Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Главная » Упражнения » Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

   Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

   1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и д.т. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

   2. Кулак – ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.

   3. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

   4. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

   5. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий (содружественных движений). Прикасаться к пальцу нельзя.

   6. Горизонтальная восьмерка.

1 – 2-я неделя занятий. Упритесь языком во рту в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.

3 – 6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда-обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».

7 – 8-я неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.

  7. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

   8. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

   9. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза. Опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

   10. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

   11. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

 12. Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой – за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполните то же самое в другую сторону.

  13. Стоя. Поднимите (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Повторите упражнение 7 раз. Когда рука касается противоположного колена, а взгляд в этот момент сконцентрирован на пересечении линий буквы Х, как бы «пересекается» средняя линия левого и правого полушария мозга.

  14. Паровозик. Правую руку положите на левую надкостную мышцу, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменяйте позиции рук и повторите упражнение.

  15. Перекрестное марширование. Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Смотрите при этом на пересечение линии буквы Х. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.

  16. Мельница. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.

  17. Перекрест. Для выполнения этого упражнения предлагается чистый лист плотной бумаги с нарисованным на нем символом Х. Он располагается на плоскости, на расстоянии примерно 20 см от глаз, при этом его освещение должно быть нормальным и равномерным. Необходимо в течение 45 с. смотреть в центр перекрестка (после недельных занятий образ перекрестка вызывается произвольно). Через 45 с. взгляд переведите на светлый фон. С появлением образа глаза закройте, а перекрест медленно перенесите в область лба, а затем в темя. Это символ единства мозга. Упражнение повторяйте 3 раза.

nsportal.ru

Практикум для родителей и воспитателей: «Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей»

Ирина Нелепа
Практикум для родителей и воспитателей: «Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей»

Цель практикума: Познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и психотехнических приемов при подготовке детей к школе.

Задачи:

• привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;

• заинтересовать их в обучении приёмам и методам работы с детьми.

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Мишель де Монтень.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.

Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, сихронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.

Правополушарные люди за лесом

не видят отдельных деревьев,

а левополушарные —

за отдельными деревьями

не видят леса.

Б. Белый

При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему.

Такое разделение функций обеспечивает взаимнуюдополняемость работы полушарий.

Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.

Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.

Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающийся эффект.

Тест лево-правополушарности

Межполушарная асимметрия

Правое полушарие

интуитивно

живет прошлым

правдиво

мрачно,

пессимистично

не способно образовывать новые конструкции

способно любить

Левое полушарие

логично

живет будущим

способно ко лжи обладает чувством юмора

образует новые конструкции

способно мстить

и ненавидеть

В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений, укрепления психического здоровья необходимо тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса. Одним из составляющих элементов такой работы являются кинезиологические упражнения.

Что включают в себя комплексы упражнений?

Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Упражнения для релаксации испособствуют расслаблению, снятию напряжения.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

• занятия проводятся утром;

• занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

• занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

• от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

• длительность занятий по одному комплексу составляет две недели

Способов тренировки мозга существует великое множество. Вот лишь некоторые из тех, которые можно использовать в работе с детьми:

Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Кулак-ребро-ладонь. Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь

на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь», произносимыми вслух или про себя.

Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Примеры схем для зеркального рисования

Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга.

Так что пробуйте, экспериментируйте.

Это не только полезно, но и весело!

Дыхательные упражнения

Упражнение № 1

Дышите только через одну ноздрю (сначала левую, затем правую). Упражнение № 2 «Яйцо». Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться. Упражнение № 3 «Лодочка».

Лежа на спине, вытяните руки. По команде одновременно

поднимите прямые ноги, руки и голову.

Держите позу максимально долго. Затем выполните это упражнение, лежа на животе. Упражнение № 4 Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку (ключ, пуговица, скрепка и т. д.). Другой рукой нарисуйте его на бумаге. Упражнение № 5 Упражнение выполняется в парах. Встаньте лицом друг к другу. Один выполняет движения руками и ногами, другой должен их зеркально отобразить.

Упражнения для снятия эмоционального напряжения

Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторять следует 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации.

Делают двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони. Упражнение так же развивает тонкую моторику рук.

Слегка массируют кончик мизинца.

Помещают орех на кисть руки со стороны мизинца (на ладони) и ладонью другой руки слегка нажимают и делают орехом круговые движения (3 мин).

Упражнение для развития памяти

Одновременно двумя руками «промахать» в воздухе в зеркальном отражении (записывать на листе бумаги) информацию, которую необходимо запомнить (буквы, таблица умножения,

формулы, иностранные слова и т. д.).

Упражнения для развития внимания

Раскрывают пальцы левой руки, слегка нажимают точку

концентрации внимания, расположенную в середине

ладони, большим пальцем правой руки.

Повторяют это 5 раз.

При нажатии делают выдох, а при ослаблении усилия —

вдох.

Упражнение делают спокойно, не торопясь. Потом делают

то же самое для правой руки.

ЛИТЕРАТУРА 1. Сиротюк А. Л. Развитие интеллекта дошкольников. М, 2000

2. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологичекое сопровождение обучения. М, 2003. 3. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. Руководство для практического психолога. М., 1991. 4. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду. М., 2000. 5. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Развитие ребенка в ваших руках. М., 2000. 6. Безруких М. В. Дети, которых не понимают взрослые // Дошкольное воспитание. 2002. № 5. 7. Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. Санкт- Петербург, 2001. 8. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности / Под редакцией Лаврентьевой. М, 1996.

maam.ru

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

(по А. Л. Сиротюк)

Комплекс № 1.

   1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

   2. Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами ( ,,кулак – ребро – ладонь,,), произнося их вслух или про себя.

   3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону,кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

   4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

   5. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук ,,с точностью до наоборот,,.

   6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

   7. Горизонтальная восьмерка. Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь – левой. А теперь правой и левой одновременно.

Комплекс №2

   1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

   2. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

   3. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

   4. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

   5. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.)

   6. Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.

   7. Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой – за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5 – 10 с. Выполните тоже самое в другую сторону.

   8. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

Гимнастика для глаз. Выполните плакат – схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории “ восьмерки ”. Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 – коричневый, № 3 – красный, № 4 – голубой, № 5 – зеленый. Упражнения выполняются только стоя.

nsportal.ru

«Упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ через применение игротренингов су джок»

«Система упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ с использованием мячиков су-джок»

В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для устранения имеющихся нарушений, укрепления психического здоровья детей необходимо проведение комплексной коррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция. Применение данных методик позволяет улучшить у учащихся память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Учителя, использующие кинезиологические упражнения на уроках, отмечают повышение работоспособности, активизацию интеллектуальных и познавательных процессов, улучшение почерка,совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

А теперь о самой системе упражнений, которые  я включила в структуру урока. Это упражнения на   «Жонглирование» для развития межполушарного взаимодействия  с использованием мячиков «су-джок».

«Жонглирование»  - очень веселое и полезное занятие. Оно не только развивает ловкость и выносливость, но и очень благоприятно воздействует на нервную систему. Вот несколько причин, почему стоит научиться жонглировать:

- доставляет радость вам и окружающим.

- поддерживает вас в хорошей физической форме.

– это замечательное средство для снятия напряжения с глаз.

– это прекрасный метод преодоления стресса.

- Жонглирование активизирует взаимодействие обоих полушарий головного мозга, что стимулирует творческий процесс. Процесс жонглирования можно сопровождать пением, притопыванием, рассказыванием сказок.

Жонглирование развивает как физические, так и личностные качества человека. С помощью жонглирования, где необходима четкая работа двумя руками, прекрасно развивается взаимосвязь полушарий мозга. Уже после нескольких занятий у обучающихся вырабатывает навык концентрации внимания, развивается мелкая и крупная моторика рук, улучшается осанка и зрение, реакция, координация движения, выносливость, боковое зрение, скорость, способность угадывать траекторию перемещения предметов. Так как я работаю в коррекционной школе в качестве моделей для данного исследования были выбраны дети с задержкой психического развития (ЗПР), дети с ДЦП и дети с аутистическим синдромом.

В моем исследовании приняли участие 5  детей 7-14 лет, посещавших занятия лечебной физкультуры, с вышеперечисленными диагнозами

Имя ребенка

Маша С.

Алексей Б.

Миша Ф.

Антон

Алексей К.

нач.

конец

нач.

конец

нач.

конец

нач.

конец

нач.

конец

Подбрасывание мяча пр.р.-ловля левой

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Подбрасывания мяча вверх- хлопок сзади, ловим мяч впереди.

_

+

_

+

_

+

_

+

_

+

Перебрасываем мяч под ногой одной рукой, ловим другой

_

+

_

+

_

+

_

+

_

+

Перебрасываем мяч за спиной одной рукой, ловим другой

_

_

_

+

_

_

_

_

_

_

Подбрасываем  два мяча обеими руками одновременно и ловим.

_

+

_

+

_

+

_

+

_

+

Подбрасываем два мяча обеими руками одновременно- хлопок и ловим

_

+

_

+

_

_

_

_

_

_

Подбрасываем мячи крест-накрест и ловим

_

+

_

+

_

_

_

+

_

+

Полученные данные свидетельствуют о том, что для  детей, на начало обучения «жонглированию», были  характерны нарушения зрительно-слуховой ориентации в пространстве, движения этих детей были не соразмерны, они затруднялись в бросании мяча, в выполнении тонких дифференцированных движений пальцами рук, отмечалась двигательная расторможенность. Дети бурно реагировали на трудности при выполнении упражнений. Учащиеся справлялись с заданием с 3-5 попытки, не в состоянии были действовать двумя руками одновременно. Недаром Кант говорил, что «рука - вышедший наружу мозг». Но, как итог, в конце года  наша работа дала положительные результаты. Это вы можете увидеть в таблице результативности. И пускай не все дети освоили  упражнения на 100%, но интерес к разучиванию не только не снизился, а непрестанно продолжает повышаться. Дети приносят мячи из дома, «жонглируют» ими в свободную минуту, придумывают свои упражнения и предлагают их ввести в систему наших упражнений. Именно поэтому наша работа будет продолжаться. И как выше было сказано, на следующий год мы планируем подключать речь. Использовать стихи, потешки. Развивать ориентировку в пространстве, используя работу с  предлогами и включение в занятие мнемотаблиц).

Сейчас вашему вниманию я предлагаю просмотр небольшого фрагмента занятия с использованием данной системы упражнений. Мальчик 10 лет с аутичным синдромом.

(Просмотр видео)

Вы просмотрели видео сюжет. Как вы считаете, нужны ли такие упражнения учителю-логопеду при работе с детьми, имеющими речевые нарушения?  Помогут ли  они овладеть ребенку – речевым (лингвистическим) пространством? Сложно или легко научить ребенка с речевыми нарушениями «жонглированию»? Давайте сами попробуем убедиться в данном утверждении.

Игротренинг с учителями – логопедами.

 Каждое упражнение пробуешь с ними.

Надеюсь, что использование моей системы упражнений с мячиками «су-джок» поможет  Вам в работе с детьми с ОВЗ. На эл. носители вы можете скинуть себе систему данных мной упражнений и использовать её в своей работе. Поделиться с воспитателями и учителями физической культуры. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам. Большое спасибо всем за внимание.

nsportal.ru

Развитие межполушарного взаимодействия

"Коррекция базовых уровней доинтеллектуальной деятельности" – посвящена развитию межполушарного взаимодействия.
Вы наверняка сталкивались с детьми, которых даже близкие им люди называют невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную работу. В школе такие дети плохо читают, медленно и коряво пишут, делая большое число ошибок, которые взрослые называют "нелепыми". Встречаются и ребята, испытывающие трудности в счете, а также при решении математических задач. В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга (наличием правого и левого полушария) и его функционированием.
В рамках нашей статьи мы не будем касаться научных аспектов темы межполушарного взаимодействия. Об этом вы можете прочитать в целом ряде известных педагогам книг, в частности в книге "Неуспевающие дети", написанной Н.К. Корсаковой, Ю.В. Микадзе и Е.Ю. Балашовой. Но для того чтобы была понятна логика подбора игр и упражнений программы коррекции и развития, необходимо сказать следующее.
При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация.
Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела.
Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и аккалькулией (нарушением процесса формирования навыков письма, чтения, счета).
Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.
Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же период ползания оказывается сокращен, то недостаточно развиваются координация движений, координация деятельности полушарий между собой и координация мозга и тела в целом. Развивая координацию движений, моторику ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.
Первым блоком программы развития межполушарного взаимодействия является блок "Движение" – через комплексы специальных игр и упражнений мы как бы проходим сначала двигательное развитие ребенка от младенчества до раннего возраста.


Комплекс упражнений для дошкольников и младших школьников


Проводится как индивидуально, так и малой группой. Желательно использование специального зала или просторной, хорошо проветриваемой комнаты с ковровым покрытием. Рекомендуется спортивная одежда, не сковывающая движений ребенка.
1. Упражнение на дыхание
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки вдоль тела. На счет от 1 до 6 идет медленный вдох носом, руки при этом поднимаются вверх вдоль тела, скользя по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный выдох через рот, руки опускаются в исходное положение, но поверху. Повторяем 3 раза.
2. "Потягушки"
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой (на полу). На счет от 1 до 6 медленно потянуться, осторожно растягивая позвоночник в разные стороны: пятка правой ноги "ползет" по полу вперед, а левая вытянутая рука одновременно тянется в противоположную сторону; затем то же самое делает левая пятка ребенка и правая рука. Повторяем 5–7 раз.
3. "Бревнышко"
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки плотно прижаты к телу, ноги соединены. Мы предлагаем ребенку закрыть глаза и почувствовать себя частью могучего ствола красивого дерева. На счет от 1 до 6 тело ребенка начинает перекатываться по полу, например справа налево. На счет от 6 до 1, перекатываясь в противоположном направлении, ребенок возвращается на исходную позицию. Повтор 5–7 раз.
В этом упражнении можно варьировать темп – убыстрять, замедлять. Можно не использовать счет вообще, предоставив ребенку возможность спонтанного движения.
4. "Лодочка" (лежа на спине лицом вверх)
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой. На счет от 1 до 4 он медленно поднимает одновременно руки, ноги (мысочки при этом оттянуты), голову, делая "лодочку". Держит эту позицию на счет от 1 до 4, медленно возвращается в исходное положение тоже на счет от 1 до 4. Далее следует релаксационное расслабление. Затем повторение упражнения. Делается 3–5 раз.
5. "Лодочка" (лежа на животе лицом вниз)
Выполняется ребенком точно так же.
Далее следуют два упражнения на активное ползание.
6. "Поспешим к Айболиту"
Можно рассказать детям историю о сказочном лесе, в котором появился злой охотник и ранил зверят: зайчика в передние лапки, а медвежонка в задние. Зверята ползут к доброму Айболиту, который их обязательно вылечит.
а) "Раненый зайчик"
Ребенок лежит на животе, голова приподнята над полом, руки плотно прижаты к телу. Попеременно сгибая в коленях то правую, то левую ногу, ребенок начинает ползти до указанного ведущим препятствия.
б) "Раненый медвежонок"
Исходное положение то же, но ноги соединены. Ребенок попеременно сгибает в локтях то правую, то левую руку и, опираясь на локти, ползет до указанного места.
Рекомендуется упражнения а и б проводить на счет, то есть задавая определенный ритм и темп попеременной работы правой и левой частей тела.
7. "Четвереньки"
Ребенок становится на четвереньки, опираясь о пол коленями и ладонями рук. Ведущий четко задает ритм и темп ползания на четвереньках. При ползании необходимо переставлять вперед противоположные руки и ноги одновременно. Можно использовать веселое музыкальное сопровождение. Можно ввести игровой и соревновательный моменты, предложив детям, например, ползать с закрытыми глазами.
8. "Канатоходец"
Исходное положение – стоя, руки опущены, перед ребенком кладется длинная веревка. Это канат под куполом цирка, по которому надо пройти как настоящему канатоходцу (в руки ребенку можно дать флажки или ленточки).
Шаг правой ноги – поднимаем левую руку, шаг левой ноги – поднимаем правую руку, а левая при этом опускается. Мысочки ног при таком движении должны быть оттянуты.
9. Упражнение на дыхание
Мы заканчиваем комплекс упражнением на дыхание (см. упражнение 1).
Второй блок – "Моторика" – развитие моторики ребенка по нескольким кинесиологическим программам, позволяющим активизировать межполушарное взаимодействие, достигая при регулярности проведения занятий синхронизации работы полушарий.
Приведем пример одного из комплексов упражнений. Подробнее с кинесиологическими программами можно познакомиться в книге А. Л. Сиротюк "Обучение детей с учетом психофизиологии".
Комплекс упражнений для дошкольников и младших школьников
(в сокращении)
1. Зеркальное рисование
На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.
2. Колечко
Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его.
Можно использовать при этом текст стихотворения.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Пальцев дружная семья –
Друг без друга им нельзя.
3. "Кулак – ребро – ладонь"
Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:
а) ладонью правой руки;
б) ладонью левой руки;
в) обеими ладонями одновременно.
При этом меняем темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам. Если у ребенка все получается, то при этом можно одновременно произносить веселые стихи.
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.
Особое внимание в коррекционно-развивающей работе следует уделять леворуким детям или детям с элементами левшества.
В этом случае в комплекс упражнений рекомендуется включать, например, следующие упражнения, пришедшие в образовательную практику из нейропсихологии.
4. "Пальчики шалят"
Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца поднимаем по одному пальцу:
а) на правой руке;
б) на левой руке;
в) на обеих одновременно.
Меняем темп выполнения упражнения, то убыстряя его, то замедляя. В усложненном варианте добавляем игру "Путаница":
а) просим: "Делаем то, что слышат наши ушки, а не то, что я показываю", – при этом мы сидим рядом с ребенком и работаем вместе с ним;
б) даем установку: "Делаем то, что видят глазки, а не то, что слышат ушки". В этом случае мы активизируем слуховое и зрительное внимание ребенка, работаем над формированием самоконтроля в деятельности.
5. "Моторчик"
Пальцы сжимаем в кулак. Начинаем вращение кулаком и кистью:
а) правой руки;
б) левой руки;
в) обеими руками одновременно.
Сначала вправо, затем влево, при этом ведущий меняет темп выполнения. Для дошкольников рекомендуется при этом одновременное чтение веселых стихов. Например:
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
6. "Веселые карандаши"
На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:
а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими одновременно.
Затем по одному выкладываем карандаши на стол:
а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими руками одновременно.
При выполнении упражнения группой детей можно провести соревнование на самого быстрого и ловкого или на самого аккуратного – и другие упражнения.
Третий блок представлен кинесиологическими упражнениями из программы "Гимнастика мозга", дополненными игровыми и соревновательными моментами, специально подобранной музыкой, ритмическими стихами и текстами. Поскольку он очень обширен, приведу примеры лишь нескольких упражнений.
1. "Перекрестные шаги"
Координируем движения ребенка так, чтобы в такт движения руки одновременно двигалась противоположная нога.
Ладонь правой руки при ходьбе касается левого колена, ладонь левой руки – правого.
Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки – правого.
Завожу правую ногу при ходьбе влево, а правая и левая рука поворачиваются вправо, левую ногу при движении заводим вправо, а обе руки поворачиваются налево – и другие модификации перекрестного шага.
2. "Перекрестные прыжки"
Выполняются так же, но ребенок не ходит, а подскакивает.
3. "Перекрестный шаг сидя"
Ребенок представляет себя мотоциклистом.
Заводим мотоцикл и "едем": локти рук касаются противоположных колен.
4. "Вращение шеи"
Дышим глубоко, расслабляем плечи, опускаем голову вниз. Медленно вращаем головой из стороны в сторону, снимая напряжение на выдохах.
И многие другие упражнения, часть из которых описана в книге Ирины Друбачевской "Избавимся от двоек".
Конечно, проблема разностороннего индивидуального развития ребенка, а также проблема преодоления возникшей школьной неуспеваемости слишком серьезна, чтобы решить ее, используя только несколько упражнений. Занятия с ребенком должны носить комплексный характер, то есть каждый урок составляется из игр и упражнений, взятых из ритмокоррекции, развития памяти, произвольного внимания, межполушарной синхронизации. Занятия должны быть насыщены веселыми музыкальными ритмами, речевками и стихами.
Нам с вами, уважаемые взрослые, надо понять, что проблемы в развитии и плохая успеваемость – это не вина, а беда ребенка. И без заинтересованной помощи взрослых ему с ней очень трудно справиться. Я очень надеюсь, что предложенная вашему вниманию, пусть даже в кратком изложении, программа поможет вам в работе с детьми как в школе, так и дома.
Несколько других упражнений:
Мы с вами знаем, насколько важны для "школьной судьбы" ребенка успехи или неудачи первых лет обучения. В этот период у него формируются не только базовые знания и навыки. Главное – он еще "учится учиться", взаимодействовать с педагогами и одноклассниками. Именно в этот период в нем закладывается отношение к себе как к ученику.
В последние годы идет усложнение школьных программ. Так, например, программа начальной школы уплотняется за счет дополнительных предметов (английского, риторики и др.). И ребенок, по тем или иным причинам не готовый к условиям "массового" общеобразовательного класса, оказывается в незавидном положении. В процессе обучения его постоянными спутниками становятся тревожность, неуверенность в себе, страх перед плохой отметкой. Довольно часто результатом этого является формирование у ребенка так называемой "ориентации на неуспех".
Психологический анализ причин стойкой школьной неуспешности показывает, что у достаточно большого числа детей трудности связаны с недоформированностью до необходимого уровня целого ряда психофизиологических функций, лежащих в основе успешного обучения каждого ребенка. Это так называемые уровни доинтеллектуальной деятельности, к которым относятся фонематический слух, зрительный анализ, артикуляция, мелкая моторика, пространственная, временная и количественная ориентация, координация в системе "глаз – рука", слухоречевая и зрительная память, внимание, образное восприятие.
Мне бы хотелось обратить особое внимание учителей на необходимость своевременного формирования этих психофизиологических функций еще при подготовке детей к школе. Также очень важным является раннее выявление именно этой зоны трудностей у неуспевающих детей с целью организации и проведения коррекционных занятий.
Я предлагаю вашему вниманию небольшую программу "Коррекция базовых уровней доинтеллектуальной деятельности", которая достаточно эффективно может быть использована и при подготовке ребенка к школе, и в коррекционных целях. В этой программе сделан особый акцент на ритмокоррекцию, с которой связана слого-ритмическая структура как слова, так и речи в целом, и коррекцию межполушарного взаимодействия, необходимую для стимуляции интеллектуального развития каждого ребенка, а особенно для детей с левшеством или элементами левшества.
Работа по предлагаемой программе может осуществляться как педагогом (желателен контакт с психологом), так и родителями детей. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Предлагаемая серия упражнений должна идти по пути постепенного усложнения по мере усвоения их ребенком.


Ритмокоррекция
1. Детям предлагается игра "Похлопаем, потопаем, постучим". Ребенок отхлопывает заданный ведущим ритм (без музыки) ладонями, оттопывает ногой (при усложнении задания просим ребенка оттопывать обеими ногами поочередно), отстукивает карандашом или палочкой.
Инструкция: "Послушайте, как я постучу, слушайте меня внимательно, а затем после моей команды постучите точно так же". Серии ритмов постепенно удлиняются и усложняются. Если ребенок испытывает затруднения в восприятии и воспроизведении заданных ведущим ритмов, то это может быть одним из признаков его предрасположенности к дислексии.
Я сразу хочу обратить внимание как педагогов, так и родителей на важность текста инструкции в любой игре и любом задании. Мы обязательно должны, во-первых, акцентировать ребенка на необходимости внимательного слушания, а во-вторых, на начале ответа только после команды ведущего. В процессе игры или учебного задания детям часто бывает трудно управлять своим поведением, эмоциями, телом. Им свойственно торопиться, перебивать, недослушивать. Четкая инструкция и, может быть, ее многократное повторение связано с тем, что в процессе развивающей работы нам с вами необходимо параллельно с ритмом, памятью, вниманием и др. развить и произвольность психических процессов ребенка. Без этого невозможны регуляция и контроль деятельности, зрелость эмоционально-волевой сферы, выработка таких важных для успешного обучения в школе факторов, как самоорганизация и самоконтроль. Простые, на первый взгляд, игры и упражнения при условии их правильного выполнения самим ведущим, будь то учитель или родитель, могут оказать ребенку неоценимую помощь.
2. Следующая игра – "Придумай сам". Ребенку предлагается придумать свой ритм и передать его ведущему. Если игра проводится в группе детей, то им предлагается передавать придуманные ритмы по кругу.
3. Более усложненный вариант игры особенно хорошо использовать с детьми, испытывающими трудности в общении, или с новыми в группе ребятами с целью более успешной их адаптации.
Игра "Ничего я не скажу, лучше ритмом покажу". Ребенок пытается выразить свое состояние или какое-то чувство придуманным им ритмом. Остальным детям предлагается отгадать, что чувствует ребенок или что он хочет сказать своим ритмом.
4. Словесные ритмы. Стихотворная фраза (стихи должны соответствовать возрасту ребенка) делится на слова, произносится ребенком и синхронно оттопывается, а затем на слоги и так же отхлопывается. Если ребенок уже учится в школе, то желательно оттопывать и отхлопывать в орфографическом варианте.
Стихотворная фраза постепенно усложняется от занятия к занятию.
Одним из вариантов игр на словесные ритмы может стать игра "Считалочка-бормоталочка". Попросите ребенка выучить, например, фразу из стихотворения А.Барто: "Самолет построим сами". В первый раз ребенок произносит все три слова, затем лишь два, делая хлопок вместо последнего третьего, а затем одно, делая уже два хлопка. В четвертый раз ребенок делает три хлопка, произнося все три слова "про себя". Выглядит это так:
1. Самолет – построим – сами.
2. Самолет – построим – хлопок.
3. Самолет – хлопок – хлопок.
4. Хлопок – хлопок – хлопок.
Возвращаемся к исходной фразе.
1. Самолет – хлопок – хлопок.
2. Самолет – построим – хлопок.
3. Самолет – построим – сами.
Стихотворные фразы усложняются от урока к уроку.
Если ребенок без труда выполняет игры на простые словесные ритмы, то следует перейти к чтению или заучиванию веселых стихов и отхлопыванию их (желательно в орфографическом варианте) по слогам, но с чередованием темпа, от медленного к постепенно убыстряющемуся.
4. С большим успехом в этой работе можно пользоваться упражнениями из логоритмики, которые сочетают в себе работу с речью, ритмом, интонацией и движением. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный ритм дыхания, темпа речи, развивается речевой слух, речевая память. А главное, ребята очень любят эти игры. Они доставляют им много радости и веселья.
Начинать следует с простых, доступных детям текстов. Мы читаем текст, сопровождая его соответствующими движениями, которые можно придумать самим исходя из текста стихотворения. Потом мы еще раз читаем текст и просим ребенка делать такие же движения, как мы вместе с нами. После нескольких повторений можно предложить делать движения и одновременно повторять вместе с нами текст веселого стихотворения.
Не делайте замечаний ребенку, если у него не сразу все получается! Наоборот, поддержите его восторженным одобрением и похвалой. Помните, что только обучение в радостной и психологически комфортной обстановке принесет желаемый результат. Весело смейтесь над собственными промахами, показывая ребенку, что ошибаться могут даже взрослые и это не страшно.
Вот несколько стихов, которые можно использовать в работе.
Мы играем на гармошке:
Громко хлопаем в ладошки,
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем.
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой – топ, топ!
Правой ножкой – топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз – и наклонились,
За мысочки уцепились!
А теперь на четвереньках
Погуляем хорошенько!
А потом мы отдохнем,
Посидим и спать пойдем!
Упражнения на развитие слухоречевой памяти
1. В игровой форме предлагаем детям прослушать цепочки звуков, а затем повторить их. От занятия к занятию объем цепочки постепенно увеличиваем.
Ведущий: "Ребята, кто из вас больше запомнит звуков? Я буду произносить цепочку звуков, вы сначала внимательно ее послушайте, а затем по моей команде повторите".
Даем первую цепочку: "А–О–У–Э". Затем ведущий просит повторить ее одного из ребят. Если звуки произнесены верно, то цепочку звуков повторяет хором вся группа. Если же была допущена ошибка, то ведущий просит: "Ребята, я был невнимателен и прослушал. Помогите мне, пожалуйста, повторите звуки еще раз".
Вторая цепочка может выглядеть так: "У–А–Ы–И–Э–О". Работа с ней идет по тому же алгоритму.
Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки.
Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы убедитесь, что дети легко справляются с предыдущим упражнением.
2. При подготовке к школе и на начальных этапах обучения можно рекомендовать упражнение "Говорим и пишем".
Ведущий: "Ребята, вы уже знаете все звуки и буквы, хорошо их проговариваете, быстро находите в книге. Сейчас я назову, как и в прошлой игре, цепочку звуков. Слушайте внимательно, а затем по моей команде повторите. Но теперь, проговаривая звук, мы будем рисовать его букву (его домик) перед собой (в вертикальном пространстве) так, как будто мы с вами рисуем на листе белой бумаги".
Дошколятам нравится произносить звуки и одновременно отыскивать и показывать их на плакатах или в книге. Однако работа в вертикальной плоскости дает, что доказано практикой, лучшие результаты. С чем это связано? С процессом формирования пространственных функций и ориентации в пространстве. Кроме того, в процессе "рисования" вы можете отследить не "зеркалит" ли ребенок при написании какой-либо буквы особенно если вы знаете, что он имеет элементы левшества или чистый левша. В случае искажения ребенком образа буквы следует использовать специальные упражнения.
3. Выстраиваем цепочку слогов. Работаем по тому же алгоритму. Цепочка может быть, например, такой:
ПА–НА–РА; ПА–НА–РА–КА;
ПА–НА–РА–КА–ДА.
В этой работе очень важны фантазия и чувство юмора самого ведущего. Так, ребятам можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков) – упражнение "Галактическое собрание".
4. Далее, в работу можно ввести тему "Наша интонация". В игровой форме мы просим ребенка произнести цепочку слогов (звуков, слов, любую фразу) с различной интонацией: радостно, грустно, удивленно, восторженно, испуганно, разгневанно и т.д.
Например: цепочка слогов СЭ–ФЫ–РУ–ШУ–ХО–ЩА.
Ведущий: "Ребята, разные интонации придают новый смысл даже такой простой цепочке слогов, как эта. Произнесите ее радостно, словно сегодня у вас день рождения; кровожадно, как будто мы с вами истребляем всех комаров в этой комнате; печально, словно потеряли любимую игрушку или поссорились с другом..." и т.д.
Можно предложить ребенку самому выбрать интонацию или отследить, какую он использует чаще всего. Это хороший диагностический материал для анализа его эмоциональной сферы. Хорошо поделиться этими данными с психологом с целью оказания поддержки ребенку.
Если вы занимаетесь с группой ребят, то можно использовать упражнение "Два маленьких котенка". Вы организуете диалог между ребятами, предлагая им использовать различные интонации для выражения своих чувств.
5. Усложненный вариант – упражнение "Повтори наоборот".
Ведущий: "Сейчас я произнесу цепочку слогов. Послушай ее внимательно, а затем по моей команде повтори эту цепочку, сохраняя мою интонацию, но в обратном порядке или "задом-наперед". Например, я говорю тебе: СА–ЖА–ЦА, а ты произносишь ЦА–ЖА–СА."
6. Выстраиваем цепочку слов. 3десь возможны два этапа работы: первый – слова связаны между собой по смыслу, второй – слова не должны быть связаны по смыслу.
Первый вариант работы – даем два ряда слов, между которыми существуют смысловые связи: постель – подушка, курица – яйцо, стол – стул, ученик – школа, груша – компот, книга – страница, праздник – радость и др.
Затем, после паузы в 10–15 секунд, мы произносим первое слово в паре и просим ребенка назвать нам второе. Для коррекции элементов дисграфии и дислексии у школьников рекомендуется орфографическое произнесение запоминаемых слов. Это упражнение, помимо механической, хорошо развивает и логическую память ребенка.
Второй вариант. Например, следующая цепочка слов: мак, соль, дом, лес, кот, лук, брат, гриб...
Ведущий: "Сейчас я назову тебе несколько слов, послушай их внимательно, а затем по моей команде повтори".
В качестве усложненного варианта можно использовать упражнение "Повтори наоборот".
Важно помнить, что в зависимости от возраста ребенка он может воспринять и воспроизвести разное количество смысловых единиц. Так, малыши 5–6 лет могут "взять" цепочку из 6–7 слов, а школьникам можно дать и все 10 слов.
7. Предлагаем предложения с постепенным увеличением их объема.
Для того чтобы материал лучше "записывался" в памяти, надо подключать во время занятий эмоциональные реакции ребенка, что позволяет ему лучше усваивать запоминаемый материал. Для этого подбираются специальные фразы или кусочки текста, содержащие какой-либо эмоциональный контекст.
Мы просим детей преобразовать словесную форму в конкретный зрительный образ, так как абстрактные образы детям дошкольного и младшего школьного возраста запоминать сложно. Ребенок, мысленно создавая свою картинку, как бы иллюстрирует сначала слово, потом фразу, а потом и кусочек текста.
После каждого слова (фразы, отрывок из текста) делаем паузу.
Ведущий: "Ребята, я буду говорить вам слово (фразу, отрывок из текста), а вы после каждого закройте глаза и мысленно нарисуйте себе картинку".
Варианты слов: буря, слон, радость, чемпион, школа...
Варианты фраз: вкусный пирог, красивый цветок, теплое море...
Цепочка слов, предлагаемых для запоминания, постепенно увеличивается с 5–6 до количества, который может запомнить ребенок.
8. Строим цепочку цифрового ряда. Здесь так же может быть несколько этапов работы:
1) – последовательный числовой ряд, только четные, только нечетные, только делящиеся на 2 и т.д.;
2) числа идут в цепочке вперемешку;
3) (усложненный). Повторить данную цепочку, но наоборот.
Еще раз повторю: главное – постепенное увеличение объема, иначе мы можем "испугать" ребенка обилием информации.
Упражнения на развитие зрительной памяти
Это та же серия упражнений, но в которой мы предъявляем ребенку материал к запоминанию, используя карточки, картинки, небольшие плакаты.
Мы предлагаем ребенку запомнить рисунки с изображенными на них буквами, цифрами, слогами, словами, фразами, конкретными предметами.
Можно показать ребенку сюжетную картинку (от простой к сложным), предъявив ее на короткое время, затем убрать и попросить описать, что на ней изображено.
В школьном возрасте для коррекции зрительной (орфографической) памяти можно использовать рисование отдельных словарных слов или словосочетаний, письмо по памяти.
Работая с детьми, мы не должны забывать про важность игровых моментов на своих занятиях. В свою программу я активно включаю игры и упражнения, которые, с одной стороны, работают на развитие памяти, внимания, речи, а с другой, делают занятие веселым и непринужденным.
Я говорю о целой серии упражнений под общим названием "Дразнилка". Целью этих занятий является развитие высокого уровня подражания, имитации, копирования задаваемых ведущим моделей речи (темп, интонация, высота голоса и др.), движений ("Подвигаемся, как..."; "Побегаем, как..."; "Походим, как..." и др.), мимики (радуемся, огорчаемся, съели кислое и др.) и их различных сочетаний и вариаций.
Параллельно с развитием памяти, как вы уже, наверное, поняли, весь этот блок программы развивает еще и внимание ребенка. Игры, в которых нужно внимательно послушать, внимательно посмотреть, постараться точно скопировать рукой, мимикой, двигаться всем телом и др., направлены на развитие произвольного полимодального внимания, которое необходимо ребенку, чтобы "научиться быть отличником".
Галина Панина.
Фактически, это краткое изложения вполне доступной программы по обеспечению ребенку счастливой жизни:)
Если все же кто-то найдет текст книги Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии, очень прошу - предложите всем:)
а может у кого-нибудь сохранился в компе? Я на Ликаре в прошлом году давала ссылку, но она не работает.
Baby/Psychologist/Literature/Sirotuk/Content.htm - ссылка на книгу Сиротюк.
3.htm - ее статья Школьные неврозы

liveinternet.ru

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия


Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
1.Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и д.т. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2.Кулак – ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (“кулак-ребро-ладонь”), произнося их вслух или про себя.
3.Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
4.Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”.
5.Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
6.Горизонтальная восьмерка.
1, 2-я неделя занятий. Упритесь языком во рту в зубы, “стараясь их вытолкнуть наружу”. Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.
3-6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок “горизонтальной восьмерки”, где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз “туда-обратно” по линии “горизонтальной восьмерки”.
7, 8-я неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.
7.Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
8.Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
9.Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза. Опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
10.Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
источник
Оксана Курильская

liveinternet.ru

Смотрите также