Развивающие упражнения

Главная » Упражнения » Развивающие упражнения

Коррекционные и развивающие упражнения на мышление

1. Упражнение на развитие мыслительной операции: "Сравнение предметов"

 Для сравнения предложите ребёнку следующие пары слов:

1.  МУХА И БАБОЧКА

2.  ДОМ И ИЗБУШКА

3.  СТОЛ И СТУЛЬЯ

4.  КНИГА И ТЕТРАДЬ

5.  ВОДА И МОЛОКО

6.  ТОПОР И МОЛОТОК

7.  ПИАНИНО И СКРИПКА

8.  ШАЛОСТЬ И ДРАКА

9.  ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ

10.  ГОРОД И ДЕРЕВНЯ

  Ребёнок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребёнку предлагается их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

 Проанализируйте ответы ребёнка. Сколько пар слов он удачно сравнил? Что для ребёнка легче: искать сходства или различия?

 Обычно дети затрудняются в нахождении сходства.

 Ребёнок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

2. Упражнение на развитие скорости мышления: "Оканчивание слов"

 Предложите ребёнку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать! По...", - так вы начинаете игру.

 Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо.

 Если ребёнок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет. Например, по-лёт, по-кой, по-лестнице и т. д.

 Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности. 

3. Упражнение: "Соотношение понятий"

 Изготовьте картинки, на которых было бы четыре стадии развития ветки - от голой зимой до усыпанной ягодами осенью.

 Разложите перед ребёнком эти картинки в произвольном порядке и попросите его определить порядок размещения картинок по смыслу.

 Если для ребёнка это задание является трудным, начните с более лёгкого: пять кружков, увеличивающихся на каждой картинке по размеру.

 Или ещё вариант: пять квадратиков, которые следует разместить в обратном порядке - от самого большого до самого маленького.

 По аналогии придумайте ещё упражнения, которые развивают у ребёнка умение соотносить понятия, образовывать аналогии.

4. Упражнение на развитие наглядно-действенного мышления

 Используется кубик Рубика. Предполагается, что ребёнок с ним знаком.

 Ребёнку предлагают разные по степени сложности задания, которые необходимо выполнить в короткое время.

 Задание 1. На любой грани кубика собрать столбец или строку из трёх квадратов одного цвета.

 Задание 2. На любой из граней кубика собрать 2 столбца или 2 строки из квадратов одного цвета.

 Задание 3. Собрать полностью одну грань кубика из квадратов одного  цвета, т. е. полный одноцветный квадрат, включающий в себя 9 малых квадратиков.

 Задание 4. Собрать полностью одну грань определённого цвета и к ней ещё одну строку или один столбец из трёх малых квадратиков на другой грани кубика.

 Задание 5. Собрать полностью одну грань кубика и в дополнение к ней ещё два столбца или две строки того же цвета на какой-либо другой грани кубика.

 Задание 6. Собрать полностью две грани кубика одного цвета.

 Задание 7. Собрать полностью две грани кубика одного цвета и, кроме того, один столбец или одну строку того же цвета на третей грани кубика.

 Задание 8. Собрать полностью две грани кубика и к ним ещё две строки или два столбца такого же цвета на третьей грани кубика.

 Задание 9. Собрать полностью все три грани кубика одного цвета.

 Если ребёнок справляется со всеми заданиями, то его наглядно-действенное мышление считается высоко развитым.

5. Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков

  5.1. "Найди лишнее слово"

 Читаете ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

 Предложите ребёнку определить слово, которое является "лишним".

1.  СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ

2.  ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ

3.  ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША

4.  МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ

5.  ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА

6.  ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА

7.  ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА

8.  МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ

9.  БЕРЁЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА

10.  КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН 

5.2 "Найди лишнюю картинку"

 Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвёртая - лишняя.

 Разложите перед ребёнком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать. Спросите: "Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?"

 Отметьте, выделяет ли ребёнок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.

 Если вы видите, что ребёнку трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное, заинтересовать ребёнка игровой формой задания.

6. Упражнение на развитие гибкости ума

Предложите ребёнку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1.  Назови слова, обозначающие деревья (берёза, сосна, ель, кедр, рябина...).

2.  Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей...).

3.  Назови слова, обозначающие зверей.

4.  Назови слова, обозначающие домашних животных.

5.  Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

6.  Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

7.  Назови слова, обозначающие водный транспорт.

8.  Назови слова, относящиеся к искусству.

9.  Назови слова, обозначающие овощи.

10.  Назови слова, обозначающие фрукты. 

7. Упражнения на развитие словесно-логического мышления

 7.1 "Определи понятие"

 Ребёнку предлагаются следующие наборы слов:

1.  Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

2.  Самолёт, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

3.  Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4.  Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

5.  Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый. 

 Попросите ребёнка представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов. Далее вы говорите: "Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово "велосипед". Как бы ты объяснил это?"

 Перед тем, как ребёнок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: "Знаешь ли ты это слово?", или: "Понимаешь ли ты смысл этого слова?"

 Помогайте ребёнку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому. 

7.2 "Найди похожее сдово"

 Используется тот же набор слов.

 Прочитайте ребёнку первое слово из первого ряда - "велосипед", и попросите из следующих рядов выбрать слово, подходящее к нему по смыслу (составляющее с данным словом единую группу, определяемую одним понятием). Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребёнку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 секунду. Во время прослушивания ряда ребёнок указывает то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к услышанному. Например, если он ранее услышал слово "велосипед", то из второго ряда выбирает слово "самолёт", составляющее с первым понятие "виды транспорта" или "средства передвижения". Далее последовательно из следующих наборов он выбирает слова "автомобиль", "автобус" и "мотоцикл".

 Если ребёнок не смог отыскать нужное слово с первого раза, то прочтите ему этот ряд ещё раз, но в несколько более быстром темпе. Если же ребёнок делает неправильные выборы, объясните ему ещё раз задание и приведите более простые примеры.

 Как только для поиска нужных слов ребёнку прочитаны все четыре ряда, переходите ко второму слову первого ряда и повторяйте эту процедуру до тех пор, пока ребёнок не предпримет попытки отыскать все слова из последующих рядов, подходящих ко всем словам из первого ряда.

 Для дальнейшего совершенствования словесно-логического мышления у ребёнка придумайте аналогичные ряды слов.

nsportal.ru

Полезные упражнения для детей: игровые и общеразвивающие

общеразвивающие упражнения для детей

Одним из самых важных факторов, влияющих на развитие ребенка, является его вовлеченность в спорт и подвижные игры. Общеразвивающие упражнения как нельзя лучше подходят для всестороннего развития ребенка, так как их влияние распространяется на все системы организма. Перечислим их основные плюсы:

  1. Участвуют в становлении осанки, а также в развитии опорно-двигательного аппарата.
  2. Улучшают сердечно-сосудистую систему, укрепляют сердце и сосуды,
    нормализуют процессы дыхания, способствуют развитию легких
    расслабляют нервную систему, повышают общий тонус организма и укрепляют мышцы.

Лучшие упражнения

Классификация общеразвивающих упражнений: в ней три элемента, обычно их разделяют по анатомическому признаку:

  1. Тренировка для рук и плечевого пояса.
  2. Тренировка для шейного отдела и туловища.
  3. Тренировка для ног и стоп.

Каждое из них имеет определенный спектр действия на выборочные системы организма. В частности, упражнения для шейного отдела и туловища помогут укрепить сердечно-сосудистую или пищеварительную системы.

упражнения для детей

Однако есть и другие способы классификаций. Как пример, есть разные системы упражнений (евроамериканская, европейская, ритмопластическая, восточная, и другие). Также их разделяют по воздействию на внутренние системы организма и по признаку выполняемых занятий: с предметами, без предметов, на спортивных снарядах, и со снарядами. Реже их классифицируют по количеству человек в группе, а также положений тела, из которых начинает выполняться упражнение. В лечебной физкультуре их называют немного иначе, изначально они делятся на пассивные и активные упражнения. Активные, в свою очередь, бывают:

  • с сопротивлением,
  • с напряжением,
  • с возрастающим усилием,
  • дыхательные.

Развивающие упражнения

Комплекс общеразвивающих упражнений в физкультуре составляют, ориентируюсь на индивидуальные особенности конкретного человека. Естественно, есть упражнения для всех, которые ребенок должен выполнять при достижении определенного возраста, но при дошкольном воспитании лучше составлять их индивидуально. Наиболее типичные общеразвивающие упражнения – утренняя разминка, общая гимнастика, разминка перед занятиями на физкультуре.

Проводящиеся занятия во многом зависят от того, для чего и с кем эти упражнения будет выполнять педагог. Следует учесть, что практически любое занятие имеет всесторонний характер и должно применяться для тех целей, которые надо решать с поддержкой данной тренировки.

Комплекс общеразвивающих упражнений

Для примера, приседания в утренней разминке разогревают мышцы, разгоняют сердечно-сосудистую систему, и тогда происходит стимуляция дыхательной системы. А вот приседания с полезной нагрузкой используются в медицине, чтобы восстановить поврежденные суставы или мышцы после серьезных травм и заболеваний. Для того чтобы наиболее верно определить подходящее упражнение, нужно знать о разных формах его воздействия на организм. Основные параметры в этом вопросе – это сила человека, его выносливость и гибкость тела.

  1. Сила. Чтобы развить силу человека, используя общеразвивающие упражнения, нужно многократно поднимать доступные тяжести на одном месте или поднимать вес собственного тела (подтягивание, вставание из приседа). Такие упражнения улучшают силовую выносливость, а также мышечную массу человека. Подъем максимального для данного человека веса эффективно разовьет силу мышц, а также увеличит их в размерах. Выполнение же заданий на максимальной скорости увеличит скоростно-силовые способности мышц.
  2. Выносливость человека. Используя общеразвивающие упражнения, вы развиваете выносливость как определенной группы мышц (ног, рук), так и общую силу всего тела. В такую программу входят прыжки, челночный бег и бег на одном месте.
  3. Гибкость. В природе существует активная и пассивная гибкость. Первая большей частью связана с суставами за счет активного преодоления предела изменения мышцами, поэтому в ней часто используют движения с увеличенной амплитудой. В пассивной же суставы растягиваются под действием собственного веса, веса какого-либо предмета или человека.

Упражнения, связанные с расслаблением, также играют немаловажную роль. К примеру, когда после усиленных физических нагрузок наступает расслабление и человек сидит или стоит на одном месте, это дает поразительный эффект для всего тела.

Развивающие упражнения для детей

Характер проведения общеразвивающих упражнений

Большинство занятий проводятся с использованием различных предметов. Надувные и набивные мячи, гантели, гири, штанги и множество других спортивных снарядов. Они используются для различных целей: и в качестве полезной нагрузки, и для повышения интереса к занятиям (детям интересней заниматься с необычными и новыми предметами) или для восстановления точности движений.

Для этих занятий желательно обзавестись партнером, чтобы выполнять весь богатый спектр общеразвивающих упражнений,  это также благотворно повлияет на настроение визави во время тренировки. Кроме того, партнер необходим для оказания первой помощи на месте при внезапных травмах на тренировочной площадке.

Регуляция физической нагрузки

Основная регуляция осуществляется за счет изменений:

  • Количества упражнений. В зависимости от возраста и необходимой нагрузки их число будет существенно варьироваться.
  • Само содержание заданий. Движения на месте отдельно рукой или ногой оказывают меньшее влияния не организм.
  • Отдых между выполнением упражнений. Естественно, при уменьшении количества времени, выделенного на отдых, нагрузка на организм будет существенно увеличиваться.
  • Темп выполняемых упражнений. При высоком темпе выполнения человек быстрее устает и тратит больше сил.
  • Выполнение заданий из разных исходных позиций. Например, из лежачего положения будет существенно легче выполнять задания, чем из положения стоя.

Дыхание тоже сильно связанно с выполнением общеразвивающих упражнений. Оно регулируется автоматически нашей вегетативной нервной системой, однако здоровому человеку не составит труда управлять им правильно во время занятий. Вдохи и выдохи нужно делать в темп выполняемым упражнениям.

Не менее важно настроение, с которым требуется приступать к занятиям. У людей с плохим настроением (настроенным заранее пессимистично) результаты будут гораздо хуже, чем у оптимистов.

Итак, что же нам дают общеразвивающие физические упражнения? С помощью них тело как ребенка, так и уже взрослого человека оздоравливается, внутренние органы и системы начинают лучше работать, поэтому их полезное участие в развитии детей – неоценимо. Также родителям полезно знать о физических нормах, соответствующих определенному возрасту ребенка. Необходимый минимум этих норм врачи крайне рекомендуют выполнять в детстве, чтобы Ваш ребенок вырос сильным, крепким и здоровым человеком.

legkopolezno.ru

Смотрите также