Упражнения по русскому языку 6 класс

Главная » Упражнения » Упражнения по русскому языку 6 класс

Тренировочные орфографические упражнения для 6 класса

Орфографическое тренировочное задание для 6 класса

1. Вставить пропущенные буквы, выделить корни с чередованием, подчеркнуть условия выбора буквы в них:

Вечером я соб…ру все тетради и учебники в портфель. Теперь можно распол…житься у телевизора и насл…ждаться бл…стящей игрой актеров. Вн…мание! Нач…нается фильм. Заг…релый юноша прод…рается сквозь зар…сли тр…пических р…стений. Он быстро и ловко, как обезьяна, заб…рается на дерево и зам…рает там, как дикий зверь. Это Маугли – сын джунглей, выр…щенный волками.  Он смел и силен. Маугли отважно д…рется с любым противником. Сж…мая в руке бл…стающий кинжал, Маугли вызывает на бой самого тигра  Шерхана, нап…рает на него в атаке. Сердце зам…рает в момент последней схватки.Фильм закончился, пора спать. Быстро умываюсь. Даже не выт…ревшись досуха, л…жусь в постель, которую заботливо расст…лила мама. Едва к…снувшись подушки, засыпаю.

2. Вставьте пропущенные буквы:

Надо было торопит...ся. Километра через два д...лина вдруг стала сужива...ся. Начали попада...ся глинистые сланцы. Ширина д...лины то суживае...ся метров до ста, то расширяе...ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди...ся, если не держа...ся главного русла. По хребту, поросш...му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива...ся, осматрива...ся, иначе легко сби...ся с пути.

3. Вставьте пропущенные буквы. При проверке используйте форму инфинитива – глагольный суффикс в инфинитиве сохраняется и в форме прошедшего времени:

Леле...л, наде...лся, послыш...лся, всматрив...лся, вид...лся, обид...л, знач...л, та...л, оконч...л, повес...л, вылеч...л, ненавид...л, спор...л, кле...л, стро...л, се...л.

4. Вставьте пропущенные буквы. Сверху укажите СПРЯЖЕНИЕ глаголов – оно подскажет вам букву в личном окончании, если оно БЕЗУДАРНОЕ!

(Он) подыщ...т работу, (он) дополн...т ответ, дыш...тся легко, засе...шь поле, обкле...шь обоями, вытр...шь насухо, колыш...тся знамена, народ бор...тся, снег та...т, все завис...т от обстоятельств, брод...шь по аллеям, он ненавид...т ложь, сказанного не ворот...шь, ты все мож...шь, солнце гре...т, окно заиндеве...т, слыш...шь все шорохи, хоч...тся выиграть. Проб_раться, соб_рут, разб_рать, отб_рет, заб_рется, выб_рать, прод_раться, д_рется, зам_реть от страха, ум_рающий, отм_рающие обычаи, уп_реться, зап_реть дверь, отп_рать замок, уп_рающийся, отп_реть, прот_рать, выт_реть, раст_рать, пост_лить, расст_лать, бл_стательный успех, бл_стеть, заж_гательный, выж_гать, Изл_гать, распол_жение, прил_гательное, прил_жение, сл_гаемые, сл_жение.

5. Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные. Не забывай про проверку!!!!!

Аген_ство, безмол_ствовать, блес_нуть на со_нце, ви_жать, високос_ный год, вкус_ные я_ства, влас_ный взгляд, гиган_ское сооружение, гнус_ные намерения, громоз_кий, дилетан_ский, докла_чик, завис_ливый, загвоз_ка, захолус_ный городок, здра_ствовать, извес_ный композитор, интриган_ский, инци_дент, искус_ная работа, комендан_ский час, компроме_тировать, конста_тировать, кос_ная речь, кос_ный бульон, корыс_ный, мелкий ма_штаб, наперс_ница, ненавис_ный, ненас_ный день.

6. Вставьте пропущенные буквы з или с (Вспомни правило на приставки!!!!!)

Бе_ценный, бе_человечный, бе_форменный, бе_конечный, бе_корыстный, бе_численный, бе_церемонный, бе_вкусный, бе_толковый, бе_грамотный, бе_цельный, бе_дарный, бе_покойный, бе_шумно, бе_смысленно, бе_болезненно, в_лететь, в_бешенный, в_дремнуть, в_тревоженный, во_рождение, во_действие, во_хождение, во_звание, мирово_зрение, во_любить, во_кликнуть, во_парить, во_препятствовать. И_гнание, и_полнение, и_бежать, и_пуганный, и_тратить, и_черпать, и_жарить, и_царапать, и_держки, и_давна, и_подлобья. Ни_падать, ни_провержение, ни_вергаться, ни_ринуться, ни_послать, ни_кий, ни_ший. Ра_продажа, ра_двоение, ра_чесать, ра_щедриться, ра_биться, ра_щелина, ра_пространить, ра_толочь, ра_четливый, ра_пороть, ра_чертить, ра_крутить. Чере_чур, чре_мерный, _дача, _дание, _дельщина, _десь, _бежать, _давать, _бор, _бросить, _доровье, _держаться, _двинуть, _горяча, _дравница, _бить, _гинуть, не видно ни _ги, _дернуть, _гореть.

7. Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются. Найди предложение с обобщающим словом, обозначь это слово «Об.сл.»:

СКВОРЕЦ

Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса!

Для товарищей с неразборчивым почерком!!!!!

Задание №8

Практика по каллиграфии

Аккуратно выполни следующие каллиграфические упражнения!

Запиши тексты, максимально соблюдая образцы и не нарушая предложенную разметку.

                                                                                  Повтори до конца каждой строки:

Продолжай еще по строчке

Найди в словарях и запиши (максимально аккуратно каллиграфически) определения следующих терминов: «КУЛЬМИНАЦИЯ», «МЕТАФОРА», «БАЛЛАДА»

nsportal.ru

Задания для повторения изученного материала за курс русского языка в 6 классе

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Раскрой скобки. Поставь вопросы к подчёркнутым словам и запиши получившееся словосочетание. Укажи в нём главное слово.

                    х

Образец: выйти (куда?) к реке.

Лето мы пр…вели с братом (на) реке. Каждый ден… х..дили купат..ся и л…вить рыбу в речк… .Как бодро мы себя чу…ствовали после купания! Ежедневно прин…сили д..мой нескол…ко ёрш…ков и лещ…ков.

Х…рошо мы пр..водим время летом (на) б…регу реки! Качает…ся (над) травой колокол…чик. Красне…т (под) листком з…мляника. Воздух наполнен свеж… ароматами. Пахнут травы  цв..ты. Впереди черне…т хвойн… лес. В нём щебеч…т св…стят птицы. Гре…т жарк… со…нце. (Про)плывают бел… обл…ка. Время л…тит быстро. (Не) хочет…ся уходить. Сид…м на б…регу реки до поз…него веч…ра.

2. В предыдущем задании найди и выпиши:

а) односоставное предложение:

б) предложение с однородными сказуемыми;

в) формы глагола "провести".

3. Составь предложение, в котором глагол "летит" употребляется в прямом значении, а затем предложение , где этот же глагол употребляется в переносном значении.

__________________________________________________________________

1. Выполни морфемный разбор слов

ВЫБРОШУ, ДЕЛЬНЫЙ, ГНЁЗДЫШКО, БЕСТОЛКОВЫЙ, ВЫРУБКА, ПРОХОЖУ, ГАЗЕТНЫЙ, ПЕРЕДЕЛКА, ВЕРХУШКА, БЕЗГРАМОТНЫЙ .

2. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выполни синтаксический разбор первого предложения.

(В) этот день вестибюль школы украс…ли осе…ние лис…тья, венки, цв…ты. Нет для юннатов* поры  радос…нее осен… . (От)крывает…ся школ…ная (вы) ставка. Юннаты (вы)водят (на) парад свёклу, соч…ные ябл…ки, рож… . Дети готов…т мален…кие, но сер…ёзные доклады. А потом уг…щают всех чаем (с) варен…ем. Ягоды для него они выр…стили сами на (при)школьном учас…ке.

*Юннат - юный натуралист, участник кружка по изучению природы.

3. Замени в предыдущем задании словосочетание "(вы)водят (на) парад" подходящим по смыслу синонимом или синонимичным выражением. Запиши получившееся предложение.

4. Из предыдущего задания выпиши:

а) предложение с однородными подлежащими,

б) предложение с однородными определениями.

Нарисуй схемы этих предложений.

__________________________________________________________________

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Над глаголами второго лица укажи спряжение.

Нескол…ко лет наза… в центр… столиц… выр…сло кр…сивое здание. На его фасад… интерес…ные ч…сы. Каждый час на ц…ферблате открывают…ся ч…рные створки а за ними появляют…ся герои народн… сказок.

Вход…шь в театр в ожидани… встречи с уд…вит…льным миром. В музе… театра ты познаком…шься с куклами разн… стран. В зимн… саду увид..шь дер…во с чудес…ными птицами. В водоёме плещ…тся рыбки.

Как здесь красиво! говорят  р…бята.

Этаж…м выше находит…ся зрит…льный зал с разн…цветными креслами синими, красными, з…лёными. Так сделали для того, чтобы р…бята не спут…ли м…ста.

2. В предыдущем задании найди односоставные предложения и подчеркни в них главный член.

3. Из первого абзаца предыдущего задания выпиши сложное предложение. Подчеркни в нём грамматические основы. Нарисуй схему.

__________________________________________________________________

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. В скобках указывай проверочное слово.

В окт…бре, в окт…бре (           )

Частый дожд…к на дв…ре (            ).

На лугах м…ртва (         ) тр…ва (           ),

Зам…лчал (        ) кузнеч…к.

Заг…товлены др…ва (         )

На з…му (        ) для печ…к.

Подчеркни главные члены в каждом предложении.

Выпиши краткое прилагательное и поставь его в полную форму И. п. муж р.

2. Выполни морфемный анализ слов

ЗЕЛЕНЕЮТ, ЗАЦВЕТАЮТ, РЕЧКИ, ПОСИНЕЛИ, ВХОДЯТ.

3. Преврати нераспространённые предложения в распространённые. Запиши то, что у тебя получилось.

Малыш открыл и посмотрел.

Я рассматривал.

Все остановились.

Мы вернулись.

Поезд двигался.

Никто не посмотрел.

nsportal.ru

Задания для дополнительных занятий по русскому языку в 6 классе

Две жен(?)щины брали воду из к…лодца. Под…шла к ним третья. И старенький ст…рич…к на камушек отд…хнуть присел.

Вот г…в…рит одна жен(?)щина другой:

- Мой сынок ловок да с…лён, никто с ним не слад…т.

- А мой п…ёт, как с…л…вей. Ни у кого гол…са такого нет, - г…в…рит другая. А третья м…лчит.

- Что же ты про св…его сына не скаж…шь? – спрашива…т её с…седки.

- Что ж ск…зать? – г…в…рит жен(?)щина. - Ничего в нём особенного нету.

Вот н…брали жен(?)щины полные вёдра и п…шли. А ст…рич…к - за ними. Идут жен(?)щины, останавлива…тся. Б…лят руки, плещ…тся вода, лом…т спину.

Вдруг навстречу три мальчика выб…га…т.

Один через гол…ву кувыркает(?)ся, к…лесом ход…т – любу…тся им жен(?)щины.

Другой пес(?)ню п…ёт, с…л…вьём зал…ва…тся - заслушались его жен(?)щины.

А третий к матер… по…б…жал, взял у неё вёдра т…жёлые и пот…щил их.

Спрашива…т жен(?)щины ст…ричка:

- Ну что? Каковы наши сыновья?

- А где же они? – отвеча…т ст…рик. - Я только одного сына вижу!

1.  Озаглавьте текст._____________________ 2. Определите тип текста._____________________________

3. Определите основную мысль текста.__________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Вставьте пропущенные буквы.

5. Подберите антонимы к словам: спрашивать _______________________________________ ,

г…в…рить  _____________________________, выб…гать ________________________________

6. Определите спряжение глаголов с пропущенными окончаниями.

7. Разберите по составу слова: навстречу _____________ , н…брали ___________ , старенький _________

8. Сделайте словообразовательный разбор слов: навстречу ____________________________________,

старенький _______________________________ по…б…жал ________________________________

9. Составьте словообразовательную цепочку слова старичок_____________________________________

__________________________________________________________________________________________

10. Выпишите из текста однокоренные слова к слову ст…рич…к и его формы:

Однокоренные слова

Формы слова

__________________________________________________________________________________________

Ю. Коваль Тучка и галки

В д…ревне Тараканово живёт лош…дь Туч(?)ка, рыжая как огонь. Её люб…т галки.
На других л…шадей галки вн…мания не обраща…т, а как увид…т Туч(?)ку, сразу с…дятся к ней на спину и нач…на…т выщипывать шерсть.
— У неё шерсть тёплая, как у верблюда,— г…в…рит возчик Агафон.— Из этой бы шерсти н…ски св…зать.
Прыга…т галки по широк…й сп…не, а Туч(?)ка посапыва…т, ей приятно, как щипл…тся галки. Шерсть-то сама лез…т, то и дело приход…тся ч…саться об забор. Набрав полный клюв т…пла, галки л…тят под крышу, в гн…здо. Туч(?)ка – лош…дь мирная. Она никогда не брыка…тся. Возчик Агафон – тоже добрый человек. Задумчиво гл…дит на л…ш…диный хвост. Если б какая нахальная галка села ему на гол…ву, он небось и глазом бы не м…ргнул.

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Подберите синонимы к словам: возчик _______________________________________ ,

гл…дит _____________________________, д…ревня ________________________________

3. Определите спряжение всех глаголов.

4. Разберите по составу слова: возчик _____________ , задумчиво ___________ , л…ш…диный ____________, выщипывать ______________, никогда ______________

5. Сделайте словообразовательный разбор слов: никогда ____________________________________,

возчик _______________________________ ч…саться ________________________________

6. Составьте словообразовательную цепочку слова задумчиво _____________________________________

__________________________________________________________________________________________

7. Выпишите из текста однокоренные слова к слову лош…дь и его формы:

Однокоренные слова

Формы слова

__________________________________________________________________________________________

8. Выпишите из текста слова, в которых происходят чередования:__________________________________

__________________________________________________________________________________________

9. Выпишите из текста слова с проверяемой безударной гласной корня, подберите к ним проверочные: __________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

nsportal.ru

упражнения к теме "лексика"

СИНОНИМЫ

1.С.Я. Маршак «Вьюга». Выпишите синонимы и однокоренные слова. Назовите синонимы к названию стихотворения, к какой части речи они принадлежат?

Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи –

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.

2. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сравните два варианта. Какие изменения внёс поэт? Почему?

Черновой вариант                                       Окончательный вариант

В ручку яблочко взяла,                                В руки яблоко взяла,

К алым губкам поднесла,                             К алым губкам поднесла,

Кожу только прокусила                               Потихоньку прокусила

И ломтик проглотила…                               И кусочек проглотила…

Пёс на яблоко стремглав                              Пёс на яблоко стремглав                              

С лаем кинулся – сердился,                         С лаем кинулся, озлился,

Проглотил его – свалился                            Проглотил его, свалился

И издох…                                                      И издох.

     3. Синонимические ряды. Расположите синонимы в порядке усиления признака и запишите.

а) Колосс, титан, гигант, великан, исполин.

б) Отважный, храбрый, неустрашимый, смелый.

в) Страшиться, трепетать, ужасаться, робеть, бояться, опасаться.

г) Холод, стужа, мороз.

     4. Выписать сначала слова, называющие один и тот же предмет, затем – один и тот же признак, и, наконец, одно и то же действие.

1) Бороться, биться, работа, дело, вежливый, воевать, труд, сражаться, учтивый, любезный, драться, занятие, деликатный, служба, обходительный.

2) Безграничный, известие, беспредельный, блестеть, весть, бескрайний, сиять, бесконечный, извещение, необозримый, сверкать, необозримый, сообщение, светиться, необъятный, искриться, безбрежный, новость, блистать.

nsportal.ru

Смотрите также