Биоэнергопластика в логопедической работе упражнения

Главная » Упражнения » Биоэнергопластика в логопедической работе упражнения

Мастер - класс «Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОО»

Мастер - класс

«Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОО»

 Цель: ознакомление педагогов с  инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации  воспитательно-образовательного процесса.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с технологией применения упражнений биоэнергопластики и кинезиологическими упражнениями  в работе с дошкольниками.

2. Способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной компетентности педагогов в области применения  инновационных методов. 

Методы: методики биоэнергопластики, кинезиологии.

Ход мастер-класса

Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть (Звучит музыка леса). Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер - класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОО».

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека – от 3  до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, и, особенно, речь.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе. Вместе с тем, работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Многие авторы отмечают взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей особое внимание необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным, применяю на занятиях такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Предлагаю выполнить упражнения  биоэнергопластики. 

Упражнение «Часики»

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

(сжатая и опущенная вниз ладонь,

которая движется под счет влево – вправо)

Упражнение «Качели»

Сели дети на качели

И взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

(движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)

Упражнение «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем-перестанем

И нисколько не устанем.

(пальчики расставлены в стороны, как лучики

солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются

и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек.,

на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.)

Упражнение «Слонёнок»

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

(ладонь собрана в щепоть, большой палец

прижат к среднему.)

Упражнение «Блинчики»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

(ладони с сомкнутыми пальцами

соединяем дуг с другом)

Упражнение «Чашечка»

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

(пальцы прижаты друг к другу,

имитируя положение «чашечки»)

Упражнение «Лошадка»

Я- весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко,

Стук копыт услышишь звонкий.

(Рука в горизонтальном положении (лежит

на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами

согнута. Под счёт поочерёдно касаются

стола кончики пальцев и запястье.)

Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю вам самостоятельно придумать и выполнить упражнения биоэнергопластики, используя речевое сопровождение. (Педагоги разделены на 3 группы. У каждого на столах задание.)

Группа 1

Два цыплёнка,
Два мышонка
Учат бегать 
Лягушонка.
Расшумелась мелкота – 
Видно, близко нет кота! 

Группа 2

Ходит по двору индюк
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача,
Рассердился сгоряча.
Группа 3

Кот Тимошка жил на крыше.
Ниже, в доме, жили мыши.
По стене взбирались мыши, 
Не боясь кота на крыше.

Далее предлагаю вам объединиться группами и рассказать сказку с использованием биоэнергопластики. Упражнения биоэнергопластики придумайте самостоятельно. На подготовку пять минут.

Сказка «У Солнышка в гостях»

Однажды большая туча занавесила небо. Заскучали Цыплята без солнечного света.
- Куда это Солнышко подевалось? – говорят. – Нужно его поскорее на небо вернуть.
- Разве вы знаете, где оно живёт? – закудахтала Наседка.
- Мы не знаем, а кого встретим, того спросим, - ответили Цыплята.
Собрала их Наседка в дорогу. Положила вкусные зёрнышки.
Отправились Цыплята. Шли-шли и увидели Индюка.
Спрашивают:
- Индюк, ты не знаешь, где Солнышко живёт?
- Знать не знаю, давайте вместе искать.
Идут они мимо леса, видят, Дятел на дереве сидит и дупло долбит.
Спросили они у Дятла про Солнышко, но Дятел тоже не знает, где Солнышко живёт. Пошли все вместе искать.
Мимо скакала Лошадка и тоже отправилась с ними Солнышко искать.
Долго шли они. Увидели Ёжика.
Он сидел под деревом и играл на гармошке.
- Ёжик, Ёжик, ты не знаешь, где Солнышко живёт? – спрашивают Цыплята. – Три дня его не было на небе, уж не заболело оно?
- Как не знать. Знаю, вон там, за большой горой. – ответил Ёж.
Взял Ёж палку, нанизал на иголки грибы и зашагал впереди всех дорогу показывать.
Забрались Цыплята, Индюк, Дятел, Лошадь и Ёж на гору и увидели солнцев дом. А в доме темно, света нет, заспалось, видно Солнышко и просыпаться не хочет.
Тут Цыплята запищали, Индюк заболботал, Дятел застучал, Лошадь заржала, Ёж зафыркал.
- Кто под моим окошком кричит? – спросило Солнышко. – Кто мне спать не мешает?
- Это мы. Пришли тебя будить. Утро настало.
- Да как мне на небо выглянуть? Три дня меня туча прятала, три дня собой заслоняла. Я теперь и заблестеть не смогу…
Лошадь взяла ведро, стала воду таскать.
Дятел – Солнце водой умывать. Индюк – полотенцем вытирать.
Ёж – давай колючей щетинкой начищать.
А Цыплята – те стали с Солнышка соринки смахивать.
Выглянуло Солнышко на небо, чистое, ясное и золотое. И всюду стало весело, светло и тепло.

Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движения или по - другому «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. Сейчас я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.

Кинезиологическая физминутка «Колечко» (Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. Сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу.)

Упражнение «Кошечка»

Кулачок – ладошка.

Я иду, как кошка.

(Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3-5 раз.)

Упражнение «Фонарик»

Фонарик погас!

Фонарик зажёгся!

(Пальцы одной руки сжаты, пальцы другой руки выпрямлены.)

Упражнение «Флажок-рыбка-лодочка» («Флажок» - ладонь ребром, большой палец вытянут вверх. «Рыбка» - пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец. «Лодочка» – обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторите 6-8 раз.)

Кинезиологическая физминутка «Кулак-ребро-ладонь» (Три положения на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз.)

Кинезиологическая физминутка «Лезгинка» (Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз.)

Предлагаю вам, уважаемые коллеги, самостоятельно выполнить несколько упражнений для рук, используя речевое сопровождение.

Группа 1

Кинезиологическое упражнение  «Лягушка» (Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе)

Речевое сопровождение:

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой,

Зеленой и густой.

Группа 2

Кинезиологическое упражнение «Здравствуй» (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

Речевое сопровождение:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

Группа 3

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» (Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»)

Речевое сопровождение:

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха! 

И в завершении мастер – класса улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо! Благодарю  вас за работу  и предлагаю буклеты с рекомендациями по выполнению упражнений биоэнергопластики и кинезиологических упражнений.

Литература

1. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. [Текст]/ Т.В. Будённая.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-64 с.

2. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. [Текст]/ А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.

3. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. [Текст]/ А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко.- М.: Аркти, 2001.- 144 с.

4. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. [Текст]/А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко.- М.: Аркти, 1999.-136 с.

nsportal.ru

Мастер - класс: "Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя -логопеда"

Мастер - класс

«Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда»

 Цель: ознакомление педагогов с  инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации  образовательного процесса.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с технологией применения упражнений биоэнергопластики  в работе с дошкольниками.

2. Способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной компетентности педагогов в области применения  инновационных методов. 

Методы: методика биоэнергопластики.

Ход мастер-класса

Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю зарядиться положительными эмоциями. Сядьте удобно, расслабьтесь. Дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый цвет – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета, если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Возьмите с собой эти цвета на весь день, будьте спокойными, как вода, радостными, как солнце, добрыми, как лето. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой. Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер - класса.

 А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда».

Столкнувшись с тем, что  ежегодно растет  количество детей с нарушениями  пальцевой моторики, дискоординацией  движений органов артикуляции, кинестетических ощущений положения языка, губ, нижней челюсти у детей с ОНР, при котором наблюдается полиморфное нарушение звукопроизношения.  Все это, конечно,  усложняет   коррекционный  процесс, делает   его  мало результативным.  

Для повышения результативности   работы  по коррекции  звукопроизношения, чтобы  процесс и увлекал  детей, и давал положительный результат,  я  применяю   биоэнергопластику. Она является одним из   направлений кинезитерапии. Это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук. То есть в момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где  и в каком положении находится язык,  нижняя челюсть или губы.

Так что же такое биоэнергопластика?

       «Биоэнерготастика» включает в себя три базовых понятия:  био — человек    как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика —  плавное, раскрепощённые, эмоционально выразительные движения тела.  Это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кисть рук.   То есть в момент выполнения артикуляционного упражнения рук  показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

        В своей работе я использую  рекомендации  Бушляковой Р. Г. , представленные в ее методическом пособии:  «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой».  В книге представлено помесячное планирование  индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения, также примерные  конспекты индивидуальных занятий по коррекции произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение»

Преимущества биоэнергопластики:

- помогает длительно удерживать интерес ребенка к занятию;

 - создает положительный эмоциональный  настрой ребенка и педагога;

- активизирует  внимание, мышление;

- развивает чувство ритма, ориентировку в пространстве;

- совершенствует артикуляционную и пальчиковую моторику.

Для того, чтобы понять  о чем я говорю, предлагаю упражнения биоэнергопластики.  Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе.

Упражнение «Слонёнок»

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

На первую, вторую  строчку сложить пальцы «щепоткой», губы сомкнуты  «хоботоком».

На  третью и четвертую – разжать ладошки, губы расслабить.

Упражнение Лягушка

Превратили нас в лягушек-

Дотянулись мы до ушек!

Дотянулись, улыбнулись,

А затем домой вернулись.

 На 1, 2, 3  строчку вытянуть ладошки, прогнув фаланги,  губы в улыбке.

На 4 строчку расслабить ладони и губы.

Упражнение Бегемот    

Широко открыли ротик –получился  бегемотик!

А затем закрыли рот – отдыхает  бегемот.

На первую  строчку   большой палец опустить вниз,4 сомкнутых пальца поднять вверх; открыть широко рот,  язык свободно лежит во рту. Удержать положение. На вторую строчку - расслабить ладони, закрыть рот.

     Дятел»

 Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.

 На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»

Упражнение  Чашечка

Эту чашечку, дружок,

Сделал ловкий язычок.

Нужно нам, как можно дольше

Подержать вот этот ковшик.

Поднять язык, чтобы получился «ковшик». Удерживать в таком положении.

 Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось. На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.

Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю вам самостоятельно придумать и выполнить упражнения с биоэнергопластикой, используя стихотворное сопровождение. (Педагоги разделены на 3 группы. У каждого на столах задание.)

Группа 1

Два цыплёнка,
Два мышонка
Учат бегать 
Лягушонка.
Расшумелась мелкота – 
Видно, близко нет кота! 

Группа 2

Ходит по двору индюк,
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача,
Рассердился сгоряча.
Группа 3

Кот Тимошка жил на крыше.
Ниже, в доме, жили мыши.
По стене взбирались мыши, 
Не боясь кота на крыше.

И в завершении мастер – класса  я предлагаю вам выполнить упражнение «Согрей птичку», которое поможет выразить свою любовь и подарить кому – ни будь теплоту и нежность своего сердца (выполняется под музыку).

Встаньте, пожалуйста. Сложите ладони, представляя, что вы держите птице в руках. Чтобы её согреть, подышите на ладони.

Прижмите их к груди… и выпустите птичку на волю.

Сейчас вы почувствовали, как это приятно – о ком-то заботится – и как это ответственно.

Я надеюсь, что  тема сегодняшнего мастер-класса никого не оставила равнодушными, и вы почерпнули для себя что – то нужное и новое.

Благодарю  вас за работу  и предлагаю буклеты с рекомендациями по выполнению упражнений с биоэнергопластикой.

Мастер – класс  сопровождается показом презентации.

nsportal.ru

Здоровьесберегающие технологии в логопедии – биоэнергопластика.

Здоровьесберегающие технологии  в логопедии – биоэнергопластика.

Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка!

В.А. Сухомлинский.

       В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха.Их чёткость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда ещё не сформирована слуховая дифференциация.Для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением можно использовать инновационный метод – биоэнергопластики.

     Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человек.Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы учителей – логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

  Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

Биоэнергопластика должна являться неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, а также для эмоционально-психического равновесия и совершенства. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, а усиливает их результативность.

Использование биоэнергопластики у детей с нарушениями речи.

- первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;

- стимулирует интеллектуальную деятельность;

- развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;

- развивает артикуляционный аппарат;        

- формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы

Советы логопеда:

  1. Практический материал, который используется в системе биоэнергопластики, должен быть доступен ребенку. Ребенок может его потрогать, использовать, поиграть так, как он этого хочет, а затем подавать его в нужном контексте.
  2. Ребенок должен положительно воспринимать практический материал, для этого нужно его обыграть.
  3. Наглядный материал, его количество и качество (по количеству детей, по качеству материала) должен быть безопасным и не нанести вред кожным покровам рук.
  4. Использовать образность при работе с материалом. Придумывать различные игры и игровые приемы. Героев, используя атрибутику по биоэнергопластики.
  5. Поэтапное выполнение действий и упражнений (как держать тот или иной материал, в какой руке, каким образом фиксировать начало действия, конец).
  6. Индивидуальность в подаче материала. Работать с каждым ребенком индивидуально сначала, затем подгруппой, последний этап – фронтально.
  7. Качество выполнения действий. Обязательно учитывать индивидуальные возможности детей, их моторную активность, многократность выполнения каждого действия, показывать начало действия, середину действия, конец.
  8. Использовать ритм, темп действий с атрибутикой по биоэнергопластике, согласно индивидуальных возможностей детей. Учитывать состояние моторики пальцев, согласованность действий, ритм медленный – движения на каждое слово, слово делят на слоги – движения на каждый слог, поэтапное чередование медленного и быстрого темпов – по мере овладения детьми синхронным действием руки и речи.

        9. Запоминание текстовок идет постепенно. Речевой материал должен быть   доступен каждому ребенку по пониманию его и по произношению.

        10. Подбирая дополнительный речевой материал  к каждому этапу и каждой части комплекса, следует учитывать цели данного раздела, особенности подачи материала, строго придерживаться очередности частей. Эти игры и упражнения могут усложняться и наоборот дробиться, в зависимости от состояния центральной нервной системы и индивидуальных возможностей детей.

          Артикуляционные упражнения

        Артикуляционная гимнастика проводится одновременно с движениями кисти руки, затем обеих рук, имитирующих движения челюсти, губ, языка (биоэнергопластика).

        Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке:

- усиливают кровообращение,

- укрепляют мышцы языка, губ,

- развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата,

- формируют координацию движений мелкой моторики рук,

- сочетание  движений речевого аппарата и кистей рук создают предпосылки к развитию произвольности поведения, развитию внимания, памяти, мышления, речи и других психических процессов.

Тренировка мышц языка

Подвижность и точность работы языка является одним из условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В образовании их большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, передняя его часть, спинка языка, корень.

Упражнение 1.

Исходное положение: рот закрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» язык поднимается за верхние зубы, на счет «2»  язык опускается в исходное положение (у нижних резцов).

Кисти рук  работают по схеме              

1.Упражнение повторяется 4-6 раз.

  Схема 1.

Упражнение 2.

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «2» - внутренней стороны правой щеки.

Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак (схема 2)

                                             Схема 2.

Эти движения повторяются 3-4 раза без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение 3.

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в подъязычной связке, затем вернуть его в исходное положение. Упражнение повторить 3-4 раза.

Кисть руки – пальцы собраны в кулак. Когда язык  высовывается, пальцы распрямляются, напряжены, ладонь параллельна столу (схема 3).

   Схема 3.

 Упражнение 4.

Исходное положение: рот полуоткрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» коснуться кончиком языка левого уголка губ, на счет «2» - правого. Эти движения повторяются 4-5 раз без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы рот был открыт, и нижняя челюсть не двигалась.    

Кисть руки – ладонь параллельна столу, пальцы вместе, двигается только ладонь синхронно с языком.

Упражнение 5.

Исходное положение: рот приоткрыт, губы улыбается, кончик языка щелкает, челюсть не двигается.

Кисть руки – большим и безымянным пальцами производятся щелчки вместе с языком (схема 4).

   Схема 4.

Тренировка нижней челюсти

Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Упражнение  1.

Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет «1» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

Кисть руки – 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному (схема 5).

Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх (схема 6).

      Схема 5.    Схема 6.

Тренировка губных мышц

Упражнение 1.

Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии (схема 7).

На счет «1» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка», кисть руки – все пальцы собраны в щепоть (схема 8).

         На счет «2» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов. Растягивать губы особенно сильно в стороны не следует – нужно тренировать больше их в движении вперед.

Кисть руки - пальцы врозь (схема 9). Упражнение повторяется 3-4 раза.

Схема 7.                                          Схема 8.                                         Схема 9.

Упражнение 2.

Нижние губы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.

Кисть руки неподвижна.

Ладонь вверх – двигаются только пальцы.

Ладонь вниз – двигаются только пальцы (схема 10).

                                    Схема 10.

     Артикуляционную гимнастику с элементами бионергопластики дети выполняют весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений, применяет счёт, стихотворные строки. В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, можно убрать зрительную опору – зеркало.

    Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь. Проведённая работа доказывает целесообразность применения биоэнергопластики в условиях логопункта для детей с нарушениями речи.

Литература: 

1.Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. М., 2000

2.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ., 1999

3. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. М.: Аркти, 2001.
5. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Аркти, 1999.

nsportal.ru

«Биоэнергопластика в коррекционно-логопедической работе»

 
        Статистика приёма детей в наше учреждение показывает, что нарушения двигательной активности сказываются и на развитии речи дошкольников. Как известно, речевой и двигательный центры находятся рядом в коре головного мозга. И если есть нарушения в двигательной сфере, то соответственно есть нарушения и в речи.

Наши воспитанники – дошкольники с ОВЗ, которые имеют различные речевые нарушения: фонетические, фонетико-фонематические, общее недоразвитие речи, задержку речевого развития. Развитие движений в дошкольном возрасте оказывает чрезвычайно благоприятное влияние на формирование речи. Отмечается общность развития речедвигательной и общемоторной сфер.

Известно, чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее происходит развитие его речи. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. Точное динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти и т. д.). В случаях дизонтогенеза расстраивается нормальный ход развития двигательной сферы, нарушается формирование психических и речевых функций.

Проанализировав данную проблему я пришла к выводу о необходимости специально работать в направлении коррекции двигательной сферы детей с нарушениями речи в комплексе логопедического воздействия.

Понимая, что эффективность работы зависит от знаний особенностей моторного развития детей с речевыми нарушениями, в занятия активно включаю артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики.

Так что же такое БОЭНЕРГОПЛАСТИКА?

Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Биоэнергопластика включает в себя 3 базовых понятия: человек как биологический объект (Био, сила, необходимая для выполнения определенных действий (энерго, и пластичные движения (пластика).

Целью использования элементов биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики является развитие и совершенствование артикуляционной и мелкой моторики. Практика показывает, чем раньше начинается работа по развитию артикуляционной моторики с элементами биоэнергопластики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, на коррекцию речевых нарушений.

Для коррекционной работы учителя – логопеда наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата.

Необходимость применения движений пальцев рук обусловлена нарушением мелкой моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетических ощущений положения языка, губ, нижней челюсти у детей с ОНР. Использование ребёнком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

В своей работе артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой использую на индивидуальных занятиях по постановке звуков, развитию и коррекции фонематического слуха, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и органов артикуляционного аппарата.

На каждое традиционное артикуляционное упражнение я подобрала движения кисти руки (движения, имитирующие положение органов артикуляции), разделила их по звуковым группам.

Упражнения по биоэнергопластике.

Комплекс упражнений для звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

Улыбка

Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены.

Трубочка

Ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку.

Заборчик

Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы сомкнуты.

Лопаточка

Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.

Массаж язычка

В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему.

Киска сердится

Пальцы сомкнуты, ладонь согнута.

Упрямый ослик

Рука в кулаке лежит на столе в горизонтальном положении. Под счёт поочерёдно касаются стола согнутые пальцы и запястье.

Чистим нижние зубки

Согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами. Ладонь выпрямляется, опять сгибается. Затем согнутая ладонь движется влево-вправо.

Качели

Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.

Комплекс упражнений для звуков Ш, Ж, Щ, Ч

Улыбка

Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены.

Трубочка

Ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку.

Заборчик

Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы сомкнуты.

Лопаточка

Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.

Массаж язычка

В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему

Чашечка

Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.

Фокус

Ладонь сжата в кулак. Когда вата взлетает вверх, пальцы разжаты и расставлены.

Лошадка

Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.

Маляр

Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад.

Вкусное варенье

Ладонь в форме чашечки. Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.

Грибок

Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки.

Гармошка

Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами

Комплекс упражнений для звуков Л, ЛЬ

Улыбка

Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены.

Трубочка

Ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку.

Заборчик

Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы сомкнуты.

Лопаточка

Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.

Массаж язычка

В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему.

Качели

Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.

Пароход

Ладони сложить вместе, поставить на ребро на стол. Большие пальцы подняты вверх (труба у парохода).

Индюк

Четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному. Четыре пальца производят быстрые движения вверх-вниз.

Маляр

Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад.

Чистим верхние зубы

Согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами. Ладонь выпрямляется, опять сгибается. Затем согнутая ладонь движется влево-вправо.

Поймай звук Л

На звук А ладошка раскрыта, на звук Л ладошка в кулачок.

Комплекс упражнений для звуков Р, РЬ

Качели

Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.

Маляр

Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад.

Чистим верхние зубы

Согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами. Ладонь выпрямляется, опять сгибается. Затем согнутая ладонь движется влево-вправо.

Посчитай верхние зубы

Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд. Указательный палец производит движение по кругу.

Грибок

Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки.

Гармошка

Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.

Дятел

Пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки.

Комарик

Кисть находится в горизонтальном положении ладонью вверх. Пальцы сомкнуты. Кисть поднимается вверх, затем опускается.

Моторчик

Руки сжать в кулаки. Производить круговые движения кулаками

nsportal.ru

Элементы биоэнергопластики в логопедической работе с детьми с ОВЗ

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Постоянное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.

Условия, обеспечивающие эффективность артикуляторной гимнастики.

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  2. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  3.  Если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  4.  Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. После прочного усвоения необходимых упражнений артикуляторную гимнастику можно проводить без зеркала, обеспечивая тем самым развитие кинестетических ощущений от органов артикуляторного аппарата.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Взаимосвязь общей и речевой моторики была изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия.

К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. В связи с чем, некоторые специалисты применяют в своей практике приёмы биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога на протяжении всего занятия.

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Другими словами «биоэнергопластика» – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве.

Задачи биоэнергопластики:

• развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук

• активизация интеллектуальной деятельности ребенка

• развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи

• формирование умения действовать по словесным инструкциям

Примерное планирование занятий с использованием артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики:

Первый этап.

Обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков.

Способ выполнения:

Повторить за учителем – логопедом, рука в упражнения не включается.

Период занятий: сентябрь, первые 2 недели.

Второй этап.

Знакомство с артикуляционными органами, выполнение гимнастики по традиционной методике.

Способ выполнения:

Повторить за учителем – логопедом, педагог включает в упражнения свою ведущую руку.

Период занятий: сентябрь, третья, четвёртая недели.

Третий этап.

Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, знакомство артикуляционными сказками.

Способ выполнения:

Повторить за учителем – логопедом, педагог включает в упражнения свою ведущую руку с перчаткой.

Период занятий: октябрь, первая неделя.

Четвёртый этап.

Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с использованием ведущей руки ребёнка) .

Способ выполнения:

Повторить за учителем – логопедом, педагог показывает движения и включает в упражнения ведущую руку ребёнка с перчаткой.

Период занятий: октябрь, 2-3-4 недели, ноябрь.

Пятый этап

Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с использованием другой руки ребёнка) .

Способ выполнения:

Повторить за учителем – логопедом, педагог показывает движения и включает в упражнения другую руку ребёнка с перчаткой.

Период занятий: декабрь, 1-2 недели.

Шестой этап

Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с использованием обеих рук ребёнка) .

Способ выполнения:

Повторить за учителем – логопедом, педагог показывает движения и включает в упражнения обе руки ребёнка с перчатками.

Период занятий: декабрь, 3-4 недели, январь.

Седьмой этап

Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой с использованием обеих рук ребёнка и сказок о Чупе и Чупсе.

Способ выполнения:

Педагог рассказывает сказку, ребёнок самостоятельно выполняет упражнения обеими руками с перчатками.

Период занятий: февраль, март, апрель, май.

Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками педагог продолжает давать четкий образец движения. Упражнения выполняются детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Упражнения по биоэнергопластике

«Птенчики»
Ладонь в вертикальном положении. Большой палец выставлен вперед, перпендикулярно остальным.

«Лопаточка»
Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.

«Чашечка»
Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.

«Иголочка»
Пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.

«Киска сердится», «горка»
Пальцы сомкнуты, ладонь согнута.

«Часики»
Ладонь сжата в кулак. Указательный палец поднят вверх. Под счёт кисть руки поворачивается влево-вправо.

«Змейка»
Ладонь сжата в кулак. Под счёт ладонь с сомкнутыми пальцами выпрямляется, затем опять сжимается, производя движение вперёд-назад.

«Качели»
Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.

«Футбол»
Ладонь сжата в кулак. Указательный палец впереди. Указательный палец вместе с кистью поворачивается влево-вправо.

«Почистить зубы»
Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд. Указательный палец производит движение по кругу.

«Лошадка»
Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.

«Вкусное варенье»
Ладонь в форме чашечки. Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.

«Улыбка»
Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены.

«Заборчик»
Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы сомкнуты.

«Трубочка»
Ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку.

«Хоботок»
Ладонь сжата в кулак.

«Наказать непослушный язычок»
В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему.

«Почистим зубы»
Согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами. Ладонь выпрямляется, опять сгибается. Затем согнутая ладонь движется влево-вправо.

«Кто дальше загонит мяч?»
Рука ладонью вниз находятся в горизонтальном положении. Во время движения ватки по столу, ладонь движется вперёд.

«Фокус»
Ладонь сжата в кулак. Когда вата взлетает вверх, пальцы разжаты и расставлены.

«Приклей конфетку»
Кисть находится в горизонтальном положении ладонью вверх. Пальцы сомкнуты. Кисть поднимается вверх, затем опускается.

«Грибок»
Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки.

«Гармошка»
Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.

«Индюк», «Болтушка»
Четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному. Четыре пальца производят быстрые движения вверх-вниз.

«Пароход гудит»
Ладонь с сомкнутыми пальцами располагается горизонтально.

«Самолёт гудит»
Ладонь с расставленными пальцами располагается горизонтально.

«Маляр»
Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад.

«Дятел»
Пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты,

nsportal.ru

Методические разработки по теме "Биоэнергопластика в работе логопеда"

МБОУ «Сиверская СОШ №3 (структурное подразделение – детский сад)

Методическая тема:

Биоэнергопластика в коррекционной работе над чёткостью произношения звуков и слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Седова Анна Анатольевна,

 учитель-логопед

гп. Сиверское, Гатчинский р-н., Лен.обл.

2017г.

Актуальность

Дети, поступившие в старшую комбинированную группу имели преимущественно общее недоразвитие речи III уровня. У каждого ребенка определялась дизартрия легкой или средней степени тяжести. Выраженная, либо рассеянная неврологическая симптоматика проявлялась, прежде всего, в двигательных расстройствах: нарушении координации движений, изменениях мышечного тонуса, несформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики. Дети плохо ориентировались в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падало качество движений, распадались позы. Многим было недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибались, быстро утомлялись, движения становились неточными, нарушался их темп, ритм, плавность, появлялись синкинезии. Чем сложнее было задание для губ, языка и челюсти, тем активнее включались в движение пальчики, усиливалось беспокойство либо спастическое застывание пальцев в неестественном положении.

Дети имели нарушения произношения звуков,  нечёткую речь, при которой ребёнок недостаточно открывал рот. Были вялые движения губ, плохая подвижность нижней челюсти,  слабая артикуляция звуков. Что объясняется недостаточным развитием моторики речедвигательного аппарата.

Недостатки в развитии дикции неблагоприятно отражаются на личности ребёнка, на его коммуникативных качествах: он становится замкнутым, резким и неусидчивым.

Своевременное овладение правильной, чёткой и понятной речью является предпосылкой для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе.

А работа логопеда над развитием чёткой речи, ясной артикуляции всех звуков и понятной для окружающих членораздельной речи является приоритетным направлением.

Обоснование методической темы:  при коррекции звукопроизношения, для развития чёткой и понятной речи логопеды традиционно используют упражнения артикуляционной гимнастики, которая включает задания на тренировку подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ, языка, челюсти, необходимых для правильного произношения звуков.

Значительно расширить спектр решаемых в ходе логопедического занятия

коррекционных задач можно за счет сочетания традиционных упражнений арти-

куляционной гимнастики с движениями кистей рук.

Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, которые имитируют движения языка или челюсти) с включением элементов упражнений  на развитие силы голоса и выдоха.

Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По

мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. (12) Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

Известно, что движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благо-приятное воздействие на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений, мелкую моторику и звукопроизношение детей.

Гипотеза:  результативность коррекционной работы над четкостью произношения  звуков и слов у детей с ОНР может быть повышена при условии  применения современного метода «биоэнергопластика».

Цель:  развитие артикуляционной моторики у детей 5-6 лет с ОНР,  до уровня чёткого произношения звуков и слов, путём использования метода «биоэнергопластики».

Задачи:

  1. Подобрать  специальные движения кистей и пальцев рук под каждое артикуляционное упражнение.
  2. Систематизировать стихотворные тексты для использования при выпол-

нении артикуляционно-пальчиковых упражнений.

  1. Подобрать игрушки для выполнения упражнений.
  2. Подобрать музыкальное сопровождение для занятий «биоэнергопластикой».
  3. Разработать комплексы артикуляционно-пальчиковой гимнастики для каждой группы нарушенных звуков.
  4. Спроектировать систему занятий «биоэнергопластикой» в виде перспек-тивного плана с учётом лексических тем.
  5. Апробировать систему коррекционно-педагогической работы, выявить ре-

зультативность.

Практическое применение метода «биоэнергопластика».

Коррекционной работой было охвачено 11 детей 5-6 лет с ОНР.

Центром педагогического процесса являются формы индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в течение 2016-17 учебного года.

При проведении занятий с применением метода «биоэнергопластика» учитывались индивидуальные особенности детей. Рука ребёнка подключалась только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.

Работа строилась согласно технологии основателей - авторов О. И. Лазаренко и  А. В. Ястребовой. Соблюдались требования к проведению занятий: условие, правила и этапы.

Для закрепления у детей умений, сформированных на занятиях,  еженедельно давались рекомендации для воспитателей и родителей. Теоретические знания и практические умения воспитатели и родители получали на специально организованных занятиях.

Анализ результатов работы

Диагностика проводилась по Методике проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н. В. Нищевой.

В начале учебного года проведено исследование уровня развития артикуляционной  моторики и состояние звукопроизношения.

В конце учебного года проведено исследование уровня развития артикуляционной  моторики и состояния произношения звуков «изолированно» и в словах.

  1. Состояние артикуляционной моторики  

Уровень

Критерии оценки

Сентябрь 2016г.

Кол-во детей

Май 2017г.

Кол-во детей

Высокий

уровень

Выполняет весь набор арт. упражнений;  движения полные, точные, мышечный тонус и темп выполнения нормальный, хорошая способность  к удержанию и переключению движений; отсутствие сопутствующих движений.

-

5 чел. (45%)

Средний

уровень

Отмечается отсутствие некоторых арт. движений; незначительные отклонения от нормы в  тонусе, объёме и темпе движений, способности к переключению.

3 чел. (27%)

6 чел. (55%)

Низкий

уровень

Отсутствуют основные  арт. движения, мышечный тонус повышенный или  пониженный, темп быстрый или замедленный, наличие синкинезий, гиперкинезы, слюнотечение.

8 чел. (73%)

-

  1. Состояние звукопроизношения

Уровень

Критерии оценки

Сентябрь 2016г.

Кол-во детей

Май 2017г.

Кол-во детей

Высокий

уровень

Точно артикулирует все звуки; речь внятная, слова проговаривает чётко и ясно.

-

1 чел. (9%)

Средний

уровень

«Изолированно»  звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается нечёткость произношения слов.

-

7 чел. (64%)

Низкий

уровень

Полиморфное нарушение звукопроизношения;  наблюдается общая смазанность, речь невнятная, мало- понятная для окружающих.

11 чел. (100%)

3 чел. (27%)

Влияние биоэнергопластики на развитие артикуляционной моторики и  чёткость  звукопроизношения.

В течение 2016-2017 учебного года с обследованными детьми проводилась коррекционная работа и в мае наблюдали положительную динамику. Проведя обследование по тем же критериям, пришли к выводу, что у детей на конец старшей группы преобладает средний и высокий уровень: артикуляционная моторика – высокий (45%) и средний (55%);  звукопроизношение – высокий (9%) и средний (64%). Значительно уменьшилось количество детей с низким уровнем, часть детей с низкого и  среднего уровня развития перешли на высокий уровень.

Таким образом, можно сделать вывод, что система работы является продуктивной и эффективной. Использование артикуляционно-пальчиковой гимнастики целесообразно. Она улучшает моторные возможности ребенка, способствует коррекции звукопроизношения, что в свою очередь благотворно влияет на развитие чёткой, внятной и понятной для окружающих речи.

В 2017-2018 учебном году мы продолжим коррекционную работу с этими детьми (подготовительная группа) над чёткостью произношения нарушенных звуков в словах сложной слоговой структуры  и связной речи.

Перспектива: применение метода «биоэнергопластика» для детей средней группы детского сада (4-5 лет), с целью профилактики нарушений звукопроизношения.

nsportal.ru

Использование метода биоэнергопластики в работе логопеда

Ольга Воробьёва
Использование метода биоэнергопластики в работе логопеда

Федеральные государственные требования, новой общеобразовательной программы «От рождения до школы» ставят перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса в детском саду. В частности для детей с ОВЗ, потому, что к этой категории относят детей с нарушениями речи Не смотря НА ТО, что у детей могут наблюдаться ОВЗ, в частности, нарушения в речи, эти дети могут быть также очень способны. Работая на логопункте в ДОУ, следует отметить, что к концу учебного года, дети в большинстве своем выходят с чистой речью.

И наша задача взрослых, педагогов увидеть и развить эти способности в любой деятельности, в частности в речевой.

Это делается, прежде всего для того, чтобы. таким детям было легко, свободно и комфортно находиться в социуме, адаптироваться в нем без всякого ограничения.

Хотелось поделиться опытом работы об использовании еще одной технологии, которую я применяю в кружковой работе – это биоэнергопластика.

Одним из этапов логопедической работы является артикуляционная гимнастика. И, чтобы, не уменьшился интерес к этому виду деятельности, я соединила ее с биоэнергопластикой. Это помогает больше заинтересовать детей,поддерживать положительные эмоции.

Вместе с выполнением артикуляционных упражнений, используется рука (сначала одна,затем вторая). Рука,как бы «дублирует» положение языка.

Изучив методики по этому вопросу ряда авторов (А. В. Ястребовой, О. И. Лазаренко, и др. ,я разработала специальные движения кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение, придумала героев перчаточного театра,имена которых зависят от звуков, которые мы учим с детьми, а также имена героев на разные звуки – Жуня, Шоня и т. д. придумываю для них сказки – путешествия этих героев, в зависимости от задач.

Проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает 7 этапов.

В начале учебного года, когда происходит обследование у детей артикуляционного аппарата, его подвижности и речевого развития,подбирается комплекс артикуляционных упражнений на те звуки, которые нарушены. На первом этапе дети выполняют упражнения за логопедом. Пока рука не включается. Эти упражнения начинаются с сентября.

На втором этапе, мы также проводим артикуляционные упражнения традиционно. При этом, используя сказки о Веселом язычке. Ребенок выполняет сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Пока рука ребёнка в упражнениях не участвует.

На третьем этапе- ребенок выполняет артикуляционную гимнастику традиционно, а логопед знакомит его с персонажем перчаточного театра, сопровождая сказкой и движениями ведущей руки с перчаткой. Пока рука ребёнка в упражнениях не участвует. Период: октябрь.

С первого по третий этапы-подготовительные.

На четвёртом этапе выполняются артикуляционные упражнения с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой. Логопед выполняет упражнение также вместе с ребенком, сопровождая упражнения показом кисти ведущей руки. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в течение двух месяцев,

На пятом этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка с перчаткой. Учитель – логопед так же сопровождает выполнение артикуляционных упражнений движениямруки. Период:декабрь

На шестом этапе к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки ребенка в перчатках. Логопед также сопровождает выполнение артикуляционных упражнений движениями рук в перчатках.

Период:январь,февраль. С четвертого по шестой этапы-основные

Седьмой этап – заключительный. Этот период, когда ребёнок полностью освоит упражнения и может выполнять их самостоятельно. А учитель – логопед сопровождает выполнение упражнений ребенка рассказыванием сказки. Период:март,апрель,май.

Такую пальцево – речевую гимнастику выполняют весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. Дальше можно использовать теневой театр,настольный,пальчиковый. и т. д. Занятия можно проводить индивидуально или с подгруппой из двух,трех детей Рассказываются разные истории – путешествиягероев, используются декорации. Педагог выступает рассказчиком, дети выполняют движения руками и языком. Постепенно убирается зеркало.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность артикуляционной гимнастики, способствует развитию пальчиковой моторики, развитию всех психических процессов, артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь,а также улучшает эмоциональный настрой детей и уверенность в себе. Проведённая работа доказывает целесообразность применения биоэнергопластики в для детей с нарушениями речи, особенно в кружковой работе ДОУ.

maam.ru

Смотрите также