Логопедические упражнения на звук л

Главная » Упражнения » Логопедические упражнения на звук л

Логопедическое занятие по коррекции произношения звука [л]

Оксана Евгеньевна
Логопедическое занятие по коррекции произношения звука [л]

Тема: «Постановка звука «Л».

Цели: 1) Выработать навык правильного артикуляционного уклада.

2) Развивать подвижность речевого аппарата.

3) Развивать слуховое внимание, фонематический слух.

4) Развивать, обогащать и активизировать словарь;

5) Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.

Оборудование: п/к самолёт, п/к пароход, фишки для звукобуквенного анализа слов,

графика предложения.

Ход:

I.Орг. момент

- Пальчиковая гимнастика. (Каждый пальчик здоровается с большим пальцем, «пробежка» указательным и средним пальчиками по столу.

II. Сообщение темы.

-Сегодня будем учиться произносить звук, напоминающий гудок парохода.

-Это звук «Л»

III. Развитие силы и напряжения воздушной струи.

-Чтобы песенка парохода была громкой и красивой, мы с тобой должны правильно дышать.

А) «Лопни шарик»

Б) «Втяни щёки»

В) «Охотник идёт по болоту»

Наши ротики и губки должны быть подвижны и послушны нам.

IY. Упражнения для губ.

- «Заборчик» под счёт 1-5

«Трубочка» (зубы сомкнуты, губы выдвинуты вперёд)

«Заборчик-трубочка»

- поднимать и опускать нижнюю губу указательным пальцем, поставленным на неё.

- произносить «А»-, облизывать верхнюю губу в момент произнесения «А».

Послушай стихотворение.

«Рот –домик, губки-двери,

А кто живёт в этом домике?

В этом домике дружок,

Живёт весёлый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка.

И немножко шалунишка.

- Показали язычок, сделали:

«Лопаточку»- «Лопата копает»

- «Иголочка» (напрячь язык, выдвинуть вперед, придать языку заострённую форму)

-«Лопатка»- «Иголочка» 3-4 раза

- «Качели» с одновременным произнесением «А»

«Индюки»

«Футбол» (надавливание кончиком языка на щёки)

- покусывание языка

Y. Постановочные упражнения.

А) «Забор» - «Окно»- пропеть гласный «А», коснуться языком верхней губы во время пропевания

Б) «Забор»- «Окно»- пропеть гласный «А», во время пропевания ритмично нажимать на верхнюю губу языком.

В) Широкий кончик языка прикусить зубами и тянуть «Ы». С силой открыть рот на звук «А».

Г) Петь звук «Ы»- поднять язык за верхние зубы.

Д) Поднять язык за верхние зубы и тянуть «Ы».

Е) Распластанный язык на нижней губе, петь «А», затем прикусить язык, продолжая тянуть «А»

Ж) Петь звук «А», широкий язык поднять за верхние зубы, продолжая петь «А».

YI. Закрепление артикуляционного уклада.

Губы – положении «Забор»

Рот- приоткрыт

Широкий кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами

Язык-в форме ложечки

По бокам языка образуется щель, по которой проходит воздух.

YII. Имитационные игры.

А) Поставь широкий язык за верхние зубы, и погуди, как самолёт в облаках:Л,Л,Л.

Б) Поставь широкий язык за верхние зубы, и погуди, как гудит пароход: Л,Л,Л.

YIII. Развитие фонематического слуха.

-Игра «Поймай звук»

Задание: Я буду произносить звуки, если услышишь звук «Л» - хлопни в ладоши.

А) В,Л,У,В,Л,В,Л,Л,У,Л.

Б) (луна, лужа, ваза, лампа, вода, парта, лопата, жираф).

IX. Развитие звукобуквенного анализа

-Загадки:

«Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …. (лук)»

«Тихо-тихо снег идёт, «Рядом с дворником шагаю,

Белый снег, мохнатый, Разгребаю снег кругом,

Мы расчистим снег и лёд и ребятам помогаю

Во дворе ….(лопатой)» делать гору, строить дом. (лопата)

Задание: выкладывание слов-отгадок фишками.

-составление словосочетаний с этими словами

- составление предложений, выкладывание их графикой.

X. Домашнее задание.

1) Отработать арт/упражнения

2) Поиграть в имитационные игры.

maam.ru

Индивидуальное логопедическое занятие: Постановка звука "Л"

Индивидуальное логопедическое занятие “Постановка звука «Л»”.

Тема: Звук [Л].

Этап: Постановка звука [Л].

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

формирование правильного произношения звука [Л];

уточнение акустического и произносительного образа звука [Л];

закрепление представлений о механизме организации звука [Л].

2. Коррекционно-развивающие:

развитие мелкой моторики (шнуровка);

выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме (артикуляционная гимнастика);

развитие плавного длительного выдоха (упражнение “Мыльный пузырь”);

развитие фонематических представлений (игра “Хлоп-топ”);

закрепление звука в изолированном виде, в слогах, словах;

развитие силы голоса и интонационной выразительности речи (игра на подражание).

3. Коррекционно-воспитательные:

воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;

формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: картинка с изображением клоуна, шнуровка, картинки с артикуляционными упражнениями, мыльные пузыри, артикуляционная схема, зеркало.

Ход занятия:

Этапы занятия

Содержание

1. Организационный момент

“- Здравствуй! Послушай, пожалуйста, загадку:

Любит всех смешить чудак

Попадает он впросак,

Много разных шуток знает

В цирке часто выступает”.

2. Сообщение темы

“- Правильно, это клоун и сегодня он пришёл к нам в гости, что бы сделать наше занятие весёлым. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком [Л]. Будем стараться произносить его правильно и красиво”.

3. Развитие мелкой моторики посредством шнуровки

“- С нашим клоуном случилась не приятность. Он так спешил к нам на занятие, что не заметил, как у него оторвалась пуговица. Давай поможем нашему клоуну её пришить”.

4. Артикуляционная гимнастика

“- Давай представим, что наш рот это цирк. И теперь мы будем показывать, что есть в нашем цирке: клоун который всем улыбается – давай сделаем улыбочку – молодец. В цирке выступают слоны – давай сделаем хоботок. Ещё у нас есть буфет, где дают вкусное варенье – давай оближем губки. После варенья надо почистить зубки. Ещё в цирке есть гимнасты, они выступают на качелях – давай покажем качели. В цирке выступают различные животные, давай покажем выступление со змеёй”.

5. Развитие длительного и плавного выдоха

“- Посмотри, клоун принёс с собой волшебную коробочку, давай посмотрим, что в ней лежит? Правильно, это мыльные пузыри. Ты любишь надувать мыльные пузыри? Давай по пробуем. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались”.

6. Постановка звука

Используемый приём:

От сохранного звука: “Теперь давай вспомним, как мы гудели на прошлом занятии - губы растянуты, при длительном произнесении звука [А], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении”.

(Фиксируем внимание ребёнка на положении губ и языка).

7. Произнесение изолированного звука

“Ты наверное знаешь, что клоуны часто гастролируют. А как ты думаешь, на чём они отправляются в путешествие? Правильно на самолёте. Давай вспомним, как гудит самолёт когда он взлетает”. (Логопед показывает картинку самолёта и имитирует его взлёт).

“А когда он летит высоко в небе – как мы будем гудеть? Правильно – тихо. Молодец!”

8. Анализ артикуляции

“Теперь я предлагаю посмотреть схему, на которой изображено нужное положение органов артикуляции. Скажи, когда мы произносим звук [Л] в каком положении находятся губы? (приоткрыты). А где находится язычок? (язычок между передними зубами). Моторчик работает или нет? (работает)”.

9. Развитие фонематического слуха (игра “Хлоп-топ”)

“Мне кажется, нам пора разомнутся? Сейчас я буду произносить различные слова, ты будешь хлопать в ладоши когда услышишь слова со звуком [Л], если в слове этого звука нет – ты топаешь ногами. Например: в слове “слон” – есть звук [Л]? Значит, что мы делаем? А в слове мяч?”.

машина, полка, шкаф, лопата, стул, мышь, пила, кошка, мел, лента, мишка.

10. Закрепление звука в слогах

“Повторяй за мной:

ла – ла –ла; лэ – лэ – лэ; лы – лы – лы; ло – ло – ло, ла – ло - лэ ”

11. Закрепление звука в словах

“Посмотри, нашему клоуну прислали конверт. Интересно, что там лежит. Давай посмотрим? Да это же загадка. Чтоб её разгадать надо назвать все предметы и подумать какая картинка лишняя и почему”.

12. Домашнее задание

1. Повторить артикуляционную гимнастику

2. Вспомнить пять животных, в названии которых есть звук [Л]

3. Раскрасить загадки.

13. Итог

“Скажи, над каким звукам мы сегодня работали? Кто приходил к нам в гости? Что больше всего тебе понравилось? Какое задание было для тебя трудным?

14. Оценка

“Ты очень хорошо занималась, старательно выполняла все задания. Молодец!”

Использованная литература:

1. Индивидуальные формы логопедической работы/ Авт.-сост. Н.Э. Куликовская, С.В. Семёнова -Якутск: Из-во Ин-та мерзлотоведения СО РАН, 2010 – 122 с.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков Л, ЛЬ. Альбом 3

Предлагаемый конспект можно использовать в подгрупповой или индивидуальной работе.

При отсутствии специальной деревянной шнуровки в виде пуговицы, можно использовать обычную пластмассовую пуговицу большого диаметра и шнурок.

Для загадки используется упражнение “Четвёртый лишний”, предметные картинки можно подбирать исходя из лексической темы. Например, для лексической темы “Одежда” можно подобрать следующие картинки: платье, пальто, брюки, блузка. Ребёнок называет все картинки и находит лишний предмет (брюки), далее он должен объяснить, почему именно этот предмет лишний (нет звука Л).

Желаю успеха!

nsportal.ru

Смотрите также