Игротерапия для дошкольников упражнения и игры

Главная » Упражнения » Игротерапия для дошкольников упражнения и игры

Игротерапия

Ольга Латакова
Игротерапия

КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Тема: «Игротерапия».

Воспитатель д/с №183

Латакова О. В.

2016 г.

Игровая терапия - это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающим миром-игра.

Цель игротерапии - не менять, не переделывать ребёнка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, дать возможность ребёнку быть самим собой.

Игра - это любимое занятие и ведущая деятельность ребёнка с самых ранних лет. Игра способствует моторному и когнитивному развитию ребёнка, является для ребёнка главным способом обучения (поэтому дети в игре могут неоднократно повторять одни и те же бытовые ситуации, осваивая таким образом новые паттерны поведения и обучаясь новым видам деятельности.)

Игра для детей представляет собой их главный способ взаимодействовать друг с другом,а потому игра выполняет, в том числе и функцию социализации, то есть функцию включения в общество.

В этом естественном занятии ребёнок отыгрывает так же возникающие у него негативные эмоции и чувства.

Игротерапия - оказывает психологическую помощь детям с разнообразными эмоциональными и поведенческими нарушениями.

Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребёнка.

В игре ребёнок обучается:

- Эмоционально вживаться в сложный социальный мир взрослых людей.

-Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.

-Осознать своё реальное место среди других людей.

-Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действую уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребенка уверенность в себе проявляю положительное отношения к его игровой деятельности.

- Надеясь на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.

- Свободно выражать свои чувства. Ребенок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя не естественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, от чего его поведение становиться скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относиться к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.

- Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательно, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начало коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, переживал, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношения к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Основная цель игровой терапии – помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявить творческую активность в решении сложных жизненных ситуаций. Игры можно проводить в любое свободное время как индивидуально, так и с подгруппой детей, но при этом необходимо придерживаться определенных правил.

Основные правила игровой терапии:

Педагог должен:

1) развивать теплые, дружеские отношения с ребенком, принимая его таким, какой он есть;

2) осознавать чувства, выраженные ребенком, и отражать их так, чтобы дошкольник понимал сое поведение;

3) сохранить глубокое уважение к способности ребенка решать свои собственные проблемы;

4) не пытаться направлять действия ребенка или его речь, ребенок – ведущий, педагог следует за ним;

5) устанавливать только те ограничения, которые необходимы для закрепления эффектов игротерапии в реальной жизни;

6) не пытаться ускорить ход коррекционной помощи, это постепенный процесс, и педагог должен осознавать это.

Вывод: в работе с дошкольниками, направленной на профилактику и коррекцию неконструктивного поведения, предпочтительны не прямые манипулятивные методы (наказания, запреты, нравоучения, а косвенные, и прежде всего – игра. Таким образом, через специально организованную коррекционную игровую деятельность дети с проблемами в развитии удовлетворяют различные потребности: в общении, активных действиях, возможности узнавать новое, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры.

Коррекционные игры направлены на решение различных психологических задач: развитие познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.

maam.ru

Мастер-класс с педагогами «Игротерапия общения с дошкольниками»

татьяна шапошникова
Мастер-класс с педагогами «Игротерапия общения с дошкольниками»

1. Ознакомление с целями и задачами мастер–класса.

2. Психолого-педагогическое обоснование проблемы социально-эмоционального развития дошкольников.

3. Практикум «Игротерапия общения»

4. Рефлексия

Цель: освоение педагогами игр и игровых упражнений, способствующие развитию коммуникативных навыков у дошкольников.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике игровых упражнений с дошкольниками по развитию коммуникативных навыков;

2. Вызвать у воспитателей интерес к игровым упражнениям, способствующим развитие коммуникативных навыков у дошкольников;

3. Развивать творческую активность педагогов.

Оборудование: мультимедийный экран, проектор, карточки с изображением животных, стаканы с водой, гуашь, кисточки, набор фломастеров, листы бумаги, воздушные шары, игрушка солнышко.

Атрибуты: пособие «Мусорное ведро», «Волшебный трон», «Стакан с крышкой».

Ход проведения:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы представить некоторые практические аспекты моего опыта работы по теме: «Игротерапия общения с дошкольниками» - тема мастер-класса.

Цель мастер-класса – демонстрация и освоение игр и игровых упражнений, которые помогут Вам эффективно развивать социальные и коммуникативные навыки у дошкольников.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте социализация ребёнка, а именно умение общаться с другими детьми и взрослыми, инициативность, умение занять себя разнообразной деятельностью утверждается в качестве основного критерия развития ребёнка.

Дошкольный возраст - сензитивный период для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка, так как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в этом возрасте. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, все чаще стали испытывать так называемую эмоциональную усталость. Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем психического состояния, благополучия, возможных перспектив развития, а так же его здоровья.

Мною была поставлена задача: помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов социально-эмоционального развития дошкольников.

Анализ используемых мной инновационных программ и методик «Я-ты-мы» О. Л. Князевой, Стеркиной, «Давайте жить дружно!» Крюковой, позволило мне систему игр условно разделить на блоки (представлены на слайде):

1. Блок интерактивных игр на сплоченность и сотрудничество.

2. Блок игр на обучение эффективным способам общения.

3. Блок игр, направленных на снятие конфликтности.

4. Блок игр, направленных на развитие эмоций.

5. Блок игр, направленных на формирование целостного представления о собственном «Я».

Я предлагаю выйти желающим в количестве 6 человек.

1. Приветствие «Улыбнись». Встаем в круг. В начале нашей встречи я предлагаю поприветствовать друг друга открытой, доброй улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскрепощенности. Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению.

2. «Знакомство» предлагаю познакомиться поближе, наиболее удобным для вас способом. Меня зовут Татьяна Валерьевна. Дома меня зовут Любимая

Мастер-класс с педагогами «Игротерапия общения с дошкольниками»

мама. В детстве меня называли Танюша, Мне приятней, когда меня называют Татьяна.

3. В любом возрасте каждый человек может испытывать чувство страха. Что такое страх? Страх – это когда человек боится. Покажите это выражением лица, движениями? Человек дрожит, боится пошевелиться. Когда у человека возникает чувство страха?

- Чего боятся дети вашей группы?

- Как мы можем помочь своим детям, чтобы страх прошёл? (Преодолеть страх, перебороть его). Например, я ничего не боюсь, я сумею справиться, я обязательно придумаю, что нужно сделать.

Предлагаю разделиться на 2 группы и пройти за столы.

Нарисуем страх так, как вы его представляете. Какой цвет вы выбрали, чтобы нарисовать страх? (чёрный, коричневый).

- Я предлагаю одной команде взять листочки со страхом и смять их, порвать. У нас нет больше страха, мы его победили, преодолели.

А второй команде предлагаю перевоспитать страшилку (для этого нужно сделать его добрым). Как это сделать: пририсовывать шары, конфеты в руках у страшилки; исправляем злое выражение лица на доброе, улыбчивое; одеваем страшилку в нарядный, веселый костюм – и другие веселые атрибуты.

А ещё, страх боится улыбок и смеха. Покажем, что дружба может преодолеть любой страх, взялись за руки и улыбнулись друг другу.

Также в нашем «Уголке настроения» есть еще одно интересное пособие - «Мусорное ведро», в которое мы с детьми выбрасываем все ненужные, отрицательные чувства и эмоции, мысли и переживания, от которых хотим избавиться. Я предлагаю Вам свои рисунки выбросить в это ведро. полнить это упражнение вместе (ставлю на середину зала ведро).

у каждого из нас скапливаются чувства и мысли, часто ненужные и бесполезные. И некоторые взрослые и дети любят копить свои плохие чувства, например, обиды, долгой грусти и печали, злости и ненависти. Это очень тяжело и совсем ненужно, даже опасно для здоровья.

Вспомните, как кошка отряхивается от воды (показать) и предлагаю встряхнуть свои печали, переживания и обиды в это мусорное ведро.

При работе с детьми, эффективен игровой способ избавления от гнева - «Стаканчик для крика». Он представляет собой непрозрачный стакан темного цвета с плотно закрывающейся крышкой вверху, красиво оформленный.

Демонстрация пособия.

- Например, если ребенок проявляет вербальную агрессию, я предлагаю ему отойти в уединенный уголок и оставить все «плохие» слова, всю свою злость, гнев в этом волшебном стаканчике. После того, как ребенок выговорится, стаканчик плотно закрывается и прячется.

Мы с вами освободились от всех негативных эмоций, а что такое эмоции?

В работе с детьми я использую интересный приём – предлагаю выразить своё настроение, чувства, используя гуашь, краску. Демонстрация приёма.

Покажите ваше настроение с помощью краски.

В работе с неуверенными, застенчивыми детьми, использую приём «Волшебный трон».

- Кто хочет присесть на «Волшебный трон» и получить положительные эмоции, комплименты. Остальные участники должны сказать как можно больше ласковых и нежных слов, и поглаживая сидящего на троне.

Одним из приёмов на сплочение, объединение детей использую игру «Найди пару»

- Я раздам вам карточки, на которых нарисован животные. Названия повторяются на двух карточках. Посмотрите, пожалуйста, что нарисовано на вашей карточкеТеперь карточку можно убрать. Задача каждого найти пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и «издавать характерные звуки вашего животного». Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у вас получилось.

- Чем бы вы хотели наполниться сегодня?

Упражнение «Передача любви, тепла в круг». Участники встают в круг, соединяют руки, поднимая их к солнцу, делают глубокий вдох, опуская руки в круг – выдох.

- Мы сегодня очень хорошо поиграли, давайте похвалим сами себя. Для этого сделаем следующее упражнение. Станьте на одну ногу, закройте глаза, погладьте себя по голове и мысленно скажите: «Я – молодец!».

Закончить мастер-класс я хочу такими словами (на слайде).

То, что я услышу, я забыл.

То, что увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю.

Это изречение Конфуцию на сухом языке цифр:

То, что мы слышим, - 10%.

То, что мы видим, -50%.

То, что мы делаем сами, - 90%.

Рефлексия. В заключении я предлагаю вам выбрать воздушный шар, цвет которого соответствует вашему состоянию души. Встанем в круг и каждый из вас поделится своими впечатлениями (что интересного вы взяли для себя, что показалось трудным, ваши пожелания).

maam.ru

Игротерапия в работе с детьми.

Игротерапия — вид психотерапии, в которой специально обученный игротерапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. Игротерапия считается эффективной, если ребенок оказывается способным играть свободно и с радостью.

Игротерапия - это ответвление психодрамы, где место ведущего занимает психотерапевт, а роль группы "берут" на себя "игрушки", которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале терапевта также краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками и прочие изобразительные средства.

При слове «игра» у большинства на ассоциативном уровне всплывает картинка - дети играют. Конечно, игры - это не только одна из замечательных возможностей подарить несколько часов заслуженного отдыха родителям или воспитателя, это еще и наилучший путь к успешному развитию ребенка.

У малышей, как и у взрослых, всегда есть место для небольших проблем, избавиться от которых им помогают вот эти самые игры, рисунки. Природа заботится о них больше, чем о взрослых, поэтому им на подсознательном уровне закладывается то, что прежде чем решить проблему ее нужно увидеть со стороны. Перенести в другой мир, в мир выдуманный. А потом, когда видишь уже свою заботу, можно ее и разрешить. Сталкиваясь с трудностями, ребенок начинает рисовать их на бумаге цветными карандашами. На рисунке он четко прорисовывает всех действующих лиц, дает им имена. Такую же картинку он может сложить и из своих игрушек. Рассадить их по комнатке, дать каждому имя и наделить определенными свойствами. После того, как все роли розданы, проблема нарисована, малыш начинает ее самостоятельно решать. Он переносится сам в свой собственный выдуманный мир, и, озвучивая всех персонажей, регулируя их действиями, постепенно выходит на счастливое разрешение проблемы. Потому что он пока не знает о том, что не бывает неразрешимых проблем. Это конечно, истина, но о ней помнят только дети.

Ребёнок  уходит в игру, как говорится, с головой. Проводит карандашиком по бумаге, вытягивает губки трубочкой, озвучивает летящий самолет. Или меняет тембр голосочка, когда изображает речь своих героев - злых и добрых. И он действительно в это время видит летящий самолет, а его любимые игрушки корчат ему гримасы. Когда ребенок, благодаря своему сказочному воображению, находится в своем мирке, его нельзя оттуда вырывать. Это может породить различные комплексы. Ведь, для родителей, его проблема, ссора во дворе с друзьями, потеря любимого фантика от конфеты, покажется смешной, а для него это настоящая катастрофа. Относитесь с большим трепетом к маленьким на ваш взгляд неприятностям ребенка, наблюдайте за тем, как он с ними справляется, принимайте в этом участие. Но помните о том, что если он пустит в свой мирок исцеления и разрешения проблем, то вы там окажетесь в роли одного из персонажей, а не мамы или папы. Вам нужно будет полностью принять его правила, и быть тем, кем он вам скажет, не заявляя о своих правах.

Существует множество разных методик психологической помощи детям: игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия и другие. Их эффективность уже давно доказана.

Возможно, детский психолог проведёт игротерапию более профессионально, но польза от занятий, которые проводят сами родители, еще более очевидна. Ведь при этом меняется не только ребёнок; меняются родители, меняются отношения между детьми и родителями. Когда взрослые играют с детьми, они сами как будто попадают в своё детство, становятся более непосредственными в общении, начинают лучше понимать своих детей.

Игра имеет исключительное значение для психического развития ребёнка. Она позволяет ему сохранять и приобретать психическое здоровье, определяет его отношения с окружающими, готовит к взрослой жизни. Игра помогает ребёнку приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные нормы поведения, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. Игра обладает лечебным действием, избавляет от психотравмы, позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в облегчённой форме.

Отправная точка начала игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка. Уважайте его желания, не заставляйте его играть насильно, сделайте так, чтобы игра приносила радость. Дозируйте эмоциональную нагрузку на ребёнка, наблюдайте за его самочувствием.

Перед тем как заняться игротерапией, обратите внимание на семейную ситуацию и взаимоотношения с ребёнком. Серьёзные конфликты и неблагополучное состояние самих родителей – главный фактор, препятствующий решению психологических проблем у детей. В этом случае необходима предварительная консультация.

Начинать игровые занятия с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. Игры могут помочь:

  • обеспечить эмоциональную разрядку – снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;
  • уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества;
  • улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения;
  • освоить групповые правила поведения;
  • наладить контакт между родителями и детьми;
  • развить ловкость и координацию движений.

«Пятнашки» (с 3 лет)

Назначается водящий. Он догоняет остальных игроков и «пятнает» их – хлопает рукой по спине, руке или ноге. «Запятнанный» становится водящим. Суть игры в её высоком эмоциональном накале. Водящий может говорить шуточные угрозы: «Сейчас поймаю!», «Догоню!». А игроки могут отвечать: «Не догонишь!», «Я быстрее!». «Пятнашки» всегда вызывают много радости и веселья, помогают объединить семью. Более сложный вариант «Пятнашек» – когда по комнате расставляются препятствия и игроки должны их обходить.

«Жмурки» (с 4 лет)

Водящему плотно завязывают глаза. Игроки бегают вокруг и хлопают в ладоши. Когда водящий обнаруживает участника, он должен его опознать на ощупь. Того кого поймали, становится водящим. Как и в «Пятнашках», здесь говорятся шуточные угрозы.

Другой вариант игры: игроки замирают и стоят на месте, а водящий с завязанными глазами ищет их.

«Прятки» (с 2 лет)

Это всем известная детская игра, в которую для большей эффективности необходимо внести некоторые дополнения. Водящий сопровождает поиск игроков словами с сердитой интонацией: «Где же он? Сейчас я его найду!» Тот, кого нашли последним, становится ведущим. Когда игра будет освоена, усложните её: сначала приглушайте свет, потом с подготовленными детьми можно свет выключить вовсе и играть в темноте.

«Полоса препятствий» (с 2 лет)

Необходимо построить полосу препятствий из стульев, коробок, пуфиков, подушек и одеял - горки, тоннели, кочки. Игроки преодолевают препятствия. Можно подбадривать ребёнка словами: « Молодец! Быстрей! Ура!»

Игры, направленные на коррекцию страхов

«Смелые мыши» (с 2 лет)

Выбирается кот и мышь. Кот спит в домике, мышь бегает и пищит. Кот просыпается и догоняет мышь. Мышь может спрятаться в домике. Затем они меняются ролями.

«Привидение» (с 3 лет)

На ведущего надевается простыня, он становится привидением, бегает за остальными игроками и пугает их громкими криками: «У – у – у...» Тот, кого он поймал, становится ведущим.

«Пчёлка в темноте» (с 3 лет)

Взрослый произносит текст, а ребёнок выполняет действия: «Пчёлка перелетала с цветка на цветок (в качестве цветов используются стулья и диваны). Когда пчёлка налеталась, наелась нектара, она уснула в красивом цветке (под стулом или столом). Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться (стул или стол накрывается темной материей). Взошло солнце (материал убирается), и пчёлка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок». Игру можно повторить, усиливая плотность материи, т.е. степень темноты.

«Сова и зайцы» (с 3 лет)

Игру надо проводить в вечернее время, для того чтобы можно было создавать темноту. Свет надо приглушать постепенно.

Выбираются сова и зайцы (или заяц). Когда свет включен (день), сова спит, а зайцы скачут. Когда свет выключается (наступает ночь), сова вылетает, ищет зайцев и кричит: «У – у – у». Зайцы замирают. Если сова находит зайца, он становится совой.

Игры, направленные на коррекцию агрессии.

«Сражение» (с 2 лет)

Игроки бросаются лёгкими предметами (шариками из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра перемирием и объятиями.

«Злые - добрые кошки» (с 2 лет)

По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (не по настоящему), добрые кошки ласкаются и мурчат.

«Каратист» (с 3 лет)

На пол кладётся обруч или газета. Каратист становится в обруч (за его края выходить нельзя), делая резкие движения ногами, а зрители подбадривают его: «Сильнее, сильнее!» Интенсивные движения и поддержка зрителей помогают выплеснуть агрессивную энергию.

«Боксёр» (с 3 лет)

Эта игра очень похожа на игру «КАРАТИСТ», только вместо движений ногами надо делать движения руками.

«Капризная лошадка» (с 3 лет)

Игра способствует коррекции упрямства, негативизма, агрессии. Родитель рассказывает сказку «про лошадку», и вместе с ребёнком они сопровождают сказку действиями: «В одной далёкой стране жила лошадка по имени Лу. Она очень любила брыкаться и капризничать. Мама говорила ей: «Покушай свежей травки, доченька» «Не хочу, не буду», - говорила Лу. Она капризничала и цокала копытцами. Ещё она брыкалась вот так. Когда она вдоволь поупрямилась, то стала довольной и весёлой. Она весело скакала и ржала: «Иго – го!»

Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения

«Снеговик» (с 3 лет)

Родитель и ребёнок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.

Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.

«Буратино» (с 4 лет)

Родитель говорит текст и выполняет движения вместе с ребёнком:

«Представьте, что вы превратились в куклу Буратино. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Всё тело стало твёрдым, как у Буратино.

Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные.

Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным.

Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти.

А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем»

Самое главное - это не то, во что играть, а то, как играть. Самая эффективная психотерапия – это родительская любовь. Чаще обнимайте своего малыша, целуйте, говорите, как сильно  его любите, какой он хороший и замечательный.

nsportal.ru

Игротека

Опубликовано 31.01.2016 - 20:39 - Тамбовцева Анастасия Игоревна

Эх, полным-полна копилочка
Игр, занятий и затей  -
Заходи на сайт скорей!
  Материалы странички "Игротека" адресованы педагогам, воспитателям и заботливым родителям. На ее страницах можно  найти очень много разнообразной информации, такой необходимой для проведения познавательных и коррекционых занятий с дошкольниками. Здесь весёлые обучающие стихотворения, загадки, шарады, ребусы, тесты и игровые задания. Они помогут детям учиться играючи, с удовольствием и интересом.  

Игра является ведущим видом деятельности с раннего детского возраста. Она позволяет ребенку получить представление об окружающем его мире, с ее помощью формируются такие важные психические функции, как мышление, воображение, фантазия. Значит, малышу будет легче учиться, осваивать новые виды деятельности. Именно признание важнейшего влияния игры на формирование личности позволило создать эффективную систему методов психотерапевтического воздействия на человека – игротерапию.Понятие игровой терапииИгротерапия представляет собой погружение психолога в мир дошкольников. Наблюдение за малышами во время игры позволяет выявить проблемы, возможные причины их возникновения. Игровая терапия призвана помочь маленькому пациенту преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит на самом деле. Грамотно проведенный сеанс такой игры позволит ему понять, что он чувствует, как лучше себя вести. Итог проведенной терапии: у ребенка должна повыситься самооценка, развиться коммуникативные навыки, понизиться уровень тревожности. Лучше, если процесс будет проходить в специально оборудованном помещении у психолога в детском саду.Функции игротерапииИгротерапия в детском саду - занятия с куклойИгровая деятельность осуществляет три функции, которые важны для успешной работы специалиста с дошкольником в детском саду.
  • Диагностика. Игровая терапия способствует уточнению особенностей личности малыша, его взаимоотношений с окружающим миром и людьми в частности. Просто разговаривая с ребенком, который замыкается по разным причинам, сложно что-то уяснить, тогда как в неформальной обстановке малыш на сенсомоторном уровне показывает то, что им было испытано когда-либо. Спонтанное действие позволит дошкольнику наиболее полно, при этом совершенно непроизвольно, выразить себя.
  • Обучение. Игротерапия позволяет в течение одного или нескольких занятий научиться перестраивать взаимоотношения, расширить свой кругозор. Благодаря ей малыш проходит безболезненно процесс реадаптации и социализации, узнает о том, как все организовано в мире вокруг него.
  • Терапевтическая функция. Дошкольнику пока еще не интересен результат игры, ему намного важнее сам процесс, во время которого он проигрывает свои переживания, страхи, неловкость в общении с другими, находит решение своих конфликтов и проблем. В итоге у него не только развиваются, но и значительно укрепляются необходимые психические процессы, постепенно формируется толерантность и адекватное реагирование на происходящее вокруг.
  • Показания к применению игротерапии
Игротерапия: упражнения в развивающей зонеРабота психолога в детском саду с дошкольниками является очень важной. Он должен своевременно определить необходимость проведения сеансов игротерапии с отдельными детьми или группами. Как показала мировая практика, игровая терапия справляется со множеством диагнозов, кроме самых сложных случаев – полного аутизма или же неконтактной шизофрении. Поэтому рекомендована игротерапия, если есть следующие показания:
  • замкнутость и нежелание, невозможность общаться;
  • фобии и инфантилизм;
  • вредные привычки и асоциальность поведения;
  • сверхпослушание со сверхконформностью и т.д.
Задача психолога – познакомиться с ребенком, подобрать все необходимые методы, которые окажутся ему полезными.Основные виды и формы игротерапииИгротерапия - примеры игр в песочницеСуществует несколько критериев, по которым классифицируется игротерапия. Наиболее часто выделяют следующие виды и формы этой деятельности.1. В зависимости от роли в игре взрослого:
  • директивная – направленный процесс, где взрослый является организатором для ребенка, которому предлагаются готовые варианты решения той или иной проблемы, во время игры малыш сам приходит к пониманию себя и собственных конфликтов.
  • недирективная – ненаправленная игровая терапия проводится во время игровой деятельности дошкольников, куда взрослый старается не вмешиваться, создавая вокруг малышей уютную, теплую атмосферу надежности и доверия.
2. По структуре материалов для игры:
  • структурированные игры – применяются при работе с детьми от 4 до 12 лет, провоцируют открытое выражение агрессии (игрушечное оружие), выражение непосредственного желания (с фигурами людей), развивают коммуникативные навыки (забавы с поездами, машинами, в телефон);
  • неструктурированные игры – подвижные занятия и спортивные упражнения, работа с пластилином, водой, глиной, песком, которые способствуют косвенному выражению ребенком своих чувств и появлению ощущения победы.
3. По форме организации процесса:
  • групповая;
  • индивидуальная.
На занятиях в детском саду психологами используется игровая терапия той формы, которая оптимальна для достижения целей и задач, стоящих перед ними.Групповая игротерапияГрупповая игротерапия для дошкольниковДля определения необходимой формы занятий в каждом конкретном случае анализируется потребность малыша в общении. Если она не сформирована, то будет выбрана индивидуальная, но при условии, что нет противопоказания – глубокой степени умственной отсталости. Во всей остальных случаях предпочтительнее игровая терапия, которая позволяет детям непринужденно общаться друг с другом, наиболее полно раскрываясь. Но сначала необходимо убедиться, что у них нет противопоказаний к использованию такой формы занятий. У ребят не должны наблюдаться следующие выраженные симптомы:
  • сексуальное развитие, опережающее возрастные нормы;
  • излишняя агрессивность, которую сложно унять;
  • стрессовое состояние, в котором малыш может находиться на момент наблюдений за его игрой;
  • асоциальное поведение, из-за проявлений которого могут пострадать окружающие дети;
  • детская ревность.
Игротерапия в группе помогает дошкольнику осознать себя как личность, поднять самооценку, отреагировать все негативные внутренние эмоции, понизить тревожность, ощущение вины и беспокойства. Благоприятно на этом процессе сказывается возможность детей наблюдать друг за другом, стремиться самому попробовать ту, или иную роль в игре. Целью работы специалиста является не вся группа, а ее участники в отдельности. Оптимальное число играющих – 5 детей и 1 взрослый. В возрасте ребят не должно быть разницы более 1 года. Игровая терапия в группе вырабатывает у каждого ребенка:
  • становление положительной «Я-концепции»;
  • воспитание ответственности за поступки;
  • развитие навыков самоконтроля;
  • закрепление способности принятия самостоятельных решений;
  • обретение веры в собственное «Я».
Постепенно игровая терапия неструктурированная сменяются структурированной, позволяющей дошкольнику свободнее выражать свои волнения, чувства, вплоть до самых агрессивных. Значит, психологу будет легче их отслеживать и корректировать.Игровая комната в образовательном учрежденииВ детском саду, который отвечает современным запросам родителей, должна быть оборудована специальная комната для работы психолога с детьми. Для достижения оптимального эффекта от занятий она должна соответствовать определенным критериям.Требования к размерам, оформлению комнатыИгротерапия - упражнения с пескомДля работы с одним дошкольником или группой из 2-3 ребят достаточно помещения с размерами 3,5 м на 4,5 м. Это необходимо для обеспечения удобного расстояния между взрослым и ребенком. Для групповых занятий, где число присутствующих более 4 человек, требуется не меньше 27 м2. Тогда риск получения травм при подвижных играх будет сведен к минимуму. Для комфорта ребенка должны отсутствовать двери со стеклянными элементами и окна, расположенные на внутренних стенах, иначе – они должны иметь занавески или жалюзи. На пол целесообразно постелить линолеум, ковровое покрытие стелется только для соответствующих игр. Надо исключить мрачные тона из интерьера, стены покрыть светлой моющейся краской: игротерапия должна вызывать положительные эмоции.Требования к оборудованиюЖестко прикрепленные к стенам полки для игрушек размещаются не выше 1 м от пола: малыши должны иметь возможность проявить самостоятельность, при этом не навредив себе. Идеально, если к комнате для занятий примыкает маленькая ванная комната. Оборудуется помещение столиками с деревянной поверхностью. Хороши также горки с выдвижными ящиками, особенно если на их поверхности можно рисовать и стирать. Комната для занятий в детском саду оснащается следующими группами игрушек:
  • передающие реальный окружающий мир – семья кукол, домик, транспорт, касса, марионетки;
  • для самовыражения в творчестве и ослабления эмоций – глина, песок, вода, кубики, краски с палитрой;
  • дающие возможность отреагировать агрессию – ружья, хищные животные, солдатики, резиновый нож.
Примеры упражнений для занятий в детском садуИгротерапия применяется очень часто для преодоления детских страхов. Приведем несколько упражнений, которые направлены на эти цели.Жмурки. Позволяют дошкольникам справиться с боязнью темноты и замкнутого пространства. С завязанными глазами ведущий должен поймать кого-либо из играющих, на ощупь его узнать, четко назвав имя.Индивидуальная игротерапия.Большой пес. Помогает справиться со страхом перед животными, неуверенностью. На стул усаживается ведущий, который изображает лохматое животное, притворяясь, будто спит. Остальные детки подходят медленно, будят его четверостишием:Посмотрите – страшный песСпит, уткнувши в лапы нос.А давайте-ка, разбудим:Мы узнаем, что же будет.Пес на последних словах должен проснуться и броситься ловить детей. Их задача – убежать, не стать пойманными.Примеры игр для домаЕстественно, что полноценные занятия должен проводить специалист, но родители могут оказать неоценимую помощь ребенку, общаясь и играя с ним. Чем можно занять дошкольника вне детского сада? На помощь придут всем нам знакомые упражнения.Забавы в песочнице. В песочнице, во время игр на свежем воздухе моделируются из влажного песка с помощью разных формочек, лопаток самые причудливые формы.Магическое зеркало. Сидя напротив, малыш и мама (папа) повторяют друг за другом жесты и мимику, как отражения в зеркале.Снеговики. Родители с ребенком изображают из себя снеговиков, постепенно тающих вплоть до самой лужи.Болото. Можно вырезать из бумаги специальные кочки, размером с две ступни, а можно воспользоваться просто газетами и устраивать гонки по комнате, перемещаясь только по таким безопасным местечкам, стараясь не попасть на пол, ставший болотом.Подобная игровая терапия не отнимает много времени дома, но приносит много пользы. Таких игр существует большое количество. Совместные усилия специалистов в детском саду и родителей должны быть скоординированы, направлены на оказание эффективной помощи ребенку для преодоления его трудностей. Игротерапия является очень эффективным инструментом для этих целей. Главное – не оставлять малыша один на один с его страхами и проблемами, вовремя диагностировать их наличие у ребенка, оказать действенную помощь.м
Картотека пальчиковых игр для детей 4-5 лет 241.17 КБ
Игры на снижение агрессии 408.97 КБ
Игры для детей с затруднениями в общении 370.9 КБ
relaksatsiya.pdf 278.84 КБ
Скороговорки 212.8 КБ
Шарады 263.35 КБ
Загадки 357.06 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

nsportal.ru

Мастер-класс «Игротерапия как средство коррекции поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста»

Альбина Сонцова
Мастер-класс «Игротерапия как средство коррекции поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста»

Здравствуйте, уважаемые коллеги, мне приятно видеть вас на своём мастер-классе.

Маленький ребенок разговаривал с мамой, и мама сказала:

- Никогда не забывай, что нужно помогать другим.

И ребенок спросил:

- А что тогда будут делать другие?

Естественно, мама ответила:

- Они будут помогать другим.

Ребенок задумался:

- Это какая-то странная игра, зачем нужно все так усложнять и сдвигать?

Не надо ждать когда тебе помогут другие, начни помогать себе сам!

Мы наблюдаем, что у многих современных детей всё чаще встречаются нарушения в поведении.

Чаще всего эта категория детей осуждается и отвергается нами,- взрослыми. В тоже время, только взрослый, может понять и принять ребёнка, дать ему возможность почувствовать внимание к своему внутреннему миру, и помочь справиться со своими негативными эмоциями и чувствами.

Основным методом, используемым в моей работе, является игротерапия.

Игротерапия- метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

Моя цель в игротерапии - не переделывать ребенка, не менять его, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой, помочь осознать свои достоинства и недостатки.

В своей работе соблюдаю следующие принципы:

- Принятие ребёнка таким, какой он есть;

- Нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;

- Учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;

- Начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;

- Игра не комментируется взрослым;

- В любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации. И вот сегодня, я приоткрою перед вами завесу в стране Игралия, и вы сами убедитесь, как важно научить детей взаимодействовать друг с другом, научить помогать себе самому!

Игра-приветствие:

Приветствие:

Прежде чем начать, нашу совместную, творческую работу я предлагаю вам поприветствовать друг друга.

У каждого из нас есть имя данное родителями от рождения. У каждого из нас есть положительные черты характера, которые помогают нам справляться с трудностями, жить с радостью.

Ваша задача: на 1-ю букву своего имени найти в себе положительную черту характера. 1-й участник называет себя и свою положительную черту, а второй повторяет имя и черту характера первого участника и добавляет своё имя и т. д. по принципу снежного кома. Последний участник называет всех.

Начну я –Альбина- аккуратная….

Теперь когда мы друг друга поприветствовали и настроились на совместную работу, у нас появилась уникальная возможность окунуться в мир детства. И добрый волшебник нам в этом поможет. У меня есть его волшебный колпачок и мы с вами будем помогать друг другу. Со словами: «Колпачок я надеваю и в ребёнка превращаю», будем надевать его по очереди друг на друга». (музыка)

Вот мы и превратились в детей и попали в сказку.

В одной стране жила-была маленькая принцесса, такого же возраста как и вы. И всем она была хороша- белолица, красива. Но никто не хотел с ней дружить, не было у неё друзей, а всё потому, что была она капризна, строптива, на язык не сдержанна, легко могла и обидеть.

Быт может так и продолжалось бы и дальше, но в один прекрасный день, заглянул к ней волшебник. И спросил: «Почему она такая грустная? И не требуется ли ей помощь? Задумалась принцесса- в этот день принцессе особенно было одиноко, и поведала она ему свою историю.

Выслушав принцессу, волшебник произнёс: «О, я могу тебе помочь. Если ты захочешь, я отправлю тебя в город Мастеров. Когда ты научишься их искусству, то у тебя обязательно появятся друзья».

А поможет тебе найти дорогу в город Мастеров-волшебный клубочек.

Поблагодарив волшебника, принцесса отправилась в путь. Давайте и мы пойдём, вместе с ней.

А чтобы нам не заблудиться, давайте будем передавать клубочек друг другу, и,разматывая нить рисовать свой рисунок, создавая дорогу, по которой принцесса будет идти вместе с нами….

(Это могут быть и деревья, дома, клумбы, горы, цветы).

Ребята давайте посмотрим, что же нам встретится в пути? (перечисление).

Дорога была длинной,и мы дружно, все вместе прошли этот путь.

И вот, мы в городе Мастеров.

Нас встречает Мастер-внимание, он научит нас, быть внимательными.

Мастер приготовил задание, оно находится в шкатулке. Что это? Карты.

Техника:"Сочинение историй с помощью игральных карт»

А, ребята, нам с вами предстоит сочинить сказку, для этого мы будем использовать игральные карты. Когда наступит очередь каждого из участника, он откроет 2 карты, и используя числа и фигуры на картах -начнёт свой рассказ. А, следующий, продолжит, также взяв 2 карты и т. д.

Психолог начинает игру и задаёт тон развития сюжета. Молодцы, от того, что вы были внимательны друг к другу, у нас получилось сочинить сказку.

А чтобы мы не забыли, то, чему научил, нас мастер, посмотрите на экран в подарок мы получаем синий кристалл- цвета моря.

Мы отправляемся дальше, и кто же нас встречает- давайте посмотрим на экран.

Нас встречает Мастер- по укрощению злости, он будет учить нас, вместе с принцессой справляться со злостью.

Техника «Ноги топают»

Покажите пожалуйста, какое выражение лица у вас тогда, когда вы сердитесь. Посмотрите друг на друга, запомните. Возьмите чистый лист бумаги, и в верхней части листа, нарисуйте пиктограмму злости. Дальше, мы берём карандаш, любой, какой вам нравится и обводим свои ступни ног. Кладём листок на стол.

Ребята, очень важно научиться давать выход чувствам раздражения и злости, чтобы они не мешали нам продолжать играть или заниматься. И лучший способ это сделать - потопать изо всех сил ногами, чтобы прогнать свою злость. Давайте сделаем это… Что вы почувствовали? Ваши ощущения, говорят вам, что вы смогли избавиться от злости, раздражения.

Давайте теперь успокоимся, сделав несколько глубоких вдохов и выдохов.

Когда злость ушла. Какими мы стали? Давайте изобразим это на своих лицах. И внизу листа нарисуем пиктограмму радости, спокойствия.

Ребята свои рисунки оставим мастеру.

А чтобы, мы не забыли, чему научил нас мастер, посмотрите на экран в подарок получаем красный кристалл- цвета огня.

Мы отправляемся дальше…Кто же нас встречает? Посмотрите на экран…

Нас встречает Мастер- чувств, который научит нас понимать состояние другого человека, и покажет какие чувства могут жить в каждом из нас.

Техника раскрашивания фигур мальчика и девочки.

«Для этого я предлагаю вам раскрасить этот контур девочки так, чтобы можно было понять, что она чувствует. При этом ориентируйтесь на следующие цвета:

«Эмоциональная грамотность»

Давайте рассмотрим, какие же чувства живут в ваших рисунках.

Вы заметили, что в одном человеке могут жить сразу несколько чувств- радость, злость, грусть. Ребята, свои рисунки вы можете взять с собой, быть может вы покажите своим родителям, или оставить их на память мастеру.

А чтобы мы не забыли, чему научил нас мастер, посмотрите на экран, в подарок получаем-розовый кристалл- цвета доброты.

Мы отправляемся дальше… Давайте посмотрим кто же здесь нас встретит?

Нас встречает Мастер-спокойствия, он научит нас как можно восстановить силы, когда мы очень устаём.

Упражнение «Тихое озеро»

Сядьте в удобное положение, вы можете закрыть глаза, а, можете смотреть на экран и любоваться тихим озером.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце светит ярко, и это помогает вам чувствовать себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…Насладитесь этим ощущением, захватите это чувство с собой, возвращаясь к нам…

А теперь откроем глаза, мы хорошо отдохнули, набрались сил и пусть приятные ощущения будут с нами в течении всего дня.

Подарок: А чтобы мы, не забыли, чему научил нас мастер, посмотрите на экран, в подарок получаем зелёный кристалл- цвета спокойствия.

Усвоив уроки каждого мастера, принцесса изменилась, она смогла по другому взглянуть на себя, ведь она многому научилась:

справляться с гневом, быть внимательной, проявлять доброту и сочувствие к своим близким, она узнала, что в каждом из нас живут разные чувства и только от нас зависит, какими они будут. Но без вашей помощи она бы не справилась. Наше путешествие подходит к концу,и теперь вы можете взять с собой то лучшее, что приобрели сегодня и поделиться с окружающими.

Но, чтобы это сделать мы должны снова стать взрослыми. И опять нам поможет волшебный колпачок- «Колпачок я надеваю и во взрослого превращаю». Вот мы и стали взрослыми.

Рефлексия: «Древо чувств»

Я предлагаю вам, уважаемые педагоги,поделиться впечатлениями от нашего путешествия в мир детства.

И в этом нам поможет «древо чувств», срывая плод с дерева, продолжите фразу…по своему выбору.

- Я узнал, что….

- Я был удивлён…

- Мне понравилось, что….

Уважаемые коллеги примите мою благодарность за совместное творчество и желаю вам успехов в работе.

maam.ru

Игротерапия. Воспитание через игру.

nata_tursha все записи автора

Игротерапия.

Направленная игротерапия

Что такое направленная игротерапия поведения?
Круг интересов детского психолога- игротерапевта, поведение детей, игры и игровые упражнения, которые помогают сделать интересным и полезным общение взрослого и ребенка.
Направленная игротерапия - это управление поведением ребенка через сотрудничество с ребенком.

Почему игротерапия направленная?
Потому, что взрослый активно предлагает ребенку привлекательные замыслы игровых действий , а ребенок, увлекаясь их выполнением, зачастую сам того не осознавая, попа дает в ситуацию, когда необходимо овладевать собственным поведением, соблюдать правила-ограничения, принимая на себя ответственность.
Способность изменять собственное поведение -- это очень важно не только для ребенка, но и для взрослого. Жить в мире предметов и материальных ценностей, не ощущая пустоты, дефицита положительных чувств и эмоций, сохранять "базовое чувство доверия к миру", интерес к окружающим тебя людям -- все это ценности бытия не только для детей, но и для взрослых.

Детский психолог- игротерапевт стремится передать взрослым и детям собственное мироощущение через взаимодействие с ребенком в процессе игрового творчества, помогает родителям в решении трудных вопросов воспитания:

  • ребенок расторможен или, наоборот, пассивен;
  • у ребенка трудности в обучении, а организованных занятий с учителем ребенок избегает;
  • ребенок часто говорит "не хочу- не буду"; ребенок конфликтный;
  • нерешительность и застенчивость мешают проявить себя;
  • родители обеспокоены эмоциональной отгороженностью, трудностями в установлении контакта ребенка со сверстниками

Чтобы помочь ребенку решать его проблемы, взрослый должен научиться превращаться в ребенка и получать удовольствие от такого превращения.

Общение игротерапевта- психолога с родителями имеет цель ознакомить родителей с разнообразными вариантами игрового поведения взрослого, в зависимости от меняющегося поведения детей, с различными игровыми упражнениями, направленными на развитие, в их единстве, эмоциональной, умственной и двигательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Надеемся, что Вас заинтересует идея овладения ребенком собственным поведением посредством игры.

ИГРЫ:

Папа, покатай меня на "мерсе"...
Папа: пришел уставший с работы. Петя: "Поиграй со мной, папа." Никита: снял пиджак, прилег на диван и говорит: "Ну, садись, Петя, мне на грудь... -- это сидение автомобиля..." Петя: с удовольствием садится.
Папа: "Мотор включи". И показывает при этом на середину лба. Петя: поворачивает воображаемый ключ зажигания. Папа: начинает тарахтеть как мотор. Подбрасывает животом ребенка, как будто бы едут по кочкам, а не по ровной дорожке. Папа: "Мой нос -- это гудок, нажми его..." Петя: нажимает. Папа: "би-би-би"... Петя: еще нажимает. Папа: еще раз "би-би-би"... Петя: потягивает папу за левое ухо. Папа: поворачивается корпусом влево.... Петя: смеется от удовольствия и "опасности" вывалиться из автомобиля
Комментарий игротерапевта.
Это игровое упражнение способствует поддержанию эмоционального и телесного контакта с Вашим ребенком; в процессе такого упражнения Вы не устаете, а расслабляетесь от рабочего дня... Всего 5-7 мин. Отдохнули Вы, и рад ребенок. А если Вы знаете устройство автомобиля, то есть повод и рассказать об этом ребенку-шоферу... Пусть прочистит свечу, подкачает воображаемые колеса... и т. п. Игры с воображаемыми предметами развивают не только воображение, но и способность действовать в уме, в плане представлений.

Мы по улице идем... влево, вправо и кругом.
Папа: идет по улице. Маша: держит папу за руку. Папе: немножко скучновато, Маше тоже. Папа: тянет руку Маши в сторону, заводя за себя.
Маша: перемещается справа от папы налево... Ей нравится... что что-то происходи т, Маша получает удовольствие от движения. Папа: "Ночь, закрой глаза. Теперь ты справа от меня..." При этом ведет руку слева направо не отпуская руки ребенка. Маша: пытается не подсматривать... Улыбается...
Комментарий игротерапевта..
Мы надеемся, что это игровое упражнение внесет разнообразие в Ваши прогулки с ребенком. Ребенок совершенствует навыки ориентировки, координации в пространстве, закрепляет представления "вправо", "влево"... Что может быть полезнее, чем учиться в движении! Мы надеемся, что это игровое упражнение внесет разнообразие в Ваши прогулки с ребенком. Ребенок
совершенствует навыки ориентировки, координации в пространстве, закрепляет представления "в право", "влево"... Что может быть полезнее, чем учиться в движении!

Про мух... или "полотенце развевается, злым ветром называется"
Папа-Никита: пришел усталый и раздраженный с работы.
Дети: "Поиграй, папа-Никита, с нами".
Никите: честно говоря, играть совсем не хочется. Рот не открывается что-то говорить хорошее, а плохое лучше не надо. А тут еще полотенце лежит не в ванной, а в комнате... Прекрасный повод "разрядиться" с пристрастием
Дети: "Папа, давай ты будешь злым ветром, а мы, мухи, будем от тебя убегать". Никита: удивлен таким неожиданным предложением Дети: "Ты садись на стул, а мы вокруг тебя будем бегать. Как только полотенцем нас осалишь, муха должна замереть, или из игры выйти."
У Папы: на лице появляется улыбка. Папа с удовольствием машет
полотенцем, при этом замечает, что настроение начинает подниматься. Дети-мухи: со смехом и визгом то умирают, то оживают.
Никита: наблюдая за детьми, ловит себя на мысли: игра, т. е. жизнь, продолжается. Все не так уж и плохо Комментарий игротерапевта.
Удачное совпадение содержания игрового действия (осаливание "мух" полотенцем) с доминирующим настроением папы-Никиты (раздражительностью) позволило папе отреагировать элементы агрессии. При этом дети получили заряд положительных эмоций, подвигались, поучились самообладанию,
соблюдая правила игры: осалили полотенцем - не двигайся или жди, пока последняя муха не умрет...

Игровой прием "Ты диктуй, а я напишу".
Никита обидел Егора. Взрослый: предлагает Егору продиктовать письмо Никите. При этом задает ребенку наводящие вопросы: что делал Никита; что делал Егор; почему он так поступил и т. п.
Затем взрослый подходит с письмом к другому ребенку и предлагает послушать письмо. Спрашивает обидчика, согласен ли он с содержанием письма. Между детьми возникает диалог по поводу произошедшего. Взрослый направляет беседу в нужном направлении, стимулируя у детей гуманные чувства друг к другу, способность посмотреть на конфликт как бы со стороны и т. п.
Комментарий игротерапевта.
Взрослый использует игру, когда необходимо смягчить конфликт, возникший между детьми. Помочь детям увидеть собственные действия, поведение глазами сверстника, дать возможность детям выразить чувство обиды, раздражения в культурно-приемлемой форме.

Тебе это надо?
Папа: принес домой скромный гонорар, а проще -- зарплату из фонда экономии... Супруга: на кухне занята приготовлением ужина. Папа: подзывает к себе младшего, Петю; протягивает ему железную монетку и просит: "Петя, отнеси маме и спроси: "Тебе это надо?". Петя: охотно выполняет просьбу папы. Папа-Никита: "Ну, что мама сказала?" Петя: "Мама сказала: "Надо". Папа: "Петя, вот еще бумажка, спроси маму: " Еще надо?". Петя: с удовольствием бегает из комнаты на кухню, выполняя просьбы папы. Петя чувствует и понимает, что делает полезное дело. Комментарий игротерапевта. Супруг внес элемент необычности в такое, казалось бы, привычное и "неизбежное" для отца семейства дело, как выделение денег на семейный бюджет. Почему бы не порадоваться этому событию всем вместе, был бы, как говорится, повод! Муж расстается с "бумажками" с легким сожалением, зато жена всегда готова его в этом утешить. Ну, а для ребенка это возможность пережить положительные эмоции, чувствовать, что ты нужен, выполняешь полезные поручения папы, видеть, как улыбается мама... Источник:

liveinternet.ru

Смотрите также