Элементы в художественной гимнастике

Главная » Красота » Элементы в художественной гимнастике

Предметы в художественной гимнастике

Этот вид спорта, очень часто, называют "балет с предметами". Этих самых предметов в гимнастике - пять: скакалка, обруч, мяч, булавы, лента. Раньше, во времена становления гимнастики, работали, также, с вымпелами, шарфами, можно было использовать одновременно 2 предмета...
Сейчас, лидерами по производству гимнастических предметов. являются две фирмы и обе японские: Chacott и Sasaki. Выпускаемые ими предметы соответствуют всем спортивным стандартам, и довольно дорогие. Но, альтернативы нет. Российские, Тайландские предметы используются только для тренировок с маленькими детьми, которые не принимают участие в соревнованиях.
Скакалка:
Считается самым простым, для гимнастки, предметом. "В упражнение включаются сочетания различных прыжков на одной и двух ногах, поочередных перепрыгиваний и вращений скакалки — выполняемых на месте и с продвижением вперед, в сторону, назад, с поворотами, а также с изменением ритма и темпа как прыжков, так и (одновременно с прыжками или «отдельно») движений скакалкой." Скакалки выпускаются различных цветов. Часто юные гимнастки делают их из альпинистских верёвок.
 (400x281, 37Kb)
 (578x434, 77Kb)
Обруч:
"Упражнения с обручем связаны, в основном, с вращением предмета (рукой, ногой, шеей, туловищем), его бросками и перекатами на фоне различных телодвижений. " Обручи используются только пластиковые. Их обматывают специальным материалом - голографическими, или просто яркими клейкими лентами, а сверху - прозрачным скотчем.
 (197x169, 52Kb)
 (170x100, 4Kb)
 (578x434, 14Kb)
 (699x477, 62Kb)
Мяч:
"Упражнения с мячом — весьма динамичны, в них используется большое количество различных движений: броски и ловля одной и двумя руками, перебрасывания, перекаты по частям тела и полукаты и броски, выполняемые не только руками, но и ногами, туловищем, головой, плечами; резкие и быстрые броски сочетаются с поворотами и удержанием мяча в разных пространственных положениях гимнастки при фиксации мяча на разных участках тела. Особыми действиями, характерными именно для этой группы упражнений, являются отбивы мяча и выкруты. Броски и ловля мяча сочетаются с кувырками, перекатами на спине или на груди, различного типа равновесиями и «обыгрывающими» действиями." На мячи существует мода: они могут быть матовые и с блёстками, однотонные и в пятнах...
вот простые, не дорогие тайландские мячи
 (700x700, 63Kb)
а это уже - профессиональные
 (600x450, 62Kb)
 (314x235, 48Kb)
Булавы:
Довольно сложный, травмоопасный предмет. Точнее, пара предметов. Делаются из пластика (российские), или из жёсткой резины (японские). "Упражнения с булавами представляют собой манипуляции двумя предметами. Работая одной или двумя руками, гимнастка выполняет различные круги, махи, «мельницы», броски, перекаты булав по площадке или по своему телу, броски булав с заданными направлениями и плоскостями вращений и последующей ловлей их в определенных позах, в которые спортсменка приходит через повороты, прыжки с поворотами, различные кувырки и другие сложные движения. Длина булавы 40-55 см, вес — 400-550 г." Они,также, выпускаются различных цветов, и украшаются липкой цветной плёнкой.
 (351x500, 97Kb)
 (400x300, 11Kb)
 (699x463, 19Kb)
Лента:
Несмотря, на кажущуюся простоту - тряпочка на палочке - это самый "коварный" и сложный предмет. Длина её - 6 метров. И, во время выполнения упражнения, она не должна неподвижно лежать на полу, не должна касаться тела спортсменки, кроме того - траектория её движения в воздухе, при броске не дугообразна, за счёт двух "составляющих" предмета - пластиковой палочки и длинного "тормозящего" хвоста. К тому же, малейший сквозняк в зале может повлиять на работу ленты. Лента может быть однотонной, или разрисованной красками по ткани.
 (500x666, 54Kb)
 (325x325, 24Kb)
 (699x236, 39Kb)  (314x235, 77Kb)
Вот такие предметы используются в современной художественной гимнастике :)_
 (578x434, 30Kb)
1272104114spd (578x434, 45 Kb)
 (700x525, 47Kb)

liveinternet.ru

Выполнения ряда элементов в художественной гимнастике

К вопросу о правомерности выполнения ряда элементов в художественной гимнастике

В январе 1974 года с особой очевидностью проявился конфликт, связанный с президентом ФИЖ (FIG) Артуром Гандером, когда были запрещены элементы повышенной сложности в спортивной гимнастике. Например, сальто в группировке на бревне Ольги Корбут. Специалисты тогда встали на защиту современной гимнастики, которая стремительно совершенствуется и прогрессирует, меняется буквально на глазах, и нелепым кажутся попытки остановить её развитие. Спустя несколько лет спортивные обозреватели, восхищаясь комбинациями гимнасток, подчеркивали: «Сейчас сальто Корбут на бревне шутя, играючи исполняют каждые девять из десяти мастеров спорта». В настоящее же время - это элемент базовой подготовки. А. Гандер не понял или не хотел понять требований времени и поэтому должен был уйти из управления мировой гимнастикой. Сегодня идентичный вопрос в ФИЖ несправедливо коснулся элементов художественной гимнастики (23E, 23G, 20E, 21I, 24H, 14T, 30F, 31H, 32G, 33I, 46F. 21G, 18D, 18 E, 18F, 19F, 19G, 21E, 29E).

Согласно основным положениям теории и методики физического воспитания, техническая подготовка в любом виде спорта базируется на общей и специальной физической подготовке. Освоение любого элемента возможно лишь при наличии определенных предпосылок и, прежде всего, физических. Как известно, ведущими физическими способностями в художественной гимнастике являются гибкость и координация. Умение реализовать эти и другие способности в технике является одним из показателей спортивного мастерства гимнастки.

Элементы, подверженные критике, как, якобы, вредные для здоровья, являются естественными производными от целого ряда базовых элементов, которые и составляют основу содержания художественной гимнастики. И, естественно, требуют определенного уровня развития ряда способностей, в особенности, гибкости. Следует отметить, что именно на эту способность обращают внимание тренеры как на начальном этапе отбора, так и на последующих.
Группа прыжков.

Элементы 23 E и 23G относятся к группе прыжков толчком одной и приземлением на толчковую ногу. Базовым элементом этой группы является «скачок», который осваивают еще «новички». Профилирующий элемент - «казак» (19 В), который гимнастки усложняют по мере повышения уровня своего мастерства.



В прыжке 20Е присутствует элемент «шпагат в кольцо». Эта форма типична для большой группы прыжков в художественной гимнастике и является базовой. Практически все гимнастки высокого класса демонстрируют эту форму прыжка с амплитудой более 180°, что и необходимо для прыжков 23Е и 23G. Гимнастки, обладающие запасом гибкости и в совершенстве освоившие технику прыжка 20Е, кстати, аналогичного по ценности, имеют возможность без ущерба для здоровья демонстрировать эти оригинальные и яркие формы прыжков (хотя ценность их не самая высокая). Другие же гимнастки могут выбрать для своих программ иные, даже более ценные элементы, но требующие проявления высокого уровня других способностей (например, 21I, 24H).



С точки зрения анатомо-физиологической, объясняем три составляющих этого элемента: фаза отталкивания, фаза полета и фаза приземления. Фаза отталкивания осуществляется за счет функциональных возможностей мышечного и связочного аппарата толчковой ноги. В фазе полета разведение ног на 180° и более обеспечивается наследственными особенностями связочного аппарата и результатами развития этого качества у гимнастки. Наклон туловища назад обеспечивается за счет гибкости позвоночника и участия других групп мышц, заранее подготовленных для выполнения этого элемента. В момент приземления сила нагрузки на позвоночный столб гимнастки не превышает физиологических возможностей позвоночного столба, а сила ударной волны частично компенсируется за счет амортизационных способностей мышц стопы, голени, бедра.


Таким образом, с точки зрения анатомо-физиологических особенностей, данные элементы не имеют повреждающего характера.


В группе равновесий, поворотов и гибкости

критике подвергаются элементы, в которых присутствует круговое движение ногой по большой, близкой к максимальной амплитуде, либо поворот туловища от ноги, что подразумевает активное перемещение в тазобедренном суставе. Следует отметить, что основы техники этих элементов заимствованы из классической хореографии: в любом адажио присутствует «перевод» ноги, так называемый «ронд», только выполняемый по меньшей амплитуде. Это движение возможно при соответствующей форме тазобедренного сустава, что, кстати, учитывается при приеме в хореографические училища. С другой стороны, отдельные элементы с положением ноги вперед, в сторону, назад по максимальной амплитуде приветствуются. Опять же, гимнастки, не имеющие возможности выполнять движение типа «ронд», могут выбрать из сетки правил другие высокорасцененные элементы без ущерба для общей трудности композиции.



Специалисты в области спортивной и профилактической медицины подчеркивают, что шаровидная форма сустава анатомически позволяет совершать эти движения в разных плоскостях, а подготовленный в процессе тренировки у спортсменов высокого класса связочный аппарат не препятствует выполнению этих элементов. Таким образом, данная группа элементов не является опасной и может быть выполнена гимнастками без ущерба для их здоровья.


Наклоны

20Е и 21 G требуют длительного сохранения заднего шпагата в положении наклона назад, причем в динамике. Однако этот элемент, просто в несколько другой координации, представлен в целом ряде не менее ценных движений (например, 18D-G, 19F,G).



Для выполнения указанных наклонов необходимо овладеть лишь хорошей техникой медленных переворотов, которые осваиваются гимнастками младших разрядов.


Наклон

31Е: основой техники этого элемента является медленный переворот вперед. Более того, он даже не требует максимального уровня гибкости в позвоночнике, как, например, наклон 29Е. При соблюдении необходимых принципов обучения освоение этого элемента доступно большинству гимнасток.



Специалисты-медики отмечают, что выполнение данных элементов возможно при развитии гибкости на фоне природной - генетической. Именно с такими способностями отбирают детей для занятий художественной гимнастикой. Для них подобная степень свободы в суставах является нормой. Длительность пребывания в этой позе (наклоне) не влечет за собой нарушения в работе других органов и систем (крово-лимфообращения, нервной системы и внутренних органов).


Таким образом, анализ техники выполнения указанных элементов и анатомо-физиологический анализ позволяют сделать заключение, что эти двигательные действия являются логичными в соревновательных программах высококвалифицированных гимнасток. При грамотном осуществлении тренировочного процесса, в особенности процесса обучения, учета индивидуальных особенностей гимнасток (повышенный уровень гибкости в суставах) выполнение этих элементов не несет повреждающего характера на организм спортсменок.


Подобная санкция для этих элементов аналогична запрету рекордов в плавании и тяжелой атлетике, выполнению комбинированных, двойных и тройных сальто в спортивной гимнастике, акробатике, прыжках на батуте и т. п. В таком случае любое двигательное действие, где не соблюдается соответствующая технология подготовки, можно считать опасным (например: простой кувырок, шпагат, ходьба, бег и т.д.). Но это утопия. Каждый вид спорта развивается по своим законам. Однако всех их объединяет стремление к рекордам, а значит, к усложнению. Для гимнастических дисциплин характерен как экстенсивный путь развития за счет увеличения количества сложных элементов, так и интенсивный путь за счет усложнения самих соревновательных элементов (замена старых элементов новыми, более сложными). Для роста сложности характерна как эволюционная, так и революционная тенденция развития. География медалей в гимнастике свидетельствует о том, что этим видом спорта начинают заниматься во многих странах. А значит, высокий уровень сложности подвластен многим спортсменам мира. И это - логичный путь развития дисциплин гимнастики. Фундаментальные исследования в области теории и методики спорта показали, что прогресс в спорте остановить нельзя. Он и дальше будет проходить по уходящей вверх спирали сложности. И это в полной мере соответствует девизу олимпизма: «Быстрее! Выше! Сильнее!».

liveinternet.ru

Смотрите также