Упражнения по русскому языку 7 класс

Главная » Упражнения » Упражнения по русскому языку 7 класс

УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ» для учащихся 7 класса

УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ  «ПРИЧАСТИЕ»

для учащихся 7 класса

Подготовила Борщева Н.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Чехломеевская ОШ»

УПРАЖНЕНИЕ 1

Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.

 Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Прочтите текст шуточного письма, которое было написано одним сказочным героем. Выпишите из текста краткие страдательные причастия, выделите суффикс и укажите глагол, от которого образовано данное причастие.

 Живем очень хорошо. Дом всегда прибран, белье выстирано и выглажено. В комнате очень уютно: пол застелен ковром, шторы накрахмалены и обшиты оборочками, стены украшены картинами. Цветы вовремя политы и подкормлены.  Книги разложены по полочкам. Игрушки бывают разбросаны, но вечером они всегда собраны и спрятаны в специальные ящики. Наши дети вымыты, обстираны, причесаны. Носики у них всегда вытерты, банты и шнурки завязаны. Девчонки наряжены и накрашены. Мальчишки одеты и обуты.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Вставьте Н/НН.

 Жаре..ый картофель, поджаре..ая рыба, черче..ый мной график, кваше..ая капуста, выточе..ая игрушка, моче..ые яблоки, суше..ая на чердаке черемуха, реше..ая задача, вяле..ая рыба, топле..ое молоко.

 УПРАЖНЕНИЕ 4

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

 1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

УПРАЖНЕНИЕ 5

От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.

 Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Прочитайте текст и выполните задания.

 Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой3 сокровищницы языка живого, сотворенного3 и, однако же, без устали творящего3, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

1. Найдите в тексте причастия.

2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.

3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.

4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Придумайте предложения, в которых причастия выступают в роли сказуемых.

5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Тест по теме "Причастие" 

1. В каком ряду все слова являются причастиями?

А) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый

Б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный

В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено

Г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая

2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?

Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.

А) 2

Б) 3

В) 4

Г) 5

3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?

А) закрутить — закрутивший

Б) решать — решенный

В) возвращаться — возвращающийся

Г) изучать — изучавший

4. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?

А) убранный — страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени

Б) бегущий — действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени

В) принятый — страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени

Г) слышавший — действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.

5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении слов?

В облике этой улицы угадываются старинные черты: кое-гдесохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами; пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот, с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под жилье.

А) сохранившиеся — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Б) снесенного — причастие, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа, в предложении является определением;

В) разросшимися — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Г) обшитое — причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении является определением.

nsportal.ru

упражнения на правописание предлогов

Упражнение . Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

(В) следстви.. непогоды, (в) следстви.. по делу те..рористов, вмешаться (в) следстви.., (в) продолжени.. пяти лет, (в) продолжени.. повести, (в) течени.. ручья,

Упражнение . Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

(в) течени.. месяца, (в) виду недостатка времени, узнать (на) счёт подписки, перевести (на) счёт другой организации, иметь (в) виду, узор (в) роде снежинки,

Упражнение . Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

узор (в) виде снежинки, узор (на) подоби.. снежинки, (в) роде Толстых, обратите внимание (на) подоби.. этих явлений, (на) подоби.. героев основан весь сюжет, (из) под бровей,

Упражнение . Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

сесть (в) место шофёра, (в) силу непр..двиденных обстоятельств, идти (на) встречу опас..ности, надейся (на) встречу с ней, (в) связи с отчётом, (в) заключени.. выступления,

Упражнение . Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

 (не) смотря на прив..легии, (не) смотря в мою сторону, (по) причине неурожая, (по) мере выращивания, (по) мере сил стараться, (в) продолжени.. утра,

Упражнение . Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

 (в) отличи.. от ко..лег, (на) перерез течению, (на) перекор стихиям, говорил (на) счёт творческого поиска, что-то (на) подоби.. сачка, (в) целях ликв..дации задолже..ности,

nsportal.ru

Занимательные задания по русскому языку

Занимательные задания по русскому языку для учащихся 6 «А» и 8 «А»  классов

  1. Игра «ГРАМОТЕЙ»

Условия игры:

Из букв, входящих в  слово «грамотей», нужно составить как можно больше слов разных частей речи, учитывая, что  буквы не должны повторяться.

 Победителями игры в  6 «А» классе стал Толстяк Денис ( 41  слово),

а в 8 «А» классе – Шевцова Маша (46 слов)

Занимательные задания:

2. Отгадайте слова, заменяя в подсказке первую букву:

1) Езда; она нужна для управления лошадью.

2) Ворс; сладкий напиток.

3) Дочь; тёмная после дня.

4) Ел; лежит на дне озера.

5) Капля; весь день стоит в болоте на одной ноге.

6) Тихо; лесной дух, чудище.

За каждое верно отгаданное слово – 1 балл.

3. Кто эти животные?

Лёзок, кута, дашоль, лёсо, оварко, сугь, путех, цурика, воца, азок.

За каждое верно отгаданное животное – 1 балл.

4. Отгадай шарады:

1) Первое – предлог.

 Второе – летний дом.

 А целое порой

 Решается с трудом.

2) С буквой “К” я в школе на стене,

 Горы, реки есть на мне.

 С буквой “П” – от вас не утаю –

 Тоже в школе я стою.

3) Мой корень в “просьбе” заключён,

 В ней он озвучен и смягчён.

 Приставка в “воплощение” где-то,

 На целое – все ждут ответа.

4) Корень мой находится в “цене”,

 В “очерке” найди приставку мне,

 Суффикс мой в “тетрадке” все встречали,

 Вся же – в дневнике я и в журнале.

За каждую верно отгаданную шараду по 3 балла.

5.  Замените выделенные словосочетания одним  иностранным "словом,  равным   по

 значению выделенным словам.

 1. Незабываемая картина — торжественный смотр физкультурников на Красной площади. 2. Мама связала теплую фуфайку с высоким воротом. 3. Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочие как депутата. 4. В нашем районе выстроили  помещение для стрельбы в цель.

 Слова  для  справок. Свитер, тир, мандат, парад.

6. Каждое предложение содержит по два синонима. Укажите, какой из синонимов употреблен для уточнения.

1. Лошадь, старая разбитая кляча, вся в мыле, стояла как вкопанная.

 (А. М. Горький.) 2. Ах ты, конь мой, конь, лошадь добрая. 3. Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница. (Ф. М. Достоевский.) 4. Одет он был в довольно ветхое, старенькое пальтишко, «из  которого уродливо вырос». (Ф. М. Достоевский.) 5. У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею (А. П.. Чехов.) 

 7. Заменить фразеологические обороты словами-синонимами:

 В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодаря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

Слова для справок. Быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

8. На плакате — надпись: «Запишите по одной идиоме, связанной с этими представителями   животного   мира»  — нарисованы комар, мышь, свинья, курица,  кот, рак, бык.

В своих ответах ребята называли такие идиомы:

как мышь на крупу, кот наплакал, когда на горе свистнет, брать быка за рога, комар не подточит, метать бисер перед свиньями,  носиться как курица с яйцом и т. п.

9. Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов.

Вот некоторые из них:

 Валится из рук                                  —'не клеится, не работается';

 голыми руками взять                       — 'легко одолеть';

дать по рукам                                               —'наказать, отучить';

дать руку на отсечение                    — 'поручиться';

из рук в руки                                    —'непосредственно';

как без рук                                        —'беспомощно';

 легкая рука                                       —'удачное начало';

 мастер на все руки                           - 'умелец';    -

не покладая рук                                —'неустанно';

 подать руку                                      —'помочь'.

Приведенные примеры показывают, что фразеологизм и слово могут соотноситься по своему лексическому значению как синонимы.

10. Игра «Кто быстрее?».

Подобрать по десять (можно  больше) фразеологизмов с общим для них словом (существительным).

 Нос

Задирать (задрать)  нос;.

вешать (повесить)  нос;

водить за нос;

зарубить на носу;

встретиться носом к носу;

клевать  носом;

не видеть дальше своего носа;.

бояться нос показать;

не показывать носа;

остаться с носом;

держать нос по ветру.

Глаз

Мозолить глаза (кому-нибудь);

хлопать глазами;

говорить в глаза (кому-нибудь, что-нибудь);

пускать пыль в глаза (кому-нибудь);

глазом не моргнуть;

с глазу на глаз;

хоть  глаза  выколи;

смотреть чужими глазами;

открыть   (кому-нибудь) глаза;

как бельмо на глазу.

Подведение итогов и награждение победителей

Составила Брага Л.Н.

nsportal.ru

Тренировочные задания по русскому языку 7-8 классы

Тренировочные задания 7-8 классы

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы.

Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений.

Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте приставки.

П...сеять рожь, о...бросить врага, на...стройка дома, по...клеить карту, пре...чувствовать неприятности, пре...шествовать экзаменам, сложная о...становка, по...твердить решение, о...дать пре...писание, тщательно п...р...работать, пре...ставить документы, з...конспектировать статью, ...держать обещание, от...слать корреспонденцию, под...брать иллюстрации, с...ехаться от...всюду, новый с...трудник, мой пр...дедушка.

Упражнение 3. Выделите приставку с-

...борник песен, ...жатое изложение, старинное ...дание, ...дать в аренду, ...жечь обломки, ...густить краски, ...беречь энергию, ...гладить противоречия, ...гинуть навсегда, ...дешний климат, ...дравые мысли, провозгласить ...дравицу, путевка в ...дравницу, ...дельная оплата.

Упражнение 4. Вставьте пропущенные буквы.

Без...дейность, вз...мать дез...нформация, небез...звестный, пост...мпрессионистский, вз...скать, пред...дущий, сверх...зысканный, спорт...гра, с...здавна, с...змала, фин...нспектор, без...нициативный, об...гранный, дез...нфекция, спорт...нвентарь.

Упражнение 5. Вставьте, где необходимо, разделительный твёрдый знак.

Раз…езд, об…единённый, под…язычный, пред…юбилейный, двух…ярусный, с…экономить, об…ять, об…ём, двух…атомный, с…язвить, об…узить, транс…европейский, без…умный, без…ядерный.

Упражнение 6. Расставьте пропущенные знаки препинания.

  1. Оставалось или рубить дерево или лезть кому-либо не его вершину.
  2. Зоя как села на землю так и вперила взгляд свой в этот дом.
  3. Тут поле и огород и сад и скотный двор и пасека.
  4. А она не то испугалась не то удивилась и глядела на него большими глазами.
  5. Она понимает всё и любовь и ненависть и человеческую душу.
  6. От дома от деревьев от голубятни от всего побежали длинные тени.
  7. Много всякой мелочи цветные карандаши перочинный ножик резина игольник с нитками шило часы секундомер лежало в моей сумочке.
  8. Нежная зелень да майское солнце поднимали мне настроение.
  9. Большие и маленькие красные и синие прозрачные и матовые шары украшали актовый зал.
  10. Мал хомячок да прожорлив.

nsportal.ru

Смотрите также