Упражнения для развития творческого мышления

Главная » Упражнения » Упражнения для развития творческого мышления

Упражнения для развития креативного мышления.

( Рекомендуется выполнять регулярно)

1. «И все-таки у них много общего». Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой... Это упражнение тренирует мозг на создание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Для примера приводятся возможные ответы на вопрос «Что общего между глазом и водопроводным краном»:

1) оба слова—из четырех букв;

2) в обоих случаях буква «А» — третья по счету;

3) при помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана — глаз вымыть;

4) и то и другое может блестеть;

5) из них иногда льется вода;

6) когда они портятся, из них подтекает.

А еще: ремонт глаза стоит в тысячу раз дороже, чем ремонт крана, а у водопроводчика, который приходил чинить кран в пятницу, был большой синяк под глазом.

2. «Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Если вы неплохо рисуете, придется на время об этом забыть: здесь важен процесс, а не результат. Теперь нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных... Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное— «задушить» логику и здравый смысл, которые будут взывать к вам с требованиями нарисовать вместо этого безобразия зайчика или черепашку.

3. «Сумасшедший архитектор». Следующее упражнение также принесет вам лавры прославленного графика (особенно если вы заведете привычку развешивать образцы своего творчества вокруг рабочего места). Теперь будем рисовать дом. Вам понадобится прежде произвольно выбрать 10 слов (можно снова воспользоваться словарем). Задача такая: вы — архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить за эскиз своего жилья, к примеру, миллион доллар (или даже 10 миллионов — в общем, сумму, при мысли о которой вы будете веселее работать). Его условие: в эскизе должны быть представлены... (далее следуют 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель. «Кастрюля» — отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»... пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс-салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение... Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы выглядеть в действительности.

4. «Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «шляпа; большая, зеленая, теплая, модная, красивая» и т. д. Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному НЕ подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой... Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

5. «И это называется...» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое и хлесткое, можно развернутое и обстоятельное — главное, чтобы оно понравилось вам самим. Например: «Знакомка» (при виде сослуживицы, застывшей за своим рабочим столом); «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т.д.

Тренинговые упражнения для развития восприятия

Упражнения из цикла «Смотреть и видеть». Учитель дает задание рассмотреть предмет. Важно объяснить ученикам, что это значит. От них требуется не только смотреть, но и видеть, т. е. так запечатлеть предмет в памяти, чтобы его не забыть потом. Но как не созерцать пассивно, а познавать увиденное? Смотрим, т. е. «впускаем» в себя зрительные образы мы каждый день, но видеть (осознавать увиденное) непрерывно нам некогда. Учитель может попросить именно «увидеть» знакомый или вновь принесенный предмет, прибор (например, микроскоп), затем описать его не глядя, потом проверить, что упущено в описании, что описано неверно. Важно показать, как меняет восприятие предмета та цель, с которой он рассматривается. Для этого вместо «бесцельного» рассматривания предлагается рассмотреть предмет с целью: нарисовать по памяти; работать с ним; продать. Сопоставление содержания своих мыслей по поводу различных ситуаций дает хорошую пищу для размышлений и наглядно иллюстрирует каждому изменение его восприятия при изменении цели.

«На что похоже?» Учитель дает возможность рассмотреть символ: знак химического элемента, т. е. нечто, не являющееся рисунком в прямом смысле слова, и увидеть, на что он был бы похож, будь рисунком. Когда на задание в принципе не может быть верного и неверного ответа, то его не страшно выполнять, не страшно дать смешной ответ, это даже приветствуется, так как забавные ассоциации лучше запоминаются.

«На одну букву». Пока учитель считает до тридцати, найти и запомнить все предметы в классе, название которых начинается, например, на букву С.

«На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.

«Переключение внимания». Ученики рассматривают предмет в руке, а по команде переводит взгляд на стену. Потом опять — на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.

nsportal.ru

6 упражнений для развития творческого мышления

Эти упражнения скорее пригодятся тем, кто занимается написанием сценариев или хочет попробовать себя в этом мастерстве. Однако они же помогут развить навыки хорошего рассказчика, а ещё вы можете использовать их как весёлую игру в компании друзей.

Смешно

Выберите драму, триллер или ужастик и перепишите его (перескажите) так, как будто это комедия.

Серьёзно

Выберите комедию и сделайте из неё драму.

Агент ФБР под прикрытием

Неважно, что получится в итоге — комедия или драма, на данный момент ваша задача — придумать, в каком необычном месте может оказаться агент ФБР. Например, он работает под прикрытием в школе кулинарных искусств в Провансе.

Нестандартная школа

Тут, как и в предыдущем пункте, неважно, что вы задумали создать: комедию или серьёзное кино. Пусть фильм будет про школу, но не про обычную, а, допустим, про «Школу жен».

Противостояние

Придумайте несколько пар людей, в которых есть некое противостояние, достойное хорошего сюжета.

Мой кот — серийный убийца

Назовите людей, животных или даже вещи, которые могут быть маньяками-убийцами.

Именно благодаря такому мозговому штурму и рождаются идеи самых интересных и необычных фильмов и книг.

В компании друзей вы также можете сделать эти упражнения. Получится весёлая и захватывающая игра, которая к тому же будет полезна для развития творческого мышления.

А вы когда-нибудь делали подобные упражнения?

Copyright Shutterstock

lifehacker.ru

Упражнения для развития творческого мышления

фантазия, творческий подход

Что нужно человеку, чтобы творить? Любому человеку.

Ведь творчество — это не только создание материальных предметов. Творческим может быть подход и в жизни, например, к решению различных ситуаций.

1. Вдохновение. Большое или маленькое, постоянное или приходящее. О том, где и как его ловить, написано много статей здесь, на Ярмарке Мастеров, и не только.

Я понимаю вдохновение как идею. Само слово вдохновение такое мягкое и воздушное, летающее в облаках. Оно созвучно с «дуновением», в нем есть «вдох» . Слово-дыхание. Неуловимое. Неосязаемое.

Но одной идеи мало. В этом слове нет энергии. Энергии, которая нужна для созидания. Энергии действия.

2. Творческий азарт, лихорадка. Когда руки чешутся, когда энергия через край. Когда внутри такая наполненность, что вот-вот взорвешься. Когда сопротивление бесполезно.

Где взять такой энергии? Тут, наверное, у каждого свой рецепт. У меня два противоположных. Покой и спорт. Аккумулировать и вырабатывать.

3. Знания, мастерство. Первое берется из специальной литературы, мастер-классов, курсов и так далее. Второе достигается путем проб и ошибок, количеством потраченных часов, переработанных материалов и пережитых ситуаций.

4. Фантазия, творческое мышление. Многие считают, что оно либо дано от рождения, либо нет. А я уверена, что его можно развивать. Не буду вдаваться в теоретические дебри, выделять составляющие, так как цель моей статьи — концентрат практической пользы. Я расскажу об упражнениях, которые сама применяю регулярно на протяжении многих лет.

Чем хороша эта подборка?

1. Упражнения можно выполнять где угодно, когда угодно. Можно начать в любой момент и в любой момент остановиться.

2. Можно заниматься самостоятельно (например, по дороге на работу), можно практиковать с детьми (регулируя сложность и актуальность, в зависимости от возраста), а можно подобрать группу единомышленников.

3. Для большинства упражнений не нужно ничего, кроме головы :) Для некоторых понадобится ручка / карандаш и бумага, ну либо заменитель-гаджет (кому как удобнее).

Итак, моя подборка простых, универсальных, эффективных упражнений для развития творческого мышления.

1. Читать текст вверх ногами либо через зеркало. В качестве усложнения — увеличивать скорость, читать вслух либо подбирать текст на незнакомые темы со специализированными словами.

2. Писать ведущей и неведущей рукой справа налево и слева направо.

фантазия, творческий подход

3. Читать и произносить слова задом наперед (вспомните «Королевство Кривых зеркал» или «абырвалг»).

4. Придумывать слова на одну букву или на один слог, или с определенным началом и окончанием, или с конкретным количеством слогов и ударением. Здесь вариантов великое множество. Поиск вариантов — уже полезное упражнение :)

5. Придумывать предложения, в которых все слова начинаются на одну букву. И тут тоже есть простор для фантазии. Можно выбрать определенную тему, или букву заменить слогом, или составить целый рассказ.

6. Составлять слова из набора букв или из длинного слова. Есть даже такая игра — Эрудит. В ней нужно не только составить слова и использовать все буквы, но и набрать наибольшее количество очков. В качестве усложнения можно играть на время.

творческое мышление, упражнения

7. Рифмоплетство. Таких специалистов здесь, на Ярмарке Мастеров, многие знаю. Опять же можно задать тему, можно заранее придумать рифмы, можно целый день разговаривать только стихами и так далее.

8. Придумывать предметы одной формы, одного цвета, из одного материала, одного вкуса, одного класса. Игра в города или в животных из этой серии. На первый взгляд кажется просто, но самое интересное начинается, когда все очевидные варианты уже назвали. «Что еще?» — по-моему, гениальный вопрос.

9. Разглядывать облака и определять, на что они похожи.

развитие фантазии, игры

10. Тоже самое, но с тенью. Разница в том, что облака объемные, а тень плоская. Меняется восприятие.

11. Одушевить предмет. Придумать ему историю, характер, голос, манеру говорить. То, чем занимаются мультипликаторы и сказочники.

развитие

12. Олицетворять абстрактные понятия. Например, в деталях представить, как выглядит свобода, что это за персонаж. Или творчество, или страх. Какого они размера, цвета, фактуры, как говорят, как двигаются и так далее.

13. Выбрать фигуру / форму и представить, нарисовать максимальное количество вариантов, частью чего эта фигура / форма может быть. Помните, в «Девчатах» Тосю, азартно перечисляющую какие блюда можно приготовить из картошки :) Так и здесь, весело и с энтузиазмом.

14. Поменять угол зрения. Представьте себя муравьем или птицей, деревом или книгой, вообразите, что вы чувствуете, какой мир видите. Смотрите на привычные предметы другими глазами. За литературными примерами далеко ходить не надо — Нильс, Алиса, Гулливер.

творчество

15. Моя любимая игра — на кого / что похоже. Суть в том, чтобы представлять любого человека чем угодно. Начать можно с себя. Если бы я была фруктом, то каким? Цветом каким? Вкусом каким? Птицей какой? Музыкой какой? Растением каким? Таких вопросов великое множество. Тренироваться можно и на друзьях, и на родных, и на прохожих.

16. Упражнение, знакомое всем мастерам на Ярмарке Мастеров, часто используется на тренингах для продавцов. Придумать описание, продать. Составляйте такие описания для непродающихся вещей — дерево, травинка, обещанный дождь, вчерашний день.

17. Плюсы и минусы. Разглядывайте предмет / явление с разных сторон. Находите положительные и отрицательные стороны, по очереди (хорошее, плохое). Отличное упражнение вообще для жизни.

Список можно продолжать и дальше. Но здесь, по идее, уже должна разыграться фантазия, и упражнения или варианты упражнений должны приходить в голову сами собой. Главное — на забывать их применять. Мозг ведь тоже мышца и ему нужны регулярные тренировки!

источник

4425087_tekstury_tekstura_risunok_risunki_cveta_uzory_fon_kreativ_1920x1080_01 (115x50, 14Kb) 4425087_tekstury_tekstura_risunok_risunki_cveta_uzory_fon_kreativ_1920x1080_02 (115x50, 16Kb) 4425087_tekstury_tekstura_risunok_risunki_cveta_uzory_fon_kreativ_1920x1080_03 (115x50, 16Kb) 4425087_tekstury_tekstura_risunok_risunki_cveta_uzory_fon_kreativ_1920x1080_04 (115x50, 15Kb) 4425087_tekstury_tekstura_risunok_risunki_cveta_uzory_fon_kreativ_1920x1080_05 (115x50, 16Kb) 4425087_tekstury_tekstura_risunok_risunki_cveta_uzory_fon_kreativ_1920x1080_06 (115x50, 16Kb) 4425087_logoservis_01 (135x50, 15Kb) 4425087_logoservis_02 (135x50, 15Kb) 4425087_logoservis_03 (135x50, 16Kb) 4425087_logoservis_04 (135x50, 18Kb)

liveinternet.ru

Упражнения для развития творческого мышления

Упражнения для развития творческого мышления
развитие творческого мышленияВ современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением.
Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.
Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.
В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности (подробнее об этом можно прочитать в статье "Одаренные дети: особенности психического развития").
Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.
Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).
Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур
развитие творческого мышления
Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.
Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги
развитие творческого мышления
Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.
Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов
развитие творческого мышления
Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.
На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.
Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.
Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.
Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...
Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...
Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.
Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.
К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:
1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.
Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.
развитие творческого мышления
Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.
Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если ...
"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."
Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.
Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:
Светофор, мальчик, санки.
Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.
развитие творческого мышления
Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.
развитие творческого мышления
Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.
развитие творческого мышления
Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.
развитие творческого мышления
Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).
Рис. 4. Примеры необычного использования деталей строительного конструктора
развитие творческого мышления

Источник:

liveinternet.ru

Смотрите также