Упражнения для развития мелкой моторики

Главная » Упражнения » Упражнения для развития мелкой моторики

Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук

Валентина Фуфаева
Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук

Практически каждый родитель, имеющий детей в возрасте до 7 лет, знает о том, что физическое развитие детей должно соответствовать возрастным особенностям. Все знают, что надо развивать мелкую моторику рук, но не все понимают как это надо сделать. С физиологической точки зрения, мелкая моторика это работа небольших мышц, которые расположены в кистях рук. Развитие мелкой моторики рук очень важно, так как центр, отвечающий за активную речь, располагается в голове, в непосредственной близости с центром, который несет ответственность за движения конечности кисти. При развитии кисти рук улучшается мышление, речь, память. Кроме того, от того, насколько развита мелкая моторика, зависит как быстро ребенок научится в руках держать кисточку, карандаш, ручку. Но развивать мелкую моторику рук без развития речи недостаточно для полноценного развития ребенка. Поэтому я в течении двух лет младшего возраста проводила кружковую работу «Талантливые пальчики». При выполнении игр и игровых упражнений мы с детьми учили стихи, потешки, скороговорки. А во второй младшей группе дети рассказывали сказки, протягивая шнурки в отверстие, нанизывая бусы на леску. У нас получились «маленькие посиделки» с прибаутками и с шутками.

Игра «Застегни пуговицы»

Из ткани сшиты грибочки, кораблики, бабочки, цветочки. Дети учатся застегивать. При этом проговариваем слова потешки.

Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук

Игра «Зашей дырочки»

Дети должны шнурок красиво протянуть, не пропустив, ни одной дырочки.

Проговариваем стихи А. Барто.

Игра «Угостим куклу Катю соком».

Кто больше откроет бутылочек.

Игра «Ромашка»

Нужно правильно все выполнить, не пропустив липучек, заклепок, молний, застежек.

«Волшебные яйца»

Открываем яйца, находим наклейки, мелкие игрушки.

«Собери бусы»

На толстую леску нанизываем крышки с дырочками.

«Разноцветные фигуры»

Закручиваем крышки на горлышко бутылок, которые вставлены в геометрические фигуры.

«Хвостики»

Крепим прищепки на пластмассовые фигуры яблок, помидоров, морковок.

«Мягко, твердо, гладко»

Упражнение на тактильное ощущение.

«Художники»

Дети на ковролине собирают картину (ручейки, облака, домик и т. д.) с помощью липучек, бигудей.

«Золушка»

Рассортировать гречку, рис, горох. Дети рассказывают сказки.

«Чудеса природы».

Что нам море, что нам лес,

Принесли много чудес.

«Сугробы»

Дети разрывают бумагу на мелкие кусочки.

«Яблоко»

Нужно разделить яблоко на дольки. Угостить друзей.

«Разноцветные колечки»

Правильно и быстрее собрать пирамидку.

«Матрешки»

Наши матрешки хороши,

Веселятся от души.

«Закрой окошки»

«Сложи квадрат»

«Сложи картину из пазлов»

maam.ru

Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения

Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

       Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Почему?

        Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

        Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.

       Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

        К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви  и одежды на липучках.  Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики.  А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок.  Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

           Развитие мелкой моторики у детей — это естественный процесс, она начинает развиваться еще в младенческом возрасте на базе общей моторики. Ребенок начинает с простых хватательных жестов, потом учится перекладывать предмет из руки в руку, осваивает «пинцетный захват». В два года ребенок уже способен правильно держать ложку и карандаш, начинает рисовать.

           Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. 

           Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. 

Пальчиковый тренинг

Простые

  1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4 - 5 раз.
  2. С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 - 6 раз.
  3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 - 6 раз.
  4. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 - 6 раз.
  5. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3 - 4 раза.
  6. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до 10 - 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.

Комплексы упражнений (потешки)

  1. "Дружба"

"Дружат в нашей группе девочки и мальчики".
Пальцы рук соединяются ритмично в замок.
"Мы с тобой подружим маленькие пальчики".
Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.
"Раз, два, три, четыре, пять".
Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.
"Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать".
Руки вниз, встряхнуть кистями.

  1. "Прогулка"

При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук.

Пошли пальчики гулять,
пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.
А вторые - догонять,
ритмичные движения по столу указательных пальцев.
Третьи пальчики - бегом,
движение средних пальцев в быстром темпе.
А четвертые - пешком.
медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.
Пятый пальчик поскакал
ритмичное касание поверхности стола мизинцами.
И в конце пути упал.
стук кулаками по поверхности стола.

  1. "Человечки"

Побежали вдоль реки.
движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю
Дети наперегонки.
Повторить несколько раз.

  1. "В гости"

В гости к пальчику большому
выставляются вверх большие пальцы обеих рук
Приходили прямо к дому:
Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются
Указательный и средний,
поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно.
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы
Постучался на порог.
кулаки стучат друг о друга
Вместе пальчики - друзья,
ритмичное сжимание пальцев в кулаки
Друг без друга им нельзя.

  1. "Ну-ка, братцы, за работу!"

"Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова нарубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить,
А тебе - обед варить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять".

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.

  1. "Алые цветки"

"Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают".

Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.

  1. "Апельсин"

"Мы делили апельсин,
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку кожура!"

Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

  1. "Прятки"

"В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали".

Сжимание и разжимание пальцев рук.

Расслабляющие (самомассаж кистей и пальцев рук)

  1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
  2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
  3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
  4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
  6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
  7. Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
  8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
  9. Сейчас в продаже есть множество игр, целенаправленно развивающих соответствующие навыки. Но нет ничего проще, чем использовать подручные средства, которые есть в любом доме.  Итак, несколько упражнений для развития мелкой моторики:
  10. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
  11. "Каляки-маляки". Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.
  12. "Солнышко улыбается". Упражнение от Марии Монтессори. Вырезаем из плотной бумаги круг и рисуем на нем улыбающееся солнышко. Покупаем большое количество цветных скрепок и прикрепляем их по периметру. Можно поиграть с цветами: например, нанизывать сначала желтую скрепку, потом зеленую, потом красную. Или 3 желтых, 3 зеленых, и так далее. Здесь в упражнение добавляется счет. Объясните ребенку, почему солнышко улыбается: оно довольно, потому что с ним играют.
  13. "Мозаика". Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика. Мальчиков можно заинтересовать чисто "мужскими" играми.
  14. Например, навинчивать гайки на болты или нажимать на кнопки импровизированного пульта управления (можно взять старый, уже отслуживший пульт от телевизора без батареек). Хочешь, представляй, что ты шофер, хочешь - пилот самолета или танкист.
  15. Очень полезны игры, сопровождаемые короткими ритмичными стихотворениями. Например:
  16. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке: "Прищеплю прищепки ловко я на мамину веревку".
  17. Берем решетку для раковины, которая состоит из множества "ячеек". Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря: "В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили, И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят".
  18. Особое место в играх на развитие моторики занимают рисование и лепка. Маленький художник может начинать творческую деятельность с рисования масляной пастелью. Если не найдете ее в продаже, подойдут восковые мелки. Они помогут малышу научиться держать мелок двумя пальчиками (а там и до держания ручки-карандаша рукой подать).
  19. Рисуйте различные фигуры: линии (прямые и волнистые), круги, овалы, квадраты и треугольники, закрашивайте их. Если не получается, поначалу возьмите руку малыша в свою и помогайте ему. Бумага должна быть довольно большого размера, допустим А3, чтобы малыш не промахивался мимо. Со временем перейдете на фломастеры и краски.
  20. Лепить можно из пластилина, а можно - из теста. Тесто, безусловно, гораздо безопаснее. Лепить сначала можно невразумительные "комки", потом - простые фигурки, буквы. Со временем поучитесь на ощупь узнавать вылепленные буквы. В тесто можно втыкать разные мелкие предметы: зернышки, горошины, те же пуговицы.
  21. В развитии мелкой моторики действует то же правило, что и в развитии других навыков: больше игры, меньше принуждения. И регулярность. Не стоит потакать капризному "не хочу, не буду". Придется проявить дипломатические способности. Будьте терпеливы, настойчивы и мудры.

Но даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое обучение. В ход пойдут все подручные средства:

  1. Крупы (запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Дошкольникам можно поручить сортировку и перебирание различных круп)
  2. Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, камушки, ракушки, палочки
  3. Кухонная утварь
  4. Различные емкости, пузырьки, коробочки
  5. Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры
  6. Бусины и кольца очень интересно нанизывать на тесьму
  7. Из спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки (конечно же, под присмотром родителей)
  8. Мальчики особенно оценят болты и гайки, а также вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). А девочкам пойдет на пользу одевание-раздевание любимых кукол.

   А какой ребенок не любит приклеивать-отклеивать магниты на холодильнике? Это занятие можно разнообразить по своему желанию и возможностям. Позволяйте также кушать руками «мелкую еду» (горошек, кукурузу, ягоды), чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины. Очень занятным будет надевать скрепки на картон или прищепки на веревку. Вообще полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому:

  1. Подметать и собирать мусор, а также мыть полы.
  2. Собирать с пола соринки, помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
  3. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок), очищать фисташки, отшелушивать пленку с жареных орехов.
  4. Лепить из теста печенье и украшения к пирогу.
  5. Открывать почтовый ящик или входную дверь ключом.
  6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
  7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (это занятие к тому же благотворно влияет на зрение).
  8. Вешать белье (нужно натянуть веревку для ребенка).
  9. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  10. Собирать на даче или в лесу ягоды.
  11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
  12. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  13. Перелистывать страницы книги.
  14. Затачивать карандаши (точилкой) и стирать нарисованное ластиком.

Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей

  1. Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку.
  2. Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
  3. В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
  4. Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
  5. Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.
  6. Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
  7. Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.
  8. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
  9. Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна!
  10. Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
  11. И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!

   Постарайтесь, чтобы в дошкольном возрасте ваш ребенок уверенно умел проделывать следующее:

  1. рисовать, используя в изображениях мелкие детали;
  2. раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов;
  3. вырезать крупные многоугольные фигуры;
  4. лепить из пластилина мелкие детали;
  5. застегивать и расстегивать пуговицы;
  6. одеваться и обуваться;
  7. шнуровать обувь и завязывать шнурки, застегивать молнии;
  8. наливать в чашку молоко из пакета;
  9. умываться и чистить зубы.

   Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе!

nsportal.ru

Упражнения для развития мелкой моторики рук у детей 6–7 лет

Юлия Сергеевна Кравцова
Упражнения для развития мелкой моторики рук у детей 6–7 лет

"Истоки способностей и дарований

детей находятся на кончиках их

пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли"

В. А. Сухомлинский

Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит к развитию негативного, тревожного состояния ребенка в школе. Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Предлагаю вашему вниманию несколько методических рекомендаций в игровой форме к упражнениям на развитие руки ребенка, которые я использовала на подготовительных курсах с будущими первоклассниками. Задания способствуют развитию точности, быстроты движения, развивают глазомер, воображение, речь ребенка). Учащиеся с интересом выполняют задания в игровой форме, развивая мелкую моторику руки.

1. Коврик для куклы

Предложите ребенку сделать коврик для куклы, украшенный геометрическим орнаментом. Например, в середине большой круг, сверху - 4 квадрата, снизу - 4 треугольника, справа - 2 квадрата, слева - 3 прямоугольника.

Варианты заданий:

- составить узор самостоятельно

- раскрасить узор элементами букв, семью цветными карандашами (по указанию учителя, самостоятельно выбрав цвета).

2. Самолеты за облаками

Игра, обучающая ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим.

Родители дают задание на заранее подготовленных карточках. Заштриховать облака так, чтобы одно было темное (и через него еле видно самолет, другое - светлое (самолет виден хорошо).

Варианты заданий:

- вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, машины на дорогах и т. д.

3. Тир

Игра развивает точность, быстроту движения, глазомер

Мишени могут располагаться на разных концах листа и на разном расстоянии друг от друга. Карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой. Можно попасть близко от цели, но лучше - в центр.

4. Узнай, кто я?

Игра развивает амплитуду движения, точность

Ребёнку дается альбомный лист. Скажите ребенку, что в точках, нарисованных на листе, кто - то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки).

5. Волшебный лес

Игра развивает воображение, речь

Ребёнок получает карточку, на которой сделаны незаконченные изображения. Детям предлагается дорисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю.

Варианты заданий:

- изобразить волшебное море, волшебную поляну и т. д.

6. Вниз по реке

Игра развивает точность, быстроту движения, глазомер

Ребенку предлагается карточка. Он должен провести свой кораблик так, чтобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованной реки.

Варианты заданий:

- дать указания, к какому берегу ближе провести кораблик

- самостоятельно придумать, как изобразить реку.

maam.ru

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Подготовила учитель начальных классов: Тоярова Е.В.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.). Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов

"Сидит белка..."

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

"Дружба"

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями).

"Дом и ворота"

На поляне дом стоит ("дом"),

Ну а к дому путь закрыт ("ворота").

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем ("дом").

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

"Кольцо"

  • кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
  • то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
  • те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

"Пальцы здороваются"

  • соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

"Оса"

  • выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
  • то же левой рукой;
  • то же двумя руками;

"Человечек"

  • указательный и средний пальцы "бегают" по столу;
  • те же движения производить пальцами левой руки;
  • те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");

"Коза"

  • вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
  • то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
  • то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

"Очки"

  • образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;

"Зайчик"

  • вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;
  • то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
  • то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

"Деревья"

  • поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;

"Птички летят"

  • пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;

"Сгибание-разгибание пальцев"

  • поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;
  • выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;
  • выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
  • согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;
  • выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;
  • выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;

"Бочонок с водой"

  • согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;

"Миска"

  • пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;

"Крыша"

  • соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;

"Магазин"

  • руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей;

"Цветок"

  • руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;

Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.

Развитию ручной моторики способствуют также:

  • Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
  • Нанизывание бус, бисероплетение;
  • Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
  • Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
  • Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
  • Рисование по точкам, пунктирным линиям;

Массаж рук.

Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

1.Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны

2.Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца

3.Упражнение "Сорока-белобока"

4.Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу

5.Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно

6.Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе

7.Интенсивное растирание каждого пальца

8.Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон

"Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

Развиваем пальчики - развиваем речь

Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений.

Н.М.Сеченов писал, что «всякое ощущение по природе смешанное. К нему обязательно примешиваются мышечные ощущения, которые являются более сильными по сравнению с другими».

Взаимосвязь между развитием речи и формированием не только артикуляционной, но и общей, и мелкой моторики подчеркивается многими специалистами. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

На основе многочисленных наблюдений и исследований выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Подобная взаимозависимость наблюдается в большей степени в дошкольном возрасте и ослабевает по мере сформированной коры головного мозга.

Поэтому для полноценного и динамичного речевого развития ребенка рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук. Особенно велика роль таких тренировок для детей с нарушениями речи. У большинства из них наблюдаются выраженные отклонения в формировании тонких движений пальцев рук – движения не точные не координированные.

Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика создает благоприятный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи, повышает речевую активность детей.

Вот некоторые примеры речевых игр с пальчиками, которые можно разучить с детьми дома.

«Пальчики здороваются»

Идут четыре братца

Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются),

Здравствуй, большой! (с большей щепотью)

Здорово, Васька - указка! (большой соединяется с указательным)

Здорово, Мишка - середка! (большой соединяется со средним)

Здорово, Гришка - сиротка! (большой соединяется с безымянным)

Да ты, Крошка - Тимошка! (большой соединяется с мизинцем)

Хочу отметить, что данная пальчиковая гимнастика положительно влияет на переключаемость и концентрацию внимания детей. Поэтому ее можно выполнять в ходе любых других занятий, когда ребенок устал, как средство усиления внимания.

«Дружные братья»

Ну-ка, братцы за работу,

Покажи свою охоту (руки сжаты в кулак).

Большаку дрова рубить (разгибает большие пальцы),

Печи все тебе топить (разгибает указательные пальцы),

А тебе воду носить (разгибает средние пальцы),

А тебе обед варить (разгибает безымянные пальцы),

А тебе хлеба месить (разгибает мизинцы).

«Этот пальчик»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - наш малыш!

(поочередно загибать пальцы в кулачок)

«Человечки»

Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки».

«Помощники»

Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол),

Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу),

Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание),

Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем).

Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома:

  • складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т.д.);
  • нанизывание бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный материал);
  • шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);
  • можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации;
  • собирать различные мозаики.

Все выше перечисленные виды занятий очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения.

nsportal.ru

Смотрите также