Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Главная » Здоровье » Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Артикуляционная гимнастика для дошкольников - комплекс упражнений

артикуляционная гимнастикаНе все дети сразу начинают говорить правильно. Многие малыши в течение долгого времени учатся произносить слова так, как это делают взрослые, и нередко у них возникает необходимость обратиться к артикуляционной гимнастике. При ее проведении задействуется речевой аппарат, движения которого определяют фонетические особенности разговора крохи.

Упражнения артикуляционной гимнастики

Для четкой артикуляции необходима слаженная работа всех речевых органов. Чтобы добиться правильной дикции, ребенку часто приходится выполнять специальный комплекс артикуляционной гимнастики, который включает в себя определенные элементы. Исходя из того, какие проблемы имеются в речи крохи, подобные занятия могут иметь различный характер. Их цель – это выработка определенных положений и движений речевого аппарата, необходимых для правильной фонетики, или же исправление логопедических дефектов.

Общая артикуляционная гимнастика

Развитие речи деток происходит планомерно. Прекрасно, если заботливые мамы с младенчества будут периодически заниматься с сыном или дочкой забавными и веселыми упражнениями в форме игры, незаметно корректируя их произношение. Такие занятия полезны каждому. Для ребят, которые не имеют особенных проблем с речью, подойдет общий комплекс артикуляционной гимнастики, состоящий из следующего:

  1. «Улыбка». Улыбнуться, как можно шире растянув губы. При этом ротовую полость видно быть не должно.
  2. «Забор». Сильно сжать челюсти и улыбнуться. Удерживать 5 секунд.
  3. «Бублик». Сжать челюсти, округлить губы наподобие трубочки и вытянуть вперед. Оставаться в такой позиции, считая до 5.
  4. «Хомячок». Надуть щеки, сосчитать до 5 и расслабиться.
  5. «Худышка». Как можно сильнее втянуть щеки, слегка приоткрыв рот.
  6. «Посчитай». Нужно языком «посчитать» все верхние зубки.
  7. «Маляр». Улыбнуться и открыть рот. Несколько раз провести языком по небу по направлению к горлу.

Такие общеукрепляющие занятия, польза которых очевидна, подходят абсолютно всем дошкольникам, вне зависимости от состояния их речевого аппарата и других особенностей организма. Их нужно выполнять даже с теми детками, которые хорошо говорят для своего возраста, ведь подобные игры трудно переоценить. Кроме того, малышам очень нравится это развлечение.

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков

С произношением шипящих у маленьких детей возникает большое количество проблем. Например, некоторым может потребоваться артикуляционная гимнастика для звука «ш», в которую входят:

  1. артикуляционная гимнастика для звука р
  2. «Чистим зубки». «Почистить» внутреннюю поверхность зубов в разные стороны.
  3. «Трубочка». Поставить верхнюю челюсть на нижнюю, улыбнуться и подождать 3-5 секунд. После вытянуть губы трубочкой, 5 секунд оставаться в этом положении, после чего расслабиться.

Артикуляционная гимнастика для звука «щ» будет выглядеть несколько иначе:

  1. «Ветер». Подуть как можно сильнее.
  2. «Одуванчик». Взять известный цветок и как можно быстрее сдуть с него все лепестки.

Некоторым деткам может потребоваться артикуляционная гимнастика для звука «ж». Как правило, в нее входят:

  1. «Грибок». Улыбнуться, обнажив челюсть, и постараться прижать язык к небу так, чтобы площадь соприкосновения была наибольшей.
  2. «Гармошка». Изобразить улыбку и слегка приоткрыть рот. Постепенно ускоряя темп, открывать и смыкать челюсти.

Артикуляционная гимнастика для звука «ч» в большинстве случаев выглядит следующим образом:

  1. «Накажем язычок». Изобразить улыбку и быстро-быстро покусывать краешек язычка.
  2. «Лопата». Высунуть язык и распластать его по нижней губе, стараясь дотянуться до подбородка.
  3. «Чашечка». Стараться одновременно приподнимать кверху края языка.

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

Для этой группы лучше всего подойдет такая артикуляционная гимнастика:

  1. «Кусака». Улыбнуться и протяжно сказать «и-и-и-и…». После этого, не меняя положения, поочередно кусать края слева и справа.
  2. «Дуем на лопаточку». Немного высунуть язычок и опустить его к низу, а потом подуть на его середину. Это лучшие упражнения для постановки звука с.
  3. «Катушка». Широко улыбнуться и расположить краешек языка на внутренней поверхности нижней челюсти. В спокойном темпе высовывать язычок и «вкатывать» его обратно.
  4. «Блинчик». Поставить кончик языка за нижние зубы, слегка выдвинуть его вперед и быстро покусывать. Такая артикуляционная гимнастика для звука «з» помогает очень быстро поставить правильное произношение.артикуляционная гимнастика для звука ш
  5. «Месим тесто». Высунуть язык, положить его максимально низко и пошлепывать губами.
  6. Эта артикуляционная гимнастика для звука «ц» и других свистящих должна проводиться одновременно с дыхательными упражнениями. Ребенок должен управлять выдыхаемой струей воздуха с помощью ватки – в случае правильного выполнения этот предмет, поднесенный ко рту, должен заметно отклоняться. Если же этого не происходит, такая артикуляционная гимнастика бессмысленна.

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков

Данные фонемы нередко вызывают у маленьких детей серьезные затруднения. Так, огромному числу ребят требуется артикуляционная гимнастика для звука «р»:

  1. «Цок-цок». Изобразить с помощью речевого аппарата, как цокает лошадка копытами.
  2. «Кучер». Сомкнуть челюсти и сильно подуть. Если все выполнено правильно, губы должны вибрировать и слышен знакомый деткам сонант «тпру-у-у».

Артикуляционная гимнастика для постановки звука «л» выглядит несколько иначе:

  1. «Жало». Вытянуть язык, сильно напрячь его и сделать очень узким, наподобие жала. Удерживать это состояние 5-10 секунд.
  2. «Маятник». Высунуть язычок и перемещать его в разные стороны 10-15 раз.
  3. «Пароход». Краешек языка высовываем и зажимаем, а потом протягиваем «ы-ы-ы-ы».

Как поставить заднеязычные звуки?

Упражнения для заднеязычных звуков должны выглядеть следующим образом:

  1. «Борец». Приложить указательный палец к языку и высовывать его и всовывать обратно, противоборствуя рукой.
  2. «Ложечка». Нужно медленно говорить «та-та-та», а взрослый в этот момент должен прикладывать к его ротовой полости ложечку в разных местах. Постепенно вместо «та» у малыша будут получаться другие фонетические элементы.

Глухие и звонкие согласные – упражнения

Артикуляционная гимнастика на звук «т», «б», «п» и другие согласные состоит из таких включений:

  1. «Плевок». Улыбнуться, обнажить челюсть и сымитировать плевки.
  2. «Зажим». Сильно закусить губу и выдохнуть. Выполнение такого задания – самая лучшая постановка звука «п».
  3. «Лягушка». Зажать кончик языка зубами и говорить «па-па-па», одновременно раздвигая уголки губ пальцами. Подобное занятие – лучшая артикуляционная гимнастика для звука «б».

Артикуляционная гимнастика для гласных звуков

Для постановки гласных лучше всего подойдет подобная артикуляционная гимнастика:

  1. «Укачивание». Длительно тянуть «а-а-а», имитируя покачивание куклы.артикуляционная гимнастика для дошкольников
  2. «Пароход гудит». Вытянуть губы наподобие трубочки и тянуть «у-у-у…». «Волк». Сжать кулаки, нахмурить брови и сомкнуть челюсти в оскале. Длительно тянуть «ы-ы-ы».

Пассивная артикуляционная гимнастика

Некоторых детей беспокоят серьезные проблемы со здоровьем, например, дизартрия, при которой подвижность органов речи ограничена. При таких обстоятельствах требуется комплексное лечение, которое назначает врач. Нередко пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии состоит из:

  1. «Бурундук». Пальцами оттянуть верхнюю губу так, чтобы можно было увидеть десну. Одновременно произносить «ба-ба-ба».
  2. «Маятник». Двумя пальцами захватить язычок и перемещать его влево и вправо.

При дизартрии полезны и другие упражнения, связанные с перемещением этого органа в разных плоскостях. Делать их нужно медленно и размеренно, не прикладывая значительных усилий. Кроме того, артикуляционная гимнастика должна предваряться расслаблением челюстных мышц и иных органов. Сделать это можно с помощью зубной щетки или других приспособлений.

Артикуляционная гимнастика для малышей

Маленьких деток непросто заставить выполнять необходимые задания. Поэтому артикуляционная гимнастика для дошкольников проводится в форме игры. Ребятам очень нравится изображать, как «говорят» животные, вертеть язычком в разные стороны и складывать его в различные фигуры, клацать им, цокать, пытаться достать до носа и просто смешно кривляться и даже показывать язык друг другу, - все это очень полезно. Подобные игры всегда привлекают мальчиков и девочек и могут стать основой интересных соревнований.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

Всем родителям детей дошкольного возраста необходимо знать, как проводится артикуляционная гимнастика. Делать ее необходимо каждый день, чтобы получаемые крохой навыки могли закрепляться. При этом не нужно слишком сильно нагружать маленького – уделять занятиям нужно лишь по 5 минут 3-4 раза в день. Если же у крохи имеются выраженные логопедические проблемы, занятия должны проводиться вместе с опытным врачом.

womanadvice.ru

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.

Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

В последнее время воспитателям рекомендуется широко использовать в работе артикуляционную и дыхательную гимнастики. У многих возникают трудности, как правильно выполнять упражнения.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:

• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;

• Улучшить подвижность артикуляционных органов;

• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

• Увеличить амплитуду движений;

• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;

• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

• Развитию гибкости органов речевого аппарата; 

Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для малышей:

Как правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной гимнастики для дошкольников:

• Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию речевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому, что многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии не прибегать к помощи специалиста-логопеда;

• На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс устранения дефектов речи;

• При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а также избавиться от «каши во рту».

Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

1 группа упраж. – вырабатывают основные движения и положения ОАА,

2 группа упраж. – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).

3 группа упраж. – специфические упр., направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражняемых органов, где язычок не выполняет постоянные движения, а лишь занимает то или иное положение, по мере их усвоения детьми переходим к выработке более тонких, дифференцированных движений. Упражнения для губ можно делать в любом случае. Требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.

При проведении артикуляционной гимнастики важно учитывать особенности возрастной артикуляционной моторики. С детьми младших групп упражнения проводят в игровой форме. Объем требований невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.

В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются требования к качеству выполнения артикуляционной гимнастики. В старших группах следим за плавностью, четкостью выполнения движений, за умением быстро и четко переключать органы артикуляционного аппарата с одного положения на другое.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр. статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому на логопункте ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. В группе ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), а воспитатель должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников в игровой форме, для чего используют стихи и картинки. Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах не только значительно повышает интерес ребенка к упражнениям, но и определяет ритм их выполнения. Важно, чтобы за время стихотворения можно было повторить упражнение 3-5 раз. После этого необходимо дать ребенку время расслабиться и отдохнуть. Этой же цели служит артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках. Яркие картинки, на которых изображено правильное положение губ и языка для того или иного упражнения во многом упрощают задачу специалиста и делают сами занятия более увлекательными.

Знакомя ребенка с новым упр., необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например: как представить упр. «Вкусное варенье»? – сластена Карлсон, который любит варенье. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы – драже, вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.

Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.

Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение –

следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

Таким образом, уважаемые воспитатели, чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.

Данный комплекс артикуляционной гимнастики предназначен для логопедов, воспитателей, а так же родителей. Весь материал изложен в стихотворной форме, что является в младшем дошкольном возрасте, наиболее благоприятным восприятия, и вызывает наибольший интерес у детей.

nsportal.ru

Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребёнок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь развитый фонематический слух, знать буквы, читать слоги, иметь богатый словарный запас, строить развёрнутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания.

В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, которые поступают в первый класс с несформированными компонентами устной речи. Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков. Очень важно своевременно обратить внимание родителей на имеющиеся трудности в формировании речи детей, важно объяснить, что недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах, спровоцировать возникновение различных психологических проблем, которые будут иметь далеко идущие негативные последствия. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников — это совокупность упражнений для тренировки органов, составляющих артикуляционный аппарат (губ, языка, мягкого неба). Эти упражнения помогают тренировать положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков.

Чтобы артикуляционная гимнастика для дошкольников приносила плоды, заниматься ей нужно ежедневно. Все упражнения следует повторять как минимум 4-8 раз; если упражнение статическое (т. е. заключается в удерживании определенной мимической позы), выполнять его следует 15-20 секунд. Оптимальный график занятий артикуляционной гимнастикой — 3-4 пятиминутных «подхода» в день, каждый «подход» должен содержать не больше трех упражнений.

Не следует сразу предлагать ребенку все упражнения. Необходимо начать с простых и постепенно переходить к более сложным. Новые упражнения нужно вводить по одному, перемежая их с уже знакомыми ребенку.

Начинать проводить гимнастику с детьми можно, начиная с раннего возраста. Детям до 4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, что необходимо для формирования правильного звукопроизношения. Детям 5-7 лет и далее артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.

Сначала при выполнении упражнений дети учатся контролировать движения органов артикуляции, подражая взрослым, затем – перед зеркалом. При выполнении артикуляционных упражнений следует обращать внимание ребёнка на положение губ, языка. Задача взрослого — контролировать выполнение упражнения и указывать на ошибки (в мягкой форме!). Когда ребенок освоит правильное выполнение упражнения, можно убирать зеркало. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Если у ребёнка не получается какое-то движение, можно помочь ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

Упражнения не должны доводить органы артикуляции до переутомления. Если качество движения снижается, то следует временно прекратить данное упражнение.

Чтобы у ребёнка не пропал интерес к занятиям артикуляционной гимнастикой, лучше всего проводить их в игровой форме, придумывая каждому упражнению забавное название, используя картинки, игрушки и сопровождая выполнение упражнений чтением коротких стихов. Дети с удовольствием выполняют артикуляционную гимнастику, когда взрослый проводит её в виде сказки о весёлом язычке (5-7 минут).

nsportal.ru

Артикуляционная гимнастика для речевого развития дошкольников

Любовь Копытова
Артикуляционная гимнастика для речевого развития дошкольников

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Проблема развития речи всегда была значимой в работе с дошкольниками, но она становится все более актуальной в связи с негативными факторами, влияющими на снижения уровня речевого развития.

Работая по этой теме, я решала проблему, как сделать, чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью. Эффективное решение этой задачи возможно при условии учета ведущей в этом возрасте деятельности дошкольника. Это - игра, в ходе которой создаются наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремиться научиться тому, что еще не умеет.

Я считаю что, для того, чтобы получить положительную динамику развития ребенка, необходима организация развивающей предметно-пространственной среды группы; создание комфортной атмосферы в общении с воспитанниками на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия и правил общения ТРИЗ.

В моей группе созданы условия для саморазвития и самовыражения детей, сохранения и укрепления их здоровья. Это центры различной направленности: двигательной активности, сюжетно-ролевых игр, природы, «Моя безопасность», математики, строительства, экспериментирования, изобразительной деятельности, музыкального творчества. Взаимодействие детей в среде группы помогает инициировать их речевую активность, разбудить в каждом ребенке интерес к слову.

Для повышения эффективности речевого развития оборудовала речевой центр для совместной и самостоятельной деятельности детей. В речевом центре находится все необходимое для совместной и самостоятельной работы. Это рабочий стол, большое зеркало, индивидуальные зеркала, сюжетные и предметные картинки, карточки для артикуляционной гимнастики, разнообразные поддувалочки, дополнительные пособия и материалы для развития мелкой моторики рук (счетные палочки, карандаши-штампы, книги с речевыми упражнениями, «речевой дворик» (чудо-дерево, дидактический домик, копилка слов, альбом с интересными высказываниями детей и др.

Систематическое ежедневное выполнение несложных упражнений артикуляционной гимнастики помогает подготовить детский артикуляционный аппарат к правильному произнесению сложных звуков.

Сопровождение упражнений стихами превращает совместную деятельность в игру и очень нравится дошкольникам. Наглядный материал помогает привлечь внимание детей, заинтересовать их.

Игры на развитие звуковой культуры речи. Артикуляционная гимнастика.

«Улыбка». Тянем губы мы к ушам улыбнемся малышам. Тянем губы прямо к ушкам и сердиться нам не нужно. (Губы в улыбке, зубы видны.)

«Заборчик». Из зубов заборчик строй – ровный, белый, не косой. Губки широко открой, чтоб заборчик видеть свой. (Губы в улыбке, верхние зубы прикасаются к нижним).

«Лопатка». Язычок наш как лопатка – очень ровный, очень гладкий. Атакой лопаткой и копать приятно. (Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт).

«Желобок». Я послушный язычок превращаю в желобок. Узкий, узкий желобок. По нему ручей течет. (Язык лежит на нижней губе, кончик узкий, а боковые края загнуты в желобок).

«Чашечка». Мы чаек горячий будем пить на даче. Чашечку мы держим крепче, крепче, крепче. (Язык удерживает «чашечку»).

«Грибок». Вырос гриб большой в лесу, в садик гриб я принесу. Раз, два, три, четыре, пять – гриб мне надо удержать. (Язык присасывается к небу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка)

«Горка». Горка длинная у нас! Мы покатимся сейчас. Ты на горке удержись, плавно, медленно катись. (Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена)

«Иголочка». Я иголку острую для шитья готовлю. Крепко я ее держу, никого не уколю. (Рот приоткрыт, кончик языка – узкий, губы не касаются языка)

«Вкусное варенье». Мы сегодня ели вкусное варенье, а теперь по кругу мы оближем губы. (Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу)

«Гармошка». На гармошке мы играем, рот пошире открываем, челюсть вверх, челюсть вниз, ты, смотри, не ошибись. (Язык присасывается к небу, нижняя челюсть то опускается, то поднимается, растягивая уздечку языка)

«Лошадка». Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно. Ритм копыта отбивают, язычок им помогает. (Язычок щелкает)

«Непослушный язычок». Непослушный язычок, ничего сказать не смог. Мы его похлопаем, губками пошлепаем. (Широкий язык «лежит» на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему пя-пя-пя)

«Чищу зубы». Чищу зубы чисто, чисто и снаружи, и внутри; я хочу, чтобы всегда были белыми они. (Языком проводим сначала по внешней поверхности зубов, а затем по внутренней)

«Часик

и».[/i] Мой веселый язычок словно маятник часов: вправо-влево, вправо-влево он ходить всегда готов. (Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, касаясь уголков рта)

Для создания комфортной атмосферы в общении я придерживаюсь следующих правил:

1. Дети максимально свободны в выборе дистанции и позиции взаимодействия.

2. При нежелании участвовать в игре дети сами могут выбрать себе любое занятие.

3. Причиной запрета может стать только опасность данного занятия для ребенка и для окружающих.

4. Советы ребенку предлагаются в альтернативной форме, чтобы осталась возможность выбора.

5. Активно используются приемы подкрепления и поощрения инициативы ребенка. Говорить можно все. Каждый имеет право быть выслушанным.

6. Устанавливается телесный контакт педагога с каждым ребенком, что способствует более доверительным отношениям (обнять, погладить, пожать руку и т. д.)

Показатели качества созданной в группе развивающей среды: положительный эмоциональный настрой, открытость, желание посещать группу, низкая конфликтность между детьми, включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность, продуктивность деятельности детей (много рассказов, игровых импровизаций).

Воспитатель структурного подразделения МОУО Нижнеиргинская СОШ – Нижнеиргинский детский сад Копытова Л. А.

maam.ru

Смотрите также