Постановка шипящих звуков у детей упражнения

Главная » Детям » Постановка шипящих звуков у детей упражнения

Артикуляционные упражнения на постановку звуков: шипящих, свистящих, соноров.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

ДЛЯ ЧЕГО?

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой дети смогут овладеть правильным произношением гораздо быстрее и эффективнее: дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, ведь их мышцы будут уже подготовлены к воспроизведению звуков.

КАК?

Занимаемся с ребенком ежедневно по 5-7 минут.                                     Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.  

ДЛЯ КАЖДОГО ЗВУКА СУЩЕСТВУЕТ СВОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ.

ГРУППА ЗВУКОВ

НАЗВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

Упражнения на постановку  свистящих звуков

«Загнать мяч в ворота»

Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками)

«Кто дальше загонит мяч?»

Улыбнуться. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу, и как бы произнося длительный звук Ф сдуть ватку на противоположный край стола.

"Змейка"

Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать  вглубь рта.

"Лопаточка"

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.  

«Почистим зубки»

Улыбнуться. Показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка»

Рот приоткрыть, улыбнуться. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы (если подуть, получится звук С).

"Катушка"

Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык " выкатывать" вперед и убирать вглубь рта.

ДЛЯ КАЖДОГО ЗВУКА СУЩЕСТВУЕТ СВОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ.

ГРУППА ЗВУКОВ

НАЗВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

Упражнения на постановку  шипящих звуков

«Загнать мяч в ворота»

Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками)

«Кто дальше загонит мяч?»

Улыбнуться. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу, и как бы произнося длительный звук Ф сдуть ватку на противоположный край стола.

"Змейка"

Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать  вглубь рта.

"Лопаточка"

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.  

"Трубочка"

Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе

"Вкусное варенье"

Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

"Чашечка"

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. 

«Маляр»

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Медленно ведём язычком по нёбу от зубов вглубь ротовой полости и обратно (белим потолок).

"Лошадка"

Цокать языком. Тянуть подъязычную связку.  

"Грибок"

Открыть  рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть

ДЛЯ КАЖДОГО ЗВУКА СУЩЕСТВУЕТ СВОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ.

ГРУППА ЗВУКОВ

НАЗВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

Упражнения на постановку  сонорных звуков Л-ЛЬ-Р-РЬ

"Лопаточка"

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.  

"Чашечка"

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. 

«Маляр»

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Медленно ведём язычком по нёбу от зубов вглубь ротовой полости и обратно (белим потолок).

"Лошадка"

Цокать языком. Тянуть подъязычную связку.  

"Грибок"

Открыть  рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть

«Пароход»

Улыбнуться, приоткрыть рот, слегка прикусить кончик языка и  подуть /длительно произносить звук Ы/ (гудит пароход), получается звук Л.

«Барабанщик»

Улыбнуться, приоткрыть рот, в разном темпе произносить звук Т. Следить, чтобы двигался только кончик языка, челюсть при выполнении упражнения не двигается.

«Имитация стрельбы»

Длительное произношение сочетания звуков  ТР ( при длительном произношении слышится звук Р)

«Балалайка»

Улыбнуться. Поднять широкий кончик языка к верхним зубам, завести  указательный палец правой руки  под язык. При длительном произношении звука З или Ж быстро водим пальчиком под языком ( получается звук близкий по звучанию к Р)

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. Тянемся языком к верхним и нижним зубкам поочередно, имитируя взлет качелей.

nsportal.ru

Упражнения для автоматизации свистящих и шипящих звуков

Упражнения для автоматизации

звука Ж

Упражнение №1.

На одном выдохе тянуть как можно дольше звук [Ж]. При поднесении ладони ко рту должна ощущаться тёплая струя воздуха, направленная вверх.

Упражнение №2.

Жук упал и встать не может.

Ждёт он, кто ему поможет.

Упражнение №3.

Жа-жа-жа, тут ежата у ежа.

Жи-жи-жи – ёж, ежат нам покажи!

Упражнение №4.

Ужа ужалила ужица,

Ужу с ужицей не ужиться.

Уж от ужаса стал уже,

Ужа ужица съест на ужин.

Упражнение №5.

Жук жужжит в железной банке -

Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука!

Упражнение №6.

У ужа – ужата,

У ежа – ежата.

Упражнение №7.

Жужжит над жимолостью жук,

Тяжёлый на жуке кожух.

Упражнение №8.

Жук жужжит: «Жу-жу-жу!

Я живу и не тужу,

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу, жужжу».

Упражнение №9.

Дождик – дождик, не дожди!

Дождик – дождик, подожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому!

Упражнение №10.

Ежу и ежонку

Ужин нужен.

Дадим ежевики

Ежам на ужин.

Упражнение №11.

Каждый жук жужжит о том,

Как же жутко быть жуком, -

Каждый может обижать.

Как об этом не жужжать?

Упражнение №12.

Неуклюжий медвежонок

Ежедневно ужин ждёт.

Ведь на ужин медвежонок

Получает сладкий мёд.

Упражнение №13.

Я хожу, хожу, хожу,

А грибов не нахожу.

И в корзинке до сих пор

Только красный мухомор.

nsportal.ru

Правильная постановка произношения шипящих звуков

Советы логопеда

В норме формирование правильного произношения звуков заканчивается к 4–5 годам. Однако, не все дошкольники могут самостоятельно освоить фонетическую систему родного языка, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки сами собой исчезнут.

Чаще вызывают затруднения у детей

  • шипящие: ш, ж, щ, ч.
  • свистящие: с, сь, з, зь, ц.
  • сонорные звуки: р, рь, л, ль.

Произношение, которое не соответствует возрастным нормам, называется патологическим косноязычием (дислалия). Ребенок при нарушении произношения отличается полным неумением произносить звук или группу звуков сознательным пропуском их в своей речи.

Постановку любого звука можно начать с подражания звукам, которые издают животные или предметы. Например, звук р (рычание собаки или звук работающего мотора), звук ш (шум волны, набегающей на берег, или как шипит гусь), ж (жужжание жука), з (писк комара) и т.д. Элемент подражания хорош тем, что используя его, мы заставляем работать слух и зрение ребенка.

Если же ребенок не сумел воспроизвести звук по подражанию, то занятия рекомендуется начинать с отработки отдельных элементов звука. При этом используется система артикуляционных упражнений и артикуляционной гимнастики, которые подготовят органы речи к произношению определенного звука.

Приведу примеры артикуляционной гимнастики:

Подготовительные упражнения, статистические (неподвижные):

  • “Лопаточка”. Широкий язык высунуть, распластать на нижней губе, держать 10–15 секунд.
  • “Чашечка”. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, но не прикасаться к верхним зубам. Держать 10–15 секунд.
  • “Иголочка”. Открыть рот. Узкий язык высунуть далеко вперед. Удерживать 10–15 секунд.
  • “Горка”. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упирается в нижние зубы. Удерживать 15 секунд.
  • “Часики”. Упражнение дается для активизации мышц языка. Скажите ребенку: “Посмотри, как тикают часики, как ходит маятник. Давай поиграем в часики, а маятником будет твой язычок”.
  • “Лошадка”. Показать ребенку как скачут лошадки. Проследите, чтобы кончик языка поднимался прямо, не поворачиваясь и щелкая за верхними зубами. Язык должен присасываться к небу, а потом отрываться от него со звуком похожим на топот копыт.
  • “Качели”. Скажите ребенку: “Высунь узкий язычок. Тянись им попеременно то к носу, то к подбородку, рот не закрывай". Повторить так 10–15 раз.
  • “Вкусное варенье”. Необходимо сидя с ребенком перед зеркалом представить, что вы съели вкусное варенье. И у вас испачкалась верхняя губа. “Давай-ка слижем варенье с верхней губы языком. Вот так”. Показывая ребенку, как надо слизать варенье, вы делаете движение широким языком по верхней губе сверху-вниз, но не из стороны в сторону.
  • “Почистим зубы”. Ребенок сидит на стуле лицом к вам. “Посмотри как я буду чистить зубы. (Чистите языком верхние зубы с внутренней стороны). А теперь давай вместе почистим верхние зубы, чтобы они были чище.”. Язык должен скользить по внутренней поверхности зубов слева-направо. Рот открыт, губы улыбаются и видны зубы.
  • “Маляр”. Скажите ребенку: “Высунь язык, рот приоткрой. Оближи, как маляр кисточкой, сначала верхнюю губу по кругу, потом нижнюю губу по кругу.” Повторить 10 раз.

При всех видах коррекционной работы с ребенком обязательно используйте зеркало, которое дает ему возможность видеть, как нужно ставить язык, зубы и губы при произношении каждого определенного звука.

Этапы коррекции звуков:

  1. Первый этап работы по преодолению нарушений произношения — постановка звука. Только после того, как ребенок научится правильно произносить звук, приступайте ко второму этапу — закрепление звука.
  2. Закрепление звука в слоге (прямом — ла, лу, ли, лы; обратном — ал, ул, ил, ыл), между гласными в середине слога — ала, оло, улу..). Тренировка звука на аналогах слов (лала, пала, лалала...).
  3. Закрепление звука в словах: рабочий звук в начале слова (лампа, ложка, лодка), в конце (стол, стул, сигнал, смял, стал), в середине (неделя, золото, желтый).
  4. Ввод слова с отработанным звуком в предложения, работа с картинками, подбор специальных стихотворений, где часто встречается рабочий звук.

Одновременно с закреплением рекомендуется проводить дифференциацию звуков.

  1. Ребенок произносит звук в сопоставлении — с–т, в разной последовательности в слогах (са-та, су-ту, та-са, ту-су, то-со), в словах (санки-танки, лист, мост, стул, стол), во фразах (стены, стулья и столы были светлого цвета).
  2. Ставим вопрос и получаем ответ с условием, что в вопросе и ответе обязательно должны быть дифференцируемые звуки. Например: Где стоит стул? — Стул стоит у стены.
  3. Поручаем ребенку самостоятельно следить за своей речью, контролируя ее.

Правильная постановка произношения шипящих звуков

Для начала необходимо вспомнить с ребенком артикуляционную гимнастику, а именно упражнение “чашечка”: — Пожалуйста: сделай язык “чашечкой”, теперь переведи чашечку за зубы, удерживая язык вверху, сомкни зубы, слегка вытяни вперед губы (можете двумя пальцами сами слегка выдвинуть губы ребенка вперед), и произнеси звук.

Если ребенок удерживает язык в верхнем положении, будет слышаться звук ш, если язык не удерживается, нужно подвести под язык шпатель или плоский конец чайной ложки. Упражняться с механической помощью до тех пор, пока ребенок не сможет произносить правильный звук без помощи. Потом предложите ребенку с таким же положением артикуляционного аппарата произнести звук ж. Если ребенок произносит звук ж как ш, приложите одну его руку на свою гортань, а другую на его гортань, и снова произнесите звук. Чтобы поставить правильный звук ч, нужно объяснить ребенку, что звук ч состоит из слитно произнесенных звуков ть и щ-тьщ. Сначала можно произносить раздельно ть-щ, ть-щ, потом постепенно слить эти звуки. При постановке звука щ предложите ребенку повторить звук, если не получается по подражанию, то свой палец (в горизонтальном положении) подложите под язык. Палец должен удерживать язык у средней части неба. Добивайтесь долгого звучания щ.

Постановка правильного произношения свистящих звуков с, сь, з, зь, ц.

Правильная артикуляция свистящих звуков:

  • губы принимают положение последующего главного звука;
  • зубы сближены на расстояние одного миллиметра;
  • кончик языка упирается в нижние резцы;
  • боковые края плотно прижаты к верхним коренным зубам;
  • спинка языка (его средняя часть) выгнута посередине, образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам (передним зубам).

При произношении мягкого с спинка языка сильнее выгнута, язык более напряжен. Звук з, зь произносится так же, только здесь уже включается голос (благодаря смычке голосовых связок), за счет чего и образуется звонкий свистящий звук.

Самое главное при произнесении с, з, ц , то, что кончик языка упирается в передние нижние зубы и его не должно быть видно между зубами, они закрыты. Если ребенок не может сразу произнести, подражая вам, нужно прибегнуть к механической помощи. Прижмите кончик языка спичкой (концом спички, предварительно отломив серную головку), и пусть ребенок, закусив зубами спичку, произнесет звук с, потом з. Если ребенок с помощью спички произносит правильно звуки, а без спички не может, потренируйтесь подольше со спичкой, потом опять попробуйте без нее, до тех пор, пока ребенок не станет произносить самостоятельно правильное звуки с, з, ц.

Если не получается сразу звук з (ребенок произносит его как с) положите его руку на вашу гортань, а другую руку на свою, произнесите сначала, протягивая, звук с (Слышишь, горлышко молчит?), а потом протяните звук :"з...з..з.." и ребенок “услышит”, как “загудело горлышко”. Для произнесения правильного звука ц предложите произнести слитно звук тис, сначала медленно, потом быстрее, в итоге получится звук ц (т+с). При произнесении ц поднесите тыльную сторону ладони ребенка к своему рту, и он почувствует струю воздуха.

Постановка правильного произношения звука «л»

Для исправления недостатков произношения звука л советую вам самый простой способ, я всегда пользуюсь им в своей работе. Сначала вы перед зеркалом (ребенок сидит рядом) зажимаете зубами кончик языка, потом предлагаете ребенку проделать то же самое, и, не меняя положения языка, произнесите протяжный звук а или ы. Потом делаете то же самое, только беззвучно, а ребенок с включением голоса. Должен получиться протяжный звук «л».

Постановка правильного произношения звука «р»

Предложите ребенку вспомнить упражнение “чашечка”. Проделайте его вместе несколько раз обязательно перед зеркалом следующим образом:

— Сделай язык “чашечкой”, прижми сильно кончик языка к нёбу, оттолкнись, и силой произнеси звук д (следи, чтобы язык был вверху, зубы не закрывались и челюсть была неподвижна). Своим чистым пальцем или пальцем ребенка произведите быстрые движения слева направо, дергая язык за подъязычную уздечку. (На палец можно надеть соску для бутылочки). Сначала вы держите руку ребенка за кисть и его пальцем осуществляете движения, потом ребенок будет делать это упражнение самостоятельно. Делать надо до тех пор, пока не появится самостоятельная, без помощи пальцев, вибрация кончика языка. Повторять это упражнение несколько раз в день по 10–15 минут, или хотя бы один раз в свободное время, но тоже не более 20 минут.

Обязательно давайте ребенку отдыхать!

Чаще всего произносите сами сочетания др (язык вверху), чтобы ребенок, видя вашу артикуляцию и слыша правильный звук, подражал вам, но только при условии, если звук «р» вы произнесете правильно.

Работая с ребенком над исправлением дефектов звукопроизношения, необходимо иметь наглядный материал. Подберите цветные картинки, желательно по сериям (цветы, овощи, фрукты, посуда, одежда, обувь), различные лото, домино, кубики.

Старайтесь сделать занятие не скучным уроком, а интересной игрой. Чаще хвалите, поощряйте ребенка за его старание и труд.

© Общественная организация "Белорусский зеленый крест"

nsportal.ru

ИДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛОГОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.

ИДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛОГОКОРРЕЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ  ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ШИПЯЩИХ  ЗВУКОВ.

ЗАНЯТИЕ 1. Цель – познакомить ребёнка со строением артикуляционного аппарата, упражнениями для язычка.

- и/упр. «Волшебная картинка». Подуть на картинку, закрытую разрезанной цветной бумагой. Цель - настроить ребёнка на контакт, развитие длительного речевого выдоха.

- пальчиковая игра «Пальцы - дружная семья». Цель - развивать мелкую моторику пальцев рук.

-игра «Сказочка-указочка». Чтение стихотворения с показом.  Цель - познакомить с органами артикуляции.

-«Сказка про язычок». Артикуляционные упражнения: улыбка, домик открывается, любопытный язычок, дудочка, орешек, шарики, самовар. Цель - познакомить с упражнениями.

-и/упр. «Поймай звук». Хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук в звуковом ряду. Цель - учить различать на слух звуки речи.

ЗАНЯТИЕ 2. Цель – подготовительный этап к постановке звука ш.

-«Отгадай загадку». Цель - загадывание загадок про губы, зубы и язык; помочь ребёнку вспомнить названия органов артикуляции.

-и/упр. «Покажи, не ошибись». Цель - показ ребёнком на себе названных органов артикуляции перед зеркалом.

-пальчиковая игра «Пальцы - дружная семья». Цель - развивать мелкую моторику пальцев рук.

-«Сказка про язычок» артикуляционные упражнения: улыбка, дудочка, домик открывается, язык здоровается с подбородком, язык здоровается с верхней губой, окошко, толстячки и худышки (грустные, обрадовались), самовар, вкусное варенье. Цель - развитие мимической и артикуляционной моторики.

-и/упр. «Поймай звук». Выделение звука ш из ряда далёких по акустическим и артикуляционным признакам звуков. Цель - учить различать на слух звуки речи.

ЗАНЯТИЕ 3. Цель – подготовительный этап к постановке звука ш.

-и/упр. «Солнышко проснулось». Цель - самомассаж мимической мускулатуры лица.

-«Сказка про язычок» артикуляционные упражнения: улыбка, домик открывается, язычок идёт в гости к носику, лягушка, зайчик, месим тесто,  блинчик, вкусное варенье. Цель- упражнения для подготовки артикуляционных органов к постановке звука ш.

-и/упр. «Песенки язычка». Пропевание на выдохе гласных звуков а-о-у-и тихо и громко.  Цель - развитие силы голоса и речевого выдоха.

-и/упр. «Картинки - помощники». Знакомство со схематическими моделями, обозначающими положение губ при произношении гласных звуков

-и/упр. «Поймай звук». Выделение звука ш из ряда близких по акустическим и артикуляционным признакам звуков. Цель - учить различать на слух звуки речи.

ЗАНЯТИЕ 4. Цель – подготовительный этап к постановке звука ш.

-«Сказка про язычок» упражнения для развития артикуляции и мимики: улыбка, домик открывается, язычок здоровается с солнышком, солнышко обрадовалось, грустный котёнок, котёнок лакает молоко, качели.  Цель - упражнения для подготовки артикуляционных органов к постановке звука ш.

-введение игрового персонажа: котёнок Шалун.  К нам пришёл гость: загадка про котёнка.

-пальчиковая гимнастика «Котёнок». Цель - развивать мелкую моторику пальцев рук.

-и/упр. «Споём котёнку колыбельную». А-о-у-и, и-у-о-а, о-и-а-у. Использование схем-моделей, обозначающих положение губ. Цель -  развитие силы голоса, плавного выдоха.

-и/упр. «Чьи детки?» Цель - формирование грамматического строя речи.

-и/упр. «Поймай звук». Выделение звука ш из слогового ряда (ша-ка-за-ло-шо-ру-со-лу-шу) Цель - учить различать на слух звуки речи.

ЗАНЯТИЕ 5. Цель – подготовительный этап к постановке звука ш.

-«Сказка про язычок» упражнения для развития артикуляции и мимики: орешек, домик открывается, любопытный язычок, окошко, лягушата веселятся,  качели, самовар, вкусное варенье. Цель - отрабатывать подъём языка вверх, подготовка органов артикуляции к постановке звука ш.

-пальчиковая игра «Царапки». Цель - развитие мелкой моторики пальцев рук.

- и/упр. «Дуем на шарик». Шалун любит играть с шариком, давай поиграем с ним, будем дуть на ватный шарик так, чтобы он долетел до котёнка. Цель – развитие длительного выдоха.

-и/упр. «Поймай звук». Выделение звука ш из слогового ряда. Цель - учить различать на слух звуки речи.

-и/упр. «Посчитаем». У шалуна есть братья, давай посчитаем, сколько всего котят и нарисуем им шарики. Цель - формирование грамматического строя речи, учить согласовывать числительные с существительными.

ЗАНЯТИЕ 6. Цель – постановка звука ш.

-логопедическая гимнастика «Потягушки». Цель - развитие мимической и артикуляционной моторики.

- и/упр. «Волшебная картинка». Шалун оставил нам картинку, на которой нарисовано, куда он отправился. Подуй на картинку и увидишь. Цель - развитие длительного и сильного выдоха.

-упр. «Песенки язычка». Мы сегодня вспомним песенки язычка а, о, и, и разучим новые песенки с, ш.  Чтобы спеть песенку ш,  нужна «Волшебная лопатка», которая будет помогать.

И/упр. «Язычок катается на лопатке». Цель – постановка звука ш с механической помощью.

-и/упр. «Картинки-помощники».  Научиться правильно петь песенку ш нам помогут картинки. Цель - познакомить со схематическими моделями, обозначающими, положение губ и языка при произношении звука  ш.

- игра «Поймай звук». Есть ли звук ш в словах котёнок, шалун, мячик, шарик, комок, бантик, шишка. Цель - развитие фонематического восприятия.

- и/упр. «Найди место звука в слове».  Определение позиции звука ш в словах, обозначение его цветовым символом. Цель -  обучение звуковому анализу слов.

ЗАНЯТИЕ 7. Цель – автоматизация звука ш в изолированном звучании.

-пальчиковая гимнастика «Котёнок». Цель - развивать мелкую моторику пальцев рук.

-«Сказка про язычок» артикуляционные упражнения: улыбка, домик открывается, язычок здоровается с солнышком, язычок здоровается с котёнком, котёнок лакает молоко, ступеньки, лопатка. Цель - отрабатывать подъём языка вверх, развивать артикуляционную моторику.

-и/упр. «Фокус». Шалун любит разные фокусы, давай покажем ему фокус с бумажкой. Цель - развитие длительного выдоха, учить удерживать язык в форме чашечки.

-и/упр. «Научим язычок шипеть (как котенок)». Цель – автоматизировать изолированный звук ш с механической помощью.

-и/упр. «Картинки - помощники». Предложить  ребёнку самостоятельно выбрать и выложить схематические модели, обозначающие, положение губ и языка при произношении звука  ш. Цель - формирование зрительного образа звука  ш.

- игра «Поймай звук». У Шалуна есть друзья, догадайся кто они. У каждого а названии есть звук  ш. Шарик, Мурзик, петушок, зайчик, лягушонок. Цель - выделение слов со звуком ш, развитие фонематического восприятия.

- и/упр. «Найди место звука в слове». Определение позиции звука ш в словах, обозначение его цветовым символом. Цель -  обучение звуковому анализу слов.

ЗАНЯТИЕ 8. Цель – автоматизация звука ш в изолированном звучании.

-и/упр. «Солнышко проснулось». Цель - самомассаж мимической мускулатуры лица.

-«Сказка про язычок» артикуляционные упражнения: заборчик, язычок ищет щёлочку в заборе, язычок отдыхает (лопатка), самовар, чашечка, вкусное варенье. Цель - отрабатывать подъём языка вверх, развивать артикуляционную моторику.

-и/упр. «Песенка ветра». Цель -   закрепление слухового образа звука ш в изолированном звучании без механической помощи.

-и/упр. «Картинки-помощники». Цель - формирование зрительного образа звука  ш.

-и/упр. «Подберём игрушки для Шалуна». Котёнок любит играть с игрушками. Какие игрушки он выберет, если мы знаем, что любимый звук у Шалуна - ш? Цель - развитие фонематичесокго восприятия.

- и/упр. «Найди место звука в слове». Определение позиции звука ш в словах, обозначение его цветовым символом. Цель -  обучение звуковому анализу слов.

ЗАНЯТИЕ 9. Цель – автоматизация звука ш в изолированном звучании и слогах.

-придумаем и расскажем сказку про язычок по картинкам. Цель  развитие артикуляционной моторики, отрабатывать подъем языка вверх.

-и/упр. «Котёнок играет с мячиками». Котёнок шипит и ловит мячики: ш-ш-ш-а. Цель - автоматизация звука ш в открытых слогах ша, шо, ши, ше, шу.

-пальчиковая гимнастика «Пальцы -дружная семья». Цель - развитие мелкой моторики рук.

- и/упр. «Покажем Шалуну, как мы умеем слушать звуки». Определение позиции звуков в слогах ша, шо, шу. Обозначение их цветовыми символами  гласных и согласных звуков. Цель - развитие фонематического восприятия, обучение звуковому анализу слов.

-и/упр. «Подбери картинки к слогам». Найди картинку, в названии которой есть слог ша (шо, шу, ши). Цель - развитие фонематического восприятия, мышления.

ЗАНЯТИЕ 10. Цель – автоматизация звука ш в слогах.

-расскажем Шалуну «Сказку про язычок» артикуляционные упражнения: лягушка, зайчик, лошадка, грибок (день – ночь), качели, самовар, бублики. Цель - развитие артикуляционной моторики.

-и/упр. «Мышата шушукаются». Шалун встретил мышат, они шепчутся друг с другом, боятся котёнка. Цель - автоматизация звука ш в обратных слогах аш, ош, уш, ыш, иш, еш (со сменой интонации).

-и/упр. «Эхо». Шалун предложил  мышатам  поиграть в игру с мячиком. Цель – автоматизация звука ш в обратных слогах.

-и/упр. «Картинки-помощники». Цель – напомнить правильный уклад органов артикуляции.

 -и/упр. «Закончи слово». Пока зверята отдохнут мы поиграем: я буду называть часть слова, а ты заканчивать (с опорой на картинки): мал(ыш), гу(ашь), кам(ыш), ланд(ыш), фин(иш). Цель – автоматизация звука ш в слогах.

-и/упр. «Выберем подарки для мышат». Мышата как и Шалун любят всё со звуком ш, давай придумаем им имена с этим звуком и подберём подарки.  (шарф, зонтик, шоколад, конфеты, шары, ваза, шапка,  машина, мозаика, подушка). Цель – развитие фонематического восприятия.

ЗАНЯТИЕ 11. Цель -  автоматизация звука ш в слогах со стечением согласных.

-«Сказка про язычок» артикуляционные упражнения: месим тесто, печём блинчики, блинчик, вкусное варенье, чашечка, дуем с чашечки. Цель - развитие артикуляционной моторики, отрабатывать подъем языка вверх.

-и/упр. «Классики». Сегодня к нам пришли мышата Шуша и Шуня, они  хотят поиграть в классики, давай поможем им: чтобы допрыгать до конца, надо произносить слоги, которые написаны на квадратиках. Цель -  автоматизация звука ш в слогах со стечением согласных: шта-што-шту-шты-шти; шка-шко-шку-шкы-шки; шма-шмо-шму-шмы-шми; шва-шво-вшу-швы-шви.

-И/упр. «Картинки-половинки». Мышата принесли картинки-половинки, помоги мышатам, собери картинки и назови их: поду(шка), кату(шка), куку(шка), око(шко), бука(шка), (шта)нга, (шпа)га. Цель -  автоматизация звука ш в слогах со стечением согласных.

-И/упр. «Один - много». Назовём как будут называться эти предметы, если их будет по два, для каждой мышки. Цель – формировать грамматический строй речи, образование множественного числа существительных.  

ЗАНЯТИЕ 12. Цель - автоматизировать звук ш в словах.

-«Сказка про язычок» арт. упр.: улыбка, домик открывается, лопатка, язычок здоровается с солнышком, лошадка, бублики, качели. Цель - отрабатывать подъем языка вверх.

-пальчиковая гимнастика «Здравствуй». Цель - развитие мелкой моторики рук.

- и/упр. «Дуем на шарик». Давай поиграем с Шалуном, будем дуть на ватный шарик так, чтобы он долетел до котёнка. Цель - развитие длительного выдоха.

-и/упр. «Назови правильно» Шалун принёс шкатулку. Давай посмотрим, что там лежит. Будем правильно называть предметы. Цель - автоматизировать звук ш в словах.

- и/упр. «Найди место звука в слове». Какой звук повторяется в названии этих предметов? Определение позиции звука ш в словах, обозначение его цветовым символом. Цель -  обучение звуковому анализу слов.

- И/упр. «Назови ласково». Все предметы в шкатулке маленькие, давай назовём их ласково. Цель-формировать грамматический строй речи, продолжать учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.

-и/упр. «Вспомни и назови». После того как все предметы убрали, назвать, что в шкатулке. Цель - автоматизировать звук ш в словах, развивать зрительную память.

ЗАНЯТИЕ 13. Цель – автоматизация звука ш в словах и небольших предложениях (3-4 слова).

-придумаем и расскажем сказку про язычок по картинкам. Цель - развитие артикуляционной моторики, отрабатывать подъем языка вверх.

-и/упр. «Футбол». Шуша и Шуня хотят поиграть в футбол. Они будут вратарями, а мы игроками. Цель - развитие длительного выдоха.

-игра «Закончи предложение». Мышата очень дружные, всё делают вместе. Давай расскажем про них. Я начну говорить, а ты продолжишь. Цель – автоматизация звука ш в словах, формирование лексико-грамматического строя речи.

- игра «Волшебный цветок». Мышата дарят нам игру.  Собери на лепестки те картинки, в названиях которых есть звук ш. Цель - развитие фонематического восприятия.

-И/упр. «Придумай предложение». Разложи картинки с цветка по две  и придумай с ними предложения. Цель – автоматизация звука ш в словах и небольших предложениях (3-4 слова).

-и/упр. «Найди место звука в слове». Цель - обозначение звука цветовым символом на схеме слова, звуковой анализ слов.

ЗАНЯТИЕ 14. Цель - автоматизация звука ш в  связной речи.

-«Сказка про язычок» артикуляционные упражнения: лошадка, грибок, качели, чашечка, вкусное варенье. Цель - развитие артикуляционной моторики.

-пальчиковая гимнастика «Пальцы - дружная семья». Цель - развивать мелкую моторику рук.

-и/упр. «Волшебная картинка». Шалун прислал картинку. Подуй на неё и увидишь, чем занимаются котята и мышата (мышата и котята играют в хоккей). Цель - развитие речевого выдоха.

-и/упр. «Назови правильно». Послушай рассказ по этой картинке, запомни слова, в которых услышишь звук ш. Назови, в каких словах ты услышал звук ш. Цель – автоматизация звука в словах.

-и/упр. «Найди место звука в слове». Цель - определение места звука ш в словах и обозначение его цветовым символом на схеме слова.

-и/упр. «Расскажи историю». Послушай рассказ ещё раз и попробуй рассказать сам. Цель - автоматизация звука ш в  связной речи.

ЗАНЯТИЕ 15. Цель - дифференциация звуков ш и с в изолированном звучании.

-придумаем сказку про язычок по картинкам. Артикуляционные упражнения: домик открывается, лопатка, лошадка, бублики, грибок, ступеньки. Цель - развитие артикуляционной моторики, отрабатывать подъём языка вверх.

-и/упр. «Песенки язычка». Шалун пришёл сегодня со своей подружкой  Морской свинкой. Давай споём им песенки язычка про их любимые звуки ш и с. Цель - дифференциация звуков.

-и/упр. «Картинки-помощники».  Подберём картинки для песенок. Цель – закреплять зрительный образ звуков ш и с.

-пальчиковая гимнастика «Дружные пальцы». Цель - развивать мелкую моторику рук.

-и/упр. «Выбери игрушки». Догадайся, какие игрушки выберут Шалун и Морская свинка, если мы знаем их любимые звуки. Цель - дифференциация звуков ш и с, автоматизировать их в словах.

- игра «Поймай звук». Подними Шалуна, если услышишь звук ш или  Морскую свинку, если услышишь - с. Цель -  дифференциация звуков ш и с в звуковом ряду, развитие фонематического восприятия.

ЗАНЯТИЕ 16.  Цель - дифференциация звуков ш и с в слогах.

-и/упр. «Солнышко». Цель - развитие мимической мускулатуры лица и мелкой моторики рук. ..

-«Сказка про язычок» артикуляционные упражнения: улыбка, домик открывается, качели, лягушка, змейка, часики, ступеньки. Цель - отрабатывать подъём языка вверх.

-и/упр. «Эхо». Шалун научил Морскую свинку играть с мячиком в игру «Эхо». Давай и мы с тобой поиграем. Цель - дифференциация звуков ш и с в слогах (ша-са, су-шу,  шо-со, са-ша, со-шо, сы-ши, ас-аш, ош-ос, иш-ис, еш-ес).

-и/упр. «Закончи слово». Поиграем в игру, я буду загадывать тебе начало слова, а ты отгадывать конец слова, подставляя слоги со звуками ш и с (ка(ша), ли(са), мы(ши), анан(ас), какт(ус), простоква(ша), кам(ыш), автобу(сы). С опорой на картинки. Цель - дифференциация звуков ш и с, автоматизация звуков в слогах.

-и/упр. «Разложим картинки по домикам». Разделить каждое слово на слоги и разложить в соответствующие конверты c цифрами 1, 2, 3 . Цель - развитие фонематического восприятия.

ЗАНЯТИЕ 17. Цель - дифференциация звуков ш и с, автоматизация звуков в словах.

-пальчиковая гимнастика «Приглашение». Цель - развивать мелкую моторику рук.

-«Сказка про язычок» артикуляционные упражнения:  месим тесто, печём блинчики, блинчик, вкусное варенье, чашечка, дуем с чашечки. Цель - развитие артикуляционной моторики, закреплять умение удерживать язык в верхнем положении.

-и/упр. «Лабиринт». Проведи пальчиком по лабиринту и узнаешь, какую игру принёс Шалун. Там, где нарисована Свинка надо произносить звук с, а там, где Шалун - ш. Цель - дифференциация звуков ш и с.

-и/упр. «Волшебный цветок». Сегодня Шалун и Свинка приготовили тебе задание: разложи на лепестках картинки со звуками ш и с по очереди. Цель - дифференциация звуков ш и с.

-И/упр. «Назови правильно». Назови по порядку все картинки на лепестках, правильно произноси звуки ш и с. Цель - дифференциация звуков ш и с, автоматизация звуков в словах.

-И/упр. «Придумай предложение». Разложи картинки с цветка по две: одну со звуком ш, другую со звуком с,   и придумай с ними предложения. Цель – дифференциация звуков ш и с, автоматизация звуков в небольших предложениях.

ЗАНЯТИЕ 18. Цель - постановка звука ж по подражанию.

-«Сказка про язычок» артикуляционные упражнения: заборчик, язычок ищет щёлочку в заборе, язычок отдыхает (лопатка), самовар, чашечка, вкусное варенье. Цель - отрабатывать подъём языка вверх, развивать артикуляционную моторику.

-Шалун и Свинка отправились в путешествие, а к нам прислали своего друга. Отгадай загадку и узнаешь кто это: Не жужжу, когда сижу,  Не жужжу, когда хожу,  

 Не жужжу, когда тружусь,  А жужжу, когда кружусь.

-и/упр. «Жук жужжит». Полетаем вместе с жуком по полянке. Постановка звука ж по подражанию.

-и/упр. «Картинки-помощники». Цель - формирование зрительного образа звука  ж.

-и/упр. «Подуем на цветочек». У  жука на полянке есть аленький цветочек, подуй на него и он завертится. Цель - упражнять в длительном выдохе.

-пальчиковая гимнастика «Цветочки». Покажем жуку, что наши руки тоже могут превратиться в цветочки. Цель - развитие мелкой моторики рук.

-и/упр. «Поймай звук». Выделение звука ж из ряда звуков. Цель - развивать фонематическое восприятие.

-и/упр. «Найди место звука в слове». Есть ли звук ж в слове жук? Цель - определение места звука в слове и обозначение его цветовым символом на схеме слова.

ЗАНЯТИЕ 19. Цель - автоматизация звука ж в слогах.

-придумаем сказку про язычок по картинкам. Артикуляционные упражнения: домик открывается, ступеньки, лопатка, качели, чашечка, бублики. Цель - закреплять умение удерживать язык в верхнем положении.

-и/упр. «Жук летает по цветочкам». Цель - автоматизация звука ж в слогах жа, жо, жу, жи, же.

-и/упр. «Песенки жука». Повтори за жуком песенки: жа-жа-жа, жо-жо-жо, жу-жу-жу, жи-жи-жи. Послушай и скажи, какой слог в песенке лишний: жа-жа-жа-жо, жу-жу-жу-жи. Повтори песенку жука: жа-жо-жу, послушай ещё раз: жа-жо. Какой слог исчез?  Цель - автоматизация звука ж в слогах, развитие фонематического восприятия.

 -и/упр. «Подбери картинки к песенкам».  Подобрать картинки на заданный слог. Цель - развитие фонематического восприятия.

-и/упр. «Поймай звук». Выделение звука ж из ряда слов (жук, шар, санки, жираф, жёлудь, шишка, бусы, ежи, машина, жокей). Цель - развивать фонематическое восприятие.

ЗАНЯТИЕ 20. Цель - автоматизация звука ж в словах.

-«Сказка про язычок» артикуляционные упражнения:  домик открывается, лошадка, грибы, гармошка, парус. Цель - закреплять умение удерживать язык в верхнем положении.

-и/упр. «Жук летает по цветочкам». Цель - автоматизация звука ж в слогах жа, жо, жу, жи, же.

-и/упр. «Подуем на цветочек». Цель - упражнять в длительном выдохе.

-и/упр. «Волшебный цветок». Жук хочет украсить свой цветок картинками, в названии которых есть звук ж. Давай поможем ему выбрать. Цель - развитие фонематического восприятия.

-И/упр. «Назови правильно». Назови картинки по порядку, чётко произноси звук ж. Цель - автоматизация звука ж в словах.

-И/упр. «Рифмы». Жук предлагает тебе поучиться сочинять  стихи.  Я прочитаю начало сточки, а ты придумай последнее слово в рифму, а потом повтори всю строку. (Про ужа и ежа). Цель - автоматизация звука ж в словах.

-и/упр. «Найди место звука в слове». Есть ли звук ж в словах уж, ёж? Цель - определение места звука в слове и обозначение его цветовым символом на схеме слова, развитие фонематического восприятия.

nsportal.ru

Смотрите также