Не с разными частями речи упражнения

Главная » Упражнения » Не с разными частями речи упражнения

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Тест. Упражнения.

Правописание НЕ и Ни с разными частями речи

1..В каком ряду НЕ со всеми словами пишется слитно?

1)(не)разобранные вещи, вовсе (не)интересно, (не)скучный рассказ;

2)(не)злобивый нрав, (не)пришёл вовремя, (не)весёлый взгляд;

3)(не)законченная книга, инженер (не)годовал, (не)дотёпа;

4)(не)верное решение, (не)думая о будущем, (не)проверенные факты.

2..В каком ряду НЕ со всеми словами пишется слитно?

1)(не)сколько яблок, (не)зная горя, (не)пришедший вовремя ученик;

2)постоянно (не)доедать, говорить (не)по-русски, (не)кому помочь;

3)контрольные работы (не)проверены, (не)молодой пастух, говорит (не)глупо;

4)(не)брежно отмахнуться, (не)решённая задача, шумел (не)подалёку.

3..В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)Стук в дверь прервал его (не)торопливые размышления.

2)В подсолнечнике видели украшение, (не)подозревая, какая от него может быть польза.

3)Она снова принялась (не)принуждённо болтать.

4)Мы проходили мимо (не)высокой, но стройной лиственницы.

4..В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)(Не)отшлифованный алмаз резко отличается от самого лучшего гранёного стекла.

2)Один из монастырей произвел на нас (не) забываемое впечат ление.

3)Дом священника оказался (не)далеко, а совсем близко.

4)Старик со свойственной ему (не)торопливостью свернул папиросу.

5..В каком предложении НЕ со всеми словами пишется раздельно?

1)(Не)стыдно (не)знать – стыдно (не)учиться.

2)Убирайтесь, это (не)слыханно, этого (не)бывает.

3)(Не)сколько раз он пытался найти этот (не)обычный цветок.

4) Его горе было (не) трогательное, а злое, (не) уступчивое.

6.Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется частица НЕ и раздельно.

«Я н(1)обязана быть н(2)здоровой, н(3)красивой, н(4)хорошей!» - н(5)годовала Наташа.

1) 1,5;           2)2,3,4;          3) 1;          4) 1,2,3,4,

 7.Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется частица НЕ и раздельно.

Но н(1) только стихи – себя самого н(2)мог Алексей н(3)оглянуть, н(4)пощупать.

1) 1,2,3,4;    2) 1,2;            3) 1;            4) 2,3,4.

 8.Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется частица НЕ и раздельно.

Это н(1)вероятно, но я так н(2)когда и н(3)смог узнать н(4)имени её, н(5)кто она.

1) 1,4,5;       2) 2,3;            3) 3,4,5;       4) 3.

9.Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется частица НИ и раздельно.

Н(1)чего н(2)произошло н(3)вероятного: н(4)ударил гром, н(5)налетели вихри с четырёх сторон.

1) 2,3;           2) 1,4,5;         3) 4,5;          4) 2.

10.В каком предложении пишется частица НИ?

1)Он не походил н_ на кого из её знакомых.

2)Её большие глаза, должно быть, н_ видели ничего.

3)Нигде столько н_ останавливалось народа, как перед картинной лавкой.

4)Я н_ обольщаюсь насчёт качества книг.

Правописание НЕ и Ни с разными частями речи

КЛЮЧ:

1 – 3

2 – 4

3 – 2

4 – 3

5 – 1

6 – 3

7 – 2

8 – 4

9 – 3

10 –1

Упражнения по теме «Правописание НЕ с разными частями речи»

 Упражнение 1

        Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицы не.

        (Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.

Упражнение 2

        Запишите следующие причастия с отрицательными местоимениями или наречиями. Объясните их правописание.

Образец: необученные солдаты — ничему не обученные солдаты.

(Не)исследованный, (не)видимый, (не)занятый, (не)меняющийся, (не)успокоенный, (не)прочитанный, (не)замеченный, (не)защищенный.

Упражнение 3

        Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните слитное и раздельное написание частицы не.

         Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина.

Упражнение 4

        Образуйте от приведенных ниже глаголов краткие страдательные причастия, употребите их с частицей не, составьте с ними словосочетания.

        Пахать, избрать, чесать, приватизировать, достроить, акционировать, запрограммировать, дошить, создать.

Упражнение 5

        Перепишите, объясняя устно слитное и раздельное написание частицы не.

        1) (Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка — итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5) Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран. 7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно. 9) (Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника.

Упражнение 6

        Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.

1. (Не)засыпая (н...) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н...)(н...)приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут. 15. (Не)горазд я петь. 16. В почве (не)(до)стает питательных веществ. 17. (Не)лающий пес похлебки (не) получит (Посл.). 18. (Не)умеющий говорить кулаком пугает (Посл.). 19. Спектакль мы до конца (не)(до)смотрели. 20. За окном стояла (не)проглядная тьма. 21. (Не)умело приготовлен обед: что-то (не)(до) жарилось, что-то (не)(до) варилось. 22. (Не) я, (не)ты виноваты в этом. 23. (Не)други моего друга — мои (не)други. 24. (Не)удача, а трудности ждали его в работе. 25. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды. 26. Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. 27. Отец (не)(до)смотрел за ребенком. 28. Ты как будто (не)рад мне? 29. (Не) достать мне этой редкой книги! 30. Урал — край (не)сметных богатств. 31. Издали слышался шум (не)угомонного ручья. 32. Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами.

        Упражнение 7

        Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки. Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой?

        А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.

        Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.

        В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.

        Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)

Упражнение 8

        Спишите текст и разделите его на три абзаца. Озаглавьте текст.Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово.

        В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки, которые никуда (не) впадают. Проливные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Деревья, под которыми нет тени. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает тут (не)от дождя, а от солнца. Идешь, и тень твоя испуганно путается в ногах. Будто топчешь большую черную птицу. И шустрые струйки песка засыпают позади твой след. (Н.Сладков)

Упражнение 9

        Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку.

        Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________.

Подсказка: (не)вежество, (не)приступен, (не)смелый, (не)доброе, (не)удачи, (не)мастер, (не)счастье, (не)когда.

Упражнение 10

        Замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на слитное, укажите, к какой части речи относятся слова с не.

        1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи. 2. (Не)законченный портрет. 3. Рукопись (не)отредактирована. 4. (Не)решенная еще проблема. 5. (Не)исписанные листы. 6. (Не)запланированная на сегодня поездка. 7. Ничего (не)говорящий факт.

Упражнение 11

        Прочитайте предложения. Найдите «лишнее». По какому признаку вы это определили? Сформулируйте общую тему для остальных предложений. Напишите одно свое предложение по данной теме.

        1. (Не)вежда (не)навидит учение.

        2. (Не)лепо спорить с (не)годяем.

        3. (Не)ряшливый человек смешон.

        4. (Не)льзя объять (не)объятное.

        5.(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.

        6. Лучше жить любя, чем (не)навидя.

Упражнение 12

        Раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем

2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.

4. (Не) быть гордым и грубым.

5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.

6. (Не) хвастаться и (не) лгать.

7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.

8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

9. Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.

10 Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)


Тест по теме «Правописание не с разными частями речи» 

 1.    В каком варианте НЕ пишется раздельно?

 1)    (не)прерывное (не)домогание

2)    мне это вовсе (не)интересно

3)   (не)вежда

4)   это было (не)избежно

2.   В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1)  совершить (не)лепый поступок

2)  бормотать что-то (не)внятное

3)  ничем (не)оправданный риск

4)  юноша крайне (не)вежлив

3.     В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1)  в пачке (не)достает трех тетрадей

2)  (не)взлюбить с первого взгляда

3)  (не)зная причины

4)  обошлось (не)дешево

4.   В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1)  работа (не)зачтена

2)  вести себя (не)принужденно

3)  (не)приступная крепость

4)  с утра (не)здоровится

 5.    Какое из объяснений является ошибочным?

1) (не)хочется в это верить — не с глаголами пишется раздельно

2) переспросить, (не)доумевая — не пишется слитно, так как слово без не не употребляется

3) отозваться очень (не)лестно — не с наречием пишется раздельно, так как у наречия есть зависимые слова

4) (не)погашенный костер — не с причастием пишется слитно, так как у причастия нет зависимого слова

 6.  В каком примере НЕ пишется слитно?

1) Многие рукописи (не)расшифрованы.

2) В книге (не)хватало нескольких страниц.

3) Нам (не)доставало терпенья и опыта.

4) Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег.

7. Раскрой скобки. Отметь те предложения, в которых глаголы пишутся с не слитно.

 1) (Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться.

2) Мне в этот день (не) здоровилось.

3) С людьми браниться – никуда (не)годится.

4) Толпа (не)доумевала.

5) (Не)лает, не кусает, а в дом (не)пускает.

8.В каком предложении не с существительным пишется слитно.

 1) Раздался шорох. Это был и (не)зверь, и (не) птица.

2) Но это, к сожалению, было (не) озеро.

3) Мы поняли, что это было (не)доразумение.

4) (Не)участие продемонстрировал в этой ситуации, а холодное равнодушие.

9.Укажите слитное написание частицы не:

 1) далеко (не)робкое замечание

2) (не)у кого остановиться;

3) ничуть (не)дорог;

4) (не)здоровый цвет лица;

5) (не)дядин дом;

6) (не)доумевал;

7) (не)большой, но удобный шкаф;

8) выразить (не)годование;

9) (не)чего бояться;

10) (не)длинна, а коротка.

10.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не слитно:

 1) (не)брежный, ничуть (не)привлекательный, (не)взгоды,

2) (не)доумение, (не)видел, (не)догадливый;

3) (не)доразумение, (не)кем, (не)взлюбил.

11.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не раздельно:

 1) (не)лепость, (не)годовал, (не)красивый;

2) (не) (с) кем, (не)думал, далеко (не) робкий;

3) (не)широкая, но глубокая; (не)понял, (не)вразумительный.

12.Отметь строку, в которой оба прилагательных пишутся с не слитно:

 1) далеко (не)спокойный, (не)суразный;

2) вовсе (не)сложная, (не)дорогой;

3) (не)вредимый, (не)громкая.

13.Отметь неверное пояснение, касающееся правописания не с существительными.

 1) пишется слитно, если слово не употребляется без не;

2) пишется  слитно, если можно заменить синонимом без не,

3) пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом а.

14.Укажи примеры с ошибкой:

 1) проявил негодование;

2) не  ласковый взгляд;

3) вовсе не лёгкий переход;

4) был недогадлив;

5) ничуть не подозрительный;

6) нисколько  непривередлив;

7) отнюдь  не  безвыходный.


Правописание НЕ с разными частями речи 

1.2)
2.3)
3.3)
4.1)
5.3)
6.3)
7.2),4)
8.3)
9.4),6),7),8),9)
10.3)
11.2)
12.3)
13.3)
14. 2),6)

nsportal.ru

ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

1.Обозначьте строчку, где  НЕ пишется слитно

1)(НЕ)затихающая буря, (НЕ)кошеная утром трава

2)(НЕ)отремонтированный аккуратно дом, говорил, (НЕ)умолкая

3)Рисунок (НЕ)завершён, (НЕ)встречаясь в пути

4)(НЕ)доумевающий взгляд, (НЕ)покрашенная стена

2. Обозначьте строчку, где  НЕ пишется раздельно

1)(НЕ)выученные сегодня уроки, никем (НЕ)замеченная ошибка

2)(НЕ)вспаханное поле, (НЕ)заперев замок

3)(НЕ)законченная работа, (НЕ)годуя на друзей

4)(НЕ)упаковав покупки, (НЕ)выбранный наряд

3. Обозначьте строчку, где  НЕ пишется слитно

1)Стоял (НЕ)двигаясь, вовсе (НЕ)вкусный обед

2)(НЕ)опуская взгляда, (НЕ)обдуманное решение

3)Работал (НЕ)уставая, (НЕ)сделанное мною задание

4)(НЕ)оформленный журнал, (не)расклеенная реклама

4.Обозначьте строчку, где  НЕ пишется раздельно

1)(НЕ)щадя сил, (НЕ)расколов дрова

2)(НЕ)годующий возглас, (НЕ)огородив забором

3)Совсем (НЕ)чувствуя сил, (НЕ)наведённый порядок

4)(НЕ)заметив ямы, (НЕ)распустившийся цветок

5.Обозначьте строчку, где  НЕ пишется раздельно

1)(НЕ)замёрзшая речка, (НЕ)нарисованная художником картина

2)(НЕ)прекращающийся весь день дождь, ничуть (НЕ)сочный персик

3)(НЕ)навидевший ложь, (НЕ)собранный урожай

4)(НЕ)напечатанная книга, урок (НЕ)выучен

6. Обозначьте строчку, где  НЕ пишется слитно

1)(НЕ)распакованные вещи, (НЕ)просохшая за ночь вещь

2)(НЕ)предсказуемые обстоятельства, (НЕ)организованные встречи

3)Диктант (НЕ)проверен, (НЕ)взрачный вид

4)(НЕ)приспособленный мальчик, вовсе (НЕ)солёный суп

7. Обозначьте строчку, где  НЕ пишется слитно

1)Рукопись (НЕ)отредактирована, (НЕ)широкое, а узкое платье

2)(НЕ)правдивый, а лживый ответ, (НЕ)был на уроке

3)Шёл (НЕ)смотря под ноги, (НЕ)мелкий, но глубокий

4)(НЕ)брежный почерк, (НЕ)скучающий человек

8. Обозначьте строчку, где  НЕ пишется раздельно

1)(НЕ)счастья преследовали нас, (НЕ)довольство руководителя

2)(НЕ)дочёт в задании, (НЕ)пролазная чаща

3)На улице (НЕ)погода, печь (НЕ)затоплена

4)(НЕ)глядя на дорогу, (НЕ)умокающий совсем шум

9. Обозначьте строчку, где  НЕ пишется слитно

1)(НЕ)плохой пример, (НЕ)вежлив, а груб

2)(НЕ)зависимое государство, далеко (НЕ)скромная

3)(НЕ)написав работу, (НЕ)взирая на трудности

4)(НЕ)вежественный человек, (НЕ)настный день

10. Обозначьте строчку, где  НЕ пишется раздельно

1)(НЕ)зная правило, (НЕ)поспевшие яблоки

2)(НЕ)приветливая улыбка, (НЕ)подстриженные кусты

3) (НЕ)обходимый фрагмент, (НЕ)правдивый, а лживый

4)(НЕ)ожиданное известие, (НЕ)чаянный поступок

11.Обозначьте строчку, где  НЕ пишется раздельно

1)(НЕ)ряшливый вид, вовсе (НЕ)удобное кресло

2)(НЕ)умолкающее щебетанье, совсем (НЕ)сваренный картофель

3)(НЕ)порядок в работе, (НЕ)отточенный карандаш

4)(НЕ)слушая родителей, (НЕ)написанный сегодня доклад

12. Обозначьте строчку, где  НЕ пишется раздельно

1)Одевался (НЕ)торопясь, (НЕ)лёгкий диктант

2)(НЕ)большой дождишко, красивая (НЕ)забудка

3)(НЕ)утешительные результаты, (НЕ)выучивший на сегодня уроки

4)(НЕ)замеченный охотниками, (НЕ)вежлив, а груб

13. Обозначьте строчку, где  НЕ пишется слитно

1)(НЕ)успевшая высохнуть, ничего (НЕ)соображая

2)(НЕ)замеченные отпечатки, явная (НЕ)удача

3)(НЕ)переведённый учеником текст, дорога (НЕ)освещена

4)(НЕ)прожаренное мясо, хлеб (НЕ)намазан маслом

14. Обозначьте строчку, где  НЕ пишется слитно

1)(НЕ)высокий,а широкий, смотрел (НЕ)доумевая

2)Ещё (НЕ) хоженые тропы, (НЕ)тронутый обед

3)(НЕ)избалованный ребёнок, (НЕ)видя близких

4)(НЕ)слышимые звуки, разговор (НЕ)состоялся

15. Обозначьте строчку, где  НЕ пишется слитно

1)(НЕ)избалованная мамой, ещё (НЕ)спетая песня

2)Работа (НЕ)проделана, (НЕ)срезанные цветы

3)(НЕ)навидя трусость, (НЕ)интересный фильм

4)(НЕ)проснувшийся от звонка, (НЕ)забываемые дни

ОТВЕТЫ: 1-4, 2-1, 3-4, 4-1, 5-2, 6-2, 7-4, 8-4, 9-4, 10-1, 11-4, 12-4, 13-2, 14-1, 15-3

nsportal.ru

Правила написания и упражнения: "не" с разными частями речи

Навыки грамотной речи необходимы каждому взрослому человеку вне зависимости от того, чем он занимается. Ведь социальные контакты в современном обществе не только неизбежны, но и желательны. И часто успех в той или иной области зависит от того, способен ли человек грамотно выражать свои мысли. Но дело в действительности не только в наличии навыков устной речи. Грамотно писать не менее важно.

И вопрос не только в ведении документации или деловой переписки. Знания и навыки в области правильного написания слов непосредственным образом влияют на репутацию. К сожалению, большинство уже вскоре после окончания своего обучения забывают все то, что им с таким трудом втолковывали в учебных заведениях. Поэтому, как показывает практика, такие знания, так или иначе, приходится освежать на протяжении жизни.

Некоторые правила хоть и кажутся элементарными, но держатся в голове взрослого человека с трудом. В этой статье будет рассмотрено написание "не" с разными частями речи. Эти правила будут полезны как школьникам, так и взрослым людям, стремящимся освежить имеющиеся знания.

упражнения не с разными частями речи

Что такое частица?

Частицей, как правило, называют такую часть речи, которая добавляет предложению эмоциональных оттенков. Они эффективно служат для того, чтобы формировать новые формы слов.

Для того, чтобы научиться правильно употреблять частицы в речи, важно выполнять некоторые упражнения. "Не" с разными частями речи пишется по-разному. Важно ориентироваться в обилии этих правил.

правило написания не с разными частями речи

Частица "не" с существительными (примеры упражнений)

Правописание частицы "не" с разными частями речи требует значительного количества знаний и определенных навыков. Однако приобрести их несложно.

Так, "не" с существительными следует писать раздельно в том случае, если имеет место быть противопоставление (например, не закон, а рекомендация).

Слитно данную частицу пишут с теми существительными, которые без нее не используются в принципе (например, недоросль). Также если данное слово приобретет новое, совершенно противоположное смысловое значение (его с легкостью можно синонимизировать словом без частицы "не").

Другой случай слитного написания - существительное с данной частицей обозначает определенное лицо (например, непрофессионал).

Применять на практике изученное лучше с помощью простых упражнений. Правильные ответы выделены курсивом.

1. Какое из слов с "не" пишется раздельно?

  1. (не)смех, а слезы
  2. (не)ряшливость
  3. (не)правда
  4. (не)нависть

2. Какое существительное следует писать слитно с "не"?

  1. (не)восхищение, а разочарование
  2. (не)решительность натуры
  3. (не)внимание, а рассеянность
  4. (не)друг, а просто приятель

3. В каком предложении существительное с "не" следует писать слитно?

  1. (Не)игла является главной в шитье.
  2. (Не)уменье вызывает массу неприятностей.
  3. (Не)пером пишут, а умом.
  4. (Не)место здесь этой книге.

4. В каком предложении частицу "не" следует писать отдельно от существительного?

  1. "(Не)знайка" - моя любимая книга.
  2. (Не)ученье (не)допустимо.
  3. (Не)настья бояться глупо.
  4. (Не)хлебом единым жив человек.

прилагательные с частицей не примеры

Частица "не" с прилагательными (упражнения)

Далее обсудим, как пишутся прилагательные с частицей "не". Примеры, иллюстрирующие правила, также будут приведены, чтобы было легче усвоить описанный материал.

Итак, "не" с прилагательными пишут раздельно в следующих случаях:

  • наличие противопоставления, разделенного союзом (не белый, а черный шкаф);
  • если прилагательное является притяжательным или относительным (не папин торт);
  • если прилагательное демонстрирует недостаточное проявление определенного качественного признака (не сладкий чай, то есть недостаточно сладкий чай);
  • при наличии простой сравнительной степени существительного (этот телевизор не новее, чем соседский);
  • с определенными краткими формами прилагательных, а именно теми, которые, в принципе, не употребляются в полной форме (не рад).

Раздельно с прилагательными рассматриваемая частица пишется в случае, если данное прилагательное вовсе не используется без нее (неряшливый); если прилагательное вместе с частицей получает новое, абсолютно противоположное смысловое значение (невысокий).

Как закрепить? С помощью подобного упражнения.

Какое из слов следует писать слитно?

  • (не)сдавший экзамен;
  • (не)последовательный;
  • (не)сломлен;
  • (не)знает.

не слитно с разными частями речи

Частица "не" с местоимениями

Правописание частицы "не" с разными частями речи обеспечивается формированием определенных навыков. Для этого требуется рассмотреть также правило написания рассматриваемой частицы с местоимениями. Оно простое: в таких случаях частицы выступают в роли приставок и пишутся слитно.

Если же поставлен какой-либо предлог между приставкой "не" и корнем местоимения, то данное сочетание пишется полностью раздельно (в три отдельных слова).

Частица "не" с глаголами, причастиями и деепричастиями

Важно помнить, что со всеми глаголами и любыми деепричастиями частица "не" употребляется раздельно.

С причастиями ее следует писать раздельно в следующих случаях:

  • при наличии противопоставления с помощью союза "а";
  • в случае использования краткое формы причастий;
  • при наличии зависимых от причастия слов.

Во всех прочих случаях рассматриваемую частицу следует писать с данной частью речи слитно.

Как видите, запомнить, как пишется частица "не" с глаголами, причастиями и деепричастиями крайне просто. Закрепить навык можно с помощью тестовых упражнений. Например, подобных следующему.

В каком предложении слово с "не" следует писать отдельно?

  1. Его обещания так и остались (не)выполненными.
  2. Конверт вернули (не)распечатанным.
  3. В последнее время я (не)досыпаю.
  4. Рассказ (не)закончен.

не раздельно с разными частями речи

Частица "не" с наречиями

Если окончание наречия это буква "о" или "е", то следует применять те же правила, которые уместны для использования прилагательных. Однако в том случае, если данная часть речи в предложении выступает в роли сказуемого, то рассматриваемую частицу следует писать отдельно. Местоименные наречия с "не", напротив, пишутся слитно.

Когда "не" всегда пишется слитно

Подытожим некоторые общие правила. Всегда пишется "не" слитно с разными частями речи в следующих случаях:

  • когда слово без "не" в речи не используется;
  • с отрицательными наречиями и местоимениями;
  • с прилагательными, существительными и наречиями, которые заканчиваются на буквы "о" или "е", если так образуется слово с противоположным смысловым значением;
  • с неопределенными наречиями и местоимениями;
  • с причастиями полной формы без зависимых от них слов;
  • с теми прилагательными, к которым в предложении относятся наречия, обозначающие меру и степень;
  • как составляющая часть приставки "недо";
  • с любыми прилагательными, оканчивающимися на "мый";
  • слово "нехотя";
  • при условии наличия другой приставки после частицы "не".

Для закрепления можно использовать упражнения в формате теста.

В какой из ниже приведенных строк все слова с частицей "не" пишутся слитно?

  1. (не)трудно, (не)лепо, (не)продуманный; (не)(что) иное, как ошибка.
  2. (не)нависть, (не)дуг, (не)понимая, (не)обитаемый.
  3. (не)сомненно, (не)знающий, (не)удавшийся, отнюдь (не)лучший.
  4. (не)кто, (не)зависимый, (не)благодарный, (не)истовствовать.

правописание частицы не с разными частями речи

Когда "не" всегда пишется отдельно (примеры упражнений)

Частица "не" раздельно с разными частями речи пишется в следующих случаях:

  • со всеми числительными;
  • с глаголами (кроме некоторых рассмотренных выше случаев);
  • с прилагательными и существительными, оканчивающимися на "о", при условии наличия явного или предполагаемого противопоставления;
  • с деепричастиями (кроме некоторых описанных выше случаев);
  • с краткими причастиями и полными при наличии каких-либо пояснительных слов;
  • с отрицательными местоимениями при наличии предлога;
  • с любыми относительными прилагательными;
  • с прилагательными, которые используются исключительно в краткой форме;
  • с прилагательными или наречиями, которые стоят в форме сравнительной степени;
  • с прилагательными и наречиями, которые оканчиваются на "мый", при условии наличия зависимых слов.

Важно научиться применять эти знания на практике. Можно использовать следующие упражнение.

В какой строке все слова с частицей "не" пишутся отдельно?

  1. (не)делает, (не)(для)кого, (не)любимый мною, (не)придуманный.
  2. (не)создан, (не)согласен, (не) новый, (не)зависимо.
  3. (не)один, (не)глядя, (не)(с)кем, (не)шутя.
  4. (не)(кто)иной, (не) (от) чего, (не)больше, (не)сомненный.

Какие слова следует писать отдельно?

  1. (не)для(кого).
  2. (не)сносный.
  3. (не)настный.
  4. (не)навистный.
  5. вовсе (не)интересный.
  6. (не)популярный.
  7. (не)близкий.
  8. (не)доделанный.

Упражнения

"Не" с разными частями речи пишется по-разному. Следовательно, важно тренироваться использовать эти знания в речи. Эффективно в этом помогают разнообразные упражнения. Например, с такими учениками важно проводить разного рода диктанты. Это не обязательно должен быть целый текст, можно диктовать отдельные предложения, при написании которых необходимо применять правило написания "не" с разными частями речи.

Какого типа диктанты лучше проводить? Предупредительный диктант, который подразумевает одновременное повторение некоторых правил и особенностей написания. Также эффективным будет зрительный диктант. Такие диктанты часто включают в себя задание выписать слова или фразы с обсуждаемыми орфограммами.

Свою эффективность доказали упражнения, задания которых требуют вставить правильным образом (слитно или раздельно) частицу "не" в предложения и фразы. Хорошо, если используется полноценный текст.

Также эффективными являются тестовые задания.

Какие слова следует писать слитно?

  1. (не)годовать.
  2. (не)стало.
  3. (не)над(чем).
  4. (не)(у)кого.

В какой фразе слово с "не" пишется слитно?

  1. Больше ей (не)о(чем) волноваться.
  2. Она положила трубку, (не)закончив разговор.
  3. В книге описана (не)придуманная история.
  4. Он тебе (не)соперник.

В каком предложении допущена ошибка?

  1. К не счастью, мы не сможем вернуться вовремя.
  2. Ему незачем туда ходить.
  3. Выход нашелся неожиданно.
  4. Девочка выглядела очень несчастной.

Выполняя такого рода упражнения, "не" с разными частями речи ученики будут всегда писать правильно.

Важность ассоциативного мышления

Не всегда возможно запомнить все вышеперечисленные правила и легко их применять. Важно создавать для себя определенные ассоциативные маяки, которые помогут вспомнить написание "не" с разными частями речи. Такой метод уже помог тысячам учеников справиться с этой нелегкой задачей.

написание не с разными частями речи

Вывод

Изучение иностранного языка всегда кажется более сложной задачей, чем освоение основ правописания родного. Однако порой даже нам, как носителям, не так сложно даже представить, какие трудности при изучении вызывает русский язык.

"Не" с разными частями речи, например, употребляется различным образом в разных языковых ситуациях. И для того, чтобы использовать рассматриваемую частицу правильно, необходимо заранее выучить все возможные варианты ее написания и правила, касающиеся норм ее употребления в том или ином случае.

Справиться с этой задачей в одиночку возможно, однако порой лучше воспользоваться услугами квалифицированного специалиста (преподавателя или репетитора). В особенности, если речь идет о ребенке. Вполне возможно, что такого рода услуги понадобятся ему и в будущем. Поэтому было бы хорошо, чтобы у малыша уже был налажен контакт с опытным преподавателем, который поможет ему заполнить пробелы в знании русского языка.

А если все же такой ученик хочет разобраться в данном вопросе самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи, ему следует уделить должное внимание двум серьезным моментам. Во-первых, важно тщательно изучить всю имеющуюся в распоряжении теорию по данному вопросу. Это самый трудный этап, поскольку он требует полноценной концентрации внимания и самоотдачи. Для того чтобы разнообразить подобную монотонную деятельность, лучше самостоятельно придумывать примеры для отдельных правил, используя слова и ситуации, максимально близкие и знакомые вам. Такие примеры будет несложно запомнить. Это непременно поможет значительным образом повысить эффективность изучения и фиксирования теоретического материала.

По окончании этого этапа следует переходить к практике. Нельзя игнорировать необходимые языковые упражнения. "Не" с разными частями речи используется разным образом, поэтому для того, чтобы эффективно запомнить все перечисленные выше правила, их важно закрепить практическим путем. Таким занятиям следует уделять даже больше времени, чем теоретическим. Ведь именно путем применения того или иного правила формируются ассоциативные связи, которые впоследствии используются мозгом для разрешения подобных ситуаций. После ряда подобных уроков проблем с тем, каким образом употреблять "не" с различными частями речи, возникать не будет.

Выделите некоторое время для регулярных занятий, не игнорируйте теорию, уделяйте достаточное внимание практике, и правописание станет вашим коньком!

fb.ru

Методическая разработка обобщающего урока-исследования для 7 класса "Правописание приставки не- и частицы не с разными частями речи"

Тема: «Приставка не- и частица не с различными частями речи»

Цель: обобщение и систематизация знаний о написании не с различными частями речи.

Оборудование: словари, таблицы-схемы, мультимедийная презентация.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя:

- Ребята, изучая различные разряды частиц, мы с вами прежде всего обращали внимание на то, что правильное и уместное их употребление усиливает эмоционально-экспрессивную окраску речи, выражает различные смысловые оттенки предложений, словосочетаний и слов. Вспомните, на какие разряды по значению делятся частицы?

Ответы учащихся.

А теперь послушайте разговор частиц, который подслушал поэт А.Тетивкин. После прослушивания ответьте на вопрос: «С какими частицами вы встретились в этом стихотворении? К какому разряду они относятся?

- Мы, - промолвили Частицы,-

Можем с каждым подружиться.

Выражаем утверждение,

Отрицание, сомнение.

- Я всегда, - сказала Не,-

Не люблю, что не по мне.

Заявляю, не нужна

Людям новая война.

- Именно, - сказала Пусть,-

К этому и я стремлюсь:

Пусть на свете больше будет

Тех, кто мир приносит людям!

- Да, - поднявшись на дыбы,

Говорит частица Бы.

- Эту мысль, - вмешалась Да, - Подтверждаю я всегда…

Да здравствуют дети

И мир на всей планете!

  1. Работа по теме урока:
  1. Учитель: Сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок-исследование. Я думаю, что многим из вас хотелось бы попасть в научно-исследовательский институт, в котором учёные открывают новые законы, работают над научными трудами. Представьте, что вы попали в лабораторию, в которой молодые учёные работают над решением важной проблемы: особенности правописание не с разными частями речи. Прежде всего давайте выясним: какова разница между не- приставкой и не частицей.

Работа ученика по таблице «Опознавательные признаки употребления частицы не и приставки не-»

  1. Учитель: В учебниках правила, касающиеся написания не с различными частями речи, даются разобщено – отдельно с каждой частью речи. Единство принципа соответствующих правил никак не фиксируется. Наша задача сегодня – с помощью экспертов определить, как затрагивают нормы слитного или раздельного написания не три различные сферы употребления:

- с глаголами, деепричастиями, причастиями и отглагольными прилагательными;

- с отымёнными прилагательными, существительными и наречиями на -о (-е);

- с отрицательными и неопределёнными местоимениями и местоимёнными наречиями.

      3.  Пока наши эксперты готовят сообщения, мы с вами вспомним пословица и поговорки, в которых употреблена частица не с глаголами (Не зная броду, не суйся в воду. Не помучишься, не научишься. Правдивое слово не умирает. и т.д.).

Теперь послушаем результаты исследования (работа ученика по таблице. Учащиеся записывают примеры глаголов с приставкой недо-, причастий с зависимым словом ещё, графически объясняют слитное или раздельное написание).

Подводя итог сказанному, давайте послушаем небольшое стихотворение:

Не с глаголом пиши раздельно,

Например: не хотел, не знал.

Только помни об исключеньях:

Ненавидел, негодовал.

Не с глаголом раздельно пиши:

Не сердись, не скучай, не дерись, не спеши.

  1. Теперь следующий этап нашей работы: результаты исследования о правописании не с именными частями речи и наречиями на –о (-е).

Выступление ученика по таблице, анализ примеров, их запись учащимися в тетрадь. Ученик-эксперт дополнительно сообщает о том, что огромное количество существительных, прилагательных и наречий не способно соединяться с приставкой не- и образовывать с ней новое слово, поэтому с такими словами не употребляется только в функции отрицательной частицы и слитно писаться не может.

Учащиеся приводят примеры таких слов.

Закрепим, полученные сведения. Послушайте стихотворение Ф.Кривина, выпишите из него существительные с не, объясните их написание:

Частица не – упрямая частица,

Всё повернуть по-своему стремится.

Ты хочешь счастья, а она придёт –

И выйдет всё как раз наоборот.

С такой частицей нет опасней дружбы,

Она убьёт неверием своим.

И то, что нужно, станет вдруг ненужным,

А то, что плохо, - не таким плохим.

Но если ты ослаб и утомился,

Ну, словом, просто примирился,

Как говорят, с годами поостыл,

Частица не – упрямая частица

На этот случай может пригодиться,

На помощь поскорей её зови.

Она тебе придаст неутомимость,

Непримиримость, и неукротимость,

И силу нестареющей любви.

  1. Теперь рассмотрим правописание не с отрицательными и неопределёнными местоимениями и местоимёнными наречиями.

Ученик работает по опорной таблице-схеме, учащиеся записывают примеры в тетрадь.

Делается вывод о том, что отрицательные и неопределённые местоимения и местоимённые наречия обычно с не и ни пишутся слитно. Для местоимённых наречий это правило незыблемо.

Изменяющиеся отрицательные местоимения, употребляемые с предлогом, пишутся в три слова: ни у кого, ни с кем, не у кого и т.д. Дело здесь в особенностях самого сочетания этих местоимений с предлогом: вместо обычного положения предлога перед целым словом здесь он вклинивается между словообразовательной приставкой и последующей частью слова.

Закрепление теоретического материала на примерах из упражнения 349: вначале выписываются предложения, в которых есть отрицательные местоимения с приставкой не-, а затем – предложения, в которых есть наречия с приставкой не-.

  1. Обобщение, выводы, рефлексия.

О чём мы узнали сегодня в ходе урока-исследования?

Заключительное слово учителя: Большое спасибо нашим экспертам за подробные сообщения. Вы все очень хорошо поработали, и в конце нашего урока давайте разгадаем кроссворд. С его помощью ещё раз вспомним все частицы.

  1. Итоги урока, комментирование оценок.
  2. Задание на дом.

nsportal.ru

Смотрите также