Упражнения для развития внимания у взрослых

Главная » Упражнения » Упражнения для развития внимания у взрослых

Упражнение на внимание для детей и взрослых

Концентрация внимания – это способность сосредотачиваться на одном конкретном предмете или деле. Сначала кажется, что это довольно просто, однако, сделав хотя бы одно упражнение на внимание, можно убедиться в обратном. К примеру, попробуйте, не закрывая глаза посчитать до 50 и думать только о счете. Кажется, что это так просто... Но на деле все оказывается совершенно по-другому. Мысли начинают путаться, и человек, хоть и продолжает считать, уже давно задумался о другом. Лишь некоторые способны концентрировать внимание на одном предмете или деле и не отвлекаться. Как же развить в себе этот навык?

Самое простое упражнение на внимание

В первую очередь не лишним будет выяснить, действительно ли вы рассеянный человек. Давайте выполним такое упражнение на внимание: постарайтесь вспомнить вчерашний день в деталях. Важно отметить самые мелкие моменты дня: с каким настроением вы проснулись, кто утром звонил или приходил, и о чем вы разговаривали, какие мысли вас посещали весь день. Если вспомнить все эти мелочи не составит вам труда – у вас отличная память и хорошая концентрация

упражнения для развития памяти и внимания

Зачастую людям сложно вспомнить все детали дня, потому что наше внимание сконцентрировано не на них. Молодая мама заваривает себе утром кофе, но думает абсолютно не о нем. Ее мысли заняты многими вещами: что приготовить на завтрак, в каком магазине сделать покупки, чем удивить супруга вечером.

Одним из самых простых упражнений является упражнение на внимание в течение дня. Постарайтесь не отвлекаться от того, чем вы непосредственно заняты. То есть если вы делаете кофе, думайте только о нем. Такие мелочи научат вас сосредотачивать свое внимание на конкретных вещах.

Упражнения «Кинолента» и «Расслабление»

После того как вы научитесь концентрироваться на том, чем занимаетесь в определенное время, не лишним будет научиться выполнять задания «Кинолента» и «Расслабление». Это очень действенные упражнения на концентрацию внимания.

Суть первого заключается в том, чтобы вспомнить, как вы провели день. Вечером примите удобное положение и поразмыслите о своем времяпрепровождении. Если вы в течение дня хорошо концентрировали внимание на деталях и думали только о том, чем занимались в конкретное время, это упражнение будет для вас легким.

Далее можно приступить и ко второму заданию.

Начните мысленно расслаблять все части тела, от ступней и до головы. Представьте, что каждая клеточка вашего тела не напряжена. Переключите внимание на правую ступню ноги. Почувствуйте ее, а затем представьте, как она расслабляется. Так следует проделать со всеми частями тела. Кроме того что эти упражнения для памяти и внимания взрослым помогают улучшить концентрацию, они еще и отлично расслабляют все тело.

развитие внимания у школьников упражнения

Групповые упражнения

Тренировать внимание можно как одному, так и в группе. В коллективе это делать еще проще и интереснее. Таким образом упражнения превращаются в увлекательную игру. Предложите сыграть в нее своей семье - и отличное времяпрепровождение гарантировано. Такие игры хорошо подходят для развития внимания у школьников. Упражнения в игровой форме научат их быть более собранными. Можно пригласить в гости и друзей своих детей, тогда занятия станут еще более увлекательными.

Коллективное упражнение «Пчелка»

Группа людей мысленно представляет себе игровое поле в виде 9 клеток и с пчелкой посередине. В процессе игры каждый участник мысленно перемещает насекомое на одну клетку поля (вправо, влево, вверх или вниз) и говорит вслух, куда он ее перемещает.

упражнение на внимание

Контролировать движение пчелы нужно каждому из участников мысленно, это затрудняет задание. Проигрывает тот, у кого пчела выходит за пределы поля, и затем игра начинается сначала. Другими словами, каждый участник должен мысленно нарисовать перед собой 9 игровых клеток и внимательно слушать, куда перемещается насекомое.

Упражнения на счет

Такие упражнения на внимание для детей и взрослых очень эффективны. Их можно усложнять или упрощать в зависимости от возраста ребенка и его внимательности. К примеру, задание для группы людей: посчитать от 1 до 100, причем каждый озвучивает лишь одно число по порядку. Вместо чисел, кратных 5, нужно говорить: «Я внимателен». К примеру:1, 2, 3, 4, я внимателен, 6, 7, 8, 9, я внимателен и т. д.

Упражнение на различие цветов

Очень интересное и эффективное задание. Следует назвать цвет каждого слова. Сделать это довольно сложно, поскольку это не просто слова, а названия цветов. Мозг воспринимает в первую очередь текст, а потом только цвет. Нужна определенная сноровка, чтобы правильно выполнить упражнение. Такие упражнения на концентрацию внимания дают хороший результат.

тренировка внимания упражнения

Игра «Найди отличия»

Эта игра знакома всем нам с детства. Неспроста детям так часто предлагают найти отличия в рисунках, и им нравится этим заниматься. Это отличные упражнения для развития памяти и внимания. Взрослым тоже очень полезно искать отличия в рисунках. Основной уклон в таких играх идет на развитие памяти. Ведь смотря на один рисунок, ребенок пытается запомнить все мелкие детали и найти их на другом, таким образом сравнивая изображения.

Чтение и память

Для того чтобы научиться концентрации внимания, следует полюбить чтение. Часто, сами не замечая того, люди быстро пробегают глазами по тексту и не улавливают и половины его смысла. Наверняка, многие замечали за собой, что, дочитав какую-либо статью, начинают просматривать ее заново. Это происходит потому, что концентрация внимания очень низка, и в это время мысли человека находятся абсолютно в другой области.

Читая какой-либо текст, старайтесь вдумываться в каждое слово. Для того чтобы полностью понять написанное, нужно делать определенные паузы после абзацев и осмысливать прочитанное выше. Если вы станете выполнять все предписания, то не будет необходимости просматривать один и тот же текст несколько раз.

Задания и упражнения на развитие внимания у детей

Дети склонны быть очень рассеянными, особенно школьники. Они забывают все на свете: что говорила утром мама, где лежит их одежда, какие упражнения учитель задавал домой и тому подобные вещи. Не всегда детишки это делают специально. Многие действительно страдают забывчивостью.

Школа очень меняет ребенка, у него появляется много обязанностей, а также много нового и интересного. В этой суматохе очень сложно уследить за ходом своих мыслей, и маленькое существо теряется. Важно следить, как проходит развитие внимания у школьников. Упражнения могут помочь научить его быть более собранным и серьезным.

упражнения на внимание для детей

Например, упражнения с рисунками. Необходимо взять 4 карточки, на которых изображены различные предметы (к примеру: стол, стул, кровать, чашка). Дайте ребенку посмотреть на них полминуты и затем уберите. Попросите его изобразить на листе бумаги все предметы по порядку. По результатам такого задания можно определить, насколько хороша память у ребенка. Если он изобразил все 4 предмета правильно и в той же последовательности – это отличный результат. Если 3-4 рисунка изображены, но вразброс - это неплохо. Если школьник не смог нарисовать даже 3 предмета, то он очень рассеян.

Если ребенок очень хорошо справился с таким заданием, его можно усложнить - к примеру, можно добавить в работу больше карточек. Есть и еще один, более сложный вариант такого задания. Вместо изображений с предметами нужно использовать абстрактные рисунки. Такое задание будет более трудным, поскольку рисовать то, что ребенок никогда раньше не видел, намного сложнее.

А вот еще одно очень интересное упражнение на внимание для детей. К примеру, берётся любой текст и ребенку предлагается в течение минуты читать его и вычеркивать 3 буквы: «а», «р» и «н». Посчитав количество пропущенных букв, которые следовало вычеркнуть и количество слов в тексте, которые он успел проработать, оценивается степень внимания ребенка. Результаты можно записывать и каждый раз сравнивать.

Есть также специальные произвольные наборы букв, в которых нужно зачеркивать определённые символы. После проделанной работы из оставшихся можно будет прочитать высказывание или стишок.

упражнения на концентрацию внимания

Концентрация внимания в быту

В повседневной жизни очень легко тренировать память. Нужно лишь обращать внимание на мелкие детали и обыденные ситуации. Начните замечать новые детали в привычных для вас вещах, и это будет отличная тренировка внимания. Упражнения, конечно, тоже дают свой эффект, однако на них нужно тратить хотя бы 10 минут в день.

К примеру, когда вы идете в магазин, который часто посещаете, обратите внимание на разные детали по пути: какая дорога у вас под ногами, какие растут деревья, сколько еще поблизости магазинов, какие дома стоят возле дороги. Придя домой, постарайтесь вспомнить все эти предметы. Закройте глаза и мысленно еще раз сходите в магазин. Вы не сможете сразу вспомнить все детали, однако со временем это будет получаться с каждым разом все лучше и лучше.

задания и упражнения на развитие внимания

Зачем тренировать память и внимание

В нашей жизни многие вещи связаны с концентрацией внимания. Мы делаем все дела «на автомате» и потом с трудом вспоминаем многие нюансы. Наверняка вы хоть раз выбегали из дома в спешке и задумывались о том, выключили ли вы утюг, закрыли ли входные двери, и ничего ли не забыли. Это происходит потому, что в то время, когда человек, к примеру, выключает утюг из розетки, он думает абсолютно о других вещах. Он не концентрирует внимание на утюге и потом, соответственно, не может вспомнить, выполнял ли он это действие.

Хорошая память и внимание будут полезны и в рабочей сфере. Во время напряженной работы люди очень часто о чем-то забывают и что-то теряют. Из-за рассеянности и вовсе можно лишиться работы. Практически в любом деле важно спокойствие и свежий ум. Для хорошей памяти мы развиваем внимание, упражнения на концентрацию улучшают сосредоточенность на определенном действии.

Перед важным совещанием или докладом попробуйте сделать дыхательные упражнения. Начав глубоко дышать, сосредоточьте внимание на дыхании. Почувствуйте, как в легкие набирается воздух. Постарайтесь больше ни о чем не думать. На выдохе посчитайте до 5 и снова сделайте глубокий вдох. Такое упражнение можно выполнять в течение 5-10 минут. Оно поможет немного взбодриться и привести в порядок мысли. Для головного мозга это будет отличным отдыхом.

Случаются ситуации, когда повышенная концентрация внимания может спасти жизни и уберечь от несчастного случая. К примеру, водитель за рулем должен быть очень внимателен, иначе может произойти авария. Внимательный прохожий тоже может избежать столкновения, если вовремя заметит надвигающийся транспорт. Вот и получается, что в любой ситуации нужно быть внимательным и сосредоточенным.

fb.ru

Тренировка внимания: правила и упражнения

Внимание – это свойство психики, которое способствует развитию памяти и мышления. Тренировка внимания позволяет усилить его концентрацию, однако это невозможно осуществить без применения специальных упражнений и методик. Без развития этого процесса невозможно мышление, запоминание и воспроизведение информации.

Внимание обладает такими свойствами, как устойчивость, равномерное распределение, концентрация, переключение и отвлекаемость.

Для чего же нужна тренировка внимания? Прежде всего, для того, чтобы улучшить качество и результативность вашей работы. Необходимо усиливать его концентрацию, т.е. интенсивность сосредоточенности на том или ином занятии, тем самым улучшая качество его выполнения.

Как показывает практика, осуществить это очень просто: необходимо просто выделять для упражнений примерно 10 минут в сутки. Потом нужно выбрать объект для концентрации внимания. В его роли может выступать и зрительный предмет (реальный или воображаемый), и звуковой. Можно также выбирать в качестве такого объекта какую-либо точку на теле или же процесс дыхания.

Для того чтобы управление вниманием и его тренировка проходили успешно, необходимо придерживаться определенных условий:

  1. Систематическое повторение выбранных вами упражнений. Желательно концентрировать свое внимание на одном объекте по 10-12 минут в течение нескольких месяцев. Лучше всего это делать в одно время суток.
  2. Когда осуществляется тренировка внимания, то мозг не должен быть ничем занят, кроме этого объекта. Конечно, это получится не сразу, а постепенно. Но добиваться этого нужно в любом случае.
  3. Важно, чтобы положение вашего тела было удобным и не напряженным. Для этого нужно сделать так, чтобы позвоночник выпрямился, а поза стала устойчивой. Мышцы должны быть расслаблены, а голова поставлена ровно и прямо. Если в качестве объекта для концентрации внимания вы выбрали зрительный предмет, он должен находиться на расстоянии 30 см и на уровне ваших глаз.

Психологи разработали определенные упражнения на развитие внимания, которые уже давно показали свою эффективность и результативность. Вот основные из них:

  1. Сосредоточьте внимание на какой-либо точке тела: пальце, бровях или ресницах. Постарайтесь удержать его как можно дольше на данном объекте. Поначалу будет очень сложно, но потом время, в течение которого вы сможете концентрироваться на одном предмете, будет увеличиваться.
  2. Постарайтесь сосредоточиться на каком-либо ощущении: биении пульса, покалывании в ногах, теплоте. Также удерживайте внимание как можно дольше.
  3. Прислушивайтесь к какому-то монотонному, но длительному звуку. Это может быть шум дождя, тиканье часов или движение поезда.
  4. Также нужно тренировать быстрое переключение внимания с одного предмета на другой. Сначала постарайтесь сосредоточиться на каком-то внутреннем ощущении, а потом постарайтесь переключиться на реальный видимый объект. Сначала делайте переключение резко, потом – плавно, и наоборот.

Есть некоторые упражнения, при которых тренировка внимания происходит пассивно:

  1. Сосредоточьтесь на своей ходьбе, беге или любом другом повторяющемся действии. Постарайтесь поймать ритм этих движений, уловить ощущения.
  2. Сконцентрируйтесь на эмоциях, которые переживаете. Почувствуйте их изменения, переливы, всплески и угасания. Разделите свои ощущения на эмоционально значимые части.
  3. Старайтесь следить за речью: уловите интонации, произносимые звуки, понижение тембра голоса. Постарайтесь уловить, как меняется ваша речь в процессе смены ситуаций.

Пассивная форма тренировок доступна каждому при любых условиях. Помните, что упражнения вы можете выбирать и придумывать самостоятельно, исходя из того, что вам ближе и удобнее в данное время.

fb.ru

Тренировка концентрации внимания

Известно, что внимание — это избирательная способность восприятия того или иного объекта. Внимание — понятие тонкое. Каждый сам чувствует, что такое внимание, на личном опыте.

Концентрация внимания — это способность удержания внимания на каком-либо объекте, выделение его из общего фона.

Упражнения для развития концентрации внимания

Дети легко концентрируют свое внимание на том, что им нравится и хочется, и мгновенно становятся рассеянными в отношении того, что им не интересно и чем заниматься им не хочется. К концентрации внимания детей нужно не столько учить - они это умеют! - сколько приучать.

С возрастом, в результате влияния на человека множества факторов, человек в значительной степени утрачивает способность концентрировать внимание. Взрослых людей, по крайней мере, многих взрослых людей, концентрации внимания нужно уже учить, и это умение, умение концентрировать свое внимание на важных вещах, для взрослого человека приобретает исключительную важность.

Каждая задача требует своей специфической концентрации внимания. Так, опытный водитель за рулем смотрит не в какую-то определенную точку: он смотрит широко, на дорогу целиком. А если он вдруг сконцентрирует свое внимание на каком-либо отдельном объекте (рекламный щит или разговор с попутчиком, например) то он может попасть в аварию. В других ситуациях нужно уметь сужать круг своего внимания, концентрироваться на конкретной задаче, чтобы вас не отвлекало ничего.

Сужая свой круг внимания, концентрируясь на самом главном, мы начинаем действовать на этом участке максимально эффективно.

При длительной концентрации на определенном объекте можно прийти к вполне определенному практическому результату. Например, концентрация внимания на кончике носа, приводит к совершенствованию обоняния. Концентрация позволяет улучшить память, способность восприятия и внимательность. Кроме того, концентрация делает ум человека более осознанным, управляемым и острым.

Тренировка концентрации внимания

Степень концентрации внимания можно повысить соответствующими тренировками. При этом, если вы ранее этому не учились, не следует пытаться это сделать во время ответственных дел: любое новое дело, тем более на фоне напряжения, мешает основному занятию.

Разделите эти вещи: когда вы заняты делом, занимайтесь делом и не отвлекайтесь на концентрацию внимания. Если же вы тренируете концентрацию внимания, то не занимайтесь в это время более ничем другим.

Поскольку практических задач, для своего решения требующих повышенного внимания, существует великое множество, то и упражнений, и методик, развивающих соответствующие способности человека концентрировать внимание, также достаточно много. Причем, они постоянно совершенствуются, а список их расширяется.

Поэтому рассмотрим несколько, на наш взгляд, основных из них (базовых).

Упражнения для развития концентрации внимания

Упражнение 1. Концентрация внимания на неподвижной черной точке

1. На белом листе бумаги нарисуйте черную жирную точку. Диаметр черной точки должен быть около 0,5 см, чтобы она была хорошо видна с расстояния 2-3 метра (без напряжения зрения).

2. Повесьте лист бумаги на стену, сядьте удобно на указанном расстоянии от листа бумаги.

Во время упражнения можно моргать веками, это не принципиально, главные условия во время выполнения данного упражнения связаны не с глазами, а с вашей мыслительной системой.

Цель данного упражнения — научиться отвлекаться от любых мыслей, кроме самых «простых» мыслей о точке, наподобие: «Я вижу точку».

Ничего мысленно не надо делать с черной точкой. Никуда мысленно не стремиться, ваша мысль должна быть просто сконцентрирована на черной точке.

В идеале, не должно быть никаких мыслей, вы просто смотрите предельно внимательно на черную точку без каких-либо попыток что-либо мысленно делать типа войти в черную точку, размазывать ее или фокусировать, никаких «путешествий по заоблачным далям» ничего подобного.

Не надо пытаться останавливать какие-то другие мысли. Пусть ваши мысли делают все, что им хочется, вы все равно на них не обращаете никакого внимания. Ни на что, кроме черной точки, не обращаете никакого внимания.

Вы должны научиться вести наблюдение именно за черной точкой, а не за всем пространством, в котором находится черная точка. Как только вы обратили внимание на что-либо кроме черной точки - упражнение автоматически завершается.

Данное упражнение нужно делать постоянно в течение не менее 6 месяцев, доведя его продолжительность до 3 минут.

Упражнение 2. Концентрация внимания на подвижной точке

В качестве подвижной точки можно использовать, например, кончик секундной стрелки настольного будильника или настенных часов.

Данное упражнение выполняется при соблюдении тех же самых условий, что и в случае с черной точкой.

Это два абсолютно одинаковых упражнения, техника исполнения которых ничем друг от друга не отличается, разница лишь в том, что черная точка неподвижна, а кончик секундной стрелки перемещается по циферблату.

  • Сядьте удобно и комфортно, сконцентрируйте внимание на КОНЧИКЕ секундной стрелки, следите за кончиком, не обращайте ни на что внимание.

Как только ваша мысль на мгновение переключится на что-то другое, например, вы подумаете о том, что уже пять секунд следите за кончиком стрелки, или вы на мгновение обратите внимание на внутренний диалог - упражнение считается законченным.

Во время выполнения упражнения ваша мыслительная система не должна впадать в замороженное состояние, она должна быть живой подвижной энергичной, но при этом вы ни на что не должны обращать внимание, только на кончик секундной стрелки.

Упражнение 3. Расширенный объем внимания

Нередко встречается задача, в которой требуется одновременный охват вниманием всего видимого поля. Классическая задача — это переход улицы «не по правилам» (без соответствующей подготовки мы не рекомендуем использовать его на практике). При этом, переходят улицу не глядя вначале налево, и дойдя до середины — направо, а смотрят прямо перед собой и периферическим зрением следят за ситуацией и справа, и слева одновременно.

1. В качестве тренировки расширенного объема внимания сконцентрируйте взгляд на небе (дневном или ночном, неважно).

2. Продолжительность концентрации 2-3 минуты. При этом, пытайтесь охватить как можно больший объем небосвода.

После окончания упражнения — обсуждение увиденного.

Упражнение 4. Радуга

1. Сядьте поудобнее, закройте глаза и постарайтесь последовательно, по 2-3 минуты представить, что все поле зрения залито одним цветом радуги: красным, затем оранжевым, желтым и т. д. до фиолетового.

2. Повращайте зрачками и убедитесь, что соответствующим цветом залито все поле зрения. Если какой-либо цвет не появляется, пропустите его, а при следующем просмотре обратите на него особенное внимание, и так, до тех пор пока не будут появляться все цвета радуги.

Выполняйте эти упражнения ежедневно и уже через неделю вы заметите устойчивое повышение способности концентрации внимания в ситуациях, в которых ранее вы чувствовали себя не совсем уверенно. Успехов!опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Развитие внимания. Упражнения для развития внимания.

Развитие внимания. Упражнения на развитие внимания

        Внимание! – как часто с этим словом обращается учитель к своим ученикам, с тем, чтобы побудить их лучше сосредоточиться на том, что он им говорит и показывает, и организовать их деятельность для более эффективного усвоения материала. Только приучив детей быть внимательным, учитель может рассчитывать на успех учебной и воспитательной работы.

        Внимание – необходимое условие выполнения любой деятельности. Отсюда задача учителя – так организовать занятия учащихся, чтобы побудить их к работе, вызвать интерес к ней. Поэтому учителю надо не просто получить ряд практических советов и указаний ор том, как привлекать и поддерживать внимание у школьников, а глубже ознакомится с этой проблемой, понять психологическую и физиологическую природу сосредоточенности, узнать о видах внимания, его свойствах, о  некоторых их особенностей у детей.

        Новые школьные программы и современные требования к обучению ставят перед учителем задачу не только добиваться усвоения учениками основ наук, но и всемерно развивать детей, учить их применять полученные знания на деле и самостоятельно приобретать и расширять их. Всё это требует активизации учебной работы, а, следовательно, повышения внимания учащихся в процессе обучения. Выполнение задач, поставленных перед школой, требует от учителя глубокого знания учеников, их возрастных и индивидуальных особенностей (в частности, свойств внимания) и умелого использования всего того, что даёт педагогу психологическая наука.

        Нельзя забывать о том, что человек, хорошо владеющий своим вниманием, как правило, отличается такими положительными чертами, как работоспособность и активность, проявляющиеся в труде, в учении и общественной деятельности. Поэтому воспитание и развитие внимания и внимательности у детей в школе поможет им в будущем стать более энергичными и активными участниками в созидании будущего.

        Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать -  далеко не одно и то же. Только внимание даёт нам возможность видеть, слышать, в полном смысле слова воспринимать окружающее.

        Где нет внимания, нет и созидательного отношения человека к тому, что он делает, нет, по существу, и продуктивного мышления. Как необходимое условие для ориентировки в окружающей действительности внимание имеет огромное значение для любой деятельности, особенно для обучения. Подчёркивая роль внимания в психической жизни человека, К,Д. Ушинский, образно выражаясь, писал, что «внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира».

        Внимание обеспечивает чёткое и яркое восприятие учебного материала. Оно также необходимо для понимания этого материала. Каждый из собственного опыта знает, что можно несколько раз прочесть трудный текст и не понять его, если это делается без должного внимания. И достаточно бывает тот же материал прочесть один раз, но очень внимательно, чтобы всё в нём стало ясно.

        Внимание обеспечивает более быстрое и прочное запоминание учебного материала и сохранение его в памяти на длительный срок. Внимание – необходимое условие быстрого формирования навыков, причём особенно оно необходимо на начальной стадии их выработки.

        В волевой деятельности внимание влияет на её целенаправленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Выбор мотива, принятие решения часто в немалой степени зависят от того, на что направлено внимание человека. Наконец, сила волевого акта, неизменность принятого решения также обусловливаются устойчивостью внимания.

        Эмоции человека тоже нередко зависят от направленности и силы внимания. Чтобы ослабить чувство страха, надо не думать о том, что нас пугает, отвлечь от этого своё внимание, что особенно важно в ситуации мнимой опасности.

        Особенно велико значение внимания при творческой работе, требующей исключительной ясности сознания. «Творчество, - писал К.С. Станиславский, - есть прежде всего полная сосредоточенность всей духовной и физической природы человека». Замечательные творческие люди отличались особенно сильно развитым вниманием.

         Многие великие люди успехи своей деятельности в значительной степени объясняли вниманием.

        Ньютон на вопрос о том, благодаря чему ему удалось открыть законы тяготения, ответил: «Благодаря тому, что я непрестанно думал об этом вопросе». Знаменитый изобретатель Эдисон свои успехи в науке отчасти объяснял тем, что во время работы у него никогда не отвлекалось внимание, и он глубоко сосредоточивался на том, что делал. Дарвин писал в автобиографии: «Я превосхожу обыкновенных людей способностью замечать вещи, легко ускользающие от внимания, а также особенностью тщательно наблюдать их».

        Роль внимания в творческом труде настолько велико, что французский биолог

Ж. Кювье однажды высказался так: «Гений – это прежде всего внимание».

        Внимание – условие не только успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Придавая определённую окраску всем психическим процессам, внимание вообще характеризует в какой-то мере поведение человека. Если мы видим, что один человек любознателен, быстро всё схватывает, энергичен, находчив, другой, наоборот, - медлителен, сосредоточен и пунктуально точен, третий – очень неуравновешен, болтлив, разбрасывается в своей работе, увлекается то одним, то другим, мы должны сказать, что многое в характерах и темпераментах людей связано с особенностями их внимания.

        Внимание, в недостаточной степени развитое, нередко перерастает в наблюдательность как интеллектуальное качество и во внимательность как нравственное качество личности, что выражается в чуткости, в отзывчивости и понимании другого человека. Таким образом, внимательность становится моральной чертой личности, влияет до некоторой степени и на нравственный облик.

        Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребёнок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет своё собственное поведение и внимание.

        Таким образом, воспитание и развитие внимание школьника означает формирование его личности, её психических процессов. Для этого необходима, прежде всего, общая высокая культура учебно-воспитательной работы. Она включает развитие широких познавательных интересов у детей, применение активных методов обучения, формирование у школьников чувства ответственности, сознательного отношения к учению, понимания необходимости знаний, воспитание и развитие воли и привычки к планомерному систематическому труду. Всё это тесно связано с решением задачи, поставленной перед школой, - не только дать детям знания, но и научить их учиться, работать. Ниже приведу некоторые упражнения, которые я использую в своей работе для развития внимания.

Упражнения на развитие внимания

Штирлиц

Развитие устойчивости, целенаправленности и концентрации внимания.

Инструкция.

        Один из вас будет ведущим. Остальные игроки замрите в  разных позах (ведущий отворачивается). Ведущий поворачивается, ему нужно запомнить позы играющих, их одежду. Запомнили? Посмотрите ещё. А теперь, ведущий, выходите из комнаты.

        Играющие делают 5 изменений в своих позах и одежде. Не у каждого пять, а всего пять. Ведущий должен вернуть всё в исходное положение. Если он нашёл все 5 изменений, у него хорошая наблюдательность. Если же он не может ничего исправить, то водит ещё раз.

Круги внимания

Развитие устойчивости, целенаправленности и концентрации внимания.

Инструкция.

        Представьте себе витрину магазина. Теперь будет упражнение на расширение и сужение кругов внимания. Сначала на сужение. Первый игрок говорит слово «витрина». Следующий за ним справа называет более мелкую деталь, часть витрины, например, стол, стоящий на ней. Следующий игрок называет книгу, лежащую на ней и т.д. Итак, по команде игроки по очереди начинают произносить слова, начиная со слова «витрина», которые соответствуют всё большему сужению круга внимания, переходу его на новый уровень. Затем попробуем в обратном порядке от какой-нибудь мельчайшей детали большего целого постепенно перейти к самому целому.

Муха

Развитие устойчивости, целенаправленности и концентрации внимания. Инструкция.

         (Проводится в парах). Для игры используется рисунок с расчерченным девятиклеточным полем 3х3 и небольшая фишка, которая выполняет роль «дрессированной мухи». Перемещение мухи происходит «вверх; вниз; вперёд; влево». «Муха выполняет эти команды, перемещаясь на одну клетку в соответствующем направлении. Исходное положение «мухи» - центральная клетка игрового поля.

        Вы должны следить за перемещением «мухи». Один из вас будет перемещать «муху» на реальном поле, а другой – на воображаемом, которое участник представляет перед собой. После 4-5 и более шагов ведущий даёт команду «Стоп», а его напарник должен сказать, в каком месте находится «муха». После трёх удачных ответов роли ведущего и исполнителя меняются.

Заблудившийся рассказчик

Развитие устойчивости, целенаправленности, концентрации и эффективных способов организации внимания.

Инструкция.

        Один из вас начинает тему разговора, другой – развивает её, перескакивая с одной темы на другую, стараясь запутать повествование. Затем начавший, он же является ведущим, передаёт слово любому участнику игры, поэтому все должны внимательно следить за повествованием. Тот, на кого выпал ход, должен распутать рассказ – пройтись кратко по всем темам от конца к началу. Затем сам запутывает разговор и предлагает слово кому-то ещё и так далее. Чем длиннее рассказ, тем более напряжённой работы памяти и внимания он требует.

Что спрятали

Развитие устойчивости, целенаправленности и концентрации внимания.

Инструкция.

         (Проводится в парах). Внимательно рассмотрите предлагаемые предметы в течение одной минуты (карандаш, запонки, камешки, бусы, ручки и др.) После того как их закроют, подробно опишите каждый предмет, величину, цвет. Эту же игру можно проводить и в другом варианте: предложив рассмотреть несколько предметов, затем после того как участники закроют глаза, убрать некоторые из них, поменять местами, или наоборот, добавить.

Пуговицы

Способствует увеличению объёма внимания.

Инструкция.

        (Проводится в парах). Перед вами лежат два одинаковых набора «пуговиц», ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадраты, разделённые на клетки. Начинающий игру выставляет на своём поле 4 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После чего первый игрок закрывает листком бумаги своё игровое поле, а второй должен на своём поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Печатная машинка

Развитие устойчивости, целенаправленности и концентрации внимания.

Инструкция.

        Мы будем имитировать работу клавиатуры пишущей машинки. Определите, кто будет ведущим. Ведущий выходит вперёд, все остальные устраиваются на своих местах поудобнее. Прежде всего вам с помощью ведущего, нужно распределить между собой буквы алфавита. Рассчитайтесь слева направо по алфавиту. Когда счёт дойдёт до участника в ряду, продолжите алфавит по второму и, если потребуется, по  третьему, четвёртому кругу. Таким образом, на каждого участника будет приходиться несколько букв алфавита.

        Ведущий будет задавать, диктовать какую-нибудь фразу или строчку из любого стихотворения, а все остальные должны будут распечатать эту фразу на «печатной машинке». Печатание нужной буквы обозначается хлопком в ладоши того участ6ника, за которым эта буква закреплена. Если кто ошибается – будет ведущим. Попробуйте с каждым разом всё более удлинять и усложнять фразы.

Брито-стрижено

Развитие устойчивости, целенаправленности и концентрации внимания.

Инструкция.

        Помните сказку, где жена наперекор мужу делала всё наоборот? Ведущий должен будет выйти вперёд и показать какое-либо физическое упражнение, а вам нужно будет делать всё наоборот. Если ведущий поднимет руку, вы должны её опустить, если он разведёт ладони, вы – сложите, он быстро махнёт рукой справа налево, а медленно – слева направо. Определите сами первого ведущего. Кто ошибается – будет ведущим.

Считалки

Развитие устойчивости, целенаправленности  и концентрации внимания.

Инструкция.

         Разделитесь по парам и встаньте друг против друга. По команде каждая пара начинает считать от одного до ста, причём так., что один член пары произносит одну цифру, его партнёр произносит следующую за ним цифру. Итак, чётную один, нечётную – другой и  т.д. Рядом стоят игроки, которые также считают. Они не должны сбиваться. Побеждает та пара, которая быстрее сосчитала до ста.

Будь внимателен

Развитие сосредоточения внимания.

Инструкция. 

        (Проводится в парах). Один из вас будет ведущим. Он назовёт 7 словосочетаний, например, красный помидор, оранжевая кофта, фиолетовое платье, чёрный портфель. Другой участник запоминает их. Затем ведущий начинает называть словосочетания то правильно, то – с ошибками. Если словосочетание названо правильно, то напарник хлопает в ладоши, если – нет, то топает ногой.

Самый внимательный

Способствует развитию активного внимания, реакции сосредоточения.

Инструкция.

        Встаньте полукругом. Определите водящего. Водящий, старайтесь запомнить порядок расположения игроков. Затем отвернитесь и скажите, как стоят ваши товарищи.

Искатель

Развитие целенаправленности и концентрации внимания.

Инструкция.

        Приготовьте какой-нибудь маленький предмет: колечко, значок, ластик. Все играющие, за исключением ведущего, выходят из комнаты. Ведущий кладёт предмет на видное место. Вошедшие участники по очереди могут сделать только один круг по комнате. Если он нашёл взглядом предмет, он садится, если нет, то становится в конец ряда, чтобы снова его искать. Следующим водит тот, кто не нашёл взглядом предмет.

Хор

Развитие переключения внимания. Способствует гибкости в управлении внимания, формирует способность к сосредоточению.

Инструкция.

        Выберите водящего и проводите его из комнаты. Теперь вспомните одну или две строчки известного стихотворения и распределите его по игрокам: каждому игроку – слово. Например, «Люблю грозу в начале мая» или «Я помню чудное мгновенье». Можно пригласить ведущего. Игроки одновременно произнесут каждый своё слово из загаданной ими строчки или двух из известного всем стихотворения. Ведущий, какую строчку стихотворения вам загадали? Если вы не отгадали, можно попросить игроков повторить еще раз.

Кто летает?

Выявление и развитие сосредоточения внимания.

Инструкция.

        Ведущий должен спрашивать, а остальные хором быстро отвечать – да или нет. Называется кто-либо или что-либо способное летать, например, стрекоза, самолёт, муха, слон, чемодан… кто ошибается, будет водить, то есть спрашивать всех остальных: «Кто же летает?»

Найди ошибки

Развитие концентрации внимания.

Инструкция.

        Быстро и внимательно читайте тексты, в которых допущено много описок и опечаток. Исправляйте их, а затем поменяйтесь текстами со своими напарниками и выполните взаимопроверку.

Текст к упражнению.

        Термин «комплекс неполноценности» вел психолог А.Адлер. он палагал, что все дети испытвают чуство неполноценности, евляющееся неизбежным слествием их физических размерав и недостатка сил и возможнастей.

(Внимание! В тексте допущено большое количество ошибок и опечаток.)

Сосредоточение

Развитие сосредоточения, силы воли, настойчивости.

        1. Возьмите лист белой бумаги и нарисуйте чёрный кружок. Прикрепите этот         рисунок к стене на высоте ваших глаз при вашем сидячем положении. Сядьте как         раз напротив бумаги. Направьте пристально ваш взгяд на чёрное пятно и смотрите,         не мигая, в течение одной минуты. Когда глаза отдохнут, начинайте упражнение         снова, повторяя его раз пять .

        2. Оставляя стул на прежнем месте, передвиньте бумагу вправо на см 30 от         первоначального положения. Сядьте и устремите свой взгляд прямо на стену         затем, не поворачивая головы, бросьте свой взгляд направо и смотрите упорно на         пятно также в продолжение одной минуты. Сделайте это  раза четыре.

        3. Поместите бумагу на 30см влево от первоначального места, опять смотрите на         пятно в течение одной минуты. Повторите это пять раз и продолжайте такое         упражнение до трёх дней, а затем увеличьте время упражнений до двух минут.         Спустя ещё 3 дня увеличивайте время до 3 минут и так продолжайте, увеличивая         время на одну минуту через каждые три дня. Некоторые лица приобрели         возможность упорно смотреть, не мигая или не заставляя глаза слезиться в         продолжение 20минут. Несмотря на то что упражнения  несколько скучноваты,         каждый будет достаточно награждён за потраченный труды  и  время на них.

        4. Попробуйте смотреть в глаза друг другу. Кто кого пересмотрит.

        5. Встаньте напротив стены. Прикрепите лист бумаги перед собой на уровне глаз.         Не сводя направленных на пятно глаз, начинайте вращать кругом головой.         Изменять вращение головы следует в различных направлениях. Это даёт         значительное развитие глазным нервам и мускулам. Упражнение вначале нужно         выполнять очень умеренно, не утомляя глаз.

Телепатия

Развитие сосредоточения внимания.

1.Сосредоточьте своё внимание на каком-нибудь из ваших товарищей. Направьте на него твёрдый, пристальный и упорный взгляд, фиксируя затылок. Пристально смотря на точку в затылке у основания мозга, твёрдо пожелайте, чтобы данный субъект повернул свою голову и взглянул на вас. После небольшой практики вы усовершенствуетесь в этом упражнении. Как только вы усвоите для себя приёмы, вы будете поражены значительным количеством лиц, подчиняющихся вашему влиянию. Женщины гораздо более восприимчивы к этому духовному влиянию, чем мужчины.

2.Это упражнение можно делать, когда вы идёте по улице. Сосредоточьте своё внимание на ком-нибудь из идущих как раз впереди вас.

3.Направьте свой взгляд на кого-нибудь из находящихся перед вами в церкви, театре, концерте и т.д., фиксируя глазами ту же самую точку, как и в предыдущем упражнении; при этом настойчиво пожелайте, чтобы данное лицо повернуло к вам свою голову. Скоро вы увидите, что находящееся перед вами лицо станет волноваться, по-видимому, его что-то будет беспокоить, и наконец, оно, сделав полуоборот, взглянет на вас. Этот опыт лучше всего удаётся на тех лицах, с которыми вы знакомы, чем над посторонними. Чем лучше вы знакомы с лицом, тем скорее обнаружится ваше влияние на него.

4.Очень интересный опыт заключается в том, чтобы заставить по своему желанию идти кого-нибудь по известному направлению. Его можно проделать, идя позади кого-нибудь по улице и фиксируя его согласно данным указаниям, взглядом. Когда кто-нибудь приближается к другому лицу, идущему ему навстречу, то вы можете заставить, благодаря своему настойчивому желанию, последнего обойти  первого или с правой, или с левой стороны. Вы можете проделать подобный опыт и с человеком, идущим навстречу вам самим. В этом случае вам следует продолжить свой путь, не сворачивая с дороги ни вправо, ни влево; одновременно вы должны направить свой взгляд на приближающегося к вам человека, мысленно приказывая ему свернуть, согласно вашему желанию, направо или налево.

        Эти  упражнения могут видоизменяться до бесконечности, в зависимости от вашей изобретательности. Принцип их один и тот же во всех случаях, именно сосредоточенный взгляд и сильная, настойчивая, ожидающая воля или требование результата является существенным фактором подобного рода явлений. Вы, конечно, хорошо знаете, что сосредоточенная сила воли может развиться при помощи исполнения упражнений. Если у вас встретятся затруднения при достижении этих результатов, то вы должны заключить, что ваша способность сосредотачиваться ещё не совсем развилась и поэтому вам ещё нужно усовершенствовать себя в этом отношении.

Переключение внимания

Развитие переключения внимания (перестройка внимания с одного объекта на другой).

Инструкция.

        (Проводится в парах). Используя таблицу: а) показать на таблице карандашом или ручкой арабские цифры в возрастающем порядке от 1 до 25; б) показать на таблице римские цифры в убывающем порядке от ХХIV до 1; в) показать на таблице попеременно арабские цифры в возрастающем порядке, а римские в убывающем порядке: 1 – ХХIV, 2 – ХХIII и т.д.

7

IV

10

VI

22

24

XXII

11

XIII

19

8

II

XVI

XIX

IX

I

20

XV

21

XXIII

3

17

6

XVII

VIII

18

12

XXIV

XIV

25

13

X

XX

1

VII

XXI

III

23

V

15

14

5

16

XVIII

XI

2

XXII

4

9

Распределение внимания

Развитие распределяемости внимания.

Инструкция.

(Проводится в парах).

        Один из вас засекает время, в течение которого другой называет по порядку цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или на доске в обратном порядке: произносите 1, пишите 20; произносите 2, пишите 19 и т.д.

        Подсчитайте время и количество ошибок. Чем меньше время и количество ошибок, тем лучше распределение вашего внимания. Распределение внимания – формируемое качество.

Концентрация внимания

Развитие умения концентрировать и распределять внимание.

Инструкция.

        Надо сосчитать, сколько в таблице знаков по порядку, начиная с нижнего левого угла, таким образом: один крестик, один кружок, два крестика, один квадрат, два кружка, три крестика и т.д.

        Каждый раз, когда начинаем считать сначала, надо поворачивать рисунок на 90 градусов. Запомнить последовательность фигур очень сложно.

Произвольность внимания

Развитие произвольности внимания.

Инструкция.

        (Проводится в парах). Начертите в тетрадях квадрат и разбейте его на 25 клеточек. В течение 1,5 минут перепишите в них цифры в порядке их возрастания с рисунка слева. Начинать надо с пустого верхнего левого квадрата. Всего в таблице 25 цифр от 1 до 40.

Тест на внимательность

Развитие наблюдательности.

Инструкция.

(Проводится в парах).

        Повернитесь спиной к своему соседу по парте, чтобы вы не могли видеть друг друга. Ответьте письменно на ряд вопросов.

  1. Во что одет(а) ваш(а) сосед(ка)?
  2. Какого цвета и из какого материала её одежда?
  3. Опишите детали: пуговицы (с двумя, четырьмя дырочками или на ножке), застёжки, отделки.
  4. Какая на ней обувь?
  5. Надеты ли на вашей соседке украшения, какие?
  6. Опишите цвет волос. Какая у неё сегодня причёска, на какую сторону пробор?
  7. Какого цвета глаза?
  8. Какой формы нос?
  9. Надушена ли ваша соседка?

Корректура

Это игра, которая имеет в своей основе тест «Корректурная проба» и предназначена для развития умения анализировать написанные слова, «видеть» буквы в них. Помогает развитию устойчивости, целенаправленности и концентрации внимания.

Инструкция.

(Проводится в парах).

                Сейчас вы будете внимательно и быстро просматривать листы из старых книг, пригодных только для макулатуры и, не читая текста, вычёркивать все встретившиеся буквы «о» и подчёркивать все «е». Когда вы услышите команду «минута», поставьте в своих листах вертикальную черту там, где вас застала команда, и продолжайте работать дальше. Работать будем в течение 5 минут. Если вы пропустите больше четырёх букв, которые вы должны подчеркнуть, то вы проиграли. Проверку производить вы будете сами друг у друга. Отмечать ошибки следует другой пастой. Количество ошибок выносите на поля.

Запрещённые цвета, числа

Развитие опосредованного внимания. Для успешного выполнения необходимо не упускать из внимания два оговоренных в начале игры правила. Это позволяет, во-первых, сконцентрировать внимание, а во-вторых, умело распределить его между условием и непосредственно предъявляемым материалом.

Инструкция.

                Я буду задавать вопросы, а вы будете быстро отвечать, соблюдая два правила: 1. нельзя называть запрещённых цветов (чисел) – белый и голубой. 2. нельзя дважды называть один и тот же цвет (число).

Вопросы: 1. Какого цвета трава? 2. Какого цвета небо? 3. Какого цвета листья подсолнуха? 3. Какого цвета листья ромашки? 5. Какого цвета осенние листья? 6. Какого цвета крокодил? 7. Какого цвета снег? 8. Какого цвета море?9. Какого цвета солнце?

Возможны ответы: 1) зелёного, 2) синего, 3) как трава, 4) молочного, 5) жёлтого, красного, 6) болотного, 7) бесцветный, искрящийся, 8) цвет морской волы, 9) оранжевого.

Вопросы: 1. Сколько пальцев на одной руке? 2. Сколько лап у кошки? 3. Сколько будет дважды три 4) Сколько лап у курицы? 5. Сколько вам лет? 6. Сколько лучиков у солнца? 7. Сколько будет дважды два? 8. Сколько глаз у бегемота? 9. Сколько будет три плюс два?

Возможные ответы: 1) пять, 2) столько же, сколько у кота, 3) шесть, 4) пара, 5) немного, 7) столько же, сколько три плюс один, 8) столько, сколько у людей, 9) столько же, сколько три плюс три и минус один.

Запрещённые движения

Формирование собранности внимания, слаженности коллективной деятельности. Эта игра предназначена для психофизиологической разгрузки после напряжённой деятельности.

Инструкция.

                Встаньте, подравняйтесь в рядах. Я буду делать определённые движения руками, а вы повторяйте за мной. Только условимся об одном: нельзя опускать руки вниз. Если я опущу руки вниз, то вы должны поднят  их вверх. Запомнили? Кто ошибётся, тот садится на своё место и будет считать проигравшим.

Фокусировка

Развитие переключаемости внимания. Способствует гибкости в управлении вниманием, развивает умение быстро менять объект концентрации.

Инструкция.

                Я буду называть предметы, которые есть в этом классе, а вы будете сосредотачивать своё внимание на том, что я назову. Например, я говорю: «Доска», и ваше внимание обращается на доску. Вы смотрите на неё и думаете только о ней, старайтесь подметить все детали – какого цвета доска, из скольких половинок она состоит, где лежит мел и т.д. Затем я назову другой предмет, и вы должны переключить своё внимание на него.

Пальцы

Данное упражнение позволяет проследить работу внимания в «чистом виде» благодаря бессмысленности верчения пальцев. При выполнении упражнения формируется способность к сосредоточению.

Инструкция.

                Переплетите пальцы рук, положенных на колени, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали» медленно вращайте большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточьте всё внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратите упражнение. Длительность работы 2 минуты.

Примеры

Развитие сосредоточения внимания.

Инструкция.

                За 2 минуты найдите 20 ошибок в этих примерах и исправьте их.

3+12=15        13+3=10        16-9=7           12-6=6        15-2=13       15+5=10

5=17=22        4+18=22        16-5=11         7+7=23       114-8=6       18-4=12

16+4=20        15-8=7           16+8=23        16+9=28     15=9=25      19+5=24

14-9=5           7+18=25        6+15=22        12-7=5        19-6=13       16=6=22

14=9=23        11+4=14        16+14=20      13-4=9        13-2=11       15-4=11

12-4=16         12-9=3           2+11=13        18-8=10      18-7=13       5+13=18

13-5=18         16-2=13         12+9=21        23+9=54     6+46=54      53-17=35

nsportal.ru

Упражнения на развитие внимания. Упражнения на развитие произвольного внимания

Сын забывает надеть шапку. Дочка оставила гору немытой посуды в раковине... Вы злитесь, в который раз напоминаете сделать элементарные вещи, но все без толку. Неубранные вещи в шкафчике доводят вас до нервного срыва, а от красочной двойки на полстраницы за несделанные уроки просто опускаются руки. Отчего это происходит? От простого невнимания, которым страдают практически все дети. Малыши часто рассеянны и о многом забывают. Чтоб исправить эту оплошность, с ними нужно заниматься, делать специальные упражнения на развитие внимания. И тогда у детей улучшится не только концентрация, но и память.

Внимание: характеристика понятия

Это способность человека на протяжении определённого времени сосредотачиваться на предмете, явлении или событии. Внимание – не самостоятельный процесс. Его добиваются целенаправленно, путём концентрации, часто умственными усилиями.

упражнения на развитие вниманияВнимание бывает двух видов:

  • Непроизвольное. Устанавливается без особых усилий в ситуациях, интересных человеку.
  • Произвольное. Требует регуляции. Объект, на который оно направлено, избирается сознательно.

У детей произвольное и непроизвольное внимание тесно связаны между собой, постоянно переплетаются и дополняют друг друга. Поэтому педагогам важно сделать учебный процесс занимательным и весёлым, чтобы даже скучные школьные предметы стали для малышей интересными. В итоге успеваемость повысится, а полученные знания будут более глубокими.

Упражнения на устойчивость внимания для самых маленьких

Понятно, что для малышей любое обучение принимает форму игры. Самые популярные упражнения для развития концентрации внимания – это словесные шарады. Например, называйте чаду простые предметы, попросив хлопать в ладоши тогда, когда среди них он услышит животное или имя человека. При этом постарайтесь сначала медленно и разборчиво проговаривать самые простые слова, постепенно усложняя задачу.

 развитие внимания у школьников упражненияВ другой раз попросите ребёнка вставать или, наоборот, садиться, когда он услышит название цветка. Спустя некоторое время, когда малыш будет легко исполнять эти два задания, объедините их. Пусть хлопает, когда вы обозначаете животное, и садится, если вы произносите название растения. Такие упражнения на развитие произвольного внимания укрепляют память, расширяют кругозор, делают реакцию более быстрой, а концентрацию – устойчивой. Хорошо играть в подобные словесные шарады с несколькими малышами, ведь так возникает азарт и стремление быть лучшим.

Игры "Делаем уборку" и "Наблюдатель"

Это очень хорошие упражнения на развитие зрительного внимания. Первая игра – отличный способ навести порядок в комнате: малышу понравится чувствовать себя маминым помощником. Забава развивает понятие того, что ребенок – тоже член семьи, и, соответственно, имеет свои обязанности по дому. В неё лучше играть, когда на полу разбросано множество игрушек. Приготовьте для малыша несколько ящиков, и пусть он складывает в них свои куклы и машинки по определённым признакам: размеру, цвету, форме или материалу. Например, одну коробку он может наполнить деревянными игрушками, другую – мягкими, третью – металлическими, четвёртую – пластмассовыми.

Игра "Наблюдатель" – ещё один приём, который позитивно влияет на развитие внимания у дошкольников. Упражнения, подобные этому, можно делать как дома, так и на прогулке. Если вы находитесь в комнате, попросите малыша назвать все квадратные предметы, которые находятся в поле его зрения. Если же погода хорошая и вы резвитесь во дворе, пусть покажет вам все зелёное или синее, что он видит. Эта игра очень увлекательная. Придумывайте разные её вариации, чтобы процесс проходил непринуждённо и весело.

Как развить внимание у школьников?

В первую очередь поговорим об учениках начальной школы, которые в силу своего юного возраста ещё не умеют долго концентрироваться на том или ином предмете. Ребёнок в 7-8 лет хочет играть, вместо этого он вынужден по 4-5 часов в день сидеть на уроках, запоминая слова, решая примеры и читая стихи. После детского сада такая нагрузка для многих малышей непосильна. Чтобы немного научить чадо сосредотачиваться, запоминать и анализировать, в свободное время проводите с ним элементарные упражнения на развитие внимания.

упражнения на развитие произвольного внимания Например, долго концентрироваться на математике вашего ребёнка научит обратный отсчёт. Для начала возьмём число 10 или 20. Когда малыш едет в автобусе домой после уроков, пусть считает в обратном порядке, не отвлекаясь от этого задания. Зазевался – пусть выполняет сначала. Со временем, когда школьник освоит новые математические рубежи, число можно увеличить до 100 и даже до 1000.

Упражнения в группе

Большой популярностью пользуются занятия, которые проходят в форме игры и направлены на развитие внимания у школьников. Упражнения "Мой любимый фрукт" и "Ладошки" – одни из самых эффективных. Для первой игры малыши становятся в круг. Один из участников представляется и называет любимый фрукт. Тот, кто стоит после него, повторяет его слова и добавляет к ним своё имя и лакомство. В итоге последний ребёнок должен по очереди назвать имена и любимые фрукты всех предыдущих одноклассников. Эту игру можно проводить на большой переменке. Она, как и другие упражнения на развитие произвольного внимания, не только улучшает память, но и налаживает контакт между сверстниками.

Игра "Ладошки" также предусматривает формирование круга. Дети садятся, положив две ладони на колени соседей. Смысл упражнения в том, чтобы руки малыши поднимали поочерёдно: по ногам участников должна "пробегать волна". Дети, которые зазевались и не оторвали от коленки ладошку вовремя, или те, кто сделал это досрочно, выбывают из игры.

Другие занятия для школьников

Рассмотрим игру "Рука". В неё можно забавляться как поодиночке, так и вместе с напарником. Правила очень просты. Следует взять лист бумаги и обвести на нём свою ладонь. На получившемся изображении руки пишем цифры от 1 до 100, пытаясь разбросать их по разным концам рисунка. Оппонент делает то же самое. Затем дети обмениваются листками и ищут все числа в точном порядке, проводя линию от одного к другому. Кто быстрее справится с заданием, тот и выиграл.

упражнения на развитие зрительного внимания Не стоит забывать, что дети обожают компьютерные головоломки. И это неудивительно: в последние годы технический прогресс стремительно идёт в гору, и малыши пытаются за ним угнаться. В сети можно отыскать массу полезных флеш-игор, которые не только скрасят досуг ребёнка, но и будут направлены на развитие внимания у школьников. Упражнения "Найди отличия на картинках" или "Три в ряд", например, очень затягивают. Но это не значит, что перед монитором нужно просидеть целый день: выделяйте на головоломки в Интернете не больше часа, только в этом случае они принесут пользу умственному развитию, а не вред здоровью.

Сосредотачиваемся...

Эта способность является ведущей частью любого упражнения на развитие памяти, внимания и концентрации. Поэтому если школьник научится отбрасывать лишние мысли и на протяжении длительного времени думать о конкретном задании и его решении, то у него не только улучшится усидчивость и восприятие на уроках, но и продуктивность работы. Для начала ребёнок должен нарисовать на бумаге точку и повесить листок на уровне глаз, желательно на однотонную стену, чтобы ничего не отвлекало его от картинки. Задание будет считаться выполненным, если малыш долгое время удерживает внимание только на точке и думает исключительно о ней, ничего вокруг не слыша и не видя.

Также школьник может сосредотачиваться на словах. Для этого он берёт любую старую газету и считает количество слов в указанной взрослым статье или на странице. Можно выбрать любую букву и подчёркивать её в той или иной заметке. Хорошей практикой считается описание сути статьи, её анализ, что учит ребёнка не только запоминать, но и сосредотачиваться на чтении материала.

Карточные игры

Несмотря на неоднозначное к ним отношение, психологи говорят о пользе такого досуга. Игры в карты – это те же упражнения на развитие внимания, памяти и смекалки. Кроме того, ресурс для проведения подобных занятий общедоступен, ведь купить колоду можно в любом ларьке недалеко от дома. Знакомить ребёнка с картами можно достаточно рано, даже если он ещё ходит в детский садик. Например, когда чаду исполнилось 3-4 года. В таком возрасте малыш уже не рвёт картинки, а внимательно их изучает, и способен запоминать самые простые игровые комбинации.

коррекционные упражнения на развитие внимания Для начала познакомьте его со всеми любимым и простым пасьянсом. Достаньте из колоды тузы и выложите их в ряд. Пусть малыш по одной тянет карты и ставит их на ту или иную масть, пока не обращая внимания на обозначение. Уже потом, когда ребёнок будет постарше, он сможет выкладывать их по старшинству и играть в более сложные игры и головоломки. Это карточные упражнения, направленные на развитие внимания. С их помощью ребёнок учится сосредотачиваться, логически думать и прогнозировать ситуацию. Подобные навыки ему пригодятся не только в учебном процессе, но и в любых жизненных ситуациях.

Упражнения для старших детей

Рассмотрим три наиболее продуктивных игры, которые позитивно влияют на развитие внимания у подростков. Упражнения важно проводить регулярно. Для начала подготовьте цветные карточки, на которых будут написаны слова. Причём окрас букв и фона, на котором они напечатаны, должен быть разным. Быстро чередуйте перед глазами подростка таблички: он должен называть цвет слова, а не бумаги. Эта игра делает работу мозга более эффективной, устанавливает связи между его полушариями и тренирует концентрацию.

упражнения направленные на развитие вниманияВторое упражнение подразумевает подсчёт букв в словах, абзацах, на странице. Пусть ребёнок возьмёт книгу и называет их количество, при этом не помогая себе пальцем или карандашом, как это делают более младшие дети. Подросток способен выполнить данное задание только с помощью взгляда, производя все математические операции в уме. Усложняйте ему задачу: пусть считает только гласные или согласные, твёрдые или глухие и так далее. Как вы понимаете, кроме развития внимания школьник при этом повторяет фонетику русского языка, что также не будет лишним.

Как улучшить внимание у взрослого человека?

Для нас с вами также разработано множество способов развития концентрации и способности запоминать:

  1. Будьте любопытными. Когда едете в транспорте, рассматривайте пассажиров, обращайте внимание на их возраст, пол, цвет и фасон одежды. Дома постарайтесь в деталях припомнить каждого человека и описать его внешний вид.
  2. Изучайте языки. Посещайте курсы, запоминайте иностранные слова и фразы. Можете даже увлечься шрифтом Брайля, азбукой Морзе или языком жестов. Это усиливает тактильные ощущения и развивает моторную память.
  3. Занимайтесь йогой. Медитация восстанавливает работу мозга и всего организма в целом.
  4. Полноценный восьмичасовой сон – залог хорошей концентрации и памяти.
  5. Играйте в логические игры. Даже элементарный японский кроссворд способен улучшить вашу сосредоточенность.

Эти простые рекомендации, направленные на развитие внимания у взрослых. Упражнения, проделанные дома, пригодятся, когда вы засядете за работой в офисе. Ведь благодаря им концентрация на отчётах и договорах будет максимально устойчивой, а результат труда – плодотворным.

Советы психологов

Чтобы быть максимально собранным и сосредоточенным на том или ином деле, специалисты рекомендуют не только периодически выполнять коррекционные упражнения на развитие внимания, но и вести соответствующий образ жизни. Во-первых, вместо того чтобы лежать на диване и "поглощать" сериалы и шоу, читайте книги. Это принесёт больше пользы мозгу, позитивно повлияет на воображение и концентрацию.

 развитие внимания у подростков упражненияВо-вторых, используйте ещё одну хитрость: если вы правша, нагружайте левую руку, и наоборот. Это активизирует ту половину мозга, которая находится в "спящем" состоянии. Старайтесь прилагать максимум усилий, чтобы мыслить творчески, нестандартно. Пишите стихи, рисуйте акварелью, вышивайте картины, вяжите свитера – это те же самые упражнения на развитие внимания.

syl.ru

Как развить память у взрослого: упражнения для тренировки. Обзор лучших методик по развитию памяти

Большинство людей периодически сетуют на свою «девичью» память. Как правило, они практически не расстаются с ежедневниками, в которых тщательно вписывают все свои планы на будущий день. Однако трудности подстерегают повсюду. Иногда невозможность вспомнить чье-то имя может поставить в достаточно неловкую ситуацию. Или желание помочь ребенку с уроками обернется полным фиаско.

как развить память у взрослого

Как развить память у взрослого? Подобный вопрос периодически задают себе забывчивые люди. И те, кто не только ищут ответ, но и начинают внедрять все рекомендации в жизнь, со временем замечают прекрасный результат.

Причины плохой памяти

С возрастом у людей ухудшается способность к запоминанию, а также появляется рассеянность. Человеку необходимо держать к голове слишком много информации, из-за чего он иногда забывает самые очевидные факты.

Но дело не только в этом. Чем старше становится человек, тем хуже его способность рассуждать здраво. Причины плохой памяти у взрослых сокрыты как в возрастных изменениях, так и в неправильном образе жизни, стрессах, плохом сне и многом другом. Нервных клеток становится меньше, и наряду с этим человеку все труднее вникать во что-то новое.

Плохая память у взрослого может являться следствием некоторых заболеваний. Отмечается, что на способность запоминания, а также мышление, неблагоприятно влияют:

  • высокое давление;
  • атеросклероз;
  • диабет;
  • полнота.

Иногда ухудшение запоминания может быть следствием развивающейся болезни Альцгеймера.

Методы улучшения памяти

Удивительную способность можно натренировать, как, например, мышцу тела. Для этого нужно делать специальные упражнения для памяти. У взрослых, конечно, тренировка потребует определенных усилий. Ведь легче всего это происходит в детском возрасте. Малыши стараются запомнить все, что попадается им на глаза.

упражнения для памяти у взрослых

Нагрузка на память школьника уже достаточно существенна. Но когда человек заканчивает учиться и начинает работать, его память больше не поддается систематической тренировке. Жизнь становится более скучной и обыденной. Для того чтобы память продолжала развиваться, человек должен получать впечатления. Хорошо, если происходят различные приятные события, и люди стараются их не забыть.

Влияние табака

Как развить память у взрослого? Прежде всего ему необходимо избавиться от пагубного влияния никотина. Многочисленные исследования подтвердили, что табак достаточно сильно ухудшает способность запоминать.

Если сравнить человека, который тренирует память и при этом курит, и другого, который не работает над способностью запоминать, но и вредной привычки у него нет, то окажется, что у первого результат лучше. Однако если их условия уравнять, то окажется, что табак все же ухудшает память.

Исследования показали, что курящие студенты хуже справляются с заданиями, чем некурящие. Хотя табак имеет свойство мгновенно повышать концентрацию внимания, однако это быстро проходит.

Влияние алкоголя

Гибкий ум невозможно сохранить, принимая спиртосодержащие напитки. Ведь они также ослабляют память.

Даже малая доза спиртного снижает способность запоминать. Систематический его прием лишает человека возможности фиксировать что-то в памяти. Поэтому тем людям, которые задумываются о том, как развить память у взрослого, следует отказаться от спиртного.

методики развития памяти у взрослых

Рекомендуется исключить все виды алкоголя перед ответственным мероприятием, на котором необходимо что-то запоминать.

Медикаментозные препараты

Прием некоторых лекарств также может влиять на запоминание и даже вызывать провалы в памяти. К ним относятся различные успокаивающие или возбуждающие препараты, а также обезболивающие, антигистаминные и противовоспалительные средства.

Основные рекомендации

Существуют правила, позволяющие памяти всегда оставаться в рабочем состоянии:

  • обогащать кровь кислородом;
  • обязательно хорошо высыпаться;
  • не злоупотреблять алкоголем и табаком;
  • отказаться (по возможности) от лекарств, снижающих память.

Методики запоминания от гениев

Психолог Карл Сишор считает, что обычный человек использует свою память только на 10%, в то время как 90% остаются без применения.

Мало кто знает, что практически все методики развития памяти у взрослых базируются на трех природных законах запоминания. Речь идет про эмоции, ассоциации и повторения. Знание этих правил способно помочь как в обыденной жизни, так и в ответственных ситуациях.

тренировка памяти у взрослых

Закон эмоций гласит, что для лучшего запоминания достаточно получить яркие впечатления о заданном предмете. Самым известным человеком, использовавшим данное правило, был Рузвельт. Он всегда сохранял отличную концентрацию внимания. Все, что он прочитывал, запоминал почти дословно. Секрет данной методики развития памяти у взрослых сокрыт в необходимости полностью сосредоточиться, хотя бы ненадолго, на нужной информации. Именно в этом случае она запомнится лучше, чем если долго размышлять о ней и отвлекаться.

Удивительную методику оставил после себя Наполеон. Он отлично помнил на смотре войск расположение каждого своего бойца и его фамилию. Секрет его запоминания имени человека состоял в том, чтобы получить о нем более яркое впечатление. Например, спросив, как пишется его фамилия.

Президент Линкольн имел свою методику запоминания: он читал вслух то, что было важно помнить. Получается, что нужно задействовать как можно больше органов чувств. Это позволяет достаточно эффективно повлиять на развитие памяти у взрослых. Упражнения, которые строятся на задействовании нескольких чувств, рекомендуются большинством психологов. К примеру, чтобы запомнить, достаточно записать, а затем мысленно представить написанное.

Марк Твен часто читал лекции. Чтобы запомнить длинный текст, он записывал пару слов с начала каждого абзаца. Перед выступлением Твен повторял всю лекцию, используя эту шпаргалку. Но затем ему пришла в голову другая идея - и он стал рисовать то, что ему нужно было запомнить.

Таким образом, гении прошлого смогли воплотить все три закона запоминания.

Подготовка к занятиям

развитие памяти у взрослых упражнения

Тренировка памяти у взрослых должна начинаться со следующих упражнений:

  1. 5-10 секунд сохраняйте полностью свободный от мыслей ум. Это необходимо для тренировки концентрации внимания.
  2. Во время данного процесса не должно возникать какого-либо напряжения: нервного либо психического.
  3. С пяти секунд очень важно постепенно дойти до тридцати секунд непрерывного нахождения в этом состоянии.

Развитие способности запоминать

Очень важно развивать не только зрительную или слуховую способность запоминания, но и другие виды. Также нужно помнить, что краткосрочная и долгосрочная память в одинаковой мере необходимы человеку.

Ниже приведены рекомендуемые упражнения для памяти у взрослых. Рассмотрим их.

  • Зрительную память можно натренировать, если пытаться запомнить внешность проходящих мимо людей. Достаточно мимолетного взгляда на человека, идущего навстречу, и затем нужно попробовать представить себе его облик во всех деталях.
  • Очень полезно время от времени спрашивать себя, как выглядит обертка любимой конфеты, что там изображено. Можно пытаться представить, что вы видели, когда проходили в очередной раз мимо магазина, какая там была вывеска. При этом нужно стараться вспомнить все до мельчайших подробностей.
  • Для того чтобы улучшить звуковую память, достаточно регулярно читать вслух либо учить стихотворения с ребенком. Пропойте только что прослушанную мелодию. В уличном шуме старайтесь расслышать обрывки фраз и зафиксировать их в памяти.
  • Принимая пищу, вообразите себя дегустатором, который досконально запоминает вкус блюда. Ассоциируйте каждое кушанье с чем-либо. Играйте на угадывание блюда с закрытыми глазами.

плохая память у взрослого

  • В парфюмерном магазине брызгайте понравившиеся духи на тест-полоску. Затем пытайтесь вспомнить их название. Тренируйтесь со всеми окружающими вас запахами. Можно начать с более простых ароматов, далее переходите к более сложным.
  • Попробуйте развить числовую память. Для того чтобы запомнить целую комбинацию, нужно всего лишь выбросить калькулятор. Для начала можно просто определять в магазине сдачу при каждой покупке. Расчеты в уме очень тренируют память, связанную с числами. Попробуйте определить цену на каждый продукт. Считайте свои шаги, например, от входа в квартиру до двери лифта. Можно попробовать запомнить, сколько раз вам приходится прокрутить лампу в патроне, прежде чем она будет закручена достаточно туго.

    причины плохой памяти у взрослых

  • Все виды памяти прекрасно развиваются при помощи любых видов настольных игр. Ускорить мыслительные процессы можно при помощи шахмат и шашек, игральных карт, домино. Отлично натренировать память поможет разгадывание кроссвордов, а также всяческие головоломки. Оригами улучшает механическую память. Различные виды рукоделия, типа вязания, вышивки и рисования, улучшают мелкую моторику и концентрацию на деталях.

Заключение

Памятью обладают все. У некоторых людей отмечается просто феноменальная способность к запоминанию. Другие сознаются в том, что являются обладателями «дырявой» головы. По мнению психологов, людей с плохой памятью крайне мало. При этом очень много тех, кто не умеет правильно ее использовать или не знает, как развить память у взрослого.

fb.ru

Смотрите также