Логопедические упражнения на каждый день

Главная » Упражнения » Логопедические упражнения на каждый день

Консультация "Логопедические упражнения на каждый день"

Российская Федерация

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 2092 имени И.Н. Кожедуба

Дошкольное подразделение «Поколение» по адресу:

109559, г. Москва, ул. Маршала Кожедуба, д.16, к.2

тел.:    (495)658-72-84;факс 658-84-84

e-mail:  [email protected]

Консультация для родителей

«Логопедические упражнения

на каждый день».

Подготовила:

 Рузанова Л.А. –

учитель-логопед высшей

квалификационной категории

Москва 2014

1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.  

    Важную роль в формировании правильного произношения  звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).

    Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны.

    Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно  перед зеркалом по несколько минут.

    Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.

    Артикуляционные упражнения помогают ребёнку в закреплении звуков. Покажите ему, как нужно правильно выполнять упражнение.

«Вкусное варенье»
Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, сначала справа налево, а затем наоборот. Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку и не «подсаживала» его.

«Качели»
Широко раскрыв рот и улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны), а потом поднять его за верхние зубы (с внутренней стороны).

«Рыбка»
Пошлёпать расслабленными губами, словно рыбка.

«Лошадка»
Открыть рот и пощёлкать кончиком языка.

«Лопаточка»
Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5-10 секунд.

«Иголка»
Открыть рот и высунуть острый язычок как можно дальше. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5-10 секунд.

«Блюдце»
Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Поднять его вверх, не прикасаясь к зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5-10 секунд.

«Маляр»
Приоткрыть рот и улыбнуться. Провести кончиком языка по губам по часовой и против часовой стрелки. Выполнять упражнение по 5 раз.

«Часики»
Открыв рот, кончиком языка выполнять движения вправо-влево, дотрагиваясь до уголков губ.

«Конфетка»
Пусть ребёнок представит, что у него во рту жевательная конфетка, которая вдруг приклеилась к верхним зубкам. Предложите малышу отделить её языком (делать движения языком по внутренней стороне зубов). То же самое проделайте и с нижними зубками.
Важно в этой игре обращать внимание ребёнка на движения языка.

«Почистим зубки»
Улыбнуться, показать зубы. Провести кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, затем то же самое проделать с нижними зубами. Язык должен скользить по внутренней стороне зубов слева направо. Выполнять упражнение по 5 раз.

2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

«Одуванчик»
Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он разлетелся.

«Звоночек»
Попросите ребёнка подойти к стене и представить, что перед ним находится дверь, а рядом кнопка электрического звонка. Пусть малыш сделает вдох носом и, на секунду задержав дыхание, нажмёт пальчиком на «звонок», одновременно произнося «рь-рь-рь». Затем предложите ребёнку сделать то же самое поочерёдно каждым пальчиком левой и правой руки.

«Свеча»
Держите перед ребёнком зажжённую свечу. Пусть малыш сделает глубокий вдох носом и резко задует свечу. Повторите игру несколько раз.

«Колдун»
Предложите ребёнку на некоторое время стать колдуном. Произносите на одном дыхании, например, такое «заклинание»: «Мимм-мэмм-мамм-момм-мумм-мымм!» Следите за артикуляцией ребёнка.

«Шарик»
Возьмите малыша за руки, образовав таким образом, круг. Не разъединяя рук, сделайте вдох носом и 2 небольших шага назад. Так шарик надувается. Теперь вы должны «выпустить из него воздух», одновременно произнеся «с-с-с…» и сделав 1 шаг вперёд. Так шарик уменьшается. Выпустите из шарика ещё немного воздуха, произнеся одновременно «с-с-с…» и сделав ещё 1 шаг вперёд. Шарик становится ещё меньше. Повторите игру несколько раз.

«Лягушонок»
Пусть ребёнок расставит ноги немного шире плеч, развернет носочки в стороны как можно больше и, согнув ноги в коленях и присев как можно ниже, упрётся ладонями в пол. Спросите у него, как квакает лягушка («ква-ква»). Попросите малыша показать, как прыгает лягушка. Предложите ему попрыгать и поквакать одновременно.

3. РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК.

    Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

    Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

    Начинать тренировать пальчики малыша можно с 6 месяцев, ведь это стимулирует речевое развитие ребёнка. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

    Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно в медленном темпе. Темп и количество повторений постепенно увеличиваются.

    Благотворное воздействие на развитие движений кистей рук оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей и т.д.). особое место в развитии тонкой моторики занимает систематическая работа с ножницами (резание по контуру, вырезывание предметов по контуру «на глаз»).

В этом возрасте пальчиковые игры представляют собой небольшой массаж кистей рук и пальцев малыша. Дети 2-3 лет могут заучивать сопроводительный текст игр и повторять его вместе с вами.

«Пароход» 
Пароход плывёт по речке, 
Из трубы дымят колечки.
(Соединить ладони вместе, подняв большие пальцы вверх — «пароход», подвигать ладонями в разных направлениях: вперёд, в стороны, назад — «прокладывает курс».)

«Котик»
Есть у котика на лапках 
Очень острые царапки.
(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук.)

«Пальчики»
Пальчик пальчикам сказал, 
Что поехал на вокзал. 
Чтобы встретить остальных, 
Чтобы было десять их.
(Поочерёдно касаться большим пальцем остальных пальчиков, начиная с мизинца. Упражнение выполнять по 2 раза, сначала на правой руке, а затем на левой.)

«Теремок»
На поляне теремок,
(Соединить ладони «домиком».)
Дверь закрыта на замок,
(Сомкнуть пальцы в «замок».) 
Из трубы идёт дымок.
(Сомкнуть пальцы в «колечки».)
Вокруг терема забор,
(Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)
Чтобы не забрался вор.
(Пощёлкать пальцами.)
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
(Кулачком постучать по ладони.)
Открывайте, я ваш друг!
(Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)

Первый пальчик в глине (большой стукается с указательным) 
Второй в пластилине (большой со средним) 
Третий в шоколаде (большой с безымянным) 
Четвертый в мармеладе (большой с мизинчиком) 
Склеились пальчики!!! (сложить все пальчики в щепоть) 
Расклеились!!! (раскрыть широко ладошку)
Кошка на ладошке

Возьмите ручку малыша и приговаривайте, водя своим указательным пальцем по ладошке.
По ладошке по дорожке,
Ходит маленькая кошка.
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет
Коготки поточит.
Цап-царап (пощекотать ладошку)

 4.  ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ЗА СТОЛОМ.

  • Свободное похлопывание кистями по столу поочерёдно и одновременно.
  • Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.
  • Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):

а) правой руки;

б) левой руки;

в) обеих рук одновременно.

  • Имитация игры на пианино.
  • Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).
  • «Бегают человечки» - указательный и средний пальцы правой , затем левой, потом обеих рук.
  • «Футбол» - забивание шариков, палочек одним, двумя пальцами.
  • Поочередная смена положения рук «Кулак – ребро – ладонь». Выполняется сначала правой, затем левой, потом двумя руками вместе. Порядок движений меняется.
  • Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, потом другой, а после этого двумя руками одновременно.
  • Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно.
  1. САМОМАССАЖ  КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК.
  • Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
  • Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
  • Растирание ладоней движениями вверх – вниз.
  • Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  • Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
  • Массажер Суджок или грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
  • Надавливание незаточенных карандашей на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо. Влево.
  • Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Используемая литература.

  1. Визель Т.Г.  «Логопедические упражнения на каждый день для выработки чёткой речи». М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно – голосовые упражнения». М.: 2007.

nsportal.ru

Логопедические упражнения на каждый день для выработки чёткой речи

Логопедические упражнения на

каждый день для выработки

четкой речи.

Пояснительная записка

Предлагаемое методическое пособие предназначено не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр. Оно может быть также использовано специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной стороны речи.

Пособие написано в связи с тем, что, работая практически, автор постоянно сталкивается с необходимостью давать подробные рекомендации каждому педагогу, родителю или логопеду. Конечно, пособие не может заменить живое общение специалиста с пациентами или их окружением, однако рекомендации, сопровождаемые таким «готовым» материалом, намного облегчают дело и оптимизируют прием.

Текст пособия рассчитан на пациентов разного возраста. Предполагается, что

пользующийся пособием сам будет отбирать те слова и фразы, которые считает доступными.

То, как следует пользоваться пособием, дано в комментариях к каждому разделу или упражнениям, которые следует от начала до конца читать и говорить каждый день.

Автор надеется, что оно будет полезно специалистам и близким родственникам, желающим помочь взрослым пациентам и детям с нарушениями речи обрести способность разборчиво и красиво говорить.

Логопедический массаж

1. Воротниковой зоны

2. Лицевых мышц

3. Губ

4. Языка

5. Мягкого неба

Массаж воротниковой зоны, лицевых мышц, включая губы, выполняется по тем же

правилам, что и обычный косметический массаж.

Массаж языка проводится от его корня к кончику специальным зондом или другим предметом, например, закругленной пластмассовой ручкой зубной щетки. Используются практически все виды массажных движений: поглаживающие, разминающие, похлопывающие, вибрационные и др. Массаж мягкого неба и дужек проводится сверху вниз.

Необходимо соблюдать при этом важное правило: если массируемые мышцы вялые, расслабленные, то массаж должен быть активный, интенсивный; если же мышцы напряжены, то следует начинать с расслабляющего массажа, выполняемого легкими поглаживающими движениями, и только по мере расслабления мышц пытаться проникнуть вглубь.

Логопедическая гимнастика

(Выполняется перед зеркалом; обучающий и обучаемый сидят так, чтобы оба были видны каждому. Дозировка и темп движений увеличиваются постепенно, по мере того, как оно осваивается.)

Губы:

1. Вытянуть — растянуть.

Инструкция: Растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны все зубы, и вытянуть в

трубочку, чтобы получился хоботок.

2. Сжать — отпустить.

Инструкция: Крепко сжать губы («рот на замок»), а затем плавно их распустить.

3. Сложить рупором.

Инструкция: Нужно сделать так, как я, чтобы получился «рупор».

4. Покусать верхними зубами нижнюю губу.

Инструкция: Нужно сделать так, как я.

5. Покусать нижними зубами верхнюю губу.

Инструкция: та же.

2. Язык:

1. Распластать по нижней губе и удерживать, постепенно продлевая время удержания.

Инструкция: «Нужно чтобы язык лежал так, как у меня». Если мышцы языка остаются напряженными, надо слегка похлопать по языку шпателем.

Способ выполнения: Распластать язык по верхней губе и удерживать, не поддерживая нижней губой, постепенно продлевая время удержания.

Если пациент неспособен поднять язык сам, можно поддерживать его специальным зондом. Для облегчения задачи держать рот открытым, можно что-нибудь закусить с боков, например, кусочки сахара.

Постепенно пациент должен научиться удерживать рот открытым без посторонней помощи.

Совершать языком круговые движения (облизать губы).

2. Двигать языком от одного угла губ к другому (по воздуху, а не по нижней губе),постепенно продлевая время удержания.

Инструкция: «Нужно двигать язык от одного уголка рта до другого так, чтобы язык скользил не по губе, а по воздуху».

Способ выполнения: Если пациент не может выполнять упражнение самостоятельно, следует зажать кончик языка специальным шпателем или своими пальцами и передвигать его (пассивный вариант выполнения задания).

3. Цоканье (присасывание языка).

Выполняется по подражанию.

4. Щелканье (подражание цоканью копыт лошади).

Выполняется по подражанию.

5. Поднять язык к альвеолам и энергично произносить «Д, Д, Д...», удерживая рот в открытом состоянии (на ширину 2 см).

Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки и ударяй(те) в них копчиком языка». Для детей это упражнение можно обозначить как «Молоток» или

«Забиваем гвозди».

Способ выполнения: При открытом рте кончик языка произносит альвеолярное (зазубное) «Д» или «ДА, ДА, ДА...». Чтобы рот не закрывался можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).

6. Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуть на него, подключая голос, чтобы получился звук средний между «3» и «Ж».

Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки, поднимите язык и дуйте на язык, как я. Для детей это упражнение можно обозначить как «Пчелка».

Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен вибрировать от

попадающей на него струи воздуха. Чтобы рот не закрывался, можно зафиксировать щель

(см. упражнение 1).

7. Вести язык по верхнему небу — упереть в зубы и сопротивляться попытке

протолкнуть его назад специальным шпателем или каким-либо другим предметом,

например, чайной ложкой.

Инструкция: «Упри(те) язык в верхние зубы и дави(те) на них. Я буду толкать еготобратно, а ты (Вы) не давайте, сопротивляйтесь мне».

Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен упереться в верхние зубы.

Обучающий шариковым зондом, чайной ложечкой или пальцем пытается отодвинуть его назад, в глубь рта.

Коррекция звукопроизношения

1. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с гласными звуками:

Вой ветра — УУУ...

Плач младенца — УА, УА, УА...

Перекличка, заблудившихся в лесу: АУ, АУ, АУ...

Писк поросенка или мышонка: И, И, И...

2. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с согласными звуками (четкое,

утрированное произнесение):

Мычание коровы — МУ, МУ, МУ...

Мяуканье кошки: МЯУ, МЯУ, МЯУ...

Лай собаки: АВ, АВ, АВ...

Кваканье лягушки: КВА, КВА, КВА...

Кудахтанье курицы — КО, КО, КО...

Гоготанье гусей — ГА, ГА, ГА...

Пение песенки — ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ...; ПА, ПА, ПА...; ДУ, ДУ, ДУ...

Звук воздушного шарика, который проткнули: ССС...

Звук подлетающего комара: ЗьЗьЗь...

Шуршание листьев: Ш Ш Ш...

Звук подъезжающего поезда — ЧУК, ЧУК, ЧУК...

Уханье филина — УФ, УФ, УФ...

Рычание дикого зверя: РРР...

Крик петуха — КУКАРЕКУ...

Если звуки вызваны путем имитации, то можно приступать к автоматизации их в слогах.

Для этого ниже приведены слоговые таблицы, в которых звуки систематизированы по

способу и месту образования. Если же таким путем получить правильно произносимые звуки не удалось, то следует обратиться к специалисту-логопеду, который поставит их, а затем уже автоматизировать.

Слоговые таблицы:

Таблицы составлены таким образом, чтобы автоматизируемый звук находился в разных фонетических контекстах: прямые слоги — твердые и мягкие; обратные слоги; слоги с разделительным мягким знаком.

ГУБНЫЕ

Прямые

MA МЯ МЬЯ ПА ПЯ ПЬЯ БА БЯ БЬЯ

МО МЁ МЬЁ ПО ПЁ ПЬЁ БО БЁ БЬЁ

МУ МЮ МЬЮ ПУ ПЮ ПЬЮ БУ БЮ БЬЮ

МЫ МИ МЬИ ПЫ ПИ ПЬИ БЫ БИ БЬИ

Обратные

AM ЯМ ЯМЬ АП ЯП ЯПЬ АБ ЯБ ЯБЬ

ОМ ЁМ ЁМЬ ОП - ЁПЬ АБ - -

УМ ЮМ ЮМЬ УП ЮП ЮПЬ УБ ЮБ ЮБЬ

ЫМ ИМ ИМЬ ЫП ИП ИПЬ ЫБ ИБ ИБЬ

Примечание: Обратные слоги со звонким согласным «Б» произносятся без оглушения.

Неблагозвучные слоги пропущены.

ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫ

Е

Прямые

ТА ТЯ ТЬЯ ДА ДЯ ДЬЯ НА НЯ НЬЯ

ТО ТЕ ТЬЁ ДО ДЁ ДЬЁ НО НЕ НЬЁ

ТУ ТЮ ТЬЮ ДЮ ДЮ ДЬЮ НУ НЮ НЬЮ

ТЫ ТА ТЬИ ДИ ДИ ДЬИ НЫ НИ НЬИ

Обратные

AT ЯТ – АД ЯД – АН ЯН –

ОТ ЁТ – ОД ЁД – ОН ЁН –

УТ_ЮТ – УД ЮД – УН ЮН –

ЫТ ИТ – ЫД ИД – ЫН ИН –

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ

Прямые

КА КЯ КЬЯ ГА ГЯ ГЬЯ ХА ХЯ ХЬЯ

КО КЁ КЬЁ ГО ГЁ ГЬЁ ХО ХЁ ХЬЁ

КУ КЮ КЬЮ ГУ ГЮ ГЬЮ ХУ ХЮ ХЬЮ

КЫ КИ КЬИ ГЫ ГИ ГЬИ ХЫ ХИ ХЬИ

Обратные

АК ЯК – АГ ЯГ – АХ ЯХ –

ОК ЁК – ОГ ЁГ – ОХ ЁХ –

УК ЮК – УГ ЮГ – УХ ЮХ –

ЫК ИК – ЫГ ИГ – ЫХ ИХ –

ГУБНО-ЗУБНЫЕ ШИПЯЩИЕ ДИФТОНГИ С«Й»

Прямые

ВА-ВЯ-ВЬЯ ФА-ФЯ-ФЬЯ ША ЖА ЧА Е (Й+Э) ЙЭ

ВО-ВЁ-ВЬЁ ФО-ФЁ-ФЬЁ ШО ЖО ЧО Ё (Й+О) ЙО

ВУ-ВЮ-ВЬЮ ФУ-ФЮ-ФЬЮ ШУ ЖУ ЧУ Ю (Й+У) ЙУ

ВЫ-ВИ-ВЬИ ФЫ-ФИ-ФЬИ ШИ ЖИ ЧИ Я (Й+А) ЙА

Обратные

АВ-ЯВ АФ-ЯФ АШ АЖ АЧ ЭЙ –

ОВ-ЁВ ОФ-ЁФ ОШ ОЖ ОЧ ОЙ –

УВ-ЮВ УФ-ЮФ УШ УЖ УЧ УЙ –

ЫВ-ИВ ЫФ-ИФ ЫШ ЫЖ ЫЧ АЙ –

СВИСТЯЩИЕ

Прямые

СА СЯ СЬЯ ЗА ЗЯ ЗЬЯ ЦА

СО СЁ СЬЁ ЗО ЗЁ ЗЬЁ ЦО

СУ СЮ СЬЮ ЗУ ЗЮ ЗЬЮ ЦУ

СЫ СИ СЬИ ЗЫ ЗИ ЗЬИ ЦЫ

Обратные

АС ЯС – A3 ЯЗ – АЦ

ОС ЁС – ОЗ ЁЗ – ОЦ

УС ЮС – УЗ ЮЗ – УЦ

ЫС ИС – ЫЗ ИЗ – ЫЦ

СОНОРНЫЕ

Прямые

РА РЯ РЬЯ ЛА ЛЯ ЛЬЯ

РО РЁ РЬЁ ЛО ЛЁ ЛЬЁ

РУ РЮ РЬЮ ЛУ ЛЮ ЛЬЮ

РЫ РИ РЬИ ЛЫ ЛИ ЛЬИ

Обратные

АР ЯР – АЛ ЯЛ –

ОР ЁР – ОЛ ЁЛ –

УР ЮР – УЛ ЮЛ –

ЫР ИР – ЫЛ ИЛ –

4. СЛОВА (по предметным и предикативным картинкам).

ГУБНЫЕ

МАМА – МАША – РОМА –

КОМАР

МЯСО – СЕМЯ – ВРЕМЯ

СКАМЬЯ

ПАПА – ПАЛЕЦ

ПЯТКА

ПЬЯНИЦА

БАБА – БАНЯ – РЫБА

БЯКА

МОРЕ – МОЛОТ –

МОЛОКО

МЁД

ПОЛЕ – ПОРКА –

ПОМОЩЬ

ПЁС

КОПЬЁ

БОРЯ – БОЧКА – БОЛЬНО

БЬЁТ

МУКА – МУЗЫКА –

МУРКА

МЮСЛИ

ПУХ – ПУЛЯ – ПУДРА

БУЛКА – БАБУШКА –

БУМАГА – БУСЫ

БЮСТ – БЮРО

МЫ

МИЛА – МИР

ПЫЖИК – ЛАПЫ

ПИЩА – ПИРАТ –

ПИСЬМО

БЫЛЬ – БЫЛИНА – ЕСЛИ БЫ...

БИРКА – БИНОКЛЬ – РЯБИНА

ВОРОБЬИ

РЫБЬИ КОСТИ

ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ

TATA

ТАНЯ – ТАПКИ – ТАНЕЦ

ТЯПКА – ТЁТЯ – МОТЯ –

ТЯНЕТ

СТАТЬЯ – СВАТЬЯ

ДАНЯ – ДАША – ДАТА-

– ПОДАРОК – ДАЙ

ДЯДЯ – ДЯТЕЛ

СУДЬЯ – БАДЬЯ

НАДЯ – НАШИ – НАСТЯ –

НИНА – КАРТИНА –

МАШИНА

НЯНЯ – ТАНЯ – ВАНЯ

ТОЛЯ – ТОМА – БАТОН

ТЕНЬ – ТЕЛО

ПЛАТЬЕ

ДОМ – ДОСКИ

ДЁГОТЬ

НОГИ – НОША –

НОМЕР – НОРКА

НЁС – ПРИНЁС

ВРАНЬЁ – ВОРОНЬЁ

ТУФЛИ – ТУМБА –

ТУРОК

ТЮЛЬ – ТЮЛЬКА ДЮШЕС

НУЖНО – НУГА

НЮНЯ

ТЫЛ – ТЫКВА –

РОБОТЫ – ЗАБОТЫ

ТИХО – БОТИНОК ДИНА – ДИВО – ДИСКИ

НЫТИК

НИНА

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ

КАТЯ – КАТЕР – КАМЕНЬ ГАЛЯ – ГАММА

ГАЛЬКА – ГАЗ

ХА – ХА – ХА

ХАЛА – ХАМ

КОЛЯ – КОШКА – КОСМОС ГОДЫ – ГОРОД –

ГОЛОД ХОЛОД – ПОХОД – ДОХОД

КУРЫ – КУДРИ ГУСИ – ГУБЫ

ГУБНО-

ЗУБНЫЕ ШИПЯЩИЕ ДИФТОНГИ С

«Й»

ВАНЯ – ВАСЯ

– ВАРИТ –

ВАФЛЯ

ВЯЖЕТ –

СВЯЗКА

ФАНЯ – ФАКЕЛ –

СОФА – ГРАФА –

ЛАФА

ШАР – ШАЛЬ

– ДУША

ЖАР –

ЖАБА –

ЖАЛО –

КОЖА

ЧАС –

ЧАД –

ЧАДО

ЕВА –

ЕЛИ –

ЕЗДИТ

ВОДЫ – ВОЛЯ

– ВОБЛА ШОК ЖО ЧО ЁЛКА –

ЁЖИК

ШУ ЖУ ЧУ

ЮЛЯ –

ЮРИК –

ЛЮЛЬКА

ВЫ – ВИ –

ВЬИ ФИЛИН – ФИЗИК ШИ ЖИ ЧИ Я (Й+А)

СВИСТЯЩИЕ

САЛО – САХАР – САМ – САД –

КИСА – РОСА – КРАСА ВАСЯ ЗАМОК –

ЗАЛЫ

ЦАПЛЯ – ЦАРЬ –

ЦАРИЦА –

ДЕВИЦА – СПИЦА

СО СЁ ЗОЯ – ЗОРИ ЛИЦО – КРЫЛЬЦО –

КОЛЬЦО – ЦОКОТ

СУ СЮ ЗУБЫ –

ЗУБРЫ ЦУКАТ

СЫ СИ КОНЦЫ –

ДЕВИЦЫ

СОНОРЫ – «р», «л»

РАМА – РАДОСТЬ –

РАКИ – ССОРА

РЯБА –

РЯСКА – РЯД

ЛАПЫ – ЛАДНО –

ЛАСКА ЛЯЛЯ – ЛЯМКА

РОМА – РОЗЫ –

РОСТ – ДОРОГА РЕКИ – ГРЕКИ ЛОРА – ЛОДКА –

ЛОВИТ – ЛОМ ЛЕС – НАЛЕВО – ПОЛЕ

РУПОР – РУКИ –

РУБЛЬ РЮМКА ЛУЖА – БАЛУ ЛЮЛЬКА – ЛЮБИТ –

ЛЮСЯ – СЛЮНИ

РЫБА – РЫЖИК –

РЫНОК РИММА ЛЫЖИ – ЛЫКО ЛИЦА – БОЛИ –

СТОЛИК

Примечание: Можно самостоятельно составить таблицы с более сложными слогами,

имеющими такую же систематизацию (губные, переднеязычные, заднеязычные и т.д.),

например:

АТА СТА ПЛА АГА ГАРТ ХАЛТА АСТРА

АТО СТО ПЛО АГО ГОРТ ХАЛТО АСТРО

АТУ СТУ ПЛУ АГУ ГУРТ ХАЛТУ АСТРУ

АТЫ СТЫ ПЛЫ АГЫ – ХАЛТЫ АСТРЫ

nsportal.ru

Логопедические упражнения на каждый день для четкости речи

Логопедические упражнения на каждый день

для четкости речи

Упражнения предназначены не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр. Они могут быть также использованы специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной стороны речи.

Логопедический массаж

1. Воротниковой зоны
2. Лицевых мышц
3. Губ
4. Языка
5. Мягкого неба

Массаж воротниковой зоны, лицевых мышц, включая губы, выполняется по тем же правилам, что и обычный косметический массаж.
Массаж языка проводится от его корня к кончику специальным зондом или другим предметом, например, закругленной пластмассовой ручкой зубной щетки. Используются практически все виды массажных движений: поглаживающие, разминающие, похлопывающие, вибрационные и др. Массаж мягкого неба и дужек проводится сверху вниз.

Необходимо соблюдать при этом важное правило: если массируемые мышцы вялые, расслабленные, то массаж должен быть активный, интенсивный; если же мышцы напряжены, то следует начинать с расслабляющего массажа, выполняемого легкими поглаживающими движениями, и только по мере расслабления мышц пытаться
проникнуть вглубь.

Логопедическая гимнастика

(Выполняется перед зеркалом; обучающий и обучаемый сидят так, чтобы оба были видны каждому. Дозировка и темп движений увеличиваются постепенно, по мере того, как оно осваивается.)

Губы:

1. Вытянуть — растянуть.
Инструкция: Растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны все зубы, и вытянуть в
трубочку, чтобы получился хоботок.
2. Сжать — отпустить.
Инструкция: Крепко сжать губы («рот на замок»), а затем плавно их распустить.
3. Сложить рупором.
Инструкция: Нужно сделать так, как я, чтобы получился «рупор».
4. Покусать верхними зубами нижнюю губу.
Инструкция: Нужно сделать так, как я.
5. Покусать нижними зубами верхнюю губу.
Инструкция: та же.
2. Язык:
1. Распластать по нижней губе и удерживать, постепенно продлевая время удержания.
Инструкция: «Нужно чтобы язык лежал так, как у меня». Если мышцы языка остаются напряженными, надо слегка похлопать по языку шпателем.
Способ выполнения: Распластать язык по верхней губе и удерживать, не поддерживая нижней губой, постепенно продлевая время удержания.
Если пациент неспособен поднять язык сам, можно поддерживать его специальным зондом. Для облегчения задачи держать рот открытым, можно что-нибудь закусить с боков, например, кусочки сахара.
Постепенно пациент должен научиться удерживать рот открытым без посторонней помощи.
Совершать языком круговые движения (облизать губы).
2. Двигать языком от одного угла губ к другому (по воздуху, а не по нижней губе), постепенно продлевая время удержания.
Инструкция: «Нужно двигать язык от одного уголка рта до другого так, чтобы язык скользил не по губе, а по воздуху».
Способ выполнения: Если пациент не может выполнять упражнение самостоятельно, следует зажать кончик языка специальным шпателем или своими пальцами и передвигать его (пассивный вариант выполнения задания).
3. Цоканье (присасывание языка).
Выполняется по подражанию.
4. Щелканье (подражание цоканью копыт лошади).
Выполняется по подражанию.
5. Поднять язык к альвеолам и энергично произносить «Д, Д, Д...», удерживая рот в открытом состоянии (на ширину 2 см).
Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки и ударяй(те) в них копчиком языка». Для детей это упражнение можно обозначить как «Молоток» или
«Забиваем гвозди».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка произносит альвеолярное (зазубное) «Д» или «ДА, ДА, ДА...». Чтобы рот не закрывался можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).
6. Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуть на него, подключая голос, чтобы получился звук средний между «3» и «Ж».
Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки, поднимите язык и дуйте на язык, как я. Для детей это упражнение можно обозначить как «Пчелка».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен вибрировать от попадающей на него струи воздуха. Чтобы рот не закрывался, можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).
7. Вести язык по верхнему небу — упереть в зубы и сопротивляться попытке протолкнуть его назад специальным шпателем или каким-либо другим предметом, например, чайной ложкой.
Инструкция: «Упри(те) язык в верхние зубы и дави(те) на них. Я буду толкать его обратно, а ты (Вы) не давайте, сопротивляйтесь мне».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен упереться в верхние зубы.
Обучающий шариковым зондом, чайной ложечкой или пальцем пытается отодвинуть его назад, в глубь рта.

Коррекция звукопроизношения

1. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с гласными звуками:
Вой ветра — УУУ...
Плач младенца — УА, УА, УА...
Перекличка, заблудившихся в лесу: АУ, АУ, АУ...
Писк поросенка или мышонка: И, И, И...

2. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с согласными звуками (четкое,
утрированное произнесение):
Мычание коровы — МУ, МУ, МУ...
Мяуканье кошки: МЯУ, МЯУ, МЯУ...
Лай собаки: АВ, АВ, АВ...
Кваканье лягушки: КВА, КВА, КВА...
Кудахтанье курицы — КО, КО, КО...
Гоготанье гусей — ГА, ГА, ГА...
Пение песенки — ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ...; ПА, ПА, ПА...; ДУ, ДУ, ДУ...
Звук воздушного шарика, который проткнули: ССС...
Звук подлетающего комара: ЗьЗьЗь...
Шуршание листьев: Ш Ш Ш...
Звук подъезжающего поезда — ЧУК, ЧУК, ЧУК...
Уханье филина — УФ, УФ, УФ...
Рычание дикого зверя: РРР...
Крик петуха — КУКАРЕКУ...

Если звуки вызваны путем имитации, то можно приступать к автоматизации их в слогах.
Для этого ниже приведены слоговые таблицы, в которых звуки систематизированы по
способу и месту образования. Если же таким путем получить правильно произносимые
звуки не удалось, то следует обратиться к специалисту-логопеду, который поставит их, а
затем уже автоматизировать.

Слоговые таблицы:

Таблицы составлены таким образом, чтобы автоматизируемый звук находился в разных
фонетических контекстах: прямые слоги — твердые и мягкие; обратные слоги; слоги с
разделительным мягким знаком.

ГУБНЫЕ

Прямые

MA МЯ МЬЯ ПА ПЯ ПЬЯ БА БЯ БЬЯ
МО МЁ МЬЁ ПО ПЁ ПЬЁ БО БЁ БЬЁ
МУ МЮ МЬЮ ПУ ПЮ ПЬЮ БУ БЮ БЬЮ
МЫ МИ МЬИ ПЫ ПИ ПЬИ БЫ БИ БЬИ

Обратные

AM ЯМ ЯМЬ АП ЯП ЯПЬ АБ ЯБ ЯБЬ
ОМ ЁМ ЁМЬ ОП - ЁПЬ АБ - -
УМ ЮМ ЮМЬ УП ЮП ЮПЬ УБ ЮБ ЮБЬ
ЫМ ИМ ИМЬ ЫП ИП ИПЬ ЫБ ИБ ИБЬ

Примечание: Обратные слоги со звонким согласным «Б» произносятся без оглушения.
Неблагозвучные слоги пропущены.

ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ

Прямые

ТА ТЯ ТЬЯ ДА ДЯ ДЬЯ НА НЯ НЬЯ
ТО ТЕ ТЬЁ ДО ДЁ ДЬЁ НО НЕ НЬЁ
ТУ ТЮ ТЬЮ ДЮ ДЮ ДЬЮ НУ НЮ НЬЮ
ТЫ ТА ТЬИ ДИ ДИ ДЬИ НЫ НИ НЬИ

Обратные

AT ЯТ – АД ЯД – АН ЯН –
ОТ ЁТ – ОД ЁД – ОН ЁН –
УТ ЮТ – УД ЮД – УН ЮН –
ЫТ ИТ – ЫД ИД – ЫН ИН –

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ

Прямые

КА КЯ КЬЯ ГА ГЯ ГЬЯ ХА ХЯ ХЬЯ
КО КЁ КЬЁ ГО ГЁ ГЬЁ ХО ХЁ ХЬЁ
КУ КЮ КЬЮ ГУ ГЮ ГЬЮ ХУ ХЮ ХЬЮ
КЫ КИ КЬИ ГЫ ГИ ГЬИ ХЫ ХИ ХЬИ

Обратные

АК ЯК – АГ ЯГ – АХ ЯХ –
ОК ЁК – ОГ ЁГ – ОХ ЁХ –
УК ЮК – УГ ЮГ – УХ ЮХ –
ЫК ИК – ЫГ ИГ – ЫХ ИХ –

ГУБНО-ЗУБНЫЕ ШИПЯЩИЕ ДИФТОНГИ С «Й»

Прямые

ВА-ВЯ-ВЬЯ ФА-ФЯ-ФЬЯ ША ЖА ЧА Е (Й+Э) ЙЭ
ВО-ВЁ-ВЬЁ ФО-ФЁ-ФЬЁ ШО ЖО ЧО Ё (Й+О) ЙО
ВУ-ВЮ-ВЬЮ ФУ-ФЮ-ФЬЮ ШУ ЖУ ЧУ Ю (Й+У) ЙУ
ВЫ-ВИ-ВЬИ ФЫ-ФИ-ФЬИ ШИ ЖИ ЧИ Я (Й+А) ЙА

Обратные

АВ-ЯВ АФ-ЯФ АШ АЖ АЧ ЭЙ –
ОВ-ЁВ ОФ-ЁФ ОШ ОЖ ОЧ ОЙ –
УВ-ЮВ УФ-ЮФ УШ УЖ УЧ УЙ –
ЫВ-ИВ ЫФ-ИФ ЫШ ЫЖ ЫЧ АЙ –

СВИСТЯЩИЕ

Прямые

СА СЯ СЬЯ ЗА ЗЯ ЗЬЯ ЦА
СО СЁ СЬЁ ЗО ЗЁ ЗЬЁ ЦО
СУ СЮ СЬЮ ЗУ ЗЮ ЗЬЮ ЦУ
СЫ СИ СЬИ ЗЫ ЗИ ЗЬИ ЦЫ

Обратные

АС ЯС – A3 ЯЗ – АЦ
ОС ЁС – ОЗ ЁЗ – ОЦ
УС ЮС – УЗ ЮЗ – УЦ
ЫС ИС – ЫЗ ИЗ – ЫЦ

СОНОРЫ

Прямые

РА РЯ РЬЯ ЛА ЛЯ ЛЬЯ
РО РЁ РЬЁ ЛО ЛЁ ЛЬЁ
РУ РЮ РЬЮ ЛУ ЛЮ ЛЬЮ
РЫ РИ РЬИ ЛЫ ЛИ ЛЬИ

Обратные

АР ЯР – АЛ ЯЛ –
ОР ЁР – ОЛ ЁЛ –
УР ЮР – УЛ ЮЛ –
ЫР ИР – ЫЛ ИЛ –

4. СЛОВА (по предметным и предикативным картинкам).

ГУБНЫЕ

МАМА – МАША – РОМА –
КОМАР
МЯСО – СЕМЯ – ВРЕМЯ
СКАМЬЯ
ПАПА – ПАЛЕЦ
ПЯТКА
ПЬЯНИЦА
БАБА – БАНЯ – РЫБА
БЯКА
МОРЕ – МОЛОТ –
МОЛОКО
МЁД
ПОЛЕ – ПОРКА –
ПОМОЩЬ
ПЁС
КОПЬЁ
БОРЯ – БОЧКА – БОЛЬНО
БЬЁТ
МУКА – МУЗЫКА –
МУРКА
МЮСЛИ
ПУХ – ПУЛЯ – ПУДРА
БУЛКА – БАБУШКА –
БУМАГА – БУСЫ
БЮСТ – БЮРО
МЫ
МИЛА – МИР
ПЫЖИК – ЛАПЫ
ПИЩА – ПИРАТ –
ПИСЬМО
БЫЛЬ – БЫЛИНА – ЕСЛИ БЫ...
БИРКА – БИНОКЛЬ – РЯБИНА
ВОРОБЬИ
РЫБЬИ КОСТИ

ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ

TATA
ТАНЯ – ТАПКИ – ТАНЕЦ
ТЯПКА – ТЁТЯ – МОТЯ –
ТЯНЕТ
СТАТЬЯ – СВАТЬЯ
ДАНЯ – ДАША – ДАТА-
– ПОДАРОК – ДАЙ
ДЯДЯ – ДЯТЕЛ
СУДЬЯ – БАДЬЯ
НАДЯ – НАШИ – НАСТЯ –
НИНА – КАРТИНА –
МАШИНА
НЯНЯ – ТАНЯ – ВАНЯ
ТОЛЯ – ТОМА – БАТОН
ТЕНЬ – ТЕЛО
ПЛАТЬЕ
ДОМ – ДОСКИ
ДЁГОТЬ
НОГИ – НОША –
НОМЕР – НОРКА
НЁС – ПРИНЁС
ВРАНЬЁ – ВОРОНЬЁ
ТУФЛИ – ТУМБА –
ТУРОК
ТЮЛЬ – ТЮЛЬКА ДЮШЕС
НУЖНО – НУГА
НЮНЯ
ТЫЛ – ТЫКВА –
РОБОТЫ – ЗАБОТЫ
ТИХО – БОТИНОК ДИНА – ДИВО – ДИСКИ
НЫТИК
НИНА

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ

КАТЯ – КАТЕР – КАМЕНЬ ГАЛЯ – ГАММА
ГАЛЬКА – ГАЗ
ХА – ХА – ХА
ХАЛА – ХАМ
КОЛЯ – КОШКА – КОСМОС ГОДЫ – ГОРОД –
ГОЛОД ХОЛОД – ПОХОД – ДОХОД
КУРЫ – КУДРИ ГУСИ – ГУБЫ

ГУБНО-ЗУБНЫЕ ШИПЯЩИЕ ДИФТОНГИ С «Й»

ВАНЯ – ВАСЯ
– ВАРИТ –
ВАФЛЯ
ВЯЖЕТ –
СВЯЗКА
ФАНЯ – ФАКЕЛ –
СОФА – ГРАФА –
ЛАФА
ШАР – ШАЛЬ
– ДУША
ЖАР –
ЖАБА –
ЖАЛО –
КОЖА
ЧАС –
ЧАД –
ЧАДО
ЕВА –
ЕЛИ –
ЕЗДИТ
ВОДЫ – ВОЛЯ
– ВОБЛА ШОК ЖО ЧО ЁЛКА –
ЁЖИК
ШУ ЖУ ЧУ
ЮЛЯ –
ЮРИК –
ЛЮЛЬКА
ВЫ – ВИ –
ВЬИ ФИЛИН – ФИЗИК ШИ ЖИ ЧИ Я (Й+А)

СВИСТЯЩИЕ

САЛО – САХАР – САМ – САД –
КИСА – РОСА – КРАСА ВАСЯ ЗАМОК –
ЗАЛЫ
ЦАПЛЯ – ЦАРЬ –
ЦАРИЦА –
ДЕВИЦА – СПИЦА
СО СЁ ЗОЯ – ЗОРИ ЛИЦО – КРЫЛЬЦО –
КОЛЬЦО – ЦОКОТ
СУ СЮ ЗУБЫ –
ЗУБРЫ ЦУКАТ
СЫ СИ КОНЦЫ –
ДЕВИЦЫ

СОНОРЫ – «р», «л»

РАМА – РАДОСТЬ –
РАКИ – ССОРА
РЯБА –
РЯСКА – РЯД
ЛАПЫ – ЛАДНО –
ЛАСКА ЛЯЛЯ – ЛЯМКА
РОМА – РОЗЫ –
РОСТ – ДОРОГА РЕКИ – ГРЕКИ ЛОРА – ЛОДКА –
ЛОВИТ – ЛОМ ЛЕС – НАЛЕВО – ПОЛЕ
РУПОР – РУКИ –
РУБЛЬ РЮМКА ЛУЖА – БАЛУ ЛЮЛЬКА – ЛЮБИТ –
ЛЮСЯ – СЛЮНИ
РЫБА – РЫЖИК –
РЫНОК РИММА ЛЫЖИ – ЛЫКО ЛИЦА – БОЛИ –
СТОЛИК

Примечание: Можно самостоятельно составить таблицы с более сложными слогами,
имеющими такую же систематизацию (губные, переднеязычные, заднеязычные и т.д.),
например:

АТА СТА ПЛА АГА ГАРТ ХАЛТА АСТРА
АТО СТО ПЛО АГО ГОРТ ХАЛТО АСТРО
АТУ СТУ ПЛУ АГУ ГУРТ ХАЛТУ АСТРУ
АТЫ СТЫ ПЛЫ АГЫ – ХАЛТЫ АСТРЫ

5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ (по сюжетным картинкам).
Подбирается ряд картинок на слова из слоговых таблиц.

nsportal.ru

Логопедические упражнения для детей на каждый день. Артикуляционная гимнастика

Говорить для взрослого человека так же естественно, как дышать или ходить. Мы произносим звуки и складываем их в слова на автомате, задумываясь лишь над содержанием речи. Дети тоже усваивают звуки речи неосознанно - по подражанию, но в их речи они пока что не закреплены. Иногда этот процесс может нарушаться. Что мешает ребенку произносить конкретный звук или в целом говорить четко и внятно?

девочка с рупором

Органы артикуляции

Речь - это сложный двигательный акт. В ней участвуют органы дыхания, голосообразования и артикуляции, то есть произношения звуков. Последние-то нам и интересны. Выделяют активные и пассивные органы артикуляции. Пассивные остаются на месте, но благодаря их расположению и форме возможно произнесение нужного звука. Активные находятся в постоянном движении и меняют свое положение и форму. К пассивным органам артикуляции относятся твердое небо, зубы. К активным - язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо с маленьким язычком. Главными органами артикуляции, от положения которых зависит произношение звука, считаются язык и губы. Они состоят из множества мышц, и эти мышцы, как и любые другие, поддаются тренировке с помощью логопедических упражнений для четкой речи. Особенно важно выработать координацию их движений, сформировать навык придавать языку и губам нужное положение.

муляж рта

Как нарушаются звуки

Почему одни звуки нарушаются чаще других? Есть звуки - «чемпионы» по нарушениям: это свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч) и Р. Также нарушаться может и произношение звука Л. Эти звуки могут искажаться - попросту говоря, звук произносится шепеляво или картаво. А у логопедов есть для этого специальные термины. Например, Ш может быть боковым, когда воздух идет с одной стороны языка, губно-губным, похожим на фырканье. Также звук может пропускаться или заменяться схожими. К примеру, часто Р заменяют на Л или Ш на С. В речи детей такие замены гораздо более разнообразны.

игра в телефон

Почему одни звуки сложнее других? Гласные звуки не требуют сложных движений языка. Воздух при их произношении легко и свободно проходит через рот. Поэтому они обычно не нарушаются, бывает лишь нечеткость и смазанность их произношения, особенно О и У, потому что они требуют вытягивания губ. Среди согласных тоже есть множество звуков, которые нарушаются лишь в тяжелых случаях, например, при параличах и парезах.

Зарядка для язычка

Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы рта, развивает точность и координацию движений органов речи. Она необходима детям для тренировки. Все логопедические упражнения для детей, которые в нее входят, разработаны для того, чтобы формировать определенные позы и движения. Эти движения и позы потом лягут в основу произносимых звуков. Поэтому, если есть желание в целом улучшить речь, сделать более четкой, ускорить ее развитие, если оно замедлено, то стоит делать общую артикуляционную гимнастику. Вреда от нее не будет. А вот если нарушены конкретные звуки, то упор делается на тех логопедических упражнениях, которые развивают именно нужные движения языка.

девочка заткнула уши

Занимаемся

Артикуляционную гимнастику следует выполнять ежедневно. Можно уделить этому по 3-5 минут в день. Лучше не заниматься этим сразу после еды, чтобы манипуляциями с языком не вызвать рвотный рефлекс. Делаются все логопедические упражнения перед зеркалом совместно со взрослым, который контролирует правильность выполнения и подсказывает ребенку, как делать упражнения. Чтобы сделать процесс интереснее, к упражнениям часто прилагаются короткие стишки и иллюстрации.

Ниже будет предложен весь список логопедических упражнений на каждый день. Их можно чередовать.

Вкусное варенье

Улыбнуться, открыть рот пошире и широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. В разные стороны двигать им не надо. Надо как бы обнимать губу.

Грибок

Улыбнуться, широко открыть рот. Язык присосать к небу, растянув уздечку. Язык будет напоминать шляпку гриба, а уздечка - тонкую ножку.

Маляр

Улыбнуться, показать зубки. Языком водить по верхним зубам - вправо-влево, затем вверх-вниз. Повторить с нижними зубами.

Заборчик

Улыбнуться и показать оба ряда зубов. Удерживать до 5.

Трубочка

Вытянуть губы трубочкой вперед (примерно так же, как при звуке У), подержать на счет до 5.

Кстати, эти упражнения полезно чередовать. Можно несколько раз повторить комбинацию «заборчик-трубочка». Это учит ребенка переключаться с одной позы на другую.

Бублик

То же самое, только губы чуть шире. Как когда мы говорим О.

Блинчик

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий и плоский язык на нижнюю губу.

Пошлепывать язык губами и произносить «пя-пя-пя». Иногда это упражнение называют «Наказать непослушный язычок», а "Блинчик" - просто удержание языка на губе.

Оно помогает расслаблять мышцы языка.

Дятел

Нужно ритмично и четко произносить Д-Д-Д, упирая язык в бугорок за верхними зубами. Обычно этот звук произносится при прикосновении языка к зубам, но упражнение обычно используют при постановке звука Р. Чтобы произнести его правильно, язык располагается чуть глубже в полости рта. Сначала нужно произносить медленно, затем можно ускориться.

Лошадка

Улыбнуться, открыть рот. Цокать языком (присасывать его к небу, как в упражнении «Грибок» и резко отрывать). Нижняя челюсть не двигается, работает только язык. Если не получается, можно аккуратно придержать подбородок.

Часики

Улыбнуться, открыть рот. По очереди касаться узеньким кончиком языка уголков рта - правый-левый. Повторить 4-6 раз.

Индюк

Приоткрыть рот. Языком поглаживать верхнюю губу вперед-назад и произносить звук. Получится что-то вроде «бл-бл-бл». Иногда дети сами издают такие звуки, когда балуются и играют.

Чашечка

Улыбнуться, открыть рот. Передний и боковые края языка приподняты, но не достают до неба. Язык широкий и по форме напоминает чашечку с углублением посередине, в чем можно убедиться с помощью зеркала. Держать на счет до 5.

Артикуляция звука Р

Как мы произносим звук Р? Этот звук в каждом языке произносится по-своему. Французское r отличается от английского, английское от русского. Поэтому логопеды всегда работают по стандартам языка страны, в которой живут и работают. Ведь горловое Р - норма для француза и патология для русского! Итак, как мы произносим этот звук в русском языке? Звук Р вместе со своей мягкой парой Рь (а для логопедов и лингвистов это два отдельных звука) - единственный в русском языке дрожащий или, иначе говоря, вибрант. Когда мы его произносим, язык вибрирует. В этот момент его кончик касается альвеол - бугорков, которые расположены во рту чуть глубже верхних зубов. Этот звук один из самых сложных для произношения и некоторые так и не овладевают этим всю жизнь. Поэтому для того чтобы ему научиться, логопедические упражнения особенно нужны!

дети общаются

Этапы работы над звуками

Упражнения обычно используются логопедами на подготовительном этапе к постановке звука. Сначала ребенок должен научиться придавать языку и губам нужные позы, а потом уже можно ставить звук. Когда звук появился, этого еще мало. Нужен этап автоматизации. Ведь новый звук для ребенка непривычен и он может, к примеру, четко говорить «Р-Р-Р» и даже «рыба», но при этом по-старому говорить «калтошка». Поэтому при автоматизации звука ребенок произносит несложные, а затем все более сложные слова с нужным звуком в разных положениях - в начале, в конце, в середине слова. Существует множество игр, которые делают процесс повторения слов более интересным - от названия картинок до всяческих лото или составления предложений.

Выполнение логопедических упражнений дома и разные игры на автоматизацию звука наиболее доступны родителям. Постановка звука больше всего требует профессиональных навыков и опыта, поэтому заниматься этим должен логопед. Однако при регулярных упражнениях звук может появиться в речи ребенка сам. Если этого долгое время не происходит, а звукопроизношение заметно отстает от возрастных норм, лучше идти к специалисту.

занятие у логопеда

Упражнения для звука Р

Чтобы научиться правильно рычать, будут полезны все упражнения, которые способствуют поднятию языка вверх. Для звука Р логопедические упражнения лучше всего такие «Маляр», «Грибок», «Лошадка».

И главное упражнение - «Дятел». Нужно повторять его ежедневно. Для постановки звука Р можно попробовать во время упражнения чистым пальцем ребенка (ноготь должен быть коротко подстрижен) двигать язык из стороны в сторону, чтобы вызвать вибрацию. Получится далеко не сразу, это движение надо повторять. Существуют видео, как правильно ставить звуки, но не факт, что удастся с их помощью овладеть этим умением.

Упражнения для звука Ш

Звук Ш характеризуется не только особым положением языка, но и изменением положения губ. Губы слегка вытягиваются вперед, поэтому будут полезны упражнения «Трубочка», чередование «Улыбка-Трубочка», а особенно «Бублик». Это упражнение больше всего напоминает утрированную позу губ при звуке Ш. Язык при его произношении поднят вверх, края его прижаты к небу, но кончик не касается ни зубов, ни неба, а образует чашечку. Поэтому для формирования этого звука будут полезны все упражнения на поднятие языка вверх «Вкусное варенье», «Грибок».

Также важны те упражнения, которые помогают делать язык широким и плоским. Особенно если ребенок всегда высовывает язык «иголочкой» и не может его расплющить. Это такие упражнения как Блинчик.

Самое важное упражнение для звука Ш - «Чашечка». Оно больше всего напоминает положение языка при произношении звука. А для его постановки можно попробовать попросить ребенка прижать края чашечки к небу, губы слегка округлить и подуть в чашечку. Может получиться шипящий звук, достаточно похожий на Ш. Логопедические упражнения требуют большой осознанности и владения своим артикуляционным аппаратом. Не всем детям это доступно, поэтому логопеды нередко помогают клиентам с помощью зондов или платка принять нужное положение языка и губ.

уздечка языка

Кстати, если у ребенка нарушены все шипящие звуки, то начинать нужно именно со звука Ш. Он считается базовым для этой группы и уже от него ставятся все остальные звуки.

fb.ru

Смотрите также