И ы после ц упражнения

Главная » Упражнения » И ы после ц упражнения

Буквы И и Ы после Ц.

                  5 класс. Тест на  тему: « Буквы И и Ы после Ц».  1 вариант.

1. В каком слове на месте пропуска пишется Ы?
1) ц...нк       2) лисиц…н  хвост       3) черепаший панц...рь       4) милиц...я
2. В каком слове на месте пропуска пишется И?
1) светлолиц...й юноша    2) громко ц...кнуть  3) солёные огурц...   4) нефтяная ц...стерна
3. В каком слове на месте пропуска пишется Ы?
1) ц...ферблат    2) новый ц...линдр     3) ц...рковое представление     4) пушистый ц...плёнок
4. В каком слове на месте пропуска пишется И?
1) вакц...на  против гриппа      2)   милые  красавиц…   3) мелкие крупиц...    4) встать на ц...почки
5. В каком слове на месте пропуска не пишется  И?

1) ц…ркуль    2) ц…фра   3) ц…кнуть    4) медиц…на
----------------------------------------------------------------------------------------------                

 5 класс. Тест на  тему: « Буквы И и Ы после Ц».    2 вариант.

1. В каком слове на месте пропуска не пишется И?
1) след лисиц...     2) акц...я        3) ц...тата        4) душистый нарц...сс
2. В каком слове на месте пропуска не пишется И?
1) получить компенсац...ю        2) ц...трусовые деревья    3) лекц...онный материал 4) ц...нтральная улица
3. В каком слове на месте пропуска пишется И?
1) оц...нить работу     2) ц...пляется за ноги   3) получить консультац...ю   4) ц...левой набор
4. В каком слове на месте пропуска пишется И?
1) вырастить ц...плят    2) падчериц...н дом     3) приехали японц...     4) в секц...я   волейбола
5. В каком слове на месте пропуска пишется Ы?
1) нац...ональный интерес   2) злой  ц…ган    3) полиц…я     4)  либимый  ц…рк

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс. Тест на  тему: « Буквы И и Ы после Ц».   1 вариант.

1. В каком слове на месте пропуска пишется Ы?
1) ц...нк       2) лисиц…н  хвост       3) черепаший панц...рь       4) милиц...я
2. В каком слове на месте пропуска пишется И?
1) светлолиц...й юноша    2) громко ц...кнуть  3) солёные огурц...   4) нефтяная ц...стерна
3. В каком слове на месте пропуска пишется Ы?
1) ц...ферблат    2) новый ц...линдр     3) ц...рковое представление     4) пушистый ц...плёнок
4. В каком слове на месте пропуска пишется И?
1) вакц...на  против гриппа      2)   милые  красавиц…   3) мелкие крупиц...    4) встать на ц...почки
5. В каком слове на месте пропуска не пишется  И?

1) ц…ркуль    2) ц…фра   3) ц…кнуть    4) медиц…на

nsportal.ru

Правописание Ы-И после Ц.

Тема урока: Правописание Ы-И после Ц.

Цель - формировать умение различения букв Ы-И после Ц.

Задачи:

1. Образовательная: познакомить с новым опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием ы-и после ц; учить правильно обозначать орфограмму.

2. Развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

3. Воспитательная: вызвать интерес к урокам русского языка.

Ход урока.

1. Оргмомент. Приветствие. Оформление тетрадей. Объявление темы.

-Как вам кажется, что мы должны узнать сегодня на уроке, чему научиться?(Когда пишется Ы, когда - И после Ц. Правильно писать слова с этой орфограммой и обозначать графически.

2. Изучение нового материала.

(Материал для наблюдений на доске пока закрыт).

Учитель читатет стихотворение, текст которого есть у каждого ученика на парте:

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал

Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

- Цыпленок не знал. А вы знаете?

(Цимбал-музыкальный инструмент в форме плоского ящика с металлическими струнами, по которым играя, ударяют молоточками).

Открывается запись на доске:

Цирк, циркуль, цилиндр.

Станция, информация, репетиция.

Молодцы, огурцы, круглолицый.

Сестрицын, лисицын, куницын.

Учитель произносит слова еще раз.

- Какие звуки слышатся во всех словах ? (цы)

- А посмотрите, как написано? (Цы и ци.)

- Почему?

Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и.

-Посмотрите на первую группу слов. Что их объединяет? В каких случаях напишем  И?(Орфограмма в корне)

-Что общего у второй группы слов? (Оканчиваются на -ция).

-Следовательно, какой мы можем сделать вывод о написании?(В корне слова после Ц пишется И, в словах, оканчивающихся на -ция пишется тоже И). Оформляется в виде таблицы на доске, ученики попутно записывают в тетрадь для правил.

- В каких морфемах пишется Ы?(В суффиксах и окончаниях). Записываем в таблицу на доске и в тетрадях.

-Почему же слово ЦЫПЛЕНОК пишется с буквой Ы в корне? Как называются слова, написание которых не соответствует общему правилу? ( Исключения).

-Слова-исключения из этого правила легко запомнить: ЦЫГАН НА ЦЫПОЧКАХ ЦЫКНУЛ ЦЫПЛЕНКУ:"ЦЫЦ". Записываем в таблицу.

                                И                                                                                                      Ы

1. В корне слова по общему правилу:                                   1. В корнях слов-исключений:

цирк, циркуль.                                                                                    Цыган на цыпочках цыкнул

2. В словах на -ция:                                                                             цыпленку:"Цыц".

станция, информация.                                                                    2. В суффиксах и окончаниях:

                                                                                                                     молодцы, сестрицын.

Читаем материал учебника (Параграф 86).

3. Закрепление изученного.

3.1. Комментированное письмо.

Задание:спишите, обозначая условия выбора буквы Ы или И.

Ц__трусовый, ц_ганка, ц_фердлат,ц_корий, с улиц_, сестриц_н, для куниц_, ножниц_, ц-нковый, акац_я, из-за дверц_, лекц_я, сверстниц_,

3.2. Задание: от существительных куница, львица, тигрица образовать прилагательные, обозначить в них суффикс –ын- (дети записывают только прилагательные)

- Зпомните, что в фамилиях, образованных так же, как данные прилагательные, после ц пишется тоже ы: Курицын, Лисицын, Кормилицын,Турицын, Синицын.

Учитель объясняет лексическое значение слов, непонятных ребятам.

Например:

Делегация – несколько выбранных представителей от какого-нибудь коллектива.

Конференция – собрание, совещание предстваителей какого-нибудь государства, учебной организации (научного общества).

Иллюминация – яркое освещение, устраиваемое на улицах по случаю каких-нибудь торжеств, праздников.

Циклевать – выравнивать, обрабатывать деревянную поверхность специальным инструментом.

Падчерицын – неродная дочь одному из супругов, приходящаяся родной другому.

Дикция – ясность и отчетливость в произношении слов, слогов.

 Физкультминутка.

А теперь все дружно встали, передышку себе дали.

Если в слове пишем «ы»,  нужно нам подпрыгнуть,

Ну а если букву «и» - тянемся мы выше.

И- тянемся вверх.

Ы- подпрыгнуть.

3.4. Осложненное списывание.

Задание 1. Вставить пропущенные буквы, закончить предложения.

Загадка.

Сели птиц… на страницу…

Знают быль и ….. (небылицы)

Поселились мудрец…

В застекленные ….. (дворцы).

4. Итог работы.

- Что нового и интересного вы узнали на уроке?

- Как будем узнавать новую орфограмму? Каков опознавательный признак изученной орфограммы?

- Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц?

5. Задание на дом: § 86, упр. 447 (2 часть). Знать схему рассуждения (таблица).

3.5.. Словарный диктант. ( Учитель диктует, учащиеся объясняют правописание каждого слова, пользуясь таблицей и графически выделяя орфограмму).

    Панцирь, царицыно зеркальце, чёрная цигейка, цыганский, весёлая репетиция, певчие птицы, циклон, громко цыкать, жёлтый цыплёнок, зацвела акация, цыц всем.

3.6. Предупредительный  распределительный смысловой диктант. ( Узнать слово по лексическому значению и записать в два столбика.)

1) Детёныш курицы (цыплёнок).

2) Знак для обозначения числа на письме (цифра).

3) Одноглазое мифологическое существо (циклоп).

4) Инструмент для вычерчивания окружности (циркуль).

5) Человек, наблюдающий за порядком на улице (милиционер).

6) Встать на кончики пальцев (на цыпочки).

7) Род перчаток с отделением только  для большого пальца (рукавицы).

– Прочитайте слова ,когда после Ц написали И, а когда – Ы .

3.7. Задание для самостоятельной работы на карточках.

                                 1-вариант.

Рац..я, цариц..но зеркальце, афганц.., ц..гейка, ц..клон, ц..ганский, мультипликац..ионный фильм, взять под уздц…

Посреди площадки в сквере росли акац...и. В город приехала делегац...я шахтёров. Ц...ркуль – помощник человека с глубокой древности и до наших дней. Мы давно собирались всей семьёй пойти в ц...рк.

                                           2-вариант.

     Рац..я, цариц..но зеркальце,  ц..клон,  ц..ганский, дикция, цилиндр,  у ящериц.., лисиц..н хвост.                В экспедиц...и учёные собрали богатую коллекцию насекомых, среди которых были даже ц...кады. Ц...када - хоботное прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот.

4. Итог работы.

- Что нового и интересного вы узнали на уроке?

- Как будем узнавать новую орфограмму? Каков опознавательный признак изученной орфограммы?

-Что было трудно?

- Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц?

5. Задание на дом: § 86, упр. 447 (2 часть). Знать схему рассуждения (таблица).

Альтернативное задание: составить предложение, в котором все слова с изученной орфограммой.

nsportal.ru

Буквы Ы –И после Ц

Тема: Буквы Ы –И после Ц

  Цель: 1) закрепить навыки правописания Ы-И после Ц;

  2) развивать внимание, логическое мышление, речевой слух у обучающихся , навык графического обозначения данной орфограммы;  

3) воспитать любовь к русскому языку, воспитать сознательную дисциплину, формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе.

Планируемые реультаты

  1. Предметные УУД

- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»

- формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы

- развивать орфографическую зоркость

   2.  Метапредметные УУД

           -  формировать умение  находить информацию в тексте

           -  учить анализировать, сравнивать  и обобщать на основе фактов

          -  учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде

  3.   Личностные УУД

    -   Строить отношения с людьми

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор,

Структура и ход  урока

Добрый день, ребята! Начинаем наш урок. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным. У меня всё получится! Я справлюсь со всеми заданиями на уроке»

  1. Повторение изученного материала- проверка домашнего задания.

Орфографическая пятиминутка с последующей  самопроверкой (Слайд № 1)

  1. Вставить пропущенные буквы и графически обозначить условия выбора орфограммы.

Работа с карточками Слайд№1

Образуйте новые слова, добавляя нужные суффиксыОбразуйте новые слова, добавляя нужные суффиксы

Машина, учить, барабан,

 заяц, водить, палец,

снег, кот, гвоздь, дом

Самопроверка Слайд №2

Машинист, учитель, барабанщик, зайчонок,

водитель, пальчик, снежок, котенок, гвоздик, домик

  1. Изучение нового материала

Цели: учащиеся должны

- знать условия выбора написания букв И-Ы после Ц ;

- уметь владеть способом действия при выборе букв и-ы после ц в однокоренных словах.

1.Подготовительный этап (А сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте) 

Учитель читает стихотворение: слайд №4

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах, 
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал 
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

- Цыпленок не знал. А вы знаете?

Словарная работа Слайд №3

(Цимбал-музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струннами, по которым играя, ударяют молоточками)

Цилиндр- геометрическое тело образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.            

Открывается запись на доске:

Станция

Огурцы

Цирк

Синицын

цыпленок

Учитель произносит слова еще раз.

- Какие звуки слышатся во всех словах ? (цы)

- А посмотрите, как написаны слова, обратите внимание на морфемы? (Цы и ци.)

- Почему?

Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и.

- Какова же тема урока? Сформулируйте ее.

- «Правописание ы-и после ц»

/Учитель пишет на доске, а дети в тетрадях/.

-Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему./ Познакомиться с правилом написания букв И-Ы после Ц/

          2. Работа с опорным конспектом слайд№ 5

В словах после Ц пишется

      И          Ы

                  1.͡                                        1.^

                  2.на –ция                           2.□

- Посмотрите на опорный конспект и расскажите об условиях написания буквы И-Ы после Ц.

- Давайте посмотрим, верно ли мы сформулировали правило.

Работа с электронным учебником(чтение правила с электронного учебника) 

- Что нового узнали? /Есть слова-исключения: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц, цыкнуть/

Запомните предложение! Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: «Цыц!» /Слайд № 6/

Ф и з м и н у т к а  «Чудесное дерево» : сорвать чудесный плод, прочитать вслух слово, объяснить, какую орфограмму нужно вставить и почему. (каждый ученик встаёт и выходит к доске, на котором « чудесное» дерево).\(С,с)очи, (Р,р)оссия, ол(и, е)мпиада, (а,о)гонь,г(о,а)ра,феврал(ь),з(а,о)лотая медаль

Учитель: Ребята, какими событиями связаны эти слова?(зимняя олимпиада в Сочи).Правильно. Ребята в России не только проводится зимняя олимпиада, она богата своими культурными ценностями. К сожалению, эти ценности годами теряются, но мы должны эти культурные ценности сохранять. Недаром 2014 год объявлен годом культуры. Слайд № 7

VI. Закрепление учебного материала.

Цели: закрепить изученное правило; запомнить способ определения написания букв И-Ы после Ц.

1.Объяснительное письмо. /Слайд №8/

-Спишите, объясняя написание в данных словах орфограммы и-ы после ц

Ц..фра, ц..ркуль, ц..рк, ц..ган, ц..трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.

2. Буквенный диктант. /Слайды №9,10/

И или Ы

1) птиц…н, дворц…, лекц…я

2) ц…плёнок, ц…линдр, овц….

3) ц…клон, ц…клоп, ц….ферблат

4)секц…я, полиц…я, ц…кнуть

1.

Ы

Ы

И

2.

Ы

И

Ы

3.

И

И

И

4.

И

И

Ы

3.Тестовый контроль по теме «Буквы И-Ы после Ц» /Слайд №11/

1) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?

               а) ц..нк

          б) куц…й хвост

в) черепаший панц..рь

                          г) акац..я

2) В каком слове на месте пропуска пишется И?

               а) светлолиц..й  юноша

          б) громко ц..кнуть

в) солёные огурц..

                          г) нефтяная ц..стерна

3) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?

                 а) ц..ферблат

          б) новый ц..линдр

в) ц..рковое представление

                          г) пушистый ц..плёнок

4) В каком слове на месте пропуска пишется И?

                 а) вакц..на против гриппа

          б) птиц..но перо

в) мелкие крупиц..

                          г) встать на ц..почки

5) В каком слове на месте пропуска не  пишется Ы?

                 а) строительство гостиниц..

          б) ц..гейковая шуба

в) красавиц..

                          г) щипц..

«Минута редактора»(карточки)

                           Письмо Незнайки профессору Спицину.

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятная: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.

Работа с учебником (Выполнение упражнения  №355-учебник под ред. Шакровой)

V. Подведение итогов.

  • Какое правило, мы сегодня изучили?
  • Вспомните способ определения написания букв и-ы после ц.
  • Какие слова-исключения из этого правила вы должны запомнить?

VI. Задание на дом.

  1. Выучить изученную на уроке орфограмму «И-Ы после Ц»
  2. Выполнить упражнение № 354, зад. к упр.

Рефлексия.

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

-С каким настроением работали?

- Что вызвало затруднение?

Что вам нужно выучить?

nsportal.ru

Рабочий лист "Буквы И (Ы) после Ц."

Рабочий лист «Буквы И (Ы) после Ц»

Ф.И. _______________________________ класс_________дата____________

9. Буквы И (Ы) после Ц

После Ц в корне пишется И .
Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц. Буква Ы после Ц пишется в окончаниях существительных и прилагательных, а также в суффиксе -ЦЫН. 
Ц_фра, ц_ркуль, ц_гейка, ц_кл, ц_линдр, ц_низм, ц_тата, ц_тадель, ц_трус, ц_нк, ц_стерна, ц_рк, панц_рь, ц_клон, ц_тата, ц_мбалы, ц_нга, ц_новка, ц_рюльник.

Революц_я, делегац_я, лекц_я, милиц_я, яркая иллюминац_я, демонстрац_я, авиац_я, оккупац_я, станц_я, позиц_я, традиц_я,  дезактивац_я, мотивац_я, овац_я, консервац_я, облигац_я, ликвидац_я, рекомендац_я, детализац_я, госпитализац_я, организац_я, механизац_я, патриц_й, стронц_й, кальц_й.

Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц.

Буква Ы после Ц пишется в окончаниях существительных и прилагательных, а также в суффиксе -ЦЫН. 

Работниц_, щипц_, артековц_, птиц_, купц_, молодц_, огурц_, ножниц_, две столиц_, три девиц_, выпить водиц_, круглолиц_й мальчик, бледнолиц_й брат.

Синиц_н птенчик, троиц_н день, племянниц_н подарок, сестриц_н платок, куриц_н хвост.

Лисиц_н, Голиц_н, Птиц_н, Солжениц_н, Чечевиц_н.

Ц_стерна, проц_тировать, ц_клон, ц_рк, ц_трон, ц_низм, ц_рюльник, вакц_на, ц_ркулировать, пац_ент, иниц_алы.
Реакц_я, дикц_я, позиц_я, лекц_я, станц_я, порц_я, рац_я, эволюц_я.
Ц_ган, ц_пленок, на ц_почках, ц_кнуть.
Сестриц_н, смуглолиц_й, куц_й, бледнолиц_й, Троиц_н день.
Огурц_, пальц_, скворц_, спиц_, три девиц_, нора лисиц_.
Ц_кличный, улиц_, ц_ганский, делегац_я, гнездо птиц_, ц_трусовый, панц_рь, ц_плятница, круглолиц_й, эмоц_и, синиц_, ц_линдр, куриц_н, ц_вилизац_я, бойц_, ц_фры, нарц_сс, краснолиц_й, зайц_, племянниц_н, ц_ганщина, акац_я, ц_ркуль, школьниц_, сенсац_я.

nsportal.ru

Смотрите также