Упражнения на мышление

Главная » Упражнения » Упражнения на мышление

Упражнения на развитие мышления

Упражнения на развитие мышления

Применение различных методик для развития гибкости мышления крайне важно, учитывая, что мы живем в век интеллекта, когда от уровня последнего зависит не только благосостояние, но и полнота жизни. Ведь что такое мышление? Это отражение действительности, анализ бесконечного потока информации, основанный на нашем опыте и, конечно, интеллекте. Проблемы развития мышления долгое время рассматривались лишь с точки зрения логики и философии, а сегодня этим вопросом задалась и психология.

«Я мыслю, следовательно, я существую», - сказал великий математик Рене Декарт. Все мы, в той или иной степени, являемся существами разумными, однако это не значит, что наш ум не нуждается в тренировке. Точно так, как мы должны уделять внимание физическим упражнениям, чтобы поддерживать в форме тело, необходимо тренировать свой ум. И хотя, в отличие от мышц, наши мысли всегда находятся в движении, важно упорядочить их поток, сделать его сильным и, главное, глубоким. Для этого необходимо создать условия развития мышления, применяя различные приемы. Какие – вы узнаете ниже.

Прежде чем перейти непосредственно к способам и методам развития продуктивного мышления, давайте узнаем, в каких формах мы мыслим:

  • творчески;
  • ассоциативно (алгоритмично);
  • примитивно (шаблонно).

Упражнения на развитие мышления

Следующие упражнения помогут развить логическое и ассоциативное мышление:

  1. Придумайте 10 предложений, начальные буквы которого составляют какое-нибудь недлинное слово. Например «КОБРА» - «копытом очень больно ранит Анну», «крепко обнимал брат родную антилопу» и т.д.
  2. Перечислите максимальное количество синонимов к какому-либо слову.
  3. Придумайте ассоциативные названия к окружающим вас предметам. Например, не шприц, а «лекарствовпрыскиватель» и т.д.
  4. Запишите два слова, к примеру, КАНАВА и ТРЕСКА. Теперь вам необходимо придумать слова, где каждое последующее будет начинаться с первых двух букв предыдущего. Канава – варево - волос – осетр – треска.
  5. Придумайте бессмысленные и забавные слова, а потом попытайтесь найти им объяснение.
  6. Представьте, что вы описываете инопланетянину, незнакомому с земными явлениями, что значит дождь, плач, счастье и т.д. Постарайтесь максимально доступно объяснить их значения.Упражнения на развитие мышления
  7. Попросите кого-то придумать для вас анаграммы и составьте из них предложения.
  8. Запишите несколько слов цифрами, где каждая цифра соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.
  9. Выберите длинное слово и составьте из его букв максимальное количество других слов.
  10. Хорошим средством для развития мышления является решение логических задач и простых примеров в больших количествах.

Не ленитесь уделять тренировке 10-15 минут в день, и очень скоро вы заметите, что задания выполнять становится все легче, а значит, ваше мышление становится гибче.

womanadvice.ru

Игры и упражнения для развития логического мышления дошкольника

Игры и упражнения

для развития

логического мышления

«Думайте и додумывайтесь»

Д.Карнеги

Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:

«Найди лишнее слово».

Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

·        Старый, дряхлый, маленький, ветхий

·        Храбрый, злой, смелый, отважный

·        Яблоко, слива, огурец, груша

·        Молоко, творог, сметана, хлеб

·        Час, минута, лето, секунда

·        Ложка, тарелка, кастрюля, сумка

·        Платье, свитер, шапка, рубашка

·        Книга, телевизор, радио, магнитофон

·        Мыло, метла, зубная паста, шампунь

·        Береза, дуб, сосна, земляника

Игра  «4-лишний»

-развитие обобщения

Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;

Сосиски – печенье – тарелка – сыр;

Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;

Кепка – шапка – шляпа – тапочки;

Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;

Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;

Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;

Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;

Синичка – индюк –гусь –петух;

Пенал – тетрадь – карандаш – юла;

Сом – щука – жук – окунь;

Куртка – полотенце – платье – костюм.

«Найди лишнюю картинку».

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.

    Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

  Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.

               -Упражнения на развитие гибкости ума.

«Назови слова…»

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

·        Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)

·        Назови, слова, обозначающие домашних животных

·        Назови, слова, обозначающие диких животных

·        Назови, слова, обозначающие наземный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие водный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие овощи

·        Назови, слова, обозначающие фрукты

·        Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…) 

Упражнение «Назови, одним словом».

- Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.

Процедура:

1.Дети должны назвать каждую группу одним словом:

а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…

б) Стол, диван, кресло, стул -…

в) Москва, Баку, Кишинев, Минск -…

г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля -…                                                                  

д) Январь, март, май, август -…

2.Дети должны закончить начатое перечисление и назвать каждую группу одним словом:

а) Ботинки, туфли – это…

б) Прятки, жмурки – это…

в) Зима, осень - это…

г) Пальто, куртка – это…

д) Иванов, Петров, Сидоров – это…

    Игра «Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.

Ребенок называет такие варианты:

·        Рисовать

·        Писать

·        Использовать, как палочку,

·        Указка

·        Градусник для куклы и т.д.

Игра «Говори правильно»

Выучите с ребенком стихотворение.

Скажу я слово «ВЫСОКО»

А ты ответишь - …(НИЗКО)

Скажу я слово «ДАЛЕКО»

А ты ответишь - …(БЛИЗКО)

Скажу тебе я слово «ТРУС»

Ответишь  ты - …(ХРАБРЕЦ)

Теперь «НАЧАЛО», я скажу,

Ну, отвечай - … (КОНЕЦ)

Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:

·        Веселый – грустный

·        Быстрый – медленный

·        Красивый – безобразный

·       Пустой – полный

·        Худой – толстый

·        Умный – глупый

·        Тяжелый – легкий

·        Твердый – мягкий

·        Шершавый – гладкий

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

       Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие, например, заставляют задуматься не только ребенка, но и взрослого:

Два соболя хвостами друг к другу лежат. (БРОВИ)

Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу (ОКНО)

Свернется – с кошку, развернется – с дорожку. (ВЕРЕВКА)

Упражнение на развитие словесно-логического мышления:

«Определи понятия»

Ребенку предлагаются следующие наборы слов:

·        Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;

·        Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой

·        Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».

Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

-Упражнения на развитие мыслительной операции:

«Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

1.    муха и бабочка

2.    дом и избушка

3.    стол и стулья

4.    книга и тетрадь

5.    вода и молоко

6.    топор и молоток

7.    город и деревня

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?

Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

Лингвистическая игра на развитие скорости мышления:

«Закончи слово»

        Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», - так вы начинаете игру.

Предлагаются слоги:

·        по…

·        до…

·        на…

·        че…

·        за…

·        пры…

·        ми…

·        ку…

·        му…

·        зо…

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Упражнение «Подбери признаки»

-развитие логического мышления и смысловой памяти.

-Подобрать -слова признаки по каждому слову

Игра (какая?)- интересная;

Снег (какой)- пушистый;

Вода (какая?) -холодная;

Луна (какая?)- круглая;

Дым (какой?) - густой);

День (какой)- солнечный;

Трава –

Крик-…

Стол -..

Окно -..

Дом -…

Игра «Предмет-действие»

-Развитие мышления и речи

Ведущий говорит: «я буду говорить слово , обозначающее какой -нибудь предмет, а вы должны быстро придумать, что можно сделать с помощью этого предмета. Например, ножницы -резать, калькулятор -считать, лопата -копать».Слова: грабли (собирать опавшие листья), вилка (кушать), молоток (забивать гвозди), чашка (пить), кастрюля (варить), иголка (шить), ноги (ходить), руки (брать), глаза (смотреть), нос (дышать), уши (слышать, ручка (писать), фломастер, краски (рисовать),лейка (поливать), отвёртка (закручивать шурупы), дрель (сверлить в стене дыру), сумка (носить вещи), пила (пилить), порошок (стирать), мыло (мыть), утюг (гладить), коса (косить траву), спички (разводить огонь), сковорода (жарить), клей (клеить),  забор (огораживать территорию), книга (читать),  градусник (измерять температуру), часы (узнавать время), телефон (звонить).

Упражнение «Смысловые ряды»

- развитие мышления.

-детям  предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово.

Волк – заяц, кошка - …

Быстро – быстрее, медленно - …

Лиса – лисенок, волк -…

Белка – орешки, медведь - …

Человек – дом, крот - …

Лес – деревья, поляна - …

Пальто – зима, шорты - …

Море – вода, суша - …

Вода – кран, свет - …

Учитель – школа, воспитатель - …

«Вопрос-ответ».

активизация логического мышления и речи.

  Вопросы детям:

  • Чем похожи стул и табуретка?
  • Какие слова начинаются с буквы В?
  • Какие вежливые слова вы знаете?
  • Как вы думаете чему учат в школе?
  • Какой день следует за вторником?
  • На какой свет светофора надо переходить улицу?
  • Чем отличается бабочка от стрекозы?
  • У коровы телёнок, а у лошади…
  • Назовите  детёныша у овцы?
  • Какое слово лишнее: молоко, кефир, сметана, йогурт, печенье?
  • Какое слово лишнее: ручка, карандаш, мелок, ластик, фломастер.
  • Что бывает на улице после дождя? (лужи, радуга)
  • Какой день надели последний?
  • Что делают из муки?
  • Кто работает в магазине?
  • Мышь маленькая, а муравей…
  • Певец поёт, а балерина…
  • Где работает клоун?

Подборку игр подготовила: Педагог –психолог МДОУ «Детский сад № 64 общеразвивающего вида» -Зыкова Елена Геннадьевна.

Используемая литература: Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.- Ярославль, 1995 г., Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. Ярославль,1996 г., Широкова Г.А., Жадько Е. Г. Практикум детского психолога. Ростов н/Д,2005

nsportal.ru

Коррекционные и развивающие упражнения на мышление

1. Упражнение на развитие мыслительной операции: "Сравнение предметов"

 Для сравнения предложите ребёнку следующие пары слов:

1.  МУХА И БАБОЧКА

2.  ДОМ И ИЗБУШКА

3.  СТОЛ И СТУЛЬЯ

4.  КНИГА И ТЕТРАДЬ

5.  ВОДА И МОЛОКО

6.  ТОПОР И МОЛОТОК

7.  ПИАНИНО И СКРИПКА

8.  ШАЛОСТЬ И ДРАКА

9.  ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ

10.  ГОРОД И ДЕРЕВНЯ

  Ребёнок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребёнку предлагается их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

 Проанализируйте ответы ребёнка. Сколько пар слов он удачно сравнил? Что для ребёнка легче: искать сходства или различия?

 Обычно дети затрудняются в нахождении сходства.

 Ребёнок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

2. Упражнение на развитие скорости мышления: "Оканчивание слов"

 Предложите ребёнку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать! По...", - так вы начинаете игру.

 Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо.

 Если ребёнок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет. Например, по-лёт, по-кой, по-лестнице и т. д.

 Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности. 

3. Упражнение: "Соотношение понятий"

 Изготовьте картинки, на которых было бы четыре стадии развития ветки - от голой зимой до усыпанной ягодами осенью.

 Разложите перед ребёнком эти картинки в произвольном порядке и попросите его определить порядок размещения картинок по смыслу.

 Если для ребёнка это задание является трудным, начните с более лёгкого: пять кружков, увеличивающихся на каждой картинке по размеру.

 Или ещё вариант: пять квадратиков, которые следует разместить в обратном порядке - от самого большого до самого маленького.

 По аналогии придумайте ещё упражнения, которые развивают у ребёнка умение соотносить понятия, образовывать аналогии.

4. Упражнение на развитие наглядно-действенного мышления

 Используется кубик Рубика. Предполагается, что ребёнок с ним знаком.

 Ребёнку предлагают разные по степени сложности задания, которые необходимо выполнить в короткое время.

 Задание 1. На любой грани кубика собрать столбец или строку из трёх квадратов одного цвета.

 Задание 2. На любой из граней кубика собрать 2 столбца или 2 строки из квадратов одного цвета.

 Задание 3. Собрать полностью одну грань кубика из квадратов одного  цвета, т. е. полный одноцветный квадрат, включающий в себя 9 малых квадратиков.

 Задание 4. Собрать полностью одну грань определённого цвета и к ней ещё одну строку или один столбец из трёх малых квадратиков на другой грани кубика.

 Задание 5. Собрать полностью одну грань кубика и в дополнение к ней ещё два столбца или две строки того же цвета на какой-либо другой грани кубика.

 Задание 6. Собрать полностью две грани кубика одного цвета.

 Задание 7. Собрать полностью две грани кубика одного цвета и, кроме того, один столбец или одну строку того же цвета на третей грани кубика.

 Задание 8. Собрать полностью две грани кубика и к ним ещё две строки или два столбца такого же цвета на третьей грани кубика.

 Задание 9. Собрать полностью все три грани кубика одного цвета.

 Если ребёнок справляется со всеми заданиями, то его наглядно-действенное мышление считается высоко развитым.

5. Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков

  5.1. "Найди лишнее слово"

 Читаете ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

 Предложите ребёнку определить слово, которое является "лишним".

1.  СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ

2.  ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ

3.  ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША

4.  МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ

5.  ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА

6.  ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА

7.  ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА

8.  МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ

9.  БЕРЁЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА

10.  КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН 

5.2 "Найди лишнюю картинку"

 Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвёртая - лишняя.

 Разложите перед ребёнком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать. Спросите: "Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?"

 Отметьте, выделяет ли ребёнок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.

 Если вы видите, что ребёнку трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное, заинтересовать ребёнка игровой формой задания.

6. Упражнение на развитие гибкости ума

Предложите ребёнку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1.  Назови слова, обозначающие деревья (берёза, сосна, ель, кедр, рябина...).

2.  Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей...).

3.  Назови слова, обозначающие зверей.

4.  Назови слова, обозначающие домашних животных.

5.  Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

6.  Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

7.  Назови слова, обозначающие водный транспорт.

8.  Назови слова, относящиеся к искусству.

9.  Назови слова, обозначающие овощи.

10.  Назови слова, обозначающие фрукты. 

7. Упражнения на развитие словесно-логического мышления

 7.1 "Определи понятие"

 Ребёнку предлагаются следующие наборы слов:

1.  Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

2.  Самолёт, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

3.  Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4.  Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

5.  Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый. 

 Попросите ребёнка представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов. Далее вы говорите: "Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово "велосипед". Как бы ты объяснил это?"

 Перед тем, как ребёнок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: "Знаешь ли ты это слово?", или: "Понимаешь ли ты смысл этого слова?"

 Помогайте ребёнку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому. 

7.2 "Найди похожее сдово"

 Используется тот же набор слов.

 Прочитайте ребёнку первое слово из первого ряда - "велосипед", и попросите из следующих рядов выбрать слово, подходящее к нему по смыслу (составляющее с данным словом единую группу, определяемую одним понятием). Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребёнку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 секунду. Во время прослушивания ряда ребёнок указывает то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к услышанному. Например, если он ранее услышал слово "велосипед", то из второго ряда выбирает слово "самолёт", составляющее с первым понятие "виды транспорта" или "средства передвижения". Далее последовательно из следующих наборов он выбирает слова "автомобиль", "автобус" и "мотоцикл".

 Если ребёнок не смог отыскать нужное слово с первого раза, то прочтите ему этот ряд ещё раз, но в несколько более быстром темпе. Если же ребёнок делает неправильные выборы, объясните ему ещё раз задание и приведите более простые примеры.

 Как только для поиска нужных слов ребёнку прочитаны все четыре ряда, переходите ко второму слову первого ряда и повторяйте эту процедуру до тех пор, пока ребёнок не предпримет попытки отыскать все слова из последующих рядов, подходящих ко всем словам из первого ряда.

 Для дальнейшего совершенствования словесно-логического мышления у ребёнка придумайте аналогичные ряды слов.

nsportal.ru

Упражнения на развитие мышления.


Мозговой штурм

 Упражнения

Цель: развитие логических операций, понятийного аппарата, произвольности психических функций.

  1. Классификация, анализ

 Назови, объясни  и перечисли:

 домашних животных, диких животных, птиц,  рыб, насекомых, деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, грибы, время суток, мебель, посуда, одежда, головные уборы, украшения, школьные принадлежности, имена, времена года, месяцы, дни недели, буквы, числа, сказки, инструменты, музыкальные инструменты, транспорт, государства, планеты, города, реки, осадки, явления природы, виды спорта, геометрические фигуры, продукты питания, крупы, ткани, бытовые приборы, части речи, члены предложения, знаки препинания, падежи, математические действия и их компоненты, математические знаки.

  1. Сравнение, анализ

 Сравни, чем похожи и чем отличаются:

собака и волк, береза и сирень, мальчик и старик, птица и самолет, солнце и электрическая лампочка, дом и избушка, книга и тетрадь, пианино и скрипка, шалость и драка, щекотать и гладить, город и деревня, метр и сантиметр, подлежащее и сказуемое, сложение и умножение, вертолет и автобус, весна и осень, декабрь и февраль, Россия и Япония, муха и бабочка, Москва и Хабаровск, день и ночь, снег и дождь, сок и чай, понедельник и воскресенье, молоко и творог, орел и воробей, девочка и мальчик, ель и дуб, яблоко и помидор, гитара и пианино, Солнце и Земля, плюс и минус, имя существительное и глагол и т.д.

  1. Обобщение.

 Назови одним словом:

Волк, лиса, заяц - …                                                Воробей, ворона, синица - …

Дуб, береза, сосна - …                                                 Ромашка, колокольчик, астра - …

Орешник, сирень, смородина - …                          Лето, зима, осень - …

Утро, день, вечер - …                                              Платье, брюки, куртка - …

Круг, квадрат, треугольник - …                             Дождь, град, снег - …

Корова, овца, собака - …                                         Пшено, рис, гречка - …

Муха, бабочка, паук - …                                         Яблоко, груша, апельсин - …

Клубника, земляника, малина - …                         Январь, февраль, март - …

Понедельник, вторник, среда - …                          Автобус, трамвай, самолет - …

Кепка, шляпа, шапка - …                                        Тетрадь, линейка, ранец - …

Сметана, творог, кефир - …                                    +, - , : , * - …

Вычитаемое, уменьшаемое, разность - …             Запятая, точка, тире - …

Подлежащее, сказуемое - …                                   Деление, вычитание, сложение -

Россия, Япония, Китай - …                                     Амур, Волга, Лена, Уссури - …

Сладкий, горький, кислый - …                               Синий, красный, зеленый - …

Валенки, ботинки, туфли - …                                  Бусы, кольцо, браслет - …

Санкт-Петербург, Москва, Смоленск - …             Опята, лисички, подберезовики -

Хабаровск, Уссурийск, Биробиджан - …              Пожарный, учитель, геолог - …

Лодка, яхта, катер - …                                              Колобок, Буратино, Золушка - …

Имя существительное, имя прилагательное, глагол - …

  1. Исключение лишнего. Анализ

 Найди среди перечисленных слов одно лишнее, которое не подходит по смыслу ко всем остальным. Объясни, свой выбор.

  1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
  2. Храбрый, злой, смелый, отважный.
  3. Яблоко, слива, огурец, груша.
  4. Огурец, репа, морковь, заяц.
  5. Огурец, арбуз, яблоко, мяч.
  6. Волк, лиса, медведь, кошка.
  7. Фиалка, ромашка, морковь, василек.
  8. Кукла, машинка, скакалка, книга.
  9. Поезд, самолет, самокат, пароход.
  10. Воробей, орел, оса, ласточка.
  11. Лыжи, коньки, лодка, санки.
  12. Гвоздь, молоток, рубанок, пила.
  13. Снег, мороз, жара, лед.
  14. Автобус, трамвай, самолет, троллейбус.
  15. Река, лес, асфальт, поле.
  16. Пожарный, космонавт, балерина, милиционер.
  17. Парта, доска, ученик, учебник.
  18. Змея, улитка, бабочка, черепаха.
  19. Кисти, краски, художник, полотно.
  20. Шляпа, крыша, дверь, окно.
  21. Молоко, чай, лимонад, хлеб.
  22. Нога, рука, голова, ботинок.
  23. Молоко, творог, сметана, хлеб.
  24. Час, минута, лето, секунда.
  25. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
  26. Платье, свитер, шапка, рубашка.
  27. Мыло, мочалка, паста зубная, шампунь.
  28.  Береза, дуб, сосна, земляника.
  29. Книга, телевизор, радио, магнитофон.
  30. Сложение, умножение, плюс, вычитание.
  31. Приставка, корень, предлог, суффикс.
  32. Имя, существительное, имя прилагательное, подлежащее, глагол.

5.Анализ. Сопоставление

Подумай и назови, кем (чем) это было раньше?

Цыпленок (яйцом),                                       рубашка (тканью),

лошадь (жеребенком),                                 ботинки (кожей),

корова (теленком),                                       дом (кирпичом),

дуб (желудем),                                             сильный (слабым),

рыба (икринкой),                                          мастер (учеником),

яблоня (семечком),                                      листок (почкой),

лягушка (головастиком),                             собака (щенком),

бабочка (гусеницей),                                    свитер (шерстью),

хлеб (мукой),                                                шуба (мехом),

шкаф (доской),                                             птица (птенцом, яйцом),

велосипед (железом, металлом),                 овца (ягненком),

козел (козленком),                                        творог (молоком).

6.Развитие скорости мышления, сообразительности.

Активизация словаря

Перечисли все слова, противоположные по значению предложенным ниже (т.е. антонимы).

  1. Слова, обозначающие действия (глаголы):

Таять (замерзать),                                             пачкать (отмывать, очищать),

засыпать (просыпаться),                                  чинить (ломать),

подниматься (опускаться),                              поджигать (тушить),

нырять (выныривать),                                      вытаскивать (затолкать),

нагревать (охлаждать),                                    разрезать (склеивать, соединять),

рисовать (стирать),                                           приглашать (выгонять),

втолкнуть (вытолкнуть),                                 обрадовать (огорчить),

приехать (уехать),                                            закрыть (открыть),

уснуть (проснуться),                                        завернуть (развернуть).

  1. Слова, обозначающие качественные характеристики (имена прилагательные):

Веселый (грустный),                                         трудолюбивый (ленивый),

быстрый (медленный),                                     тяжелый (легкий),

красивый (безобразный),                                 трусливый (храбрый),

пустой (полный),                                              белый (черный),

худой (толстый),                                               твердый (мягкий),

умный (глупый),                                               шершавый (гладкий),

мокрый (сухой),                                                темный (светлый),

широкий (узкий),                                              добрый (злой).

  1. Слова, обозначающие состояние объекта, явление природы, качества характера и т.д. (имена существительные):

Трус (храбрец),                                                радость (грусть),

начало (конец),                                                болезнь (здоровье),

война (мир),                                                     свет (тьма),                                                    

ссора (примирение),                                       аккуратность (неряшливость),

зима (лето),                                                      холод (тепло),

тяжесть (легкость),                                         недостаток (достоинство),

чернота (белизна),                                          зной (прохлада),

смех (плач),                                                     шум (тишина),

крик (шепот),                                                   глубина (мель),

острота (тупость),                                           щедрость (жадность),

жизнь (смерть),                                               работяга (лентяй),

счастье (несчастье, горе).                              утро (вечер),

доброта (злость),                                             женщина (мужчина),

молодость (старость),                                     интерес (скука),

дождь (снег),                                                    мороз (жара).

7. Развитие образного мышления, понимание скрытого смысла

Объясни, что это означает.

А. Образные выражения

  1. Мальчик, как медведь.                                      14. Человек, как с цепи сорвался.
  2. Учитель, как грозовая туча.                             15. Мальчик, как с Луны упал.                
  3. Девушка, как лебедь.                                        16.«Лес, точно терм расписной…»
  4. Человек, как стена.                                            17. Человек – просто золото!
  5. Машина, как игрушка.                                      18. Собачий холод!
  6. Трава, как ковер.                                                19. Как с гуся вода!
  7. Деревья, как богатыри.                                      20. Весна на носу!
  8. Воздух, как стеклянный.                                   21. Ведет себя, как клоун!
  9. Лед, как камень.                                                 22. Львиная доля.
  10. Ноги, как ватные.                                               23. Как белка в колесе!
  11. Человек, как облако.                                          24. Медвежья услуга.
  12. Девочка, как солнышко.                                    25. Повесить нос.
  13. Голова, как чугунная.                                        26. Наломать дров.

Б. Пословицы и поговорки.

1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2. Красна птица пером, а человек – делом.

3. На чужой сторонушке рад своей воронушке.

4. Не в свои сани не садись.

5. Готовь сани летом, а телегу – зимой.

6. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

7.Ученье-свет, а неученье – тьма.

8. Лучшая вещь – новая, лучший друг – старый.

9. Семеро одного не ждут.

10. Старый друг лучше новых двух.

11. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

12. Волков бояться – в лес не ходить.

13. Ум хорошо, а два лучше.

14. Поспешишь – людей насмешишь.

15. На вкус, да на цвет – товарищей нет.

16. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

8. Развитие творческого мышления, оперирование свойствами предметов.

Назови по 3 предмета, которые могут сочетать  2 заданных признака,в том числе и употребляемые в переносном смысле. Например: яркий, желтый – свет, солнце, лампа. Сладкий, легкий – жизнь, запах, победа.

Пушистый, зеленый –

Сильный добрый –

Черствый, черный –

Прозрачный, голубой –

Звонкий, громкий –

Сладкий, легкий –

Белый, мягкий –

Легкий, блестящий –

9. Развитие мышления методом фокальных объектов.

Предполагает концентрацию внимания на объекте, который нужно изучить или усовершенствовать, возможно в новых проявлениях. Например,  слово «река». Фокусируем его через хорошо знакомые объекты, например, «молоток». Признаки молотка: железный, большой, тяжелый легкий, изящный. Соединяем. «Железная река»  – расплавленная сталь, «большая река» - перечисли все большие реки, «тяжелая река» - для туристов, сплавляющихся по реке и т.д.

Фокусируем объекты:

Зверь, рыба, птица, бабочка, озеро, море, лес, поле.

Слова для фокальной группировки: стакан, тарелка, сок, цветок, самолет, снег и т.д.

10. Учимся делать логические выводы.

Внимательно послушай задачу и постарайся представить ситуацию.

  • Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший и самый младший?
  • Сережа выше Наташи, а Наташа выше Оли. Кто самый высокий и самый низкий?
  • Ваня худее Миши, но толще Андрея. Кто самый толстый и самый худой?
  • Оля читает лучше Маши, но хуже Лены. Кто читает лучше всех и хуже всех?
  • Света считает лучше Лены и Вики, а Наташа считает лучше Вики. Лена считает лучше Наташи. Назови, кто из девочек считает лучше всех и хуже всех?

11. Учимся обозначать существенные признаки предмета.

Играть можно всем классом или индивидуально. В течение одной минуты рассказать о предложенном объекте так, чтобы все поняли, что имеется в виду. Лучше брать объекты искусственного происхождения и профессии. Правило описания:

  1. К какому классу, роду, виду принадлежит объект.
  2. Отличительные признаки объекта.

Слова: сапожник, кастрюля, автобус, елка, снеговик, тарелка, шапка, книга, помидор, машина и т.д.

12. Учимся оценивать событие с разных сторон.

Каждое событие можно оценить с двух позиций: с хорошей и с плохой. Постарайся найти что-то хорошее и что-то плохое в следующих.

  • Вылет самолета задерживается на 2 часа.
  • Твой костюм облили супом.
  • Учитель поставил двойку.
  • Дома случайно выбросили твою игрушку.
  • Повысились цены на обеды.
  • Родителей вызывают к директору.
  • На дом задали трудное задание по математике.
  • В воскресенье с утра идет проливной дождь. Поездка в лес отменяется.
  • Тебе подарили огромный торт на день рождения.
  • С тобой не хочет мириться лучший друг.
  • Тебя заставляют поработать на даче, убрать в своей комнате.

nsportal.ru

Нестандартное мышление

нестандартное мышление

Стандарты нужны только в офисной сфере, а в жизни зачастую гораздо полезнее обрести навык нестандартного мышления. Именно оно позволяет человеку творить, создавать нечто новое, развиваться в желаемой сфере. К счастью, даже если это не является вашим врожденным свойством, вы всегда можете его развить.

Как развить нестандартное мышление?

Сейчас, когда всюду царят шаблонные мысли, штампы в речи и прочие продукты нашего устаревшего однотипного образования, очень сложно найти источник вдохновения и увидеть обыденную реальность с новой стороны, ранее неизведанной.

Все миллионеры и выдающиеся, успешные люди, всегда говорят о том, что важно научиться мыслить неординарно, отказаться от привычных рамок и шаблонов, поскольку только такой путь является годным для крупных достижений.

Для того, чтобы развить в себе это ценное качество, нужно регулярно давать себе загадки и задачи на нестандартное мышление, ведь только регулярные тренировки приводят к видимым результатам. Если ежедневно ваш мозг будет решать несколько головоломок такого рода, то и в обычных ситуациях вы начнете со временем рассуждать не так, как прежде. Кроме этого, помогут развить нестандартное мышление и книги, написанные великими людьми, которые многого добились в жизни.

Упражнения на развитие нестандартного мышления

Рассмотрим несколько упражнений, которые стоит практиковать для того, чтобы ваши мысли стали креативнее и мозг выдавал вам необычные варианты.

  1. Упражнение на гибкость и продуктивность мышления. Вы берите любой предмет. Абсолютно любой – например, кружку с отколотой ручкой, цветочный горшок, вилка. Засеките пять минут и за это время придумайте максимально количество применения для этого предмета. Кроме откровенно глупых вариантов ответа учитываются абсолютно все. Лучше всего заниматься в группе или хотя бы вдвоем, чтобы присутствовал дух соревнования.
  2. Упражнение на ассоциации. Возьмите пару абсолютно разных предметов. Например, окно и скотч, дверь и земля, медвежонок и туфли. Засеките 5 минут и придумайте как можно больше общих признаков для этих предметов. С каждым последующим выполнением этого упражнения вы будете все проще и проще находить сходства.
  3. Упражнение на описание. Представьте себе предмет или человека, которого вы хорошо знаете. Засеките 3 минуты и без остановки устно или письменно описывайте выбранный объект, выражая попутно свои мысли и чувства к нему.
  4. Нестандартные задачи. Возьмите одну из задач (или придумайте по аналогии сами) и придумайте максимально количество возможных решений. Они могут быть такими: краб+ласточка=, лед+стул =, 2*2=…. Чем больше вы дадите ответов, тем выше ваша изобретательность.
  5. Упражнение на описание. Возьмите любую пару противоположных слов: черное – белое, зима – лето, холод – тепло, и придумайте к ним как развить нестандартное мышлениекак можно больше описывающих их прилагательных. Например, тьма (мутный, таинственный, немаркий) и свет (яркий, ангельский, снежный).
  6. Упражнение на додумывание. Придумайте любую стандартную ситуацию. Например «мама пришла с работы», «чайник закипел», «раздался лай собаки». Засеките 5 минут и придумайте максимальное количество продолжений предложения – чем интереснее, тем лучше.

Если вы когда-то тренировали или тренируете мышцы, то вы знаете, что получить результат можно только при условии регулярных занятий. Этот закон одинаково точно работает и для тела, и для головного мозга. Не ждите результатов после трех упражнений – занимайтесь каждый день или хотя бы несколько раз в неделю, и через месяц вы увидите результаты.

womanadvice.ru

Смотрите также