Упражнение по русскому языку 4 класс

Главная » Упражнения » Упражнение по русскому языку 4 класс

Задания и упражнения по русскому языку. Имя существительное. 3,4 класс

ВТОРОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

В ы п и ш и т е  имена существительные второго склонения. Пишите их в начальной форме. Укажите род. Выделите окончания.

С неба смотрит солнце

Миллионы лет.

Льёт на землю солнце

И тепло, и свет.

Но посветит солнце

И уходит прочь.

А живое сердце

Греет день и ночь.

                Д. Гулиа

З а п и ш и т е  имена существительные в три столбика.

Пень, зелень, сеялка, берет, победа, полотенце, медь, лазурь, женщина, золото, снегирь, облако, глухарь.

О б р а з у й т е  однокоренные имена существительные второго склонения.

Дедушка, яблоня, картошка, коза, роза.

В ы п и ш и т е  имена существительные второго склонения.

I вариант

Страна, конь, Москва, железо, парта, огород, тень, пень, озимь, лошадь, крот, клён, вратарь, трамвай.

II вариант

Костёр, книга, болото, офицер, степь, мотор, самолёт, базар, молодёжь, кирпич, экипаж, бумага, деревня.

О п р е д е л и т е  склонение данных имён существительных и запишите к ним близкие по значению имена существительные второго склонения.

I вариант

Корабль, пилот, рынок, мотив, пастбище, передник.

II вариант

Софа, портфель, воин, папа, машина, друг.

Д о п и ш и т е  пословицы.

1) Без труда жить – только ... коптить. 2) Дело на всякого найдётся, коли ... не подкрадётся. 3) Мир освещ..ется ... , а человек ... . 4) Слезами ... не поможешь. 5) Если человек любит ... , то все ... у него успешно идут. 6) Не сп..ши ... , а сп..ши ... .

– Определите склонение вставленных имён существительных. Выделите окончания.

З а м е н и т е  данные словосочетания на словосочетания из двух имен существительных.

Волчье логово, гусиное перо, медвежья шкура, лебяжий пух, оленьи рога.

– Обозначьте падеж второго имени существительного.

С п и ш и т е . Слова, данные в скобках, употребите в нужном падеже.

Бурый м..две..ь любит (малина, мёд). Барсук с удовольствием с..ест (мы..ка, лягу..ка, в..н..гра..). Мы..ка с ап..етитом грызёт (крупа, з..рно, хле.. , сыр).

– Укажите падежи имен существительных второго склонения. Выделите окончания.

С п и ш и т е . Слова, данные в скобках, употребите в нужном падеже.

I вариант

1) Кошка любит (сметана, молоко, масло). 2) Я получил письма от (бабушка, брат, товарищ). 3) Дети видели в зоопарке (лиса, волк, слон, м..две..ь). 4) Сестра св..зала (шапка, шарф, плат..е, свитер).

II вариант

1) Собака с жадност..ю набросилась на (колбаса, мясо, сахар). 2) Рыбак поймал (щука, окунь, лещ.. , ёрш..). 3) За..ц б..ится (волк, л..са, м..две..ь). 4) Мы любим слушать пение (соловей, с..ница, скв..рец).

– Укажите падежи имен существительных второго склонения. Выделите окончания.

Д о п о л н и т е  предложения именами существительными, имеющими те грамматические признаки, которые даны в скобках.

I вариант

1) В магазине (2-е скл., И. п., ед. ч.) купил (1-е скл., В. п., ед. ч.) и (2-е скл., В. п., ед. ч.). 2) Утром (2-е скл., И. п., ед. ч.) и (1-е скл., И. п., ед. ч.) пошли на (2-е скл., В. п., ед. ч.) ловить (1-е скл., В. п., ед. ч.). 3) Из (2-е скл., Р. п., ед. ч.) (2-е скл., И. п., ед. ч.) увидел (1-е скл., в. п., ед. ч.).

II вариант

1) По (2-е скл., Д. п., ед. ч.) плывёт лёгкое (2-е скл., И. п., ед. ч.). 2) (2-е скл., И. п., ед. ч.) сделал (2-е скл., В. п., ед. ч.), (2-е скл., В. п., ед. ч.) и (1-е скл., В. п., ед. ч.). 3) Дети пошли в (2-е скл., В. п., ед. ч.) собирать (1-е скл., В. п., ед. ч.).

С о с т а в ь т е  и запишите словосочетания.

Разукрасил (иней), покрылись (лёд). Несёт (холод), забиваю (молоток), падал (ливень), сидел (приятель), заливается (лай).

– Выделите окончания, определите падеж.

В ы п и ш и т е  словосочетания с именами существительными в творительном падеже.

1) Река огласилась и смех ... , и во... , а солнце палит их полуденным зно... . 2) Уж осень яркая блеснула изумруд... .

– Выделите окончания.

С о с т а в ь т е  словосочетания с именами существительными второго склонения в творительном падеже.

I вариант

Серебряным, серебристым (браслет, ландыш, брошка).

Дружным, дружеским (привет, работа, коллектив).

Цветным, цветочным (рассада, мёд, фильм, телевизор).

Пружинным, пружинистым (шаг, поступь, матрац).

II вариант

Золотым, золотистым (кулон, осень, цвет).

Красным, красочным (журнал, книга, флаг).

Землистым, земляным (червь, цвет, работа).

Зубным, зубастым (врач, щурёнок, акула).

– Выделите окончания.

З а п и ш и т е  словосочетания в 2 столбика.

Цветочной пыльц..й, сказочным королевич..м, прекрасной птиц..й, берёзовой рощ..й, с грустным плач..м, суп с лапш..й, пришёл с врач..м, с добрым сердц..м.

– Поставьте ударения. Выделите окончания.

П о с т а в ь т е  имена существительные в творительный падеж и запишите их в два столбика.

Наташа, ландыш, Саша, Глаша, Ильич, камыш, Никитич, Маша, Даша, оголец, ларец, Иванович, конец.

– Поставьте ударения. Выделите окончания.

С о с т а в ь т е  и запишите словосочетания с именами существительными в творительном падеже.

Идти с (поклажа), любоваться (зрелище), справиться с (задача), вьющимся (плющ), за знаменитым (полководец), с храбрым (гвардеец), следил за (скворец), ясным (месяц).

– Поставьте ударения. Выделите окончания.

О т в е т ь т е  на вопросы. Полученные имена существительные поставьте в творительный падеж и составьте с ними словосочетания.

I вариант

Дом для временного проживания приезжающих с обслуживанием.

Медицинское учреждение для длительного лечения.

Вьющееся по опорам растение.

Приспособление для обливания мелкими струйками воды.

Покрытое перьями и пухом животное с крыльями, двумя конечностями и клювом.

II вариант

Бельевое изделие в виде отреза ткани для вытирания.

Лёгкое, обычно непромокаемое пальто.

Палочка из воска с фитилём внутри для освещения.

Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска.

Вихрь, поднимающий столбом воду, песок.

– Поставьте ударения. Выделите окончания.

З а п и ш и т е  имена существительные в творительном падеже.

Близнец, горец, умелец, любимец, трубач, циркач, гостиница, горчица, Саша, Даша, смерч, владелец, беглец, гордец, больница, певица, задача, удача.

С о с т а в ь т е  и запишите словосочетания.

Летает (самолёт), ночевал (осинник), мечтать (автомобиль), рисовать (альбом), выехали (поле), лежит (кресло).

– Выделите окончания, определите падеж имён существительных.

С п и ш и т е . Слова, данные в скобках, употребите в нужном падеже.

Гости сидели (диван, стул, кресло).

Конфеты хранились (стол, сервант, буфет).

Бельё полоскали (корыто, ведро, ушат).

– Укажите падежи имен существительных второго склонения. Выделите окончания.

С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

В звезд.. найдёшь ты букву З,

И в зол..т.. ,и в роз.. ,

В з..мле, алмаз.. , бирюз.. ,

В з..ре, в з..ме, в мороз.. .

– Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.

З а п и ш и т е  слова в два столбика.

I вариант

На подоконник... , в лимон... , на осок... , о девочк... , в горшочк..., на камн... , в яблон... , на полян... .

II вариант

В вопрос... , о рассад... , на юг... , на брошк... , в берёз... , о вкус... , в аул... , о басн... , на галстук... .

– Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.

П о д б е р и т е  к выделенным словам противоположные по значению имена существительные второго склонения.

В конце лета, живём в деревне, в тишине леса, рассказ о враге, идти в конце, о трусости товарища, жить в ссоре, на севере страны, в вопросе ученика, песня о войне.

– Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.

В с т а в ь т е  пропущенные буквы, обозначьте падежи имен существительных второго склонения.

В январ.. – морозы, в феврал.. – метели. В март.. – курица п..ёт из лужицы. В апрел.. з..мля преет. Если в ма.. дож..ь, будет и ро..ь. В июн.. со..нце на зиму, а лето на жару.

П р о ч и т а й т е  пословицы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падежи имён существительных первого и второго склонения.

1) Не суди об арбуз.. по корк.. , а о человек.. по платью. 2) Вежливость не купишь на базар.. . 3) Не в сил.. сила, а в правд.. . 4) При солнышк.. тепло, а при матери д..бро.

П р о ч и т а й т е . Цифрой укажите склонение имён существительных. Обозначьте падеж и выделите окончания имен существительных первого и второго склонения.

Где живёт солнышко

Каждый где-нибудь живёт:

Рыба в речк.. , в норк.. – крот,

Заяц – в пол.. , мышь – в солом.. ,

Я – в большом кирпичном дом.. .

Пёс Волчок – в моём двор..

В деревянной конур.. .

Кошка Мурка – на диван.. ,

Зубры – в Африк.. , в саванн.. .

В тёмных джунглях – бегемот.

Ну, а солнце где живёт?

Днём и утр..м, это ясно,

В неб.. жить ему прекрас..но,

Ну, а вечер..м и ночью,

Когда всё темным-темно,

Где тогда гуляет солнце,

Где тогда живёт оно?

                        В. Шуграева

С о с т а в ь т е  предложения. Запишите их. Определите падежи имён существительных первого и второго склонения. Выделите окончания.

Наша, живём, семья, в, дом, новом.

Мальчики, на, лодка, катались, по, речка.

Учительница, нам, на, вечер, о, писатель, Гайдар, рассказала.

П р о ч и т а й т е  пословицы, вставьте пропущенные буквы. Укажите склонения и падеж имён существительных. Выделите окончания.

1) Не покажись слов.., а покажись дел.. . 2) Ястреб с голуб.. – не друзья. 3) Красна птица пени.. , а человек – умен.. . 4) Мир красен солнц.. , а человек образовани.. .

У к а ж и т е  падеж выделенных имён существительных , устно определите, какими членами предложения они являются.

Лук царевич опустил. Белочка при всех золотой грызёт орех. Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет. Князь для белочки потом выстроил хрустальный дом.

                                                                                А. С. Пушкин

Д о п и ш и т е  окончания, обозначьте падеж имен существительных второго склонения.

И царица над ребёнк.. , как орлица над орлёнк.. . Мать с младенц.. спасена. Слуги, сватья и сестра с крик.. ловят комара. За мор.. царевна есть, что не можно глаз отвесть. Старуха сидит под окошк.. .

                                                                                А. С. Пушкин

Р а с к р о й т е  скобки и вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падеж имён существительных.

Прим..рили (брат, сестра) –  ... .

Прим..рили (кофта, костюм) –  ... .

Сп..шу на (фабрика, завод) –  ... .

Сп..шу (задача, пример) –  ... .

Разр..дил (винтовка, ружьё) –  ... .

Разр..дил (петрушка, укроп) –  ... .

nsportal.ru

тренировочные задания русский язык 4 класс

Повторение пройденного  в 3 кл.

Правописание гласных и согласных в корне слова.
№1.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. На какие две группы можно разделить эти слова? Запишите каждую группу в отдельный столбик. Дополните столбики своими примерами.

Сно..., лу..., обу...ь, поко..., пло..., верблю..., фла..., медве...ь, жира..., пару..., мор..., самолё..., поез....

№ 2.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Рядом запишите проверочные слова.

Грус...ный, радос...ный, несчас...ный,
И прелес...ный, и ненас...ный,
Злос...ный, пос...ный, час...ный, мес...ный,
Неизвес...ный, ус...ный, чес...ный.

Повторение пройденного  в 3 кл.  

Тема: «Части речи».

№1.

Прочитайте. Спишите. У имён существительных укажите склонение, число.

Что такое вышина?
Тучи, ветер, тишина,
А за тучами гуляют
Солнце, звёзды и луна.
Эту чудную картину
Я увидел из окна!

№ 2.

Прочитайте. Как приготовить щи? Выпишите имена существительные, разберите их по составу.

Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!

№ 3.

Спишите. Какой вопрос содержится в тексте? Ответьте на него.

Родной, далёкий, близкий,
Чужой, знакомый, низкий.
Плохой, хороший, милый, славный,
Весёлый, ласковый, забавный.
Кто смог слова все прочитать,
Тот скажет, как их называть.

Повторение пройденного  в 3 кл.  

Тема: «Части речи».

№ 4.

Прочитайте. Выпишите глаголы, обозначьте время. Какой суффикс является общим для всех этих глаголов? На примере глаголов расскажите о правописании гласных и согласных в приставках.

Однажды паук
Поскользнулся на стенке
И на пол свалился,
Задев табурет.
Упал табурет —
Раскололся паркет,
И дом развалился.
А так как стоял этот дом
На пригорке,
То с грохотом дом
Покатился по горке,
Запрыгал и в речку
широкую —
Хлоп!
Засыпало речку,
Случился потоп.
И всё потонуло:
Долины и горы,
Деревья и камни,
Трава и заборы.

№ 5.

Что означают эти фразеологизмы? Соедини фразеологизмы с их значениями линиями.

От корки до корки
Знать назубок
Вилами на воде
Зарубить на носу
Красная строка
Лезть на рожон
На лбу написано
Втирать очки
Перемывать косточки
Спустя рукава

красивая буква
все сомнительно, неясно
запомнить крепко-накрепко
превосходно выучить
надувать, обманывать
от начала до конца
делать что-нибудь лениво, нехотя, медленно
действие, обреченное на провал
ясно по выражению лица
сплетничать, злословить, судачить.

Повторение пройденного  в 3 кл.  

Тема: «Части речи».

№ 6.

Какие фразеологизмы мы употребляем, когда хотим сказать...

1. Расти очень быстро и в изобилии.
2. Очень похожи друг на друга.
3. Очень сильно дрожать.
4. Внезапно появился, возник.
5. Делать что-либо вяло, неторопливо, без всякого желания.
6. Задремал на мгновение и опустил голову.
7. Нестись, мчаться очень быстро, стремительно, с большой скоростью.
8. Одежда, пропускающая холод.
9. Оказался в глупом, неловком положении.
10. Под надежной охраной.

Найди правильные ответы.

Как сонная муха. Как две капли воды. Клевать носом. Сел в лужу. На рыбьем меху. Как с неба свалился. Как грибы после дождя. Нестись на всех парусах. За семью замками. Дрожать как осиновый лист.

4 класс.  Тема: «Однородные члены предложения»

№ 1.

Прочитайте. Спишите. Ставьте, где нужно, запятые.

1. Вот мужик думал-думал взял кота посадил в мешок завязал и понёс в лес.
2. Принёс волк барана ободрал шкуру и стоит в раздумье.
3. Заколол бедный крестьянин гуся сложил его в мешок и понёс помещику. Зашёл он к помещику стал здороваться кланяться сгибаться во все стороны.

№ 2.

Прочитайте. Спишите сначала предложения с однородными подлежащими, потом с однородными сказуемыми, затем с однородными второстепенными членами предложения. Ставьте, где нужно, запятые.

1. Капитан корабля затянул пояс потуже влез на мачту посмотрел во все стороны. И вдруг он быстро спустился с мачты сорвал с себя тюрбан начал громко кричать.
2. Принцесса заперлась в своей комнате сбросила ослиную шкуру вымыла лицо и руки надела чистое платье и принялась готовить пирог. (Ш.Перро)
3. По дороге Элли находит друзей — Страшилу Железного Дровосека Трусливого Льва. (А.Волков)
4. Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. Проказница Мартышка Осёл Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. (И.Крылов)
5. Зима еще хлопочет и на весну ворчит. (Ф.Тютчев)

№ 3.

Прочитайте. Как можно украсить салат? Спишите, вставляя пропущенные запятые.

Подавая на стол салат, можно красиво украсить его. Для украшения салатов обычно берут: петрушку яйца морковь свёклу репу зелёный лук кусочки яблок зеленый горошек репчатый лук. Вот у вас есть всё необходимое. Попробуйте украсить готовый салат сами. Как? Это
будет зависеть от вашего вкуса изобретательности умения. Украсить готовый салат – это тоже своего рода искусство!

4 класс.  Тема: «Однородные члены предложения»

№ 4.

Прочитайте. Запишите рецепт приготовления винегрета. Расставьте запятые.

Для приготовления винегрета возьмите вареный картофель свёклу морковь солёные огурцы антоновское яблоко квашеную капусту лук. Всё это нарежьте и заправьте растительным маслом уксусом. Соль сахар кладут по вкусу. Приятного аппетита!

№ 5.

Прочитайте. Запишите толкования слов бортник и бортничество. Объясните их происхождение.

Когда человек приручил пчелу, мы не знаем. Но мёд он оценил очень давно. Мёд диких пчёл собирали ещё первобытные люди.
Шло время, и люди стали специально разыскивать пчелиные гнёзда и добывать мёд и воск. Позже они сообразили, что продуктов этих можно получать больше, если нарочно выдалбливать в лесных деревьях дупла, в которых поселялись бы новые пчелиные семьи. Дупло или дуплистое дерево раньше называли борть. Поэтому людей, которые устраивали для диких пчёл искусственные дупла, способствовали расселению пчёл и потом добывали мёд и воск, называли бортниками. А такой способ пчеловодства — бортничеством.

№ 6.

Прочитайте. Как называют жителей Москвы? Объясните значение слова Подмосковье. Выпишите предложения с однородными членами, расставьте запятые.

Если ты родился в России, она твоя Родина, а ты — россиянин. Жителей Москвы зовут москвичами. Их малая родина — Москва. Всё, что около Москвы, называют Подмосковьем. Это небольшая часть нашей страны, и если ты родился и живёшь в Подмосковье, то это твоя малая родина.
Подмосковье больше, чем Дания, Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Албания.
Подмосковье, как и Москва, горело в пожары вытаптывалось вражескими войсками оборонялось строилось заново трудилось развивалось и становилось важным центральным районом всей Руси.

4 класс.  Тема: «Однородные члены предложения»

№ 7.

Прочитайте. Попробуйте восстановить текст. Найдите абзац, который лучше поставить первым в данном тексте, вторым, третьим. Расставьте запятые.

ЧЁРНЫЙ ДРОЗД

Кормится дрозд на земле: листья опавшие перевёртывает червячков да личинок под ними собирает.
Красивая эта птица: сама чёрная, как сажа, а клюв и ободки вокруг глаз — жёлтые. И вся она такая блестящая стройная.
Сядет солнышко наступит вечер вылетит дрозд на вершину дерева спрячется в ветках — и поёт. Голос  у него свистовой громкий торжественный но будто задумчивый печальный.

4 класс. Тема: «Имя существительное».

№1.

Прочитайте. Определите основную мысль текста. Выпишите имена существительные в два столбика: в первый – имена существительные в единственном числе, во второй – во множественном.

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях — в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды — еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.

№ 2.

Прочитайте. Запишите слова в две группы – по склонениям.

Чистильщик, цемент, центнер, щавель, алфавит, доска, досуг, квартал, магазин, свекла, столяр, каталог, танцовщица.

№ 3.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните окончание имён существительных: укажите  склонение, падеж.

Эту историю о девочк... и Белочк... ра...казал мне воробей Чин, мой старинный друг, большой знаток горо...ской и л...сной жизн... .
Была ос...нь, парк обл...тел, в углу тлела куча опавших листьев, и в воздух... пахло дымком.
Гуляющих в парк... было мало. Я с...дел на своей любимой скамейк... под старым топол... и грус...но см...трел на ре...ких прохожих.

№ 4.

Спишите, вставляя пропущенные окончания имён существительных. Укажите склонение и падеж.

Элли подобрала у края дорог... толстую ветку и предложила её Страшил... вместо трост... . Сначала Тотошк... не нравился новый спутник. Он бегал вокруг Страшил... и обнюхивал его, считая, что в солом... внутри кафтана есть мышиное гнездо.

4 класс.  Тема: «Имя прилагательное».

№ 1.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные окончания имен прилагательных.

ЛЕСНЫЕ ШОРОХИ

Ночью стар... сосна,
Полусонн... со сна,
Шепчет маленьк... детишкам,
Озорным соснов... шишкам:
"Тихо, шишки, не шалите!
Лучше спите, крепко спите..."

№ 2.

Спишите. Озаглавьте текст. Вставьте окончания прилагательных, обозначьте падеж.

А весенн... солнце продолжало нагревать землю. Дохнул теплом первый весенн... ветерок, прилетевший с тёпл... моря. Набухли почки на берёзах, а мохнат... ветви елей покрылись мягк... светл... почками. Это были молод... побеги новой хвои, выглянувшие зелён... глазками. Через мокр..., почерневший снег пробился своей жёлт... головкой первый подснежник.

№ 3.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные окончания.

В начале лета в лесу появилось много цветов. На берёзов... опушках зацвела иван-да-марья, показались лилов... колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянах мы находим душист... ночн... фиалки. А у глух... ручья, на берегу реки любовались голубыми незабудками.

№ 4.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите словосочетания к схеме: прил. + сущ.

Осень, глуб... осень! Сер... небо, низк... , тяжёл..., влажн... облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесн... чаще, куда летом не проникал глаз человеческ... . Стар... деревья давно облетели, и только молод... отдельн... березки сохраняют ещё свои увядш... желтоват... листья.

4 класс.  Тема: «Имя прилагательное».

№ 5.

Прочитайте. Озаглавьте текст. Какими увидел осенние листья автор? Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Сколько разноцветн... корабликов сегодня на нашем пруду: желт..., красн..., оранжев... — целая флотилия!
Все они прилетели сюда по воздуху.
Большой ещё запас таких корабликов на деревьях, разноцветн... стеной окружающих наш красив... пруд. Теперь пока  летят всё больше кленов...: они раньше других пускаются в путь – в своё перв... и последн... путешествие. А какие между ними есть нарядн..., просто прелесть! Вот плывёт целый отряд совсем пунцов..., — так и горят на солнышке! Это всё, должно быть, с того пышн... клена, который красуется вон там, на берегу, разрумянившись на славу.

№ 6.

Прочитайте. Определите, к какому типу речи относится текст: 1) повествование; 2) описание; 3) рассуждение. Докажите свой ответ. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царём всей водяной, или водоплавающей, птицы.
Бел... как снег, с блестящ... , прозрачн... небольшими глазами, с черн... носом и черн... лапами, с длинн... , гибк... и красив... шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между зелён... камышей по тёмно-син... гладк... поверхности воды.

№ 7.

Прочитайте. Что вы знаете об оренбургских платках? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Найдите словосочетания, которые построены так: прил. + сущ.

Может быть, вы слышали об оренбургск... пухов... платках? Они очень красив..., тепл... и такие тонк..., что больш... платок можно легко пропустить сквозь маленьк... колечко. Эти знаменит... на весь мир платки делают из пуха коз оренбургск... породы. Она выведена в нашей стране — в Оренбургской области.

4 класс. Тема: «Местоимение».

№ 1.

Прочитайте. Почему в некоторых предложениях местоимение вы пишется с большой буквы? Спишите.

1. Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте? (А.Пушкин)
2. Геннадий Сергеевич, Вы бывали в наших местах?
3. Ребята, вы читали эту книгу?
4. Ольга Петровна, ребята Вас уже ждут.

Придумайте и запишите предложения с местоимением 2-го лица в вежливой форме.

.№ 2.

Прочитайте, дополните предложения подходящими по смыслу личными местоимениями. Знаете ли вы названия басен И.А. Крылова, из которых взяты эти предложения?

1. Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ... мастерица?
2. Очков с полдюжины себе ... достала.
3. Как, милый Петушок, поёшь ... громко, важно!
4. Кумушка, ... странно это: да работала ль ... в лето?
5. Смотри, уж ... хрипишь, а ... себе идёт вперёд и лаю твоего совсем не примечает.
6. А ... , друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.

Спишите предложения, вставьте пропущенные местоимения. Определите их лицо и число.

4 класс. Тема: «Местоимение».

№ 3.

Спишите. Определите род, число, падеж местоимений. У каких местоимений можно определить род?

КОТ УСПОКОИЛСЯ

— Ну ничего, Дядя Фёдор, не унывай. Хорошо, что я у тебя есть. Мы и с твоим трактором справимся. Будем перед ним сосиску на удочке держать. Он за сосиской поедет и нас повезёт.
Так они и сделали. Скоро трактор исправляться начал. А вообще-то он был весёлый. Кабина пластмассовая, голубая, а колёса железные. И смазывать его надо было не машинным маслом, а подсолнечным.

№ 4.

Прочитайте. Спишите. У  местоимений  укажите  лицо, число, падеж. Выпишите местоимения с предлогами.

Страшила  тоже  пошёл в лес. Ему посчастливилось найти дерево, на котором росли орехи. Он рвал их своими мягкими непослушными пальцами. Орехи выскальзывали у него из рук, и ему приходилось собирать их в траве. В лесу было темно, как в погребе, и только Страшиле, видевшему ночью, как днём, это не причиняло никаких неудобств. Но когда он набирал полную горсть орехов, они вдруг вываливались у него из рук, и всё приходилось начинать снова.

№ 5.

Прочитайте стихотворение выразительно. Объясните название стихотворения. Спишите. Подчеркните местоимения.

ВЕСЁЛЫЙ ЖУК

Он весел и счастлив
От пят до макушки –
Ему удалось убежать от лягушки.
Она не успела
Схватить за бока
И съесть под кустом
Золотого жука.
Бежит он сквозь чащу,
Поводит усами,
И чаща встречает
Его голосами.
Зелёные стебли,
Как сосны в лесу,
На крылья его
Осыпают росу...

4 класс. Тема: «Глагол».

№ 1.

Прочитайте загадки. Спишите. Найдите глаголы, укажите время.

1) Осенью в щель заберётся,
   А весной проснётся.
2)На лугу живёт скрипач,
  Носит фрак и ходит вскачь.
3)В лесу у пня суета, беготня:
   Народ рабочий весь день хлопочет.

№ 2.

Замени фразеологизмы синонимами.

Волком выть, во всё горло, баклуши бить, руки не доходят, проглотить язык, плестись в хвосте, извиваться ужом, родился в рубашке, с минуты на минуту, ума не приложу, водить за нос.

№ 3.

Прочитайте. Проверьте себя: умеете ли вы различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? Запишите глаголы в два столбика. В какой форме они употреблены? Выделите ть, ти или чь.

"Не надо, — сказал я, — подушку взбивать,
А также простынкой кровать накрывать,
А также не надо кровать согревать
Моим одеялом из шерсти верблюда!
Я спать не пойду ни за что, никогда!
Я буду слоняться туда и сюда,
Плясать
Или просто за ухом чесать,
Но спать, безусловно, я больше не буду!
Кататься верхом на слоне — это да!
Запеть петухом в тишине — это да!
Шептаться со львом при луне — это да!
Шататься от стенки к стене — это да!
Но только не спать ни за что, никогда!

4 класс. Тема: «Глагол».

№ 4.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, что означают слова ельник, лиственница. Выпишите глаголы настоящего времени.

Зимой в заснеженном лесу зелён..., в бел... шапочк... и бел... шарфик... ёлочка – перв... красавица. Густ... лапы не пропускают в чащу злой леденящий ветер, оттого тут и теплее. Поэтому птицы в непогоду и летят в ельник. Он и от метел... укроет, и на ночь приютит.
Но есть дерево, у которого хвоя к осен... желтеет и осыпается. Поэтому-то и назвали это дерево лиственницей.

№ 5.

Прочитайте. Что вы узнали о ящерице круглоголовке? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов.

От жары и опасности ящерица круглоголовка зарыва...тся в песок. Да так быстро, словно тон...т в нём. А вот так она врагов пуга...т: хвост пружиной закрут...т, пасть раскро...т — даже страшно! Но на самом деле круглоголовка совсем не опасна.

№ 6.

Прочитайте стихотворение выразительно. Глаголы какого времени использованы в тексте? Придумайте заглавие. Выпишите глаголы, обозначьте время, определите род, выделите приставки.

Ветер
В наш лес
Песню донёс.
Песню пролаял
Охотничий пёс.
Волк
Эту песню
Провыл на опушке.
Дружно
Проквакали
Песню
Лягушки.
Бык
Эту песню,
Как мог, промычал.
Рысь
Промурлыкала.
Сом
Промолчал.
Филин
Прогукал.
Уж
Прошипел.
А соловей
Эту песню
Пропел.

4 класс. Тема: «Глагол».

№ 7.

Прочитайте. Что нового вы узнали о животных? Выпишите глаголы настоящего времени. Укажите их лицо и число. Выделите окончание.

Зебры прячутся в высокой траве, кустарниках. Бродят по саваннам бесчисленные стада антилоп. В тени акации прячутся жирафы. Прекрасно бегает самая большая на свете птица — страус. В реках и озёрах водятся бегемоты. Пасть у бегемота огромная, а питается он травой.

№ 8.

Спишите, вставляя личные окончания глаголов. Обозначьте спряжение, выделите окончания.

Лает, квака...т, ползёт,

Ду...т, прыга...т, идёт.
Шьёт, на дудочке игра...т,
белит  кистью, подмета...т.
Вар...т, пил...т, приседа...т,
Скач...т, ёжится, лета...т.
Бьёт, ласка...т, крут...т, спит,
И за партою сидит.

№ 9.

Прочитай. Попробуй вставить пропущенное слово. Спиши. У глаголов настоящего времени укажи лицо и число.

В Канаде кленовый лист стал национальным символом и украшает флаг этой страны. Ливанский кедр изображён на флаге Ливана. А какое самое распространённое дерево в российских лесах? Берёза? Ель? Сосна? ... ! Древесина у этого дерева твёрдая, тяжёлая и очень долговечная. Долго не поддаётся гниению в почве и даже в воде. Хвоинки мягкие и опадают каждую осень, как листва, — отсюда и название дерева.

4 класс. Тема: «Глагол».

№ 10.

Прочитайте выразительно. Придумайте заглавие. Выпишите глаголы, обозначьте время, укажите лицо и число.

Плывёт, плывёт кораблик,
Кораблик золотой,
Везёт, везёт подарки,
Подарки нам с тобой.
На палубе матросы
Свистят, снуют, спешат.
На палубе матросы —
Четырнадцать мышат.
Плывёт, плывёт кораблик
На запад, на восток.
Канаты — паутинки,
А парус — лепесток.
Ведёт корабль утка,
Испытанный моряк.
— Земля! – сказала утка. —
Причаливайте! Кряк!

№ 11.

Прочитайте. Расскажите, как цапля добывает себе пищу. Вставьте пропущенные буквы. Укажите у глаголов лицо и число.

У цапли клюв — пика. Долго стоит цапля на берегу — застыла, не шелохнётся. Лягушки, рыбы перестают обращать на неё внимание. И тут цаплин клюв мгновенно пронза...т воду. Удар — и добыча оглушена. Схват...т, подброс...т цапля свою поживу и проглот...т. Да так ловко лов...т, что проскальзыва...т рыбка сквозь глотку головой вперёд. Так она ни за что не застрян...т.

№ 12.

Прочитайте. Выпишите глаголы с отрицательной частицей не. Какие глаголы с частицей не вы "подсказали бы" Магдалине Харитоновне? Запишите их.

Магдалина Харитоновна очень долго и очень скучно толковала о том, что надо слушаться взрослых, не бегать, быть осторожным, не баловаться, не драться, громко не смеяться, сырой воды не пить, зеленых ягод не есть и еще штук пятнадцать разных противных "не".

4 класс. Тема: «Глагол».

№ 13.

Прочитайте. Выпишите глаголы с отрицательной частицей не.

Суворов с детства мечтал стать военным. Однако он был слабым и болезненным мальчиком. "Ну где же тебе быть военным! — смеялся над ним отец. — Ты и ружья не подымешь!" Слова отца огорчили Суворова. Он решил закаляться.
Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в теплые шубы или вовсе не выходят из дому, а маленький Суворов накинет лёгкую куртку и целый день проводит на улице.
Наступит весна. Только вскроются реки, ещё никто и не думает купаться, а Суворов — бух в холодную воду. Его не страшили теперь ни жара, ни холод. Суворов добился своего. Он окреп и вскоре поступил на военную службу.

nsportal.ru

Тренировочное упражнение для 4 класса по русскому языку

  Вставь пропущенные буквы. Приготовься писать под диктовку.

Диктант.

   Наступила поз … няя в … сна. Лес п … крылся з … -лёной л … ствой. Над высоким обрывом в … село засохш …  дерево. Сколько лет этому л … сному ст … - р … ку ? (К) нему подл … тела в … селая птичка. Это чиж. Чиж … к пос … дел, огл … делся и всп … рхнул на ближн … дерево. Он радос … но зач …рикал. В л … су (у) него есть своё маленьк … уютн … гнёзд … шко. Чиж защ … щает лес от вр … дителей.

  Вставь пропущенные буквы. Приготовься писать под диктовку.

Диктант.

   Наступила поз … няя в … сна. Лес п … крылся з … -лёной л … ствой. Над высоким обрывом в … село засохш …  дерево. Сколько лет этому л … сному ст … - р … ку ? (К) нему подл … тела в … селая птичка. Это чиж. Чиж … к пос … дел, огл … делся и всп … рхнул на ближн … дерево. Он радос … но зач …рикал. В л … су (у) него есть своё маленьк … уютн … гнёзд … шко. Чиж защ … щает лес от вр … дителей.

nsportal.ru

Олимпиада по русскому языку для 4 класса

Олимпиада по русскому языку для 4-х классов

1. Поставь в словах ударение в соответствии с современными литературными нормами. 
Балованный, баржа, бахчевой, безудержный, арест, ветеринария, возрастной, 
гусеница, дециметр, зазвонить, изваяние, искра, иконопись, исчерпать, ломота, мастерски, монумент, портфель.

2. Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке. 
Лей - _______________ 
Шей - ______________ 
Шёл - ______________ 
Лёд - _______________ 

3. Подчеркни слова, имеющие одинаковые окончания. Выдели эти окончания. 
Домов, столов, коров, ковров, голов, основ.

Степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.

4. Подбери и запиши синонимы к именам прилагательным. 
Верный друг – _____________________________________________________. 
Верное средство – _________________________________________________. 
Верный ответ – __________________________________________________.

5. Подбери к существительным кенгуру, какаду, кафе, вуаль,

рояль, фойе, тюль, шампунь, кофе, 
мозоль подходящие по смыслу имена прилагательные в единственном числе. Запиши 
получившиеся словосочетания.

6. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк. 
А как будут называться эти животные женского рода? Запиши. 
Ответ:

7. Закончи пословицы: 
У кого что болит, тот ____________________________________________________. 
Где много слов, там _______________________________________________. 
Долго спать, с долгом ______________________________________________. 
Ехал бы воевать, да ленив __________________________________________. 
За всё берётся, да _________________________________________________. 
Тяжело в учении, _________________________________________________.

8. Прочитай стихотворение. Вставь в слова пропущенные буквы. 
Чуть со_нце пригрел_ откосы 
И стал_ в л_су пот_плей, 
Б_рёза з_лёные косы 
Развесила с тонк_ ветвей. 
Вся в бел_ платье одета, 
В с_рёжках, в л_стве кружевной 
Ст_ит, ярким со_цем согрета, 
Она на опушк_ л_сной. 

Раздели слова с пропущенными буквами на две группы и запиши их. Объясни, 
по какому признаку ты выполнил (а) деление слов на группы. 
1 группа_ ___________________________________
2 группа____________________________________

9. Укажите имя существительное женского рода:

Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь, тюль, депо

10. В каком слове количество букв и звуков совпадает, подчеркни это слово:

Семь, ёж, прелестный, боюсь, сеют

Ответы и критерии оценки 
За каждую орфографическую ошибку, допущенную при выполнении олимпиадных заданий – минус 0,25 балла.

Задание 1. 
Бало! ванный, ба! ржа, бахчево! й, безу! держный, аре! ст, ветерина! рия, 
возрастно! й, гу! сеница, дециме! тр, зазвони! т, извая! ние, и! скра (искра!), 
и! конопись, исче! рпать, ломо! та, мастерски!, монуме! нт, портфе! ль. 
0, 25 балла за каждое верно поставленное ударение 

Задание 2. 
Ель, ешь, ложь, толь. 
0,5 балла за каждое слово, всего 2 балла

Задание 3 

Домов, столов, ковров (окончание –ов) 
Степей, ножей, ушей, юношей (окончание – ей)

2 балла 

Задание 4. 
Возможные варианты ответов: преданный друг, эффективное лекарство, правильный ответ. 
0,5 балла за верно подобранное слово.

Задание 5. 
Большой кенгуру, хохлатый какаду, известное кафе, чёрная вуаль, старинный рояль, 
просторное фойе, прозрачный тюль, детский шампунь, горячий кофе, больная мозоль.

0,25 балла за каждое словосочетание. Всего 2,5 балла.

Задание 6. 
Корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня, индюшка, слониха, медведица, волчица. 
0,25 балла за слово

Задание 7. 
У кого что болит, тот о том и говорит. 
Где много слов, там мало дела. 
Долго спать – с долгом вставать. 
Ехал бы воевать, да не ленив вставать. 
За всё берётся, да не все удаётся. 
Тяжело в учении – легко в бою. 
0,5 балла за каждую пословицу.

Задание 8. 
За каждую верно вставленную букву – 0,25 балла. 
Возможный вариант деления слов на группы: по месту, где пропущена буква (корень и окончание). 
1 группа: солнце, в лесу, зелёные, потеплей, в серёжках, в листве, стоит, солнцем, лесной. 
2 группа: пригрело, стало, с тонких, в белое, на опушке 

Задание 9.

Вермишель – ж.р., 2 балла за верно выполненное задание, минус 0,25 за каждую ошибку

Задание 10.

Боюсь – 5б., 5зв., 2 балла за верно выполненное задание

nsportal.ru

Родин. Правила и упражнения по русскому языку: 4 класс.

Пособие ориентировано на учащихся 4 классов. Материал подобран в строгом соответствии со школьной программой. пособие содержит большое количество упражнений, расположенных по степени усложнения материала. отдельно обозначены задания повышенной сложности, которые могут использоваться в качестве олимпиадных. Пособие окажет неоценимую услугу учителям и родителям, занимающимся со своими детьми самостоятельно.
0001 (700x595, 22Kb)
1.
0002 (700x578, 151Kb)
2.
0003 (700x575, 188Kb)
3.
0005 (700x580, 247Kb)
4.
0006 (700x572, 299Kb)
5.
0007 (700x581, 264Kb)
6.
0008 (700x572, 291Kb)
7.
0009 (700x572, 293Kb)
8.
0010 (700x583, 306Kb)
9.
0011 (700x586, 288Kb)
10.
0012 (700x555, 298Kb)
11.
0013 (700x553, 268Kb)
12.
0014 (700x553, 256Kb)
13.
0015 (700x548, 255Kb)
14.
0016 (700x551, 232Kb)
15.
0017 (700x554, 272Kb)
16.
0018 (700x562, 283Kb)
17.
0019 (700x546, 274Kb)
18.
0020 (700x559, 269Kb)
19.
0021 (700x550, 263Kb)
20.
0022 (700x552, 233Kb)
21.
0023 (700x558, 280Kb)
22.
0024 (700x554, 247Kb)
23.
0025 (700x551, 249Kb)
24.
0026 (700x557, 260Kb)
25.
0027 (700x562, 263Kb)
26.
0028 (700x529, 264Kb)
27.
0029 (700x544, 267Kb)
28.
0030 (700x553, 260Kb)
29.
0031 (700x550, 279Kb)
30.
0032 (700x547, 270Kb)
31.
0033 (700x548, 261Kb)
32.
0034 (700x550, 243Kb)
33.
0035 (700x553, 279Kb)
34.
0036 (700x553, 270Kb)
35.
0037 (700x541, 283Kb)
36.
0038 (700x541, 254Kb)
37.
0039 (700x541, 240Kb)
38.
0040 (700x541, 271Kb)
39.
0041 (700x546, 276Kb)
40.
0042 (700x544, 264Kb)
41.
0043 (700x551, 278Kb)
42.
0044 (700x544, 258Kb)
43.
0045 (700x549, 262Kb)
44.
0046 (700x544, 273Kb)
45.
0047 (700x544, 285Kb)
46.
0048 (700x539, 252Kb)
47.
0049 (700x551, 258Kb)
48.
0050 (700x550, 265Kb)
49.
0051 (700x543, 280Kb)
50.
0052 (700x543, 242Kb)
51.
0053 (700x544, 274Kb)
52.
0054 (700x555, 268Kb)
53.
0055 (700x546, 267Kb)
54.
0056 (700x544, 253Kb)
55.
0057 (700x544, 235Kb)
56.
0058 (700x551, 262Kb)
57.
0059 (700x544, 254Kb)
58.
0060 (700x544, 275Kb)
59.
0061 (700x550, 254Kb)
60.
0062 (700x547, 270Kb)
61.
0063 (700x550, 253Kb)
62.
0064 (700x544, 265Kb)
63.
0065 (700x547, 255Kb)
64.
0066 (700x543, 276Kb)
65.
0067 (700x543, 256Kb)
66.
0068 (700x546, 249Kb)
67.
0069 (700x548, 266Kb)
68.
0070 (700x550, 269Kb)
69.
0071 (700x550, 255Kb)
70.
0072 (700x544, 268Kb)
71.
0073 (700x548, 270Kb)
72.
0074 (700x544, 249Kb)
73.
0075 (700x550, 259Kb)
74.
0076 (700x550, 274Kb)
75.
0077 (700x542, 229Kb)
76.
0078 (700x544, 270Kb)
77.
0079 (700x546, 268Kb)
78.
0080 (700x544, 278Kb)
79.
0081 (700x544, 269Kb)
80.
0082 (700x550, 290Kb)
81.
0083 (700x550, 246Kb)
82.
0084 (700x544, 279Kb)
83.
0085 (700x544, 251Kb)
84.
0086 (700x550, 242Kb)
85.
0087 (700x544, 251Kb)
86.
0088 (700x546, 253Kb)
87.
0089 (700x552, 257Kb)
88.
0090 (700x551, 251Kb)
89.
0091 (700x557, 223Kb)
90.
0092 (700x546, 272Kb)
91.
0093 (700x551, 256Kb)
92.
0094 (700x544, 264Kb)
93.
0095 (700x553, 225Kb)
94.
0096 (700x544, 251Kb)
95.
0097 (700x550, 285Kb)
96.
0098 (700x547, 255Kb)
97.
0099 (700x548, 258Kb)
98.
0100 (700x550, 277Kb)
99.
0101 (700x550, 245Kb)
100.
0102 (700x547, 288Kb)
101.
0103 (700x550, 262Kb)
102.
0104 (700x543, 245Kb)
103.
0105 (700x552, 276Kb)
104.
0106 (700x543, 267Kb)
105.
0107 (700x548, 275Kb)
106.
0108 (700x550, 271Kb)
107.
0109 (700x550, 272Kb)
108.
0110 (700x565, 235Kb)
109.
0111 (700x558, 240Kb)

liveinternet.ru

Смотрите также