При составлении комплексов общеразвивающих упражнений

Главная » Упражнения » При составлении комплексов общеразвивающих упражнений

Методика составления комплекса общеразвивающих упражнений.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА: МЕТОДИКА  СОСТАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

                                                                                                     Шакирова Д.Г.

                                  инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад

                                                                   общеразвивающего вида № 20» г. Усинска, Республики Коми

Аннотация: Представленная методическая разработка  может быть использована инструкторами по физической культуре и учителями по физической культуре  общеобразовательных школ.

Введение.

              Общеразвивающие упражнения (далее ОРУ) занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма.

             ОРУ используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.

             ОРУ – специально разработанные движения для шеи, плеч, рук,  туловища, ног и других частей  тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

             ОРУ развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку.

             ОРУ имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Например, для формирования правильной осанки подбираются  упражнения, которые больше всего укрепляют крупные группы  плечевого пояса и спины, улучшают дыхание (укрепляются, диафрагма, межрёберные  мышцы и т.д.).

             В результате систематического повторения ОРУ создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых, как в жизненной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков.

             Большую роль играют ОРУ в формировании осанки: благодаря  им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы. Это важно для физического развития детей, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование изгибов позвоночника, окончательно завершающиеся в 11-13 лет. Значительную нагрузку получают и мышцы брюшного пресса (в особенности из исходного положения лёжа). Их укрепление положительно сказывается на процессах дыхания и пищеварения.

             Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата ОРУ являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят  упражнения, укрепляющие диафрагму – основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Ритмичность, аналитический характер движений позволяют формировать навыки рационального дыхания, заключающиеся в умении регулировать силу и длительность вдоха и выдоха, сочетать ритм и частоту дыхания со структурой движения.

             Чёткий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в ОРУ способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объём сердца, улучшают ритмичность сокращений.             Общеразвивающие упражнения оказывают большое влияние на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное овладение движениями имеют значение и для умственного развития детей.

             Таким образом, систематические применения ОРУ оказывают всестороннее оздоровительно-развивающее воздействие на организм  и способствует:

- формированию базовой координации движений;

- развитию физических качеств (сила, гибкость, скорость, координация, выносливость);

- развитию у детей организованности, дисциплины, повышению внимания.

Классификация  общеразвивающих упражнений.

             Для удобства ориентировки в  многообразии ОРУ приведем несколько их классификаций, имеющих практическое значение.

1. Классификация ОРУ по анатомическому признаку. В зависимости от того, какие мышечные группы обеспечивают движения, ОРУ делятся на: упражнения для рук и плечевого пояса; упражнения для ног и тазового пояса; упражнения для туловища и шеи; упражнения для всего тела. Классификация предусматривает и дальнейшее дробление с выделением упражнений для конкретных мышечных групп и даже отдельных мышц.

2. Классификация по признаку преимущественного воздействия. В зависимости от направленности воздействия ОРУ делятся на: упражнения на силу, упражнения на растягивание и упражнения на расслабление. Сочетания упражнений этих трех типов являются содержанием и всех других упражнений, которые, однако, принято выделять, учитывая их методическую значимость. Это упражнения на осанку, упражнения на координацию и дыхательные упражнения.

3. Классификация по признаку использования предметов и снарядов. ОРУ могут выполняться без предметов; с предметами (погремушки, флажки, палка, скакалка, обруч, гантели, набивной мяч и т.д.); на снарядах и со снарядами (гимнастическая стенка, скамейка, стул и др.), на тренажерах и с тренажерами.

4. Классификация по признаку организации группы. ОРУ можно разделить на одиночные упражнения; упражнения вдвоем; упражнения втроем; упражнения в кругу в сцеплении; упражнения в сомкнутых колоннах и шеренгах; упражнения в движении.

5. Классификация по исходным положениям. В зависимости от исходных положений, из которых выполняется ОРУ, их можно разделить на: упражнения, выполняемые из стоек; из седов; из приседов; из положений лежа; из упоров; из висов и т.п. При выполнении упражнений в положении лежа, упражнения описываются по отношению к основной стойке.

             Для точного обозначения конкретного упражнения могут быть использованы все данные классификации, например: упражнение вдвоем на силу мышц живота с набивным мячом из исходного положения лежа на спине.

             Упражнения, указанных классификаций,  могут быть направлены:

-  на развитие отдельных двигательных качеств и способностей -  силы, гибкости, ловкости, быстроты, равновесия, ритмичности, пластичности, грациозности и  др.;

- на развитие свойств  психики – внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени и др.;

- на повышение функционального уровня систем организма – упражнения для тренировки дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов.

Составление комплекса ОРУ.

         Составляя комплекс общеразвивающих упражнений, необходимо учитывать следующие факторы:

- возраст и пол занимающихся;

- имеющиеся отклонения в состоянии здоровья;

- уровень подготовленности занимающихся;

- тип занятия, его направленность;

- определиться в выборе упражнений: подобрать наиболее эффективные, решающие поставленные задачи, рационально распределить упражнения в комплексе.

             Таким образом, комплекс  общеразвивающих упражнений должен соответствовать назначению комплекса -  для утренней гимнастики, для проведения физкультминутки, для подготовительной или  основной части занятия и т.д. А так же составляться с учетом, поставленных задач. Так, например, в подготовительной части занятия в первую очередь должны решаться задачи общеукрепляющего воздействия, охватывающего все основные мышечные группы, задачи разминки и подготовки организма к основной части занятия.     В  основной части, общеразвивающие упражнения могут быть направлены на решение задач развития физических качеств (силы, гибкости, выносливости, координации). Необходимо учитывать и возраст занимающихся, а так же место проведения и погодные условия (спортивный зал или открытая спортивная площадка, солнечный день или прохладная погода), уровень физической и технической подготовленности занимающихся.

             Соблюдать принцип «постепенности» - от простого к сложному и от легкого к трудному (разученное ранее упражнение должно облегчать выполнение нового).

             Очень часто встречаются неграмотно составленные комплексы ОРУ, где нет последовательности чередования движений, например, в  комплексе первым  упражнением идут наклоны туловища, вторым  упражнением – приседы, третьим упражнением – махи ногами, четвертым упражнением – поднимание и опускание рук. То есть,  при составлении  комплекса ОРУ необходимо учитывать последовательность упражнений. Наибольшее распространение в практике физического воспитания в определении последовательности упражнений в комплексе ОРУ получил принцип «сверху вниз». Принцип «сверху-вниз» достаточно прост в понятии, то есть при составлении комплекса ОРУ необходимо придерживаться следующей очередности:

-  упражнения для  мышц шеи (наклоны, повороты, круговые движения головы);

- упражнения для  плеч и рук (подъёмы, отведения, круговые движения);

- повороты, наклоны, круговые движения туловища;

- махи, выпады  ногами;

- полуприседы, приседы;

- упражнения в стойках и упорах на коленях;

- упражнения, выполняемые в положении сидя;

- упражнения, выполняемые в положении лежа;

Это и есть принцип «сверху-вниз».

             Комплекс завершается упражнениями преимущественно направленными на улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы. Обычно это различные варианты прыжков или  бега на месте с согласованными движениями рук и ног с обязательным переходом на ходьбу  с восстановлением дыхания.

            В зависимости от возраста комплекс ОРУ состоит из 6-12 упражнений для различных мышечных групп и систем организма, каждое из которых составляется и выполняется  четное количество раз на  4, 8, 16… счетов.

Основы терминологии общеразвивающих упражнений.

             Для того, чтобы назвать упражнение, требуется знание терминов, обозначающих каждое положение, входящее в состав упражнения. Общепринятыми терминами основных положений, используемых в ОРУ, являются:

             Стойки: основная стойка, стойка ноги врозь, стойка ноги врозь широкая, стойка ноги врозь узкая, стойка ноги врозь правой (левой), скрестная стойка правой (левой), стойка на коленях, стойка на правой левая согнута вперед, стойка на правой левая вперед (в сторону)  на носок, стойка на правой левая в сторону.

             Упоры: упор присев, упор сидя, упор лежа, упор лежа сзади, упор лежа правым (левым) боком, упор лежа на предплечьях, упор стоя на коленях.

            Приседы: присед руки на пояс, полуприсед руки назад; присед на правой левая вперед, руки вперед.

            Седы: сед руки на пояс; сед углом, руки в стороны; сед с захватом; сед на пятках, руки на пояс; сед ноги врозь с наклоном, руки вверх.

            Выпады: выпад левой (правой), руки на пояс; выпад влево (вправо), руки в стороны; выпад правой (левой)  назад, руки вперед; скрестный выпад правой (левой) руки в стороны.

            Наклоны: наклон вперед, руки  вперед; наклон вниз, руки вниз; наклон влево (вправо) руки на пояс.

После обозначения положения основным термином к нему добавляются термины дополнительные, для уточнения положений частей тела,  например: стойка на левой, правая согнута назад, руки за голову.

Положения рук: руки вниз, руки вперед, руки в стороны, руки назад, руки на пояс, руки на голову, руки за голову, руки за спину, руки перед грудью, руки к плечам, руки вверх- в стороны, руки в стороны –книзу, руки вперед-кверху, руки вперед-книзу.

             Применение специальных терминов облегчает процесс записи упражнений, устанавливает правила сокращений и формы записи упражнений.

             Термины должны быть краткими, точными и доступными.

И.п. – исходное положение;

О.с. – основная стойка.

        В соответствии с правилами сокращения гимнастической терминологии принято опускать некоторые слова:

«нога» — практически во всех случаях;

«вперед» — при выполнении шагов и выпадов;

«туловище» — при наклонах;

 «поднять» — при выполнении движений руками или ногами;

«ладонь внутрь» — в положении рук вперед, назад, вверх или вниз;

«ладони книзу» — в положении рук в стороны, влево или вправо;

«вернуться» — при возвращении в и. п

             Например, вместо полного описания «выпад правой ногой вперед, руки в стороны ладонями книзу» записывается — «выпад правой вперед, руки в стороны». Вместо «наклон туловища влево, поднять руки вверх ладонями внутрь» — «наклон влево, руки вверх» и т. д. Не указывается также обычный, наиболее распространенный способ хвата сверху (при упражнениях с предметами – обруч, гимнастическая палка и т.д.).

Также существуют термины неприменяемые при названии  и записи упражнений – это:

1. Вращение.

2. Рывки руками.

             Рассмотрим первое, так как мы не земной шар и у нас нет собственной оси, поэтому вращать ни головой, ни тазом, ни туловищем  мы не можем. Мы можем совершать только круговые движения руками вперед (назад), головой, туловищем и тазом  вправо и влево.

Второе – термин рывок имеет место существовать, например – рывок на старте или на финише. Так как ОРУ  - это комплекс  движений направленных на развитие  физических качеств, а также решающий задачи общеукрепляющего воздействия, задачи разминки и подготовки организма к основной части занятия и выполняются с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе, то более профессионально и грамотно применить термин отведение рук.

Например:

И.п. - стойка ноги врозь, руки согнуты перед грудью, локти в стороны

1-2 – отведение согнутых рук в стороны.

3-4 - отведение прямых рук в стороны.

И.п. – стойка ноги врозь, левая рука вверх, правая вниз,

1-2 – отведение прямых рук назад

3-4 – тоже со сменой рук – левая рука вниз, правая вверх.

Правила записи общеразвивающих упражнений.

Существует три формы записи ОРУ:

1) обобщенная запись;

2) конкретная терминологическая запись;

3) графическая запись.

Обобщенная запись упражнений предусматривает запись только названий, возможных направлений выполнения, исходных и конечных положений, без конкретизации движений по счетам. Например: “наклоны вперед и назад”, “круговые движения руками”, “сгибания-разгибания рук в упоре лежа”. Такая запись используется при составлении всевозможных учебных пособий, программ, рабочих планов.

Конкретная терминологическая запись применяется при непосредственной подготовке к занятию и составлении конспекта. Она предусматривает точную запись движений по счетам. При записи отдельного движения необходимо указывать:

а) исходное положение, из которого начинается движение;

б) название движения (наклон, присед, поворот, выпад и др.);

в) направление движения (вправо, назад, влево и т. п.);

г) конечное положение (как правило,  в общеразвивающих упражнениях,  им является исходное положение, так как упражнение выполняется несколько раз).

             При конкретной терминологической записи, комплекс общеразвивающих упражнений, как правило,  оформляется следующим образом, где  в графе «№ п/п» указывается порядковый номер упражнения; в графе «содержание упражнения» описывается название упражнения, исходное положение, и описывается само движение под счет;  «дозировка» – следующая графа – подразумевает количество движений (раз) или время выполнения упражнения (в секундах, минутах); в последней графе «методические указания» даются рекомендации по технике выполнения упражнения, особенностям дыхания, амплитуде, темпу, способу организации группы,  (таб. 1):

№ п/п

Содержание

Дозировка

Методические указания

1.

И.п. – стойка руки на пояс:

1 – наклон головы вниз;

2 – и.п.;

3 – наклон головы назад

6-8 раз

посмотреть на ноги

посмотреть в потолок

2.

И.п. – тоже:

1- левое плево вверх,

2 – и.п.

3 – правое плечо вверх,

4 – и.п.

5 – плечи вверх,

6 – и.п.

7 – плечи вверх,

8 – и.п.

6-8 раз

не сутулиться

3.

И.п.- стойка ноги врозь, руки на пояс:

1 – руки в стороны,

2 – руки вверх,

3 – счет 1,

4 – и.п.

6-8 раз

руки точно в стороны

руки прямые точно вверх

4.

И.п. – тоже:

1 – поворот туловища влево,

2 – и.п.

3 – поворот туловища  вправо,

4 – и.п.

6-8 раз

посмотреть на назад

5.

И.п. – тоже:

1-3 наклон  влево, правая рука вверх,

4- и.п.

5-7 – наклон  вправо, левая рука вверх,

8- и.п.

6 раз

наклон точно в сторону, тянемся за рукой

6.

И.п. – о.с.

1- руки вверх,

2 – наклон  вниз, пальцами рук коснуться пола;

3 – счет 1,

4 – и.п.

6-8 раз

руки прямые

ноги в коленях не сгибать

7.

И.п. – о.с.:

1 – присед на носках, руки вперед,

2 – и.п.

3-4 - тоже

6-8 раз

спина прямая, не сутулиться

8.

И.п. – стойка на левой, правая согнута в колене, руки на пояс:

1-8 прыжки на левой ноге,

9-16 – тоже со сменой положения ног (прыжки на правой, левая согнута в колене).

И.п. – стойка руки на пояс:

прыжки на двух ногах.

Марш на месте с восстановлением дыхания: руки вверх – вдох носом, руки вниз выдох ртом.

16 раз

прыжки на строго на месте

прыгать на носках, с мягким приземлением

Графическая запись используется для наглядности и быстроты, либо как иллюстрация к терминологической, либо взамен ее. Она предусматривает изображение движений каждого счета схемой-рисунком.  

Заключение

Из выше изложенного следует, что при составлении комплекса общеразвивающих упражнений необходимо соблюдать принцип «постепенности» (от простого к сложному), принцип «сверху-вниз», краткость, точность и доступность терминологии.

Список литературы:

  1. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду.- М., 1991
  2. Глазырина Л.Д., Овсянкин  В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста - М.: Владос, 2001
  3. Залетаев И.П., Полиевский С.А. Общеразвивающие упражнения.- М., 2002
  4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М., 1991.- С.49
  5. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения. С.-Петербург, 1989.

nsportal.ru

Методика проведения общеразвивающих упражнений по возрастным группам с детьми дошкольного возраста

Методика  проведения  общеразвивающих  упражнений по возрастным группам с детьми дошкольного возраста

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма. Систематически воздействуя на крупные группы мышц, общеразвивающие упражнения значительно активизируют обменные процессы, создают благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма.

Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, в подвижных играх, во время физкультминуток в сочетании с закаливающими процедурами на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.

В методику проведения упражнений входят: организация детей (построение их для выполнения

упражнений),подготовка, раздача пособий и непосредственно методы и приемы обучения детей движениям.

Младший дошкольный возраст(1-2 мл.гр)

Организация детей для проведения ору имеет существенное воспитательное значение. Дети  учатся быстро реагировать на указания , команды воспитателя , ориентироваться в пространстве ; появляется психологическая настроенность на выполнение заданий.

Воспитателю необходимо удобно расположить каждого ребенка, чтобы  он хорошо видел выполнение движений воспитателем. На все это отводится примерно 15- 30 с , иначе внимание детей рассеивается.

Для  выполнения ору малышам легче всего встать в круг (достаточно во время ходьбы друг за другом повернуться к центру , взяться за руки и соединиться первому и последнему ребенку). Чтобы дети лучше понимали слова « большой круг», нужно заранее сделать круг на полу из длинной веревки. Малыши могут стоять в свободном построении.

Раздача и сбор пособий также должны проводиться очень быстро . В младших группах используются погремушки , флажки , ленточки , платочки , сулнчики , колечки , кубики , мячи средних размеров , стулья.

Воспитатель заранее готовит пособия : кладет их на пол по кругу или на каждый стул. Иногда педагог сам раздает предметы. Мячи можно выкатить из сетки сразу или прокатывать каждому.

Мелкие предметы  не должны быть многоцветными ( достаточно одного или двух цветов ), иначе дети начинают отвлекаться , рассматривать , что есть у товарища. Пособия двух цветов  удобны  и как пространственные ориентиры : они помогают приучить детей к различению правой и левой стороны. Цвет предмета должен быть насыщенным , ярким ( на физкультурных занятиях и утренней гимнастике красные флажки не используются).

Малышей учат пользоваться пособиями : показывают , где лежат предметы, как их брать, держать.  Это проводиться  в начале года , когда пособие вносится впервые . Все указания дают детям по ходу действия с предметами. В дальнейшем достаточно краткого указания, напоминания.

Методы и приемы обучения .В работе с малышами особенно ярко выражено комплексное применение наглядных , словесных и практических методов и приемов обучения . Детям нужен  постоянный образец  для подражания . Словесные методы и приемы в работе с маленькими детьми направлены на то , чтобы усилить действие показа, добиться яркости, убедительности образа, создать у него радостное настроение.

Все упражнения усваиваются малышами только в процессе многократного повторения ; каждое упражнение повторяется целиком, в неизменном виде.

Вначале воспитатель называет упражнение , затем проверяет готовность детей , предлагает им принять нужное исходное положение , при этом часто прибегает  к образным сравнениям: «Расставьте немного ноги, поставьте их так, чтобы получилась ровненькая дорожка».Затем упражнение показывается , одновременно поясняется воспитателем и тут же  выполняется детьми. Предлагаемый образ должен быть хорошо знаком детям. Воспитателю нужно стремиться к максимальной выразительности. Это побуждает детей лучше передать характер движения.

Отличительной особенностью объяснения является то, что оно носит целостный характер : «Присесть, постучать флажками об пол, выпрямиться».При этом не дается пояснений, как держать руки, ноги, спину. Воспитателю надо помнить, что малыш порой не понимает общих указаний , поэтому следует чаще обращаться к каждому ребенку.

Правильно выполнить движения помогают зрительные ориентиры , которыми служат предметы , находящиеся в групповой комнате. Это дается в игровой занимательной форме. «Повернитесь, посмотрите, где мишка сидит. Мишенька  пришел к нам заниматься. А теперь повернитесь ко мне», - говорит воспитатель .Количество ориентиров разного типа должно быть ограничено, так как дети быстро отвлекаются.

По ходу выполнения упражнений воспитатель часто дает указания. Они активизируют детей, важны для развития пространственных ориентировок, подготавливают к осознанному выполнению движений. Не все распоряжения понятны каждому ребенку , иногда надо помочь ему принять правильное положение, при котором малыш легко справиться с заданием.

Указания в процессе упражнений служат также развитию у детей чувства ритма и темпа, помогают одновременно начинать заканчивать упражнения. Подсчет упражнений и музыкальное сопровождение в младших группах не дается.

При проведении каждого упражнения воспитатель пользуется оценкой. Большей частью она индивидуальна и носит положительный характер независимо от того , как ребенок выполнил движение. Подчеркиваются характерные моменты движения, часто в образной форме. Таким образом , оценка способствует закреплению правильных двигательных представлений : « Хорошо, легко подпрыгивает Лена , как мячик !». Иногда оценка дается ребенку еще до выполнения движения: «Сейчас Сережа тоже поднимет руки вверх и посмотрит на них». Воспитатель напоминает ребенку, как нужно правильно выполнить упражнение. Общая и индивидуальная 

1 младшая группа

ОРУ их дети могут выполнять, стоя врассыпную или в кругу. В каждое занятие следует включать 4 – 5 ору, выполняемых из разных исходных положение, а также упражнения для формирования правильной осанки и развития свода стопы. Любое упражнение в зависимости от степени сложности повторяется 4 – 5 раз. При разучивании нового упражнения темп выполнения может быть несколько медленнее обычного, а количество повторений сокращается до 3 – 4 раз.

2 младшая группа

К детям четвертого года жизни  предъявляются более высокие требования с точки зрения качества выполнения ору ( не сгибать колени при наклонах , подниматься на носки и др.). В содержание занятий включают 5 – 6 ору , которые выполняются из разных и.п. и повторяются 4 – 6 раз. Темп выполнения в основном средний. Упражнения для мышц туловища следует проводить в более медленном темпе. При  разучивании новых ору их сначала показывают и объясняют последовательность выполнения, после чего дети вместе с воспитателем приступают к выполнению, которое сопровождается словами :  « Высоко поднимем флажок , помашем им. Опустим руки вниз. Как и ранее , широко используется имитация, зрительные ориентиры, предметы ( султанчики, погремушки, кубики и т.п. ).

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ср.гр.)

Организация детей. С детьми среднего дошкольного возраста продолжается работа по развитию пространственных ориентировок,  быстроты реакции, умения двигаться. Надо вспомнить, что у детей необходимо создавать радостное, бодрое настроение. Разнообразный , иногда неожиданный порядок построения вносит оживление, мобилизует внимание, поэтому следует избегать повторяющихся изо дня в день неизменных форм проведения упражнений.

В средней группе наряду со свободным построением в круг вводится построение в колонну по два, по три, по четыре ( ведущих назначает воспитатель) или дети перестраиваются самостоятельно в звенья, иногда используется свободное построение у заранее расположенных предметов.

Основным является построение в три колонны или три звена.

При свободном построении  пособия подготавливаются заранее. Их раскладывают по- разному: в шахматном порядке,  по пересекающимся линиям или параллельно. По сигналу каждый ребенок занимает место у любого пособия. С введением нового варианта построения целесообразно но одном – двух занятиях подряд поупражнять в этом детей.

Подготовка и раздача пособий.  В средней группе дети помогают воспитателю подготовить пособия, убрать их на место. Заранее их количество и расположение. Для работы с детьми пятого года жизни рекомендуются следующие пособия : флажки, ленты, султанчики, кубики, мячи ( большие, средние, малые, набивные), косичка( короткий шнурок с петлей и пуговкой), мешочки, обручи, палки, кегли, стулья.

Мелкие предметы , так же как и в младшей группе, кладут на стулья ; обручи, палки, мячи располагают по нескольку штук  в разных местах зала ; обручи, палки – на подставках или раскладывают на полу вдоль стены ; мячи – на стеллажах в углублениях или на полу в обручах по нескольку штук в каждом. Такой порядок позволяет быстро и организованно брать и класть предметы на место.

Методы и приемы обучения. В начале учебного года методика обучения ору такая же , как и в мл.гр. . Постепенно процесс  обучения изменяется: появляется установка на более  осознанное и самостоятельное выполнение движений, а в связи с этим меняется характер некоторых методов и приемов.

Перед разучиванием какого -  либо упражнения воспитатель называет его , затем показывает, как правильно выполнять движения. Иногда в качестве поощрения упражнение показывает ребенок. Требования к  показу движений воспитателем усложняются. Если в мл. гр.  в имитационных упражнениях основное внимание уделялось  эмоциональному раскрытию образа, то в ср. гр. у детей начинают формировать аналитическое восприятие техники движений. Поэтому при обучении новому упражнению показ движения должен быть выполнен технически грамотно, в полную силу, выразительно, без остановки, ритмично, с четким исходным положением. Это помогает создать зрительный образ, формирует правильные двигательные представления , воспитывает чувство красоты движений.

Показ упр-я без объяснения воспитатель дает  1 – 2 раза, затем с замедлением отдельных частей упр-я   и соответствующим объяснением. При этом важно обозначать словами направление отдельных частей тела. Например, отводя руку в сторону с мячом, говорить « налево» , « направо». Сочетание движений и слова делает более отчетливыми и осознанными пространственные представления детей. Дети 4 – 5 лет могут правильно выполнить лишь основные элементы упр я, их и нужно объяснять. Детали техники воспитатель показывает, но в объяснении и оценке движений не отмечает. Необходимо проверить у детей точность и.п., напомнить , что упр-е надо начинать и заканчивать одновременно. Упр-е сопровождается краткими командами – указаниями( « Присесть – встать!», « Посмотреть на палку, поднять – опустить!» ит.п.). Во время выдоха в некоторых упр-ях дети могут проговаривать вместе с воспитателем немногосложные слова ( например « вниз»). Это помогает осознанному овладению движением. По окончании упр-я педагог дает краткую положительную оценку: « молодцы , хорошо держали спину, ровно, приседали низко». Такая оценка помогает закрепить требования к технике упр-я и создает положительные эмоции.

Когда детям упр-я знакомы, то осуществляется их углубленное разучивание. При этом  сочетание методов и приемов обучения схематично выглядит следующим образом: упр-е называется, затем следует показ с одновременным пояснением, распоряжение к принятию и.п. и его проверка у детей, команда к началу упр-я, распоряжения по ходу упр-я (« Присесть – встать!») и указания к качеству выполнения (« Присели, колени развести», « руки прямые» и т. п.).

В зависимости от того, как упр-е усвоено детьми, возможны различные варианты методики проведения: поясняются основные части упр-я или те, которые не получаются у большинства  детей ; дается краткое описание движений без показа или только его название.Позже  перед  детьми ставится новая задача : вспомнить порядок , способ выполнения упр-я; предварительно дается  установка – заметить и запомнить последовательность движений. Можно спросить 1 – 2 детей , как выполнить упражнение. Конечно эти приемы сложны , но эффективны для формирования двигательных навыков , поэтому их можно использовать их можно в конце учебного года.

Самостоятельное выполнение упражнений сопровождается вначале словесными указаниями воспитателя. Отдельные слова на усвоение пространственных ориентировок детьми проговариваются, затем это упражнение выполняется под счет воспитателя. В средней группе можно для проведения ору ввести музыкальное сопровождение, что благотворно влияетна качество выполнения движений.

(В занятие следует включать 6 – 7 ору, которые выполняются из разных и. п. и повторяются 4 – 6 раз. ОРУ  для мышц туловища, а также все новые нужно выполнять в более медленном темпе ис меньшей дозировкой ( не более 4 раз ). Необходимо продолжать учить детей занимать правильное и. п. , четко выполнять все промежуточные положения. Пока упражнение не освоено, дается наглядный образец его выполнения. Дети могут выполнять ору с предметами ( шнурами – круглыми и сплетенными в косички , обручами , палками ). Воспитатель особенно внимательно следит за тем , чтобы ребенок не задерживал дыхание : оно не должно быть прерывистым или учащенным. )

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Организация детей.  В начале года старшей группе используются в основном те же построения , что и в средней групп е. Новым является построение в несколько кругов у пособий ( например , у больших обручей ) , построение в шахматном порядке ( после того , как дети встанут в 3 – 4 колонны, второй и четвертой колонне дается команда сделать два шага назад или вперед , затем все поворачиваются направо или налево ). Построение в один круг используется для упражнений с мячами , скакалками.

Усложнение построений заключается не только в их разнообразии , но и в требовании к точности , быстроте выполнения каждого построения. Возрастает роль слова : больше  используются указания , распоряжения, команды ; меньше предметных ориентиров.

Подготовка и раздача пособий. Дети старшего дошкольного возраста большинство пособий заранее подготавливают сами и активно помогают воспитателю в процессе занятий. Используются разнообразные пособия : флажки , ленты ( с палочками и без палочек ), кубики , большие кубы, скакалки, кегли,  мешочки с песком , мячи малые , средние , большие , волейбольные , мячи набивные , веревки , палки короткие и длинные , обручи большие и малые , гимнастическая стенка , гимнастическая скамейка.

Детям чаще дают те пособия , которые требуют коллективного выполнения упражнений : гимнастические скамейки , большие обручи , набивные мячи. Реже используются флажки.

Как и в средней группе , практикуются разнообразные приемы раздачи и сбора пособий , преимущество отдается тем , которые требуют меньше времени. Продолжается работа над воспитанием бережного , аккуратного отношения к пособиям , поощряется самостоятельность и инициатива , оказание помощи товарищам.

Методы и приемы обучения. Основное внимание в обучении старших дошкольников направлено на воспитание осознанного восприятия и выполнение упражнений , на формирование четкости при выполнении наиболее существенных элементов движения.

Многие упражнения , которые проводились в средней группе, повторяются , или из известных элементов составляются новые комбинации.

В тех , случаях , когда упражнение выполняется детьми неуверенно или дается в новой  комбинации , целесообразно показать и объяснить его. Учитывая двигательный опыт детей , можно показ проводить одновременно с объяснением. Отдельные части упражнения, хорошо знакомые детям , не объясняются ,а только называются , более сложные элементы раскрываются подробнее.

Можно  предложить детям вспомнить хорошо знакомые им упражнения и кратко описать порядок их выполнения. Обычно отвечает кто – то один , но в течение года привлекают к ответу всех детей. Это еще больше способствует развитию у дошкольников двигательных представлений , приучает их к анализу движений. Простые , знакомые упражнения дети выполняют самостоятельно по команде , распоряжению.

Время от времени возвращаются к показу хорошо известных упражнений . так как для совершенствования движения необходима точность и четкость выполнения каждого элемента.

Таким образом , по мере освоения движений целесообразно варьировать сочетание наглядных и словесных методов обучения , демонстрировать показ всего упражнения с объяснением; частичный показ с пояснением; описание упражнения без показа; установку на мысленное воспроизведение упражнения и его описание детьми и вновь показ всего упражнения с пояснением отдельных сторон.

Показ упражнений , повторение их детьми в четком темпе и ритме. Поэтому проговаривание воспитателем и детьми слов , помогающих осмыслить пространственные ориентировки , дается лишь на первом этапе обучения. В дальнейшем упражнения выполняются в сопровождении музыки и подсчета. Нужно напомнить детям , что начинать и заканчивать упражнение они должны все одновременно ( за исключением тех упражнений , которые выполняются в произвольном темпе ). Используются команды ( « приготовиться, начинай»  и др. ) .

Во время повторения упражнений воспитатель, так же как и в средней группе, проходит между рядами детей , делая краткие индивидуальные указания ,помогает отдельным детям.  

Оценка выполнения детьми движений должна быть краткой, конкретной, с указанием некоторых ошибок ( « Шире разведи колени ! Молодец , теперь спина прямая» ) , с оценкой по ходу выполнения каждого упражнения или сразу по окончании. Так же как и в других возрастных группах, избегают отрицательных оценок общего характера.

СТАРШАЯ ГРУППА

В старшей группе на каждом занятии дети выполняют 6 – 8 ору из разных положений ( включая основную стойку ) по 5 -8 раз ( в зависимости от их новизны и сложности). По сравнению со средней группой требования к качеству выполнения ору значительно повышаются. Ребенок должен не только точно соблюдать направление движения , его амплитуду , темп , правильно занимать и. п. , но и точно выполнять промежуточные , а также конечные положения ,например , при приседании держать спину прямо , не опускать голову , пятки держать вместе , при поднимании ног оттягивать носки и т. д. Следует использовать упражнения , требующие силовых усилий : сесть из положения лежа на спине , опустить ноги , поднятые вверх под  углом и т. п. ( они выполняются в среднем темпе , кроме тех, которые легче делать в быстром). ОРУ должны выполняться согласованно. Исключение составляют только те , которые требуют индивидуального темпа выполнения ,например , приподнимание головы , плеч ,и разведенных в стороны рук («  Самолет» ).

С детьми шестого года жизни проводятся упражнения с палками , обручами , мячами , шнуром. Во второй половине года следует предусматривать упражнения с набивными мячами ( весом 1 кг ) , но не более трех на одном занятии. Предметы , используемые для ору , раздают и убирают сами дети. Воспитатель лишь напоминает ,как их надо переносить.

На занятии педагог , давая чёткие объяснения , должен пользоваться интонацией подчёркивающей темп выполнения упражнений. Новое упражнение следует назвать , показать , сопровождая подетальный показ объяснением. Только после этого дети могут приступить к его выполнению. Если упражнение не сложное , то достаточно его назвать и объяснить , а выполнять его дошкольники могут самостоятельно по словесному описанию. На этом этапе углубленного разучивания педагог использует разнообразные приёмы : следит за правильным выполнением движений , предлагает изменить и. п. при выполнении упражнений , проанализировать , как выполнили движения товарищи , кто правильно выполнил его , кто-то сделал неверно. Хорошо знакомые движения можно предложить вспомнить, рассказать, как они выполняются. Педагог использует варианты выполнения, двигательные действия , изменяет и.п. ,вносит разнообразные предметы ,побуждая детей осознанно , правильно ,чётко выполнять упражнение.

На этапе закрепления и совершенствования движений ребёнок сознательно воспринимает задания , действует целенаправленно, точно , красиво, выразительно . На этом этапе педагог может использовать выполнение упражнений под счет , музыку ; вносить творческие задания , предлагая детям изменить , сделать по – другому одному или группой физическое упражнение. Знакомые детям упражнения только называются («Следующее упражнение – повороты вправо – влево с разведением рук в стороны» ). Темп воспитатель задает счетом. Упражнения можно сопровождать музыкой. По ходу их повторения педагог даёт дополнительные указания , помогает ребёнку прикосновением руки выпрямиться и т.д. , подбадривает , поощряет (« Хорошо , Таня , выполняешь приседание , спина прямая , голову не опускаешь !»). Иногда (если большинство детей затрудняются , делают ошибки ) возникает необходимость в дополнительном показе упражнения . Можно привлечь к этому ребенка , который выполняет его правильно.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Основные принципы их подбора те же , что ив старшей группе. На одном занятии дети выполняют 8 – 10 ору из разных и.п. , повторяя их 6 – 8 раз преимущественно в среднем и быстром темпе , в зависимости от степени новизны и трудности . Многие ору , предусмотренные « Программой» , требуют значительного физического напряжения , поэтому важно правильно  определить их дозировку и темп выполнения. При выполнении таких упражнений , как поднимание туловища из и.п. лежа , прогибание , лежа на животе, и др. , дыхание должно быть произвольным. Необходимо продолжать учить детей правильно принимать и.п. , точно соблюдать промежуточные и конечные положения , согласовывать ритм дыхания с характером упражнения , добиваться завершенности движений , их выразительности , красоты. В целях поддержания у детей интереса к ору следует изменять и.п. , темп и амплитуду движений. Большое значение имеет также оценка качества выполнение упражнений.

nsportal.ru

Комплексы общеразвивающих упражнений для разных возрастных групп

Комплексы общеразвивающих упражнений для детей второй младшей группы

Комплекс ОРУ без предметов №1.

1. «Покажи ручки»

И.п.: стоя, ноги слегка расставить, руки убрать за спину.

Вып: «Где наши ручки?», «Вот!» - вынести руки вперёд, и.п. Пов:4-5 раз.

2. «Маленькие - большие»

И.п.: то же, руки внизу.

Вып: подняться на носки, руки вверх, потянуться,- «Вот какие мы большие»; присесть, положить руки на колени, -  «Вот какие мы маленькие» Пов:4-6 раз.

3. «Покажи колени»

И.п.: стоя, руки на поясе.

Вып: «Где колени?» наклониться вперёд, коснуться колен руками «Вот!», и.п.

Пов:4-5 раз.

4. «Чьи ножки?»

И.п.: сидя, ноги прямо, упор рук сзади.

Вып: «Чьи ножки?», «Мои» согнуть ноги в коленях, обхватить руками, и.п. Пов:4-5 раз.

5. « Как умеют прыгать ножки»

Прыжки на двух ногах, чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой.

Комплекс ОРУ без предметов №2.

1. «Хлопок»

И.п.:  ноги слегка расставить, руки опущены

Вып: руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, сказать «Хлоп!», и.п. Пов:4-6 раз.

2. «Лягушонок»

И.п.: ноги слегка расставить, руки на поясе.

Вы: присесть, ладони прижать к полу между ног, голову приподнять, сказать «Ква!», и.п. Пов:4-5 раз.

3. «Гуси»

И.п.: сидя, ноги врозь, упор рук сзади.

Вып: наклон вперёд, достать носочков, сказать «ш-ш-ш», и.п. Пов:4-6 раз.

4. «Кошка выгибает спину»

И.п.: стоя на коленях и ладонях.

Вып: опустить голову вниз, смотреть на ноги – кошка сердится, поднять голову, прогнуть спину – кошка добрая. Пов:4-5 раз.

5. «Прыгают на лужайке зайчики»

Прыжки на двух ногах, чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой.

Комплекс ОРУ без предметов №3.

1. «Птица машет крыльями»

И.п.: ноги слегка расставить, руки опущены.

Вып: руки через стороны вверх, и.п.

Пов:5-6 раз.

2. «Утки ныряют»

И.п.: то же, руки к плечам.

Вып: наклон вниз, руки отвести назад, и.п. Пов:4-6 раз.

3. «Ласточка летит»

И.п.: присесть, руки согнуты в локтях перед собой.

Вып: встать, отвести руки назад, прогнуться («ласточка летит»), и.п. Пов:5-6 раз.   

4. «Цапля»

И.п.:  стоя, ноги слегка расставить, руки на поясе.

Вып: поочерёдное поднимание ног.

Пов:4-6 раз.

5. «Птицы улетают»

Медленное кружение в правую и левую стороны, бег врассыпную

Комплекс ОРУ без предметов №4.

1. «Огни мигают»

И.п.: ноги слегка расставить, руки опущены.

Вып: поднять руки вперёд, сжимая и разжимая кисти, и.п. Пов:4-6 раз

2. «Подъёмный кран»

И.п.: то же, руки в стороны.

Вып: наклониться вниз, руками тянуться к полу, и.п. Пов:4-5 раз.

3. «Потопаем и похлопаем»

И.п.: сидя, упор рук с боков, голову приподнять.

Вып: согнуть ноги, потопаем, выпрямиться, похлопаем в ладошки. Пов:5-6 раз.

4. «Мост закрыт – мост открыт»

И.п.: стоя на коленях и ладонях.

Вып: поднять туловище, выпрямить ноги, и.п. Пов:5-6 раз.

5. «Узкая дорожка - широкая»

Прыжки ноги вместе – ноги врозь, чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой.

Комплекс ОРУ без предметов №5.

1. «Заведи мотор»

И.п.: пятки вместе, носки врозь, руки согнуты в локтях на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки.

Вып: круговые движения руками на уровне груди.

2. «Накачаем шины»

И.п.: ноги слегка расставить, пальцы сжаты в кулаки, перед собой.

Вып: наклон вперёд, и.п. Пов:5-6 раз.

3. «Проверка руля»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях (имитация держания руля).

Вып: поворот вправо (влево), и.п.

Пов:4-6 раз.

4. «Открой ворота»

И.п.: то же.

Вып: вынести руки вперёд, развести в стороны.

5. «Сели в машину»

И.п.: стоя, ноги на ширине стопы, руки на поясе.

Вып: присесть (едем с горки), встать

(в горку), Пов:5-6 раз.

6. «Поехали быстро-быстро»

Бег врассыпную.

Комплекс ОРУ с платочком.

1. «Передай платочек»

И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, платочек в одной руке.

Вып: поднять руки вверх, передать платочек в другую руку над головой, и.п. Пов:4-5 раз.

2. «Спрятались»

И. п.: то же, взять платочек за углы.

Вып: присесть, поднять платочек перед собой «Спрятались!», и.п. Пов:5 раз

3. «Спрячем ножки»

И. п.: сидя, ноги вместе, платочек так же.

Вып: наклониться вперёд, накрыть платочком носки ног, выпрямиться, показать пустые руки «Нет!», наклониться, взять платочек «Вот!» Пов:5 раз

4. «Спрячем платочек»

И. п.: сидя, ноги врозь, платочек лежит между ног, упор рук сзади.

Вып: ноги вместе, сказать «Нет!», ноги врозь «Вот!» Пов:5-6 раз.

5. «Покажи платочек»

И. п.: то же, платочек лежит на одной ноге.

Вып: поднять ногу с платочком вверх «Вот!», Пов:3-4 раза, то же другой ногой.

6. Машем платочком над головой, прыгаем на двух ногах; чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой.

Комплекс ОРУ с мешочком.

1. «Передай  мешочек»

И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, мешочек в одной руке.

Вып: поднять руки вверх, передать мешочек в другую руку над головой, и.п. Пов:4-5 раз.

2. «Положи мешочек»

И.п.: стоя, ноги на ширине стопы.

Вып: присесть, положить мешочек, встать, сказать «Нет!» Присесть, взять сказать «Вот!» Пов:4-6 раз.

3. «Достань носочков»

 И.п.: сидя, ноги врозь.

Вып: наклониться, положить мешочек между ног у носочков, и. п., наклониться, взять. Пов:5-6 раз.

4. «Спрячем мешочек»

И. п.: сидя, ноги врозь, мешочек лежит между ног, упор рук сзади.

Вып: ноги вместе, сказать «Нет!», ноги врозь «Вот!» Пов:5-6 раз.

5. «Повернись и спрячь»

И.п.: сидя, ноги скрёстно.

Вып: повернуться, положить мешочек за спину и.п. сказать «Нет!» повернуться, взять и.п. сказать «Вот!», то же в другую сторону. Пов:4-6 раз.

6. Прыжки на двух ногах вокруг мешочка, чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой. 

Комплекс ОРУ с флажками.

1. «Салют»

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, флажки опущены.

Вып: поднять флажки через стороны вверх, помахать 3 раза, и.п. Пов:4-6 раз.

2. «Неваляшка»

И.п.: то же

Вып: наклониться вправо (влево), постараться достать флажком пола, и.п.

Пов: 4-6 раз.

3. «Постучи»

И.п.: стоя, ноги на ширине стопы.

Вып: присесть, поставить флажки палочками на пол, и.п. Пов:5-6 раз.

4. «Дотянись»

И.п.: сидя, ноги врозь, флажки в согнутых руках у плеч.

Вып: наклониться вперёд, поставить флажки у носочков, и.п. Пов:4-6 раз.

4. «Спрячем флажки»

И. п.: сидя, ноги врозь, флажки лежат между ног, упор рук сзади.

Вып: ноги вместе, сказать «Нет!», ноги врозь «Вот!» Пов:5-6 раз.

5. «Повернись»

И.п.: стоя на коленях, флажки внизу.

Вып: повернуться вправо (влево), отвести флажок назад, посмотреть на него, и.п.

Пов:4-6 раз.

6.Прыжки на двух ногах, флажками махать над головой, руки прямые; чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой.

Комплекс ОРУ с кубиками.

1. «Кубик на кубик»

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, кубики опущены.

Вып: вынести руки вперёд, поставить кубик на кубик, и.п. Пов:4-5 раз.

2. «Не ленись»

И.п.: то же, кубики у плеч.

Вып: наклон вправо (влево), опустить правую (левую) руку вниз, и.п. Пов:4-6 раз.

3. «Тук»

И.п.: то же, наклониться вниз, коснуться кубиками колен «Тук!», и.п. Пов: 5 раз.

4. «Не урони»

И.п.: стоя, ноги на ширине стопы, кубики стоят на полу пирамидкой, руки на поясе.

Вып: присесть, коснуться верхнего кубика «Тихо!», и.п. Пов:5-6 раз.

5. «Спрячем»

И.п.: сидя, руки с кубиками в стороны.

Вып: согнуть ноги, спрятать кубики под колени «Нет!», и.п.  Пов:5 раз.

6. «Повернись и спрячь»

И.п.: сидя, ноги скрёстно, кубики на коленях.

Вып: повернуться, положить кубик за спину и.п. сказать «Нет!» повернуться, взять и.п. сказать «Вот!» то же в другую сторону. Пов:4-6 раз.

7. Прыжки на двух ногах вокруг своих кубиков, чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой.

Комплекс ОРУ с большим мячом.

1. «Мяч за голову»

 И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, мяч внизу. 

Вып: мяч вверх, посмотреть, за голову (голову не опускать), поднять вверх, и.п. Пов:4-6 раз.

2. «Положи»

И. п.: стоя, ноги на ширине стопы, мяч прижат к груди.

Вып: присесть, положить мяч на пол, встать, руки на пояс, присесть, взять мяч, и.п. Пов:4-5 раз.

3. «Голову на мяч»

И. п.: сидя, упор рук сзади, мяч между ног.

Вып: наклониться, достать головой мяча, выпрямиться, посмотреть вверх. Пов:5-6 раз

4. «Спрячем мяч»

И. п.: лёжа на спине, мяч на животе.

Вып: согнуть ноги в коленях, головой тянуться к мячу, и.п. Пов:4-5 раз.

5. «Подними вверх»

И. п.: сидя на коленях, мяч в руках.

Вып: встать на колени, поднять мяч вверх, и.п. Пов:5-6 раз.

6. Прыжки на двух ногах вокруг мяча, лежащего на полу.

Чередовать с ходьбой

Комплекс ОРУ с обручем.

1. «Воротничок»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, обруч хват с боков «одет воротничком».

Вып.: обруч поднять вверх, вынести вперёд, поднять вверх, и.п. Пов:4-5 раз.

2. «Юбочка»

И.п.: то же, обруч одет как юбочка.

Вып.: наклониться вправо (влево); и.п.

Пов:4-6 раз.

3. «Наклонись»

И. п.: то же, руки на поясе,  обруч лежит на полу.

Вып.: наклониться вниз, тянуться к обручу, и.п. Пов:5-6 раз.

4. «Положи обруч»

И. п.: узкая стойка, обруч одет как юбочка.

Вып.: присесть, положить обруч на пол (взять), и.п. Пов:4-5 раз.

5. «Повернись»

И. п.: сидя «крестиком» в обруче, руки на поясе.

Вып.: повернуться вправо (влево)- назад, отвести руку, посмотреть, и.п. Пов:4-6 раз.

6. «Зайчик в домик»

И. п.: стоя в обруче, лежащем на полу, ноги вместе, руки на поясе.

Вып.: прыгнуть из), повернуться, прыгнуть в обруч. Пов:2 раза. Чередовать с ходьбой вокруг обруча.

Комплексы общеразвивающих упражнений для детей средней  группы

Комплекс ОРУ №1.

1. Наклоны головы

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.1-наклон головы вправо (влево),2- и.п. Пов:4-6 раз

2. Наклоны в стороны

И. п.: то же, руки к плечам.1- наклон вправо (влево), правую (левую) руку опустить вниз, 2- и.п. Пов:4-6 раз.

3. Наклоны вниз

И. п.: то же. 1- наклон вниз, достать руками пола,2-и.п. Пов:5 раз.

4. «Играем носочками»

И.п.: сидя на полу, ноги вместе, упор рук сзади. Поочерёдно поднимаем и опускаем носочки.

5. «Велосипед»

И.п.: лёжа на локтях. Вращательные движения ногами.

6. «Повернись»

И.п.: сидя на полу «крестиком», руки к плечам.  1-поворот вправо (влево), правую (левую) руку назад, посмотреть, 2- и.п. Пов:4-6 раз.

7. Прыжки ноги вместе – ноги врозь.

Чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой.

Комплекс ОРУ №2.

1. «Ножницы»

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, прямые руки перед собой. Крестные движения рук перед собой.

2. Наклоны в стороны

И. п.: то же, руки вдоль туловища. Наклон вправо – влево скользить руками по ноге до колена.

3. Выпады

И.п.: о.с., руки на поясе.1-шаг вперёд правой (левой) ногой, согнуть ногу в колене, перенести на неё тяжесть тела,2-и.п.    Пов:4-6 раз.

4. Приседания

5. «Носочек прыгает»

И.п.: сидя на полу, упор рук сзади. Согнуть одну ногу, острым носочком касаться пола с одной стороны другой ноги, с другой. То же другой ногой.

6. «Едем на поезде»

И.п.: то же, руки согнуты в локтях. Двигаться вперёд (назад), делать руками вращательные движения.

7. Прыжки на одной ноге. Чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой. 

Комплекс ОРУ с обручем.

1. «Посмотри в обруч»

И. п.: стоя, ноги  на ширине плеч обруч хват с боков внизу.1- поднять вверх, 2- одеть «воротничком», 3,4– и.п. Пов:5-6 раз.

2. «Наклонись»

И.п.: сидя в обруче, ноги скрёстно, руки за спиной. 1– наклониться вправо (влево), 2– и.п. Пов:4-6 раз.

3. «К обручу »

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч руки к плечам.1– наклониться вниз, достать до обруча, 2– и.п. Пов:6-7 раз.

4. «Покажи обруч»

И.п.: стоя, ноги на ширине стопы.1– присесть, коснуться обручем пола, 2– и.п. Пов:5-6 раз.

5. «Не задень» И.п.: сидя, ноги согнуты, обруч перед ногами.1- ноги врозь, положить на пол, 2- и.п. Пов:5-6 раз.

6. «Посмотри назад»

И.п.: стоя на коленях, обруч на полу, за спиной, руки на поясе.1- повернуться вправо (влево), 2- и.п. Пов:4-6 раз.

7. Прыжки на двух ногах боком из обруча в обруч. Чередовать с ходьбой в обруче.

Комплекс ОРУ с большим мячом.

1. «Мяч вверх»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, мяч за головой.1- поднять мяч, посмотреть,2- и.п. Пов:6 раз.

2. «Не урони»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, мяч за спиной.1- наклониться вперёд - вниз, мяч вверх,2- и.п. Пов:6 раз.

3. . Приседания

И. п.: стоя, ноги на ширине стопы, мяч прижат к груди.1- присесть, вынести мяч вперёд,2- и.п. Пов:6 раз.

4. «Прокати»

И. п.: сидя, ноги вместе, мяч на полу сбоку.1- поднять ноги, прокатить мяч под ними, 2- и.п. Пов:5-6 раз.

5. «Достань мяч»

И. п.: лежа на спине, мяч в прямых руках за головой.1- поднять прямые ноги вверх, коснуться ими мяча за головой.2- и.п.

 Пов:4-5 раз.

6. Повороты

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, мяч в прямых руках перед собой.1- повернуться вправо (влево),2- и.п. Пов:6 раз.

7. Прыжки на одной ноге вокруг мяча, вторая нога на мяче. Чередовать с ходьбой.

Комплекс ОРУ с гимнастической палкой.

1. «Палка за плечи»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, палка внизу.1- палку вверх, посмотреть,2- за голову (смотреть прямо),3-4 и.п. Пов:6 раз

2. Наклоны в стороны

И. п.: то же, палка за спиной опущена вниз.1-наклон вправо (влево),2- и.п.

Пов:6 раз.

3. Наклоны вниз

И. п.: то же, палка за плечами.1- наклон вниз (ноги в коленях не сгибать),2- и.п.

Пов:5-6 раз.

4. Приседания

И. п.: о.с., палка прижата к груди.1- присесть, положить палку на пол (взять),2- и.п. Пов:6 раз  

5. «Сделай мостик»                                   

И.п.: сидя, упор рук сзади, ноги согнуты в коленях, палка под ступнями.1- поднять туловище вверх (сделать мостик),2- и.п. Пов:5-6 раз.

6. «Палка к колену»

И. п.: стоя на коленях, палка вверху.1-согнуть, поднять, поставить правую (левую) ногу палку к колену,2- и.п. Пов:6 раз

7. Прыжки на двух ногах через палку положенную на пол,  с поворотом, чередовать с ходьбой скользящим шагом по палке.

Комплекс ОРУ с косичкой.

1. «Передай косичку»

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, косичка хват за середину в правой руке.1- поднять руки вверх,2- передать над головой косичку в другую руку, опустить,3-4 и.п.

Пов:4-6 раз.

2. Наклоны в стороны

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, косичка через голову на шее.1- натянуть косичку,2- наклон вправо (влево),3-4 и.п. Пов:4-6 раз.

3. Наклоны вперёд

И.п.: сидя, ноги скрёстно, косичка за спиной.1-наклон вперёд, косичка вверх,2- и.п. Пов:5-6 раз.

4. «К концам»

И.п.: сидя, ноги скрёстно, косичка на полу впереди, руки упор с боков.1- ноги врозь к концам косички,2- и.п. Пов:4-5 раз.

5. «Ближе к колену»

И.п.: лёжа на спине, косичка на шее, хват за концы.1- согнуть ноги, поднять ближе к косичке,2- и.п. Пов:4-5 раз.

6. «Выше косичку»

И.п.: сидя на пятках, косичка опущена.1- встать на колени, косичку вверх,2- и.п. Пов:5-6 раз.

7. Прыжки на двух ногах через косичку положенную на пол,  с поворотом, чередовать с ходьбой.

Комплексы общеразвивающих упражнений для детей старшей группы

Комплекс ОРУ №1.

1. «На носок»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1-наклон головы вправо (влево), правая (левая) нога в сторону на носок, поднять правую (левую) руку в сторону; 2-и.п. Пов:6-8 раз.

2. Наклоны в стороны

И. п.: то же, руки к плечам. 1-наклон вправо (влево), 2-и.п.,3-наклон вправо (влево) с рукой, 4-и.п. Пов4-6 раз.

 3. Наклоны вниз

И.п.: то же. 1- наклон вперёд, руки в стороны,2-и.п.,3-наклон вниз, достать пола, 4-и.п. Пов:4-6 раз.

4. «Играем носочками»

И.п.: сидя на полу, ноги вместе, упор рук сзади. Поочерёдно поднимаем и опускаем носочки.

5. «Ножницы»

И.п.: лёжа на локтях. Крестные движения прямых ног.

6. «Лодочка»

И.п.: лёжа на животе, руки прямо. 1-поднять прямые руки и ноги вверх, прогнуть спину,2-и.п. Пов:6-8 раз.

7. Повороты

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1-поворот вправо (влево), правую (левую) руку отвести назад, посмотреть на ладошку,2-и.п. Пов:6-8 раз.

8. Прыжки

И.п.: одна нога впереди другая сзади, руки на поясе. Менять в прыжке ноги местами. Чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой.

Комплекс ОРУ №2.

1. «Ножницы в движении»

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, прямые руки перед собой. Крестные движения рук перед собой вверх и вниз.

2. Наклоны в стороны

И. п.: то же, руки за головой. 1-наклон вправо (влево),2-и.п. Пов:6-8 раз.

3. Выпады

И.п.: о.с., руки на поясе. Поставить прямую ногу назад на носочек как можно дальше, другую ногу согнуть. Сделать несколько пружинистых приседаний. Поменять ноги.

4. «Носочек прыгает»

И.п.: сидя на полу, упор рук сзади. Согнуть одну ногу, острым носочком касаться пола с одной стороны другой ноги, с другой. То же другой ногой.

6. «Сядь»

И.п.: лёжа на спине, мальчики руки за головой, девочки прямо. 1-сесть, 2и.п. Пов:6-7 раз.

7. «Колечко»

И.п.: лёжа на животе, руки в упоре перед грудью. Выпрямить руки, опустить голову назад, стараться достать носочками до головы.

8. Прыжки

И.п.: ноги вместе.  В прыжке смещать ноги в одну и другую стороны. Чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой.

Комплекс ОРУ с обручем.

1. «За спину»

 И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, обруч хват с боков внизу.1- поднять обруч вверх, 2- опустить за плечи, 3,4- и.п. Пов:6-7 раз.

2. Наклоны в стороны

 И.п.: стоя, ноги на ширине плеч обруч внизу. 1- поднять обруч горизонтально вверх,2- наклон вправо (влево), 3,4- и.п. Пов:6-8 раз.

3. Наклоны вниз

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч обруч на полу за ногами, руки на поясе.1- наклон вниз, достать до обруча, 2- и.п. Пов:6-7 раз.

4. Приседания

И.п.: стоя, пятки вместе, носки врозь, обруч внизу. 1- присесть,  спину держать прямо, колени развести, обруч вынести вперёд.  2- и.п. Пов:6-7 раз.

5. «Не задень»

  И.п.: сидя, ноги согнуты, обруч перед ногами.1- ноги врозь, положить на пол, 2- и.п. Пов:5-6 раз.

6. «Мостик»

И.п.: сидя, упор рук сзади, ноги в обруче согнуты в коленях.1- поднять туловище вверх, сделать мостик, 2- и.п. Пов:6-7 раз.

7. Повороты

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч обруч прижат к груди.1- вынести обруч вперёд, 2- поворот вправо (влево), 3,4- и.п. Пов:6-8 раз.

8. Прыжки на двух ногах через обруч  вперёд-назад спиной. Чередовать с ходьбой приставным шагом по обручу руки на поясе

Комплекс ОРУ с большим мячом.

1. «На носок»

И. п.: о.с. руки с мячом за головой.1- поднять руки вверх, посмотреть на мяч, правую (левую) ногу назад на носок,2- и.п. Пов:5-7 раз.

2. Наклоны в стороны

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, мяч внизу.1- поднять мяч вверх,2- наклониться вправо (влево), 3-4 и.п. Пов:6 раз.

3. Наклоны вниз

И. п.: стоя, ноги шире ширины плеч, мяч прижат к груди.1-наклониться вниз, показать мяч соседу сзади,2- и.п.

 Пов:5-7 раз.

4. Приседания

И. п.: о.с. мяч прижат к груди.1- присесть, вынести мяч вперёд,2- и.п. Пов:6-7 раз.

5.«Подними»

И. п.: сидя, упор рук сзади, мяч зажат между ступнями ног.1- поднять мяч вверх,2- и.п. Пов:5-7 раз.

6. «Вставай»

И. п.: лёжа на спине, мяч зажат между ступнями ног, руки прямые за головой.1- мах руками, сесть, не выпуская мяч, не отрывая ног от пола,2- и.п. Пов:6 раз.

7. Махи ногами

И. п.: о.с. мяч в руках над головой.1- опустить мяч на поднятое правое (левое) колено,2- и.п. Пов:6-8 раз.

8.Повороты.

И. п.: стоя на коленях, мяч прижат к груди.1- поворот вправо (влево), положить мяч между ног,2- и.п.,3- поворот вправо (влево), взять мяч,4- и.п. Пов:6 раз.

9. Прыжки с зажатым между коленами мячом. Чередовать с ходьбой.

Комплекс ОРУ с гимнастической палкой.

1. «Передай палку»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, палка перед собой вертикально, хват руками за середину.1- развести руки в стороны палка в правой (левой) руке, правую (левую) ногу в сторону на носок,2- и.п. Пов:6-8 раз.

2. Наклоны в стороны

И. п.: то же, палка на лопатках.1- наклон вправо (влево),2- и.п. Пов:6-8 раз.

3. Наклоны вниз

И. п.: то же, палка прижата к груди.1- наклон вперёд левым (правым) концом палки коснуться правой (левой) ноги,2- и.п. Пов:6 раз.

4. Приседания

И. п.: о.с. палка стоит вертикально на полу, хват руками за верхний конец.1-присесть, развести колени, руками скользить вниз по палке,2- и.п. Пов:7 раз.

5. «Выпрями ноги»

И. п.: сидя, ноги согнуты перед палкой, лежащей на полу, упор рук сзади.1- перенести ноги через палку, выпрямить их,2- и.п. (ногами палку не задевать)

Пов:7 раз.

6. «Достань палку»

И. п.: лёжа на спине, палка в руках за головой.1- ноги вверх за голову, достать до палки,2- и.п. Пов:6-7 раз.

7. Махи ногами

И. п.: о.с. палка вверху.1-согнуть правую (левую) ногу, опустить палку на колено,2- и.п. Пов:6-8 раз.

9.Прыжки на двух ногах боком через палку, положенную на пол, чередовать с ходьбой скользящим шагом по палке.

Комплекс ОРУ с косичкой.

1. «На носок в сторону»

И. п.: о.с. косичка хват за середину в правой руке.1- поднять руки вверх, правую (левую) ногу в сторону на носок, передать косичку над головой,2- и.п. Пов:6-8 раз.

2. Наклоны в стороны

И. п.: ноги на ширине плеч, косичка за спиной.1- наклон вправо (влево),2- и.п. Пов:6-8 раз.

3. Наклоны вниз

И. п.: то же.1- наклон вниз, руки вверх,2- и.п. Пов:5-7 раз.

4. Приседания 

И. п.: о.с. косичка прижата к груди.1- присесть, вынести руки вперёд, 2- и.п. Пов:6-7 раз.

5. «Выпрями ноги»

И. п.: сидя, ноги согнуты перед палкой, лежащей на полу, упор рук сзади.                 1- перенести ноги через косичку, выпрямить их,2- и.п. (ногами косичку не задевать)

6. «Вставай»

И. п.: лёжа на спине, косичка за головой.1- сесть, вынести руки вперёд,2- и.п.

Пов:5-7 раз.

7. Махи ногами

И. п.: о.с. косичка сзади в опущенных руках.1- отвести назад правую (левую) согнутую ногу, дотянуться ступнёй до косички,2- и.п. Пов:6 раз.

8.Прыжки на двух ногах боком через косичку, положенную на пол, чередовать с ходьбой.

Комплексы общеразвивающих упражнений для детей подготовительной к школе группы

Комплекс ОРУ №1.

1. Наклоны головы

И.п.: о.с. 1-присесть, правую руке в сторону, наклон головы вправо,2-то же влево,3- то же вперёд обе руки,4-то же назад. Пов:4-6 раз.

2. Наклоны в стороны

И.п.: ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1-наклон вправо,2-и.п.,3- наклон вправо с рукой,4-и.п.,5- поворот вправо с рукой,6-и.п. То же влево. Пов:2-4 раза.

3. Наклоны вниз

И.п.: то же. 1- наклон вперёд, руки в стороны,2-и.п.,3-наклон вниз, достать пола, 4-и.п. Пов:4-6 раз.

4. «Играем носочками»

И.п.: сидя на полу, ноги согнуты в коленях, упор рук сзади. Поочерёдно ставим на пол  носочки и пятки.

5. «Ножницы»

И.п.: лёжа на локтях.

 Крестные движения прямых ног.

6. «Сядь»

И.п.: лёжа на спине, мальчики руки за головой, девочки прямо. 1-сесть, 2и.п. Пов:6-8 раз.

7. «Лодочка»

И.п.: лёжа на животе, руки прямо. 1-поднять прямые руки и ноги вверх, прогнуть спину,2-и.п. Пов:8-9 раз.

8. Кошечка.

И.п.: стоя на коленях. Прогибать спинку.

9. Прыжки.

И.п.: ноги вместе.  В прыжке смещать ноги в одну и другую стороны. Чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой.

Комплекс ОРУ №2.

1. «Меткие стрелки»

И.п.: о.с. прямые руки перед собой. 1-полуприсед, согнуть правую (левую) руку в локте,2-и.п. Пов:8 раз.

2. Наклоны в стороны

И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.1-наклон вправо (влево) с рукой, 2-и.п.

Пов:8 раз.

3. Выпады

И.п.: стоя, ноги шире ширины плеч, руки в стороны. 1-согнуть правую (левую) ногу в колене, левую (правую) руку  положить на согнутое колено,2-и.п. Пов:6-8 раз.

4. «Носочек прыгает»

И.п.: сидя на полу, упор рук сзади. Согнуть одну ногу, острым носочком касаться пола с одной стороны другой ноги, с другой. То же другой ногой.

6. «Сядь»

И.п.: лёжа на спине, мальчики руки за головой, девочки прямо. 1-сесть, 2и.п. Пов:6-7 раз.

7. «Колечко»

И.п.: лёжа на животе, руки в упоре перед грудью. Выпрямить руки, опустить голову назад, стараться достать носочками до головы.

8. «Достань носочков»

И.п.: сидя на полу, ноги врозь, руки в стороны.1-наклон к правой (левой) ноге, достать носочков, 2-и.п. Пов:6-8 раз.

9. Прыжки

«Пружинка»

Чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой.

Комплекс ОРУ с обручем.

1. «На носок»

И. п.: о.с. обруч внизу. 1- поднять обруч вертикально вверх, правую (левую) ногу назад на носок, 2- и.п. Пов:8-9 раз.

2. Наклоны в стороны

 И.п.: стоя, ноги на ширине плеч обруч внизу. 1- поднять обруч вертикально вверх,2- наклон вправо (влево), 3,4- и.п. Пов:6-8 раз.

3. Выпады

И.п.: о.с. обруч прижат к груди.1- вынести обруч вперёд, выпад, 2- и.п. Пов:6-8 раз.

4. «Пролезь в обруч»

 И.п.: о.с. обруч сбоку в правой руке.1- поставить обруч на пол, присесть, пролезть в обруч боком, 2- и.п. Пов:8-9 раз.

5. «Верблюды» И.п.: упор сидя в обруче, обруч на полу.1- выпрямить ноги, сделать «верблюда», 2- и.п. Пов:8-9 раз.

6.  «Не задень»

  И.п.: сидя, ноги согнуты, обруч перед ногами.1- ноги врозь, не класть на пол, 2- и.п. Пов:5-6 раз.

7. «Достань до обруча»

И.п.: лёжа на спине, с обручем за головой.1- поднять ноги вверх, постараться достать до обруча, 2- плавно и.п. Пов:4-6 раз.

8. Повороты

И. п.: стоя на коленях, обруч в руках вверху.1- повернуться сесть на пол за ноги вправо (влево), обруч опустить вниз, 2- и.п. Пов:8-10 раз.

9.Прыжки на одной ноге через обруч  вперёд-назад спиной. Чередовать с ходьбой приставным шагом по обручу руки за головой.

Комплекс ОРУ с гимнастической палкой.

1. «На носок»

И. п.: о.с. палка внизу.1- поднять палку вверх, правую (левую) ногу назад на носок, прогнуться,2- и.п. Пов:8 раз.

2. Наклоны в стороны

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, палка опущена.1- поднять палку вверх,2- наклониться вправо (влево),3-4 и.п.

Пов:8 раз.

3. Наклоны вниз

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, палка за спиной, прижата локтями.1- наклон вперёд, прогнуть спину,2- и.п. Пов:8 раз.

4. Приседания

И. п.: о.с. палка за плечами.1- присесть,2- и.п. Пов:8 раз.

5. «Выпрями ноги»

И. п.: сидя, ноги согнуты перед палкой, лежащей на полу, упор рук сзади.1- перенести ноги через палку, выпрямить,2- развести в стороны,3-4 и.п. Пов:6-8 раз.

6. «Вставай»

И. п.: лёжа на спине, руки за головой (девочки с палкой, мальчики руки за головой).1- подняться, сесть,2- и.п.

 Пов:6-8 раз.

7. «Лодочка»

И. п.: лёжа на животе, палка в руках.1- поднять прямые руки и ноги,2- и.п.

Пов:8 раз.

8. Махи ногами

И. п.: о.с. палка сзади в опущенных руках.1- отвести назад правую (левую) согнутую ногу, дотянуться ступнёй до палки,2- и.п. Пов:6-8 раз.

9.Прыжки на двух ногах через палку, положенную на пол, чередовать с ходьбой скользящим шагом по палке.

Комплекс ОРУ с косичкой.

1. «На носок»

И. п.: о.с. косичка внизу.1- поднять косичку вверх, правую (левую) ногу назад на носок, прогнуться,2- и.п. Пов:8 раз.

2. Наклоны в стороны

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, косичка опущена.1- поднять косичку вверх,2- наклониться вправо (влево),3-4 и.п.

Пов:8 раз.

3. Наклоны вниз  

И. п.: то же, косичка прижата к груди.1- положить косичку на пол,2- выпрямиться, руки на пояс, перешагнуть через косичку,3- наклониться, взять косичку,4- выпрямиться, перешагнуть через косичку. Пов:6-8 раз.

4. Приседания

И. п.: о.с. косичка опущена.1- поднять косичку вверх,2- присесть, опустить руки за голову,3-4 и.п. Пов:6-8 раз.

5. Выпады

И. п.: о.с. косичка хват снизу опущена.1- согнуть руки к плечам, отставить правую (левую) ногу назад – выпад,2- и.п.

Пов:6-8 раз.

6. «Достань косички»

И. п.: лёжа на спине, руки за головой прямо.1- поднять правую (левую) ногу, коснуться косичкой колена,2- и.п.

Пов:6-8 раз.

7. «Лодочка»

И. п.: лёжа на животе, косичка в руках.1- поднять прямые руки и ноги,2- и.п.

Пов:8 раз.

8. Повороты

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, косичка прижата к груди.1- вынести косичку вперёд,2- поворот вправо (влево),3-4 и.п. Пов:6-8 раз.

9.Прыжки на двух ногах через косичку, положенную на пол, чередовать с ходьбой.

nsportal.ru

Смотрите также