Тренировочные упражнения по русскому языку 5 класс

Главная » Упражнения » Тренировочные упражнения по русскому языку 5 класс

Задания для повторения изученного материала за курс русского языка в 5 классе

Задания для повторения изученного материала за курс 5 класса

Составила учитель ГБОУ СОШ № 657 г. Москвы Матюшкина М.Е.

Задание 1

1. Распредели слова-понятия (термины) в соответствии с разделами лингвистики, в которых они изучаются.

Орфография:_________________________________________________________________________________________

Фонетика:____________________________________________________________________________________________

Морфемика:__________________________________________________________________________________________

Морфология:_________________________________________________________________________________________

Синтаксис:___________________________________________________________________________________________

Пунктуация:________________________________________

Стилистика:__________________________________________________________________________________________

Лексика:_____________________________________________________________________________________________

Звук, словосочетание, имя прилагательное, дополнение, непроизносимый согласный, многозначное слово, двоеточие, приставка, сонорный, предлог, научный стиль речи, запятая, подлежащее, постфикс, антоним, разделительный мягкий знак, служебные части речи.

2. Разбери слова по составу:

 красива, перелётные, переход, раздать, переделка, соединим, премудрость.

Задание 2

1. Запиши имена существительные в форме П. п. единственного числа. Выдели окончания.

Морковь - _______________, битва - _______________,

радость - _______________, веселье - _______________,

язык - _______________, значение - _______________,

народ - _______________, история  - _______________ .

2. Измени слова по образцу и запиши. Подчеркни букву мягкий знак, обозначающую мягкость согласного.

Образец: соловей - соловья, соловью.

Копьё, ручей, муравей, жильё, зверьё.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3

1. Запиши словосочетания, вставляя предлог ОТ или ДЛЯ:

Лекарство … головной боли, таблетки … снятия нервного напряжения, средство … мытья посуды, порошок … стирки белья, капли … бессонницы, состав …выведения пятен.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Запиши в транскрипции слова:

 КОСМОНАВТ [                                         ],

АВТОБУС [                                         ],,

 ФУТБОЛ [                                         ].

3. Подчеркни в предложениях текста главные и второстепенные члены предложения.

Осень пожаловала в лес. Она украсила деревья разноцветными красками. Скоро птицы улетят в тёплые края.

Задание 4

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Напиши название тропа (средства художественной выразительности), который используется автором в этом стихотворении.

Остр…секирою ранена б…рёза,

(По) коре сребристой (по) катились слёзы;

Ты (не) плачь, б…рёза, бедн…, не сетуй!

Рана не см…ртельна, вылечит…ся (к) лету.

Троп: _______________________________

2. Выдели корень в слове. Запиши к каждому слову по два однокоренных:

носить - __________________, _______________________;

ссориться - __________________, _______________________;

загадка - __________________, _______________________;

заиграть - __________________, _______________________;

городской - __________________, _______________________;

ослепить - __________________, _______________________ .

Задание 5

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найди в предложениях однородные члены и подчеркни их.

Образец: Меня и Колю родители оставили дома.

(Из) м…рских водор…слей люди делают лекарства, корм для ж…вотных. (По) м…рям плавают пассажирск… и грузов… суда. Пришла осень, без красок и кис…ти перекрасила все лист…я. (Из) кустов (вы) прыгнула птич… ка и (за) кружилась на мест… . (В) саду (по) дорожкам  и тр…пинкам прыгают в…робышки.

2. В первом задании найди два однокоренных слова и запиши их:

__________________________________________

3. Разбери по составу слова:

улетят, перекрасила, воробышки.

Задание 6

1. Спиши, исправляя ошибки.

Внебо взлитают цвитныи огни, весьть а победи расносят они. Деревъя блестают в залотом убори. Рыбу в мори чиловек ловит издовна. Труд кормет, а лень портет. Кому мир не дораг, тот нам и ворог. Чтобы рыпку сьесть, надо вводу лесть.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Подчеркни в предложениях грамматические основы. Над существительными укажи склонение.

Ярко на небе сверкали звёзды. Март - первый месяц весны. Мы спустились со склона. Птицы - санитары садов. На каждой травинке вспыхивает утренний луч. Три ночи лил бурный дождь. Даль светла. Дочь хороша. На реке затрещали и двинулись льды. Василий, не ешь сметану!

Задание 7

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели окончания в именах существительных.

Расти на берёз…, говорить о власт…, беседовать о бесстраши…, побывать на открыти… музея, споём о печал…, не отметить в расписани…, рассказывать о строени… цветка, быть в прекрасном настроени…, подарить Инн…, отдать подарок Мари… .

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Найди и выпиши слова с приставками. Приставки выдели.

Погода, поговорил, побежим, удивлять, уголь, умный, уговорить, отара, отнёс, волосы, вокруг.

____________________________________________________________

Задание 8

1. Спиши, вставляя разделительный Ъ или Ь:

в…езд во двор, сол…ю раствор, с…ёмка кинофильма, дружная сем…я, об…явление в газете, с…ездить на дачу, испугать вороб…я, ледяная в…юга, весенней капел…ю, под…ехать к воротам, с…едобная пища, мален…кая обез…яна, сер…ёзный разговор, пред…вить удостоверение, в…ёт гнездо, крутой под…ём.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Подбери по три однокоренных слова. Запиши. Выдели корень.

Пахать - _________________________________________________;

Пахнуть  - _________________________________________________;

Радовать - _________________________________________________;

Светить - _________________________________________________ .

3. Запиши в форме Д.п. и П.п. словосочетание лесная чаща

Д.п. ________________________ П.п. ___________________________

Задание 9

1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова, распределяя их по  

1) с орфограммой "Буквы О-Ё в корне после шипящих":

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) с орфограммой "Буквы О-Е в суффиксе после шипящих":

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) с орфограммой "Буквы О-Е в окончании после шипящих":

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ш…рстка, ч…лка, чертеж…м, ч…рный, туч…й, камыш…м, кош…лка, лапш…й, пч…лы, щ..тка, луж…й, свинц…вый, ж…стко, больш…й, ч…рствый, ткач…м, реш…тка, реч…нка, щ…лкать, щ…голь,девч…нка,  ж…рдочка, щ…чки, ч…рный, руч…нка, абзац…м, ш…колад, чтец…в, ш…ссе, ш…тладский, ш…фёр, огурц…в, отц…в.

2. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания. В скобках укажи, какое это предложение (простое или сложное).

Была гр..за с сильн.... ветром и ноч..ю гнилое дерево рухнуло.

(           ) Медленно ра..ходятся по в..де з..лёные створки кувшинок и

белые листоч..ки ра..ворачиваются в пышн.... цв..ток. (           ) Ра..дался всплеск и тело тюленя и..чезло в в..де. (            )

Задание 10

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

В..сёлый мотив, хру…кое здоров…е, ж…лой дом, модный галсту…, извес…ный певец, ме…кий стр...лок, поз…няя осень, вкус…ная ватру…ка, гла…кая поверхнос…ть, кно…ка звонка, дер…кий ответ, убедит…льная про…ьба, древес…ная стру…ка, джинсов… ю…ка, ш…рстяные варе…ки, искус…ная ре…ьба по дереву, ше…ский концерт, старый дру…, зале… на б…рёзу, ре…кий минерал, весёлая сва…ьба,  ни…кая перекладина.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Проспрягай глагол ТЕРЯТЬ в форме настоящего времени:

я___________________,

ты__________________,

он__________________,

мы__________________,

вы__________________,

они__________________.

Задание 11

1. Подбери к обобщающему слову однородные члены. Запиши, что получилось.  

Образец: Павел, Виктор, Антон - это мужские имена.

_____________, _____________, _____________ - это профессии.

_____________, _____________, _____________ - это грибы.

_____________, _____________, _____________ - это герои книг Астрид Линдгрен.

_____________, _____________, _____________ - это знаменитые детские писатели.

Города России: _____________, _____________, _____________ .

Школьные предметы: _____________, _____________,____________ .

2. Выполни фонетический разбор слова МАЯК:

_________________________
_________________________

_________________________

_________________________

Букв:___ , звуков: ___ .

Задание 12

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выдели орфограмму "Буквы Е-И в корнях с чередованием".

Смелый ум…рает один раз а трус каждый день. Кто детям потакает сам слезу ут…рает. Всё в природе зам…рло и погрузилось в сон. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и зап…рла в стол. Звук колокольчика начал зам…рать. Соб…рать жёлуди следует зелёными. Наступает зима и жизнь в лесу зам…рает. Внутри птица выст…лает гнездо мягкими предметами шерстью, волосами, пухом. Горничная аккуратно заст…лила постель.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Над всеми глаголами в первом задании укажи их вид (сов. в., несов. в.)

Задание 13

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Надёжные границ…, юные живописц…, маленькие станц…и, администрац…я гостиниц…, сестриц…н подарок, огромные ц…ферблаты, идти на ц…почках, пушистые ц…плята, исписанные страниц…, заболеть ц…нгой, ц…ганский хор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В задании 1 найди пару антонимов и запиши их:

__________________________________________________

3. Запиши в транскрипции слова:

 ДЕТИ [                 ], ЁЛКА [                 ].

nsportal.ru

Корни с чередованием (тренировочные упражнения)

Чередования гласных в корне

Тексты для  тренировочных упражнений.

  1. Выборочный диктант (выписать слова с чередованием в корнях, обозначить орфограмму).

      Утро. Еще совсем темно. Я вижу сладкий сон. Как будто мы с мамой и папой идем по прекрасной долине и расположились на отдых. Красота вокруг такая, что я от восторга слагаю стихи. Вдруг легкое прикосновение нарушает чудесный сон. Мама будит меня со словами: «Вставай, ведь ты вчера не сложил вещи в портфель. Я  и не предполагала, что ты такой забывчивый». Я встаю в ужасном расположении духа. Еще бы, ведь вчера не успел выучить  параграф про имя прилагательное, а только сделал примеры на сложение.

  1. Хомяки – очень чистоплотные зверьки. Спальня и кладовая у них всегда располагаются в одном и том же месте, а туалет в другом. Едят они растительную пищу: зерна, овощи, фрукты. Иногда пьют и молоко. Гнездышко они делают так: сгребают опилки, сено, бумагу в одну кучку, в середине которой раскапывают ямку.
  1. Мы решили завести хомяка. Прежде всего надо было приготовить питомцу жилище. Мы постелили на дно клетки бумагу, насыпали опилок, а в кормушку зерен.

          Оказавшись в новом месте, хомячок не прикоснулся к еде. Сперва он осмотрелся, обошел и обнюхал клетку. Потом остановился, замер и начал умываться, потирая лапками мордочку. Только после этого зверек приблизился к корму и стал набирать его за щеки. Он набил преогромные мешки. Вид у него был презабавный. Весь корм зверек высыпал в уголок. А потом стал располагаться на ночлег. Он мелко нарвал бумагу. Сгреб опилки и сделал холмик. Раскопав серединку, хомяк улегся туда и уснул.

           Наш питомец оказался самочкой. Мы назвали ее Хомита.

  1. Задание: списать текст, обозначив орфограмму в корнях с чередованием гласных А-О  и  Е-И.

Что я делаю вечером

      Вечером я соберу все тетради и учебники в портфель. Теперь можно расположиться у телевизора и наслаждаться блестящей игрой актеров. Внимание! Начинается фильм.

     Загорелый юноша продирается сквозь заросли тропических растений. Он быстро и ловко, как обезьяна, забирается на дерево и замирает там, как дикий зверь. Это Маугли – сын джунглей, выращенный волками.

     Он смел и силен. Маугли отважно дерется с любым противником. Сжимая в руке блистающий кинжал, Маугли вызывает на бой самого тигра  Шерхана.

     Фильм закончился, пора спать. Быстро умываюсь. Даже не вытеревшись досуха, ложусь в постель, которую заботливо расстелила мама. Едва коснувшись подушки, засыпаю.

Вариант того же текста для осложненного списывания.

       Вечером я соб…ру все тетради и учебники в портфель. Теперь можно распол…житься у телевизора и насл…ждаться бл…стящей игрой актеров. Вн…мание! Нач…нается фильм.

     Заг…релый юноша прод…рается сквозь зар…сли тр…пических р…стений. Он быстро и ловко, как обезьяна, заб…рается на дерево и зам…рает там, как дикий зверь. Это Маугли – сын джунглей, выр…щенный волками.

     Он смел и силен. Маугли отважно дерется с любым противником. Сж…мая в руке бл…стающий кинжал, Маугли вызывает на бой самого тигра  Шерхана.

     Фильм закончился, пора спать. Быстро умываюсь. Даже не выт…ревшись досуха, ложусь в постель, которую заботливо расст…лила мама. Едва к…снувшись подушки, засыпаю.

nsportal.ru

Сборник упражнений по русскому языку.

Сборник упражнений по русскому языку

Для дополнительных занятий с детьми-иммигрантами и детьми, не владеющими русским языком с детства

Е.Н. Стефанюк,  Ю.Ю. Маттинен


Сборник создан при содействии

кафедры межкультурной коммуникации РГПУ им. А.И. Герцена.

Заведующая кафедрой, д. фил. н., профессор

Ирина Павловна Лысакова

Сборник упражнений по русскому языку. Для дополнительных занятий с детьми-иммигрантами и детьми, не владеющими русским языком с детства. / Сост. Стефанюк Е.Н., Маттинен Ю.Ю. – СПб: ГОУ школа № 462, 2009. – 145 с.

В настоящий сборник упражнения по различным аспектам русского языка: фонетике, орфоэпии, лексике, грамматике, речевому поведению. «Сборник…» соответствует государственной программе; предусматривает усиление практической направленности обучения русскому языку. При отборе грамматического материала, определении последовательности, характера заданий учитывались трудности, общие для носителей разных языков.

Рекомендуется при проведении дополнительных занятий с детьми-иммигрантами 5-9 классов.

Печатается по решению Педагогического совета школы.

© Стефанюк Е.Н., Маттинен Ю.Ю., 2009.

© Петроченко А.В., компьютерный набор, вёрстка, 2009.


Оглавление

Предисловие……………………………………………………………………

§1. Родной и русский языки в нашей жизни………………………………….

§2. Язык и речь…………………………………………………………………

§3. Речевой этикет……………………………………………………………..

§4. Речевой этикет в разных стилях речи…………………………………….

§5. Интонация. Логическое ударение. Жесты. Мимика…………………….

§6. Русское ударение…………………………………………………………..

§7. Слово. Лексическое значение……………………………………………..

§8. Словари…………………………………………………………………….

§9. Богатство русского языка………………………………………………….

§10. Фразеологизмы…………………………………………………………...

§11. Звуки и буквы. Алфавит…………………………………………………

§12. Твёрдые и мягкие согласные…………………………………………….

§13.Согласные звонкие и глухие……………………………………………..

§14. Произношение и правописание шипящих согласных………………….

§15. Непроизносимые и удвоенные согласные……………………………...

§16. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я……………………………………………

§17. Разделительные Ъ и Ь……………………………………………………

§18. Строение слова и словообразование. Орфография…………………….

§19. Однокоренные и родственные слова……………………………………

§20. Орфограммы в приставках……………………………………………….

§21. Буквы Ы и И после приставок…………………………………………...

§22. Правописание безударных гласных……………………………………..

§23. О - Ё после шипящих……………………………………………………..

§24. Буквы И - Ы после Ц……………………………………………………..

§25. Орфограммы в окончаниях имён существительных……………………

§26. Род имён существительных……………………………………………..

§27. Имя прилагательное………………………………………………………

§28. Правописание окончаний имён прилагательных………………………

§29. Образование имён прилагательных……………………………………..

§30. Глагол……………………………………………………………………..

§31. Местоимение………………………………………………………………

§32. Числительные…………………………………………………………….

§33. НЕ слитно-раздельно с разными частями речи………………………...

§34. Гласные Е - И в частицах НЕ и НИ……………………………………...

§35. Написание слов через дефис……………………………………………..

§36. Правописание омонимичных частей речи………………………………

§37. Сочетание разных типов речи в одном тексте………………………….

Тест по орфографии……………………………………………………………

Тест по фонетике……………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………………

nsportal.ru

Тренировочные упражнения по теме "Будущее время" английский язык 5 класс

Future Simple.

  1. Напиши, что произойдет.

They usually go to the park.

They will go to the park tomorrow.

  1. I usually play in the garden.

……………………  in the garden tomorrow.

  1. We usually get up at 7.

…………………….  at 7 tomorrow.

  1. He usually visits his grandmother on Sunday.

……………………  his grandmother tomorrow.

  1. My mother usually watches TV in the evening.

………………………  TV tomorrow.

  1.  Напиши, что произойдет.

     buy                 do                  make              play             ride              swim

He will buy a computer.

  1. Mary ……..in the river.
  2. My sister …….. her homework.
  3. We ……a snowman.
  4. Ted …….a horse.
  5. My friend and I ……volleyball.
  1. Cкажи, что это не так.
  1. I will write a letter.

           …………….  a letter.

  1. We will see the film next week.

…………………  the film next week.

  1. Ann will have breakfast at home.

      ………………..  breakfast at home.

  1. Children will skate in an hour.

      ……………….. in an hour.

  1. Задай общие вопросы и дай краткие ответы.
  1. ………………. a computer?

 -Yes, ……….. . (They will buy a computer).

2. …………. TV?

- No, ……. ( She will watch TV).

3. ……… their friends?

- Yes, …… (They will visit their friends).

4. ……. to school tomorrow?

- No, ……. (They will go to school tomorrow).

  1. Задай общие и специальные вопросы.
  1. He will come tomorrow.
  2. He will work next week.
  3. They will ski next Sunday.
  4. He will take a ball.

nsportal.ru

Смотрите также