Пальчиковая гимнастика домашние животные

Главная » Похудение » Пальчиковая гимнастика домашние животные

Пальчиковая гимнастика по лексической теме: "Домашние животные"

Пальчиковая гимнастика по лексической теме

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

«Коготочки»

У Кошкиной дочки                                   поджать подушечки пальцев правой руки

На лапках коготочки                                к верхней части ладошки. Большой палец

Ты их прятать не спеши                           прижать к указательному.

Пусть посмотрят малыши!                       Произносить громко «Мяу». Несколько раз можно

                                                                    Продолжать игру со второй рукой. В  заключении                                                      

                                                                    Провести занятие двумя руками                

«Козочка»

Шел старик дорогою,        Идти пальчиками по столу, показать пальчиками

Нашел козу безрогою.        Рога, постучать пальчиками по столу, снова

Давай коза, попрыгаем ,        показать рога, погрозить пальчиком.

Ножками подрыгаем.

А коза бодается,

А старик ругается.

«Уточка»

шла уточка  бережочком,                         «Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь.

Шла серая по крутому.                            

Вела детей за собой,

И малого, и большого,                              Загибают безымянный палец, большой палец.

И среднего, и меньшего                            Загибают средний палец и мизинец

И самого любимого                                   Загибают указательный палец

Козочка

Шёл старик дорогою,

Нашёл козу безрогую.

Давай, коза, попрыгаем,

Ножками подрыгаем.

А коза бодается,

А старик ругается.

Два котёнка

Повстречались два котёнка: «Мяу-мяу!»

Два щенка: «Гав-гав!»

Два жеребёнка: «Р-р-р!»

Два быка: «Му-у-у!»

Смотри, какие рога!

КОТЯТА

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят,
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). 

КОТЯТКИ

Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так! (изображаем мытье рук)
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так! (имитируем все указанные в стихотворении движения)

КОШКА И ГОРШОК С МОЛОКОМ

В кухне нашей под столом
Стоит крынка с молоком. (складываем из большого и всех остальных пальцев левой руки кружок)
К крынке кошка подошла (“идем” указательным и средним пальцами правой руки)
Сверху сливки попила (указательным пальцем делаем “лакающие” движения в кружке, изображающем горшок)
Глубже сунулась в горшок:
- Молочка напьюсь я впрок! (засовываем палец глубже в кружок-горшок)
Что случилось? Ой-ой-ой!
Кошка крутит головой (крутим головой)
Налакалась молочка –
Не уйти ей из горшка! (пытаемся вытянуть палец из кружка)
С головы горшок не слез.
С ним и убежала в лес! (топоча пальцами обеих рук по столу, показываем, как кошка убежала)

ДВА КОЗЛИКА

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.
Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
Держим кисти горизонтально, сближаем руки.
А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.
Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!
На слово "бух" - хлопаем в ладоши.
И с моста в водичку - плюх!
Роняем руки на колени.

СЕРЕНЬКИЙ КОЗЁЛ

Как- то серенький козёл
В огород поесть зашёл.
Указательные пальцы выпрямлены,
пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд.
Посмотрел по сторонам -
Есть еда и здесь и там.
Поворачиваемся то в одну, то в другую сторону.
Под копытами - трава,
Опускаем подбородок.
А над головой - листва.
Поднимаем подбородок вверх.
Наклонись - капусту кушай,
Наклоняемся вниз.
А вверху - большие груши.
Встаём на носочки, тянемся вверх.
Сзади огурцы растут,
Поворачиваемся назад.
Впереди кусты цветут,
Возвращаемся обратно.
Слева - молодой лучок,
Справа - вкусный кабачок.
Полуобороты вправо-влево.
Здесь - сто ягодок, там - двести,
Наклоны вправо-влево.
Козлик крутится на месте.
Крутимся.
И, пока он выбирал,
Пёс его в сарай прогнал.
Наклонив голову, убегаем от "пса".

ПОРОСЯТА

Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков.
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
Мизинцы.
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
Безымянные.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
"Фонарики".
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю,
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
Средние.
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
Указательные.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю,
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
Большие.
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.

КРОЛИК

Маленький кролик с большими ушами,
Кисти прижать к голове, как ушки.
Розовым носом,
Указательными пальцами дотронуться до носа.
Смешными усами
Указательные пальцы прижаты к губам.
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле.
Роем норку (колени).
Чистит он шёрстку себе
"Чистим шёрстку".
Или спит.
Руки складываем, кладём под щёку.
Кролик ушами всегда шевелит.
Шевелим "ушами".
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов
Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки.

nsportal.ru

Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Домашние и дикие животные и птицы»

Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики

по темам

«Домашние и дикие животные и птицы»

Возрастная категория: вторая младшая группа.

Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.

Темы календарно-тематического планирования (для которых предлагается данная картотека): «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы», «Дикие птицы».

Подвижные игры и пальчиковая гимнастика по теме «Домашние животные».

Подвижные игры (физкультминутки).

«Коза - рогатая».

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Маршируем, сделав «рога» из указательных пальцев.

Ножками топ-топ,

Топаем.

Глазками хлоп-хлоп.

Хлопаем.

Кто каши не ест,

Молока не пьет —

Ставим руки на пояс, делаем сердитое лицо.

Забодает, забодает, забодает.

Бодаем.

«Корова».

Му-му-му! — мычит корова. —

Идем по кругу, сделав «рога» из указательных пальцев.

Забодаю Катю с Вовой. 

Поворачиваемся в круг, делаем по два 

поворота вправо-влево. 

Вы не пьете молоко?

Ставим руки на пояс, делаем сердитое лицо.

Убегайте далеко!

Разбегаемся в разные стороны.

«Конь».

Звонко цокают копытца-

Конь идет к реке напиться.

Ходьба по кругу с высоким подниманием колена.

Хвост пушистый у коня,

Останавливаемся, показываем правой рукой «хвостик».

Как косичка у меня.

Левой рукой показываем «косичку».

«Кошка».

Вы со мной знакомы близко,

Я — приветливая киска.

Идут по кругу, крадучись, держа согнутые руки перед грудью.

Кверху — кисточки на ушках,

Когти спрятаны в подушках.

Останавливаются, становятся лицом в круг, делают ушки из ладошек, затем коготки.

В темноте я зорко вижу,

Понапрасну не обижу.

Вновь идут по кругу крадучись.

Но дразнить меня опасно —

Я царапаюсь ужасно.

Опять останавливаются, встают лицом в круг и показывают когти.

Пальчиковая гимнастика.

«Щенок».

Отгадайте, кто же это?

Уха два, а рожек нету.

Есть короткий толстый хвост,

Есть холодный черный нос,

Есть четыре сильных лапы,

Очень сильных как у папы.

И еще хочу сказать: очень умные глаза.

Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое выделенное слово.

Я бы угадать бы смог!

Кто же это? Мой щенок!

Поживают плечами. Прижимают руки к сердцу.

«Кошка».

Вот, убрав царапки,

Кошка моет лапки.

Моем руки.

Мордочку

Круговые движения ладонью по лицу.

И ушки

На своей макушке

Чуть согнутые ладошки движутся за ушками – показываем, как кошка моет ушки.

«Игрушки-зверушки».

У меня живут зверушки.

Симпатичные игрушки:

Попеременные удары кулаками и хлопки в ладоши.

Раз – котенок,

Два – козленок,

Три  - румяный поросенок,

И еще большой коняга,

И щенок Трезор, дворняга

Загибают пальцы.

Подвижные игры и пальчиковая гимнастика по теме «Дикие животные».

Подвижные игры (физкультминутки).

«Зайка».

Зайка в травке скок-скок,

Четыре прыжка по кругу друг за другом, изображая   пальцами «ушки».

Зайка прыг за кусток.

Присели.

Смелый зайка не боится,

Опять четыре прыжка по кругу.

Не поймать его лисице.

Ребенок убегает, взрослый ловит его.

«Звери».

Зайка скачет по кусточкам,

По болоту и по кочкам.

Скачем на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.

Белка прыгает по веткам

Гриб несет бельчатам-деткам.

Прыгаем, согнув руки перед грудью.

Ходит мишка косолапый,

У него кривые лапы.

Идем вперевалку.

Без тропинок, без дорожек

Катится колючий ежик.

Двигаемся в полуприседе, сделав круглые спинки.

«Медвежонок».

Медвежонок Жак простужен

Идем по кругу, взявшись за руки, в центре — игрушка  мишка.

Мед ему сегодня нужен

Мед дадим ему на ужин

Останавливаемся, протягиваем к игрушке рук «ковшиком».

Потому что мы с ним дружим

Берем мишку в круг, идем все вместе.

«Волк».

Серый волк крадется в чаще,

Очень страшный, настоящий.

Идут по кругу крадучись.

Громко лязгает зубами.

Изображаем руками пасть волка.

Ой, бежим скорее к маме!

Разбегаются по кабинету.

«Медвежата».

Коротышки – медвежата

Погулять бредут куда-то

Вперевалку друг за другом

Целый день идут по кругу

Идут по кругу, изображая походку медвежат.

Ох, устали невозможно!

Посидеть на травке можно!

Приседают.

Побороться, поваляться,

Сидят толкают друг друга плечами.

В ручейке позаколяться

Встают. Выполняют прыжки на носках.

Пальчиковая гимнастика.

«Ежонок».

Под сосной

Руки прижать друг к другу, поставить локтями на стол (ствол сосны), пальцы развести в стороны (крона сосны).

живет ежонок.

Ладони соединить, пальцы переплести (иголки). Большие пальцы соединить подушечками друг с другом (мордочка ежа).

Много у него иголок.

Пошевелить пальцами – «иголками».

До чего же он хорош –

Весь на щеточку похож!

Пошевелить пальцами – «иголками».

А захочется еды -

Поворачивать «мордочку ежа» вправо-влево (еж осматривается в поиске грибов).

Еж пойдет искать грибы.

Пойти по столу пальчиками.

«Заяц и ежик».

Заяц и ежик навстречу друг другу

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Указательный и средней пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.

Встретились - и испугались они.

Стукнуть кулачками.

Быстро бежали – поди догони.

Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.

Подвижные игры и пальчиковая гимнастика по теме «Домашние птицы».

Подвижные игры (физкультминутки).

«Деревенский двор».

Наши уточки с утра —

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.

Наши гуси у пруда —

Га-га-га! Га-га-га!

Идут по кругу, вытянув шеи и отведя руки назад.

Наши курочки в окно —

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками-«крылъями» по бокам.

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споет: ку-ка-ре-ку!

Встают спиной в круг, поднимаются на носочки, отводят руки назад.

«Утки».

Ути-ути-утки,

Уточки-малютки,

Вперевалку пройти по кругу друг за другом.

На волнах качались,

Присесть.

Брызгались, плескались.

Встать, помахать руками, как крыльями.

«Петух».

Петя, Петенька, петух,

Что за перья! Что за пух!

Стоим лицом в центр круга, ритмично бьем руками по бокам, как крыльями.                                                        

Разноцветный, весь цветной,

 Идем по кругу друг за другом, заложив  руки за спину.

И кричит как заводной:

- Ку-ка-ре-ку!

Останавливаемся, поворачиваемся лицом в круг, кукарекаем.

«Серый гусь».

Тега, тега, серый гусь,

Очень я тебя боюсь.

Идут по кругу, заложив руки за спину.

Больно щиплет гусь за пятки.

Встают лицом в круг, ритмично соединяют большой палец на каждой руке с остальными пальцами, изображая клюв.

Разбегайтесь без оглядки.

Разбегаются в стороны.

 «Цыплята».

Ходят желтые цыплята.

– Пи-Пи-Пи! Пи-Пи-Пи!

Идут на месте. Руки заложены за спину. Ритмично кивают головой. Произносят только звукоподражания.

Хоть они и маловаты.

– Пи-Пи-Пи! Пи-Пи-Пи!

Приседают на корточки. Произносят только звукоподражания.

Могут зернышки искать. –

 Пи-Пи-Пи! Пи-Пи-Пи! 

Встают. Кивают головой влево-вправо. Произносят только звукоподражания.

Землю лапкой разгребать.

– Пи-Пи-Пи! Пи-Пи-Пи!

Шаркают то левой, то правой ногой перед собой.

Пальчиковая гимнастика.

«Курочка»

Как на нашем на дворе,

Зерна курочка клюет,

Все пальцы соединены подушечками (в клюв), постучать по столу (курочка клюет зернышки).

Чистую водичку пьет,

Локоть опирается на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмично наклонять и поднимать руку.

За собой цыплят ведет.

Пошагать по столу указательным и среднем пальцем двумя руками.

«Домашние птицы»

Зерна курочка клюет,

Обе ладошки вместе отклоняем от себя.

И цыплятки тут как тут.

Щепотки «клюют» по очереди.

В воду уточка нырнет,

Ладошки вместе «ныряют» вперед.

А цыплятки не нырнут.

Погрозим пальчиком.

Подвижные игры и пальчиковая гимнастика по теме «Дикие птицы».

Подвижные игры (физкультминутки).

«Воробьишка».

Шустро скачет воробьишка,

Птичка — серая малышка.

Прыгаем по кругу на обеих ногах.

По двору шныряет,

По два поворота головы влево-вправо на каждую строчку.

Крошки собирает.

Собираем крошки.

«Ворона».

На фонарь ворона села,

Присели.

Посидела, посмотрела,

Повороты головы влево-вправо.

«Кар! — она сказала громко.

Нахмуриваем брови, грозим указательным пальчиком правой руки.

Не капризничает Ромка?»

Грозим  указательным  пальчиком левой руки.

Пальчиковая гимнастика.

«Птичка».

Птичка, птичка-невеличка,

Ладони обеих рук соединить большими пальцами и помахать кистями рук (крыльями) в воздухе.

Вот пшено,

Пальцы сложить щепоткой и показать, как сыплют зерна.

А вот водичка.

Ладони левой руки придать форму пригоршни.

Пей

Локоть правой руки стоит на столе. Пальцы сложить в виде щепотки (голова птички), опуская и поднимая голову, показать, как птичка пьет из пригоршни.

И кушай поскорей

Пальцы сложить в виде щепотки и постучать ими по столу (птичка клюет зерна).

И лети к семье скорей.

Ладони обеих рук соединить большими пальцами, помахать кистями рук (крыльями) в воздухе.

«Веселый воробей».

Скачет в парке воробей,

Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу, остальные пальцы прижаты к ладони.

То правее, то левее,

Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу вправо-влево.

То назад, то вперед.

Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу назад-вперед.

Всюду зернышки клюет.

Все пальцы правой руки сложить щепоткой (клюв), постучать по столу.

А когда свой завтрак съел,

Прочь из парка улетел.

Ладони обеих рук соединить большими пальцами и помахать кистями рук (крыльями) в воздухе.

«Сорока-белобока».

Сорока-белобока

Ладони обеих рук соединить большими пальцами и помахать кистями рук (крыльями) в воздухе.

Кашу варила,

Гостей манила.

Показываем пальчиками как варят кашу.

Этому дала,

Этому дала

И этому дала.

А ты мал,

Загибать пальчик на каждое слово.

Коры не драл,

Дров не пилил,

Воду не носил,

Кашу не варил!

Не получишь каши!

Загибать пальчик на каждое слово (на другой руке).

«Вороны».

Прилетели к нам вороны,

Кистями рук помахать (крылья ворон).

Сели рядышком на клены.

Локти стоят на столе. Большой, указательный и средний пальцы каждой руки сложить в щепотку (клюв ворон) и качать ими вверх-вниз.

Стали громко каркать, спорить

Отводя большой палец вниз, показывать, как открывается «клюв вороны».

Стали дом из веток строить.

Пальцами (клювом) брать со стола карандаши, палочки для счета (веточки) из них складывать гнездо.

 «Дятел».

Дятел дерево долбит:

Тук-тук-тук.

Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучит в нее.

Целый день в лесу стоит

Стук-стук-стук.

Смена рук.

Список литературы:

  1. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М., 2014. – 16 с.
  2. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПБ, 2015 – 32 с.
  3. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Младшая логопедическая группа. – СПб., 2013. – 40 с.
  4. Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР.- СПб., 2007.-240 с.
  5. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)). – СПб. , 2013. – 624 с.
  6. Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. – СПб. , 2013. – 64 с.

Составила: Воспитатель МАДОУ №4 «Детский сад комбинированного вида», Белоусова Инна Владимировна

nsportal.ru

Пальчиковая гимнастика по темам

Пальчиковая гимнастика по теме «Домашние животные»

«Пошёл котик на торжок»

Пошёл котик на торжок,  (Показать «ушки» над головой.)

Купил котик пирожок. (Прихлопывать левую ладошку сверху правой,  затем поменять руки.)

Пошёл котик на улочку,  (Показать «ушки» над головой.)

Купил котик булочку. (Прихлопывать левую ладошку сверху правым кулачком,  затем меняем руки.)

Самому ли съесть (Ребёнок пожимает плечиками.)

Или заиньке снесть? ( Пальцы правой руки сжаты в кулак. Указательный и средний пальцы показывают ушки. Пальчики можно сгибать. )

Я и сам укушу ( Ребёнок пожимает плечиками. )

Да и заиньке снесу. ( Пальцы правой руки сжаты в кулак. Указательный и средний пальцы показывают ушки. )

«Выйдет котя»

Выйдет котя в огород,  ( Все пальчики сжаты в кулак,  средний и указательный «идут» по столу. )

Всполошится весь народ. ( Развести руки в стороны и пожать плечиками. )

И петух,  и курица ( Большой и указательный пальцы соединены – «клювик»,  остальные согнуты – «гребешок». )

С деревенской улицы. ( Затем присоединить к большому пальцы средний,  безымянный,  мизинец – маленький «гребешок». )

Станут котю в гости звать,  ( Показать «ушки» над головой. )

Станут котю угощать. ( Показать ручки – ладошки вверх. )

«Котик»

Беленький,  пушистый котик

Моет язычком животик. ( Ребёнок поглаживает правой ладонью левую ладонь. )

Моет ушки,  моет лапки,  ( Ребёнок поглаживает левой ладонью правую ладонь. )

А на лапках цап-царапки. ( Ребёнок сцепляет по очереди указательные,  средние,  безымянные,  мизинчики и тянет руки в разные стороны по два раза. )

«Коза»

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая. ( Пальцы в кулак,  вперёд вытянуты указательный и мизинчик. Поворачивать руку в запястье. )

Ножками:  топ! топ! ( Потопать ножками. )

Глазками:  хлоп! хлоп! ( Похлопать глазками. )

Кто кашки не ест,  ( Ребёнок поворачивает голову влево-вправо. )

Кто молока не пьёт,  ( Пожимает плечиками. )

Того забодает,  забодает. ( Пальцы в кулак,  вперёд вытянуты указательный и мизинчик. Поворачивать руку в запястье. )

«Две свинки»

Две свинки в загоне у фермера жили

И между собою толстушки дружили. ( Пальцы сжаты в кулак,  показать большие пальцы. )

У каждой росло по четыре ребёнка,

Четыре весёлых смешных поросёнка. ( Положить пальцы ладонью вниз на стол. )

И вместе все восемь любили играть,

Плескаться в воде,  кувыркаться,  плясать. ( Большие пальцы спрятаны,  а остальные пальцы ладонью вниз лежат на столе. )

А вечер настанет – и к мамам бегут,

Улягутся тесно и вместе заснут. ( Пальцы на обеих руках сжаты в кулак. )

«Кролик Банни»

Весёлый кролик Банни

Резвился на поляне.

А если шорох слышит,

Замрёт он – и не дышет.

И на его макушке

Встают,  как стрелки,  ушки.

А домик его – норка –

Под ёлкой у пригорка.

Он к норке подбегает,

Прыг – и в неё ныряет!

«Пять телят»

Этот телёнок пьёт молоко ( Пальцы сжаты в кулак,  показываем большой палец. )

Этот телёнок ушёл далеко. ( Показываем указательный палец. )

Этот телёнок травку жуёт. ( Показываем средний палец. )

Этот телёнок копытцами бьёт. ( Показываем безымянный палец. )

Этот телёнок мычит: - почему-у все разошлись? ( Показываем мизинец. )

Скучно мне одному-у! ( Собираем пальцы в щепоточку. )

«В гости к кошке»

Позвала нас в гости кошка,

ладони на щеках, качаем головой

И пошли мы по дорожке.

пальцы «шагают» по коленям или по столу

Топ-топ,

ладони хлопают по коленям или по столу

Прыг-прыг,

кулачки стучат по коленям или по столу

Чики-брики,

ладони хлопают поочередно по коленям или по полу

Чики-брик.

кулачки стучат поочередно по коленям или по столу

Видим дерево высокое,

наставляем кулачки друг над другом

Видим озеро глубокое.

волнообразные движения кистями

Топ-топ,

ладони хлопают по коленям или по столу

Прыг-прыг,

кулачки стучат по коленям или по столу

Чики-брики,

ладони хлопают поочередно по коленям или по полу

Чики-брик.

кулачки стучат поочередно по коленям или по столу

Птицы песенки поют

ладони перекрестно — «птица»

Зернышки везде клюют:
Тут клюют и там клюют,

пальцы одной руки «клюют» ладонь другой, и наоборот

Никому их не дают.

ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак

Топ-топ,

ладони хлопают по коленям или по столу

Прыг-прыг,

кулачки стучат по коленям или по столу

Чики-брики,

ладони хлопают поочередно по коленям или по полу

Чики-брик.

кулачки стучат поочередно по коленям или по столу

Это дом,

«крыша»

А в нем окошко.

«окно»

Нас встречают кот и кошка.

хлопаем в ладоши

Топ-топ,

ладони хлопают по коленям или по столу

Прыг-прыг,

кулачки стучат по коленям или по столу

Чики-брики,

ладони хлопают поочередно по коленям или по полу

Чики-брик.

кулачки стучат поочередно по коленям или по столу

Мы немножко погостим

руки «здороваются»

И обратно побежим.

пальцы «бегут» по коленям или по столу

Топ-топ,

ладони хлопают по коленям или по столу

Прыг-прыг,

кулачки стучат по коленям или по столу

Чики-брики,

ладони хлопают поочередно по коленям или по полу

Чики-брик.

кулачки стучат поочередно по коленям или по столу

«Котята»

Вот пятеро котят.

Один ушел - и нет его. ( Ладонь правой руки раскрыта. )

Ну, нет его и нет.

Котят осталось четверо. ( Загните большой палец. )

Вот четверо котят.

Один ночной порою

На дерево залез

котят осталось трое. ( Загнуть мизинец. )

Но где-то запищал

мышонок тонко-тонко.

Котенок услыхал -

осталось два котенка. ( Загнуть безымянный палец. )

Один из них с мячом

исчез в дверях бесследно,  ( Загнуть средний палец. )

А самый умный — тот,

оставшийся, последний, ( Указательный палец приложите ко лбу. )Он к миске подошел

и, как и должно киске,

Лакать за пятерых

стал молоко из миски. ( Ладонь сложить ковшиком. Языком изобразить лакающие движения. )

«Коза и козлёнок»

Идет коза рогатая (изобразите рога с помощью указательного пальца и мизинца правой руки),

Идет коза бодатая.

За ней козленочек бежит (изобразите колокольчик —пальцы правой руки соберите щепотью и опустите вниз),

Колокольчиком звенит. (покачивайте «колокольчиком»).

«Лошадки»

По дороге белой, гладкой (все пальцы ритмично «скачут» по столу).

Скачут пальцы, как лошадки.

Цок-цок, цок-цок —

Скачет резвый табунок.

«На горе лошадки»

Ой, ребята, та-ра-ра! (один кулак поставьте на другой.)

На горе стоит гора (ставьте кулаки один на другой, постепенно поднимая их все выше, как при перехвате палки руками; соблюдайте ритм.)

А на той горе лужок,

А на том лужке дубок.

Пальчиковая гимнастика по теме «Дикие животные»

«Скачет зайка»

Скачет зайка маленький ( Пальчики сжаты в кулак,  выпрямить средний и указательный пальчики. )

Около завалинки. ( Руки над головой,  соединены средние пальцы,  изобразить домик. )

Быстро скачет зайка,  ( Пальчики сжаты в кулак,  выпрямить средний и указательный пальчики. )

Ты его поймай-ка. ( Покрутить кистями рук перед собой. )

«Зайчик»

Раз,  два,  три,  четыре,  пять,  ( Пальчики растопырить и на счёт 1,  2,  3,  4,  5 загибать. )

Вышел зайчик погулять. ( Указательный и средний пальцы выпрямлены – «ушки»,  остальные сжаты в кулачок. )

Что нам делать? Как нам быть?

Нужно заиньку ловить! ( Все пальчики «бегут» по столу. )

Снова будем мы считать:

Раз,  два,  три,  четыре,  пять. ( Пальчики сжать в кулак. Разжимать по одному,  начиная с мизинца. )

«Зайчик»

Зайчик прыг,  зайчик скок,  ( Руки сжаты в кулачки,  прижаты друг к другу,  вытянуть указательные пальцы. Сгибать и разгибать их. )

Спрятался он под кусток. ( Сцепить пальцы рук в замок. )

Под кусточком – молчком,  ( Не расцепляя рук,  поднять указательные пальчики и пошевелить ими. )

Только ушки торчком. ( Сцепить руки в замок,  шевелить всеми пальчиками. )

«Хитрый ёжик»

Хитрый ёжик-чудачок

Сшил колючий пиджачок. ( Руки перед собой ладонями друг к другу,  пальчики перекрещиваются между собой. Шевелить пальчиками. )

Весь в иголках,  без застёжек,  ( Сжать кулачки. Разжимать,  начиная с большого пальца. )

На иглу нацепит ёжик

Грушу,  сливу – всякий плод,  ( Ладошки смотрят друг на друга,  пальцы растопырены и соприкасаются подушечками. )

Что под деревом найдёт,  ( Сжать руку в кулачок,  выставить указательный палец и пошевелить им. )

И с подарочком богатым ( Сложить ладони вместе и стучать по два раза. )

Поспешит к своим ребятам. ( Руки перед собой ладонями друг к другу,  пальчики перекрещиваются между собой. Ладони под углом друг к другу. Шевелить пальчиками. )

«Мишка»

Мишка ложкой кушал мед.
Набрал он меда полный рот,
На пенечке он сидит
И тихонько говорит:
«Я мишутка косолапый,
Не хочу сосать я лапу,
В гости лучше я пойду,
Друга я себе найду».
Это будет ………
Катя, глазки закрывай:
Кто перед тобой — узнай.

«Белка»

Сидит белка на тележке;

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью,  синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому …  

( Все пальчики сжаты в кулак. По очереди разгибать пальцы,  начиная с большого пальца. )

«Зайцы»

Скачет зайка косой (правой рукой изобразите скачущего зайчика; для этого сожмите кулак а указательный и средний пальцы выпрямите — это ушки; покачивайте рукой вверх-вниз)

Под высокою сосной (выпрямите и растопырьте все пальцы, изображая дерево).

Под другою сосной (левой рукой изобразите дерево)

Скачет зайка другой (левой рукой изобразите зайчика. )

«Бычок»

Шел бычок (покажите рожки: для этого прижмите к голове кулачки с выставленными вперед указательными пальчиками)

Вдоль забора (расположите перед грудью ладони с растопыренными пальцами, ладони расположите вертикально),

Увидал мочало (расслабьте ладони так, чтобы они бессильно повисли вниз).

Начинай сказочку сначала (разведите руки в стороны).

«На лужок»

На лужок прыгали зайчата (перечисляя животных, правой рукой загибайте по одному пальцу на левой),

Медвежата и бельчата,

А лягушата и енот (покажите кулак).

На зеленый на лужок (шагайте» указательным и средними пальцами правой руки по столу).

Приходи и ты, дружок!

Пальчиковая гимнастика по теме «Домашние птицы»

«Утро раннее»

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! ( Все пальчики соединяются с большим пальцем,  пальчики округлены. Руку согнуть в запястье. )

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! ( Все пальчики соприкасаются с большим пальцем,  пальчики прямые. Рука согнута в запястье. )

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! ( Большой и указательный пальцы соединены,  образуя «клювик»,  остальные согнуты,  образуя «гребешок»,  рука сгибается в запястье. )

А как Петя-петушок

Ранним утром поутру

Нам споёт – ку-ка-ре-ку! ( Большой и указательный пальцы соединены,  образуя «клювик»,  остальные согнуты,  образуя большой «гребешок». Рука сгибается в запястье. )

«Гуси нападают»

Гуси песни распевали:  «Га-га-га,  га-га-га.» ( Большой пальчик ритмично прижимаем к остальным,  плотно сложенным вместе. )

Посидели,  ( Сжатые кулачки на коленях. )

Поклевали,  ( Соединили все пальчики в щепотку на каждой руке и «клюём» по коленям. )

Маму с Димой пощипали:  «Ха-ха-ха,  ха-ха-ха!» ( Пальчики сложены в щепоточки,  легонько пощипываем друг друга. )

Но от них мы убежали. Да-да-да! ( Шагаем всеми пальчиками обоих рук по коленкам,  как сороконожки. )

«Сколько было утят в стае?»

Как-то летним вечерком

Утята стаей шли гуськом.

Шли они на пруд купаться,

Порезвиться, поплескаться.

Первый среди них — вожак.

Идет гордо:  «Кря-кря-кряк!»

У трех других утят

Спинки желтые блестят.

А последний поотстал.

Очевидно, он устал.

Из травы высокой вдруг,

Вызвав у утят испуг,

Еще двое выбегают,

Место в стае занимают.

Ну-ка быстро сосчитаем:

Сколько было утят в стае?

«Гусь»

Где ладошка? Тут? Тут.

На ладошке пруд? Пруд.

Палец большой —

Это гусь молодой.

Указательный — поймал,

Средний — гуся ощипал,

Этот палец суп варил,

Этот палец нас кормил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда — в живот! Вот!

Пальчиковая гимнастика по теме «Дикие птицы»

«Совушка-сова»

Ах,  ты совушка-сова,  ( Соединить подушечки пальцев друг с другом. Пальцы согнуты – образуется «шар». )

Ты большая голова! ( Покачать запястьями рук. )

Ты на дереве сидела,  ( Запястья соединены,  пальцы растопырены – «дерево». )

Головою всё вертела – ( Соединить пальчики друг с другом и согнуть их – «шар». )

Во траву валилася,  ( Покачать запястьями рук. )

В яму покатилася! ( Опустить руки вниз и покрутить кистями рук. )

«Сорока-ворона»

Сорока-ворона кашку варила,  деток кормила … ( Взрослый указательным пальцем правой руки водит по ладошке левой руки ребёнка. )

Этому дала,  этому дала,  этому дала,  этому дала,  ( Взрослый по очереди загибает пальцы ребёнка,  начиная с большого пальца. )

А этому не дала.

Ты дров не рубил,

Воды не носил,

Печку не топил,

Ничего не получил! ( Мизинчик взять большим и указательным пальцами и потряхивать его тихонько. )

«Кукушечка»

Ку-ку, ку-ку, кукушечка (ладони прижмите к щекам и покачайте головой из стороны в сторону 4 раза),

Лети скорей в лесок (слегка разведите руки в стороны и 3 раза взмахните ладонями, как крыльями),

Ку-ку, ку-ку, кукушечка (ладони прижмите к щекам и покачайте головой из стороны в сторону 4 раза),

Подай свой голосок (слегка разведите руки в стороны и 3 раза махните ладонями, как крыльями)

«Дятел»

Дятел — дятел (помашите кистями, как крыльями)

Сел на сук.

Тук-тук-тук (одновременно стучите большими пальцами обеих рук по столу),

Тук-тук-тук (повторите те же движения указательными пальчиками),

Тук-тук-тук (затем средними),

Тук-тук-тук (после этого безымянными),

Тук-тук-тук (и, наконец, мизинцами).

Долбит сук.

Пальчиковая гимнастика по теме «Овощи»

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим,  ( Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз. )

Мы морковку трем,  ( Трем кулаком о кулак. )

Мы капусту солим,   ( Движение пальцев, имитирующие посыпание солью. )

Мы капусту жмем. ( Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки. )

«Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла,  ( «Шагать» пальчиками по столу. )

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку,

Капусту,

Морковку, Горох,

Петрушку и свеклу. ( Загибать по одному пальцу на одной или обеих руках на каждую строчку, начиная с большого. )

Ох!.. ( Хлопок. )

«Сколько грядок в огороде?»

В огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры,

А на грядке у Филата

Много разного салата.

У бабушки Феклы

Четыре грядки свеклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две гряды картошки.

Рад, два, три, четыре, пять —

Поможем урожай собрать. ( Поочерёдно загибать пальцы рук. )

Пальчиковая гимнастика по теме «Фрукты»

«Апельсин»

Мы делили апельсин.

Много нас,

А он один. ( Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки. )

Эта долька - для ежа.

Эта долька - для стрижа.

Эта долька - для утят.

Эта долька - для котят.

Эта долька - для бобра ( По очереди загибать пальцы, начиная с большого. )

А для волка - кожура. ( Сжимать пальцы обеих рук в кулаки. )

Он сердит на нас - беда;

Разбегайтесь – ( Резко разжимать пальцы, сжатые в кулаки. )

Кто куда!

«Ягоды»

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод — полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть —

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять...

Снова буду собирать. ( Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения. )

«Сливы»

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик — самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает. ( Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки. )

«Апельсин»

Он оранжевый снаружи  ( Руки сжаты в кулачки. )

И оранжевый внутри ( Руки раскрываются ладонями вверх. )                                                    

Долька к дольке,                                                          

Долька к дольке,  ( Загибаются поочерёдно пальчики левой и правой рук. )                                                        

Долька к дольке –

Долек сколько в апельсине, посмотри!

Пальчиковая гимнастика по теме «Посуда и пища»

К Жене гости прибежали.

Все друг другу руки жали.

— Здравствуй, Жора!

— Здравствуй, Жанна!

— Рад, Сережа!

— Рад, Снежана!

— Не хотите ль пирожок?

— Может коржика кусок? Иль рожок?

Вот драже вам на ладошку,

Все берите понемножку.

С ручек все стряхнули крошки

И захлопали в ладошки. ( Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения. )

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла.

Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку — с капустой,

Мышонку — с картошкой,

Мышонку — с морковкой,

Мышонку — с морошкой.

Для большого толстяка

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой. ( Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения. )

Раз, два, три четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже Развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали —

Так мы маме помогали. ( Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения. )

nsportal.ru

Пальчиковая гимнастика к теме"Домашние животные и птицы"

Пальчиковая гимнастика:

« Коготочки»

У Кошкиной дочки          ( поджать подушечки пальцев правой руки

В лапках коготочки.     (к верхней части ладошки.)

Ты их прятать не спеши,         (большой палец прижать к указательному)

Пусть посмотрят малыши.      (произносить громко: «Мяу»)

   « Буренушка »

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку – на донышке.    ( показать, как доят корову)

Ждут меня котятки.

Малые ребятки.                ( сделать мордочки из пальчиков)

Дай им сливок ложечку,   ( загибать по одному пальчики на обеих руках)

Творогу немножечко,         начиная с большого )

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье          (снова «доят»)

Молоко коровье

 « Собака »

У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

( правая ладонь на ребро на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается )

   « Кошка »

А у кошки ушки на макушке.

Что бы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

( средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх )

      « Коза»

У козы торчат рога,

Может забодать она.

( внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим )

   « Петух»

Петушок стоит весь яркий              ладонь вверх, указательный

Гребешок он чистит лапой      упирается в большой, остальные

                                                     пальцы растопырить в стороны

   « Уточка»

Шла уточка по бережку,    « идти» двумя пальцами по столу

Шла серая по крутому,

Вела детей за собою              загибать безымянный и большой

И малого и большого,            пальцы

И среднего и меньшого.       загибать средний и мизинец

И самого любимого               загнуть указательный

« Два дружка петушка»

Два дружка – петушка     « шагать» указательными и средними пальцами

По двору шагали.              обеих рук по столу

На заре во дворе

Утро возвещали

nsportal.ru

Смотрите также