Удерживать язык в таком положении 5-10 секунд.) Затем убрать язык и закрыть рот. (Повторить 3-5 раз).

Слайд №4. Вкусная ягодка (динамическое артикуляционное упражнение)

Обезьянка старается дотянуться языком до вкусной ягодки на ветке.

Открой рот, напряги язык, и выдвинув его вперёд, придай язычку заострённую форму, напоминающую иголочку. (Удерживать язык в таком положении 5-10 секунд.) Затем расслабить язык, придав ему форму лопатки. (Повторить 3-5 раз).

Слайд №5. Почистим нижние зубки (динамическое артикуляционное упражнение)

А теперь обезьянка решили почистить зубы. Она умеют это делать языком. Вот так!

Открой рот и широким кончиком языка погладь нижние зубки с внутренней стороны.

Язык двигается вверх-вниз.

(Повторить 6-10 раз).

Слайд №6. Сочные фрукты (динамическое артикуляционное упражнение)

А теперь обезьянка облизывает сок спелых фруктов. Вот так!

Рот открыт. Язык высунуть изо рта. Широкий кончик языка поднимается к носу и опускается к подбородку.

А сейчас рот открыт, но язык двигается внутри ротовой полости. Так обезьянка чистит зубки, когда там застряли зёрнышки от фруктов.

Широкий кончик языка прикасается к внутренней стороне верхних зубов (резцов, затем к внутренней стороне нижних зубов.

Слайд №7. Вот как много (динамическое артикуляционное упражнение)

Обезьянка показывает, какой большой кусок банана она откусила. Вот так!

Открой рот и упри широкий кончик языка в основания нижних зубов. Сначала выгни среднюю и заднюю часть язычка вверх - горка появляется, затем опусти вниз – горка пропадает.

(Повторить 6-10 раз по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз…»).

Слайд №8. Вот как быстро (динамическое артикуляционное упражнение)

А ещё обезьянка показывает всем, какой большой кусок банана она откусила и как быстро она его съела!

Открой рот и упри широкий кончик языка в основания нижних зубов. Кончик языка не отрывай от зубов. «Выкати» среднюю часть языка вперёд изо рта. А затем втяни её в рот.

(Повторить 6-10 раз по команде «Вперёд-назад, вперёд-назад!»).

Слайд №9. До следующих встреч!

maam.ru

Смотрите также