Тренировочные упражнения по русскому языку 6 класс

Главная » Упражнения » Тренировочные упражнения по русскому языку 6 класс

Тренировочные задания для подготовки к ВПР по русскому языку 6 класс

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВПР ( 6 КЛАСС)

Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Дач..ный п..сёлок ра(з/с)пол..жился на песча(н, нн)ой(2) горе у самого моря. За деревя(н, нн)ыми дом..ками ра(з/с)кинулся с..сновый бор. Внизу, под г..рой, серая лента ш..ссе. По одну её стор..ну зар..сли м..лины ч..рёмухи. По другую – песок (зелёно)г..лубая осока, и(з/с)точенные водой камни и море…

Море (не)спокойное но пр..красное. Оно в..лну..т..ся в(з/с)дыха..т. Это ветер трепл..т его пенистые волны и они выплёск..вают..ся на берег. А бывает, заспор..т(3) о чём(то) море с ветром. Т..ж..лые в..лы нал..ют..ся без..сходной ярост..ю зар..вут загр..хоч..т.(4) Словно ж..лая их пр..ободрить, загудят на г..ре́ сосны: они ведь тоже с (не)истов..м ветром (не)лад..т.

Но чаще всего море спокойно и бл..стит, будто его начист..ли. В такие дни виден (К, к)ронштадт. Он за г..р..зонтом, и поэтому каж..т..ся, что трубы (судо)р..монтных верфей выход..т прямо из воды.

(По Р. Погодину)

Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.

Задание 3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

А бывает, заспор..т(3) о чём(то) море с ветром.

Задание 4. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Жалюзи, языковой (факт), позвонишь, кухонный.

Задание 5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Не всякое гусиное перо годилось для письма, из десяти выбиралось одно-два.

Задание 6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) пирог более вкуснее

2) с шестьюстами страницами

3) забавный шимпанзе

4) для обоих сестёр

Задание 7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Утром воздух чистый и влажный.

2) Темна и безлунна осенняя ночь.

3) Роса на траве след ночного тумана.

4) Стройный клён желтеет под окошком.

Задание 8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Летучая мышь всю ночь порхает над лесными речками и полянами ловит майских бабочек и ночных жуков.

2) Пропой-ка нам соловушка свою нежную и трогательную песенку ещё раз.

3) Серые вороны весной не каркают пронзительно и истошно а ласково ворчат.

4) Молнии ярко осветили весь двор и гром прогрохотал уже над головой.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—14.

Текст 2

(1)На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. (2)Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. (3)Без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (4)Говорят, что наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке.

(5)Каких только солонок не выдумывали русские мастера: в виде уточек, коробочек с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. (6)Например, для Русского Севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). (7)Вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой. (8)Спинку и часть хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли, а затем выпиленную часть возвращали на место. (9)Около хвоста просверливали отверстия, в которые вставляли круглый стержень — вертлюг. (10)Когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки.

(11)В Верхнем и Среднем Поволжье были очень распространены нарядные солонки, по форме напоминавшие кресла. (12)За столетия мастера выработали особый тип крышки на вертлюге для солонки-кресла. (13)Такая крышка вращается на двух вертлюгах, вставленных в подлокотники солонки. (14)Она легко откидывается и упирается в спинку солонки, которая служит ручкой. (15)Крышки и спинки солонок-кресел красочно расписывали (ещё одно свидетельство особого отношения мастеров к солонке), и эта чудесная яркая роспись до сих пор сохранилась в некоторых крестьянских домах Поволжья. (16)А солонка и сейчас всегда наготове держит перед нами соль — и спасибо ей за это…

(По Н. Орловой)

Задание 9. Определите и запишите основную мысль текста.

Задание 10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Задание 11. Почему, по мнению автора текста, без деревянных расписных солонок на Руси не обходилось ни одно праздничное торжество?

Задание 12. Определите и запишите лексическое значение слова «отводили» из предложения 10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Отводили — ...

Задание 13. Определите стилистическую принадлежность слова «издревле» из предложения 2, запишите.

Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Издревле — ...

Задание 14. Объясните значение фразеологизма задирать нос, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Задирать нос — ...

nsportal.ru

Задания для повторения изученного материала за курс русского языка в 6 классе

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Раскрой скобки. Поставь вопросы к подчёркнутым словам и запиши получившееся словосочетание. Укажи в нём главное слово.

                    х

Образец: выйти (куда?) к реке.

Лето мы пр…вели с братом (на) реке. Каждый ден… х..дили купат..ся и л…вить рыбу в речк… .Как бодро мы себя чу…ствовали после купания! Ежедневно прин…сили д..мой нескол…ко ёрш…ков и лещ…ков.

Х…рошо мы пр..водим время летом (на) б…регу реки! Качает…ся (над) травой колокол…чик. Красне…т (под) листком з…мляника. Воздух наполнен свеж… ароматами. Пахнут травы  цв..ты. Впереди черне…т хвойн… лес. В нём щебеч…т св…стят птицы. Гре…т жарк… со…нце. (Про)плывают бел… обл…ка. Время л…тит быстро. (Не) хочет…ся уходить. Сид…м на б…регу реки до поз…него веч…ра.

2. В предыдущем задании найди и выпиши:

а) односоставное предложение:

б) предложение с однородными сказуемыми;

в) формы глагола "провести".

3. Составь предложение, в котором глагол "летит" употребляется в прямом значении, а затем предложение , где этот же глагол употребляется в переносном значении.

__________________________________________________________________

1. Выполни морфемный разбор слов

ВЫБРОШУ, ДЕЛЬНЫЙ, ГНЁЗДЫШКО, БЕСТОЛКОВЫЙ, ВЫРУБКА, ПРОХОЖУ, ГАЗЕТНЫЙ, ПЕРЕДЕЛКА, ВЕРХУШКА, БЕЗГРАМОТНЫЙ .

2. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выполни синтаксический разбор первого предложения.

(В) этот день вестибюль школы украс…ли осе…ние лис…тья, венки, цв…ты. Нет для юннатов* поры  радос…нее осен… . (От)крывает…ся школ…ная (вы) ставка. Юннаты (вы)водят (на) парад свёклу, соч…ные ябл…ки, рож… . Дети готов…т мален…кие, но сер…ёзные доклады. А потом уг…щают всех чаем (с) варен…ем. Ягоды для него они выр…стили сами на (при)школьном учас…ке.

*Юннат - юный натуралист, участник кружка по изучению природы.

3. Замени в предыдущем задании словосочетание "(вы)водят (на) парад" подходящим по смыслу синонимом или синонимичным выражением. Запиши получившееся предложение.

4. Из предыдущего задания выпиши:

а) предложение с однородными подлежащими,

б) предложение с однородными определениями.

Нарисуй схемы этих предложений.

__________________________________________________________________

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Над глаголами второго лица укажи спряжение.

Нескол…ко лет наза… в центр… столиц… выр…сло кр…сивое здание. На его фасад… интерес…ные ч…сы. Каждый час на ц…ферблате открывают…ся ч…рные створки а за ними появляют…ся герои народн… сказок.

Вход…шь в театр в ожидани… встречи с уд…вит…льным миром. В музе… театра ты познаком…шься с куклами разн… стран. В зимн… саду увид..шь дер…во с чудес…ными птицами. В водоёме плещ…тся рыбки.

Как здесь красиво! говорят  р…бята.

Этаж…м выше находит…ся зрит…льный зал с разн…цветными креслами синими, красными, з…лёными. Так сделали для того, чтобы р…бята не спут…ли м…ста.

2. В предыдущем задании найди односоставные предложения и подчеркни в них главный член.

3. Из первого абзаца предыдущего задания выпиши сложное предложение. Подчеркни в нём грамматические основы. Нарисуй схему.

__________________________________________________________________

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. В скобках указывай проверочное слово.

В окт…бре, в окт…бре (           )

Частый дожд…к на дв…ре (            ).

На лугах м…ртва (         ) тр…ва (           ),

Зам…лчал (        ) кузнеч…к.

Заг…товлены др…ва (         )

На з…му (        ) для печ…к.

Подчеркни главные члены в каждом предложении.

Выпиши краткое прилагательное и поставь его в полную форму И. п. муж р.

2. Выполни морфемный анализ слов

ЗЕЛЕНЕЮТ, ЗАЦВЕТАЮТ, РЕЧКИ, ПОСИНЕЛИ, ВХОДЯТ.

3. Преврати нераспространённые предложения в распространённые. Запиши то, что у тебя получилось.

Малыш открыл и посмотрел.

Я рассматривал.

Все остановились.

Мы вернулись.

Поезд двигался.

Никто не посмотрел.

nsportal.ru

Задания для дополнительных занятий по русскому языку в 6 классе

Две жен(?)щины брали воду из к…лодца. Под…шла к ним третья. И старенький ст…рич…к на камушек отд…хнуть присел.

Вот г…в…рит одна жен(?)щина другой:

- Мой сынок ловок да с…лён, никто с ним не слад…т.

- А мой п…ёт, как с…л…вей. Ни у кого гол…са такого нет, - г…в…рит другая. А третья м…лчит.

- Что же ты про св…его сына не скаж…шь? – спрашива…т её с…седки.

- Что ж ск…зать? – г…в…рит жен(?)щина. - Ничего в нём особенного нету.

Вот н…брали жен(?)щины полные вёдра и п…шли. А ст…рич…к - за ними. Идут жен(?)щины, останавлива…тся. Б…лят руки, плещ…тся вода, лом…т спину.

Вдруг навстречу три мальчика выб…га…т.

Один через гол…ву кувыркает(?)ся, к…лесом ход…т – любу…тся им жен(?)щины.

Другой пес(?)ню п…ёт, с…л…вьём зал…ва…тся - заслушались его жен(?)щины.

А третий к матер… по…б…жал, взял у неё вёдра т…жёлые и пот…щил их.

Спрашива…т жен(?)щины ст…ричка:

- Ну что? Каковы наши сыновья?

- А где же они? – отвеча…т ст…рик. - Я только одного сына вижу!

1.  Озаглавьте текст._____________________ 2. Определите тип текста._____________________________

3. Определите основную мысль текста.__________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Вставьте пропущенные буквы.

5. Подберите антонимы к словам: спрашивать _______________________________________ ,

г…в…рить  _____________________________, выб…гать ________________________________

6. Определите спряжение глаголов с пропущенными окончаниями.

7. Разберите по составу слова: навстречу _____________ , н…брали ___________ , старенький _________

8. Сделайте словообразовательный разбор слов: навстречу ____________________________________,

старенький _______________________________ по…б…жал ________________________________

9. Составьте словообразовательную цепочку слова старичок_____________________________________

__________________________________________________________________________________________

10. Выпишите из текста однокоренные слова к слову ст…рич…к и его формы:

Однокоренные слова

Формы слова

__________________________________________________________________________________________

Ю. Коваль Тучка и галки

В д…ревне Тараканово живёт лош…дь Туч(?)ка, рыжая как огонь. Её люб…т галки.
На других л…шадей галки вн…мания не обраща…т, а как увид…т Туч(?)ку, сразу с…дятся к ней на спину и нач…на…т выщипывать шерсть.
— У неё шерсть тёплая, как у верблюда,— г…в…рит возчик Агафон.— Из этой бы шерсти н…ски св…зать.
Прыга…т галки по широк…й сп…не, а Туч(?)ка посапыва…т, ей приятно, как щипл…тся галки. Шерсть-то сама лез…т, то и дело приход…тся ч…саться об забор. Набрав полный клюв т…пла, галки л…тят под крышу, в гн…здо. Туч(?)ка – лош…дь мирная. Она никогда не брыка…тся. Возчик Агафон – тоже добрый человек. Задумчиво гл…дит на л…ш…диный хвост. Если б какая нахальная галка села ему на гол…ву, он небось и глазом бы не м…ргнул.

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Подберите синонимы к словам: возчик _______________________________________ ,

гл…дит _____________________________, д…ревня ________________________________

3. Определите спряжение всех глаголов.

4. Разберите по составу слова: возчик _____________ , задумчиво ___________ , л…ш…диный ____________, выщипывать ______________, никогда ______________

5. Сделайте словообразовательный разбор слов: никогда ____________________________________,

возчик _______________________________ ч…саться ________________________________

6. Составьте словообразовательную цепочку слова задумчиво _____________________________________

__________________________________________________________________________________________

7. Выпишите из текста однокоренные слова к слову лош…дь и его формы:

Однокоренные слова

Формы слова

__________________________________________________________________________________________

8. Выпишите из текста слова, в которых происходят чередования:__________________________________

__________________________________________________________________________________________

9. Выпишите из текста слова с проверяемой безударной гласной корня, подберите к ним проверочные: __________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

nsportal.ru

Занимательные упражнения по русскому языку

Раевская Елена Викторовна

Опубликовано 15.11.2013 - 21:43 - Раевская Елена Викторовна

Материал  подходит для дополнительной работы на уроках русского языка 

zanimatelnye_uprazhneniya.ppt 1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

nsportal.ru

Смотрите также