Графические упражнения для развития мелкой моторики

Главная » Упражнения » Графические упражнения для развития мелкой моторики

Система игр и упражнений по развитию мелкой моторики

Система игр и упражнений по развитию навыков  мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью

                                         ВВЕДЕНИЕ

Одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие  двигательных умений и навыков у умственно отсталых детей, является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и формировании трудовой деятельности, последующей социальной адаптации. Развитие навыков мелкой моторики  полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка.  Движения руки всегда были связаны с речью. У всех детей с отклонениями в развитии имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка. Снижает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияет на развитие всех систем организма и нервно-психической деятельности. Препятствием в овладении ребенком простейшими жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания являются существенные отклонения в развитии моторики у умственно отсталых детей. Замедленное развитие двигательной сферы существенно снижает возможности ребенка в ознакомлении с окружающим его предметным миром. Движения умственно отсталых детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны.  Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами
Слабое развитие моторики проявляется во всех видах деятельности
умственно отсталых детей. Обычно для них бывает, необходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия. Выполнение разнообразных пальчиковых упражнений и игр не только способствуют совершенствованию тонкокоординированных движений, их произвольности, но и развитию речи, поскольку при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга.

Своевременная работа по развитию мелкой моторики   становится катализатором  успешного социального развития детей с умеренной умственной отсталостью.

 Большую помощь в развитии мелкой моторики оказывают различные упражнения для развития двигательного аппарата руки, укрепления его, они делают пальчики более ловкими, подвижными, послушными.                                                          

Игры и упражнения даются последовательно с учётом степени возрастания сложности. От ребёнка не требуется безошибочное выполнение, поощряется аккуратность, старание, правильность выполнения заданий. Занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Длительность зависит от конкретной цели. Использование данной системы игр и упражнений предполагает гибкость. Игры и упражнения проводятся 3-4 раза в неделю в перерывах между уроками. Время освоения содержания строго индивидуально и зависит от структур нарушения у конкретного ребёнка. Концентрическое построение содержания позволяет повторять материал.

В результате комплексного использования игр и упражнений мануального характера ребенок развивает тактильные ощущения; овладевает навыками мелкой моторики, ловкостью и сноровкой отдельных движений; включается в отношения с социумом, происходит развитие психических функций, снимается тревожность и решаются многие другие педагогические задачи.

Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи:

Укрепление руки, улучшение зрительно- моторной координации.

Развитие согласованных движений обеих рук.

Развитие умения производить точные  и дифференцированные движения кистью и пальцами рук.

Совершенствование хватательных движений, закреплять различные способы хватания: кулаком, щепотью, пинцетный, трехпальцевый захват.

Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.  

Снижение психологической нагрузки ребёнка.

Методы обучения:

1.Показ действий.

2.Действия руками ребёнка.

3. Самостоятельные действия ребёнка.

Система коррекционно-развивающей работы  включает в себя следующие разделы:

Забавы для пальчиков: пальчиковая гимнастика, игры с элементами массажа с помощью предметов-массажеров, пальчиковый театр

игры с песком

лепка

аппликация

изоигры с рисованием пальчиками и ладошками

графические упражнения

игры и действия с предметами

  В разделе «Забавы для пальчиков» дети знакомятся с комплексами пальчиковой гимнастику, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса. Кроме того, для общего развития и активизации речевых центров мозга используются игры с элементами массажами с помощью специально подобранные предметы-массажеры. В процессе  игр в пальчиковый театр воспитанники отражают ситуации знакомых сказок, изображают игровые действия, которые способствует развитию мелкой моторики. С помощью данных игр  вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

В разделе «Игры с песком» дети знакомятся со свойствами песка, который  позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции агрессивных проявлений ребенка. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка.

В разделе «Изоигры с рисованием пальчиками и ладошками»   дети создают тактильный образ, что способствует целостному восприятию предмета, а также раскрепощает детей, помогая снять страх перед листом бумаги, перед работой с красками. Такие игры  закрепляют умения графически изображать форму предмета. Ощущения, полученные ребенком через чувствительность пальцев рук, отображаются им на бумаге в виде разнообразных форм и их сочетаний.  

В разделе  «Лепка» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

В разделе  «Аппликация» дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе «Графические упражнения» представлены упражнения, направленные на улучшение координацию движения пальцев и кистей рук, развитие зрительно-моторной координации, мускульной и тактильной памяти.

В разделе «Игры и действия с предметами»  подобраны игры, которые оказывают влияние  на формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков, развитие моторных координаций и оптико-пространственных представлений ( используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре).

Результатом работы должно стать:

Активизация подвижности рук  детей с умеренной умственной отсталостью.

Овладение разными видами трудовой деятельности.

Первый год обучения.

 «Забавы для пальчиков»

Знакомство с ладонью, выполнение простые движения (похлопывание, постукивание, прятанье рук за спину), с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой. Статические игры с пальчиками сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук, «театр двух рук» (разыгрывание небольших сценок: пересказывание текста с одновременным показом руками) Пальчиковый театр на основе малых форм фольклора, небольших рассказов

Игры с песком

Знакомство со свойствами песками (влажный-сухой, сыпучий). Игры с песком: «Птичьи следы на песке» — рисуем на песке пальчиками, отпечатки ладоней, кулачков, скользить ладонями по поверхности песка                                                                                                             «Гора из песка» (загребание песка ладонями)

« Разжимаем кулачок - высыпается песок» (набрать в песок в кулачок, а затем разжать руку)

«Перетри песок» (перетирать песок между ладонями)

«Отпечатки наших рук» (внутренняя и внешняя стороны ладоней)

«Рисуем кружки» (выполнять круговые движения руками по поверхности песка)

«Рисуем пальчиками» (вместе с взрослым, по подражанию)

«Дорожки», «Ленточки», «Ручейки» (рисование палочкой на песке)

«Печем куличики» (используем формочки разной величины)

«Что спрятано в песке» (отыскать зарытые в песке разные фигурки) «Угадай, что зарыто в песке» (определить на ощупь знакомый предмет) дорожки и узоры из песка (насыпание песка на цветную бумагу, рисование узоров из песка с помощью бумажного кулечка)

Лепка

Знакомство с материалами (глина, пластилин, соленое тесто). Приемы раскатывание глины. Пластилина под углом, раскатывание и соединение различных форм, скатывание и вдавливание пальцем. Соединение нескольких частей в один образ. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.

Аппликация  

Знакомство свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, наклеивание готовых форм. Техника безопасности при работе с бумагой и клеем.

Изоигры с рисованием пальчиками и ладошками

Знакомство с техникой рисования пальчиками и ладошками, дорисовывания определенного образа. Приемы нанесения точек на всю поверхность бумаги (ритм и равномерность)

Графические упражнения.

Графические игры: изображение точек, прямых и кривых линий, кругов и овалов  (ниточки, дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами, раскрасками

 Игры и действия с предметами

Игры с пирамидками, кубиками,  нанизывание бус,  игры с прищепками, игры с бумагой, игры на развитие тактильных ощущений («Узнай на ощупь») застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок;                   завязывание и развязывание лент; переборка круп;  составление разрезных картинок, работа с мозаикой и строительными материалами.

к концу первого года обучения дети

должны знать:

свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);

свойства песка (влажный-сухой, сыпучий)

свойства природного материала (шишки «колючие»,желуди гладкие)

основные правила склеивания;

должны уметь:

выполнять движения пальцами  по подражания

правильно держать карандаша, ручку

ориентироваться в пространстве листа

применять простейшие приемы лепки (раскатывание, расплющивание, скручивание по спирали)

пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;

изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста, глины;

работать с трафаретами;

выполнять простейшие постройки по подражанию

застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

Второй год обучения.

«Забавы для пальчиков»

 Динамические упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик), простые фигуры из пальчиков одной руки (зайчик, коза), согласованные действия двумя руками (домик, ворота), растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; самомассаж кистей рук с помощью различных массажеров: массажные мячики, шишки, карандаши, «театр двух рук» и «театр пантомимы» (двигательная активность)

Игры с песком

 «Дорожки ладошками» (проводить по песку внешней и внутренней сторонами ладоней)

«Набери песок в кулачок, а потом разожми»

«Мельница» (перетирать песок между ладошками)

 «Пересыпаем песок из ладошки в ладошку»

 «Щепотка песка» (набирать поочередно пальцами правой и левой руки  щепотку песка, а затем высыпать в песочницу)

 «Следы на песке» (создать следы отпечатками ладоней, кулачков) «Сделаем лунки» (создать пальцами лунки на песке)

«Волнистые дорожки» (выполнять ладонями зигзагообразные движения)  

Лепка

Простейшие приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, сгибание, присоединение, защипывание краев («блюдце», «миска») ,приемы пластилиновой графики.

Лепка из пластилина, глины, соленого теста комбинированным и конструктивным (от частей к целому) способами. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.

Аппликация

Аппликация, выполняемая в технике “вырывания”, ее характерные особенности (заполнение намеченного контура вырванными кусочками, вырывание определенной формы из куска бумаги, придание похожести на определенный предмет). Вырезание полосок ножницами с помощью взрослого. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

Изоигры с рисованием пальчиками и ладошками

Рисование в технике печатания ладошкой и пальчиками , приемы смешивания разных красок кистью прямо на ладошке

Графические упражнения

Ритмические игры с карандашом и бумагой : изображение спиралей, ломанных и волнистых линий (дорисуй, обведи по контуру, продолжи ). Выполнение  простой горизонтальной и вертикальной штриховки, работа с трафаретами, раскрасками

 Игры и действия с предметами

Нанизывание бус и пуговиц;   различные виды шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и  конструкторами; игры с кубиками, складывание пирамидок, матрешек, закручивание-раскручивание крышек, болтиков, завязывание – развязывание шнурков, узелков; выкладывание узоров с помощью счетных палочек или ниток; наматывание ниток на катушку; работа со шнурками; работа с прищепками, игры с предметами разной фактуры;

 игры на развитие тактильной памяти  «Чудесный мешочек», «Чувствительные пальцы», игры в пазлы, разрезные картинки из 5 частей

К концу второго года обучения дети

должны знать:

виды аппликаций (предметная, сюжетная, орнаментная,);

понятие «шаблон»;

характерные особенности аппликации в технике “вырывание”;

виды штриховки (простая и комбинированная);

должны уметь:

сопровождать движения проговариванием коротких стихов, потешек;

изготавливать поделки в технике «аппликация», по образцу;

пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали;

применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;

выполнять аппликации в технике «вырывание»;

выполнять работу в технике пластилиновой графики

выполнять шнуровку.

Третий год обучения.

Забавы для пальцев

Координационные упражнения (движения производятся одновременно двумя руками), сгибание и разгибание пальцы поочерёдно правой и левой рукой; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; выполнение фигур из пальцев, «мудры», массаж кистей рук, использование массажных мячей и других предметов-массажеров, сминание поролоновых губок,  «театр двух рук» и «театр пантомимы» (двигательная активность)

Игры с песком

«Погружение в песок» (опустить руки глубоко в песок, зарыть их)

« Зачерпни песок и пропусти между пальцев»

«Скользим по песку» (круговые, зигзагообразные движения)

«Пианино» («поиграть » по поверхности песка, как на клавиатуре)

 «Узоры на песке» (дети тонкой струйкой сыплют песок из малой лейки без наконечника, ведерка с дырочкой в дне, кулечка с небольшим отверстием, делая разные узоры)

«Лепим колобки», «Делаем фигурки» (используются разные формочки и материал: влажный и сухой песок)

«Разные отпечатки» (отпечатки ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка)

Лепка

Деление большого куска материала на равные и неравные части; лепка из пластилина, глины и цветного теста основных форм (шар, цилиндр, куб, диск); лепка полой формы, выкладывание пластилиновыми жгутиками по контуру рисунка,

комбинирование различных форм в изделии; способы декорирования изделий. Пластилиновая графика. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.

 Аппликация

Освоение техники силуэтного вырезывания, техника обрывания для создания мозаичной аппликации. Аппликация по типу разрезной картинки – путем составления целого из фрагментов Аппликация с использованием комочков бумаги для придания объема. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

Изоигры с рисованием пальчиками и ладошками

Техника печатания ладошкой с сомкнутыми пальцами, кулачками, приемы примакивания пальчиками.

 Графические упражнения 

Построение рисунков по координатам точек; выполнение различных видов штриховки (горизонтальная, вертикальная, по диагонали, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку); графические игры: изображение дугообразной, петлевидной линий (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной); работа с трафаретами, раскрасками

Игры и действия с предметами 

Игры с прищепками, природным и бросовым материалом ( «собираем грибы» - собрать «грибочки» (кусочки поролона в корзину), нанизывание бус, игры с пуговицами, складывание пирамидок и матрешек; составление разрезных картинок из 6-8 частей, конструирование из счетных палочек,

игры с предметами разной фактуры, шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и конструктором,  игры на развитие тактильной памяти  тактильной памяти  «Чудесный мешочек»

К концу третьего года  обучения дети

должны знать:

понятия “шар”, “цилиндр”, “куб”, “диск”;

характерные особенности аппликации в технике “комочки”;

способы декорирования изделий (прорисовка, окантовка, вдавливание);

должны уметь:

воспроизводить по подражанию различные движения кистями и пальцами рук, прослеживая их взором;

выполнять свободные дугообразные и кругообразные движения рукой, обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам;

воссоздавать образ из разрезных картинок;

конструировать из палочек по образцу;

вырезать   детали по контуру;

воссоздавать предметные вырубные картинки по типу puzzle

лепить шар, цилиндр, диск, куб;

строить фигуры, рисунки по координатам точек;

Четвертый год обучения.

«Забавы для пальчиков»

Выполнение фигур из пальцев, упражнения для пальцев без речевого сопровождения: сжимание – разжимание пальцев обеих рук вместе и поочерёдно, кулачков; разминка согнутых пальцев, подушечек пальцев; упражнения для ладоней; пальчиковые упражнения с речевым сопровождением, массаж кистей рук, использование массажных мячиков, валиков, рукавичек, перекатывание шишек, желудей, перебирание карандашей, сминание поролоновых губок;  пальчиковый театр по изученным произведения художественной литературы; использование элементов кинезиологической гимнастики.

Игры с песком

«Пальчики путешествуют» («пройтись» по песку отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после-одновременно: сначала только указательным, потом- средним, затем - безымянным, большим, мизинцем)  

«Рука моя, рука твоя»

«Каждой руке - своё дело…»

«Мина» (откапываем игрушку- «мину», не дотрагиваясь до неё, по открывающимся частям предмета надо догадаться, что закопано)

«Идем по маршруту» («пройтись» ладошками по проложенным трассам)

«Рисуем ребром ладони»

«Загадочные следы» (группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять)

«Ладони на песке » (ладони лежат на поверхности песка, на счёт раз-пальцы врозь, на счёт два-вместе)  

Лепка

Лепка с натуры, по образцу. Использование приемов “вытягивание” и  «прищипывание». Передача перехода одной формы в другую, путем заглаживания формы пальцами или путем постепенного наращивания объема. Дополнение изделия деталями, усиливающими образ (природный материал, пробки и т.д.), роспись готовых изделий. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.

Изоигры с рисованием пальчиками и ладошками

Печатания и рисования пальчиками, создание различных образов с помощью печатания ладошками

 Аппликация

Аппликация из различных материалов (ткань, бумага, природный материал), особенности работы с этими материалами, изготовление мозаики, используя для этого технику аппликации. Предметная аппликация из частей по типу разрезной картинки. Составление по образцу узора в круге, квадрате, полосе, осуществление переноса симметричного узора с одной стороны на другую.

Техника многослойного вырезывания. Техника безопасности при работе с бумагой, ножницами, клеем.

Графические упражнения 

Построение рисунков по координатам точек; выполнение различных видов штриховки (горизонтальная, вертикальная,  по диагонали, волнистыми, круговыми  линиями, петлями, комбинированная); рисование по клеточкам

(по образцу «Продолжи ряд», «Продолжи узор», «Нарисуй такую же фигуру»), лабиринты, работа с трафаретами, раскрасками

Игры и действия с предметами.

Различные виды шнуровки; игры с пуговицами, игры с прищепками, природным и бросовым материалом (« вылови из воды» - выловить из  воды все предметы с помощью ложки, «открой и закрой» -  предложить открыть баночки разного размера, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки), конструирование из счетных палочек, складывание матрешек, пирамидок, пазлов, составление разрезных картинок из 8- 12 частей и кубиков  сортировка круп; работа с мозаикой и конструкторами  игры с предметами разной фактуры, тактильные дощечки, мешочки с разными видами круп; игры на развитие тактильной памяти  «Чудесный мешочек»

К концу четвертого этапа обучения

должны знать:

характерные особенности бумаги, ткани

способы декорирования изделий деталями, усиливающими образ;

должны уметь:

 применять технику многослойного вырезывания;

выстраивать узоры, фигуры по клеточкам

конструировать из палочек по образцу и словесной инструкции;

воссоздавать целостный образ из разрезных картинок, кубиков;

воссоздавать сюжетные картинки по типу puzzle;

применять приемы лепки: вытягивание, прищипывание;

отображать в лепке основные свойства объектов (форму, соотношение частей)

декорировать изделия деталями, усиливающими образ (природные материалы, вторичное сырье, роспись);

выполнять аппликации из различных материалов (ткань, бумага, природные материалы).

Методическое обеспечение.

Материалы:

различные виды бумаги

различные виды ткани;

картон;

соленое тесто (соль, мука);

пластилин; глина

природные материалы;

клей ПВА;

пуговицы.

Оборудование:

крупа

счетные палочки;

ящик для песка

миниатюрные игрушки

ленты;

шнурки;

 конструкторы

шаблоны;

массажные мячи; различные массажеры для рук

Инструменты:

ножницы;

кисточки;

карандаши, фломастеры, краски;

трафареты.

Дидактические  пособия:

игрушки;

мозаика

конструктор;

набор геометрических тел;

образцы штриховок.

Дидактические материалы:

детская художественная литература;

тексты потешек для пальчиковой гимнастики;

образцы графических упражнений (игры, лабиринты, рисунки);

диагностические задания.

nsportal.ru

Семинар-практикум для воспитателей «Умные руки — умный ребенок. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики»

привалова татьяна
Семинар-практикум для воспитателей «Умные руки — умный ребенок. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики»

Пояснительная записка

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста.

Задачи:

• выявить взаимосвязь речи и мелкой моторики;

• показать различные виды упражнений для развития мелкой моторики;

• изготовить совместно с воспитателями пособия из бросового материала для детей.

План:

I. Теоретическая часть – выступления с презентацией:

1. Роль мелкой моторики рук в коррекции и развитии речи детей дошкольного возраста.

2. Виды деятельности педагогов детского сада по формированию мелкой моторики.

3. Группы упражнений по развитию мелкой моторики рук.

II. Практическая часть:

1. Выполнение творческих заданий.

2. Подведение итогов семинара-практикума (выводы, рефлексия)

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, цветной картон, ножницы, прищепки, грецкий орех, «колючий коврик», карточки со стихами, каточки для рефлексии, игрушка «мышка», цветная прочная нить, карандаш, мука, воздушный шар, ложка, разноцветные нитки «мулине», воронка, цветные маркеры, «чесалка» для кошачьих когтей, сломанная погремушка.

Ход:

Часть I.

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский.

“Рука является вышедшим наружу

Головным мозгом”

И. Кант

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то и речевое развитие ребёнка задерживается.

В настоящее время существуют противоречия в том, что теоретически разработанные упражнения по развитию мелкой моторики не находят достаточного применения на практике. В основном используются традиционные приёмы для развития тонких движений пальцев рук (упражнения на их сгибание и разгибание, сжимание кулачков и лишь изредка на растяжение и почти никогда на расслабление, способствующее дополнительному повышению тонуса пальцев рук). Только на физминутках применяются игры, способствующие развитию мелкой моторики. Недостаточно используются игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга. Крайне мало внимания уделяется массажу и самомассажу кистей рук, способствующих оздоровлению организма.

На сегодняшнем семинаре мы поговорим о традиционных и нетрадиционных формах развития мелкой моторики, о массаже кистей рук и о том, какие виды работы над совершенствованием мелкой моторики все мы используем в своей практике.

При работе по развитию мелкой моторики, необходимо следовать определенным правилам:

1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.

2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).

3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.

4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.

6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.

7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.

9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.

10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

Мы с вами в детском саду используем следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.

• специальные упражнения без речевого сопровождения – пальчиковая гимнастика.

игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зёрна, бусы, колечки; пришивание, застёжки, мозаика и т. д.

• изобразительная деятельность: лепка, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование разными способами, работа с ножницами, поделки из природного материала и т. д.

Упражнений для развития мелкой моторики условно подразделяют на группы:

Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета

• внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка;

• графические упражнения;

• дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;

• соединение по точкам;

• рисование по образцу и т. д.

Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета

• плетение, шнуровка, бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц, рисование верёвочкой; узелки – перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы и т. д.

• вышивание, вязание;

игры и упражнения с пальчиковыми буквами. Данные игры и упражнения обычно используются и на занятиях по подготовке к обучению грамоте. С помощью пальцев рук можно построить несколько вариантов одной буквы русского алфавита;

• имитация жестом различных конкретных предметов, действий (рассказывание стихов руками);

• театр в руке (кукольный, пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней);

Упражнения по выработке мускульной памяти

• массаж и самомассаж кистей и пальцев рук мячиками-ёжиками, прыгунками – вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости;

• грецкими орехами – катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами;

• шестигранными карандашами – грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.

• зубными щётками – растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

• мозаика, конструкторы, пазлы, пирамиды, волчки;

• отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации;

• работа с пластилином, бумагой, тканью;

игры с бусами, чётками — перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы;

игры с канцелярскими резинками или резинками для волос (для этого нужно резинку надеть на большой и указательный пальцы и растягивать её из стороны в сторону);

• выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;

• игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук);

• игра «Пальцеход» может проводиться с помощью решетки для раковины. «Ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам. На каждый ударный слог стихотворения, делая по шагу. Можно ходить средними и безымянными, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочерёдно или одновременно и т. д.

• Игра «Лыжники» — используются пробки, большие пуговицы. Двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

«комканье» платка — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.

игры с эспандерами, губками;

игры с прищепками.

Упражнения для развития тактильной чувствительности

С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата.

• работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т. д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;

• выполнить мозаику из пластилиновых шариков;

• геометрические фигуры, цифры, буквы;

• ощупать на бумаге закрытыми глазами узор, нанесенный иголочкой на лист бумаги (можно начинать с простых геометрических фигур (круг, квадрат и т. д.);

• с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);

Можно сделать специальное «Тактильное домино». Деревянные пластинки прямоугольной формы 2х4, разделенные ограничителем на две части. На каждую часть приклеиваются кружочки из различных материалов: шерсти, наждачной бумаги, плёнки — самоклейки, ткани и т. п.

«Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;

• закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой;

• с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руке педагогом (приём дермолексии);

игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

Для создания «Сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см. промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью. Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков. Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.

Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость. Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом.

Часть II.

Выполнение творческих заданий.

1. Ведущий: Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Предлагаем вам за 2 минуты вспомнить пословицы, поговорки, крылатые выражения о руках. Чья команда вспомнит больше таких высказываний, та и победила.

(«мастер на все руки», «золотые руки», «положа руку на сердце», «рукой подать», «руками развести», «руки опускаются», «своя рука – владыка», «чужими руками жар загребать», «руки не оттуда растут», «как рукой сняло», «глаза боятся – руки делают»)

2. Рассказать стихотворение с помощью рук.

1 команда:

Веселый кролик Банни

Резвился на поляне.

А если шорох слышит,

Замрет он – и не дышит.

И на его макушке

Встают, как стрелки, ушки.

А домик его – норка –

Под ёлкой у пригорка.

Он к норке подбегает.

И прыг – в неё ныряет!

2 команда:

Ах, обжора-черепашка!

Панцирь – вот её рубашка.

Может лазить по горам,

Может плавать по волнам.

Поплывет – и цапнет рыбку,

Съест с довольною улыбкой.

Отдохнет она немножко,

На обед поймает мошку.

Если ужинать пора,

Цап – и схватит комара!

Но еды ей не хватило:

Цап!

Меня за нос схватила!

3. Вырезать заготовки из картона и дополнить их прищепками, чтобы получился узнаваемый предмет.

4. Из «Чудесного мешочка» капитаны команд достают предмет (грецкий орех, колючий «коврик»). Необходимо придумать сказку с этим предметов, развивающую мелкую моторику руки.

(Пример: Орех свалился с дерева от ветра. Потом орех встретил детишек, которые с удовольствием стали играть с ним. Они прятали орех в кулачке и находили его там (кулачок сжимается и разжимается, катали на карусели (одной ладонью с усилием движем по другой по кругу, спускали с горки (рука прижата к столу тыльной стороной ладони, образуя горку, другой рукой катим орех от кончиков пальцев к запястью и обратно). Потом они катали орех по ковру ладошкой вперед и назад, как машинку. Проделывали всё несколько раз одной рукой, потом другой. Орешку все эти игры очень нравились, а в самом конце он решил нырнуть в «бассейн», который вместо воды наполнен горохом. Найти орешек в миске с горохом непросто, но такая игра в прятки хорошо массирует пальчики.)

5. Игра «Придумай пособие».

Каждая команда получает предмет, который не является пособием по развитию мелкой моторики («чесалка» для кошачьих когтей, сломанная погремушка). Необходимо придумать, как его можно использовать в качестве пособия для развития мелкой моторики (назвать цель, рассказать, как использовать).

6. Изготовление пособий из бросового материала.

Игра-забава "Поймай мышку"

Цель. Развивать моторику и координацию обеих рук.

Материал: игрушка мышка, цветная прочная нить, карандаш.

Использование. Мышка бежит по веревочке. Кто быстрее накрутит веревочку на карандаш, тот первым поймает мышку. Длину шнурка можно регулировать в зависимости от возраста ребенка.

Цель: самомассаж ладони ребёнка.

Материал: мука, воздушный шар, ложка, разноцветные нитки «мулине», карандаш, ножницы, воронка, цветные маркеры.

Изготовление: берём воздушный шарик, помещаем в него воронку и насыпаем ложкой муку (наполнитель может быть разный, например, круглый горох, гречка). Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать её с помощью карандаша. Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками «мулине». Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик.

Итог семинара-практикума:

Таким образом:

- тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка;

- функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т. к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом;

- развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением;

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в логопедической коррекции дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Рефлексия - Игра «Закончи предложение».

Педагоги берут по одной карточке с началом предложения:

«Удачным сегодня было…»

«Я задумалась…»

«Мне бы хотелось в следующий раз…»

«Для своей работы я почерпну…»

«Думаю, моим воспитанникам понравится…»

«Я впервые услышала о …»

Ведущий: На память о нашем семинаре мы раздаем вам памятки, которые помогут в работе по развитию мелкой моторики руки ваших воспитанников (приложения).

Приложения:

Комплекс упражнений для развития мелкой моторики с грецким орехом.

1. Взять грецкий орех в правую руку и крепко сжать на счет 5. Повторить упражнение для левой руки.

2. Правая ладонь прямая, пальцы крепко прижаты друг к другу. Прокатывать грецким орехом от запястья до кончиков пальцев и обратно. Повторить упражнение для левой руки.

3. Кисть правой руки лежит на столе ладонью вниз. Грецкий орех катается вперед и назад по направлению косточек. Повторить упражнение для левой руки.

4. «Колобок». Грецкий орех лежит на левой руке, правая рука – сверху. Катаем, катаем, крепко прижимаем. Повторить упражнение для правой руки.

Мой орех не отдыхает,

На ладошке он гуляет,

Взад-вперёд его качу,

Вправо-влево – как хочу.

Сверху – левой, снизу — правой

Я его катаю, браво!

5. «Упрямый орешек». Пальцы на обеих руках крепко прижаты друг к другу, грецкий орех зажимается между ними – проталкивается между пальцами.

6. «Крышечка». Пальцы собираются в горсточку – грецкий орех прокатывается между ними.

7. Грецкий орех берется большим и указательным пальцами правой руки, затем большим и указательным пальцем левой руки, затем большим и средним пальцем правой руки, затем большим и средним пальцем левой руки и т. д. Пальцы меняются поочередно с проговариванием.

Научился два ореха,

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

После каждого упражнения выполняются упражнения на расслабление рук (уронили ручки вниз и расслабились).

Комплекс упражнений для развития мелкой моторики в «сухом бассейне»

Для создания «сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см. промытым и просушенным горохом, гречкой, фасолью или камешками для аквариума. Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков.

Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.

Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.

Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом:

«Горох». Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску насыпали горох,

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

«Фасоль». На дне бассейна спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в бассейн, помешать фасоль, затем найти и достать игрушки.

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

«Тесто». Опустить кисти рук в бассейн и изображать, как месят тесто.

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

«Лодочка». Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности сухого бассейна.

Лодочка плывёт по речке,

Оставляя на воде колечки.

«Повар». Выполнять круговые движения кистью в сухом бассейне по часовой стрелке и против неё.

Варим, варим, варим щи!

Щи у Вовы хороши!

«Стираем платочки»

Выполнять движения раскрытой ладонью по дну в направлении вперёд-назад, пальцы разведены.

Мама и дочка стирают платочки.

Вот так, вот так!

Постирали и отжали.

Ох, немножко мы устали.

«Колобок». Сжимать и разжимать кулачки в сухом бассейне.

Кулачок как колобок.

Мы сожмём его разок.

Кулачки сжимаем,

Кулачками мы играем.

«Зарядка». Сжимать и разжимать кулачки.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке,

Будут буковки писать.

«Напрягаем пальцы». Опустить руки в бассейн. Растопырить пальцы, напрягать их, как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

Только уставать начнём,

Сразу пальцы разожмём,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжём.

«Ладошки здороваются». Опустить кисти рук в бассейн. Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами.

Наши пальчики сплетём,

И соединим ладошки.

А потом как только можем,

Крепко-накрепко сожмём.

«Лягушки». Сжать руки в кулачки и положить их на дно пальцами вниз. Резко распрямить пальцы и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.

Две весёлые лягушки,

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Упражнения с крупами:

1. Упражнение «Золушка» — разбери крупу в разные кучки, тарелочки.

2. Упражнение «Накорми цыплёнка» – на каждое слово ребёнок берёт из тарелочки зёрнышко и кладёт в миску.

Зёрнышки все, что хозяйка давала,

Цыпочка клювом по штучке клевала.

3. Упражнения с пшеном в стакане. Очень любят дети «кашу варить». Помешивая каждым пальцем руки крупу в стакане. При этом необходимо следить за тем, чтобы двигался только палец, а не сама кисть.

4. Рисование пальчиками на манной крупе (крупа рассыпается на поднос с небольшими бортиками).

maam.ru

Игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими процессами как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учителя начальных классов постоянно отмечают, что у многих детей наибольшую проблему составляет неподготовленность руки к письму. В чем же причина графической неготовности к обучению письму? Таких причин две: недостаточное развитие мелких мышц руки («физиологическая неготовность») и несформированность навыка выполнения графических движений («психологическая неготовность»).

Для того, чтобы ребенок красиво и аккуратно писал, необходимо развивать координированные движения мелких мышц, составляющих кисть руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или раскрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа.

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики можно разделить на три части:

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.
  3. Отработка графических навыков.

Подготовка руки к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. Очень важно развивать навыки, необходимые для овладения письмом, а также создавать условия для накопления ребенком практического опыта. И здесь могут помочь такие знакомые всем упражнения, как:

  1. Лепка. Просто замечательное занятие на развитие мелкой моторики у дошкольников. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

2. Упражнения с бумагой:

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния,

2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.

3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка).

3. Сортировка мелких предметов. Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

4. Вырезание ножницами. Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников. Старшие дошкольники начинают овладевать навыками силуэтного вырезания без предварительной прорисовки, подготовки линии контура.

5. Игры - шнуровки Марии Монтессори:

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Отработку графических навыков помогут развить такие упражнения, как:

  1. Рисование линий, фигурных дорожек. Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.

Ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах, линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается.

  1. Рисование по контурам.

Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

  1. Штриховки с различным направлением движения руки

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Правила штриховки:

• Штриховать только в заданном направлении.

• Не выходить за контуры фигуры.

• Соблюдать параллельность линий.

• Не сближать штрихи, соблюдать расстояние

Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз, горизонтальные (слева направо, наклонные, «клубочками» (круговые движения руки, полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.

  1. Рисование по точкам. Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется. Нарисуй фигурку по точкам, как на образце.

  1. Раскрашивание. Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

  1. Обводка. Очень хорошо обводить трафареты, шаблоны, обводка по фигурным линейкам, объемным и плоскостным изображениям предметов. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,

во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук, и ребенок будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

nsportal.ru

Система игр и упражнений для развития графических навыков

Формирование графических навыков начинается задолго до поступления ребенка в школу.

К  моменту поступления детей в школу, глаз и рука ребенка в какой- то  мере уже готовы к обучению письму. В настоящее время разработаны и апробированы  методики  по формированию графического навыка младших школьников. Этой проблемой  занимаются  педагоги, физиологи, учителя, методисты.

Их исследования печатаются на страницах книг, газет, журналов. Но почти  все они направлены на формирование графических навыков у зрячих детей. Хотя практика обучения письму детей с нарушением зрения показывает: способность овладеть операциями, в которых участвуют зрение, руки, нервно-мышечный аппарат, у данных детей затруднена. Даже при нормальном зрении  сформировать этот навык непросто. Зрение  играет одну из главных ролей в осуществлении познавательных процессов, в коррекции точности и направленности движений. Нарушенное зрение не может обеспечить ребёнку необходимый контроль за движениями. Полное  или частичное нарушение функций зрения отражается на физическом развитии и влечёт ослабление пространственной ориентации, мышечную вялость, деформацию скелета.

         Дети с нарушением зрения  (по сравнению со здоровыми сверстниками) медленнее включаются в работу, быстрее утомляются, чаще прибегают к помощи педагога, испытывают трудности при письме (быстро устает рука, движение руки не скоординированы). У них гораздо ниже стойкость мотивации: как только задание вызывает трудности, стараются перейти к другой деятельности или вообще отказываются от выполнения задания. В итоге появляется страх, зажатость, напряженность.   Дети глубоко переживают из-за того, что у них не всё получается. Это часто приводит к депрессии, неверию в свои силы.

Я разработала систему игр и упражнений по развитию графических навыков с учётом зрительной патологии, которая:

а) поможет преодолеть трудности ребёнка в обучении первоначальному письму;

б) поможет повысить положительную мотивацию учебной деятельности.

Моя разработка может быть полезна учителям, у которых в классе есть дети с нарушением зрения; дети  с недостаточным развитием мелкой моторики рук; в предшкольной подготовке.

    Для невелирования  трудностей, наметила коррекционную работу, в которой выделила 4 этапа:

  1. Подготовка руки и глаз к письму.
  2. Развитие навыков ориентировки.
  3. Обучение письму с использованием дидактических игр.

4. Предупреждение и коррекция типичных ошибок школьного письма.

         1 этап. Подготовка руки и глаз к письму.

              1.1. Гигиенические правила письма.

         Для наглядности правил посадки при письме использую таблицу                            «Правильно сиди при письме». Обращаю внимание на то, что:  сиденье стула должно заходить за край стола; стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь, кулак; руки на парте лежат свободно: на тетради лежит правая рука и кисть левой ( на левшей наоборот) ; обе ноги всей ступней опираются на пол. Стараюсь научить детей самостоятельно проверять свою осанку (3 точки опоры). Они должны осознать значение правильной осанки для здоровья, физического развития и работоспособности, что  особенно важно для успешного овладения навыками письма.

Неправильное умение пользоваться пишущим предметом способствует быстрому утомлению. На первых занятиях важно выявить это умение и по необходимости исправить.  В последствии доведя его до автоматизма.

             1.2 Упражнения на восстановление работы мышц глаза.

Детям необходимо  помочь преодолеть дефицит направленных действий, что положительно скажется на функциональных свойствах самого зрительного  аппарата и координированных действиях его мышц с мышцами пальцев руки. Необходимым средством для решения этих проблем являются упражнения для восстановления работы мышц глаза. Все упражнения рассчитаны на воздействие на глаза ребёнка с коррекционных позиций. Комплексы отвечают разным зрительно-восстановительным задачам, поэтому их надо периодически чередовать в процессе работы через 1-2 недели (приложение №1).

           1.3.Гимнастика для глаз.

Зрительная гимнастика имеет многоцелевое назначение: обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах. С этой целью я использую зрительную гимнастику.

           1.4. «Пальчиковая гимнастика».

Мышечные возможности руки ребёнка так же, как и мышцы глаза, требуют особой тренировки и коррекции. Пальчиковая гимнастика играет особую роль для мелкой мускулатуры пальцев. Каждое упражнение позволяет корригировать движения каждого пальца в отдельности  и в целом относительно друг друга, воздействовать на все мышцы руки, тренируя мышечные усилия и точность двигательных  реакций.

             Каждое занятие начинаю с небольшого массажа руки: сделать поглаживание, разминания, похлопывание для появления ощущения тепла.

         Дети быстро усваивают этот массаж и через некоторое время выполняют его самостоятельно. Затем начинаем выполнять гимнастику для пальцев.

                                                                                       ( приложение №2)

          1.5. Упражнения для развития мышц плечевого пояса и корпуса.

В процессе письма задействованы  не только кисти рук, но и вся рука, мышцы плечевого пояса и спины, поэтому очень полезны игры и упражнения, в которых движения пальцев и кисти сочетаются с движениями всей руки и корпуса. ( приложение №4).

         2 этап. Развитие навыков ориентировки.

На коррекционных занятиях по развитию графических навыков для каждого ученика была заведена индивидуальная папка, где я собрала задания, которые помогут преодолеть трудности в обучении первоначальному письму.

Каждое занятие начинаю с массажа рук, использую пальчиковую гимнастику и упражнения, изученные на первом этапе.

У детей с нарушением зрения отмечаются затруднения в овладении пространственными представлениями, практической микро и макроориентировки, в использовании пространственной терминологии.

Решению этих трудностей посвящен 2-ой этап по развитию графических навыков. Исходным в работе по развитию пространственной ориентировки является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве и пространственных взаимоотношений. Большую роль в развитии пространственной ориентировки играют  умения ребёнка определять местоположение предметов и их  изображений, а так же графических знаков в микропространстве.

          2.1. упражнения на проверку и уточнение представлений о правой и левой стороне тела.

          2.2. упражнения  на определение пространственных взаимоотношений.

1) упражнение на уточнение положения предмета относительно собственного тела.

2) упражнения на  уточнение пространственных взаимоотношений относительно другого предмета.

3)упражнения на уточнение расположения предметов относительно человека, стоящего напротив.

         Итогом этой работы служат графические диктанты, направленные на закрепление знаний, умений и  навыков по ориентировке в пространстве.

Данная система упражнений помогла сформировать зрительно-пространственные представления, умения пользоваться пространственной  терминологией, что способствовало быстрому включению учеников в процесс обучения.                      

                                                                 (приложение №5)

3 этап. Обучение письму с использованием дидактических игр.

Работая с детьми с нарушением зрения, я заметила, насколько тяжело некоторым из них выполнять отдельные рисовальные движения, даже самые простые. Изображаемые ими линии часто хаотичны, набегают одна на другую. Нет точности в направлении руки.

Основываясь на вышеизложенном, я выделила 3 направления коррекции изобразительных навыков. Они включают:

-точность направления движения руки;

-коррекцию формообразующих движений руки;

-коррекцию рисования графических элементов школьного письма.

По каждому разделу я подобрала определённую серию заданий. Эти задания позволяют развивать у ребёнка зрительно-двигательную память на это движение, а значит и зрительно-моторную двигательную координацию.

3.1.Коррекция точности направления движения руки:

Коррекционно-педагогическая задача: развивать умение проводить длинные и  вертикальные линии.

Задания:

«Попади капелькой на  цветок»

«Попади капелькой в лужу»

«Попади в цель»

«Посади парашютистов на землю»

«Посади парашютистов на отметку»

«Соедини прямыми линиями» и т.д.

                                                               (приложение №6)

3.2.Коррекция  формообразующего движения руки.

Коррекционно-педагогические задачи: учить регулировать размах руки от большого к меньшему и наоборот; развивать глазомерную оценку величины предмета.

          Задания:

«Нарисуй  круги»

«Нарисуй квадраты»

«Нарисуй треугольники»

«Нарисуй цветок»

                                                      (приложение № 7).

Наиболее сложный следующий шаг, так как на нём осуществляется переход от рисования к письму элементов букв. В русской графике буквы состоят из небольшого количества элементов: короткая палочка-        , длинная палочка-      

       , короткая палочка с закруглением внизу-     , длинная палочка с закруглением внизу-     , палочка с закруглением внизу и вверху-     , удлинённая вниз петля-     , удлинённая вверх петля-    , полуовалы левые и правые     ,     , овал     . Главная задача при рисовании элементов букв- освоение их формы.

3.3.Коррекция графических элементов школьного письма.

Коррекционно-педагогические задачи: формировать и корригировать выполнение разных видов рисовальных движений руки, имитируя элементы школьного письма; учить соотносить движение руки со зрительно воспринимаемым полем, выполнять движения внутри его.

На этом этапе использую моделирование графических элементов: из ниток, шаблонов, пластилина, проволоки. Таким образом, на полисенсорной основе у детей формирую зрительно- двигательный образ графических элементов.

Главное требование для всех заданий: не зайти за пределы рабочей строки.

Цель: развитие пространственного ориентирования, координации движений и мелкой моторики рук.

- выделение рабочей строки и штриховка (закрашивание) её.

- рисование на рабочей строке предметов круглой и овальной формы.

-моделирование из шаблонов.

- рисование полуовалов, завитков, петель.

-вписывание геометрических фигур, штриховка их в разных направлениях.

-проведение параллельных линий: вертикальных и наклонных.

Цель: установка руки на изображении параллельной наклонной и прямой; развитие глазомера.

-моделирование из проволоки.

-написание палочек с закруглением внизу.

Цель: развитие глазомера; закрепление постановки руки на письмо параллельных линий с закруглением внизу.

-моделирование из ниток.

-написание палочек с закруглением вверху.

Цель: развитие глазомера, закрепление постановки руки на письмо параллельных линий с закруглением вверху.

-моделирование из ниток.

- написание палочек с закруглением вверху и внизу.

Цель: развитие глазомера, автоматизация способа проведения параллельных  прямых с закруглением вверху и внизу.

-моделирование из проволоки.

-написание овалов.

Цель: развитие глазомера, постановки рук на изображения овала, соблюдение  принципа параллельности при изображении овала.

-моделирование из пластилина.

-написание длинной палочки с петлёй внизу.

Цель: автоматизация навыка проведения параллельных прямых, развитие глазомера.

-моделирование из пластилина.

-написание длинной палочки с петлёй вверху.

Цель: автоматизация навыка проведения параллельных прямых, развитие глазомера.

-письмо под счёт ровных палочек с закруглением внизу, вверху, внизу и вверху, овалов, длинных палочек с петлей вверху и внизу.

Цель: формирование единого темпа работы.

Команда «Внимание».

Все взяли ручки и показали, как правильно держать при письме.

Рука поднята, стоит на парте.

Команда «Приготовились».

Поставили точку на рабочей строке в том месте, откуда начинать письмо.

Команда «Начали».

Когда учитель произносит «раз», дети пишут прямую линию ( сильный нажим), когда говорит «и» ( расслабление мышц руки)

-делают закругление.

Выполнение этих заданий во многом стимулирует и активизирует деятельность ребенка при обучении письму и направляет его зрительное внимание на восприятие предлагаемых заданий. Слабовидящим  детям необходимо выделять рабочую строку  зелёным цветом, а для написания элементов букв предложить черный фломастер.

                                                          (приложение №8)

Вся предшествующая работа является основой следующего этапа.

         4 этап. Предупреждение и коррекция типичных ошибок школьного письма.

На основе моей практической работы с детьми,  имеющими нарушение зрения, мною были выделены основные ошибки школьного письма. С целью предупреждения и коррекции этих ошибок подобрала упражнения, которые исходя из цели, разделила на 2 группы:

- работа над формой сопоставляемых букв.

- работа над соединениями букв.

4.1.Работа над формой сопоставляемых букв.

Коррекционно-педагогические задачи: соотносить движение руки со зрительно воспринимаемым полем действия; сформировать в памяти первоклассников зрительно-двигательный образ сопоставляемых букв.

и-л                    л-я

ш-м                 С-Е

т-п                 с-е

г-р                  Е-З  

А-Л                                       

(приложение № 9)

nsportal.ru

Смотрите также