Упражнения для развития мелкой моторики рук

Главная » Тренировка » Упражнения для развития мелкой моторики рук

Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук

Валентина Фуфаева
Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук

Практически каждый родитель, имеющий детей в возрасте до 7 лет, знает о том, что физическое развитие детей должно соответствовать возрастным особенностям. Все знают, что надо развивать мелкую моторику рук, но не все понимают как это надо сделать. С физиологической точки зрения, мелкая моторика это работа небольших мышц, которые расположены в кистях рук. Развитие мелкой моторики рук очень важно, так как центр, отвечающий за активную речь, располагается в голове, в непосредственной близости с центром, который несет ответственность за движения конечности кисти. При развитии кисти рук улучшается мышление, речь, память. Кроме того, от того, насколько развита мелкая моторика, зависит как быстро ребенок научится в руках держать кисточку, карандаш, ручку. Но развивать мелкую моторику рук без развития речи недостаточно для полноценного развития ребенка. Поэтому я в течении двух лет младшего возраста проводила кружковую работу «Талантливые пальчики». При выполнении игр и игровых упражнений мы с детьми учили стихи, потешки, скороговорки. А во второй младшей группе дети рассказывали сказки, протягивая шнурки в отверстие, нанизывая бусы на леску. У нас получились «маленькие посиделки» с прибаутками и с шутками.

Игра «Застегни пуговицы»

Из ткани сшиты грибочки, кораблики, бабочки, цветочки. Дети учатся застегивать. При этом проговариваем слова потешки.

Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук

Игра «Зашей дырочки»

Дети должны шнурок красиво протянуть, не пропустив, ни одной дырочки.

Проговариваем стихи А. Барто.

Игра «Угостим куклу Катю соком».

Кто больше откроет бутылочек.

Игра «Ромашка»

Нужно правильно все выполнить, не пропустив липучек, заклепок, молний, застежек.

«Волшебные яйца»

Открываем яйца, находим наклейки, мелкие игрушки.

«Собери бусы»

На толстую леску нанизываем крышки с дырочками.

«Разноцветные фигуры»

Закручиваем крышки на горлышко бутылок, которые вставлены в геометрические фигуры.

«Хвостики»

Крепим прищепки на пластмассовые фигуры яблок, помидоров, морковок.

«Мягко, твердо, гладко»

Упражнение на тактильное ощущение.

«Художники»

Дети на ковролине собирают картину (ручейки, облака, домик и т. д.) с помощью липучек, бигудей.

«Золушка»

Рассортировать гречку, рис, горох. Дети рассказывают сказки.

«Чудеса природы».

Что нам море, что нам лес,

Принесли много чудес.

«Сугробы»

Дети разрывают бумагу на мелкие кусочки.

«Яблоко»

Нужно разделить яблоко на дольки. Угостить друзей.

«Разноцветные колечки»

Правильно и быстрее собрать пирамидку.

«Матрешки»

Наши матрешки хороши,

Веселятся от души.

«Закрой окошки»

«Сложи квадрат»

«Сложи картину из пазлов»

maam.ru

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

Оксана Огнева
Упражнения на развитие мелкой моторики рук

Развитие мелкой моторики рук происходит через различные виды продуктивной детской деятельности. Это лепка, аппликация, конструирование, рисование, пальчиковая гимнастика. Из-за неправильного развития мелкой моторики, дети неправильно держат ручку, ложку, возникают трудности по выполнению аппликации, лепке,рисованию.

Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.

При выполнении лепки, аппликации, оригами дети овладевают мелкими операциями: наклеивание, прикладывание, раскатывание, прищипывание, сгибание, вырезание, также у ребенка развивается эстетический вкус, дети учатся аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись.

Перед нами стоят следующие задачи:

1. Создавать условия для развития мелкой моторики.

2. Организовать систематическую работу по развитию мелкой моторики у детей.

3. Организовывать различные виды продуктивной деятельности.

4. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Я работаю в старшей группе. Вот некоторые виды деятельности,которые мы выполняем с детьми на занятиях.

1. Конструирование "Домик из природного материала", коллективная работа.

2. Рисование "Лето" (предварительное чтение стихотворения С. Артомоновой "Здравствуй, лето!", рассматривание картинок о лете).

3. Лепка "Дары осени" (предварительная работа - загадывание загадок о фруктах и овощах, показ картинок).

4. Игра "Собери бусы" (поделить детей на две команды, раздать бусинки и нитки, какая команда соберёт быстрее).

5. Изготовление оригеми "Тюлбпан". Коллективная работа. Дети делают по цветочку, а потом вместе с воспитателем делают общую полянку из этих цветов.

6. Аппликация "Поезд" (предварительная работа - чтение стихотворения, рассматривание игрушечного поезда).

7. Конструирование машинки.

8. Игра в верёвки.

9. Лепка "Корзина с грибами".

10. Изготовление оригами "Цыплёнок".

11. Изготовление новогодней ёлочки из бумаги. Коллективная работа.

12. Тема "Мой дом, моя семья".Пальчиковая гимнастика:

1)Раз,два, три, четыре! Хлопки на счёт.

Кто живёт в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять - Хлопки на счёт.

Всех могу пересчитать!

Папа, мама, брат, сестрёнка, Поочерёдное загибание пальчиков.

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щегол, сверчок и я.

Вот и вся моя семья!

2)Две весёлые лягушки Дети сжимают руки в кулаки и

Кладут их на стол пальцами вниз

Ни минуты не сидят, Резко распрямляют пальцы рук, как бы

Подпрыгивают над столом

Ловко прыгают подружки, Кладут ладони на стол.

Только брызги вверх летят. Резко сжимают кулаки и опять кладут

их на стол.

Дом

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Апельсин

(Рука сжата в кулачок)

Мы делили апельсин.

(Крутим кулачком вправо-влево)

Много нас, а он один!

(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)

Эта долька для ежа,

(Разгибаем указательный пальчик)

Эта долька для чижа,

(Разгибаем средний пальчик)

Эта долька для утят,

(Разгибаем безымянный пальчик)

Эта долька для котят,

(Разгибаем мизинчик)

Эта долька для бобра,

(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)

Ну, а волку - кожура.

(Двумя руками показываем волчью пасть)

Он сердит на нас - беда!

(Складываем руки домиком)

В домик прячемся – сюда

13. Ежедневная игра в конструктор.

maam.ru

Семинар-практикум для воспитателей «Умные руки — умный ребенок. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики»

привалова татьяна
Семинар-практикум для воспитателей «Умные руки — умный ребенок. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики»

Пояснительная записка

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста.

Задачи:

• выявить взаимосвязь речи и мелкой моторики;

• показать различные виды упражнений для развития мелкой моторики;

• изготовить совместно с воспитателями пособия из бросового материала для детей.

План:

I. Теоретическая часть – выступления с презентацией:

1. Роль мелкой моторики рук в коррекции и развитии речи детей дошкольного возраста.

2. Виды деятельности педагогов детского сада по формированию мелкой моторики.

3. Группы упражнений по развитию мелкой моторики рук.

II. Практическая часть:

1. Выполнение творческих заданий.

2. Подведение итогов семинара-практикума (выводы, рефлексия)

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, цветной картон, ножницы, прищепки, грецкий орех, «колючий коврик», карточки со стихами, каточки для рефлексии, игрушка «мышка», цветная прочная нить, карандаш, мука, воздушный шар, ложка, разноцветные нитки «мулине», воронка, цветные маркеры, «чесалка» для кошачьих когтей, сломанная погремушка.

Ход:

Часть I.

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский.

“Рука является вышедшим наружу

Головным мозгом”

И. Кант

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то и речевое развитие ребёнка задерживается.

В настоящее время существуют противоречия в том, что теоретически разработанные упражнения по развитию мелкой моторики не находят достаточного применения на практике. В основном используются традиционные приёмы для развития тонких движений пальцев рук (упражнения на их сгибание и разгибание, сжимание кулачков и лишь изредка на растяжение и почти никогда на расслабление, способствующее дополнительному повышению тонуса пальцев рук). Только на физминутках применяются игры, способствующие развитию мелкой моторики. Недостаточно используются игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга. Крайне мало внимания уделяется массажу и самомассажу кистей рук, способствующих оздоровлению организма.

На сегодняшнем семинаре мы поговорим о традиционных и нетрадиционных формах развития мелкой моторики, о массаже кистей рук и о том, какие виды работы над совершенствованием мелкой моторики все мы используем в своей практике.

При работе по развитию мелкой моторики, необходимо следовать определенным правилам:

1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.

2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).

3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.

4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.

6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.

7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.

9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.

10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

Мы с вами в детском саду используем следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.

• специальные упражнения без речевого сопровождения – пальчиковая гимнастика.

игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зёрна, бусы, колечки; пришивание, застёжки, мозаика и т. д.

• изобразительная деятельность: лепка, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование разными способами, работа с ножницами, поделки из природного материала и т. д.

Упражнений для развития мелкой моторики условно подразделяют на группы:

Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета

• внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка;

• графические упражнения;

• дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;

• соединение по точкам;

• рисование по образцу и т. д.

Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета

• плетение, шнуровка, бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц, рисование верёвочкой; узелки – перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы и т. д.

• вышивание, вязание;

игры и упражнения с пальчиковыми буквами. Данные игры и упражнения обычно используются и на занятиях по подготовке к обучению грамоте. С помощью пальцев рук можно построить несколько вариантов одной буквы русского алфавита;

• имитация жестом различных конкретных предметов, действий (рассказывание стихов руками);

• театр в руке (кукольный, пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней);

Упражнения по выработке мускульной памяти

• массаж и самомассаж кистей и пальцев рук мячиками-ёжиками, прыгунками – вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости;

• грецкими орехами – катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами;

• шестигранными карандашами – грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.

• зубными щётками – растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

• мозаика, конструкторы, пазлы, пирамиды, волчки;

• отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации;

• работа с пластилином, бумагой, тканью;

игры с бусами, чётками — перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы;

игры с канцелярскими резинками или резинками для волос (для этого нужно резинку надеть на большой и указательный пальцы и растягивать её из стороны в сторону);

• выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;

• игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук);

• игра «Пальцеход» может проводиться с помощью решетки для раковины. «Ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам. На каждый ударный слог стихотворения, делая по шагу. Можно ходить средними и безымянными, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочерёдно или одновременно и т. д.

• Игра «Лыжники» — используются пробки, большие пуговицы. Двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

«комканье» платка — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.

игры с эспандерами, губками;

игры с прищепками.

Упражнения для развития тактильной чувствительности

С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата.

• работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т. д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;

• выполнить мозаику из пластилиновых шариков;

• геометрические фигуры, цифры, буквы;

• ощупать на бумаге закрытыми глазами узор, нанесенный иголочкой на лист бумаги (можно начинать с простых геометрических фигур (круг, квадрат и т. д.);

• с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);

Можно сделать специальное «Тактильное домино». Деревянные пластинки прямоугольной формы 2х4, разделенные ограничителем на две части. На каждую часть приклеиваются кружочки из различных материалов: шерсти, наждачной бумаги, плёнки — самоклейки, ткани и т. п.

«Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;

• закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой;

• с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руке педагогом (приём дермолексии);

игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

Для создания «Сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см. промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью. Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков. Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.

Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость. Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом.

Часть II.

Выполнение творческих заданий.

1. Ведущий: Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Предлагаем вам за 2 минуты вспомнить пословицы, поговорки, крылатые выражения о руках. Чья команда вспомнит больше таких высказываний, та и победила.

(«мастер на все руки», «золотые руки», «положа руку на сердце», «рукой подать», «руками развести», «руки опускаются», «своя рука – владыка», «чужими руками жар загребать», «руки не оттуда растут», «как рукой сняло», «глаза боятся – руки делают»)

2. Рассказать стихотворение с помощью рук.

1 команда:

Веселый кролик Банни

Резвился на поляне.

А если шорох слышит,

Замрет он – и не дышит.

И на его макушке

Встают, как стрелки, ушки.

А домик его – норка –

Под ёлкой у пригорка.

Он к норке подбегает.

И прыг – в неё ныряет!

2 команда:

Ах, обжора-черепашка!

Панцирь – вот её рубашка.

Может лазить по горам,

Может плавать по волнам.

Поплывет – и цапнет рыбку,

Съест с довольною улыбкой.

Отдохнет она немножко,

На обед поймает мошку.

Если ужинать пора,

Цап – и схватит комара!

Но еды ей не хватило:

Цап!

Меня за нос схватила!

3. Вырезать заготовки из картона и дополнить их прищепками, чтобы получился узнаваемый предмет.

4. Из «Чудесного мешочка» капитаны команд достают предмет (грецкий орех, колючий «коврик»). Необходимо придумать сказку с этим предметов, развивающую мелкую моторику руки.

(Пример: Орех свалился с дерева от ветра. Потом орех встретил детишек, которые с удовольствием стали играть с ним. Они прятали орех в кулачке и находили его там (кулачок сжимается и разжимается, катали на карусели (одной ладонью с усилием движем по другой по кругу, спускали с горки (рука прижата к столу тыльной стороной ладони, образуя горку, другой рукой катим орех от кончиков пальцев к запястью и обратно). Потом они катали орех по ковру ладошкой вперед и назад, как машинку. Проделывали всё несколько раз одной рукой, потом другой. Орешку все эти игры очень нравились, а в самом конце он решил нырнуть в «бассейн», который вместо воды наполнен горохом. Найти орешек в миске с горохом непросто, но такая игра в прятки хорошо массирует пальчики.)

5. Игра «Придумай пособие».

Каждая команда получает предмет, который не является пособием по развитию мелкой моторики («чесалка» для кошачьих когтей, сломанная погремушка). Необходимо придумать, как его можно использовать в качестве пособия для развития мелкой моторики (назвать цель, рассказать, как использовать).

6. Изготовление пособий из бросового материала.

Игра-забава "Поймай мышку"

Цель. Развивать моторику и координацию обеих рук.

Материал: игрушка мышка, цветная прочная нить, карандаш.

Использование. Мышка бежит по веревочке. Кто быстрее накрутит веревочку на карандаш, тот первым поймает мышку. Длину шнурка можно регулировать в зависимости от возраста ребенка.

Цель: самомассаж ладони ребёнка.

Материал: мука, воздушный шар, ложка, разноцветные нитки «мулине», карандаш, ножницы, воронка, цветные маркеры.

Изготовление: берём воздушный шарик, помещаем в него воронку и насыпаем ложкой муку (наполнитель может быть разный, например, круглый горох, гречка). Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать её с помощью карандаша. Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками «мулине». Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик.

Итог семинара-практикума:

Таким образом:

- тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка;

- функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т. к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом;

- развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением;

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в логопедической коррекции дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Рефлексия - Игра «Закончи предложение».

Педагоги берут по одной карточке с началом предложения:

«Удачным сегодня было…»

«Я задумалась…»

«Мне бы хотелось в следующий раз…»

«Для своей работы я почерпну…»

«Думаю, моим воспитанникам понравится…»

«Я впервые услышала о …»

Ведущий: На память о нашем семинаре мы раздаем вам памятки, которые помогут в работе по развитию мелкой моторики руки ваших воспитанников (приложения).

Приложения:

Комплекс упражнений для развития мелкой моторики с грецким орехом.

1. Взять грецкий орех в правую руку и крепко сжать на счет 5. Повторить упражнение для левой руки.

2. Правая ладонь прямая, пальцы крепко прижаты друг к другу. Прокатывать грецким орехом от запястья до кончиков пальцев и обратно. Повторить упражнение для левой руки.

3. Кисть правой руки лежит на столе ладонью вниз. Грецкий орех катается вперед и назад по направлению косточек. Повторить упражнение для левой руки.

4. «Колобок». Грецкий орех лежит на левой руке, правая рука – сверху. Катаем, катаем, крепко прижимаем. Повторить упражнение для правой руки.

Мой орех не отдыхает,

На ладошке он гуляет,

Взад-вперёд его качу,

Вправо-влево – как хочу.

Сверху – левой, снизу — правой

Я его катаю, браво!

5. «Упрямый орешек». Пальцы на обеих руках крепко прижаты друг к другу, грецкий орех зажимается между ними – проталкивается между пальцами.

6. «Крышечка». Пальцы собираются в горсточку – грецкий орех прокатывается между ними.

7. Грецкий орех берется большим и указательным пальцами правой руки, затем большим и указательным пальцем левой руки, затем большим и средним пальцем правой руки, затем большим и средним пальцем левой руки и т. д. Пальцы меняются поочередно с проговариванием.

Научился два ореха,

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

После каждого упражнения выполняются упражнения на расслабление рук (уронили ручки вниз и расслабились).

Комплекс упражнений для развития мелкой моторики в «сухом бассейне»

Для создания «сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см. промытым и просушенным горохом, гречкой, фасолью или камешками для аквариума. Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков.

Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.

Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.

Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом:

«Горох». Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску насыпали горох,

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

«Фасоль». На дне бассейна спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в бассейн, помешать фасоль, затем найти и достать игрушки.

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

«Тесто». Опустить кисти рук в бассейн и изображать, как месят тесто.

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

«Лодочка». Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности сухого бассейна.

Лодочка плывёт по речке,

Оставляя на воде колечки.

«Повар». Выполнять круговые движения кистью в сухом бассейне по часовой стрелке и против неё.

Варим, варим, варим щи!

Щи у Вовы хороши!

«Стираем платочки»

Выполнять движения раскрытой ладонью по дну в направлении вперёд-назад, пальцы разведены.

Мама и дочка стирают платочки.

Вот так, вот так!

Постирали и отжали.

Ох, немножко мы устали.

«Колобок». Сжимать и разжимать кулачки в сухом бассейне.

Кулачок как колобок.

Мы сожмём его разок.

Кулачки сжимаем,

Кулачками мы играем.

«Зарядка». Сжимать и разжимать кулачки.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке,

Будут буковки писать.

«Напрягаем пальцы». Опустить руки в бассейн. Растопырить пальцы, напрягать их, как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

Только уставать начнём,

Сразу пальцы разожмём,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжём.

«Ладошки здороваются». Опустить кисти рук в бассейн. Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами.

Наши пальчики сплетём,

И соединим ладошки.

А потом как только можем,

Крепко-накрепко сожмём.

«Лягушки». Сжать руки в кулачки и положить их на дно пальцами вниз. Резко распрямить пальцы и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.

Две весёлые лягушки,

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Упражнения с крупами:

1. Упражнение «Золушка» — разбери крупу в разные кучки, тарелочки.

2. Упражнение «Накорми цыплёнка» – на каждое слово ребёнок берёт из тарелочки зёрнышко и кладёт в миску.

Зёрнышки все, что хозяйка давала,

Цыпочка клювом по штучке клевала.

3. Упражнения с пшеном в стакане. Очень любят дети «кашу варить». Помешивая каждым пальцем руки крупу в стакане. При этом необходимо следить за тем, чтобы двигался только палец, а не сама кисть.

4. Рисование пальчиками на манной крупе (крупа рассыпается на поднос с небольшими бортиками).

maam.ru

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук

Наталья Чемерис
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость. Не допускайте скуки и переутомления.

Эти упражнения должны проводиться в соответствии с временем года, погодными условиями. Эти упражнения проводятся во всех возрастных группах, начиная с младшего возраста индивидуально, с подгруппой детей и фронтально. Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно. В комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, входят:

Пальчиковая гимнастика — рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии.

• Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).

• Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок).

• Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).

«Угадай на ощупь».

• Различные виды застежек, шнуровок — их подбор должен соответствовать возрастным интересам дошкольников.

• Скрепление деталей разнообразными способами.

• Мозаики из различных материалов, пазлы.

• Игры с водой, с песком.

• Работа с «печатками» разнообразных форм.

• Рисование под проговаривание текста.

• Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.

• Игры с веревочкой.

• Игры с шипованными мячиками пластилином, соленым тестом.

maam.ru

Упражнения для развития мелкой моторики рук у детей 6–7 лет

Юлия Сергеевна Кравцова
Упражнения для развития мелкой моторики рук у детей 6–7 лет

"Истоки способностей и дарований

детей находятся на кончиках их

пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли"

В. А. Сухомлинский

Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит к развитию негативного, тревожного состояния ребенка в школе. Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Предлагаю вашему вниманию несколько методических рекомендаций в игровой форме к упражнениям на развитие руки ребенка, которые я использовала на подготовительных курсах с будущими первоклассниками. Задания способствуют развитию точности, быстроты движения, развивают глазомер, воображение, речь ребенка). Учащиеся с интересом выполняют задания в игровой форме, развивая мелкую моторику руки.

1. Коврик для куклы

Предложите ребенку сделать коврик для куклы, украшенный геометрическим орнаментом. Например, в середине большой круг, сверху - 4 квадрата, снизу - 4 треугольника, справа - 2 квадрата, слева - 3 прямоугольника.

Варианты заданий:

- составить узор самостоятельно

- раскрасить узор элементами букв, семью цветными карандашами (по указанию учителя, самостоятельно выбрав цвета).

2. Самолеты за облаками

Игра, обучающая ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим.

Родители дают задание на заранее подготовленных карточках. Заштриховать облака так, чтобы одно было темное (и через него еле видно самолет, другое - светлое (самолет виден хорошо).

Варианты заданий:

- вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, машины на дорогах и т. д.

3. Тир

Игра развивает точность, быстроту движения, глазомер

Мишени могут располагаться на разных концах листа и на разном расстоянии друг от друга. Карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой. Можно попасть близко от цели, но лучше - в центр.

4. Узнай, кто я?

Игра развивает амплитуду движения, точность

Ребёнку дается альбомный лист. Скажите ребенку, что в точках, нарисованных на листе, кто - то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки).

5. Волшебный лес

Игра развивает воображение, речь

Ребёнок получает карточку, на которой сделаны незаконченные изображения. Детям предлагается дорисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю.

Варианты заданий:

- изобразить волшебное море, волшебную поляну и т. д.

6. Вниз по реке

Игра развивает точность, быстроту движения, глазомер

Ребенку предлагается карточка. Он должен провести свой кораблик так, чтобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованной реки.

Варианты заданий:

- дать указания, к какому берегу ближе провести кораблик

- самостоятельно придумать, как изобразить реку.

maam.ru

Смотрите также