Метод дейвиса дислексия упражнения

Главная » Упражнения » Метод дейвиса дислексия упражнения

Коррекция дислексии у младших школьников: упражнения. Виды дислексии и способы коррекции

В мире существует большое число детских заболеваний. Одной из этих болезней является дислексия. Как лечить эту болезнь? Она лечится в России, и лечится довольно успешно. Для того чтобы не запустить эту болезнь, необходимо знать её начальные симптомы, а затем уже разбираться, какое именно лечение подойдёт ребёнку. Эта статья расскажет родителям, какая существует коррекция дислексии у младших школьников, упражнения для коррекции также будут рассмотрены. А теперь обо всём по порядку.

Дислексия: что это такое?

Молодым родителям будет полезно знать, что вообще представляет собой эта проблема. Сама по себе дислексия - это болезнь, при которой у ребёнка затрудняется восприятие цифр и букв.

коррекция деслексии у младших школьников упражнения

Ребёнок способен их различать, знать, но из-за болезни возникают моменты, когда он не может понять их смысл.

Когда проявляется болезнь?

Ответив на вопрос: "Дислексия, что это такое?", - нужно разобраться, когда именно проявляется эта болезнь. В основном она встречается у детей, которые только-только пошли в школу. Из-за болезни детям сложнее воспринимать информацию, которую даёт педагог.

дислексия что это такое

Стоит отметить, что та информация, которую ученик слушает и воспринимает на слух, усваивается им во много раз лучше, чем та, что он берет из своих учебников. Ребенок может менять слова в тексте местами или воспринимать их как перевёрнутые, кроме того, он может путать цифры и буквы. В связи с этим у учеников низкие оценки в школе, плохая успеваемость в целом. Они менее активны по сравнению со своими сверстниками.

Симптомы дислексии

Каждому родителю необходимо знать основные симптомы дислексии, чтобы на раннем этапе начать лечение. Также эти симптомы помогут разобраться, какой вид болезни у ребёнка на данный момент. Итак, симптомы дислексии в медицине следующие:

  1. Дезорганизация.
  2. Неуклюжесть и проблемы в координации.
  3. Трудности в принятии информации и в её обработке.
  4. Различные проблемы в усвоении слов.
  5. Непонимание информации, которая была прочитана ребёнком в тексте.

Это основные симптомы болезни. Но есть и другие. Они менее заметны, но на них также стоит обратить своё внимание.

Иные симптомы дислексии

  1. Несмотря на плохие навыки чтения, интеллект у ребёнка отлично развит.
  2. Возможны какие-либо проблемы со зрением ребёнка.
  3. Возникают трудности при письме, а именно неразборчивый почерк.
  4. Ошибки при письме или чтении, а именно пропуски букв или их перестановка.
  5. Плохая память.

Разновидности болезни

В медицине существует несколько разновидностей болезни. Их знают врачи, но и родителям их понимание необходимо. Итак, виды дислексии существуют следующие:

  1. Мнестическая дислексия. Отличительная черта данного вида заключается в том, что ребёнок, имеющий данную разновидность болезни, трудно работает с буквами: он не понимает, какой из звуков соответствует конкретной букве.
  2. Аграмматическая дислексия. Этот вид выражается в изменении падежных окончаний, у ребёнка возникают трудности в склонении слова по падежам. Кроме того, он с трудом изменяет слова по родам. Данный вид дислексии чаще всего встречается у детей с системным недоразвитием речи.
  3. Фонематическая дислексия. Эта разновидность болезни выражается в смешивании звуков ребёнком при прослушивании слов, которые ему диктуют. В основном к ним относятся звуки, отличающиеся по одному смыслоразличительному признаку. Помимо этого, ребёнок читает слова по буквам, также он может переставлять слоги и буквы.
  4. Семантическая дислексия. Этот вид проявляется в том, что ребёнок читает текст абсолютно правильно, но понимание его является ошибочным. Слова при прочтении текста воспринимаются абсолютно в изолированном виде, далее это приводит к потере связи с остальными лексемами.
  5. Оптическая дислексия. Этот последний вид дислексии выражается в затруднённом усвоении, а также смешивании похожих графических букв.

коррекция дислексии по системе дейвиса

Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения, которые проводятся со специалистами, могут помочь ребёнку и его родителям вылечить болезнь любого вида и любой сложности.

Дислексия: способы коррекции

Любое заболевание необходимо лечить. И начинать этот процесс лучше как можно раньше. Как уже было сказано выше, коррекция дислексии у младших школьников, упражнения, направленные на борьбу с ней, могут помочь справиться ребёнку с этим недугом. Но это довольно сложный процесс. К сожалению, коррекция дислексии Москве лишь под силу. В других городах лечение этой болезни не производится. Методика коррекции дислексии может иметь несколько форм. Далее будет рассказано об абсолютно всех методиках и упражнениях, которые существуют на данный момент в медицине.

Метод Дейвиса

Большую популярность в этой сфере лечения приобрела коррекция дислексии по системе Дейвиса. Изобрёл этот метод, как уже можно понять по названию, исследователь Рональд Дейвис. Он был очень хорошо знаком с этой болезнью, т. к. сам ею страдал в детстве. Его методика имеет несколько этапов, каждый из которых играет важную роль в лечении дислексии. Благодаря им ребёнок постепенно разрабатывает свои мышление, память и внимание.

коррекция дислексии в москве

Многие эксперты и родители успели по достоинству оценить весь положительный эффект данного метода.

Этапы метода Дейвиса

  1. Самый первый этап - это комфорт. Ребёнок должен находиться в зоне комфорта, не испытывая никаких неудобств.
  2. Следующий этап - это работа над координацией. Этот этап помогает ребёнку усвоить такие понятия, как право-лево, верх-низ. Для этого необходим резиновый мяч, в дальнейшем их потребуется два. Данные мячи способны издавать приятные звуки в тот момент, когда касаются руки ребёнка.
  3. Познание символов с помощью лепки. Ребёнку даётся пластилин, из которого вместе с преподавателем он должен слепить буквы, цифры и различные слоги. Благодаря этому, ребёнок лучше усваивает символы, т. к. он может их потрогать руками и даже понюхать.
  4. Последний и самый важный этап - чтение. Он делится на три отрезка. В первом ребёнок должен научиться переводить свой взгляд слева направо и узнавать группы букв. Во втором происходит закрепление способности переводить свой взгляд слева направо. И третий отрезок -включает работу на понимание смысла одного предложения, а затем и всего текста.

Отзывы родителей о методике Дейвиса

Отзывы о данной методике в основном положительные. Родители отмечают повышение успеваемости детей в школе, а также их успехи в чтении. Они могут воспринимать по 50, а некоторые и по 60 страниц в день. Школьник начинает писать более разборчиво, чем до лечения. Да и сам ребенок становится более активным. Его легче поднять рано утром в школу, хотя раньше, как многие отмечают, им удавалось сделать это с огромнейшим трудом.

занятие с логопедом для коррекции дислексии

Конечно, пользоваться этой методикой или нет, решать вам, но то, что она помогает, подтвердили уже многие родители, чьи дети, к сожалению, знакомы с этим недугом.

Занятия и упражнения для коррекции дислексии

В Москве существует огромное количество центров, которые дают возможность посетить занятие с логопедом для коррекции дислексии. Именно эти специалисты и используют упомянутый выше метод Дейвиса. Кроме того, логопед может посоветовать родителям именно те упражнения, которые подходят ребёнку больше всего. Конечно, за эти посещения необходимо заплатить достаточную сумму денег. Минимальная цена за одно посещение - 1500 рублей. В некоторых клиниках ещё больше - 2300 рублей.

методика коррекции дислексии

Конечно, можно пойти и другим путём - заниматься ребёнком самостоятельно. Для этого существует большое количество различных упражнений, которые помогают эффективно бороться с дислексией. Для начала будут рассмотрены способы, которыми пользуются логопеды в борьбе с дислексией.

Упражнения, которые проводятся с логопедами

Каждый врач, перед тем как начать занятия с ребёнком, смотрит, какой именно вид дислексии он имеет. Всё потому, что к каждому виду подбираются свои конкретные методы. Ниже будут приведены упражнения, которые относятся к тому или иному виду дислексии:

  1. Упражнения при фонематической дислексии. Работа с таким видом проходит в два этапа. Первый заключается в уточнении артикуляции. Перед зеркалом логопед показывает ребёнку то, как должен быть расположен язык, как открыть рот при произношении конкретного звука. Когда этот этап будет пройден и ребёнок поймет механику произношения, начинается второй этап. Смысл его заключается в сопоставлении различных смешиваемых звуков как при произношении, так и при прослушивании. Задача, поставленная перед ребёнком, постепенно усложняется.
  2. Упражнения при аграмматической дислексии. Специалисты решают эту проблему с помощью составления с ребёнком сначала небольших, а затем и более длинных предложений. Это помогает ему научиться изменять слова по числам, родам, а также по падежам.
  3. Упражнения при мнестической дислексии. Логопед использует в своей работе при данном виде болезни предметы, которые максимально похожи на букву. При этом модель может издавать различные звуки, которые помогут ребёнку понять, какая именно буква имеется ввиду.
  4. Упражнения при оптической дислексии. Здесь логопед ставит перед ребёнком задачу найти необходимую букву. Она может прятаться в рисунке, ее необходимо дорисовать или дописать. Также используется лепка из пластилина, составление букв из счётных палочек.
  5. Упражнения при семантической дислексии. Задача, которая стоит перед логопедом в этой ситуации, - помочь ребёнку понимать, какое значение несёт то или иное слово. Кроме того, необходимо добиться того, чтобы школьник понимал смысл прочитанного текста. Понимание его производится за счёт картинок или каких-либо вопросов по нему.

Большой перечень видов имеет заболевание. Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения тесно связаны с этими видами. Ведь благодаря им, специалисты знают, какие именно методы нужно использовать.

Коррекция дисграфии и дислексии младших школьников: упражнения

Итак, пришло время поговорить об упражнениях, которые помогают в борьбе с дислексией. Они эффективны, и, если заниматься ребёнком каждый день, то можно добиться неплохих результатов:

  1. Скороговорки. Да, произношение их очень помогает ребёнку. Дело в том, что сами по себе скороговорки - это последовательность схожих по звучанию слов. Благодаря этому ребёнок может почувствовать разницу. Также можно пробовать чтение слов в обратном порядке.
  2. Проговаривание различных звуков. Родители должны объяснить ребёнку, что он должен проговаривать сначала согласные, а потом гласные звуки в абсолютно любом порядке. Причём делать это необходимо на выдохе. Через некоторое время необходимо смешивать гласные и согласные звуки.
  3. Гимнастика для артикуляции. Производятся различные дыхательные упражнения. Они являются разминкой перед коррекцией дислексии.
  4. Резиновый мячик. Здесь необходимо учить ребёнка читать по слогам. Мячик нужен для того, чтобы, когда ребёнок произносил слог, он сжимал его всеми пальцами.
  5. Упражнение "Буксир". Смысл его заключается в том, что кто-то из родителей должен вместе с ребёнком читать текст. Сначала малыш и взрослый читают вместе вслух, а потом каждый про себя. Важно помнить, что родители должны подстраиваться под скорость чтения ребёнка, т.к. он может не успевать за взрослым.
  6. Последнее упражнение - многократное чтение текста. Ребёнку даётся отрывок, и в течение минуты он его читает. Когда проходит минута, ставится отметка на том месте, где остановился ребёнок. Затем, спустя небольшой промежуток времени, он должен снова прочитать тот же самый кусок. Родители, в свою очередь, должны следить за динамикой чтения, за тем, больше или меньше в этот раз понял малыш. Важно помнить, что читать текст нужно много раз за день, но с перерывами.

Эти упражнения можно и нужно выполнять у себя дома каждый день. Мгновенного результата не будет, но улучшения в развитии со временем будут проявляться всё в большой степени.

Итог

Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения для борьбы с ней широко практикуются в различных странах мира. К сожалению, в России специальных учреждений довольно мало.

коррекция дисграфии и дислексии младших школьников

Цены на услуги логопеда сравнительно невысокие. Поэтому лечить ребёнка можно и нужно в России. Результат будет и закрепится он навсегда. Благодаря специальным упражнениям, активность ребёнка вырастет, а также улучшится его успеваемость в школе. Дислексия - это болезнь, которую можно вылечить.

fb.ru

Методика Д. Дейвиса по устранению дислексии

Рональд Д. Дейвис - инженер, бизнесмен и скульптор, основатель Центра по исследованию проблем чтения при Центре коррекции дислексии в штате Калифорния, США. Как и многие дислектики, в школе ему приходилось трудно, и учителя дружно заявляли, что он - "отсталый". Несмотря на это, Дейвис был одарен необычным талантом творчества и воображения, и, самостоятельно справившись со своей проблемой, добился больших успехов в жизни. В возрасте 38 лет он сделал для себя сенсационное открытие, позволившее ему устранить проблемы с чтением, и впервые смог без особых затруднений прочесть книгу от корки до корки всего за несколько часов. Развивая свою методику, Дейвис помог огромному количеству людей с дислексией устранить препятствие в обучении и получить выгоду от тех природных дарований, которые она может дать. Методика Дейвиса дает успешный результат в 99% случаев ее применения. 
Суть методики: помочь ребенку освоить механизм "выключения" дезориентации с помощью установления так называемой "точки ориентации", из которой с помощью богатого воображения можно увидеть окружающий мир без искажений. Данная система помогает ребенку освоить наиболее сложные для восприятия двухмерные печатные слова и символы и получить в своем воображении их образное выражение, тем самым, устраняя ненужные пробелы в восприятии. 
Физиологические основы методики Дейвиса
Развитие дислекии - очень сложный процесс, так что ее возникновение можно расценить как самое настоящее чудо.
Особая форма восприятия информации у дислектиков проявляется еще в младенчестве. Уже тогда его мозг способен на мысленное "достраивание" образа матери по одному виду ее руки или локтя. Та функция мозга, которая позволила малышу сопоставить образ лица, виденный раньше, с образом части руки и воспроизвести образ всего человека, как раз отвечает за симптомы дезориентации. Звучит слишком фантастично. Если бы такую работу произвел мозг взрослого человека, то мы могли бы объяснить это аналитическими рассуждениями и логикой. Но перед нами - трехмесячный младенец, распознающий в окружающей его обстановке такие вещи, которые он не должен уметь распознавать еще три года! И, тем не менее, он видит не локоть, а реального человека, то есть лицо в его мозгу представляется так, как бы он видел собственными глазами.
Следующий этап развития дислексика - возраст около 2-х лет. В таком возрасте ребенок проявляет крайнее любопытство. В квартире уже нет таких предметов, которые бы ускользнули от его любопытных глаз. Если в комнате появляется новая вещь, то он тут же ее замечает и безошибочно определяет, что это такое. Его мозг в секунды производит огромную работу по рассматриванию предмета со всех сторон, и в своем воображении ребенок получил около 2000 вариантов того, чем может быть предложенная вещь. Если же он раньше не видел подобной вещи, то это вызовет спутанность сознания. Здесь ребенок-дислексик автоматически и подсознательно использует функцию дезориентации для распознавания объектов в своем окружении как единственно верное решение.
Этап развития ребенка трех-пяти лет включает в себя формирование навыков аналитического обоснования и логики. Но у дислексика есть уже своя система, дающая быстрые и точные результаты по сравнению с теми, которые дают аналитическое обоснование и логика. У дислексика необходимости в таких навыках нет, это означает, что эти функции у него не развиваются. Поэтому он узнает предметы не осознанно, как другие дети, а с помощью все той же дезориентации. 
Далее дети начинают развивать навыки вербальной концептуализации. Фактически вербальный процесс медленнее мыслительного во много раз. Поэтому, когда нормальный ребенок начинает говорить, то автоматически он начинает медленнее мыслить. У дислексика, у которого мысль летит быстрее, чем речь, и получается быстрый невнятный поток слов. Процесс развития навыков вербальной концептуализации (мышление звуками языка) может занять до двух лет. Достигнув своего полного развития, он станет основным способом мышления для большинства детей. Так что к возрасту пяти лет, примерно к тому времени, когда начинается детский сад, обычные дети уже начали думать звуками слов. Это может происходить медленно, но это очень пригодится, когда они начнут учиться читать. Между тем дислектик еще никогда не слышал ни одной из своих собственных мыслей. Он был слишком занят, думая образами, занят процессом мышления, который происходит так быстро, что он даже не замечает, что делает это.
В возрасте шести-семи лет, когда дети идут в школу и начинают изучать алфавит, дислексика поджидают трудности. Печатные слова не вызывают в его мозгу тех образов, которые это слово подразумевает. Автоматически начинается рассматривание всех вариантов написания буквы или слова и абсолютная несовместимость его с образом, которое оно обозначает. При этом возникает спутанность сознания, ребенок чувствует тошноту и головокружение. К этому моменту времени спутанность сознания автоматически приводит в действие тот участок его мозга, который изменяет его восприятие. В девять лет фрустрация достигает своего предела, и дислектик обнаруживает полную неспособность к обучению. Уроки становятся пыткой. Для того, чтобы хоть как-то догнать своих сверстников, он начинает находить свои собственные компульсивные решения - зазубривание, механическое запоминание и ассоциации звуков, песен, рифм, концентрацию. Все это позволяет ему функционировать в мире слов, хотя такие уроки невозможно назвать настоящей учебой. Однако в других областях - спорте, рисовании, прикладном искусстве - ребенок проявляет недюжинные способности, потому что там объясняют устно или с помощью наглядной демонстрации. С возрастом проблема все больше усугубляется.
Но! Несмотря ни на что, ребенок не теряет первоначального дара, который развил. Дара смотреть на объект или ситуацию и "просто знать", что это такое. По мере того, как дислексик продолжает наблюдать мир, он также вырабатывает острое интуитивное понимание того, как что работает. У него развито воображение и изобретательность. Он сориентирован визуально и кинестетически. Он может думать на ходу и быстро реагировать. Все эти способности - большой дар, которого лишены многие люди! 
Методика Дейвиса представляет собой комплексную программу помощи страдающим дислексией, помогающая в кратчайшие сроки справиться с трудностями восприятия, дезориентацией и проблемами при чтении и письме.
Методика состоит из нескольких процедур, которые можно условно поделить на следующие составляющие:
- оценка способности восприятия;
- переключение; 
- разрядка и проверка;
- точная настройка; 
- координация;
- освоение символов;
- три шага к легкому чтению;
- освоение символов применительно к словам. 

                                                  Упражнения методики Дейвиса
                                       Программа предоставления рекомендаций

                                  по контролю за ориентацией по системе Дейвиса

Первый вопрос, который возникает у многих: "Каким должен быть план занятий?" Конечно же, для каждого ребенка график занятий должен быть индивидуальным и определяется специалистом медицинского центра. Для достижения быстрых и эффективных результатов рекомендуется интенсивный курс по реализации программы. Однако, и при более растянутом графике также достигаются хорошие результаты, но общее количество затраченного времени вследствие потери "темпа" занятий будет гораздо больше. Если делать программу "понемножку и потихоньку", то в отдельных случаях это может отрицательно сказаться на общей цели реальной коррекции дислексии. 
1. Оценка способности восприятия. 
Это начальная процедура, с помощью которой можно определить, в какой именно затруднительной для него отрасли ребенок хочет достичь улучшений.
Многие родители удивляются, когда узнают, что для их ребенка гораздо важнее преодолеть трудности в общении или в способности заводить друзей, чем чтение или грамотность в школе. Применяя методики, можно помочь ему устранить препятствия и в тех, и в других отраслях.
Методика учит ребенка создавать мысленные образы и видеть окружающий мир с помощью так называемого "умственного глаза". Она заключается в том, чтобы помочь ребенку вообразить у себя на руке кусок торта или тот предмет, который он может легко себе представить с закрытыми глазами. С помощью различных вопросов о форме, цвете, месторасположении предмета специалист определяет четкий мысленный образ предмета на руке ребенка. Для более образного представления специалист как бы помещает зрение ребенка в его собственный палец. Перемещая палец, ребенок может перемещать свое мысленное зрение и "рассмотреть" предмет с разных сторон. К концу занятия ребенок может отвлечься от вида предмета, который он видит с помощью своего "умственного глаза" и восстановить первоначальный вид предмета, мысленно рассматривая его на уровне собственных глаз. Он может представить себе, что предмет исчез с его левой руки и появился в правой, изменил форму или размер. Если ребенок успешно справился с предоставленным упражнением, то можно смело переходить к следующему этапу.
2. Переключение. 
Второй этап коррекции дислексии - это переключение (упражнение по визуализации).
Процесс коррекции дислексии начинается с обеспечения контроля за перцепционными восприятиями. Это означает, что ребенок может научиться сознательно "включать" или "выключать" дезориентацию. Выше говорилось о том, что симптомы дислексии - это симптомы дезориентации, так что, как только дислектик узнает, как выключать дезориентацию, он сможет "отключить" все ее симптомы. После выполнения данного упражнения может ошибочно показаться, что проблема решена, но ориентация - это только первый шаг в процессе ее коррекции. 
Итак, после того, как ребенок научился "смотреть" на предметы своим "умственным глазом", необходимо представить, что умственный глаз находится в так называемой точке Х, являющейся для него точкой ориентации. Эта мысленная точка находится на конце воображаемой линии, идущей от представляемого ранее предмета на руке пациента через нос, голову и находится примерно в 30 сантиметрах от верхней части затылка. "Закрепить" именно это место для обзора "умственным глазом" в данной точке поможет якорь, представляющий собой пересечение воображаемых линий, идущих к точке Х от ушей и лобной части головы. Как только ребенок представит это место, можно не держать в уме воображаемый предмет и линию, идущую от него. Теперь он представляет только пересечение оставшихся линий и место, в который нужно будет помещать "умственный глаз" для выключения дезориентации.
На самом деле, специалиста интересует группа клеток мозга, расположенная в верхней его части и отвечающая за дезориентацию. Когда эти клетки "выключаются", мозг получает в точности то, что видят глаза людей, не страдающих дислексией. То есть если пациент помещает в данную точку свой умственный глаз, то он автоматически "выключает" свою дезориентацию. Процесс помещения "умственного глаза" в точку ориентации нужно повторять постоянно, чтобы не дать дезориентации спутать сознание. Важен также процесс удержания умственного глаза именно в этой точке, но без напряжения, иначе у ребенка может разболеться голова.
3. Разрядка и проверка. 
Это этап, на котором пациент учится давать разрядку усталому воображению, которое не может долго удерживать "умственный глаз" в точке ориентации и может сместить ее воображаемое месторасположение.
Удержать умственный глаз в точке ориентации и не дать ему соскочить - задача довольно сложная. Дело в том, что "соскакивание" умственного глаза не происходит само по себе. Когда пациент оказывается в состоянии спутанности сознания, то он пытается сместить умственный глаз и одновременно пытается не допустить его смещение. Этот процесс называется "удерживанием". Когда ребенок пытается удержать "умственный глаз" неподвижно долгое время, то он невольно будет потирать шею сзади, жаловаться на головную боль, хмуриться. Тогда необходимо "разрядиться".
Ощущение разрядки - это такое же ощущение, которое испытываешь при вздохе. Если вздох глубокий, то разрядка ощущается по всему телу вплоть до кончиков пальцев на руках и ногах. Вот такое же ощущение должен почувствовать усталый "умственный глаз". Для этого нужно просто захотеть, чтобы такое ощущение возникло и у умственного глаза. Сразу же почувствуется облегчение в мышцах шеи. Если передать ощущение разрядки в голову, то исчезнет головная боль.
Через какое-то время установленная на первом занятии точка ориентации может изменить свое местонахождение. Проверить это можно, попросив ребенка поставить палец в эту точку. Если точка оказывается смещенной от правильного месторасположения, то необходимо сделать небольшую регулировку, поставив палец в нужное месторасположение. Когда точка ориентации была "отрегулирована", можно переходить к следующему этапу 
4. Точная настройка. 
Это процедура, с помощью которой ребенок может найти свою оптимальную точку ориентации, то есть точку, в которой ориентация будет достаточно точной.
Важно помнить, что данную процедуру необходимо проводить тогда, когда прекратятся проявления "плавания" умственного глаза относительно точки ориентации. Перемещая умственный глаз вокруг имеющейся точки ориентации, можно определить его оптимальное для ребенка месторасположение. 
Можно смещать свой умственный глаз в любом направлении, но каждый раз при его смещении ребенок будет ощущать потерю равновесия. Если точка ориентации смещена вправо, то тело теряет равновесие, наклоняясь вправо. Однако при незначительном смещении ребенок может найти свое собственное местоположение "умственного глаза", при котором он будет чувствовать себя наиболее комфортно. Тогда у него появится идеальное чувство равновесия, и он сможет стоять на одной ноге, не совершая дополнительных движений в ступне. К тому же дислексики обычно ощущают глубокое ощущение благополучия.
Если оптимальная точка была найдена, необходимо с помощью якоря укрепить ее. Однако время от времени оптимальное месторасположение может изменяться. Выполняя упражнение точной настройки, ребенок сможет легко адаптироваться и снова найти "свою" точку ориентации. 
5. Координация. 
Метод, с помощью которого можно навсегда устранить путаницу в понятиях "право" и "лево".
Этот процесс направлен на решение проблемы диспраксии или неуклюжести. Координацию необходимо проводить периодически после процедуры "Точная настройка".
Для начала необходимо проверить точку ориентации ребенка. Затем попросить его встать на одну ногу и уравновесить свое тело. Взяв 2 небольших мягких мячика, необходимо бросать их для того, чтобы он поймал их разными руками (один - одной рукой, другой - другой рукой) сначала по очереди, затем одновременно, а потом одновременно с уклоном вправо или влево, чтобы ребенок пересекал линию симметрии своего тела с целью поймать оба мячика. Он должен поймать их, не потеряв равновесия. Периодически выполняя такое упражнение, неуклюжесть можно свести на нет. Также это упражнение хорошо выполнять во время перерыва при применении следующей методики "Освоение символов" для маленьких слов. 
6. Освоение символов. 
Затруднения в чтении и письме, а также проблемы восприятия печатного текста тоже решаемы. Ранее говорилось о том, что ребенок-дислектик испытывает проблемы с восприятием печатных символов, которые в его понимании не воспринимаются как образы. Это могут быть предлоги, междометия, отдельные слова, которые трудно представить. Как известно, непонятое или неправильно понятое слово оставляет в восприятии пустоты, и кусок прочитанного текста просто вылетает из головы. Как же быть ребенку, который учится в школе, ведь приходится читать, учить стихи, формулы и теоремы? 
Восприятие дислексика таково, что оно принимает только трехмерное изображение. Двухмерный и к тому же непонятный символ может вызвать у него замешательство и дезориентацию. Условно назовем такие слова и символы "пускателями" дислексии. У большинства дислексиков симптомы дезориентации могут "запуститься" некоторыми буквами алфавита и знаками препинания, математическими символами и цифрами. 
Решение.
По статистике, усваивается 20% услышанного, 40% увиденного и 80% того, что человек делал сам. Так вот, буквы, слова, знаки, цифры для наилучшего освоения ребенок должен сделать сам в трехмерном, осязаемом изображении и идентифицировать его с обычными печатными буквами и цифрами. После этого ребенок должен проверить, правильно ли расположены буквы и в такой ли последовательности они стоят. Он должен уметь проговорить алфавит в прямой и обратной последовательности. Если какие-то буквы вызывают у него трудности, то нужно работать именно с этими буквами. Ребенок должен сказать, чем отличаются слепленная и написанная буквы, какие буквы стоят до и после нее, словом, работать с этой буквой до тех пор, пока она не перестанет вызывать трудности.
С символами несколько иначе. Ребенок должен научиться находить знаки препинания в тексте и знать, что делать, когда видит в тексте такой знак. Важно умение приводить примеры того, как применяется знак препинания либо другой знак или символ. 
7. Три шага к легкому чтению. 
Внимание дислексиков несколько рассеяно. Глядя на предмет, они будут воспринимать его не по частям, а лишь как единое целое. Поэтому на слово они тоже смотрят как на одно целое. И читать учатся, глядя на целые слова и отгадывая, чем же является данное слово. Такое отгадывание исключает чувство определенности, необходимое для приобретения уверенности в своих способностях. 
Первый шаг - прочитать по буквам.
Цели:
- научить ребенка при чтении переводить взгляд слева направо;
- помочь научиться узнавать группы букв как слова.
На этом этапе в понимании прочитанного нет необходимости. Главная цель: научиться распознавать буквы в слове и прочитать их в том порядке, в котором они написаны. Эта методика приучает мозг и глаза при чтении проходить по слову слева направо.
У дислексиков возникают проблемы с чтением, если они либо пытаются читать слишком быстро, либо сильно сосредотачиваются на читаемом материале. Поэтому необходимо выбрать наиболее легкую книгу, чтобы она читалась без напряжения. Если у ребенка при виде большого количества слов возникает замешательство, то можно закрывать листком бумаги текст ниже читаемой строки.
Очень важно не пропустить момент, когда ребенок потеряет ориентацию. Тогда необходимо проверить местоположение точки ориентации и сделать небольшой перерыв. 
Второй шаг - пробежать глазами, прочитать по буквам.
Цель: продолжение процесса перемещения взгляда слева направо и узнавание слов.
Если ребенок не может произнести то, что он только что прочитал, то необходимо сначала попросить его снова прочитать слово по буквам и сказать ему, что это обозначает, а потом попросить его повторить. При узнавании большинства букв необходимо перейти на более сложный уровень чтения. 
Третий шаг - пунктуация в образах.
Цель: понимание читаемого материала.
В любом языке после каждой законченной мысли стоит знак препинания, с помощью них она выделяется. Каждую законченную мысль можно изобразить или прочувствовать. После прочитанного ребенку необходимо добавить значение к тому, что он только что прочитал. Встретив знак препинания, необходимо попросить его представить в уме то, что он только что прочел. Если ребенок встретил слово, которое не является пускателем дезориентации, но оно не понято, то необходимо освоить само значение слова, прочитав его в простом словаре.
8. Освоение символов применительно к словам. 
Большинство людей не знают определения широко распространенных слов, которые являются наиболее часто употребляемыми в языке. Например, многие затрудняются дать какое-либо другое определение слову "в" кроме того, что это - предлог. 
Процедура методики "Освоение символов" состоит из нескольких этапов:
- посмотреть слово в словаре;
- выяснить, как оно произносится (транскрипция);
- прочитать первое определение вслух вместе с предложением, приводимым в качестве примера;
- установить четкое понимание определения, обсудить его, составить предложение или фразы, используя это слово с таким определением;
- сделать из пластилина модель концепции, описанной определением (например, для изображения предлога "в" можно вылепить изображение "вилка в розетке", либо сцену "дети играют в игру"); 
- сделать из пластилина символ или буквы слова и убедиться в правильности орфографии; 
- создать мысленный образ того, что было создано; 
- сказать вслух: "Это слово значит определение (Это высоко значит больше нормальной высоты)", сказать вслух слову или символу: "Здесь говорится (слово)..." 
Необходимо продолжать составлять предложения и фразы до тех пор, пока не удастся сделать это легко и без напряжения. 

                                   Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко)
Диктант 1 
1. Тает снег. (8 букв)
2. Идёт дождь. (9)
3. Небо хмурое. (10)
4. Коля заболел. (11)
5. Запели птицы. (11) 
Диктант 2
1. Поле опустело. (12)
2. Трещат морозы. (12)
3. Я ищу землянику. (13)
4. В лесу росла ель. (13)
5. Наступила осень. (14) 
Диктант 3
1. Дни стали короче. (14)
2. В лесу много берёз. (15)
3. Прилетели птички. (15)
4. Ярко светит солнце. (16)
5. Лида вытерла доску. (16) 
Диктант 4
1. Весело бегут ручьи. (16)
2. Подул резкий ветер. (16)
3. Зоя прилежно учится. (17)
4. Дятел долбил дерево. (17)
5. Я хочу посадить цветы. (18) 
Диктант 5
1. Иней запушил деревья. (18)
2. Без воды цветы вянут. (19)
3. Пролетело жаркое лето. (19)
4. Возле дома посадили ель. (20)
5. Солнышко светит и греет. (20) 
Диктант 6
1. Федя решил задачу у доски. (21)
2. Загорелась в небе зорька. (21)
3. На деревьях сверкал иней. (21)
4. Город Киев стоит на Днепре. (22)
5. В лесу собирают землянику. (22) 
Диктант 7
1. Зимой река покрылась льдом. (23)
2. Мальчик подарил маме цветы. (23)
3. Крестьяне работают на лугу. (23)
4. Дежурные стёрли пыль с доски. (24)
5. Из короба выбрались цыплята. (24)
Диктант 8
1. Мы жили возле берёзовой рощи. (24)
2. Небо покрылось серыми тучами. (25)
3. Дети посадили во дворе акацию. (25)
4. Бабушка купила внуку букварь. (25)
5. Землю согрело тёплое солнышко. (26) 
Диктант 9
1. Моя сестра работает на фабрике. (26)
2. Ласково грело весеннее солнце. (26)
3. Идёт дождь. (10)
4. Мы любим наш Киев. (14)
5. Береги учебные вещи. (17)
Диктант 10
1. У Андрея чистая тетрадь. (20)
2. Помогай своему товарищу. (21)
3. Воды морей солёные на вкус. (22)
4. Наша страна борется за мир. (22)
5. Эти мальчики - весёлые ребята. (24) 

nsportal.ru

Методика Рональда Д.Дейвиса по устранению дислексии.

Марина Витальевна Потоцкая

Опубликовано 08.07.2013 - 4:42 - Марина Витальевна Потоцкая

Методика коррекции дислексии Рональда Дейвиса дает успешный результат в 99% случаев ее применения.

Дислектики думают скорее образами, чем словами или предложениями. Поэтому вербальные символы они воспринимают в искаженном виде. В таком состоянии тяжело, или невозможно писать и читать. Ребенок, мыслящий образами, при встрече с вербальными символами, испытывает состояние дезориентации.

Рональд Дейвис предложил методику, основанную на развитии не вербального, а визуального мышления у дислектиков. 

Рональд Д. Дейвис. Дар дислексии. Изд.: Кэл Пресс. 1997.

metodika_r.deyvisa-chast_1.ppt 1.63 МБ
metodika_r.deyvisa-ch.2.ppt 2.77 МБ
metodika_r.deyvisa-chast_3.ppt 2.7 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

nsportal.ru

Смотрите также