Метод фельденкрайза упражнения

Главная » Упражнения » Метод фельденкрайза упражнения

Эти несколько упражнений, приведенных ниже, взяты из книги Гая Селы «О чем мы говорим, когда мы говорим о Движении. Краткое введение в метод Фельденкрайза».

Упражнения по методу Фельденкрайза

Благодаря этим простым упражнениям, человек, не знакомый с методом, может быстро и наглядно убедиться в том, что в результате соматического переобучения с телом действительно происходят ощутимые изменения.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Пожалуйста, выполните три маленьких эксперимента.

Эти эксперименты могут на первый взгляд показаться тривиальными. Их важность будет становиться все более очевидной по мере роста вашего понимания метода.

Метод Фельденкрайза: Упражнения для соматического переобучения

1. Возьмите лист бумаги и ручку.

Напишите свое имя три раза.

Теперь возьмите ручку по-другому. Если вы начали писать ручкой, держа ее большим, указательным и средним пальцами, как это привычно делает большинство людей, попробуйте держать ее большим, средним и безымянным пальцами.

Держа ручку в таком положении, снова напишите свое имя.

Теперь возьмите ручку большим, безымянным пальцем и мизинцем и снова напишите свое имя.

Вернитесь к первому положению, когда вы держите ручку большим, указательным и средним пальцами, и напишите свое имя снова три раза.

Сравните последнюю строку с первой.

Написано ли ваше имя несколько иначе? Может, в некотором роде лучше? Проще? Более элегантно?

Отличался ли опыт последнего написания имени от первой попытки написать его? Лучше или хуже?

Теперь мягко поверните голову влево и верните обратно в центр, а затем вправо и обратно в центр.

В какую сторону по ощущениям поворачивать легче? Возможно, в одну из сторон амплитуда движения больше?

Это сторона той руки, которой вы пользовались для письма, или противоположная?

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь! 

Сторона, на которой вы сосредоточили свое внимание, должна ощущаться и двигаться лучше, чем другая.

Метод Фельденкрайза: Упражнения для соматического переобучения

2. Произнесите вслух предложение — нечто простое, как «Меня зовут _____».

Теперь снова произнесите его, но на этот раз с закрытым ртом (т. е. не размыкая ни челюсти, ни губ).

Вернитесь снова к обычному произнесению.

Отмечаете ли вы разницу между первым разом и последним? Какой для вас звучит лучше?

Снова произнесите свое имя вслух, но пусть на этот раз ваша челюсть будет открываться, а рот будет по-прежнему закрыт (только губы сомкнуты).

И снова вернитесь к исходной, первой позиции произнесения, без каких-либо ограничений, и проверьте, ощущается ли и звучит ли предложение так же или же оно как-то изменилось.

Если вы обнаружили, что оно изменилось, попытайтесь определить, произошло ли все к лучшему или к худшему.

Если бы вам пришлось выбирать между этими вариантами, инстинктивно, какой бы вы выбрали?

Повторите также второй вариант произнесения и уловите, произошли ли изменения и приемлемы они для вас или нет.

3. Отследите свое дыхание, в каком бы положении вы сейчас ни находились.

Какие части тела движутся?

Какие неподвижны?

Во время вдоха расширяется ваша грудная клетка или живот?

Цикл дыхания ритмичный или аритмичный?

Какого рода этот ритм?

Каков объем каждого вдоха?

Измените свое положение относительно гравитации. Например, если вы сидели — лягте на спину, живот или на бок.

Отметьте, как вы дышите в этом положении. Как дыхание отличается от того, что отмечалось в первом положении?

Пройдитесь по тем же пунктам для сравнения — объем каждого вдоха, какие части тела движутся, а какие нет, и т. д.

Теперь вернитесь к своему первоначальному положению и снова обратите внимание на свое дыхание.

Осталось ли оно таким же, как в начале? Может, есть улучшения? Если да, то какие? Как вы ощущаете себя в целом?

Теперь проанализируйте то, что только что произошло. Вам нужно убедиться, что каждый из экспериментов привел:

а) к улучшению, которое

б) практически не заняло времени для достижения,

в) не требовало практически никаких усилий, которое

г) было спонтанным (не продуманным заранее) и

д) всеобъемлющим (включало функции, с которыми вы ничего не делали напрямую).

Если вы не можете отметить у себя на своем собственном опыте то, о чем заявлено в этих пунктах, повторите эксперименты, но на этот раз вдвое медленнее и более внимательно.

Все еще нет? Тогда попробуйте следующее.

Найдите положение и место, в котором вам было бы максимально комфортно, например, лежа в своей постели, с подушкой под головой и приглушенным светом.

Убедитесь, что вас ничего не будет отвлекать в те несколько минут, когда вы снова будете экспериментировать.

Повторите эксперименты. Только медленно, очень медленно. 

Повторите каждое движение столько раз, сколько вам нужно, чтобы определить его уникальный «кинетический отпечаток», как оно «ощущается».

Дышите так, будто у вас вообще нет совершенно никаких волнений или устремлений.

Отдыхайте, когда чувствуете, что вам это нужно.

Есть улучшения?

Если ответ все еще «нет», возможно, вам нужна некоторая индивидуальная помощь, чтобы провести вас через эти первые несколько шагов.

Поищите преподавателя метода Фельденкрайза — это можно сделать даже через Интернет, если встретиться с человеком лично для вас слишком сложно, — и попросите его помочь Вам в проведении этих экспериментов (или же подобных, на его усмотрение).

В некоторых случаях это единственный способ начать, и это совершенно нормально.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

«Старость… начинается с возложенных на самого себя ограничений в формировании новых паттернов движения. Сперва человек выбирает определенное отношение и позу, соответствующую положению в обществе, и, таким образом, отвергает определенные действия, такие как сидение на полу или прыжки. Впоследствии по прошествии времени эти действия становится невозможно выполнить. Возобновление и реинтеграция даже этих простых действий приводит к заметному омолаживающему эффекту не только в механике движения тела, но и для всей личности в целом»

из книги М. Фельденкрайза «Тело и зрелое поведение»

Стареем элегантно: метод Фельденкрайза для пожилых

Если то, что мы становимся старше, является неизбежным, многие негативные атрибуты, которые мы относим к старости, необратимыми не являются. Удивительно, что некоторым людям удается сохранить энергичность и жизнерадостность несмотря на возраст, в то время как другие становятся старыми гораздо раньше времени. Чему мы можем научиться, наблюдая за теми, кто, кажется, нашел «фонтан вечной молодости»?

Я провел многие годы с Моше Фельденкрайзом, когда ему было за семьдесят, и был глубоко впечатлен тем, насколько он был осведомлен о текущем положении дел в политике, открытиях в науке и культурных изменениях. Он был человеком настоящего, а не прошлого. Фельденкрайз был необычайно активным и продуктивным до глубокой старости: выполнял приемы дзюдо, писал книги и путешествовал по миру тогда, когда ему было уже почти восемьдесят.

Многие мастера сценических искусств также могут служить источником вдохновения и примером в том, как сохранить здоровье и жизненные силы. Виолончелист Пабло Казальс, пианист Артур Рубенштейн и дирижеры Бруно Вальтер и Джордж Орманди выступали на высоком уровне уже когда им было за восемьдесят.

Несмотря на то, что многие генетические факторы, влияющие на наступление старости, лежат за пределами наших знаний и контроля, мы сами можем сделать многое для поддержания устойчивого уровня жизненных сил и здоровья. Самым лучшим советом будет оставаться активным и на это есть причины. Такие люди как Фельденкрайз и Казальс никогда не выходили на пенсию, никогда не прекращали работать над тем, что они любили больше всего. Важно быть одновременно и умственно, и физически активным — продолжать двигаться.

Движения при этом не обязательно должны быть напряженными, вызывать потоотделение или приводить к разогреву мышц и подъему пульса. Возрастные изменения сердечно-сосудистой системы накладывают свои ограничения: если для вас подобная нагрузка непривычна, стоит найти другой способ сохранения активности тела, иначе вы рискуете приобрести дополнительные проблемы с мышцами и суставами.

Есть достаточно доказательств тому, что ограничения в использовании суставов приводят к структурным изменениям в суставах, мышцах и других мягких тканях, эти изменения в конце концов уменьшают возможный диапазон движения. Таким образом, создается порочный круг, который и далее приводит к все большему ограничению движений.

Одним из способов разорвать его, и при этом увлекательным и приятным способом, является метод Фельденкрайза.

Те, кто использует свое тело более полноценно, имеют больший шанс сохранить свои возможности в течение всей жизни.

Если мы взглянем на идущего человека издалека, исходя из чего мы составим представление о его возрасте? По осанке и походке.

  • Когда походка человека активная, уверенная и легкая, создается впечатление молодости.
  • Если походка медленная, закрепощенная или неуверенная — это ассоциируется с преклонным возрастом.

Показательны недавние исследования об изменениях в походке людей в возрасте от 30 до 75 лет. Вопреки ожиданиям многих, если исключить влияние болезней и травм, то в походке людей различного возраста не было обнаружено различий. Здоровые люди ходят по сути точно так же и в 35 лет, и в 75 лет.

По нашему собственному опыту использование метода Фельденкрайза для людей в возрасте 60, 70, 80 лет обычно помогает восстановить более молодую походку даже тем, у кого накопилось немало проблем со здоровьем.

Осанка также влияет на восприятие возраста: 

  • более прямая, сбалансированная осанка ассоциируется с молодостью;
  • сутулая и согнутая ассоциируется со старением.

Оставаясь активными и формируя здоровые привычки использования тела мы можем сохранить молодую осанку и походку настолько, насколько нам позволит здоровье. Так же как и с походкой, работа по методу Фельденкрайза помогает улучшить осанку людей всех возрастов, даже пожилых.

Главная проблема, конечно, не в том, как выглядеть молодым, хотя в нашей культуре то, как мы выглядим, сильно влияет на отношение остальных к нам. Главным является то, что молодая походка и движения помогают нам чувствовать себя молодыми, думать как молодые и вести себя как молодые, одновременно наслаждаясь опытом, знаниями и мудростью, которые приходят с годами.

Причина, по которой метод Фельденкрайза является столь эффективным, в том, что многие физические ограничения, которые по ошибке приписываются возрасту, на самом деле являются результатом недостаточного использования возможностей тела, привычек и защитных мышечных паттернов.

Стареем элегантно: метод Фельденкрайза для пожилых

Баланс, гибкость, осанка, походка и легкость движений могут быть улучшены даже в пожилом возрасте посредством постепенного переобучения того, как человек выполняет базовые движения.

Суть метода Фельденкрайза — это упражнения на мягкое и аккуратное выполнение большого количества вариаций различных простых движений. В результате выполнения уроков изменяются нейро-мышечные паттерны и происходят изменения в теле.

В то время как некоторые формы физической активности и упражнений могут не подходить для пожилых людей, метод Фельденкрайза, преподаваемый посредством уроков Осознавания через движение и Функциональной интеграции, специально создан для того, чтобы помочь людям оставаться умственно и физически гибкими в любом возрасте.

Фельденкрайз опубликовал аудиозаписи серий аудиоуроков для пожилых людей, которые могут дать отличные результаты в достижении гибкости, улучшении осанки и удобстве движений.опубликовано econet.ru

Автор: Марк Риз

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Метод Фельденкрайза

Метод Фельденкрайза — двигательная практика, разработанная Моше Фельденкрайзом и ставящая целью развитие человека через осознавание себя в процессе работы над движением собственного тела. Метод Фельденкрайза называют также методом соматического обучения (somatic education).

Описание метода

Особенностью метода Фельденкрайза как двигательной практики является акцент на осознавании изменений, происходящих в человеке в процессе работы над движением, в противоположность освоению и совершенствованию каких-либо определённых форм движения. Занятия по методу Фельденкрайза чрезвычайно разнообразны в отношении форм движения, динамики, основного исходного положения, акцента на движении различных частей тела и взаимосвязях в теле.

Существуют две формы практики метода Фельденкрайза:

  • Сознавание через движение (Awareness Through Movement, ATM) — групповые занятия, в которых ведущий, не демонстрируя движений, направляет действия занимающихся вербальными инструкциями. Ими также можно заниматься индивидуально, слушая записи уроков и самостоятельно выполняя описываемые действия.
  • Функциональная интеграция (Functional Integration, FI) — индивидуальные невербальные сеансы, в которых движение занимающегося направляется движением практика. Сеансы функциональной интеграции проводятся, как правило, на специальной кушетке (вариант массажного стола) с применением особых подушек, валиков и других материалов, которые используются для поддержки положения тела и организации движения, а также как средство обратной связи для занимающегося.

В рекомендуемых стандартах практики Международной федерации метода Фельденкрайза утверждается, что метод не является медицинской, массажной или какой-либо другой терапевтической техникой, ни техникой bodywork [1]. Однако в России и в некоторых других странах его иногда относят к методам телесно-ориентированной психотерапии, а также к методам альтернативной и комплементарной медицины.

Стандарты практики

Международной федерацией метода Фельденкрайза установлены образовательные стандарты для практиков метода Фельденкрайза[1], согласно которым фельденкрайз-практик должен пройти базовое обучение по утверждённой программе (160 дней за 4-5 лет) и в дальнейшем регулярно повышать квалификацию.

ru.wikipedia.org

Смотрите также