Упражнения на развитие коммуникативных навыков

Главная » Упражнения » Упражнения на развитие коммуникативных навыков

Игры, упражнения, этюды на развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

С помощью коррекционных игр, упражнений, этюдов  развиваются навыки общения детей со сверстниками, корригируются типичные эмоциональные и личностные нарушения (страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка).

1. Упражнение «Я рада тебя видеть»

Цель: создание положительного настроения.

Воспитатель  предлагает детям поздороваться друг с другом. Поворачивается к ребенку, что сидит справа от нее, называет по имени и говорит: что рада его видеть.

Предлагает повернуться к соседу справа, и сделать то же самое, и так до тех пор, пока каждый не поприветствует своего соседа.

2.Игра «Паровозик»

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

Педагог выбирает «паровозик»  считалочкой. Остальные дети выстраиваются друг за другом, сцепляются руками и передвигаются вместе в направлении, которое выбирает «паровозик». Если кто-то из детей отцепляет руки, то «паровозик» останавливается, «поезд» ремонтируют, а «сломанный» вагончик отправляется в депо.

3. Игра "Веселые клоуны"

Цель: развитие воображения, эмоционально-волевых процессов.

«Веселый клоун» (водящий) пытается рассмешить «несмеянок». Используются мимика, жесты, интонация, рассказы и др. Самый серьезный из  «несмеянок», становится водящим.

4. Этюд «Встреча с другом»

Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, развивать выразительные движения.

Педагог рассказывает детям историю:

«У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!» По желания дети разыгрывают сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

5. Этюд «Солнышко и тучка»

Цель: учить напрягать и расслаблять мышцы туловища.

Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки, жарко – расслабиться – разморило на солнце (на выдохе).

6. «Цветик-семицветик»

Цель: развитие зрительного внимания, памяти, знание цвета, развитие руки.

Воспитатель рисует цветок с семью лепестками: красным, желтым, голубым, розовым, коричневым, синим, оранжевым. Середина цветка – желтая. Детям предлагается запомнить цветок и нарисовать точно такой же.

7.  Игра «Комплименты»

Цель: развитие произвольности и самоконтроля.

Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. Педагог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого — «гудеть» и маршировать на месте, зеленого — продолжать движение.

По окончании упражнения педагог говорит: «А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения».

Дети, изображая автомобилистов, движутся по залу и следят за сигналами «светофора»

8. Упражнение «Мой лучший друг»

Цель: развитие вербального общения, воспитания доброжелательного отношения к окружающим.

Дети встают полукругом напротив педагога. Он предлагает закрыть детям глаза и вспомнить всех своих друзей. Тот кто получит мячик скажет, как зовут его лучшего друга, и что-нибудь о нем расскажет. Педагог дает образец рассказа. Упражнение продолжается до тех пор, пока не выскажется каждый участник.

9.  Проигрывание ситуаций

Цель:  развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям, отработка навыков поведения.

Педагог предлагает детям разыграть сценки:

- два незнакомых ребенка вышли погулять во двор, там, кроме них, никого нет;

- два незнакомых ребенка встречаются у качелей, оба хотят покачаться;

- ребенок гулял во дворе – видит другого, незнакомого, который громко плачет.

10.  Упражнение "Тропинка"

Цель: активизация воображения и сопровождающих его положительных эмоций, формирование личности и развитие оптимистического чувственного фона, развитие внимания, к окружающим людям.
Все дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия. «Спокойно идем по тропинке... Вокруг кусты, деревья, зеленая травка... Птицы поют... Шелестят листья... Вдруг на тропинке появились лужи... Одна... вторая... третья... Снова спокойно идем по тропинке... Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила... Спокойно идем по тропинке... Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз... Два... Три... Четыре... Перешли болото, снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него перекинуто бревно. Переходим овраг по бревну... Осторожно, идем!.. Ух! Наконец-то перешли... Идем спокойно!.. Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней... Еле-еле отдираем ноги от земли... А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны!.. Перелезаем через упавшее дерево... Вот и пришли! Молодцы!»
(Текст необходимо читать спокойно, с соответствующими интонациями.)

11.Рисунок «Мой друг»

Дети выбирают любое удобное место для рисования. Педагог предлагает им нарисовать одного из своих друзей.

По окончании  рисования все рассматривают и обсуждают работы друг друга.

12.Упражнение «Противоречия»

Цель: раскрытие групповых отношений, повышение уверенности в себе.

Дети встают полукругом напротив воспитателя.

Воспитатель поочередно бросая мяч детям, спрашивает, что они любят и почему? После этого педагог таким же образом выясняет, что не любят дети и почему? Затем педагог называет какое-либо плохое с точки зрения детей явление и бросает одному из участников мяч. Ребенку, получившему мяч, нужно найти положительную сторону этого явления. Например:

-Плохо, когда идет дождь.

-Зато можно надеть сапоги, взять зонтик и ходить по лужам.

При возникновении затруднения педагог сам называет положительную сторону какого-либо явления.

13.Игра «Кого нет?»

Цель: развитие внимания.

Дети садятся на ковер.

Педагог говорит:

- Сейчас вы закроете глаза, а в это время я накрою одного из вас простыней. Когда я скажу «Раз, два, три – вокруг посмотри», вы откроете глаза и скажите, кого я спрятала.

14.Этюд «Так будет справедливо»

Цель: учить детей осознавать отрицательные черты своего характера. Понимать какое поведение какой черте характера соответствует и как оно оценивается.

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ, изобразить его пантомимикой и оценить поступок братьев.

«Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться; они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу подушку. Вдруг щелкнул замок – это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван, а младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом.

- Почему ты встал в угол, я тебя не наказывала? – спросила мама.

 - Так будет справедливо, - серьезно ответил ей старший сын.

Ведь это я придумал кидаться подушкой.

Мама растрогано улыбнулась и простила обоих братьев.

15.Игра "Замри"

Цель: снятие напряжения.

Педагог говорит детям о том, что если они расшалились и ими недовольны взрослые, скажите себе мысленно: «Замри!» Посмотрите вокруг, что делают другие, найдите себе интересное занятие, подойдите к кому- нибудь и попросите поиграть с ними. Кто-то обязательно согласится,  и вам будет интересно.

16. «Хоровод»

Дети встают в круг, берутся за руки, одновременно совершают плавные движения вправо, влево.

17. Упражнение «Подарок другу»

Цель: снятие эмоциональных зажимов.

Все встают в круг.

Воспитатель спрашивает детей, любят ли они получать подарки?.. А дарить подарки любите? Предлагает превратиться в волшебников и подарить подарок другу. Дети бросают друг другу мяч и называют подарки, которые хотят подарить, начиная со слов: «Я дарю тебе…» Педагог первым начинает упражнение. По окончании упражнения педагог выясняет у детей, что понравилось больше – дарить подарки или получать.

18. Упражнение «Запретное движение»

Цель: развитие внимания.

Дети встают полукругом напротив педагога и выполняют демонстрируемые им движения. Затем педагог показывает движение, увидев которое, дети должны хлопнуть в ладоши.

Дается сигнал к началу упражнения, и под ритмичное музыкальное сопровождение дети повторяют все движения педагога, кроме «запретного».

19. Игра "Король»

Цель: развитие социальных эмоций, коррекция аффективного поведения.

Дети выходят в центр группы.

Воспитатель говорит:

- Вы знаете сказки про королей и королев. А что обычно делают короли?.. Правильно они отдают распоряжения. Сейчас мы с вами поиграем в королей.  Вот этот стул будет троном. А вот и корона. Кто из вас будет королем? Значит остальные дети будут слугами, выполняющие все распоряжения короля.

Педагог одевает на голову «короля» корону и сажает его на «трон».

По окончании игры детям предлагается обсудить, что они чувствовали, будучи королем и слугой, какая роль понравилась больше, легко ли было выполнять приказы короля, кто был добрым королем, а кто злым и т.д.

Психолог дает возможность высказаться каждому ребенку.

В роли (короля, королевы) должен побывать каждый ребенок. В зависимости от количества участников в группе, в роли короля и королевы одновременно могут выступать двое детей. Время «правления» лучше установить с помощью песочных часов.

20. Рисунок "Подарок другу"

Дети выбирают удобное для рисования место. Педагог предлагает детям подумать, какой подарок они хотели бы подарить своему лучшему другу, а затем его нарисовать. По окончании рисования все рассматривают и обсуждают работы друг друга.

21. Упражнение на саморегуляцию «Дыши и думай красиво»

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

Педагог говорит: «Когда вы волнуетесь, попробуйте красиво и спокойно дышать. Закройте глаза, глубоко вдохните:

 - мысленно скажите: «Я – лев» - выдохните, вдохните;

- скажите: «Я – птица», выдохните, вдохните;

 - скажите: «Я камень»  - выдохните, вдохните;

 - скажите «Я цветок» - выдохните, вдохните;

- скажите: «Я спокоен» - выдохните. Вы действительно успокоились»

22.Упражнение «Пожелания»

Дети садятся в круг и передавая мяч (волшебную палочку) высказывают друг другу пожелания, например:

- Желаю тебе хорошего настроения.

- Всегда будь таким же добрым, красивым, смелым… как сейчас и т.д.

Литература

1.Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д»., 2008.

2.Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – СПб.: Речь., 2005.

3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей в общении. – Ярославль, 1996.

4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.

nsportal.ru

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Бодякшина
Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

«Принц на цыпочках» Цель: Формирование навыков регулирования поведения в коллективе. Дети сидят в кругу. «Принц» или «принцесса» неслышными шагами подходит к одному из участников группы, легко дотрагивается до кончика носа и направляется к следующему. Тот, до чьего носа дотронулся «принц», должен также бесшумно следовать за ним. Он становится членом королевской свиты и должен держаться с королевским достоинством, спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться, пока в нее не войдут все участники упражнения. В этот момент принц оборачивается к своей свите и говорит: «Благодарю вас, господа!» Дети рассаживаются по местам.

«Тух – тиби – дух» Цель: формирование адекватных форм поведения. Дети произносят заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Они, не разговаривая хаотично двигаются по комнате, и останавливаясь напротив одного из участников, должны сердито произнести волшебное слово «Тух – тиби – дух». После этого продолжать движение по комнате, время, от времени останавливаясь и сердитым голосом проговаривая волшебное слово «Тух – тиби – дух». Важно говорить его не в пустоту, а человеку, стоящему напротив. Через некоторое время дети не могут не смеяться.

«Сороконожка» Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками. Участники группы встают друг за другом, держа за талию впереди стоящего. По команде педагога «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т. д. Главная задача участников – не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку"

«Неожиданные картинки» Цель: Способствовать осознанию детьми своего поведения. Участники игры садятся в круг и получают подписанные листы бумаги и карандаши. По команде педагога дети начинают рисовать какую-либо картинку, затем по следующей команде передают ее соседу справа. Получают от соседа слева недорисованную картинку и продолжают ее рисовать. Передача недорисованных картинок продолжается до тех пор, пока они не сделают полный круг и дети не получат свою картинку обратно. Каждый участник имеет возможность увидеть, какой вклад вложен им в каждую картинку.

«Передай сигнал» Цель: Преодоление защитных барьеров среди сверстников. Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребенку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево или вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие – общение без слов.

«Радио» Цель: Формирование эмпатии, терпимого отношения к сверстникам. Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребенок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников (Цвет волос, глаз, рост, одежду) Пусть она подойдет к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

«Бабушка Маланья» Цель: Развивать согласованность движений всех детей, единство в создании образа и настроения. Дети стоят в кругу, выбирают Маланью. Водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные – его повторить. Затем можно переизбрать водящего. На ребенка, изображающего «Маланью» можно надеть платочек, он становится в круг. Дети начинают петь веселую песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

Слова: «У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движения за руки по кругу). Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, с такой головой, с такой бородой (движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают брови руками, делают «круглые глаза», «большой» нос и уши, показывают усы и пр.) Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки) На нее глядели и делали вот так. (Повторяют за ведущим любое смешное движение)

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, предающими настроение. Движение должно повториться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

«Хор животных». Цель: Налаживание взаимодействия отдельных объединений детей, сплочение детского коллектива. Группу детей разделить на 3-4 части. Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась елочка» не словами, а звуками животных, изображенных на картинках. Начинают уточки: «Кря-кря-кря-кря-кря-кря-кря!» Продолжают коровки: «Му-му-му-му-му-му-му-му-му-му!». Затем котята: «Мяу-мяу-мяу-мяу-мяу!». Ведущий по очереди показывает картинку животного и на каждую из групп Они продолжают пение. Потом предлагается спеть всем вместе, и общий хор животных заканчивает песню.

Игра «Комплименты». Цель: развитие социальной наблюдательности, позитивной установки на восприятие сверстника, умение позитивно его оценить. Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются, говорят добрые слова. Правило – не повторяться. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

Упражнение «Прогулка по ручью» Цель: Развитие навыков сотрудничества, умения найти приемлемое решение. На полу из нити выкладывается ручеек, извилистый, то широкий, то узкий. «Туристы» выстраиваются друг за другом в одну цепь, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину «ручья» в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам «ручья». Тот, кто оступился и попал ногой в «ручей» и встает в конец цепи.

Упражнение «Ботинки» Цель: Развитие навыков группового взаимодействия, умения договориться. Все дети садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Затем перемешивают обувь и разбрасывают в разные концы помещения. Встают, берутся за руки и пытаются обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.

Упражнение «Кого не хватает?» Цель: Развитие наблюдательности, навыков групповой работы. Педагог просит детей, сидящих в кругу закрыть глаза и, пока никто не видит, тихо прикасается к плечу одного из детей. Этот ребенок тихо выходит на середину, садится на пол и укрывается покрывалом. Дети открывают глаза и отгадывают, кого не хватает.

Игра «Хоровод» Цель: развитие чувства общности, выразительности движений, снятие напряжения. Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку. Можно использовать музыкальное сопровождение.

Упражнение «Мозаика» Цель: Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри группы, умение согласовывать свои действия с другими, достигать результата. Группа детей делится произвольно на команды по 2-3 человека и каждому члену команды выдается по пазлу. Следует собрать картинку, как можно быстрее. Можно раздавать пазлы индивидуально каждому ребенку, и он участвует в общем сборе картинки.

Игра «Только вместе» Цель: Развивать умение почувствовать партнёра, проявить терпимое отношение во взаимодействии с разными детьми. Дети делятся на пары и встают спина к спине. Медленно, не отрывая своей спины от спины партнёра, сесть на пол. Потом также подняться.

Игра «Заводные игрушки» Цель: Снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости. С помощью считалки выбирается «продавец» и «покупатель». Остальные дети «заводные игрушки», они смирно сидят на полках. «Покупатель «входит в магазин, здоровается с «продавцом», выбирает себе «игрушку». «Продавец» дает ему ключик, «покупатель» заводит ее. «Игрушка» выполняет характерные движения (петушок – кукарекает, кошка, собака, поросенок, медведь и т. д.).

Игра «Магазин зеркал» Цель: Развивать способность понимать и изображать невербальные средства общения. Ребенку предлагается, что он пришел в магазин зеркал. Дети стоят в круге – это зеркала. Ребенок показывает, чувства (страх, радость, гнев, а все дети должны их повторить.

Игра «Подарки» Цель: развитие эмпатии и творчества в общении, способности предвидеть желания другого. Дети делятся на два круга и двигаются в противоположных направлениях. По сигналу взрослого, останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим напротив и «дарят» ему воображаемый подарок.

maam.ru

Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков

Упражнение «Обсуждаем и принимаем правила поведения в группе»

Цель: Учиться совместно вырабатывать решение, вносить свои предложения.

Ведущий предлагает правила поведения на занятиях, которые в равной степени относятся и к нему и к участникам. Дети предлагают свои правила. Каждое правило обсуждается и принимается (не принимается). Правила записываются на плакате и висят на каждом занятии.

Правила поведения:

  1. Не хочешь говорить или выполнять какое-нибудь задание – не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака.
  2. Не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответ – тот, который на самом деле выражает твое мнение.
  3. Лучше помолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто врать.
  4. Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.
  5. Не обсуждать вне группы, то, что узнаем друг о друге на занятиях. Все, что происходит на занятиях, должно оставаться нашей общей тайной.

Ведущий торжественно обещает следовать этим правилам и предлагает участникам сделать то же самое. Все берутся за руки и произносят: «Обещаю!»

Игра «Иголочка и ниточка»

Цель: Активизация совместной деятельности, работа в группе.

Один ребенок берет на себя роль «иголки» и встает первым, остальные дети «ниточка» встают за ним, держа друг друга за пояс. По сигналу взросло го «иголочка» начинает двигаться в любом направлении, «ниточка» старается двигаться в такт, чтобы не отстать (не порваться). Играть можно несколько раз и менять ведущего.

Игра «Передай эмоцию»

Цель: Развитие умения чувствовать состояние других людей.

Детям предлагают по очереди передавать любую эмоцию, не повторяя друг друга с помощью жестов, мимики, пантомимы. Остальные должны до гадаться, какую эмоцию им передали.

Упражнение «Посылай хорошие чувства»

Цель: Развивать фантазию, воображение, дружелюбие.

Инструкция: Приходилось ли вам когда-нибудь заходить в помещение, где ощущается "напряженная атмосфера", т.е. находятся раздраженные, недовольные или разочарованные люди? По каким признакам можно определить, что в той или иной группе людей царит "напряженная атмосфера"? Мы можем заметить это, даже если совершенно не знаем о том, что там произошло до нашего появления. И очень трудно самому сохранить хорошее настроение в такой ситуации. А по каким признакам мы замечаем, что в группе царит хорошее настроение? Передается ли и нам самим это хорошее настроение?

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Теперь представь себе, что над твоей головой висит чудесная золотая звезда. Это — твоя звезда, она принадлежит тебе и заботится о том, чтобы ты был счастлив. Представь себе, что ты с ног до головы озарен светом этой звезды, светом любви и радости... Представь себе еще, что этот свет насквозь пронизывает все твое тело... Теперь последовательно приложи свою руку сначала к сердцу, потом — к горлу и ко лбу. Почувствуй, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представь себе, что ты, как и твоя звезда, тоже испускаешь во все стороны лучи ясного теплого света, и что этот свет идет ко всем ребятам в этой комнате... Подумай обо всех, кто находится в этой комнате, и пошли всем немного своего света...

Теперь пошли немного своего света людям, которых нет в этой комнате: твоим домашним, друзьям, а также близким и знакомым, живущим в других городах...

Теперь прислушайся к самому себе. Ощущаешь ли ты как-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд.)

Сохрани в памяти эти чувства и обращайся к ним в тех случаях, когда ты устал, или у тебя грустное настроение, или тебе просто нужны свежие силы...

А сейчас попрощайся со своей звездой и мысленно возвращайся назад. Когда я досчитаю до трех, ты сможешь открыть глаза и снова оказаться в этой комнате. Раз... Два... Три..

Анализ упражнения:

— Какие ощущения ты испытывал, когда посылал свет другим людям?

— Кому ты посылал особенно много света?

— Было ли у тебя ощущение, что ты и сам получаешь свет от кого-нибудь из ребят?

— Что в этой игре было самым трудным для тебя?

Здесь возможны самые разнообразные реакции, в том числе, разумеется, и отсутствие вообще каких-либо ощущений у некоторых детей. Объясните им, что всякий опыт хорош и нормален.

Игра «Накопительные комплименты»

Цель: Способствовать установлению в группе уважительного климата.

Инструкция: Кто из вас знает игру «испорченный телефон». В этой игре определенная информация передается от одного к другому, и когда послание, проделает очень длинный путь, то к концу оно часто приходит сильно измененным. Я хочу сыграть с вами в одну очень необычную версию этой игры. Пожалуйста, подходите по пять человек и становитесь друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Подумайте немного о том, какой комплимент вы могли бы сказать члену группы, стоящему за вами. Сосредоточьтесь на комплиментах, которые относятся к личности и к характеру, например: «предупредительный», «приветливый», «терпеливый». Если вы совсем не знаете или знаете мало человека, стоящего за вами, вы можете подарить ему выдуманный комплимент. Ведь было бы замечательно, если бы мы могли передать кому-нибудь хорошее качество, просто шепнув на ухо: «С тобой хорошо работать».

Каждый придумал комплимент? Игра начинается с тех, кто стоит в каждом ряду первым. Вы поворачиваетесь к стоящему за вами и шепчете ему на ухо. Используйте простой оборот: «Я думаю, что ты... (приветливый)». А вот тут и начинается самое интересное. Второй человек передает назад комплимент, который сам получил, и добавляет к нему собственный комплимент. В нашем примере он бы сказал третьему человеку: «Я думаю, что ты приветливый и терпеливый». И так далее. Каждый повторяет комплименты, которые сам получил, и добавляет свой комплимент. Последний в ряду человек идет вперед к тому, с кого началась игра и который сам еще не получал комплимента, и дарит ему все уже названные комплименты плюс свой собственный. Когда все группы передали комплименты, мне, конечно, хотелось бы услышать, что именно вы сказали друг другу. Тогда первый человек должен еще раз сказать комплименты, которые он получил. Поняли, как играть?

Упражнение «Закончи предложение: «Друг - это...»

Цель: Выяснить представления детей о понятии «друг».

Взрослый начинает рассказ от имени кота, кого можно назвать настоя щим другом. Дети вспоминают пословицы о друге и дружбе. Далее каждый ребенок заканчивает предложение самостоятельно, стараясь не повторять предыдущие ответы.

Игра «Плохое настроение»

Цель: Развивать чувство эмпатии.

Инструкция: У каждого человека может быть плохое настроение и окружающим нужно постараться понять его причину и научиться правильно реагировать на плохое настроение человека.

Послушайте одну историю:

- Один мальчик пришел в школу в плохом настроении и сердито сказал своему другу: «Я не буду с тобой играть».

Его друг подумал немного и спокойно спросил : «Ты имеешь в виду, что тебе хочется играть с другими детьми?»

У мальчика улучшилось настроение, потому что друг не стал с ним спорить, ругаться, не обиделся, а просто постарался понять.

Теперь выберем водящего, который будет изображать человека в плохом настроении. Остальные должны попытаться правильно реагировать, можно начинать высказывание со слов: «Ты имеешь в виду, что …»

(Можно узнать, может  в группе есть человек в плохом настроении, или у кого-то недавно было плохое настроении и попросить вспомнить свои чувства).

Беседа «О друге и дружбе»

Цель: Выяснить представления детей о друге и дружбе, способствовать обдумыванию данных понятий.

Взрослый предлагает детям вопросы для обсуждения: Кого можно назвать другом и почему? Что значит дружить? Что такое настоящая дружба? Педагог просит детей вспомнить пословицы о дружбе и объяснить их смысл: «Друг познается в беде», «Нет друга - ищи, а нашел - береги», «Старый друг лучше новых двух».

Творческая работа «Портрет друга»

Цель: Способствовать тому, чтобы дети обдумали, кто их настоящий друг и почему они так считают.

Детям предлагают нарисовать портреты друзей и объяснить, почему именно их они считают своими друзьями. Из портретов оформляется выставка.

Игра «Листок за спиной»

Цель: Развивать умение вступать в контакт с людьми и определять степень доверия к человеку.

Инструкция: Сейчас вы пытались поприветствовать друг друга. К одним людям вы подошли сразу, к другим несколько позже. Получается, что одни вам как бы ближе, а другие немного в стороне. А давайте попробуем получить  друг от друга обратную связь. Узнаем, а как мы выглядим в глазах  других  людей, как они нас воспринимают.

Сделаем так. У каждого за спиной будет приколот лист бумаги. Задача - собрать как можно больше оценок того, насколько тебе доверяют. По 10-ти балльной шкале. 0 - не доверяю, 10 - готов с тобой  в  разведку, открыть все душевные тайны здесь и немедленно.

Упражнение будет проходить так - все хаотично двигаются, образуя  пары. В паре люди несколько секунд смотрят друг на друга, после чего  ставят друг другу оценки. Вы можете разговаривать,  можете  молчать.  Я  не знаю, что вы делаете, для того чтобы определить  доверяете  вы  человеку, или нет. Это вы определяете, а не я! При этом листики за спиной!

Определение доверия

Цель: Дать детям возможность объяснить, как они понимают понятие «доверие». Формировать навык коммуникации и сотрудничества.

Инструкция: А теперь разбейтесь на микрогруппы по 6-8 человек. И попробуйте  дать определение доверия. Ну вы же сейчас ставили оценки, размышляли. Так что же вы оценивали? Определите пожалуйста. От вас не требуется строгого научного определения. Пусть оно будет не очень гладким, зато сказано так, чтобы было понятно всем, а особенно вам самим.

Обсуждение.

- В общий круг. Итак, сейчас каждая группа попробует рассказать, к  каким выводам они пришли. Как вы определяете, что такое Доверие?

- Прекрасно. Многие из вас точно определили, что такое доверие.  Сейчас я попробую обобщить. У меня есть знакомый, который  измеряет  доверие  в долларах. Какую сумму он даст человеку в долг. Получалось - этому  доверяю на 5$, а этому на 1000$. Очень удобно, можно даже четко сказать:

- Васе я доверяю в 175 раз больше, чем Пете.

Вы, в основном,  описали  Доверие,  как  возможность  прогнозирования действий человека, и чтобы эти действия совпадали с теми, которые вы  от него ждете. Насколько совпадают, настолько и доверяете.

Упражнение «Разговор начистоту»

Цель: Выяснить, что помогает, а что мешает каждому в общении с другими людьми.

Инструкция: Все садятся в круг.

- Сейчас каждый из вас подумает и скажет, что в его (или ее) личности помогает в общении с другими людьми, а что – мешает. Надо назвать по два таких качества. Но сначала повторить то, что сказал ваш сосед слово в слово. Например, Клементий сказал, что ему мешает – вспыльчивость, а помогает – доброжелательность.

В конце ведущий обобщает ответы и делает вывод, что такие-то качества помогают, а такие-то мешают эффективному общению. Можно сказать: «Наша цель – установить, как можно недостатки преобразовать в нечто полезное. Ведь наши недостатки – продолжение наших достоинств».

Игра «Волшебная палочка»

Цель: дать ребенку возможность задуматься и подвести итог прошедшей недели, развивать навык общения и групповую сплоченность.

Инструкция: Сядьте, образуя круг, и посмотрите на волшебную палочку, которую я вам принесла. Сейчас право говорить получит только тот ребенок, у которого в руках находится волшебная палочка. Все остальные должны будут внимательно слушать до тех пор, пока палочка не перейдет к ним. Я хочу, чтобы каждый, кто держит волшебную палочку, рассказал нам, что хорошего случилось с ним на прошлой неделе. Когда рассказчик закончит, он сам решит, кому передать палочку дальше.

Другие возможные вопросы:

— Что было для тебя на прошлой неделе самым трудным?

— Хотел ли ты на прошлой неделе что-нибудь сделать, что пришлось отложить на будущее?

— Было ли на прошлой неделе что-нибудь, что ты делал действительно с удовольствием?

Следите, пожалуйста, за тем, чтобы каждый ребенок получил слово.

Игра «Интервью»

Цель: дать ребенку возможность поддержать позитивное представление о себе.

Инструкция: - Я хочу взять у кого-нибудь интервью. Есть желающие?

- Для всех нас это приятная возможность узнать о тебе немного больше. Мой первый вопрос звучит так: "Какое самое смешное событие произошло с тобой за прошедший год твоей жизни?"

— Расскажи нам о каком-нибудь событии последнего года, когда ты сильно испугался. Каким образом ты преодолел свой страх?

— С кем ты в этом году познакомился?

— Что из того, чему ты за этот год научился, кажется тебе самым важным?

— Какая ситуация в прошедшем году потребовала от тебя наибольшего мужества?

— Какой цели ты хотел бы достичь в следующем году своей жизни?

— Если бы ты мог снова прожить какой-нибудь один день прошедшего года, какой день ты бы выбрал?

— Если бы какая-нибудь добрая фея согласилась выполнить любое твое желание в новом году жизни, чего бы ты пожелал?

— Представь себе, что ты можешь выбрать любого человека в мире, чтобы в течение недели учиться у него. Какого человека ты бы выбрал?

Далее предлагается детям придумать свои вопросы для интервью. Разыграть пары можно при помощи жребия или разрезных парных картинок.

Упражнение "Футболка с надписью".

Цель: Развивать навык невербального общения.

Инструкция: Ведущий говорит о том, что всякий человек "подает" себя другим. Говорит о футболках с разными надписями, приводит примеры "говорящих" надписей. Затем школьникам предлагается в течение 5-7 минут придумать и записать на обложке дневника занятий надпись на своей "футболке". Оговаривается, что эта надпись в дальнейшем может меняться. Важно, чтобы она что-нибудь говорила о школьнике сейчас о его любимых занятиях и играх, об отношении к другим, о том, чего он хочет от других и т.п.

После выполнения задания каждый зачитывает свою надпись. Ведущий во всех случаях дает эмоциональную поддержку. Затем проводится очень короткое обсуждение:

  1. о нем в основном говорят надписи на футболках,
  2. что мы хотим сообщить о себе другим людям.

В заключение ведущий показывает (желательно выполненную в шуточной форме) надпись на своей футболке.

Упражнение «Любимые вещи»

Цель: Развивать коммуникативные способности, укреплять единство группы.

Инструкция: Сядьте по трое. Сейчас каждый из вас по очереди будет рассказывать остальным о какой-нибудь вещи, которая ему особенно дорога. Это может быть игрушка, книжка, или даже кухонный стол, за которым вечером собирается вся семья. Надо будет постараться объяснить, почему именно эта вещь так важна для вас и почему вам хочется рассказать о ней. Внимательно слушайте и запоминайте, о чем говорят ваши партнеры, чтобы суметь потом рассказать об этом другим. (5 минут. Затем дети объединяются, и каждый ребенок рассказывает классу о вещи, которую особенно любит один из членов его тройки, и о том, почему она ему так дорога).

Анализ упражнения:

— Есть ли вещи, которые одинаково дороги многим ребятам?

— Какие вещи дороги твоей маме (папе)?

— Какая вещь особенно дорога твоему лучшему другу?

— Какая вещь была тебе дорога раньше, а теперь потеряла свою значимость?

— Что ты ощущаешь, когда можешь рассказать другим о важной для тебя вещи?

Игра «Слишком много говоришь!»

Цель: Развивать умение в корректной форме критиковать взрослых и сверстников, умение отстаивать сои права, не оскорбляя окружающих.

Инструкция: Иногда у детей складывается впечатление, что взрослые говорят слишком много или слишком мало. Кто из вас знаком с кем-то из взрослых, кто говорит слишком мало? А кто из вас знаком с взрослыми, которые говорят чересчур много?

Возьмите лист бумаги и напишите, какими словами вы можете объяснить учителю или взрослым членам своей семьи, что они слишком много говорят; что они значительно быстрее смогут с вами договориться, если перестанут бомбардировать вас словами. Запишите пять различных вариантов того, что вы могли бы им сказать. (5-10 минут.)

Теперь еще раз внимательно просмотрите ваши пять вариантов объяснения. Поставьте "плюс" около тех формулировок, которые, как вы чувствуете, не обидят другого человека. В противном случае поставьте "минус". Если вы не уверены в безопасности той или иной формулировки, поставьте около нее знак вопроса. Теперь вы можете походить по классу, показать другим то, что написали, и послушать, что они об этом думают.

Игра «Зеркало»

Цель: Учить взаимодействовать в паре.

Инструкция: Участники разбиваются на пары, и партнеры встают друг напротив друга. Один из них медленно совершает различные движения, а второй по возможности синхронно повторяет их — как в зеркальном отражении.

При этом нужно соблюдать следующие правила:

• Партнеры не должны касаться друг друга.

• Все движения должны совершаться в замедленном темпе.

• Ноги не должны отрываться от пола.

Через 2 минуты партнеры меняются ролями.

Упражнение «Семь предпосылок»

Цель: Развивать умение договариваться, находить общий язык, отстаивать свое мнение.

Инструкция: Участники разбиваются на небольшие группы (по пять-шесть человек), которые расходятся по разным местам в комнате. Каждая команда составляет список из семи качеств, которые кажутся игрокам наиболее важными для работы в коллективе, например: умение внимательно слушать, способность поставить себя на место другого, уважение к партнеру, ясное мышление, доверие, фантазия, мудрость и др.

(5 минут.)

Теперь каждая команда должна проранжировать все эти качества по их важности для работы в коллективе (10 минут).

После этого команды сходятся вместе и представляют результаты своей деятельности. Задайте участникам следующие вопросы:

• Насколько быстро и слаженно они смогли составить список?

• Быстро ли был найден приемлемый для всех вариант ценностной градации?

• О каких качествах спорили долго?

• Было ли у вас ощущение, что остальные члены вашей команды поняли ваши идеи?

• Можно ли было донести свою точку зрения до остальных более эффективно, чем вы это сделали?

• Научились ли вы чему-нибудь новому в этом упражнении?

• Какое качество лично вам кажется особенно важным?

• Какое качество вы хотели бы развивать в себе в дальнейшем?

Игра «Распускающийся бутон»

Цель: Активизировать совместную деятельность детей в малых группах.

Инструкция: Разбейтесь на группы по пять человек. Сядьте в круг на полу и возьмитесь за руки. Постарайтесь все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно обсудить, кто где будет стоять, чтобы лучше выполнить эту задачу.

После того, как одна из групп выполнит задачу и встанет на ноги, начнется вторая часть этой игры. Каждая группа превратится в расцветающий бутон. Для этого дети должны отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки. Здесь тоже очень важно, чтобы группа была очень хорошо сбалансирована.

Когда весь класс справится с этой задачей, можно попробовать со ставить бутоны большего размера, добавляя в каждую пятерку по одно му ребенку.

Анализ упражнения:

— Насколько тебе понравилась эта игра?

— Как твоя группа справилась с этим заданием?

— Быстро ли вы смогли подняться?

— Были ли у вас какие-нибудь трудности при этом?

— Обсуждали ли вы друг с другом, как будете справляться с этими трудностями?

— От чего в первую очередь зависит выполнение этой задачи?

Игра «Конфета в бутылке»

Цель: Формировать умение точно согласовывать друг с другом действия.

Инструкция: Разбейтесь на тройки и в течение двух минут обсудите между собой, что вы будете делать для того, чтобы в своей тройке успешно справиться со сложной задачей. Каким образом вы сможете стать хорошей согласованной командой? Эта процедура продолжается примерно 2 минуты. По завершении пусть дети кратко расскажут о результатах своих обсуждений.

А теперь я расскажу, какую именно задачу вам предстоит решить. Каждая команда получит четыре связанные между собой веревочки. На длинной нити висит конфета. Каждый из вас должен взять в руки одну из коротких веревочек. Затем вы должны будете засунуть конфету в бутылку. Вы не должны прикасаться к ней руками. Как только вы выполните задание, громко прокричите: "У нас получилось!"

По завершении попросите детей вкратце рассказать, удалось ли им сделать так, чтобы они выполняли работу все вместе?

Игра «Благодарность»

Цели: Можно сказать, что сочувствие — другая сторона благодарности. Ребенку, который чувствует себя одиноким и лишенным заботы и внимания, достаточно трудно испытывать или высказывать сочувствие другим. Поэтому мы в этой игре обратим внимание детей на всех тех, кто в жизни относится к ним с сочувствием и заботой. Мы предложим детям всю их благодарность выразить в едином "благодарственном письме".

Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку.

Инструкция: Пожалуйста, подумай о человеке, который тебе помогает, делает для тебя то, что важнее всего для тебя, кто понимает тебя. Подумай обо всех этих взрослых и детях и сделай маленькую зарисовку, в которой будут все эти люди. Нарисуй в середине листа кружок и напиши там свое имя. Потом нарисуй другие кружки и впиши имена людей, о которых ты подумал. Соедини свой кружок с этими кружками линиями. Напиши под каждым кругом, что этот человек для тебя сделал... Теперь напиши каждому из них по предложению, в котором ты его благодаришь...

Возьми новый лист бумаги и подумай, кого ты долгое время не благодарил. Напиши короткое письмо, в котором ты ему или ей скажешь, что ты очень рад, что он или она тебе помогают. Вырази ему (ей) словами свою благодарность...

Теперь сядьте по двое и покажите друг другу картинки и письма. Послушайте, что другие дети думают об этом.

Анализ упражнения:

— Почему очень важно, чтобы и дети, и взрослые учились выражать вслух свою благодарность?

Игра «Рисуем по подсказке»

Цель: учить взаимопониманию.

Инструкция: Игроки делятся на пары и садятся спина к спине так, чтобы не видеть друг друга. Один из них будет «тик», а другой – «так». Всем «тикам» выдается лист с приготовленным рисунком, всем «таким» - чистый лист и фломастер.

В каждой паре «так» дожжен воспроизвести то рисунок, который находится у «тика». При этом «тик» может только говорить, а «так» - только рисовать. На оригинал смотреть нельзя.

«Тик» должен описывать рисунок предельно точно.

Потом игроки должны ощенить оригинал и копию.

Анализ:

- Какие указания помогали?

- Какие указания запутывали?

- В какой роли вы чувствовали себя лучше?

Игра «Абстрактные картинки»

Цель: учить оказывать поддержку товарищу, устанавливать контакт с товарищами.

Инструкция: Участники разбиваются по 6 человек. Каждая команда получает ватман и разноцветные фломастеры (у каждого свой цвет). Игроки команд должны нарисовать все вместе картину из полос, кругов и треугольников, причем участие каждого обязательно. Каждый должен решить для себя, каков будет его вклад в общую композицию. При этом все участники молчат.

Теперь нужно нарисовать другую картину только из треугольников, кругов и квадратов. Обсуждать и дискутировать теперь можно.

Анализ игры:

 -В чем отличие двух экспериментов?

- Какой вариант работы понравился больше?

- Насколько слаженно работали члены вашей команды?

- Какая картина получилась лучше?

 -Что вы сделаете по-другому, если снова будете принимать участие в этой игре?

Игра «Сладкая проблема»

Цель: Учить решать проблемы путем переговоров.

Инструкция: Сядьте в один общий круг. Я принесла вам несколько печений. Но чтобы получить печенье, вам нужно сначала выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг напротив друга и посмотрите друг на друга. Между обоими партнерами я тут же положу салфетку с печеньем. Пожалуйста, пока его не трогайте...

А теперь перейдем к нашей проблеме. Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без согласия своего партнера...

Подождите, пока все дети примут какое-нибудь решение. При этом они могут действовать разными способами. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера. Другие берут печенье, разламывают его пополам и одну половинку отдают своему партнеру. Некоторым потребуется сравнительно много времени, чтобы завершить свои переговоры.

А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на сей раз.

И в этом случае могут быть разные варианты. Дети, разделившие первое печенье пополам, обычно повторяют эту "стратегию справедливости". Большинство детей, в первой части игры отдавшие печенье партнеру и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. Это хороший вариант сотрудничества. Расскажите, что вы сделали с первым печеньем, что стало со вторым...

—Анализ упражнения:

— Отдал ли ты печенье своему партнеру? Как ты себя при этом чувствовал?

— Хотел ли ты, чтобы печенье осталось у тебя? Что ты делал для этого?

— Чего ты ожидаешь, когда вежливо обращаешься с кем-нибудь?

— В этой игре с тобой справедливо обошлись?

— Сколько времени понадобилось тебе и твоему партнеру, чтобы придти к совместному решению?

— Как ты себя при этом чувствовал?

— Как иначе ты мог бы придти к единому мнению со своим партнером?

— Какие доводы ты приводил, чтобы получить печенье?

nsportal.ru

Психологический тренинг «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ»

Елена Лыкова
Психологический тренинг «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ»

Психологический тренинг

по теме: «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ»

Задача тренинга: формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.

Цель тренинга: 1)развитие коммуникативных навыков, сплочение педагогического коллектива для решения творческих задач.

2)формированию навыков вербального и невербального общения, понимания и выражения эмоций и чувств.

3) формировать уверенное поведение в конфликтных ситуациях, умение приходить к компромиссному решению.

Ход тренинга:

Здравствуйте! Меня зовут. Сегодня я проведу для Вас тренинг, который будет посвящен общению. Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами.

Общение – это обмен сведеньями с помощью языка или жестов. Общение это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Давайте познакомимся с вами, для этого мы представимся друг другу.

1. Упражнение «Приветствие»

Цель: приветствие участников, зарядить группу энергией.

Материалы: клубок ниток

Ход упражнения Участникам предлагается образовать круг «Мы начнем с того, что каждый по кругу передает клубок ниток и называет свое имя и скажет несколько слов о себе.

2. Упражнение «Зажги звезду»

Цель: развитие коммуникативных навыков, сплочение коллектива

Ход упражнения: Сейчас я раздам вам разноцветные лучики, и каждый из вас напишет, что хорошего и доброго есть в вашей душе, за что вы себя любите, цените, уважаете. Лучики приклеиваются вокруг звездочки. Надписи зачитываются, подводятся итоги. Очень важно подчеркнуть, что от личных качеств каждого, зависит каким будет коллектив, город, страна, планета.

3. Упражнение “Рисование по кругу”.

Цель: развитие воображения и осознание барьеров проявления креативност

Ход упражнения: когда я скажу “начали”, каждый из нас возьмет лист бумаги и все то, что ему потребуется для рисования. На рисование у нас будет 15 секунд. За временем буду следить я и через 15 секунд попрошу каждого передать свой лист соседу слева. После того как вы получите лист, на котором, что-то нарисовано, надо будет нарисовать еще что-то, развивая сюжет в любом направлении. Мы будем продолжать работу до тех пор, пока лист каждого не пройдет по кругу, и не вернется к Вам.

В ходе обсуждения тренер может сфокусировать внимание группы на тех моментах в развитии сюжета, которые воспринимаются участниками как неожиданные, нестандартные, необычные.

4. Упражнение «Сквозь кольцо»

Цель: Координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.

Ход упражнения: Участники стоят в кругу, взявшись за руки, направляющий держит в свободной руке гимнастический обруч. Задача участников: не размыкая рук, «просочиться» через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге вернулось ведущему.

5. Упражнение «Квадрат»

Цель: прочувствовать каждого участника группы, сплочение коллектива

Ход упражнения: Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Постройте, используя всех игроков команды:

квадрат;

ромб

птичий косяк.

6. Упражнение «Убежище»

Цель: снятие напряжения и усталости у педагогов.

Материалы: аудиозапись с релаксационной музыкой.

Ход упражнения: Участникам тренинга предлагается удобнее устроиться на стульях, принять расслабленную позу и закрыть глаза и послушать музыку.

7. Упражнение «Волшебное ожерелье»

Цель: развитие коммуникативных навыков, построение конструктивных взаимоотношений.

Клубочек передаётся по кругу, и каждый отмеряет нить, перекидывая её через шею. Заранее приготовлены нити длиной около 10 сантиметров. Когда все отмерили длину будущего ожерелья, концы нити завязываются. Теперь все обмениваются друг с другом добрыми пожеланиями, привязывая при этом ниточки к ожерельям друг друга.

А теперь, когда шею каждого украшает волшебное ожерелье, прошу всех встать в круг. Как вы думаете, почему эти ожерелья волшебные? (они напитаны доброй, положительной энергией). Давайте зачерпнём из круга того доброго и хорошего опыта, который сегодня приобрели. А волшебное ожерелье будет питать вас доброй положительной энергией.

8. Упражнение «Рефлексия».

Цель: выявление наиболее ярких, удачных, сложных моментов тренинга.

Ход: ведущий спрашивает участников

• что больше всего понравилось

• что легко получалось,

• в чем были трудности,

• что не понравилось

maam.ru

Смотрите также