Упражнения по русскому языку 5 класс

Главная » Упражнения » Упражнения по русскому языку 5 класс

Задания для повторения изученного материала за курс русского языка в 5 классе

Задания для повторения изученного материала за курс 5 класса

Составила учитель ГБОУ СОШ № 657 г. Москвы Матюшкина М.Е.

Задание 1

1. Распредели слова-понятия (термины) в соответствии с разделами лингвистики, в которых они изучаются.

Орфография:_________________________________________________________________________________________

Фонетика:____________________________________________________________________________________________

Морфемика:__________________________________________________________________________________________

Морфология:_________________________________________________________________________________________

Синтаксис:___________________________________________________________________________________________

Пунктуация:________________________________________

Стилистика:__________________________________________________________________________________________

Лексика:_____________________________________________________________________________________________

Звук, словосочетание, имя прилагательное, дополнение, непроизносимый согласный, многозначное слово, двоеточие, приставка, сонорный, предлог, научный стиль речи, запятая, подлежащее, постфикс, антоним, разделительный мягкий знак, служебные части речи.

2. Разбери слова по составу:

 красива, перелётные, переход, раздать, переделка, соединим, премудрость.

Задание 2

1. Запиши имена существительные в форме П. п. единственного числа. Выдели окончания.

Морковь - _______________, битва - _______________,

радость - _______________, веселье - _______________,

язык - _______________, значение - _______________,

народ - _______________, история  - _______________ .

2. Измени слова по образцу и запиши. Подчеркни букву мягкий знак, обозначающую мягкость согласного.

Образец: соловей - соловья, соловью.

Копьё, ручей, муравей, жильё, зверьё.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3

1. Запиши словосочетания, вставляя предлог ОТ или ДЛЯ:

Лекарство … головной боли, таблетки … снятия нервного напряжения, средство … мытья посуды, порошок … стирки белья, капли … бессонницы, состав …выведения пятен.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Запиши в транскрипции слова:

 КОСМОНАВТ [                                         ],

АВТОБУС [                                         ],,

 ФУТБОЛ [                                         ].

3. Подчеркни в предложениях текста главные и второстепенные члены предложения.

Осень пожаловала в лес. Она украсила деревья разноцветными красками. Скоро птицы улетят в тёплые края.

Задание 4

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Напиши название тропа (средства художественной выразительности), который используется автором в этом стихотворении.

Остр…секирою ранена б…рёза,

(По) коре сребристой (по) катились слёзы;

Ты (не) плачь, б…рёза, бедн…, не сетуй!

Рана не см…ртельна, вылечит…ся (к) лету.

Троп: _______________________________

2. Выдели корень в слове. Запиши к каждому слову по два однокоренных:

носить - __________________, _______________________;

ссориться - __________________, _______________________;

загадка - __________________, _______________________;

заиграть - __________________, _______________________;

городской - __________________, _______________________;

ослепить - __________________, _______________________ .

Задание 5

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найди в предложениях однородные члены и подчеркни их.

Образец: Меня и Колю родители оставили дома.

(Из) м…рских водор…слей люди делают лекарства, корм для ж…вотных. (По) м…рям плавают пассажирск… и грузов… суда. Пришла осень, без красок и кис…ти перекрасила все лист…я. (Из) кустов (вы) прыгнула птич… ка и (за) кружилась на мест… . (В) саду (по) дорожкам  и тр…пинкам прыгают в…робышки.

2. В первом задании найди два однокоренных слова и запиши их:

__________________________________________

3. Разбери по составу слова:

улетят, перекрасила, воробышки.

Задание 6

1. Спиши, исправляя ошибки.

Внебо взлитают цвитныи огни, весьть а победи расносят они. Деревъя блестают в залотом убори. Рыбу в мори чиловек ловит издовна. Труд кормет, а лень портет. Кому мир не дораг, тот нам и ворог. Чтобы рыпку сьесть, надо вводу лесть.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Подчеркни в предложениях грамматические основы. Над существительными укажи склонение.

Ярко на небе сверкали звёзды. Март - первый месяц весны. Мы спустились со склона. Птицы - санитары садов. На каждой травинке вспыхивает утренний луч. Три ночи лил бурный дождь. Даль светла. Дочь хороша. На реке затрещали и двинулись льды. Василий, не ешь сметану!

Задание 7

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели окончания в именах существительных.

Расти на берёз…, говорить о власт…, беседовать о бесстраши…, побывать на открыти… музея, споём о печал…, не отметить в расписани…, рассказывать о строени… цветка, быть в прекрасном настроени…, подарить Инн…, отдать подарок Мари… .

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Найди и выпиши слова с приставками. Приставки выдели.

Погода, поговорил, побежим, удивлять, уголь, умный, уговорить, отара, отнёс, волосы, вокруг.

____________________________________________________________

Задание 8

1. Спиши, вставляя разделительный Ъ или Ь:

в…езд во двор, сол…ю раствор, с…ёмка кинофильма, дружная сем…я, об…явление в газете, с…ездить на дачу, испугать вороб…я, ледяная в…юга, весенней капел…ю, под…ехать к воротам, с…едобная пища, мален…кая обез…яна, сер…ёзный разговор, пред…вить удостоверение, в…ёт гнездо, крутой под…ём.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Подбери по три однокоренных слова. Запиши. Выдели корень.

Пахать - _________________________________________________;

Пахнуть  - _________________________________________________;

Радовать - _________________________________________________;

Светить - _________________________________________________ .

3. Запиши в форме Д.п. и П.п. словосочетание лесная чаща

Д.п. ________________________ П.п. ___________________________

Задание 9

1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова, распределяя их по  

1) с орфограммой "Буквы О-Ё в корне после шипящих":

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) с орфограммой "Буквы О-Е в суффиксе после шипящих":

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) с орфограммой "Буквы О-Е в окончании после шипящих":

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ш…рстка, ч…лка, чертеж…м, ч…рный, туч…й, камыш…м, кош…лка, лапш…й, пч…лы, щ..тка, луж…й, свинц…вый, ж…стко, больш…й, ч…рствый, ткач…м, реш…тка, реч…нка, щ…лкать, щ…голь,девч…нка,  ж…рдочка, щ…чки, ч…рный, руч…нка, абзац…м, ш…колад, чтец…в, ш…ссе, ш…тладский, ш…фёр, огурц…в, отц…в.

2. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания. В скобках укажи, какое это предложение (простое или сложное).

Была гр..за с сильн.... ветром и ноч..ю гнилое дерево рухнуло.

(           ) Медленно ра..ходятся по в..де з..лёные створки кувшинок и

белые листоч..ки ра..ворачиваются в пышн.... цв..ток. (           ) Ра..дался всплеск и тело тюленя и..чезло в в..де. (            )

Задание 10

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

В..сёлый мотив, хру…кое здоров…е, ж…лой дом, модный галсту…, извес…ный певец, ме…кий стр...лок, поз…няя осень, вкус…ная ватру…ка, гла…кая поверхнос…ть, кно…ка звонка, дер…кий ответ, убедит…льная про…ьба, древес…ная стру…ка, джинсов… ю…ка, ш…рстяные варе…ки, искус…ная ре…ьба по дереву, ше…ский концерт, старый дру…, зале… на б…рёзу, ре…кий минерал, весёлая сва…ьба,  ни…кая перекладина.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Проспрягай глагол ТЕРЯТЬ в форме настоящего времени:

я___________________,

ты__________________,

он__________________,

мы__________________,

вы__________________,

они__________________.

Задание 11

1. Подбери к обобщающему слову однородные члены. Запиши, что получилось.  

Образец: Павел, Виктор, Антон - это мужские имена.

_____________, _____________, _____________ - это профессии.

_____________, _____________, _____________ - это грибы.

_____________, _____________, _____________ - это герои книг Астрид Линдгрен.

_____________, _____________, _____________ - это знаменитые детские писатели.

Города России: _____________, _____________, _____________ .

Школьные предметы: _____________, _____________,____________ .

2. Выполни фонетический разбор слова МАЯК:

_________________________
_________________________

_________________________

_________________________

Букв:___ , звуков: ___ .

Задание 12

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выдели орфограмму "Буквы Е-И в корнях с чередованием".

Смелый ум…рает один раз а трус каждый день. Кто детям потакает сам слезу ут…рает. Всё в природе зам…рло и погрузилось в сон. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и зап…рла в стол. Звук колокольчика начал зам…рать. Соб…рать жёлуди следует зелёными. Наступает зима и жизнь в лесу зам…рает. Внутри птица выст…лает гнездо мягкими предметами шерстью, волосами, пухом. Горничная аккуратно заст…лила постель.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Над всеми глаголами в первом задании укажи их вид (сов. в., несов. в.)

Задание 13

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Надёжные границ…, юные живописц…, маленькие станц…и, администрац…я гостиниц…, сестриц…н подарок, огромные ц…ферблаты, идти на ц…почках, пушистые ц…плята, исписанные страниц…, заболеть ц…нгой, ц…ганский хор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В задании 1 найди пару антонимов и запиши их:

__________________________________________________

3. Запиши в транскрипции слова:

 ДЕТИ [                 ], ЁЛКА [                 ].

nsportal.ru

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс.

Олимпиада по русскому языку для 5 класса

Задание 1. Укажи, какие части слова, кроме корня, есть в слове шумный (обведи № правильного ответа):

  1. Приставка и суффикс.
  2. Приставка, суффикс и окончание.
  3. Суффикс и окончание.
  4. Приставка и окончание.

Задание 2. Какое слово, сочетаясь с разными словами, может быть и именем прилагательным, и именем существительным? (Обведи № правильного ответа):

  1. Осенний.
  2. Столовая.
  3. Дождливый.
  4. Жалобный

Задание 3. Укажи имя существительное, которое в форме дательного падежа имеет окончание – е? (Обведи № правильного ответа):

  1. Библиотека.
  2. Морковь.
  3. Дочь.
  4. Мать.

Задание 4. Какое имя существительное имеет только форму множественного числа? (Обведи № правильного ответа):

  1. Перья.
  2. Упражнения.
  3. Метели.
  4. Сутки.

Задание 5. В каком выделенном слове пропущена буква е? (Обведи № правильного ответа):

  1. Об…жать слабых.
  2. Сл…зать сметану.
  3. Прим…рить друзей.
  4. Прим…рять платье.

Задание 6. В каком выделенном глаголе в окончании пропущена буква а? (Обведи № правильного ответа):

  1. Солнце выглянул…
  2. Распустил…сь сирень.
  3. Море разбушевал…сь.
  4. Спортсмены прыгал…

Задание 7. Укажи слово с предлогом (обведи № правильного ответа):

  1. (По)линейке.
  2. (По)друга.
  3. (По)забыть.
  4. (По)года.

Задание 8. Выбери верное утверждение (обведи № правильного ответа):

  1. Имена существительные не изменяются по падежам.
  2. Имена существительные изменяются по числам и падежам.
  3. Имена существительные изменяются по родам.
  4. Имена существительные не изменяются по числам.

Задание 9. Укажи правильное значение выражения (обведи № правильного ответа):

                   Держать язык за зубами.

  1. Лишиться дара речи.
  2. Молчать, не говорить ничего лишнего.
  3. Оказаться в смешном положении.
  4. Заболеть.

Задание 10. Вставь пропущенное в пословице слово, подходящее по смыслу. (Обведи № правильного ответа):

                      Не стыдно не знать, стыдно … .

  1. Обманывать.
  2. Не учиться.
  3. Жадничать.
  4. Зазнаваться.

Задание 11. В каком предложении нет глагола? (Обведи № правильного ответа):

  1. Весь день бабушка пасёт корову на лугу.
  2. Корова жуёт сочную травку.
  3. К вечеру бабушка подоила корову.
  4. Хорошо парное молочко!

Задание 12. Отметь вариант с ошибкой в окончании имени прилагательного (обведи № правильного ответа):

  1. Ранней осенью.
  2. В соседнию рощу.
  3. К дремучему лесу.
  4. Свежей зеленью.

Задание 13. Напиши, сколько звуков [ф] в словах предложения:

                     Верблюд решил, что он жираф,

                     И ходит, голову задрав.

                     Ответ: ______

Задание 14. Разбери слово перевозчики по составу:

                     Ответ: ___________________________________

Задание 15. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст? Допиши 4 – 6 предложений, продолжив текст.

А.  Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.

Б.  Вдруг налетел ястреб.

В.  Он схватил крикуна и унёс себе на обед.

Г.  Два молодых петушка подрались, и один победил другого.

Д.  Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!»

Ответ:_________________________

Ответы на олимпиадные задания для 5 класса

1 – 3

2 – 2

3 – 1

4 – 4

5 – 4

6 – 2

7 – 1

8 – 2

9 – 2

10 – 2

11 – 4

12 – 2

13 – 2 звука

Пере-воз-чик-и

15 – ГАДБВ

                  Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом. За дописанный рассказ – до 5 баллов. При оценке дописанного сочинения применяются действующие нормы оценки сочинений и изложений.

                  Таким образом, максимальное количество баллов за олимпиаду – 20 баллов.

nsportal.ru

Комплекс заданий по русскому языку для 5 класса (олимпиадный уровень)

Олимпиадные задания по русскому языку, 5 класс

1. В каких словах буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

1) Лень, степь, ехать, шесть;

2) вперёд, поёт, мёд, жёлудь;

3) салют, вьюга, жюри, люди;

4) пять, мять, земля, объявит.

2. Верно ли затранскребированы слова? Если неверно, исправьте.

[П'а]тнадцать, [жа]леть, [ч'и]рта, [то]вар, [ч'а]сы.

3. Распределите слова по группам: а) без приставки; б) с приставкой о-; в) с приставкой от-; г) с приставкой ото-.

   Отцовский, оттепель, отыскать, оторвать, отварить (капусту), отворить (дверь), ошибка, отрывать, отработать, отделать, основать, отселить, отощать, отпарить, отобразить, отодвинуть, отопить.

4. Прочитайте. Найдите антонимы. С какой целью автор использует антонимы в тексте?

И грустно и радостно

   Странный в сентябре лес – в нем рядом и весна и осень.

   Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодная белая радуга.

   Увядание и расцвет. Тишина и песни.

   И грустно и радостно. (Н.И.Сладков)

5. Подберите известные вам слова, получившие свои названия от собственных имен существительных. Объясните происхождение этих слов.

6. Подберите семь фразеологизмов со словом рука. Объясните их значение.

7. Найдите подлежащее в отрывке из стихотворения В. Дыховичного и М. Слободского:

А за стеной ревущее, звенящее, гремящее,

Спешащее, бегущее несется настоящее.

8. Определите спряжение глаголов и вставьте пропущенные гласные:

Они стел…т, они стро…т, они кол…т, они се...т.

9. Расставьте знаки препинания в предложениях:

А) Маша воскликнула Ребята сюда!

Б) Мы знали что скоро наступит ночь.

В) Лес зеленый дом для многих его обитателей.

Г) В огороде у бабушки были посажены разные овощи свёкла морковь капуста и картофель.

Д) Солнце играет светом и льет теплые лучи на землю.

10. В каком слове допущена ошибка в образовании грамматической формы?

А) шоферы; Б) пара чулок; В) пара носков; Г) килограмм мандарин; Д) многие директора.

Ключи к заданиям

1. Ехать (т.к. е стоит в начале предложения), поёт (т.к. ё стоит после гласного), вьюга (т.к. ю стоит после ь), объявит (т.к. я стоит после ъ).

2.  [П'и]тнадцать, [жы]леть, [ч'и]рта, [та]вар, [ч'и]сы.

3. а) без приставки: отцовский, ошибка, основать; б) с приставкой о-: отворить (дверь), отощать, отопить; в) с приставкой от-: оттепель, отыскать, отварить (капусту), отрывать, отработать, отделать, отселить, отпарить, отобразить; г) с приставкой ото-: оторвать, отодвинуть.

4. Текст Н.И.Сладкова насыщен антонимами. В природе не бывает однозначных явлений, особенно осенью: природа готовится к долгому зимнему сну, но жизнь в ней еще теплится. Обилие антонимов передает противоречивость осенней природы, но в то же время ее многоцветье и многообразие.

5. Дизель – от имени изобретателя двигателя, немецкого инженера Рудольфа Дизеля. Сталелитейная печь мартен названа в честь французского металлурга Пьера Мартена. Мансарда получила свое название по имени французского архитектора Франсуа Мансара. Саксофон увековечил имя своего изобретателя – бельгийского мастера духовых инструментов Адольфа Сакса. Плотная бумага для черчения и рисования ватман носит имя владельца английской бумажной фабрики Джеймса Ватмана.

   Мороженое пломбир родом из французского города Пломбьер. Майонез пришел к нам из города Маон, находящегося на о.Менорка в Средиземном море. Название тюль связано с французским городом Тюль, славившимся легкими позрачными тканями. Тонкая шерстяная ткань кашемир получила свое название по области Кашмир на севере Индии, откуда ее издавна вывозили. А плащ болонья назван по городу Болонья в Италии.

   Слово сэндвич произошло от имени графа Сэндвичского , жившего в XVIII веке. Он был таким азартным игроком, что не мог оторваться от карт даже для того, чтобы поесть. Слугам приходилось подавать ему мясо, закрытое хлебом с обеих сторон, чтобы легче было нести.

6. Своя рука-владыка – о том, кто имеет возможность поступать по своему желанию.

Рукой подать – рядом, близко.

Из рук в руки – без посредников.

Работать не покладая рук – усердно.

Легкая рука – о том, кто приносит удачу.

Правая рука – надежный помощник.

Чужими руками жар загребать – присваивать чужой труд.

7. Грамматическая основа предложения: настоящее несется.

8. Они Стелют, строят, колют, сеют.

9.  А) Маша воскликнула: «Ребята, сюда!»

     Б) Мы знали, что скоро наступит ночь.

     В) Лес - зеленый дом для многих его обитателей.

     Г) В огороде у бабушки были посажены разные овощи: свёкла, морковь, капуста и        

             картофель.

     Д) Солнце играет светом и льет теплые лучи на землю.

10. Мандаринов.

nsportal.ru

Занимательные упражнения по орфографии (5 -9 классы )

                              Занимательные упражнения по орфографии

                                                                  Упражнение № 1    

Внимательно прочитайте текст под цифрой 1 ( вам даётся на это одна минута ), посмотрите, нет ли в нём ошибок. Закройте этот текст.

 Читая тест под цифрой 2, запишите на листе бумаги, какие ошибки были допущены в первом тексте. Затем снова откройте текст под цифрой 1 и проверьте себя. Исправьте ошибки.        

1. Однотонный звук широко течёт над землёю и гасит мысли. Невольно, со вниманием, которое становится всё напряжоннее, вслушиваешься, как дождь сечёт опавший лист, бъёт камни, хлещет о стволы деревьев, как журчат и всхлипывают ручьи, сбегая к морю, гудят в горах потоки, гремя камнями, скрипят деревья под ветром, равномерно бухает вална, - тысячи звуков сцепились в один тяжёлый, сырой, и хочется разъеденить их – разместить, как слова в песне.

2. Однотонный звук широко течёт над землёю и гасит мысли. Невольно, со вниманием, которое становится всё напряжённее, вслушиваешься, как дождь сечёт опавший лист, бьёт камни, хлещет о стволы деревьев, как журчат и всхлипывают ручьи, сбегая к морю, гудят в горах потоки, гремя камнями, скрипят деревья под ветром, равномерно бухает волна, - тысячи звуков сцепились в один тяжёлый, сырой, и хочется разъединить их – разместить, как слова в песне.

                                                                     Упражнение № 2

Наблюдательны ли вы? Прочитайте слова один раз. Закройте их.

а) Облако, бархат, ярмарка, канцтовары, абажур, витрина, жилет, канава, азарт, канонада.

Прочитайте слова под буквой б)и ответьте на вопросы.

б) Бархат, облако, ярморка, абажур, канцтовары, желет, витрина, канава, азарт, кананада.

1) В каких словах допущены ошибки?

2) Какие слова стоят в другом порядке?

                                                                      Упражнение № 3

Прочитайте слова один раз:

палисадник, дифирамб, канцелярия, зкспонат, эксперимент, привилегия, жакет, гарнизон, проект, компонент.

Закройте их, ответьте на вопросы.

1) Сколько всего слов?   2) Сколько слов начинается с буквы э ? 3) Какое было первое и последнее слово?

4) Между какими словами находится слово «жакет» ?

                                                               Упражнение № 4                

1. Прочитайте предложение. Закройте его, запишите его по памяти.

1)Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок. Послушен, ловок и вместителен. (А.И.Куприн.)

2) Серебряные паутины сверкали на солнце; золото и багрянец опавших листьев покрыли дороги и прогалины леса; калина и рябина огнились своими гроздьями. ( К.С.Петров – Водкин.)

3) В осеннюю ненастную ночь румяный инженер объехал полгорода,  разыскивая дешёвые цитрусовые, но ничего не нашёл и приобрёл никому не нужные финики.

2. Запишите по памяти через 30 минут.

За каждое правильно написанное слово – 1 балл, за пропущенное слово – 0 баллов, за слово с ошибкой или неправильно написанное слово – 1 балл. Сколько баллов вы набрали?

                                                                  Упражнение № 5

Вставьте , где нужно, пропущенные буквы или раскройте скобки и найдите лишнее слово ( оно отличается написанием ).

1) Ш…в, ш…рох, ш...к, крыж…вник, ш…пот, капюш…н, ш…мпол;

2) щ…тка, ш…ба, ш…м, параш…т, ш…стрый, ш…т;

3) мыш…, мощ…, лещ…, лож…, рож…, брош…;

4) с…ём, под…ём, соб…ём, об…ём;

5) ц…ркуль, ц…фра, ц…ганка, ц…линдр, ц…тата.

           Упражнение № 6

Вставьте пропущенные буквы, где это нужно, или раскройте скобки. Установите, по какому признаку подобраны слова, и укажите лишнее.

1) Покл…няться, пог…рельцы, сл…гаемое, оз…рённый;

2) бе…вкусный, во…стание, и…жарить, ра…хвораться, ни…падать, …делать;

3) пр…ступить, пр…дать, пр…клоняться, пр…остановиться, пр…зирать;

4) француз…кий, абхаз..кий, кавказ…кий, скольз…кий, киргиз…кий.

              Упражнение № 7

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы.

Выпишите их подряд:

кол…чество, бес…чётный, повсемес…но, юн…ый, пр…пятствие, скошен…ый, оч…рование.

Какое слово получилось?

                 Упражнение № 8

Прочитайте слова. Закройте их. Запишите по памяти

1. Строить, клеить, удвоить, утроить, успокоить, усвоить, стоить.

2.Сеять, румяный, эффект, багаж, президент, шов, сочетание.

Слова первой или второй части упражнения вам было легче запомнить?

nsportal.ru

Смотрите также